Структурное подразделение муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Лукошинский детский сад «Снежинка»
«Методические рекомендации по развитию мелкой моторики рук у детей»
Выполнила: воспитатель
Кружкова Вера Сергеевна
Пояснительная записка
Методические рекомендации предназначены для воспитателей дошкольных учреждений, родителей.
Рекомендации направлены на развитие мелкой моторики рук у детей, которая необходима для развития речи, а так же подготовки рук к письму и выполнению тонкой ручной работы.
Цель данных методических рекомендаций в том, чтобы познакомить педагогов и родителей дошкольников с работой по развитию моторики, которая в конечном итоге влияет на развитие речи и мышления.
Известный педагог В. А.Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».
Уже доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться, задолго до поступления ребенка в школу.
Интерес к графической деятельности у детей начинается развиваться достаточно рано – на втором году жизни, когда малыш впервые берет карандаш и производит первые манипуляции на бумаге. Начиная с этого возраста родителям необходимо поддерживать интерес своего ребенка к этим занятиям; создать необходимые условия (бумага, карандаши); формировать правильные навыки выполнения графических упражнений (посадка за столом, правильное удерживание карандаша, выполнение линий различной формы); активизировать интерес ребенка к этой деятельности. Надо постараться ограничить использование в рисовании фломастеров: они не требуют никаких усилий от ребенка и не развивают мышцы пальцев руки.
Занятия должны только вместе со взрослыми, в игровой форме, чтобы ребёнок мог увлечься таким занятием. Время занятия не должно быть долгим, иначе ребёнок утомиться. Задание он должен выполнять по инструкции.
Для ребёнка очень важно участие взрослого и постоянное одобрение его деятельности.
Для развития мелкой моторики рук родители могут использовать следующие приемы и упражнения:
-массаж кистей рук,
- пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением и без него; пальчиковый театр теней
-рисование, ватными палочками, ладошкой, пальчиками, дорисуйте кляксе ( ножки, ручки…) штампами из картофеля нарисовать тропинку и т.д.
-лепка с мамой на кухне, раскатывание теста, прищипывание
- помогать сматывать нитки или веревку в клубок
-конструирование, различные виды аппликации,
- нанизывание бусин
-различные игры с мелкими предметами перекладывание, сортировка крупы, палочек, пуговиц и других мелких предметов (создание различных узоров и рисование фигурок из круп)
-упражнения по подготовке руки к письму (работа с трафаретами, шаблонами, фигурными линейками, объемными и плоскостными изображениями предметов). Большую роль в развитии мелкой моторики руки и подготовке руки ребенка к письму играют книжки-раскраски. И многое другое.
Всё ограничивается только фантазией самих родителей. Любого рода занятия должны сводиться к одному принципу: «Не навреди»
- игры, должны приносить детям радость;
-ребёнок должен получать постоянное одобрение и помощь со стороны взрослого;
-постепенное усложнение игрового материала, упражнений, от простого к сложному;
- при предъявлении игрового материала, речевых игр следует учитывать индивидуальные возможности ребенка;
- занятия должны быть ежедневными, во время занятий необходимо проводить перерыв для проведения пальчиковой игры или физминутки
- всегда подводите итог игры : что вы узнали, что научились делать и что ребенку понравилось больше всего;
- время выполнения упражнений также должно учитываться, так как интерес ребенка быстро иссякают: до 3 лет это около 5 минут, затем можно увеличить длительность.
Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речь, а самое главное – способствует сохранению физического и психологического здоровья ребенка. И все это готовит его к успешному обучению в школе.
Список используемой литературы:
Лурия А.Р. Письмо и речь. Нейролингвистические исследования М.: Академия, 2002. — 352 с.
Сазонова А.В., Боричева Г.А. Узоры для развития тонкой моторики дошкольников. // Детство-Пресс, 2006 г.
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. // Москва «АЙРИС ПРЕСС», 2008.
Шанина С.А., Гаврилова А.С. Играем пальчиками – развиваем речь. // Москва, 2008. Логопедия: учебник. /Под ред. Л.С. Волковой. – М.: 2008. – 703 с.
Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. // СПб., Детство-Пресс, 2014.
Косинова Е. Гимнастика для пальчиков. Москва, 2001.
Шанина С.А., Гаврилова А.С. Играем пальчиками – развиваем речь. – М.: 2008. – 251 с