СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ МДК 03.03. Документирование и сертификация ПМ. 03 Участие в интеграции программных модулей

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

МДК.03.03 Документирование и сертификация является составной частью профессионального модуля ПМ.03 Участие в интеграции программных модулей и относится к дисциплине профессионального цикла. Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по МДК.03.03 Документирование и сертификация разработаны в соответствии  с рабочей программой дисциплины. Содержание методических рекомендаций по выполнению самостоятельной работы по данному междисциплинарному курсу соответствует требованиям Государственного стандарта среднего профессионального образования по специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от «28»  июля 2014 г. № 804 По учебному плану в соответствии с рабочей программой на изучение МДК.03.03 «Документирование и сертификация» студентами дневной формы обучения предусмотрено всего 152 часов, из них аудиторных 54 часа, практических занятий – 42 часа, самостоятельных занятий - 56 часов.

Просмотр содержимого документа
«МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ МДК 03.03. Документирование и сертификация ПМ. 03 Участие в интеграции программных модулей»

115172, Москва, ул. Б.Каменщики, д. 7; тел., факс: (495) 134 1234; e-mail[email protected]




УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по ОУП

__________________Бозрова И.Г.



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ


МДК 03.03. Документирование и сертификация

ПМ. 03 Участие в интеграции программных модулей

Специальность 09.02.03 Программирование в компьютерных системах

(базовая подготовка)

курс 3 о









Преподаватель ___________/Л.А. Барашкина


Рассмотрено на заседании ПЦК ОПД и ПМ специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах, 09.02.04 Информационные системы (по отраслям)

Протокол от «_____»__________ 20____ г. № _____



Председатель ПЦК ___________/Н.В.Чагмавели

Содержание

1. Общие положения 3

2. Формы самостоятельной работы 4

3. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 10


  1. Общие положения

МДК.03.03 Документирование и сертификация является составной частью профессионального модуля ПМ.03 Участие в интеграции программных модулей и относится к дисциплине профессионального цикла.

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по МДК.03.03 Документирование и сертификация разработаны в соответствии с рабочей программой дисциплины.

Содержание методических рекомендаций по выполнению самостоятельной работы по данному междисциплинарному курсу соответствует требованиям Государственного стандарта среднего профессионального образования по специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от «28» июля 2014 г. № 804

По учебному плану в соответствии с рабочей программой на изучение МДК.03.03 «Документирование и сертификация» студентами дневной формы обучения предусмотрено всего 152 часов, из них аудиторных 54 часа, практических занятий – 42 часа, самостоятельных занятий - 56 часов.

Целью методических рекомендаций является обеспечение эффективности самостоятельной работы студентов с литературой и Интернет-ресурсами на основе организации их изучения.

Задачами методических рекомендаций по самостоятельной работе являются:

  • активизация самостоятельной работы студентов;

  • содействие развития творческого отношения к междисциплинарному курсу;

  • выработка умений и навыков рациональной работы с литературой и Интернет-ресурсами;

  • управление познавательной деятельностью студентов.

Функциями методических рекомендаций по самостоятельной работе яв­ляются:

- определение содержания работы студентов по овладению программным материалом;

- установление требований к результатам изучения дисциплины.

Сроки выполнения и виды отчётности самостоятельной работы определяются преподавателем и доводятся до сведения студентов.

Цель преподавания МДК.03.03 Документирование и сертификация - дать студентам профессиональные знания в области данного курса.

В результате освоения междисциплинарного курса студент должен

иметь практический опыт:

  • участия в выработке требований к программному обеспечению;

  • участия в проектировании программного обеспечения с использованием специализированных программных пакетов;

уметь:

  • владеть основными методологиями процессов разработки программного обеспечения;

  • использовать методы для получения кода с заданной функциональностью и степенью качества;

знать:

  • модели процесса разработки программного обеспечения;

  • основные принципы процесса разработки программного обеспечения;

  • основные подходы к интегрированию программных модулей;

  • основные методы и средства эффективной разработки;

  • основы верификации и аттестации программного обеспечения;

  • концепции и реализации программных процессов;

  • принципы построения, структуры и приемы работы с инструментальными средствами, поддерживающими создание программного обеспечения;

  • методы организации работы в коллективах разработчиков программного обеспечения;

  • основные положения метрологии программных продуктов, принципы построения, проектирования и использования средств для измерений характеристик и параметров программ, программных систем и комплексов;

  • стандарты качества программного обеспечения;

  • методы и средства разработки программной документации

  1. Формы самостоятельной работы

Перечень тем самостоятельной работы студентов по подготовке к лекционным (другое) и практическим занятиям соответствует тематическому плану рабочей программы ПМ. 03 Участие в интеграции программных модулей (МДК 03.03. «Документирование и сертификация»)

На самостоятельное изучение выносятся следующие вопросы:

№ п\п

Вопросы для самостоятельного изучения

Форма самостоятельной работы

Понятие качества программного обеспечения

Презентация

Роль метрологии и сертификации программных средств в обеспечении их качества

Презентация

Изучение известных международных организаций, разрабатывающие стандарты

Презентация

Важность внутрифирменных стандартов; профиль стандарта

Презентация

Общие требования к программным документам (ГОСТ 19.201-78 ЕСПД)

Составление таблицы

Составление требования к содержанию и оформлению технического задания (ГОСТ 19.402-78 ЕСПД).

Отчет (в электронном или печатном виде)

Составление требования к содержанию и оформлению руководства программиста (ГОСТ 19.505-79 ЕСПД).

Отчет (в электронном или печатном виде)

Сравнительный анализ стандартов оценки качества программного обеспечения

Отчет (в электронном или печатном виде)

Изучение и анализ Закона «О защите прав потребителей» и Закона «О сертификации продукции и услуг»

Доклад

Методы обеспечения качества и надежности в процессе разработки сложных программных средств

Отчет (в электронном или печатном виде)

Требования к технологии и средствам автоматизации разработки сложных программных средств. Составить схему «Структура ЕСПД»

Отчет (в электронном или печатном виде)

Подготовка к практическим занятиям

Отчет по ПР




Самостоятельная работа №1-4

Понятие качества программного обеспечения

Роль метрологии и сертификации программных средств в обеспечении их качества

Изучение известных международных организаций, разрабатывающие стандарты

Важность внутрифирменных стандартов; профиль стандарта

Цель: Научиться представлять информацию в виде компьютерной презентации и оформлять ее в соответствии с правилами, читать и конспектировать текст первоисточника, осуществлять поиск информации в Интернете.

Задачи:

  1. Закрепить изученный теоретический материал на учебных занятиях

  2. Отработать практические навыки в составлении презентации

  3. Развитие способности работать самостоятельно, формирование самостоятельности мышления и принятия решений

  4. Развитие активности и познавательных способностей студентов, развитие исследовательских умений

  5. Стимулирование самообразования и самовоспитания

  6. Развитие способности планировать и распределять свое время

Задание: Изучить теоретические аспекты вопроса, создать или разработать презентацию по заданию преподавателя в соответствии с изучаемой темой.

Приемы и методы работы:

работа с книжными источниками (учебниками, задачниками, с основной и дополнительной рекомендованной литературой);

работа в сети Internet (поиск нужной информации, обработка противоречивой и взаимодополняющей информации; работа со специализированными образовательными сайтами)

Требования к результату и форме отчетности:

Компьютерная презентация должна подчиняться следующим требованиям:

1.Требования по оформлению стиля

  • Соблюдайте единый стиль оформления.

  • Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации.

  • Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текст, рисунки).

2.Требования по оформлению фона

  • Для фона выбирайте более холодные тона (синий или зеленый).

  • Использование цвета

  • На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовков, один для текста.

  • Для фона и текста используйте контрастные цвета.

  • Обратите особое внимание на цвет гиперссылок (до и после использования).

3.Анимационные эффекты

  • Используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде.

  • Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде.

4.Содержание информации

  • Используйте короткие слова и предложения.

  • Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных.

  • Заголовки должны привлекать внимание аудитории.

5.Расположение информации на странице

  • Предпочтительно горизонтальное расположение информации.

  • Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.

  • Если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней.

6.Шрифты

  • Для заголовков – не менее 24.

  • Для информации – не менее 18.

  • Шрифты без засечек легче читать с большого расстояния.

  • Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации.

  • Для выделения информации следует использовать жирный шрифт,Arial, курсив или подчеркивание.

  • Нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных).

7.Способы выделения информации

  • Следует использовать:

  • Рамки, границы, заливку;

  • Разные цвета шрифтов, штриховку, стрелки;

  • Рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов.

8.Объем информации

  • Не заполнять один слайд слишком большим объемом информации: человек единовременно может запомнить не более трех фактов, выводов, определений.

  • Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде.

9.Виды слайдов

Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов:

  • С текстом;

  • С таблицами;

  • С диаграммами.

Презентация исследования студента должна включать:

  • название исследования,

  • цель самостоятельной работы,

  • ход и результат исследования,

  • выводы,

  • аннотированный список использованных ресурсов.

Основные недостатки презентаций:

Не отражается ход исследовательской деятельности, нет постановки проблемы, вывода. Вместо этого – изложение теоретического материала, или просто информация по какой-то теме, при этом много неоправданных различных технических эффектов, которые отвлекают внимание от содержательной части.


Самостоятельная работа №5

Общие требования к программным документам (ГОСТ 19.201-78 ЕСПД)

Цель: Сформировать навык по представлению данных в табличном виде, изменению таблиц.

Задачи:

  1. Закрепить изученный теоретический материал на учебных занятиях

  2. Отработать практические навыки в составлении таблиц

  3. Развитие способности работать самостоятельно, формирование самостоятельности мышления и принятия решений

  4. Развитие активности и познавательных способностей студентов, развитие исследовательских умений

  5. Стимулирование самообразования и самовоспитания

  6. Развитие способности планировать и распределять свое время

Задание: Изучить теоретические аспекты вопроса, создать или разработать таблицу по заданию преподавателя в соответствии с изучаемой темой.

Приемы и методы работы:

работа с книжными источниками (учебниками, задачниками, с основной и дополнительной рекомендованной литературой);

работа в сети Internet (поиск нужной информации, обработка противоречивой и взаимодополняющей информации; работа со специализированными образовательными сайтами)

Требования к результату и форме отчетности:

В результате выполнения самостоятельной работы должна получиться оформленная таблица включающая требования к программным документам в соответствии с ГОСТ

При выполнении таблиц соблюдаются следующие требования:

  • название таблицы помещают над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире;

  • в конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставятся;

  • при переносе части таблицы название помещают только над первой частью таблицы, нижнюю горизонтальную черту, ограничивающую таблицу, не проводят;

  • при заимствовании таблиц из какого-либо источника, после нее оформляется сноска на источник в соответствии с требованиями к оформлению сносок;


Самостоятельная работа №6-8; 10-11

Составление требования к содержанию и оформлению технического задания (ГОСТ 19.402-78 ЕСПД).

Составление требования к содержанию и оформлению руководства программиста (ГОСТ 19.505-79 ЕСПД).

Сравнительный анализ стандартов оценки качества программного обеспечения

Методы обеспечения качества и надежности в процессе разработки сложных программных средств

Требования к технологии и средствам автоматизации разработки сложных программных средств. Составить схему «Структура ЕСПД»

Цель: Сформировать навык по составлению требований и анализов для разработки ПО.

Задачи:

  1. Закрепить изученный теоретический материал на учебных занятиях

  2. Отработать практические навыки в составлении требований к документации ПО, а так же к технологиям и средствам автоматизации разработки ПО.

  3. Отработать практические навыки в составлении сравнительных анализов представленных данных.

  4. Развитие способности работать самостоятельно, формирование самостоятельности мышления и принятия решений

  5. Развитие активности и познавательных способностей студентов, развитие исследовательских умений

  6. Стимулирование самообразования и самовоспитания

  7. Развитие способности планировать и распределять свое время

Задание: Изучить теоретические аспекты вопроса, составить требования к содержанию различной документации для программной продукции, провести сравнительный анализ стандартов оценки качества ПО.

Приемы и методы работы:

работа с книжными источниками (учебниками, задачниками, с основной и дополнительной рекомендованной литературой);

работа в сети Internet (поиск нужной информации, обработка противоречивой и взаимодополняющей информации; работа со специализированными образовательными сайтами)

Требования к результату и форме отчетности:

Содержание отчета о выполненной работе:

  1. Титульный лист

  2. Содержание

  3. Основная часть самостоятельной работы.

  4. Заключение (выводы о проделанной работе)


Самостоятельная работа №9

Изучение и анализ Закона «О защите прав потребителей» и Закона «О сертификации продукции и услуг»

Цель: Изучить и проанализировать ФЗ РФ.

Задачи:

  1. Закрепить изученный теоретический материал на учебных занятиях

  2. Отработать практические навыки в самостоятельной работе с документацией и литературными источниками.

  3. Развитие способности работать самостоятельно, формирование самостоятельности мышления и принятия решений

  4. Развитие активности и познавательных способностей студентов, развитие исследовательских умений

  5. Стимулирование самообразования и самовоспитания

  6. Развитие способности планировать и распределять свое время

Задание: Изучить теоретические аспекты вопроса, проанализировать ФЗ РФ, составить отчет

Приемы и методы работы:

работа с книжными источниками (учебниками, задачниками, с основной и дополнительной рекомендованной литературой);

работа в сети Internet (поиск нужной информации, обработка противоречивой и взаимодополняющей информации; работа со специализированными образовательными сайтами)

Требования к результату и форме отчетности:

Содержание доклада о выполненной работе:

  1. Титульный лист

  2. Содержание

  3. Введение

  4. Основная часть самостоятельной работы.

  5. Заключение (выводы о проделанной работе)


Самостоятельная работа №11

Практические работы по МДК 03.03. Документирование и сертификация:

Практическое занятие №1

Оценка ресурсов документирования

Практическая работа №2

Анализ ГОСТ 19.101. Виды программ и программных документов . ГОСТ 19.102. Стадии разработки. ГОСТ 19.103. Обозначение программ и программных документов. ГОСТЫ 19.104, 19.105, 19.106

Практическая работа №3

Анализ ГОСТ 19.201. Техническое задание. Требования к содержанию иОформлению. ГОСТ 19.202. Спецификация. Требования к содержанию и оформлению. ГОСТ 19.301. Программа и методика испытаний. Требования к содержанию, оформлению и контролю качества

Практическая работа №4

Анализ ГОСТ 19.401. Текст программы. Требования к содержанию и оформлению. ГОСТ 19.402. Описание программы. ГОСТ 19.404. Пояснительная записка. Требования к содержанию и оформлению

Практическая работа №5

Анализ ГОСТ 19.502. Описание применения. Требования к содержанию и оформлению. ГОСТ 19.503. Руководство системного программиста. Требования к содержанию и оформлению. ГОСТ 19.504. Руководство программиста. Требования к содержанию и оформлению. ГОСТ 19.505. Руководство оператора. Требования к содержанию и оформлению. ГОСТ 19.508. Руководство по техническому обслуживанию. Требования к содержанию и оформлению.

Практическая работа №6

Оценивание готового программного продукта по стандарту ИСО 14598

Практическая работа №7

Анализ видов программ и программных продуктов

Практическая работа №8

Разработка технического задания на создание программного обеспечения (часть 1)

Практическая работа №9

Разработка технического задания на создание программного обеспечения (часть 2)

Практическая работа №10

Разработка технологической документации на программное средство (часть 1)

Практическая работа №11

Разработка технологической документации на программное средство (часть 2)

Практическая работа №12

Разработка эксплуатационной документации на программный продукт (часть 1)

Практическая работа №13

Разработка эксплуатационной документации на программный продукт (часть 2)

Практическое занятие №14

Разработка требований к программной документации

Практическое занятие №15

Анализ комплекта основных документов по сертификации

Практическое занятие №16

Составление документов сертификации (часть 1)

Практическое занятие №17

Составление документов сертификации (часть 2)

Практическое занятие №18

Составление технико-экономического обоснования

Практическое занятие №19

Анализ сертификатов соответствия

Практическое занятие №20

Оценка качества программных средств по стандарту ГОСТ 28195

Практическое занятие №21

Административное управление качеством.

Цель: получить практические умения и навыки, научиться правильно оформлять отчет по практической работе.

Задание: оформить отчет

Оформление отчета по практическим работам

Выполнив практическую работу в соответствии с «Методическими рекомендациями по выполнению практических работ по МДК.03.03 «Документирование и сертификация» и заданием на выполнение работы, вы должны оформить отчет, который состоит из следующих разделов:

1. Тема и цель работы.

2. Выполнение практического задания, с добавлением в отчет копий экрана монитора, отражающее пошаговое выполнение действий.

3. Перечень контрольных вопросов.

4. Ответы на контрольные вопросы.

5. Файл с выполненной работой.

6. Выводы.

Требования по оформлению отчета.

1. Титульный лист.

2. Для всего текста используется шрифт Тimes New Roman, размер для заголовка – 14пт, жирный шрифт, для остального документа -14пт, обычный шрифт.; межстрочный интервал – полуторный. Расстояние от рамки формы до границ текста в начале и в конце строк – не менее 5 мм.

Расстояние от верхней или нижней строки текста до верхней или нижней рамки должно быть не менее 10 мм. Абзацы в тексте начинают отступом, равным 1,5 мм.

3. Работа должна быть подписана и сдана в электронном виде в соответствии с указаниями преподавателя.

При защите отчета необходимо отвечать на контрольные вопросы и пояснять выполнение практического задания, продемонстрировать выполненную работу с электронного носителя.

  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

3.1. Основная литература

  1. Ананьева Т.Н. Стандартизация, сертификация и управление качеством программного обеспечения: Учебное пособие / Ананьева Т.Н., Новикова Н.Г., Исаев Г.Н. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016.

  2. Аристов, А.И. Метрология, стандартизация, сертификация: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2013

  3. Гудов А. М. Метрология, стандартизация и сертификация: практикум. - М.: КноРус, 2014


    1. Дополнительная литература

  1. Берновский, Ю.Н. Стандартизация: Учебное пособие - М.: Форум, 2012.

  2. Кане М. М. и др. Системы, методы и инструменты менеджмента качества: Учебное пособие - СПб.: Питер, 2015


    1. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

  1. http://www.pandia.ru/

  2. http://www.twirpx.com/

  3. http://www.infsec.ru/

  4. http://www.booksshare.net/

  5. http://cpp.com.ru/

  6. http://learnxinyminutes.com/

  7. http://professorweb.ru/my/csharp/charp_theory/level1/index.php

  8. http://cpp.com.ru/

  9. http://www .intuit.ru

  10. сайт Президента Российской Федерации www.kremlin.ru