 |
115172, Москва, ул. Б.Каменщики, д. 7; тел., факс: (495) 134 1234; e-mail: [email protected]
|
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по ОУП
__________________Бозрова И.Г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ
МДК 03.03. Документирование и сертификация
ПМ. 03 Участие в интеграции программных модулей
Специальность 09.02.03 Программирование в компьютерных системах
(базовая подготовка)
курс 3 о
Преподаватель ___________/Л.А. Барашкина
Рассмотрено на заседании ПЦК ОПД и ПМ специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах, 09.02.04 Информационные системы (по отраслям)
Протокол от «_____»__________ 20____ г. № _____
Председатель ПЦК ___________/Н.В.Чагмавели
Содержание
1. Общие положения 3
2. Формы самостоятельной работы 4
3. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 10
- Общие положения
МДК.03.03 Документирование и сертификация является составной частью профессионального модуля ПМ.03 Участие в интеграции программных модулей и относится к дисциплине профессионального цикла.
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по МДК.03.03 Документирование и сертификация разработаны в соответствии с рабочей программой дисциплины.
Содержание методических рекомендаций по выполнению самостоятельной работы по данному междисциплинарному курсу соответствует требованиям Государственного стандарта среднего профессионального образования по специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от «28» июля 2014 г. № 804
По учебному плану в соответствии с рабочей программой на изучение МДК.03.03 «Документирование и сертификация» студентами дневной формы обучения предусмотрено всего 152 часов, из них аудиторных 54 часа, практических занятий – 42 часа, самостоятельных занятий - 56 часов.
Целью методических рекомендаций является обеспечение эффективности самостоятельной работы студентов с литературой и Интернет-ресурсами на основе организации их изучения.
Задачами методических рекомендаций по самостоятельной работе являются:
активизация самостоятельной работы студентов;
содействие развития творческого отношения к междисциплинарному курсу;
выработка умений и навыков рациональной работы с литературой и Интернет-ресурсами;
управление познавательной деятельностью студентов.
Функциями методических рекомендаций по самостоятельной работе являются:
- определение содержания работы студентов по овладению программным материалом;
- установление требований к результатам изучения дисциплины.
Сроки выполнения и виды отчётности самостоятельной работы определяются преподавателем и доводятся до сведения студентов.
Цель преподавания МДК.03.03 Документирование и сертификация - дать студентам профессиональные знания в области данного курса.
В результате освоения междисциплинарного курса студент должен
иметь практический опыт:
уметь:
знать:
модели процесса разработки программного обеспечения;
основные принципы процесса разработки программного обеспечения;
основные подходы к интегрированию программных модулей;
основные методы и средства эффективной разработки;
основы верификации и аттестации программного обеспечения;
концепции и реализации программных процессов;
принципы построения, структуры и приемы работы с инструментальными средствами, поддерживающими создание программного обеспечения;
методы организации работы в коллективах разработчиков программного обеспечения;
основные положения метрологии программных продуктов, принципы построения, проектирования и использования средств для измерений характеристик и параметров программ, программных систем и комплексов;
стандарты качества программного обеспечения;
- Формы самостоятельной работы
Перечень тем самостоятельной работы студентов по подготовке к лекционным (другое) и практическим занятиям соответствует тематическому плану рабочей программы ПМ. 03 Участие в интеграции программных модулей (МДК 03.03. «Документирование и сертификация»)
На самостоятельное изучение выносятся следующие вопросы:
№ п\п | Вопросы для самостоятельного изучения | Форма самостоятельной работы |
-
| Понятие качества программного обеспечения | Презентация |
-
| Роль метрологии и сертификации программных средств в обеспечении их качества | Презентация |
-
| Изучение известных международных организаций, разрабатывающие стандарты | Презентация |
-
| Важность внутрифирменных стандартов; профиль стандарта | Презентация |
-
| Общие требования к программным документам (ГОСТ 19.201-78 ЕСПД) | Составление таблицы |
-
| Составление требования к содержанию и оформлению технического задания (ГОСТ 19.402-78 ЕСПД). | Отчет (в электронном или печатном виде) |
-
| Составление требования к содержанию и оформлению руководства программиста (ГОСТ 19.505-79 ЕСПД). | Отчет (в электронном или печатном виде) |
-
| Сравнительный анализ стандартов оценки качества программного обеспечения | Отчет (в электронном или печатном виде) |
-
| Изучение и анализ Закона «О защите прав потребителей» и Закона «О сертификации продукции и услуг» | Доклад |
-
| Методы обеспечения качества и надежности в процессе разработки сложных программных средств | Отчет (в электронном или печатном виде) |
-
| Требования к технологии и средствам автоматизации разработки сложных программных средств. Составить схему «Структура ЕСПД» | Отчет (в электронном или печатном виде) |
-
| Подготовка к практическим занятиям | Отчет по ПР |
Самостоятельная работа №1-4
Понятие качества программного обеспечения
Роль метрологии и сертификации программных средств в обеспечении их качества
Изучение известных международных организаций, разрабатывающие стандарты
Важность внутрифирменных стандартов; профиль стандарта
Цель: Научиться представлять информацию в виде компьютерной презентации и оформлять ее в соответствии с правилами, читать и конспектировать текст первоисточника, осуществлять поиск информации в Интернете.
Задачи:
Закрепить изученный теоретический материал на учебных занятиях
Отработать практические навыки в составлении презентации
Развитие способности работать самостоятельно, формирование самостоятельности мышления и принятия решений
Развитие активности и познавательных способностей студентов, развитие исследовательских умений
Стимулирование самообразования и самовоспитания
Развитие способности планировать и распределять свое время
Задание: Изучить теоретические аспекты вопроса, создать или разработать презентацию по заданию преподавателя в соответствии с изучаемой темой.
Приемы и методы работы:
работа с книжными источниками (учебниками, задачниками, с основной и дополнительной рекомендованной литературой);
работа в сети Internet (поиск нужной информации, обработка противоречивой и взаимодополняющей информации; работа со специализированными образовательными сайтами)
Требования к результату и форме отчетности:
Компьютерная презентация должна подчиняться следующим требованиям:
1.Требования по оформлению стиля
Соблюдайте единый стиль оформления.
Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации.
Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текст, рисунки).
2.Требования по оформлению фона
Для фона выбирайте более холодные тона (синий или зеленый).
Использование цвета
На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовков, один для текста.
Для фона и текста используйте контрастные цвета.
Обратите особое внимание на цвет гиперссылок (до и после использования).
3.Анимационные эффекты
Используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде.
Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде.
4.Содержание информации
Используйте короткие слова и предложения.
Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных.
Заголовки должны привлекать внимание аудитории.
5.Расположение информации на странице
Предпочтительно горизонтальное расположение информации.
Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.
Если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней.
6.Шрифты
Для заголовков – не менее 24.
Для информации – не менее 18.
Шрифты без засечек легче читать с большого расстояния.
Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации.
Для выделения информации следует использовать жирный шрифт,Arial, курсив или подчеркивание.
Нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных).
7.Способы выделения информации
Следует использовать:
Рамки, границы, заливку;
Разные цвета шрифтов, штриховку, стрелки;
Рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов.
8.Объем информации
Не заполнять один слайд слишком большим объемом информации: человек единовременно может запомнить не более трех фактов, выводов, определений.
Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде.
9.Виды слайдов
Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов:
С текстом;
С таблицами;
С диаграммами.
Презентация исследования студента должна включать:
название исследования,
цель самостоятельной работы,
ход и результат исследования,
выводы,
аннотированный список использованных ресурсов.
Основные недостатки презентаций:
Не отражается ход исследовательской деятельности, нет постановки проблемы, вывода. Вместо этого – изложение теоретического материала, или просто информация по какой-то теме, при этом много неоправданных различных технических эффектов, которые отвлекают внимание от содержательной части.
Самостоятельная работа №5
Общие требования к программным документам (ГОСТ 19.201-78 ЕСПД)
Цель: Сформировать навык по представлению данных в табличном виде, изменению таблиц.
Задачи:
Закрепить изученный теоретический материал на учебных занятиях
Отработать практические навыки в составлении таблиц
Развитие способности работать самостоятельно, формирование самостоятельности мышления и принятия решений
Развитие активности и познавательных способностей студентов, развитие исследовательских умений
Стимулирование самообразования и самовоспитания
Развитие способности планировать и распределять свое время
Задание: Изучить теоретические аспекты вопроса, создать или разработать таблицу по заданию преподавателя в соответствии с изучаемой темой.
Приемы и методы работы:
работа с книжными источниками (учебниками, задачниками, с основной и дополнительной рекомендованной литературой);
работа в сети Internet (поиск нужной информации, обработка противоречивой и взаимодополняющей информации; работа со специализированными образовательными сайтами)
Требования к результату и форме отчетности:
В результате выполнения самостоятельной работы должна получиться оформленная таблица включающая требования к программным документам в соответствии с ГОСТ
При выполнении таблиц соблюдаются следующие требования:
название таблицы помещают над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире;
в конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставятся;
при переносе части таблицы название помещают только над первой частью таблицы, нижнюю горизонтальную черту, ограничивающую таблицу, не проводят;
при заимствовании таблиц из какого-либо источника, после нее оформляется сноска на источник в соответствии с требованиями к оформлению сносок;
Самостоятельная работа №6-8; 10-11
Составление требования к содержанию и оформлению технического задания (ГОСТ 19.402-78 ЕСПД).
Составление требования к содержанию и оформлению руководства программиста (ГОСТ 19.505-79 ЕСПД).
Сравнительный анализ стандартов оценки качества программного обеспечения
Методы обеспечения качества и надежности в процессе разработки сложных программных средств
Требования к технологии и средствам автоматизации разработки сложных программных средств. Составить схему «Структура ЕСПД»
Цель: Сформировать навык по составлению требований и анализов для разработки ПО.
Задачи:
Закрепить изученный теоретический материал на учебных занятиях
Отработать практические навыки в составлении требований к документации ПО, а так же к технологиям и средствам автоматизации разработки ПО.
Отработать практические навыки в составлении сравнительных анализов представленных данных.
Развитие способности работать самостоятельно, формирование самостоятельности мышления и принятия решений
Развитие активности и познавательных способностей студентов, развитие исследовательских умений
Стимулирование самообразования и самовоспитания
Развитие способности планировать и распределять свое время
Задание: Изучить теоретические аспекты вопроса, составить требования к содержанию различной документации для программной продукции, провести сравнительный анализ стандартов оценки качества ПО.
Приемы и методы работы:
работа с книжными источниками (учебниками, задачниками, с основной и дополнительной рекомендованной литературой);
работа в сети Internet (поиск нужной информации, обработка противоречивой и взаимодополняющей информации; работа со специализированными образовательными сайтами)
Требования к результату и форме отчетности:
Содержание отчета о выполненной работе:
Титульный лист
Содержание
Основная часть самостоятельной работы.
Заключение (выводы о проделанной работе)
Самостоятельная работа №9
Изучение и анализ Закона «О защите прав потребителей» и Закона «О сертификации продукции и услуг»
Цель: Изучить и проанализировать ФЗ РФ.
Задачи:
Закрепить изученный теоретический материал на учебных занятиях
Отработать практические навыки в самостоятельной работе с документацией и литературными источниками.
Развитие способности работать самостоятельно, формирование самостоятельности мышления и принятия решений
Развитие активности и познавательных способностей студентов, развитие исследовательских умений
Стимулирование самообразования и самовоспитания
Развитие способности планировать и распределять свое время
Задание: Изучить теоретические аспекты вопроса, проанализировать ФЗ РФ, составить отчет
Приемы и методы работы:
работа с книжными источниками (учебниками, задачниками, с основной и дополнительной рекомендованной литературой);
работа в сети Internet (поиск нужной информации, обработка противоречивой и взаимодополняющей информации; работа со специализированными образовательными сайтами)
Требования к результату и форме отчетности:
Содержание доклада о выполненной работе:
Титульный лист
Содержание
Введение
Основная часть самостоятельной работы.
Заключение (выводы о проделанной работе)
Самостоятельная работа №11
Практические работы по МДК 03.03. Документирование и сертификация:
Практическое занятие №1
Оценка ресурсов документирования
Практическая работа №2
Анализ ГОСТ 19.101. Виды программ и программных документов . ГОСТ 19.102. Стадии разработки. ГОСТ 19.103. Обозначение программ и программных документов. ГОСТЫ 19.104, 19.105, 19.106
Практическая работа №3
Анализ ГОСТ 19.201. Техническое задание. Требования к содержанию иОформлению. ГОСТ 19.202. Спецификация. Требования к содержанию и оформлению. ГОСТ 19.301. Программа и методика испытаний. Требования к содержанию, оформлению и контролю качества
Практическая работа №4
Анализ ГОСТ 19.401. Текст программы. Требования к содержанию и оформлению. ГОСТ 19.402. Описание программы. ГОСТ 19.404. Пояснительная записка. Требования к содержанию и оформлению
Практическая работа №5
Анализ ГОСТ 19.502. Описание применения. Требования к содержанию и оформлению. ГОСТ 19.503. Руководство системного программиста. Требования к содержанию и оформлению. ГОСТ 19.504. Руководство программиста. Требования к содержанию и оформлению. ГОСТ 19.505. Руководство оператора. Требования к содержанию и оформлению. ГОСТ 19.508. Руководство по техническому обслуживанию. Требования к содержанию и оформлению.
Практическая работа №6
Оценивание готового программного продукта по стандарту ИСО 14598
Практическая работа №7
Анализ видов программ и программных продуктов
Практическая работа №8
Разработка технического задания на создание программного обеспечения (часть 1)
Практическая работа №9
Разработка технического задания на создание программного обеспечения (часть 2)
Практическая работа №10
Разработка технологической документации на программное средство (часть 1)
Практическая работа №11
Разработка технологической документации на программное средство (часть 2)
Практическая работа №12
Разработка эксплуатационной документации на программный продукт (часть 1)
Практическая работа №13
Разработка эксплуатационной документации на программный продукт (часть 2)
Практическое занятие №14
Разработка требований к программной документации
Практическое занятие №15
Анализ комплекта основных документов по сертификации
Практическое занятие №16
Составление документов сертификации (часть 1)
Практическое занятие №17
Составление документов сертификации (часть 2)
Практическое занятие №18
Составление технико-экономического обоснования
Практическое занятие №19
Анализ сертификатов соответствия
Практическое занятие №20
Оценка качества программных средств по стандарту ГОСТ 28195
Практическое занятие №21
Административное управление качеством.
Цель: получить практические умения и навыки, научиться правильно оформлять отчет по практической работе.
Задание: оформить отчет
Оформление отчета по практическим работам
Выполнив практическую работу в соответствии с «Методическими рекомендациями по выполнению практических работ по МДК.03.03 «Документирование и сертификация» и заданием на выполнение работы, вы должны оформить отчет, который состоит из следующих разделов:
1. Тема и цель работы.
2. Выполнение практического задания, с добавлением в отчет копий экрана монитора, отражающее пошаговое выполнение действий.
3. Перечень контрольных вопросов.
4. Ответы на контрольные вопросы.
5. Файл с выполненной работой.
6. Выводы.
Требования по оформлению отчета.
1. Титульный лист.
2. Для всего текста используется шрифт Тimes New Roman, размер для заголовка – 14пт, жирный шрифт, для остального документа -14пт, обычный шрифт.; межстрочный интервал – полуторный. Расстояние от рамки формы до границ текста в начале и в конце строк – не менее 5 мм.
Расстояние от верхней или нижней строки текста до верхней или нижней рамки должно быть не менее 10 мм. Абзацы в тексте начинают отступом, равным 1,5 мм.
3. Работа должна быть подписана и сдана в электронном виде в соответствии с указаниями преподавателя.
При защите отчета необходимо отвечать на контрольные вопросы и пояснять выполнение практического задания, продемонстрировать выполненную работу с электронного носителя.
- Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
3.1. Основная литература
Ананьева Т.Н. Стандартизация, сертификация и управление качеством программного обеспечения: Учебное пособие / Ананьева Т.Н., Новикова Н.Г., Исаев Г.Н. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016.
Аристов, А.И. Метрология, стандартизация, сертификация: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2013
Гудов А. М. Метрология, стандартизация и сертификация: практикум. - М.: КноРус, 2014
Дополнительная литература
Берновский, Ю.Н. Стандартизация: Учебное пособие - М.: Форум, 2012.
Кане М. М. и др. Системы, методы и инструменты менеджмента качества: Учебное пособие - СПб.: Питер, 2015
Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
http://www.pandia.ru/
http://www.twirpx.com/
http://www.infsec.ru/
http://www.booksshare.net/
http://cpp.com.ru/
http://learnxinyminutes.com/
http://professorweb.ru/my/csharp/charp_theory/level1/index.php
http://cpp.com.ru/
http://www .intuit.ru
сайт Президента Российской Федерации www.kremlin.ru