СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по сопровождению индивидуальной образовательной траектории одаренных детей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации разработаны на основе многолетнего опыта работы с олимпиадниками по предмету Технология

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по сопровождению индивидуальной образовательной траектории одаренных детей»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Болгарская средняя общеобразовательная школа № 2»

Спасского муниципального района Республики Татарстан











Методические рекомендации по сопровождению индивидуальной образовательной траектории одаренных детей.









Выполнила:

учитель технологии высшей

квалификационной категории

Выжленкова О.В.



















Болгар, 2022

Содержание



Введение………………………………………………………………………..3


Основная часть

Глава 1. Особенности работы с одаренными детьми


    1. Элементы индивидуальной образовательной деятельности ученика……5


    1. Выявление одаренных детей………………………………………………..7


Глава 2. Роль педагога-тьютера в сопровождении одаренных детей.

2.1 Содержание тьютерского сопровождения…………………………………10


2.2 Направления деятельности тьютера в сопровождении детей, проявивших выдающие способности…………………………………………………………13


Глава 3. Всероссийская олимпиада школьников как возможность выявления и развития детских способностей………………………………………………15

3.1 Опыт организационно-педагогических условий работы с одаренными детьми……………………………………………………………………………18


Заключение……………………………………………………………………….24


Список используемой литературы……………………………………………..25


Приложение………………………………………………………………………26





















Введение



«Каждый человек талантлив. Добьется ли человек успеха, во многом зависит от того, будет ли выявлен его талант, получит ли он шанс использовать одаренность…» (Из Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов)

Сегодня наблюдается активное обращение на уровне государства к проблеме целенаправленной работы с одаренными детьми и талантливой молодежью. Связано это с переменами, происходящими в социально-экономическом развитии нашей страны. Развитие новых технологий повлекли за собой потребность общества в людях, способных нестандартно мыслить, решать проблемы, вносить новое во все сферы жизни. Это станет возможным только благодаря сохранению и приумножению интеллектуального потенциала страны. Именно дети смогут компенсировать потребность в воспроизводстве интеллектуального потенциала страны.

Многолетние исследования ученых подтверждают факт, что умственные возможности людей неравны. И выдающиеся философы древности, и их менее осведомленные в науках современники хорошо понимали, насколько существенна разница между выдающимся творцом (гением) и простым человеком. Также давно было замечено, что различия эти часто проявляются уже в детстве. Поэтому раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы образования. Необходимость обеспечения условий, способствующих максимальному раскрытию потенциальных возможностей одаренных детей, развитие одаренности обучающихся на основе непрерывной индивидуальной образовательной траектории возможны при индивидуализированном образовании, с помощью индивидуального образовательного маршрута обучения.

Цель: Оказание методической помощи педагогам по созданию условий для жизненного, личностного и профессионального самоопределения обучающихся, что способствует развитию детской одаренности.

Методические рекомендации включают: рекомендации по диагностике детской одаренности; рекомендации по организации образовательного процесса, построения индивидуальных образовательных траекторий в образовательных организациях общего и дополнительного образования; рекомендации по подготовке учащихся к участию в олимпиадах. В методических рекомендациях описаны методы и формы работы с детьми, проявившими выдающиеся способности. Предложен разработанный вариант реализованного индивидуального образовательного маршрута с учетом методических рекомендаций, изложенных в данной работе.

Методические рекомендации направлены на распространение современных моделей успешной социализации детей, основанные на личном опыте работы с использованием авторских находок. Высокая результативность участия школьников во Всероссийской олимпиаде по предмету технология доказывает работоспособность такого подхода к организации индивидуального маршрута в работе с одаренными детьми.



















Основная часть

Глава 1. Особенности работы с одаренными детьми

1.1 Элементы индивидуальной образовательной деятельности ученика

Индивидуальная образовательная траектория (ИОТ) – это персональный путь творческой реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании, смысл, значение, цель и компоненты каждого последовательного этапа которого осмыслены самостоятельно или в совместной с педагогом деятельности.

Индивидуальная образования траектория одаренного ученика – это результат реализации личностного потенциала одаренного ученика в образовании через осуществление соответствующих видов деятельности.

Основные элементы индивидуальной образовательной деятельности ученика – это смысл деятельности (зачем я это делаю); постановка личной цели (предвосхищающий результат); план деятельности; реализация плана; рефлексия (осознание собственной деятельности); оценка; корректировка или переопределение целей.

Существуют разные подходы в организации индивидуальной траектории. Первый способ – дифференциация обучения, согласно которой к каждому ученику предлагается подходить индивидуально, дифференцируя изучаемый им материал по степени сложности, направленности.

Второй способ предполагает, что собственный путь образования выстраивается для каждого ученика применительно к каждой изучаемой им образовательной области. Другими словами, каждому ученику предоставляется возможность создания собственной образовательной траектории освоения всех учебных дисциплин.

Рассматривая индивидуальную образовательную траекторию как модель эффективного социально-педагогического сопровождения одаренных детей в образовательном учреждении, ее стоит организовать по следующему алгоритму:

• Выявление одарённых детей.

• Разработка индивидуальной программы.

• Диагностика личностного и интеллектуального развития обучающегося

• Консультация для родителей по вопросам развития одарённого ребёнка.

• Демонстрация интеллектуальных достижений обучающейся.

• Формирование системы самообучения одарённого ребёнка.

• Понимание и уважение личности ребёнка и профессиональное самосовершенствование педагога.

Основными формами организации образовательного процесса являются:

1. Индивидуальные занятия проводятся для удовлетворения познавательного интереса с отдельным обучающимся, на которых решаются задачи повышенной трудности, которые выходят за рамки дополнительной образовательной программы, даются рекомендации по самостоятельному освоению интересующих тем.

2. Проектная деятельность способствует развитию таких качеств, как коммуникабельность, самостоятельность, предприимчивость, а так же творческих способностей. В ходе проектирования перед обучающимся всегда стоит задача представить себе еще не существующее, но то, что он хочет, чтобы получилось в результате его активности.

4. Выставки активизируют познавательную и творческую деятельность обучающихся, способствуют повышению уровня восприятия, вызывая всплеск эмоций.



1.2 Выявление одаренных детей.

Индивидуально-личностная основа деятельности позволяет удовлетворять запросы конкретного ребенка и решать одну из основных задач – выявление, развитие и поддержку одаренных детей.

Как показывает практика наиболее эффективный метод взаимодействия педагога с одаренным ребенком – это индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу.

Первоначально необходимо провести общую диагностику высокомотивированных детей, выявить одаренных. При выявлении одаренных детей учитываются:

1. Уровень развития способностей, достигнутый на данном возрастном этапе; 2. Особенности индивидуальных проявлений одаренности, связанные с попытками ее реализации в определенных видах деятельности; 3. Потенциальные возможности ребенка.

Результаты диагностики создают основу для выработки стратегии дальнейшего обучения и сопровождения талантливого и одаренного ребенка. Работу по сопровождению одаренного ребенка следует ориентировать на дифференциацию образовательного процесса, обновление методов обучения, использование современных образовательных технологий, направленных на удовлетворение образовательных потребностей каждого школьника с учетом его склонностей, интересов, учебно-познавательных возможностей. Учебный процесс и воспитательную работу организовывать как субъект – субъектное взаимодействие учителя и ученика.

Выявление детей, проявивших выдающиеся способности, – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна. Поэтому вместо одномоментного отбора необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их обучения в процессе индивидуализированного образования. Проблема выявления одаренных детей имеет четко выраженный этический аспект. Идентифицировать ребенка как одаренного либо как неодаренного на данный момент значит искусственно вмешаться в его судьбу, заранее предопределяя субъективные ожидания. Многие жизненные конфликты одаренных и неодаренных коренятся в неадекватности и легкомысленности исходного прогноза их будущих достижений. Следует учитывать, что детская одаренность не гарантирует наличие таланта у взрослого человека. Соответственно далеко не каждый талантливый взрослый проявлял себя в детстве как одаренный ребенок.

С учетом специфики одаренности в детском возрасте наиболее адекватной формой идентификации признаков одаренности того или другого конкретного ребенка является психолого-педагогический мониторинг, который должен отвечать целому ряду требований:

1. Комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка, что позволит использовать различные источники информации и охватить как можно более широкий спектр его способностей; 2. Длительность процесса идентификации (развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях);

3. Анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам (включение ребенка в специально организуемые предметно-игровые занятия, вовлечение его в различные формы соответствующей предметной деятельности и т. д.); 4. Экспертная оценка продуктов деятельности детей (рисунков, стихотворений, технических моделей, способов решения математических задач и пр.) с привлечением экспертов – специалистов высшей квалификации в соответствующей предметной области деятельности (математиков, филологов, шахматистов, инженеров и т. д.). При этом следует иметь в виду возможный консерватизм мнения эксперта, особенно при оценке творчества детей подросткового и юношеского возраста;

5. Выявление признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития (в частности, в условиях обогащенной предметной и образовательной среды при разработке индивидуализированной стратегии обучения). Целесообразно проведение проблемных уроков по особой программе, использование тренинговых методов, в рамках которых можно организовывать определенные развивающие влияния и снимать типичные для данного ребенка психологические преграды и т. п.;

6. Многократность и многоэтапность обследования с использованием множества психодиагностических процедур, отбираемых в соответствии с предполагаемым видом одаренности и индивидуальностью данного ребенка; 7. Диагностическое обследование желательно проводить в ситуации реальной жизнедеятельности, приближая его по форме организации к естественному эксперименту (метод проектов, предметных и профессиональных проб и др.); 8. использование таких предметных ситуаций, которые моделируют исследовательскую деятельность и позволяют ребенку проявить максимум самостоятельности в овладении каким- либо видом деятельности;

9. Анализ реальных достижений детей и подростков в различных предметных олимпиадах, конференциях, спортивных соревнованиях, творческих конкурсах, фестивалях, смотрах и т. п.;

10. Опора на преимущественно экологически валидные методы психодиагностики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в реальной ситуации: анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа, экспертные оценки учителей и родителей.







Глава 2. Роль педагога-тьютера в сопровождении одаренных детей.

2.1 Содержание тьютерского сопровождения

Педагогу в сопровождении детей отводиться особая роль тьютерства в ходе которого педагог-тьютор создает условия и помогает ученику развивать его познавательный интерес, учиться самостоятельно планировать образовательный и жизненный путь, формировать и реализовывать индивидуальные образовательные программы (стратегии), умения и навыки разрешения проблемных ситуаций, а также начинает готовить его к проектной и исследовательской деятельности.

Основное содержание тьюторского сопровождения заключается в том, что ученик реализует серию образовательных исследовательских проектов, т. е. проектов, направленных на удовлетворение его образовательных потребностей. Проекты могут быть кратковременными и долговременными, локальными и связанными друг с другом, главное в том, что они строго индивидуализированы и прямо связаны с образовательными запросами ребенка. Первая ступень «Мотивирование и привлечение к проектно-исследовательской деятельности» заключается в мотивировании и привлечении учащихся к исследовательской деятельности, обучении всех желающих заниматься данным видом деятельности простейшим методикам исследований по различным темам. На этом этапе происходит первая встреча педагога-тьютора со своим подопечным. Тьюторант фактически представляет тьютору свой познавательный интерес, рассказывая о себе, об истории возникновения своего интереса. Тьютор фиксирует первичный образовательный запрос учащегося, его интересы, склонности, показывает значимость данного интереса и перспективы совместной работы в этом направлении. На данной начальной ступени тьюторского сопровождения особенно значимо создание ситуации «позитивной атмосферы», психологического комфорта, который способствует вхождению учащегося в тьюторское взаимодействие, готовности продолжать сотрудничество. В целом же работа на данном этапе направлена, прежде всего, на развитие и стимулирование у тьюторанта мотивации к дальнейшей исследовательской образовательной деятельности. Вторая ступень «Диагностирование потребностей и приоритетов обучающихся» заключается в диагностировании потребностей и приоритетов обучающихся, которое позволяет оценить исследовательскую компетентность и направления исследований. Может проходить в форме самодиагностики, выбора проблемного поля обучения, формулировке образовательных задач и составлении индивидуальной программы дальнейшего обучения. Основным содержанием этого этапа является организация сбора информации относительно зафиксированного познавательного интереса обучающихся. Учителю-тьютору важно не пропустить правильное направление индивидуальной программы ребенка, чтобы его познавательный интерес не угас. Материалы, структурированные тьюторантом в процессе его индивидуального поиска и расположенные в определенном порядке, дают тьютору реальное представление о том, каковы познавательные интересы каждого учащегося. Их направленность часто оказывается выходящей за рамки школьных предметов. Это напрямую связано с выбором тем исследований и проектов для учащихся. Третья ступень «Непосредственное обучение и исследовательская работа». Основой для разработки индивидуальной образовательной программы являются выявленные в ходе самодиагностики затруднения обучающихся, организация системной исследовательской деятельности на основе тьюторской деятельности педагога. Учитель оказывает необходимую помощь в формулировании вопросов, касающихся сужения или расширения темы предстоящего проекта или исследования. Основными задачами тьютора здесь является поддержка самостоятельности и активности. На этом этапе тьюторант осуществляет реальный поиск (проект, исследование) и затем представляет полученные им результаты этого поиска (проекта, исследования). Деятельность учащихся осуществляются по определенным этапам:

- постановка вопросов в процессе исследования и поиска ответов на них;

- выдвижение гипотез;

- использование различной информации для построения доказательства гипотезы;

- составление плана наблюдений или исследований;

- полевые или лабораторные исследования, классификация и обработка получаемых данных, мониторинг;

- анализ данных и оформление работы;

- презентация результатов.

Задача тьютора заключается в оказании помощи на каждом из этих этапов. Четвертая ступень «Презентация опыта и анализ достижений» заключается в анализе итогов деятельности и определении смыслов проекта, роли проекта в его индивидуальной образовательной истории. Здесь есть две формы работы. Во-первых, групповое событие, позволяющее продемонстрировать и проанализировать продукт проекта: игра или презентация продукта проекта (например, фотоальбом). Презентация опыта может быть организована разными способами: Во-вторых, тьюторская встреча, на которой тьютор и ученик обсуждают изменения, произошедшие в ребенке за время разработки проекта: что узнал, что научился делать, что появилось (исчезло) в характере, как изменились интересы, как изменилось отношение к себе, другим, миру, что будем делать дальше. Тьютор предлагает сделать выбор: работаем дальше с этим же интересом или меняем его. Таким образом, основными результатами тьюторского сопровождения образовательных проектов учащихся являются, освоение учеником проектной деятельностью, формирование готовности ребенка к самостоятельному проектированию и развитие познавательных интересов учащегося, их осознание, выстраивание образовательной истории и индивидуальных образовательных перспектив.

2.2 Направления деятельности тьютера в сопровождении детей, проявивших выдающие способности

Одним из основных направлений деятельности тьюторской работы на каждой ступени является проведение индивидуальных и групповых консультаций, а также организацию исследовательских мастерских, лабораторий, тьюториалов (учебный тьюторский семинар), тренингов, образовательных событий.

Тренинг – это обучающие интерактивные мероприятия с закреплением получаемых навыков. В последнее время тренинги все активнее применяются и преподавателями, и тьюторами как одна из эффективных форм организации тьюторского сопровождения. Освоение необходимых умений и навыков во время тренинга предполагает не только их запоминание, но и непосредственное использование на практике сразу же, в ходе тренинговой работы. В тренингах, в гораздо более интенсивной форме широко используются различные методы и техники активного обучения: деловые, ролевые и имитационные игры, работа с электронными определителями и определителями на печатной основе, моделирование, разбор конкретных ситуаций и групповые дискуссии. Образовательное событие – это форма тьюторского сопровождения учащихся, целью которой является развитие образовательной мотивации, построение и реализацию индивидуальных образовательных программ, проектов и исследований. Это могут быть: экскурсии на природу, экспедиции, полевые исследования, эксперименты, лабораторные практикумы и др.

Составной частью учебно-воспитательного процесса в школе является внеурочная деятельность, которая рассматривается как дополнительное пространство для развития различных способностей учащихся. К направлениям деятельности в организации внеурочного времени можно отнести: кружковые занятия, которые дают возможность ученику очень разные формы работы на очень разной предметности, что обеспечивает формирование личного отношения к этим занятиям и становится основанием для осознания своего собственного выбора, своего интереса; конференции; деловые игры; интервью и др. Многообразие внеурочных направлений деятельности направлено на определение индивидуального интереса и освоение определенной предметной области как доминирующей в индивидуальном образовательном плане. образовательным ресурсам открытого образования можно отнести:

- музеи, в которых можно организовать серии музейных занятий, создать абонементы по запросу учащихся и др.

- экскурсии по определенной тематике или маршруту;

- библиотеки, в которых можно организовать творческие вечера, посвященные определенному писателю или поэту, художественному произведению и др.;

- творческие лаборатории, направленные на реализацию исследовательских проектов по учебным предметам.

Очень серьезным дополнением учебно-воспитательного процесса являются элективные курсы, организованные на интересующие темы одаренных школьников по интересующим их направлениям.

Такой подход позволяет достигать высокого качества предметных компетенций, эффективно развивать интеллект, формировать нравственный смысл учения, целеустремленность и настойчивость в достижении результата, что позволяет учащимся становиться субъектами своей деятельности и в целом успешно ориентироваться и самоопределяться в жизни.







Глава 3. Всероссийская олимпиада школьников как возможность выявления и развития детских способностей

Существуют две стратегии выявления и развития детских способностей – экстенсивная и интенсивная.

Экстенсивная стратегия базируется на выявлении способностей по реальным достижениям и обеспечивает развитие за счет проведения в школе занятий университетского уровня. Результативность такой стратегии достигает 10–30 процентов от общего числа детей, охваченных системой образования.

Интенсивная стратегия осуществляет выявление способностей детей по их потенциалу, обеспечивает развитие ребенка с учетом его индивидуальной мотивации; результативность данной стратегии составляет 50–70 процентов.

Для построения системы поддержки одаренности интенсивного типа необходимы:

- интеграция образовательных учреждений разных типов в рамках системы образования;

- создание системы непрерывного социально-педагогического сопровождения одаренных детей в рамках системы образования;

- подготовка педагогических кадров к работе с одаренными детьми и внедрение нового опыта в практику работы образовательных учреждений и систему повышения квалификации педагогов;

- обеспечение мотивационной поддержки работы с одаренными детьми;

- создание системы информационного обеспечения процесса выявления, поддержки и развития одаренных детей. Таким образом, возникает необходимость в построении системы непрерывного тьюторского сопровождения детей, проявивших выдающиеся способности в рамках открытой мотивирующей образовательной среды, что позволит решить ряд проблем при подготовке к олимпиаде:

- на первое место ставяться интересы, потребности и здоровье ребенка;

- будет разработана и реализована программа индивидуального развития ребенка, где олимпиада является одной из траекторий движения;

- создание команды тьюторского сопровождения;

- установлены партнерские связи и отношения ОО и возможных субъектов социального партнерства.

Исходя из этого, возникает необходимость учитывать зоны ближайшего развития при подготовке к олимпиадам, что позволяет в итоге достигать ближайшую границу развивающего обучения – порог сложности.

Естественно, что горизонт развития расширяется по мере взросления ученика и его индивидуальных достижений в зоне ближайшего развития. Таким образом, движение к горизонту развития происходит в индивидуальном темпе. Продвижение к индивидуальному горизонту развития с помощью тьютора реализуется в полной мере при решении олимпиадных задач. Олимпиадные задачи в этом смысле являются опережающими заданиями, а сами олимпиады представляют собой пороги сложности для ученика.

Модель опережающего обучения одаренных школьников, построенная на развивающем обучении, должна применяться с раннего детства. Это позволит, обучая ребенка и по мере взросления развивая его талант, построить горизонт развития одаренного школьника, расширив зону ближайшего развития дополнительными творческими заданиями, исследовательской работой с применением уникальных способностей ребенка на практике в конкретной предметной сфере, где можно не только решать олимпиадные задачи, но и работать с проблемой и гипотезами, осваивать разные методы познания, испытывать потребность в генерации идей, в нацеленности на открытие новых знаний, в овладении уникальными технологиями работы.

Важно учитывать, что выявлению таланта в предметной области служат конкурсы и олимпиады на всех ступенях развития. Среда опережающего развития должна включать в себя три неразрывно связанные между собой зоны обучения одаренных детей:

- зону школьного предметного курса;

- зону ближайшего развития по предмету (углубленное изучение);

- индивидуальный горизонт развития (олимпиада).

Поэтому важно, чтобы психолого-педагогическое сопровождение подготовки школьников к олимпиаде осуществлялось на основе межсетевого взаимодействия, при командной и системной работе опытных учителей, психологов, педагогов учреждений дополнительного образования, преподавателей вузов.

















3.1 Опыт организационно-педагогических условий работы с одаренными детьми

Каждый человек имеет дар. Одарённость – качество любого ученика. Другой вопрос – в чем и насколько проявляется одарённость – в интеллекте, чувствах, нравственности или других человеческих проявлениях. Но суть обучения, которое направлено на развитие одаренности – это творчество.

При этом большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

Выявление у ребёнка одарённости не должно быть самоцелью, но можно помочь раскрыть потенциал ребёнка и дать возможность реализоваться в той или иной деятельности. Поэтому и моя работа с одаренными детьми начинается с поиска, выявления и их развития, что становятся одним из важнейших аспектов моей деятельности.

Задача выявить одаренных довольно сложна в ее практической реализации, так как найти одаренного человека, а тем более воспитать в соответствии с его индивидуальными особенностями достаточно трудно. Следует учитывать множество факторов, поэтому необходимо использовать все возможные источники информации о ребенке. Только после сопоставления информации, полученной из различных источников, можно делать какие-либо выводы.

Таким образом, знакомясь с девочками в 5-м классе, наблюдая за ними, вовлекая в разнообразные виды деятельности, беседуя с родителями, учителями начальных классов, анализируя дополнительную деятельность ребят к третьей четверти как правило обязательно выявляется потенциальный ребенок, с которым можно продолжить работу углубленно в рамках моего предмета.

В результате системы такой работы формируется целая группа ребят, которых называю олимпиадниками. Ребята творят и развиваются не только самостоятельно, индивидуально с учителем, но и в команде, подстегивая друг друга и развиваясь в не зависимости от года обучения. Сложилась уже такая практика, что все работают вместе, делясь на две подгруппы 5-8 классы и 9-11 классы. Поэтому часто каждый из них выступают на олимпиадах за класс выше своего, например 6-е за 7-е и т.д. таким образом каждый год в группе олимпиадников работают 4-5 человек.

Конечно очень важны и условия успешной работы с одаренными учащимися, этот прежде всего мастерская, оборудование, взаимодействие с учителями предметниками, в нашем случае еще и материалы, необходимые в реализации проектной деятельности, для этого приходится сотрудничать с производствами и индивидуальными предпринимателями, помогающих реализовать 4-5 проектов каждый год, иногда находим понимания у родителей.

Существует много форм работы с одаренными учащимися, хочу поделиться теми, которые использую, а зачастую и разработала сама:

• организация групповых занятий со всеми олимпиадниками одновременно при подготовке к теории и моделировании, это дает эффект накопления углубленной базы знаний намного раньше своего года обучения, давая возможность в последствии еще глубже расширять свои знания;

• вовлечение в исследовательскую деятельность, делаю я это раньше, чем они начинают заниматься проектной, т.е. уже в 5-6 х. классах девочки себя пробуют в исследованиях, поиске информации, разработке и создании продукта, отвечающего цели исследования, такая работа позволяет им подготовиться к проектной деятельности, эффективно проводить мини исследования, пробовать себя в презентации работы. Также это позволяет понять стоит ли продолжать углубленно заниматься;

• к участию в конкурсав, привлекаю своих олимпиадниц уже 7-9 классов например, к таким как конкурс профессионального мастерства «Я Мастер!», чемпионату Ворлд скилс, фестивалю Без Бергэ, в номинации Театр Моды, благодаря чему, девочки подтягивают теоретические знания, закаляются психологически, а главное это отличный способ отшлифовать практические навыки в конструировании и технологической обработке швейных изделий;

• участие в научно-практических конференциях также являются хорошим подспорьем, например в тестировании проектных работ, которые готовятся девочками к олимпиадам, каждая из них не один раз принимает участие в таких конференциях, набираясь опыта, обретая презентационные качества, уверенность в себе, снятие страха;

• участие в олимпиадах для девочек обязательно, включаясь в олимпиадное движение с 6 класса, набираясь опыта от года к году. Это главный старт к которому они идут в течении года, после завершения предыдущего этапа, регионального или заключительного сразу же каждая начинает подготовку к следующему, т.е. уже у некоторых с марта месяца начинается новый марафон;

• практикую работу по индивидуальным планам или маршрутам, не смотря на то, что девочки работают в группе, все таки каждая из них имеет свои пристрастия и желания, так например Полина Никифорова ( Рис.1) очень любит работать именно с интересными конструкциями в одежде и не очень любит декоративную составляющую в виде вышивок, плетения и т.д. на что мы делаем упор, подбирая идею ее проектов, а Софья Федорова любит масштабность и не боится никаких экспериментов, многие посещают школу искусств художественное отделение, не смотря на то, что нашим занятиям это очень важно цвет, колористка, история искусств, умение рисовать, но приходится индивидуальные занятия подстраивать действительно индивидуально, использую постоянную связь, которая не знает практически времени через телефон и электорнную почту, другие возможности дистанционной связи с каждой из девочек, так как поиск вдохновения, оценка их творчества, огромный банк теоретической и наглядной информации таким образом получить, направить, обсудить легче всего.

практикую самостоятельный подбор учащимися изучаемого материала, используя образцы теоретических заданий последней прошедшей олимпиады. Например, ученица разбирает вопрос, где предлагается назвать по рисункам виды роботов, занимающихся разными видами деятельности, девочки «роют» всю возможную информации в сети, в учебниках о роботах и т.д. Цель таких заданий - будить детскую любознательность, пробуждать желание заглянуть за рамки учебника, формировать активное отношение к процессу познания;

• применяем совместный разбор заданий, разно уровневого характера, на сравнение, соотношение, творческого характера на примере отработки многочисленных заданий прошлых лет, а также, например региональных и муниципальных заданий из разных регионов;

• разбираем творческие задания, где от девочек требуется применить знания из их опыта, предложить модели нестандартной фигуре, варианты исполнения из материалов, предложить рецепты блюд, разработать праздник и т.д., делюсь своим опытом, находим решение в совместном обсуждении, анализируем опыт ведущих модельеров и успешных людей;

• выполняем задания исследовательского характера. Это находит отражение, например, в поиске информации по истории многочисленных предметов костюма, обуви, инструментов, продуктов и т.д., а также в организации опросов и анкетирований;

• организую творческие эксперементы по разработке коллекций, созданию нового, использование и сочетание разных технологий декорирования или народных промыслов, освоение новых видов декоративно прикладного творчества, так например, Аню Беляеву я познакомила с люнивильской вышивкой, рассказала ей, что это очень старинная и сложная кутюрная вышивка, требующая терпения, времени и специальных инструментов. В результате сегодня, она мастерски владеет этим видом вышивки, освоив ее самостоятельно по видео урокам и книгам, которые я ей давала и уже сама делится опытом в своих соц.сетях;

• практикую сотрудничество с педагогами предметниками, например с учителем русскогоязыка и литературы, физики, биологии и химии, технического творчества, так как наш предмет требует при решении теоретической части заданий олимпиады знаний в области литературы и русского языка, например фразеологизмы или по отрывку из произведения, определить о чем идет речь, требуются знания электротехники и физики при решении задач, а также математики в расчетах прибыли производства, определения расходных материалов или тары и т.д., знаний в области биологии, например при определении к какой группе относится тот или иной овощ или определение насекомых энтомофагов, а также составить реакцию соединения веществ при чистке одежды и т.д.

• проекты занимают особое место в подготовке к олимпиадам и работе с одаренными детьми. Они позволяют и расширить свои знания и реализовать свое творчество. Их можно охарактеризовать как «обучение через делание» (Дж. Дьюи)., когда учащийся самым непосредственным образом включён в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новые знания и приобретая новый учебный жизненный опыт. Основываясь на том, что во время длительной работы над проектом ребенок через свой труд получает необходимые новые знания в приоритете темы проектов о разработке разнообразных коллекций одежды имеющих оригинальность, новые технологии и практическую значимость.

Но и конечно хочу сказать, что очень многое в работе с одаренными зависит от учителя. Не смотря но то, что очень большая самоотдача учителя, дополнительной нагрузки на него нужно помнить, что учитель для одаренного ребенка является личностью он должен продуктивно реагировать на вызов, верить в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы, а также стремится к интеллектуальному самосовершенствованию. Ведь работая с такими ребятами мы сами совершенствуемся. В итоге интересно самому и ребятам, вовлекаемым в олимпиадное движение.

Ну и в заключении говоря о том, а зачем это все нужно? Это прежде всего возможность получать глубокие знания и возможность развиваться ребятам, быть занятым интересным делом, получить возможность успешно поступить в желаемый вуз, ну и в конце концов способствовать развитию экономики, прогресса страны через наши одаренные звездочки.





















Заключение

Таким образом, согласно данной модели сопровождения можно выстроить для одаренных детей индивидуальную образовательную траекторию, которая будет иметь положительные результаты. А индивидуально образованный маршрут реально становится персональным путем реализации личностного потенциала обучающихся.

Маршрутная система обучения позволяет реализовать личностноориентированный подход в образовании одаренных личностей, который максимально учитывает интеллектуальные способности детей, определяет личную траекторию развития и образования. Внедрение маршрутной системы образования позволяет создать такие психолого-педагогические условия, которые обеспечивают активное стимулирование у одаренной личности самоценной образовательной деятельности на основе самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями Универсального рецепта создания индивидуального образовательного маршрута в настоящий момент нет. Способ построения ИОМ, характеризует особенности обучения одаренного ребенка и развития его на протяжении определенного времени, то есть носить пролонгированный характер. Невозможно определить этот маршрут на весь период сразу, поскольку сущность его построения, состоят именно в том, что он отражает процесс изменения (динамики) в развитии и обучении ребенка, что позволяет вовремя корректировать компоненты педагогического процесса.

Индивидуальный образовательный маршрут может стать мощным инструментом одаренному ребенку для раскрытия всех своих талантов и определиться с выбором в мире профессий.







Использованная литература

1. Абакирова, Т. П. Проблемы организации сопровождения одаренных детей в образовательных учреждениях. URL: http://www.concord.websib.ru/page.php?article=73&item=2.

2. Джумагулова, Т.Н., Соловьева И.В. Одаренный ребенок: дар или наказание. - СПб.: Речь; М.: Сфера, 2009

3. Кунаш, М.А. Индивидуальный образовательный маршрут школьника. Методический конструктор. Модели. Анализ . – Волгоград: УЧИТЕЛЬ, 2013

4. Пахомова, Н.Ю. метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: АРКТИ, 2012

5. Сергеев, И.С. как организовать проектную деятельность учащихся. – М.: АРКТИ, 2012





























Приложение

Индивидуальный образовательный маршрут Беляевой Анны, ученицы 11 класса, по подготовке к олимпиаде по технологии.

Учитель Выжленкова О.В.



п/п

Этап работы

Виды работы

Сроки

Время консультаций

1

Мониторинг


1.Выявление интересов

2. Диагностика личностного и интеллектуального развития.

3. Консультация с родителями по вопросам развития одаренного ребенка.

4. Демонстрация достижений учащихся.

5. Анализ тестовых, практических и проектных работ прошлых лет.

6.Анализ результатов олимпиад прошлых лет.

7. Посещение элективного курса «Подготовка к олимпиадам»

Сентябрь

Вторник,

Четверг

14.15-16.15

Кабинет 108

2

Подготовительный

1.Подготовка к школьному этапу Всероссийской предметной олимпиады по технологии.

2.Индивидуальные занятия по материалам повышенной сложности.

3. Организация образовательных событий.

4. Работа с дополнительной и справочной литературой.

5. Работа в библиотеке с энциклопедиями.

6. Работа с Интернет ресурсами.

7. Разбор заданий прошлых лет.

8. Отработка практических заданий.

9. Отдельный разбор творческого задания теоретической части.

10. Разработка идеи проектной работы, выявление проблемы, направления деятельности, в которой желает работать учащийся.

10. Подбор материалов и теоретической базы проекта.

11. Углубленное изучение моделирования, в том числе макетного и работа в программе Redcafe, CorelDRAW

Сентябрь, октябрь

Вторник,

Четверг

14.15-16.15

Кабинет 108

3

Практическая подготовка- формирование умений.


1. Индивидуальные задания повышенной сложности на уроках и домашние задания.

2. Подготовка к муниципальному этапу ВОШ.

3. Всероссийской предметной олимпиады по технологии к четырем этапам.

4. Индивидуальные консультации.

5. Индивидуальные домашние задания исследовательского и поискового характера.

6. Работа над проектом.

7. Работа с иллюстративным материалом.

8. Работа с базой презентаций и теоретического материала.

9. Подготовка защиты проекта.

10. Изучение разнообразных способов декоративной отделки одежды, разбор их этапов изготовления, умения описать и предложить способы иного современного использования.

11. Отработка навыков рисования эскизов.

12. Отработка навыков моделирования.


Октябрь-Ноябрь


Вторник

Четверг

14.15-16.15

Кабинет 108

4

Анализ результатов. Рейтинг

1. Анализ результатов. Разбор типичных ошибок.

2. Анализ работ сверстников, поиск ошибок.

3. Анализ успешных работ.

4. Решение теоретических, практических заданий более сложного уровня.

5.Участие в конкурсах и конференциях по технологии, выставках.

6. Анализ своей работы и полученных знаний.

7. Совершенствование проектного изделия и его презентации.

8 Участие в тренингах и занятиях в профильных сменах и сборах.

Декабрь

Вторник

Четверг

14.15-16.15

Кабинет 108

5

Самоподготовка

1. Решение заданий прошлых лет различного уровня сложности

2. Решение практических заданий различного уровня сложности

3. Развитие логического и интеллектуального мышления через чтение интернет- журналов , научной и учебной направленности.

4. Консультации по наиболее трудным вопросам.

5. Работа над проектом.

6. Упражнения по практикой части, отработка навыков качественного изготовления швейных узлов.

7. Изучение разнообразных способов декоративно отделки швейных изделий.

8. Знакомство и изучение новых технологий и современных тенденций в области изготовления одежды, тканей, еды, оформления интерьеров и другое.

9. Анализ трудностей с которыми столкнулся ребенок на всех этапах олимпиады.

10. Анализ будущих профессиональных ориентиров.

11. Составление плана работы на следующий олимпиадный сезон.


Январь- май

Вторник

Четверг

14.15-16.15

Кабинет 108

6

Занятия в трудовом лагере

1.Сбор информации по интересным и актуальным темам для организации проектной деятельности.

2. Разработка эскизов проекта

3. Составление плана работы над проектом.

4. Начало работы над проектом, эксперимент, внесение корректировок.

Июнь
































Примеры проектных работ одаренных рябят, участников многочисленных конкурсов













Рисунок 1 - Проектная работа « Тема космоса в модной одежде и аксессуарах «вдохновение вселенной» победителя регионального этапа ВОШ по технологии Беляевой анны, ученицы 11 класса, 2022 г.





















Рисунок 2 – проектная работа призера регионального этапа ВОШ по технологии «Разработка коллекции женских образов на основе вдохновения мужским костюмом 18 века с вышивкой» Федоровой Софьи, ученицы 9 класса. 2022 г.















Рисунок 3 – проектная работа победителя регионального этапа ВОШ по технологии «Разработка коллекции «Цветочная капсула» с возможностью составления эко букетов из декора одежды при ее комбинировании» Берендеевой Ирины, ученицы 8 класса, 2022 г.



















































Рисунок 4 – проектная работа победителя регионального этапа ВОШ по технологии «Разработка коллекции молодежных образов в стиле Спорт-шик» Никифоровой Полины, ученицы 7 класса, 2022 г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!