СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тьюторство в современном образовании

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тьюторство в современном образовании — педагогическая позиция, которая связана со специальный образом организованной системой образования. Учебный процесс, режим и характер занятий выстраиваются и складываются, исходя из познавательного интереса, склонностей, способностей восприятия ученика. Движущие силы в пей — это педагог-тьютор и его подопечный. Технологии тьюторского сопровождения позволяют решать задачи, предложенные в национальной образовательной инициативе "Наша новая школа", предполагающей в рамках формирования принципиально новой системы непрерывного образования "постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения". При этом ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению", "умение обучаться в течение всей жизни, выбирать и обновлять профессиональный путь". Школьники должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. Тьюторство возникает там и тогда, где и когда появляются потребность и необходимые условия перехода к вариативности и индивидуализации образовательных программ. Сопровождать — значит "сопутствовать, идти вместе, быть рядом или помогать" (из словаря В. Даля). Тьюторское сопровождение — это особый тип гуманитарного педагогического сопровождения. Под педагогическим сопровождением понимается такое учебно-воспитательное взаимодействие, в ходе которого ученик совершает действие по заранее известным нормам, а педагог создает условия для эффективного осуществления этого действия. Культурные нормы известны заранее. В ситуации тьюторского сопровождения акцент смещен в сторону самостоятельного разрабатывания приемлемых для данной личности норм, которые обсуждаются с тьютором. Чтобы тьюторское сопровождение осуществилось, учащийся должен сам совершить некую "образовательную пробу", результаты которой и будут предметом совместного анализа. В основе тьюторской работы лежит принцип индивидуализации, что и определяет все используемые тьютором приемы и способы. Но индивидуальный подход и индивидуализация — разные понятия. Индивидуальный подход: работа с человеком реальным — диагностика, коррекция, единый результат. Индивидуализация: работа с человеком возможным — создание среды, возможности, личный результат. Главный инструмент обучения, воспитания и базовая функциональная обязанность педагога-тьютора — создание индивидуальной образовательной программы, которая постоянно уточняется и корректируется. Изменения вносятся в зависимости от совместного анализа успехов и продвижений учащегося па пути освоения знаний. Тыоторские технологии помогают организовать работу с личным интересом (потребностью) учащегося и переводом индивидуального интереса подопечного в побуждение к конкретной деятельности. К этим технологиям можно отнести: технологии проектирования, исследовательские методы, дебаты, образовательный туризм, портфолио, развитие критического мышления при чтении и письме, творческие мастерские, кейс-стади, технологии открытого пространства (ТОП), социокультурные игры, робинзонада и т.д. Тьютор использует и целый пакет технологий, которые активно используются в педагогической психологии — вопросно-ответные технологии, технологии рефлексивных сессий, технологии активного слушания, технологии модерации и т.д. Однако ключевым инструментом тьютора можно назвать вопрос и умение тьютора с ним работать. Классные руководители, организаторы деятельности, руководители детских объединений, тьюторы подчиняются непосредственно заместителю директора школы по воспитательной работе, который, в свою очередь, подчиняется директору школы. Перспективы развития воспитательного процесса определяются коллегиально (малым и общим педагогическими советами), также коллегиально разрешаются все сложные вопросы воспитания и противоречия воспитательного процесса в школе. В целях оказания методической помощи педагогам и методического обеспечения воспитательного процесса в школе может быть создан методический совет — общественное объединение педагогов, главной задачей которого является методическое обеспечение воспитательного процесса в школе. Возможные функции методического совета. •    1. Разрабатывает методические рекомендации по эффективной организации воспитательного процесса. •    2. Обобщает воспитательные результаты школы. •    3. Организует обмен положительным педагогическим опытом в достижении воспитательных результатов. •    4. Участвует в реализации программы повышения профессионального уровня педагогов по вопросам воспитания и методики воспитания. •    5. Проводит экспертизу воспитательных программ педагогов. •    6. Выстраивает перспективы развития воспитательных структур школы. В состав методического совета могут войти классные руководители, психологи, социальные педагоги, старший вожатый, омбудсмен, учителя-предметники, организаторы. Совет имеет план работы и собирается не реже одного раза в месяц. Руководство советом может осуществлять заместитель директора, профессиональный методист, опытный педагог-воспитатель. При необходимости совет может организовывать работу методических объединений классных руководителей. Для разработки каких-либо сложных вопросов воспитания совет может открывать постоянно действующие (в течение года или более) временные творческие лаборатории педагогов, главная задача которых — найти пути решения той или иной проблемы воспитания. Кроме того, в каждом классе и в школе выбираются родительские комитеты.

2.  В практике тьюторского сопровождения одаренных детей можно применять следующие принципы: •    - принцип индивидуачизации - оказание помощи каждому ребёнку в прохождении собственного пути к освоению того знания, которое именно для него является наиболее важным; •    - принцип открытости - организация помощи, отвечающей на запрос родителей или лиц, представляющих его интересы по проблемам ребенка, обеспокоенных особенностями его развития. Тьюторская практика - это практика открытого образования, связанная со становлением открытого общества, созданием условий для управления ребёнком собственной познавательной и образовательной деятельностью; •    - принцип вариативности - опора на выбор обучающегося, предполагает создание условий для выбора одарённым обучающимся и педагогом - тьютором целей, программ, способов, методов деятельности для обеспечения сознательного выбора одарённым ребёнком траектории своего развития, возможности для выбора интересов и путей их реализации; •    - принцип добровольности - основан на доверии к философии тьюторства со стороны родителей, стремлении к самообразованию со стороны ребёнка и желании самого педагога. •    - принцип сотрудничества отражает право обучающегося выступать в качестве непосредственного участника творческого образовательного процесса, инициированного взрослыми, но осуществляемого детьми, то есть решать проблемы совместно со старшими помощниками одновременно «с двух сторон» - социальной и индивидуально-личностной; •    - принцип активности понимается как создание условий для проявления способности детей самостоятельно ставить цели, выбирать средства их достижения и контролировать результаты, то есть, использовать себя в связи с целями и образом будущего, видеть себя как потенциал и ресурс; •    - принцип целенаправленности и систематичности требует создания каждому одарённому обучающемуся условий для продвижения в общем развитии; •    - принцип центрирования, который предполагает отношение к каждому молодому человеку как к уникальной в своем социальном становлении личности, способной самостоятельно сделать социальный и экзистенциальный выбор, в котором взаимодействие с организатором работы с молодежью является средством осмысления жизненной ситуации; •    - принципа персонификации, который предполагает выбор задач и средств сопровождения, адекватных социальной ситуации определенного человека; •    - принцип потенциальности предполагает, что решение тыо- торских задач определяется соглашением о ее осуществлении, основой которого являются потребности молодого человека; •    - принцип оптимистической стратегии предполагает, что субъекты являются носителями позитивного социального опыта. Представленные принципы подчинены ведущему принципу - принципу гуманизма, воспитывающего и развивающего образования, духовно направленного на общечеловеческие ценности.  

Просмотр содержимого документа
«Тьюторство в современном образовании»

1. Тьютор — tutor в переводе с английского — педагог-наставник. Этимология этого слова (лат. tueor — заботиться, оберегать) связана с понятиями — "защитник", "покровитель", "страж".

Тьютор — педагог, который действует по принципу индивидуализации и сопровождает построение учащимся своей индивидуальной образовательной программы (Т. М. Ковалева); педагог-наставник, способный обеспечить социально-педагогическое сопровождение учащихся при выборе и прохождении ими индивидуальных образовательных траекторий; тот, кто сопровождает процесс освоения новой деятельности.

Тьюторство в современном образовании — педагогическая позиция, которая связана со специальный образом организованной системой образования. Учебный процесс, режим и характер занятий выстраиваются и складываются, исходя из познавательного интереса, склонностей, способностей восприятия ученика. Движущие силы в пей — это педагог-тьютор и его подопечный.

Технологии тьюторского сопровождения позволяют решать задачи, предложенные в национальной образовательной инициативе "Наша новая школа", предполагающей в рамках формирования принципиально новой системы непрерывного образования "постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения". При этом ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению", "умение обучаться в течение всей жизни, выбирать и обновлять профессиональный путь". Школьники должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.

Тьюторство возникает там и тогда, где и когда появляются потребность и необходимые условия перехода к вариативности и индивидуализации образовательных программ.

Сопровождать — значит "сопутствовать, идти вместе, быть рядом или помогать" (из словаря В. Даля). Тьюторское сопровождение — это особый тип гуманитарного педагогического сопровождения.

Под педагогическим сопровождением понимается такое учебно-воспитательное взаимодействие, в ходе которого ученик совершает действие по заранее известным нормам, а педагог создает условия для эффективного осуществления этого действия.

Культурные нормы известны заранее. В ситуации тьюторского сопровождения акцент смещен в сторону самостоятельного разрабатывания приемлемых для данной личности норм, которые обсуждаются с тьютором. Чтобы тьюторское сопровождение осуществилось, учащийся должен сам совершить некую "образовательную пробу", результаты которой и будут предметом совместного анализа.

В основе тьюторской работы лежит принцип индивидуализации, что и определяет все используемые тьютором приемы и способы. Но индивидуальный подход и индивидуализация — разные понятия. Индивидуальный подход: работа с человеком реальным — диагностика, коррекция, единый результат. Индивидуализация: работа с человеком возможным — создание среды, возможности, личный результат. Главный инструмент обучения, воспитания и базовая функциональная обязанность педагога-тьютора — создание индивидуальной образовательной программы, которая постоянно уточняется и корректируется. Изменения вносятся в зависимости от совместного анализа успехов и продвижений учащегося па пути освоения знаний.

Тыоторские технологии помогают организовать работу с личным интересом (потребностью) учащегося и переводом индивидуального интереса подопечного в побуждение к конкретной деятельности. К этим технологиям можно отнести: технологии проектирования, исследовательские методы, дебаты, образовательный туризм, портфолио, развитие критического мышления при чтении и письме, творческие мастерские, кейс-стади, технологии открытого пространства (ТОП), социокультурные игры, робинзонада и т.д. Тьютор использует и целый пакет технологий, которые активно используются в педагогической психологии — вопросно-ответные технологии, технологии рефлексивных сессий, технологии активного слушания, технологии модерации и т.д. Однако ключевым инструментом тьютора можно назвать вопрос и умение тьютора с ним работать.

Классные руководители, организаторы деятельности, руководители детских объединений, тьюторы подчиняются непосредственно заместителю директора школы по воспитательной работе, который, в свою очередь, подчиняется директору школы.

Перспективы развития воспитательного процесса определяются коллегиально (малым и общим педагогическими советами), также коллегиально разрешаются все сложные вопросы воспитания и противоречия воспитательного процесса в школе.

В целях оказания методической помощи педагогам и методического обеспечения воспитательного процесса в школе может быть создан методический совет — общественное объединение педагогов, главной задачей которого является методическое обеспечение воспитательного процесса в школе.

Возможные функции методического совета.

  • 1. Разрабатывает методические рекомендации по эффективной организации воспитательного процесса.

  • 2. Обобщает воспитательные результаты школы.

  • 3. Организует обмен положительным педагогическим опытом в достижении воспитательных результатов.

  • 4. Участвует в реализации программы повышения профессионального уровня педагогов по вопросам воспитания и методики воспитания.

  • 5. Проводит экспертизу воспитательных программ педагогов.

  • 6. Выстраивает перспективы развития воспитательных структур школы.

В состав методического совета могут войти классные руководители, психологи, социальные педагоги, старший вожатый, омбудсмен, учителя-предметники, организаторы. Совет имеет план работы и собирается не реже одного раза в месяц. Руководство советом может осуществлять заместитель директора, профессиональный методист, опытный педагог-воспитатель. При необходимости совет может организовывать работу методических объединений классных руководителей. Для разработки каких-либо сложных вопросов воспитания совет может открывать постоянно действующие (в течение года или более) временные творческие лаборатории педагогов, главная задача которых — найти пути решения той или иной проблемы воспитания.

Кроме того, в каждом классе и в школе выбираются родительские комитеты.


2.

В практике тьюторского сопровождения одаренных детей можно применять следующие принципы:

  • принцип индивидуачизации - оказание помощи каждому ребёнку в прохождении собственного пути к освоению того знания, которое именно для него является наиболее важным;

  • принцип открытости - организация помощи, отвечающей на запрос родителей или лиц, представляющих его интересы по проблемам ребенка, обеспокоенных особенностями его развития. Тьюторская практика - это практика открытого образования, связанная со становлением открытого общества, созданием условий для управления ребёнком собственной познавательной и образовательной деятельностью;

  • принцип вариативности - опора на выбор обучающегося, предполагает создание условий для выбора одарённым обучающимся и педагогом - тьютором целей, программ, способов, методов деятельности для обеспечения сознательного выбора одарённым ребёнком траектории своего развития, возможности для выбора интересов и путей их реализации;

  • принцип добровольности - основан на доверии к философии тьюторства со стороны родителей, стремлении к самообразованию со стороны ребёнка и желании самого педагога.

  • принцип сотрудничества отражает право обучающегося выступать в качестве непосредственного участника творческого образовательного процесса, инициированного взрослыми, но осуществляемого детьми, то есть решать проблемы совместно со старшими помощниками одновременно «с двух сторон» - социальной и индивидуально-личностной;

  • принцип активности понимается как создание условий для проявления способности детей самостоятельно ставить цели, выбирать средства их достижения и контролировать результаты, то есть, использовать себя в связи с целями и образом будущего, видеть себя как потенциал и ресурс;

  • принцип целенаправленности и систематичности требует создания каждому одарённому обучающемуся условий для продвижения в общем развитии;

  • принцип центрирования, который предполагает отношение к каждому молодому человеку как к уникальной в своем социальном становлении личности, способной самостоятельно сделать социальный и экзистенциальный выбор, в котором взаимодействие с организатором работы с молодежью является средством осмысления жизненной ситуации;

  • принципа персонификации, который предполагает выбор задач и средств сопровождения, адекватных социальной ситуации определенного человека;

  • принцип потенциальности предполагает, что решение тыо- торских задач определяется соглашением о ее осуществлении, основой которого являются потребности молодого человека;

  • принцип оптимистической стратегии предполагает, что субъекты являются носителями позитивного социального опыта.

Представленные принципы подчинены ведущему принципу - принципу гуманизма, воспитывающего и развивающего образования, духовно направленного на общечеловеческие ценности.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!