ТЬЮТОРСТВО В СОВРЕМЕННОМ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
В данной статье рассматриваются рьюторство в современном контексте профессионального образования. А также возможности тьюторства как инструмента для повышения эффективности учебного процесса в связи с переходом на новые образовательные стандарты.
О.А. Вагина – тьютор ГБПОУ РО ПУ № 36
Тьюторство - это новая профессиональная педагогическая практика в современном российском образовании, которая нацелена на создание условий, в которых процесс профессионального обучения будет проходить с учётом и возрастных особенностей и психологических особенностей студентов.
Тьютор - педагог-наставник, способный обеспечить социально-педагогическое сопровождение учащихся при выборе и прохождении ими индивидуальных образовательных траекторий (в российской системе образования, из глоссария ФГОС, макет ИОП «Эврика»)
Должность тьютора в Российской Федерации утверждена и введена в российскую систему образования Приказами Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 05 мая 2008 года № 216 н и № 217 н (зарегистрированы в Минюсте РФ 22 мая 2008 г. № 11731 и № 11725 соответственно).[1] Высокая результативная планка, установленная для тьюторской деятельности в указанном документе, зачастую не дает возможности собственно учащимся в полной мере воспользоваться помощью тьюторов по причине их полного отсутствия в системе СПО.
В условиях нехватки квалифицированных педагогических кадров со специальным образованием, отсутствия свободного финансирования государственных учреждений образования выполнение роли тьютора становится невозможным как для опытных работников сферы образования, так и для «новобранцев»-специалистов, пополняющих ряды преподавателей системы СПО.
Функциональную роль тьютора как педагога, посредника, консультанта, сопровождающего самостоятельную учебную деятельность обучающихся может выполнять педагог - профессионал высокого класса, наиболее востребованными личностными и деятельностными характеристиками которого являются:
аналитико-рефлексивные способности: структурировать проблемы саморазвития обучающихся; помогать студенту в его самоанализе, в самостоятельном разрешении проблем и принятии им ответственности за результаты работы; анализировать индивидуальные особенности учащегося и возможности устранения его неуспешности; участвовать в жизнедеятельности студенческого коллектива и видеть пути его сплочения; критически и конструктивно осмысливать свой опыт и опыт коллег в целях развития профессионального сообщества; владеть рефлексивными методами и приемами психолого-диагностической работы;
коммуникативные способности: ясно выражать свои мысли и терпеливо слушать других; общаться со студентами на позициях диалога, уважения, терпимости, эмпатии; спокойно разрешать конфликты, строить взаимодействия на основе договорных отношений; воспринимать деятельность учащихся и коллег в том смысле, в каком они ее осмысливают сами; содействовать сотрудничеству во взаимоотношениях разных уровней, корректно строить взаимодействие с «проблемными», социально-дезадаптированными студентами и использовать знание психологии межличностного общения;
организаторские способности: участвовать в реализации запланированной деятельности; видеть перспективу индивидуальной и коллективной деятельности; находить наилучшие способы работы и доводить дело до результата; видеть, поддерживать и объединять интересы студентов с различными интересами во благо общего дела; помогать студентам и коллегам в обеспечении эффективной организации общественно значимой деятельности; при необходимости брать ответственность на себя, если того требует ситуация;
прогностические способности: определять возможные точки личностного роста обучающегося; предвидеть результаты педагогических ситуаций; уметь выстраивать динамику развития студенческого сообщества и воспитательного действия; прогнозировать перспективы деятельности обучающегося и его личностный рост; предвидеть реакции учащегося на те или иные педагогические действия.
Основное направление тьюторской деятельности в колледже — это сопровождение формирования общих и профессиональных компетенций обучающегося в рамках освоения основной профессиональной образовательной программы по выбранной специальности и построения личной образовательной траектории (маршрута) обучающихся. Тьюторское сопровождение является составной частью управления качеством подготовки специалистов среднего звена. В связи с этим тьютор в сфере образования должен выполнять следующие функции: – cопровождать формирование и реализацию индивидуальной образовательной программы; – обеспечивать формирование и развитие индивидуального образовательного запроса тьюторанта с учетом его потребностей; – проводить совместно с тьюторантом анализ ресурсов образовательной среды для реализации образовательного запроса; – оказывать содействие тьюторанту в формировании (в том числе, планировании) и реализации индивидуальной образовательной программы; – организовывать анализ и оценку тьюторантом процесса реализации индивидуальной образовательной программы; – осуществлять выбор форм тьюторского сопровождения с учетом возрастных и личностных особенностей тьюторанта, личностных и профессиональных предпочтений самого тьютора; – организовывать образовательную среду для формирования и реализации индивидуальной образовательной программы; – обеспечивать рациональное и эффективное использование имеющихся ресурсов образовательной среды, их расширение для реализации индивидуальной образовательной программы; – сотрудничать с субъектами образования и иными заинтересованными сторонами для создания условий, способствующих реализации индивидуальной образовательной программы тьюторанта; – разрабатывать методическое обеспечение формирования и реализации индивидуальной образовательной программы; – разрабатывать и адаптировать методический инструментарий и дидактические средства тьюторской деятельности; – вести рабочую тьюторскую документацию.
Тьюторство в профессиональном колледже рассматривается нами как разновидность педагогической деятельности, качественное отличие которой определяется, прежде всего, выстраиванием пространства совместной деятельности педагога - тьютора и обучаемого по проектированию и реализации самостоятельной деятельности студента (тьюторанта).
С позиции организации процесса деятельности можно предположить следующие результаты.
Результаты на уровне тьютора:
– наличие плана реализации индивидуального образовательного маршрута студента;
– набор диагностического инструментария;
– портфолио тьютора.
Результаты на уровне студента:
– наличие индивидуального образовательного маршрута студента;
– адаптация студента в жизненном пространстве;
– компетенции студента, позволяющие ему использовать себя в связи со своими целями и образом будущего, видеть себя как потенциал и ресурс.
– успешность студента (в публичных выступлениях, конкурсах, олимпиадах и т.п.);
– ценностные установки и ориентации студента;
– повышение эмоциональной устойчивости, развитие настойчивости и терпимости как черт характера студента.
Тьюторское сопровождение предполагает оказание помощи тому, кто испытывает затруднения в процессе самостоятельной учебной деятельности по усвоению содержания дисциплины, затруднения в межличностных взаимодействиях, проблемах самооценки, проблемах переноса полученных знаний в практическую плоскость.