Парачук А.В., Борисевич Г.М.
ГУО «Центр творчества детей и молодежи Советского района г.Гомеля»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ
ПЛАНА-КОНСПЕКТА И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ ЗАНЯТИЯ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Данные методические рекомендации разработаны для педагогов дополнительного образования с целью четкого определения специфики составления плана-конспекта занятия и технологической карты занятия.
В данных методических рекомендациях представлен материал, касающийся составления плана-конспекта занятия, дана краткая характеристика типов учебных занятий, а также структура занятия. Кроме того, представлен образец составления плана-конспекта учебного занятия. Также дано определение технологической карты занятия, основные информационные блоки технологической карты занятия педагога.
Педагог дополнительного образования может составлять либо
план-конспект занятия, либо технологическую карту. Обычно
план-конспект составляют педагоги, имеющие стаж работы от трех лет. А технологическую карту составляют молодые специалисты с учетом того, что карта включает в себя больше информации о проведении занятия.
Каждый педагог самостоятельно принимает решение о том, какой вид документа составлять перед проведением занятия.
ПЛАН-КОНСПЕКТ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В ходе планирования педагог самостоятельно разрабатывает модель учебного занятия.
Модель занятия представляет собой последовательность реализации определенных этапов в процессе усвоения знаний учащимися, построенных на смене видов учебной деятельности.
При составлении плана педагог внимательно изучает
учебно-тематический план реализуемой образовательной программы, определяет тип, вид, структуру занятия, тему, цель, задачи, определяет взаимосвязь содержания предстоящего занятия с предыдущими и последующими занятиями. Педагогом продумывается специфика занятия, логика занятия, логика построения, определяется объём образовательного компонента учебного материала.
Прежде чем рассматривать специфику составления плана-конспекта занятия, необходимо четко определить, что такое план-конспект занятия.
План-конспект занятия – документ педагога дополнительного образования для проведения конкретного занятия по определенной теме.
Форма плана-конспекта, как и его содержание, методы проведения, глубина раскрытия материала изменяются в зависимости от содержания занятия, его учебной и воспитательной целей, характера предстоящих работ, организации упражнений.
План-конспект занятия должен быть грамматически и стилистически правильно выраженным, так как хорошо составленный конспект помогает вести занятие на высоком уровне. И хотя стандартных форм нет, структура плана-конспекта занятия должна быть соблюдена.
Основными требованиями к планированию и проведению учебных занятий являются:
- ориентация на актуальный социальный запрос в контексте предоставления образовательных услуг;
- вовлечение обучающихся в активную учебную деятельность, поддержание высокого уровня мотивации к обучению у детей;
- целесообразное расходование материально-технических средств, времени учебного занятия и т.п.;
- применение современных и разнообразных средств и методов обучения;
- поддержание высокого уровня развития и использования коммуникативных компетенций в процессе межличностного взаимодействия между педагогом и обучающимися;
- высокий уровень практической значимости приобретенных в ходе обучения знаний и умений.
Как при составлении технологической карты, так и в ходе написания плана-конспекта занятия педагога дополнительного образования каждому педагогу необходимо четко определить для себя тип учебного занятия, методы и приемы, используемые в ходе образовательного процесса на занятии.
Для определения типа учебного занятия ниже приведена таблица, в которой кратко обозначены типы занятий с соответствующими им дидактическими целями, а также с описанием нетрадиционных форм проведения определенных типов занятий. Кроме того, в этом разделе предложена структура учебного занятия, в которой представлены основные этапы проведения занятия.
Перед тем как начать составление плана-конспекта занятия, необходимо обдумать то, какие формы работы будут уместными в образовательной деятельности с учетом специфики цели и актуальных задач конкретного занятия. Ниже приведены основные традиционные и нетрадиционные формы занятия для обучающихся, которые выборочно можно использовать при планировании, организации и проведении занятий.
Традиционные формы организации учебной деятельности детей:
лекция – устное изложение темы занятия, развивающее мыслительную и творческую деятельность обучающихся;
семинар – групповое занятие в виде обсуждения подготовленных обучающимися информационных сообщений и докладов по определенной тематике под руководством педагога (такая форма работы позволяет формировать аналитическое мышление, позволяет оценить уровень и интенсивность самостоятельной работы обучающихся, развивает навыки публичных выступлений;
дискуссия – публичное обсуждение актуальных вопросов по определенной тематике. Такая форма позволяет расширить область знаний обучающихся в рамках конкретной темы, также позволяет развить навыки критического мышления. Кроме того, позволяет развивать у обучающихся специфические компетенции в ходе отстаивания спикером своей точки зрения в публичном формате;
конференция – публичное совещание для обсуждения и решения актуальных вопросов;
экскурсия – групповой поход или поездка с целью знакомства с какой-либо достопримечательностью;
экспедиция – поездка группы со специальной учебной целью и задачами;
туристический поход – передвижение группы детей с определенной целью;
учебная игра – вид учебной деятельности, который имеет определенные правила и служит для познания нового, отдыха и удовольствия. Важная характеристика учебной игры – моделирование жизненных процессов в условиях динамичной ситуации;
утренник – организационно-массовое мероприятие, которое проводится в соответствии с целями воспитательной работы, а также в соответствии с «календарем мероприятий» учреждения дополнительного образования.
Нетрадиционные формы организации учебной деятельности обучающихся (с учетом реализации воспитательных задач):
презентация предмета, явления;
социодрама – сюжетно-ролевая игра, в которой предопределены позиции главных героев;
защита проекта;
философский стол – коллективная интеллектуально-поисковая работа обучающихся и педагогов в направлении поиска социального значения и личностного смысла жизненных явлений;
чаепитие – форма работы, при которой у группы обучающихся и педагога есть возможность обсудить актуальные вопросы, обменяться мнениями на разные темы в дружеской, комфортной обстановке;
конверт вопросов – свободный обмен мнениями на различные темы;
уроки творчества – межпредметные и внутрикурсовые занятия одновременно по двум направлениям, для детей разных возрастов.
Ниже приведен пример структуры плана-конспекта занятия педагога дополнительного образования.
План-конспект
учебного занятия в группе кружка____________________________________________________
Дата_____________________________________________________________
Тема: ____________________________________________________________
Цель (соответствует теме и программе): _________________________________________________________________
Задачи (соответствуют цели занятия):_________________________________
Форма занятия (фронтальная, групповая, индивидуальная): __________________________________________________________________
Оборудование (материально-техническая база): __________________________________________________________________
План занятия:
Организационная часть.
Актуализация опорных знаний.
Освоение нового материала.
Закрепление новой темы.
Рефлексия.
Подведение итогов занятия.
Ход занятия:
Орг.часть______________________________________________________________________________________________________________________
Теоретическая часть _________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Практическая часть _________________________________________________________________
Закрепление новой темы и рефлексия
_________________________________________________________________
5. Подведение итогов занятия _________________________________________________________________
________________ _______________________
Подпись (Ф.И.О. педагога)
Парачук А.В., Борисевич Г.М.
ГУО «Центр творчества детей и молодежи Советского района г.Гомеля»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Технологическая карта – современная форма планирования, проектирования взаимодействия педагога и учащихся на занятии с целью формирования конструктивной образовательной среды.
Основная задача технологической карты – описание деятельностной составляющей занятия. В карте отражаются действия педагога и ожидаемые действия учащихся. Технологическая карта позволяет описать весь процесс деятельности педагога и учащихся с указанием ожидаемого результата образовательной деятельности. Кроме того, есть возможность максимально четко обозначить все учебные операции, составные части занятия с максимально полным описанием их последовательности. В ходе составления карты у педагога есть возможность рассчитать время на выполнение той или иной педагогической операции.
Основные информационные блоки технологической карты занятия педагога дополнительного образования:
Пояснительная записка, которая включает в себя: название темы; цель и задачи занятия (цель занятия носит триединый характер следующих аспектов: развивающего, воспитывающего и обучающего); обозначение группы; место темы занятия в программе; краткую психолого-педагогическую характеристику особенностей учащихся, влияющую на выбор методики преподавания и реализацию этого занятия; актуальность темы занятия; вид используемых на занятии средств ИКТ.
Заполнение таблицы, отражающей содержательную часть занятия. Здесь должны быть отражены следующие этапы: распределение времени; выполнение правил техники безопасности; санитарно-гигиенических норм; подробная схема занятия (с указанием возможных отклонений в содержании и временных рамках определенного периода занятия); организационная форма работы педагога на занятии; средства обучения – плакаты, стенды, обучающие программы; система вопросов, упражнений и задач по конкретной теме.
Список литературы.
Технологическая карта занятия может иметь следующую структуру:
Ф.И.О. педагога: _________________________________________
Год обучения: ___________________________________________
Дата: ___________________________________________________
Объединение по интересам: ___________________________________
Тема занятия: ____________________________________________
Тип занятия: _____________________________________________
Форма организации образовательного процесса: ________________
Форма организации деятельности учащихся: ________________ ______________________________________________________________
Место и роль занятия в изучаемой теме: _______________________________________________________________
Цель занятия: _______________________________________________________________
Задачи занятия:
- Образовательные
- Развивающие
- Воспитательные
Планируемые результаты: ___________________________________
Этапы занятия_____________________________________________
Время____________________________________________________
Содержание_______________________________________________
Действия педагога__________________________________________
Действия учащихся______________________________________
Формы и методы____________________________________________
Материалы и оборудование___________________________________
Основные составляющие структуры технологической карты представлены в виде таблицы, в которой можно компактно и доступно представить большой объём информации о занятии.
Технологическая карта является максимально детализированной формой планирования и/или проектирования, в которой указывается более полное функциональное наполнение всех элементов образовательного процесса на занятии с указанием четких временных периодов разных этапов занятия. В большинстве случаев карту составляют в виде таблицы.