СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по составлению плана-конспекта и технологической карты занятия педагога дополнительного образования

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по составлению плана-конспекта и технологической карты занятия педагога дополнительного образования»

Парачук А.В., Борисевич Г.М.

ГУО «Центр творчества детей и молодежи Советского района г.Гомеля»


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ

ПЛАНА-КОНСПЕКТА И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ ЗАНЯТИЯ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Данные методические рекомендации разработаны для педагогов дополнительного образования с целью четкого определения специфики составления плана-конспекта занятия и технологической карты занятия.

В данных методических рекомендациях представлен материал, касающийся составления плана-конспекта занятия, дана краткая характеристика типов учебных занятий, а также структура занятия. Кроме того, представлен образец составления плана-конспекта учебного занятия. Также дано определение технологической карты занятия, основные информационные блоки технологической карты занятия педагога.

Педагог дополнительного образования может составлять либо
план-конспект занятия, либо технологическую карту. Обычно
план-конспект составляют педагоги, имеющие стаж работы от трех лет. А технологическую карту составляют молодые специалисты с учетом того, что карта включает в себя больше информации о проведении занятия.

Каждый педагог самостоятельно принимает решение о том, какой вид документа составлять перед проведением занятия.















ПЛАН-КОНСПЕКТ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В ходе планирования педагог самостоятельно разрабатывает модель учебного занятия.

Модель занятия представляет собой последовательность реализации определенных этапов в процессе усвоения знаний учащимися, построенных на смене видов учебной деятельности.

При составлении плана педагог внимательно изучает
учебно-тематический план реализуемой образовательной программы, определяет тип, вид, структуру занятия, тему, цель, задачи, определяет взаимосвязь содержания предстоящего занятия с предыдущими и последующими занятиями. Педагогом продумывается специфика занятия, логика занятия, логика построения, определяется объём образовательного компонента учебного материала.

Прежде чем рассматривать специфику составления плана-конспекта занятия, необходимо четко определить, что такое план-конспект занятия.

План-конспект занятия – документ педагога дополнительного образования для проведения конкретного занятия по определенной теме.

Форма плана-конспекта, как и его содержание, методы проведения, глубина раскрытия материала изменяются в зависимости от содержания занятия, его учебной и воспитательной целей, характера предстоящих работ, организации упражнений. 

План-конспект занятия должен быть грамматически и стилистически правильно выраженным, так как хорошо составленный конспект помогает вести занятие на высоком уровне. И хотя стандартных форм нет, структура плана-конспекта занятия должна быть соблюдена.

Основными требованиями к планированию и проведению учебных занятий являются:

- ориентация на актуальный социальный запрос в контексте предоставления образовательных услуг;

- вовлечение обучающихся в активную учебную деятельность, поддержание высокого уровня мотивации к обучению у детей;

- целесообразное расходование материально-технических средств, времени учебного занятия и т.п.;

- применение современных и разнообразных средств и методов обучения;

- поддержание высокого уровня развития и использования коммуникативных компетенций в процессе межличностного взаимодействия между педагогом и обучающимися;

- высокий уровень практической значимости приобретенных в ходе обучения знаний и умений.

Как при составлении технологической карты, так и в ходе написания плана-конспекта занятия педагога дополнительного образования каждому педагогу необходимо четко определить для себя тип учебного занятия, методы и приемы, используемые в ходе образовательного процесса на занятии.

Для определения типа учебного занятия ниже приведена таблица, в которой кратко обозначены типы занятий с соответствующими им дидактическими целями, а также с описанием нетрадиционных форм проведения определенных типов занятий. Кроме того, в этом разделе предложена структура учебного занятия, в которой представлены основные этапы проведения занятия.

Перед тем как начать составление плана-конспекта занятия, необходимо обдумать то, какие формы работы будут уместными в образовательной деятельности с учетом специфики цели и актуальных задач конкретного занятия. Ниже приведены основные традиционные и нетрадиционные формы занятия для обучающихся, которые выборочно можно использовать при планировании, организации и проведении занятий.

Традиционные формы организации учебной деятельности детей:

  • лекция – устное изложение темы занятия, развивающее мыслительную и творческую деятельность обучающихся;

  • семинар – групповое занятие в виде обсуждения подготовленных обучающимися информационных сообщений и докладов по определенной тематике под руководством педагога (такая форма работы позволяет формировать аналитическое мышление, позволяет оценить уровень и интенсивность самостоятельной работы обучающихся, развивает навыки публичных выступлений;

  • дискуссия – публичное обсуждение актуальных вопросов по определенной тематике. Такая форма позволяет расширить область знаний обучающихся в рамках конкретной темы, также позволяет развить навыки критического мышления. Кроме того, позволяет развивать у обучающихся специфические компетенции в ходе отстаивания спикером своей точки зрения в публичном формате;

  • конференция – публичное совещание для обсуждения и решения актуальных вопросов;

  • экскурсия – групповой поход или поездка с целью знакомства с какой-либо достопримечательностью;

  • экспедиция – поездка группы со специальной учебной целью и задачами;

  • туристический поход – передвижение группы детей с определенной целью;

  • учебная игра – вид учебной деятельности, который имеет определенные правила и служит для познания нового, отдыха и удовольствия. Важная характеристика учебной игры – моделирование жизненных процессов в условиях динамичной ситуации;

  • утренник – организационно-массовое мероприятие, которое проводится в соответствии с целями воспитательной работы, а также в соответствии с «календарем мероприятий» учреждения дополнительного образования.

Нетрадиционные формы организации учебной деятельности обучающихся (с учетом реализации воспитательных задач):

  • презентация предмета, явления;

  • социодрама – сюжетно-ролевая игра, в которой предопределены позиции главных героев;

  • защита проекта;

  • философский стол – коллективная интеллектуально-поисковая работа обучающихся и педагогов в направлении поиска социального значения и личностного смысла жизненных явлений;

  • чаепитие – форма работы, при которой у группы обучающихся и педагога есть возможность обсудить актуальные вопросы, обменяться мнениями на разные темы в дружеской, комфортной обстановке;

  • конверт вопросов – свободный обмен мнениями на различные темы;

  • уроки творчества – межпредметные и внутрикурсовые занятия одновременно по двум направлениям, для детей разных возрастов.


Ниже приведен пример структуры плана-конспекта занятия педагога дополнительного образования.

План-конспект

учебного занятия в группе кружка____________________________________________________

Дата_____________________________________________________________

Тема: ____________________________________________________________

Цель (соответствует теме и программе): _________________________________________________________________

Задачи (соответствуют цели занятия):_________________________________

Форма занятия (фронтальная, групповая, индивидуальная): __________________________________________________________________

Оборудование (материально-техническая база): __________________________________________________________________

План занятия:

  1. Организационная часть.

  2. Актуализация опорных знаний.

  3. Освоение нового материала.

  4. Закрепление новой темы.

  5. Рефлексия.

  6. Подведение итогов занятия.



Ход занятия:

  1. Орг.часть______________________________________________________________________________________________________________________

  2. Теоретическая часть _________________________________________________________________

_________________________________________________________________

  1. Практическая часть _________________________________________________________________


  1. Закрепление новой темы и рефлексия

_________________________________________________________________

5. Подведение итогов занятия _________________________________________________________________


________________ _______________________

Подпись (Ф.И.О. педагога)











Парачук А.В., Борисевич Г.М.

ГУО «Центр творчества детей и молодежи Советского района г.Гомеля»


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Технологическая карта – современная форма планирования, проектирования взаимодействия педагога и учащихся на занятии с целью формирования конструктивной образовательной среды.

Основная задача технологической карты – описание деятельностной составляющей занятия. В карте отражаются действия педагога и ожидаемые действия учащихся. Технологическая карта позволяет описать весь процесс деятельности педагога и учащихся с указанием ожидаемого результата образовательной деятельности. Кроме того, есть возможность максимально четко обозначить все учебные операции, составные части занятия с максимально полным описанием их последовательности. В ходе составления карты у педагога есть возможность рассчитать время на выполнение той или иной педагогической операции.

Основные информационные блоки технологической карты занятия педагога дополнительного образования:

  1. Пояснительная записка, которая включает в себя: название темы; цель и задачи занятия (цель занятия носит триединый характер следующих аспектов: развивающего, воспитывающего и обучающего); обозначение группы; место темы занятия в программе; краткую психолого-педагогическую характеристику особенностей учащихся, влияющую на выбор методики преподавания и реализацию этого занятия; актуальность темы занятия; вид используемых на занятии средств ИКТ.

  2. Заполнение таблицы, отражающей содержательную часть занятия. Здесь должны быть отражены следующие этапы: распределение времени; выполнение правил техники безопасности; санитарно-гигиенических норм; подробная схема занятия (с указанием возможных отклонений в содержании и временных рамках определенного периода занятия); организационная форма работы педагога на занятии; средства обучения – плакаты, стенды, обучающие программы; система вопросов, упражнений и задач по конкретной теме.

  3. Список литературы.







Технологическая карта занятия может иметь следующую структуру:

  1. Ф.И.О. педагога: _________________________________________

  2. Год обучения: ___________________________________________

  3. Дата: ___________________________________________________

  4. Объединение по интересам: ___________________________________

  5. Тема занятия: ____________________________________________

  6. Тип занятия: _____________________________________________

  7. Форма организации образовательного процесса: ________________

  8. Форма организации деятельности учащихся: ________________ ______________________________________________________________

  9. Место и роль занятия в изучаемой теме: _______________________________________________________________

  10. Цель занятия: _______________________________________________________________

  11. Задачи занятия:

- Образовательные

- Развивающие

- Воспитательные

Планируемые результаты: ___________________________________

  1. Этапы занятия_____________________________________________

  2. Время____________________________________________________

  3. Содержание_______________________________________________

  4. Действия педагога__________________________________________

  5. Действия учащихся______________________________________

  6. Формы и методы____________________________________________

  7. Материалы и оборудование___________________________________

Основные составляющие структуры технологической карты представлены в виде таблицы, в которой можно компактно и доступно представить большой объём информации о занятии.

Технологическая карта является максимально детализированной формой планирования и/или проектирования, в которой указывается более полное функциональное наполнение всех элементов образовательного процесса на занятии с указанием четких временных периодов разных этапов занятия. В большинстве случаев карту составляют в виде таблицы.