СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по созданию лэпбука "Народная игрушка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В методических рекондациях описываестя способ знакомства дошкольников с народной игрушкой ) матрешка, дымковска, филимоновская) в процессе изготовления лэпбука. Рассматриваются задачи по ознакомлению дошкольников с ДПИ, принципы обучения декоративному искусству. В работе рассматривается создание лэпбука, как привелкательной формы ознакомления дошкольников с народной игрушкой.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по созданию лэпбука "Народная игрушка"»

«Методические рекомендации по созданию лэпбука «Народные игрушки»»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

ВЫВОДЫ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ







































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Художественно-эстетическое развитие ребенка - это процесс количественных и качественных изменений, происходящих в духовном, нравственном облике ребенка и продвигающих его в нравственной зрелости.

Прекрасные образцы декоративно-прикладного искусства помогают воспитывать у детей уважение и любовь к культуре своего народа, Родине, своему краю. Нравственно-эстетическое воспитание направлено на формирование нравственного отношения к окружающему миру, на воспитание у ребенка-дошкольника художественный вкус, а также формирование у него художественных умений в области разных искусств: обучение детей рисованию, лепке, конструированию. Приобщение дошкольников к народному искусству осуществляется посредством создания красивого интерьера детского сада, групповой комнаты, в оформление которых включают произведения народного творчества

А.П. Усова в книге «Русское народное творчество в детском саду» отмечала, что яркая народная игрушка является незаменимым средством любви к Родине, к окружающей природе. Ребёнок с уважением начинает относиться к чужим обычаям и предметам искусства. А.П. Усова считает, что трудно найти более ценный материал для развития художественного восприятия, чем красочные предметы декоративно-прикладного искусства

Народная культура способна возродить забытые устои и традиции, тем более если будет применятся в отношении детей, возрастные особенности которых являются благоприятным для приобщения к её истокам. Исследователи народного искусства М.А. Некрасова, Н. П. Сакулина, Т. Л. Шпикалова, Е. А. Флёрина и другие отмечают, что включение ребёнка дошкольного возраста в различные виды деятельности, основанные на объектах народного творчества, являются одним из условий полноценного нравственно - эстетического воспитания ребёнка и развития его художественно - творческих способностей.

Знакомить детей с декоративно – прикладным искусством можно практически через все виды деятельности детей. Для развития речи изделия народных промыслов дают богатый материал: можно составить описательные рассказы по игрушкам (дымковские, филимоновские, матрёшки), придумать сказки. Изделия народных мастеров помогают воспитывать у детей внимательное и бережное отношение к окружающей среде, так как декоративно – прикладное искусство по своим мотивам близко к природе. Художники веками наблюдали мир животных, красоту птиц, разнообразие растений, видели и чувствовали гармонию природы. Затем её красота, соразмерность, разумность, упорядоченность нашли отражение в узорах декоративных росписей. В них – изображения человека, и животных, и птиц, растительные узоры, орнаменты.

Изделия народных промыслов помогают понять и почувствовать, что человек – часть природы, а именно это является основой гармоничного развития ребёнка.

В узорах декоративных росписей, характерных для различных народных промыслов, соблюдается определённый ритм, симметрия, соразмерность отдельных элементов, счет в использовании орнамента. Это даёт материал для развития элементарных математических представлений.

Один из видов декоративно-прикладного искусства – русская матрёшка. Матрёшка – символ русского духовного изобилия, великолепное изделие декоративно-прикладного искусства. Выделяют разные виды матрёшек: семёновская матрёшка; матрёшка из Полховского Майдана; загорская матрёшка; вятская матрёшка; тверская матрёшка. Детям доставляет радость игрушка матрешка, ее яркость, выразительность и простота форм, а больше всего возможность создать этот образ самим. Удовольствие, получаемое в продуктивной деятельности, сочетается с развитием у ребенка эстетического вкуса, творческих способностей, художественных навыков и умений.

Классическая русская матрешка состоит из пяти или семи кукол, самая маленькая из которых является ребенком. Сделана русская сувенирная матрешка из дуба или ольхи, покрыта известковым раствором, предотвращающим рассыхание, и лаком. Расписывают матрешек гуашью либо не расписывают вообще, а выжигают рисунок, да так искусно, что на первый взгляд и не поймешь, что краски на матрешке нет. Наряд у русской матрешки может быть самым разнообразным, но, как правило, присутствует расписной платок или кокошник и цветочный орнамент. В руках у матрешки может быть корзина с ягодами-грибами, ведро с водой, серп. Можно встретить матрешку-невесту и даже матрешку-жениха, матрешку-девушку на выданье и матрешку – зрелую женщину. Иногда художник «одевает» матрешку в зимний наряд – полушубок, теплый платок и даже валенки. По росписи можно узнать место рождения матрешки.

Русская матрешка является олицетворением России с ее широкой душой, пестрыми нарядами и большими семьями. Матрешка символизирует продолжение жизни. Матрешка – символ плодородия, богатства, материнства. Она символизирует продолжение жизни. Женщина рожает дочку, которая в свою очередь подарит миру еще жизнь, и так далее. Образ женщины издавна был почитаем в русском народном изобразительном искусстве, фольклоре и часто неотделим от образа птицы — древнейшего символа добра и благополучия. Лаконичный образ деревянной матрешки удачно воплотил в себе и спокойную плавность линий женской фигуры, и элементы традиционного народного костюма: платок, фартук, сарафан.   Именно поэтому она пользуется такой всенародной любовью.

Дымковские игрушки – это уникальные глиняные игрушки разных форм, раскрашенные яркими красками и не имеющие аналогов в мире. Этот русский народный промысел возник в XV-XVI веках в слободе Дымково близ города Вятка (сейчас это город Киров). Отсюда и название – "дымковская" игрушка. Тематика современной дымковской игрушки разнообразна: это могут быть фигурки животных, любимые сказочные герои, исторические сюжеты, фигурки детей и их семей, различных профессий и предметов старины. Дымковская игрушка для дошкольников – это, прежде всего, изучение традиционных орнаментов. Старательно вырисовывая ромбики, линии и кружочки, дети создают интересные рисунки и приобщаются к культуре своей родины. Рисование дымковской игрушки или лепка фигурок в дымковском стиле – это увлекательно занятие, за которое ребята принимаются с большим энтузиазмом.

Весь путь создания уникальной и неповторимой дымковской игрушки сродни волшебству и делится на несколько этапов. Основными из них являются: лепка, сушка, обжиг, побелка, роспись. Процесс лепки проводится вручную и поэтому нет двух одинаковых дымковских игрушек, каждая из них уникальна и хранит в себе частичку души мастера, ее изготовившего. Для создания поделки используется ярко-красная глина, смешанная с мелким речным песком. Игрушка создается по частям, а, затем, все детали скрепляются между собой с помощью жидкой красной глины, стыки же для более плавного перехода заглаживают мокрой тряпицей. Основой в лепке дымковской игрушки является туловище. Сначала из кусочка глины скатывают шарик. Затем из этого шарика вытягивают нужную форму тела, при этом, чем плавнее проводится этот процесс, тем более правильной и красивой получается форма.

В росписи игрушек традиционно используются яркие цвета: синяя, красная, оранжевая, желтая, малиновая, синяя, голубая, изумрудная, зеленая и в очень небольшом количестве коричневый и черный. Желтая краска дополнялись кусочками золотой и серебряной потали. В раскраске фигурок тоже была своя последовательность. Сначала черным рисовали волосы, палочкой наносили брови и глаза, другой лучинкой — три красных или оранжевых пятна — рот и щеки. Затем красили шляпку, а завершалась роспись орнаментацией юбки. Поверх окраски для усиления блеска местами наклеивали кусочки сусального золота или потали (имитирующих золото тончайших листочков из сплава меди и цинка). Поталь дополняла гармоничные цветовые сочетания мягким матовым блеском.

Элементы росписи — это простейшие геометрические элементы: кружки, кольца, полоски, змейки. Причудливые сочетания простейших украшений по цвету, размеру, чередований с друг другом позволяют создавать очаровательные и поразительно разнообразные композиции росписи.

Дымковская игрушка, жизнерадостная по колориту, живая и динамичная по рисунку, пленяет и очаровывает детей, отвечает их эстетическим чувствам, поражает своей яркостью, ни с чем не сравнимой красотой, красочностью. Контрастные сочетания, яркие цвета, нанесенные по белому фону, пробуждают в детях интерес к «дымке», вызывают желание самим научиться так расписывать. Постигая это искусство, дети в доступной форме усваивают нравы и обычаи своего народа.

Филимоновская игрушка относится к разновидностям художественного промысла. Название игрушки произошло от населенного пункта в Тульской области – деревни Филимоново. В этом регионе находятся залежи специфической глины, из которой изготавливали посуду и различные игрушки.

Все филимоновские игрушки - свистульки, лепятся из местной пластичной глины «синьки», дающей после обжига белый черепок. Уникальная по своим свойствам глина, дает возможность мастеру всю скульптурку лепить из одного куска, добиваясь красивых по пластике, выразительных форм. После сушки изделия обжигают в муфельных печах. Филимоновская глина при сушке быстро покрывается трещинами, ее приходится постоянно заглаживать влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище фигуры. Пока глина сохнет, игрушку много раз оглаживают, “подтягивают”, выравнивая ее поверхность. “Подтягивать” и подглаживать ее приходится дней пять. С каждым таким подтягиванием игрушки удлиняются в пропорциях. Орнамент из зеленых и малиновых полос, солнышек, елочек, решеток наносится на белый или желтый фон. Условно все игрушки можно разделить на несколько групп:

1) люди - солдаты, барыни

2)животные - олени, коровы, петухи и наседки

3) многофигурные композиции - «Любота», «чаепитие», «тройка».

Принято считать, что филимоновские игрушки имеют определенную форму, в которой заключено какое-то конкретное обозначение. Одним из самых главных образов, является образ женщины. Считается, что изображение женщины (барыни) олицетворяет собой образ матери, главной целью которой, безусловно, является продолжение рода и в целом всей жизни на Земле. Визуально выглядит эта фигура очень необычно. Еще один образ – это животное. Медведь несет в себе символ мужественности, силы, а также олицетворяет приход весны – новой жизни. Олень – символ семейного благополучия и счастья в браке, теплоты отношений между супругами. Традиционно оленя дарят в день свадьбы молодоженам как оберег для их будущей семьи. Конь – олицетворение всего живого. Считалось, что конь – это символ воды, солнца, плодородия. Корова – воплощение бодрости и силы духа. Рядом с женщиной, как правило, всегда изображали птиц. Именно птицы в старину считались образом воскрешения всего живого на Земле. Рассвет, пробуждение земли, природы – это все олицетворение птиц. Ни одна из игрушек не похожа на настоящие фигуры зверей и птиц. Фигуры людей напоминают их очень отдаленно [4].

Одна из отличительных черт, которой обладала филимоновская роспись, – это цвет используемых красок. Можно было применять оттенки только 3 цветов: малинового, желтого и зеленого. И лишь изредка разрешалось использовать синюю и фиолетовую краски. Еще одна филимоновская игрушка, роспись которой была всегда одинаковой, – животное. Его тело и шея всегда раскрашивались поперек, а цветовая гамма использовалась одинаковая: зеленый, желтый и малиновый цвета. В итоге животное было раскрашено разноцветными полосками с мордой красного или зеленого цвета. Интересно, что свистулька - филимоновская игрушка, раскраска которой производится не специальными кистями для рисования, а кисточками, сделанными из куриных перьев. Лимонка, малинка, зеленка – так ласково называют мастерицы свои краски [21].

Народная игрушка - явление в русской культуре значительное, в ней своеобразно отразились жизнь, труд и мировоззрение нескольких поколений людей.

Когда дети только начинают знакомиться с тем или иным народным промыслом, наглядно-дидактические пособия играют особо важную роль, так как дети не всегда способны удержать в памяти различные росписи, разнообразные игрушки и предметы быта. Имея перед глазами несколько вариантов выполнения работы, дети учатся анализировать, соотносить и планировать свою работу.

Первые годы жизни ребёнка - важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают ребёнка со своим народом, своей страной. Корни этого влияния - в языке народа, который дитя усваивает, в его песнях, музыке, в играх и игрушках, которыми он забавляется, впечатлениях от природы родного края, труда, быта, нравов и обычаев людей, среди которых он живёт [9, с. 43].

Важную роль народного декоративно-прикладного искусства в воспитании детей отмечали искусствоведы, исследователи детского изобразительного творчества (А.В. Бакушинский, П.П. Блонский, Т.С. Шацкий, А.П. Усова, Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, Н.Б. Халезова, Т.Я. Шпикалова, Т.Н. Доронова, А.А. Грибовская и другие) [25, с. 113]. По их мнению, ознакомление с произведениями народного декоративно-прикладного искусства побуждает в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств [9, с. 43].

Известные исследователи Усова А.П., Саккулина Н.П., Комарова Т.С., Шпикалова Т.Я., Езикеева В.Я., Халезова Н.Б., Богатеева З.А., Доронова Т.Н., Грибовская А.А. народного декоративно-прикладного искусства неоднократно отмечали родственность мироощущения и отражения его в творчестве детей, выдвигая главными критериями подобной близости декоративность и красочность создаваемых ими образов [10, с. 45]. Именно поэтому занятия декоративно-прикладным искусством с опорой на обучающий потенциал народных промыслов должны играть важную роль в развитии творческих способностей детей и их задатков.

Постепенно возвращаясь к истокам, восстанавливая забытые традиции предков, многими педагогами дошкольных образовательных учреждений создаются музеи и мини-музеи, посвященные русскому быту, традициям, ремеслам. Создаются выставки, альбомы, оформляются уголки, где дошкольники знакомятся с укладом жизни, обычаями,  национальными костюмами своих предков. Все чаще замечено обращение к народному фольклору.  

В возрождении народных традиций, в патриотическом и духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения особое место занимает знакомство с приобщением детей к народным ремеслам. Это могут быть народные ремесла России.

В программе «От рождения до школы» прописаны задачи, которые стоят перед воспитателем для ознакомления детей с народными промыслами. Начиная с младшей группы, дошкольников знакомят с дымковской и филимоновской игрушкой, затем постепенно к старшей группе детей знакомят с матрешками и полхов-майданской росписью.

Главными задачами в процессе ознакомление дошкольников с декоративно – прикладным искусством, народной игрушкой выделяют следующие [1, c. 35]:

  • формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к образам русского народного декоративно-прикладного искусства, воспитание у детей желания заниматься подобной деятельностью;

  • формирование обобщенных знаний и умений;

  • понимание детьми характерных особенностей изделий различных народных промыслов;

  • освоение детьми характерных элементов, колорита, композиции;

  • умение создавать выразительные узоры на бумаге и объёмных предметах, воспитание при этом чувства формы, ритма, симметрии;

Программное содержание занятий предполагает и постепенное формирование всех компонентов декоративно-художественной деятельности (мотивов, целей, комплекса действий). Одновременно с этим усложнение программного содержания идёт по линии определения степени самостоятельности детей и творчества.

Исследователями были выделены основные принципы обучения детей декоративному рисованию:

  • Обучение декоративному рисованию по мотивам народного искусства.

  • Обучение декоративному рисованию необходимо вести с применением подлинных предметов – образов.

  • Взаимосвязь всех видов декоративно-художественной деятельности (рисования, аппликации).

В процессе ознакомления детей с народным искусством используются разные методы:

1. Метод предварительного наблюдения за природой помогает детям понять истоки народного творчества (стилизация).

2. Метод обследования, рассматривания образцов народного творчества (выделение элементов, композиции, колорита).

Исследователями были разработаны принципы отбора произведений декоративно-прикладного искусства для детей старшего дошкольного возраста:

1. Соответствие интересам и возрастным возможностям детей, уровню понимания и восприятия, воображения и мышления.

2. Яркая выраженность декоративных и стилевых особенностей русского народного декоративного искусства, в мотивах и орнаментах которого ярко прослеживается связь с природой родного края.

3. Разнообразие видов русского декоративного искусства и материалов, в которых они выполнены. Обязательным условием должно быть наличие произведений местного края.

4. Виды искусства, образы и мотивы произведений должны отбираться в соответствии с возможностью отражения их детьми в собственной деятельности.

 При ознакомлении детей с народным искусством необходимо создавать следующие педагогические условия:

1. Эстетическое и художественное оформление интерьеров групп, помещений подлинными произведениями искусства.

2. Организация мини-музея народного русского искусства и быта, организация там постоянных выставок.

3. Насыщенность жизни детей произведениями изобразительного, музыкального, литературного искусства, фольклором.

4. Единство и согласованность всех компонентов учебно-воспитательного процесса: целей, задач, принципов, методов, форм работы с детьми.

5. Создание радостной, спокойной, доброжелательной атмосферы в детском саду; рассматривание занятий, экскурсий, праздников как театральных действий, требующих эмоционально-эстетической подготовки детей.

6. Поиск интересных форм работы с детьми.

Изделия народных промыслов помогают понять и почувствовать, что человек – часть природы, а именно это является основой гармоничного развития ребёнка.

В узорах декоративных росписей, характерных для различных народных промыслов, соблюдается определённый ритм, симметрия, соразмерность отдельных элементов, счет в использовании орнамента. Это даёт материал для развития элементарных математических представлений.

Таким образом, очень важно познакомить детей с народным декоративно – прикладным искусством. Ведь оно, пленяет душу гармонией и ритмом, способно увлечь ребят, формируя художественный вкус, создавая творческий потенциал личности.









ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Приём наглядности — один из ведущих принципов обучения дошкольника, который, путём создания доступных для понимания и эстетически привлекательных образов, позволяет добиться более качественного усвоения материла

Когда дети только начинают знакомиться с тем или иным видом изобразительной деятельности, наглядно-дидактические пособия играют особо важную роль, так как дети не всегда способны удержать в памяти различные способы создания изображения или скульптуры. Имея перед глазами несколько вариантов выполнения работы, дети учатся анализировать, соотносить и планировать свою работу.

Для изучения конкретной темы может использоваться полный комплекс пособий. Лэпбук - это универсальное пособие, которое может быть итогом проектной и самостоятельной деятельности, тематической недели, предусмотренной основной образовательной программой дошкольной образовательной организации. Может быть использован при реализации любой из образовательных областей, обеспечивая их интеграцию.

Объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, лэпбук дает возможность педагогу построить деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка. Использование лэпбука обеспечивает равенство возможностей, полноценное развитие каждого ребенка.

Воспитательная функция лэпбука состоит в том, что он может изготовляться с детьми и их родителями. Папка должна быть красочно и эстетично оформлена, все составные части должны быть удобны и понятны для самостоятельного использования ребенком. Работа с лэпбуком является отличным способом для закрепления определенной темы с детьми, позволяет осмыслить содержание, а также провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок учувствует в поиске, анализе и сортировки информации.

Таким образом, можно сказать что лэпбук – это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материала, который направлен на развитие у воспитанников творческого потенциала, детской инициативы, которая учит мыслить и действовать в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения, необходимые для преодоления трудностей и решения поставленной проблемы. Одним из плюсов данной работы является тот факт, что работа над созданием лэпбука может носить как индивидуальный характер, так и парный или групповой.

Лэпбук как форма работы привлекает тем, что:

  1. Создание лэпбука развивает творческие способности детей, их воображение.

  2. Помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме, а также лучше понять и запомнить пройденный материал.

  3. Хорошо подходит для занятий в разновозрастных группах. Можно выбрать задания, сложность выполнения которых учтена в соответствии с возрастом.

  4. Это отличный способ для повторения пройденного. В любое время ребенок просто открывает лэпбук по нужной теме и повторяет материал.

В представленном лэпбуке "Народная игрушка»" даются материалы к занятиям по ознакомлению и закреплению знаний о народных игрушках (деревянных матрешках, дымковских и филимоновских игрушках).

Осуществляя деятельность с интерактивной папкой, ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно – исследовательской деятельности, изобразительной и др., формируется способность выбирать себе участников по совместной деятельности (взрослый, ребенок).

Активно взаимодействуя с партнерами по деятельности ребенок овладевает устной речью, развивается любознательность, приобретаются знания об окружающем его мире, опираясь на уже имеющиеся опыт.

Лэпбук сделан в виде книжки-раскладушки, состоящей из трёх модулей. Лишь бросив мимолетный взгляд на обложку без особого труда можно определить тематику данного лэпбука. Поскольку перед нашим взором представлены народные игрушки. Как выглядит лэпбук в закрытом виде показано на рисунке 1.












Рис. 1. Лэпбук в закрытом виде

Очень тщательно подбирали материал для дидактических игр, которые представленны в разработанном лэпбуке.










Рис. 2 Дидактические игры

Все представленные материалы на данном модуле являются плодом совместной работы, изготовлены и подобраны самостоятельно из различных источников, их еще нет нигде, кроме этого лэпбука в том виде, в каком они представлены здесь.

На левом модуле расположены:

  • игра-лото «Русские сувениры» (Приложение 1);

  • дидактическая игра «Найди пару» (Приложение 2);

  • дидактический пазл «Собери узор» (Приложение3).

Рис. 3 Материалы на левом модуле лэпбука


На среднем модуле расположены три книжки-самоделки. На страницах книжек-самоделок дети знакомятся с полхов-майданской росписью, дымковская и филимоновская игрушки. Каждая книга состоит из пяти листов. Содержание данной информации: что представляет собой данный вид росписи, небольшие стихотворения о каждой росписи, картинки расписанных предметов (посуда, игрушки), а так же картинки элементов, орнаментов, узоры и мастер-классы по лепке игрушек.










Рис. 4 Материалы на центральном модуле лэпбука

На правом модуле странице расположены:

  • раскраски (Приложение 4);

  • шаблоны с силуэтами народных игрушек (Приложение 5);

  • дидактическая игра «Подбери узор» (Приложение 6);



Рис. 5. Материалы на правом модуле лэпбука


На обложке между титульной страницей и разворотом расположены три вкладыша с краткой характеристикой народных промыслов: Дымковской и филимоновской игрушкой и полхов-майданской матрешкой. В каждой из вкладок рассказывается о возникновении росписи и её характерных особенностях: основных элементах, колорите.


Рис. 6 Вкладыши с историями народных росписей

Лэпбук рекомендовано использовать воспитателям дошкольного учреждения в индивидуальной работе с детьми, или для самостоятельной деятельности детей. Кроме того, пособие прекрасно «впишется» в предметно пространственную среду группы. Данное дидактическое пособие поможет закрепить умения детей различать известные виды народных игрушек: дымковской, филимоновской матрешки, причем в игровой форме.



ВЫВОДЫ

В ходе анализа психолого-педагогической литературы по теме «Ознакомление дошкольников с народной игрушкой» было выявлено, что важную роль народного декоративно-прикладного искусства в воспитании детей отмечали искусствоведы, исследователи детского изобразительного творчества А.В. Бакушинский, П.П. Блонский, Т.С. Шацкий, А.П. Усова, Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, Н.Б. Халезова, Т.Я. Шпикалова, Т.Н. Доронова, А.А. Грибовская и другие. По их мнению, ознакомление с произведениями народного декоративно-прикладного искусства побуждает в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств.

Главный смысл широкого применения народного декоративного искусства в работе с дошкольниками – это дать возможность почувствовать детям себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.

Знакомясь с матрешкой, филимоновской и дымковской игрушкой, ребенок расширяет свои знания о свойствах и признаках предметов. Дошкольники знакомится с понятием величины, высоты, толщины, а также приобретает заочные математические знания. Выстроенный из народных игрушек ряд, это отождествление математического ряда от большего к меньшему и наоборот. В процессе игры у малыша формируется зрительное восприятие, оттачивается взаимодействие руки и глаза, что способствует не только развитию пространственного и логического мышления, но и развитию глазомера.

Анализ педагогической и методической литературы позволяет утверждать, что успех обучения во многом зависит от методов обучения с использованием наглядных пособий, что характер наглядных пособий существенно влияет на понимание учебного материала, определяет содержание и структуру занятия.

Наглядные методы не могут быть изолированы от словесных методов обучения, ибо всякое наглядное пособие поясняется, анализируется, является источником дополнительной, или основной информации по изучаемому вопросу. Наглядные методы – это и беседы, и описания, и рассказ, и объяснение, и самостоятельное изучение, но с помощью наглядных средств.

Систематическое применение наглядности во время занятий увеличивает самостоятельность, активность, формируется положительное отношение к предмету. Все это является важным в развитии личности ребенка.

Наглядные средства способствуют формированию материалистического мировоззрения дошкольников. Пересчитывая числа, выполняя арифметические действия - все это расширяет кругозор дошкольников. Использование на занятиях наглядного материала способствует облегчению понимании учебного материала. Вызывает заинтересованность детей.

Методы использования наглядности можно разделить условно на две большие группы: метод иллюстрации и метод демонстрации. Благодаря этим методам, возможно, возбудить у учащихся интерес к окружающей жизни, научить анализировать природные и социальные явления, а также научить их концентрировать внимание на главном, выделять особые признаки.

Лэпбук отвечает требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде: информативен; полифункционален: способствует развитию творчества, воображения,. пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера); обладает дидактическими свойствами; является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства; вариативной (есть несколько вариантов использования каждой его части) ; его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста; обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Артемьева Л.А. Декоративное рисование с детьми 5-7 лет [Текст]: рекомендации, планирование, конспекты занятий / Артемьева Л.А., Гаврилова В.В., Перепелкина А.В. Волгоград: Учитель, 2016.- 143 с.

  2. Ашилов В. Детям надо помочь влюбиться в красоту [Текст]: Ашилов В., Ашилова С. // Дошкольное воспитание. 2014. - № 11. -22-27 с.

  3. Бакушинский, А.В. Художественное творчество и воспитание [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://knigi-tut.net/read/hudojestvennoe-tvorchestvo-i-vospitanie/7 - свободный. Загл. с экрана.

  4. Вакуленко Е.Г. Народное декоративно-прикладное творчество, теория, история, практика [Текст]: учеб.пособие / Вакуленко Е.Г. – Ростов н/Д: Феникс. 2007. - с.

  5. Величко Н.К. Русская роспись: Техника. Приемы. Изделия. Энциклопедия [Текст] / Н.К. Величко. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010. - 224 с.

  6. Возвращение к истокам. Народное искусство идетскоетворчество[Текст] / Под ред. Шпикалова Т.Я., Поровская Г.А. — М.:Владос, 2000.- 272 с.

  7. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://portal21.ru/news/we_ recommend. php? ELEMENT_ID=5278 -свободный. Загл. с экрана.

  8. Грибовская А.А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации [Текст]: конспекты занятий / Грибовская А.А. - М.: Скрипторий, 2011.- 174 с.

  9. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности [Текст]/ Григорьева Г. Г. - М.: Детство-пресс, 2007. - 36 с.

  10. Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей [Текст]/ Доронова Т. Н.. - М.: Детство – пресс, 2006.- 185с.

  11. Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества [Текст]: учебное пособие, для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Дошкольная педагогика и психология», «Педагогика и методика дошкольного образования» / Т.Г. Казакова. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2006. - 255с.

  12. Козлова С.А. Дошкольная педагогика [Текст]: Учеб.пособие для студентов сред. пед. уч. завед.- 3 изд., исправ. и доп. /Козлова С.А., Куликова Т.А. - М.: Изд.центр «Академия», 2001. - 416 с.

  13. Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании дошкольников [Текст] / Комарова Т.С. М.: «Академия» ,2005.- 110 с.

  14. Костомарова Т., Пантелеева Н. Искусство как фактор воспитания любви к родному краю [Текст] / Т.Костомарова // Дошкольное воспитание. 2006. № 2.

  15. Косогорова Л.В. Основы декоративно-прикладного искусства [Текст]: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Косогорова Л.В., Неретина Л.В. – М.: Издательский центр «Академия», 2012.- 217 с.

  16. Курилова А.М. Народное искусство в формировании изобразительного творчества детей 5-6 лет [Текст] / Курилова А. М. Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 110 с.

  17. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция [Текст]. Учебное пособие для студентов вузов./ Логвиненко Г.М. М.: Издательство Владос, 2012. - 113 с.

  18. Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. Книга для воспитателей детского сада Издание 3-е [Текст]/ А.П. Усова. – М.: Просвещение, 2010. -76с.

  19. Погодина С.В. Теория и технология развития детского художественного творчества [Текст] /под. ред Погодина С.В., Сокольникова Н.М. Издательство АКАДЕМИЯ, 2014.- 217 с.

  20. Потемкина А.В. Как научить декоративному рисованию ребенка [Текст] / Потемкина А.В.- СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2018. -117с.

  21. Примерная общеобразовательная программа. От рождения до школы [Текст] / под ред. Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С.,Васильевой М.А., 3-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2014. - 368 с.

  22. Сакулина Н.П. Изобразительная деятельность в детском саду [Текст] / Сакулина Н.П., Комарова Т.С. – М.: Просвещение, 1991.- 186 с.

  23. Усова, А.П.  Обучение в детском саду/ под ред. А.В. Запорожца. — 3-е изд., испр. — М. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://elib.gnpbu.ru/textpage/download/html/?book=usova_obuchenie-v-detskom-sadu_1981&bookhl

  24. Флёрина, Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.detskiysad.ru/ izo/tvorchestvo13.html - свободный. Загл. с экрана.

  25. Шпикалова Т. Я.Изобразительное искусство. Основы народного
    и декоративно-прикладного искусства [Текст] /Шпикалова Т.Я., - М.: «Мозаика-Синтез», 1996. -265с.



























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!