Методические рекомендации по созданию ситуаций успеха на уроках математики при работе с детьми разных возрастных категорий с использованием возможностей современной образовательной среды кабинета математики
Учитель математики филиала МБОУ «Новолядинская СОШ»
в с. Тулинова
Юминова Зинаида Александровна
Тамбов 2018
Сегодня в педагогической среде много говорят о том, что одной из основных задач, решаемых педагогом, является создание для каждого ребенка ситуации успеха на уроке . Она создается путем сочетания условий, которые обеспечивает успех . Цель учителя в данном случае состоит в том, чтобы дать каждому ученику возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя. Успех в учении - один из источников внутренних сил школьника, рождающий энергию для преодоления трудностей, желание учиться.
Ситуация успеха рассматривается как проживание субъектом (учеником) своих личностных достижений в контексте истории его собственной жизнедеятельности. Учитывая, что данная ситуация всегда субъективна, результат усилий расценивается только в сопоставлении с вчерашними достижениями, с позиции завтрашних перспектив. Проживая ситуацию успеха, ребенок обретает достоинство, ибо в признании его человеческих и индивидуальных качеств он обнаруживает и то, чего он стоит как человек. К тому же ситуация успеха порождает удовлетворенность жизнью на данный момент, а это есть не что иное, как счастье в одной его разновидности.
Считаю, что ситуации успеха на уроке зависит от прочности знаний обучающихся, их умении ориентироваться в нестандартных ситуациях. На это и направлена деятельность современного педагога.
Для создания подобных ситуаций современный учитель должен, на мой взгляд, использовать не только инновационные педагогические технологии и методики, но и возможности современной образовательной среды как школы в целом, так и предметного кабинета в частности.
Целесообразным для создания ситуации успеха мне представляется использование проектной методики.
Проектная методика – инновационная технология в педагогической практике, направленная на исследовательскую, творческую деятельность учителя и учащихся. Она совершенствует навыки самостоятельной работы учащихся с большими объемами информации, помогает школьникам увидеть проблему и наметить пути ее решения.
Учащиеся в данном случае выступают не как пассивные получатели знаний в готовом виде, которые сообщает учитель, а сами добывают их путем решения поставленных задач.
Данная методика позволяет решить целый ряд задач, поставленных перед современным учителем.
Сложилась система создания интегрированных проектов. Именно интеграция позволяет дать всестороннее, целостное представление об изучаемом предмете или явлении. Она способствует развитию критического мышления учащихся, формирует творческий подход к процессу обучения, как у учителя, так и учащихся, активизирует навыки самостоятельной работы школьников.
Рассматривая определенную тему в рамках одного учебного предмета, трудно заинтересовать всех учащихся одновременно, так как среди них есть и ребята, склонные к изучению предметов естественно - научного цикла, и гуманитарных дисциплин. Здесь интеграция оказывает педагогам неоценимую услугу, так как в рамках одной темы равные возможности для самореализации получают учащиеся со склонностями к различным предметным областям.
Мною разработаны и реализованы интегрированные учебные проекты, охватывающие несколько предметных областей: математику, географию, информатику, историю, литературу.
Индивидуальные качества обучающихся, которые раскрывает ситуация успеха на уроке помогает развивать, на мой взгляд, технология исследовательской деятельности.
Я рекомендовала бы привлекать к исследовательской деятельности по математики с самого начала обучения в основной школе, т.е. с 5-го класса. Считаю, что хорошим подспорьем учителю основной школы было бы привлечение к данному виду деятельности обучающихся начальной школы.
Данная технология реализуется в процессе обучения предмету и в воспитательной работе. Ученики умеют определить проблему, вытекающие из неё задачи исследования, выдвинуть гипотезу, использовать различные методы исследования, умеют анализировать полученные данные, оформлять конечные результаты, делать выводы, проводить корректировку.
Рекомендуется создать банк исследовательских работ учеников, представленных в электронном виде в виде презентаций и публикаций.
Успех обучающихся в рамках современного урока во многом зависит от использования в процессе обучения информационно-коммуникационных технологий.
Использование современных цифровых образовательных ресурсов (интерактивных схем, таблиц, динамических моделей, видео и аудио материалов) помогают школьникам лучше усвоить изучаемый материал, повысить мотивацию к изучению отдельных тем и предмета в целом.
Главной своей задачей в сфере внедрения в практику информационно-коммуникационных технологий считаю обучение школьников умению работать с информацией: от ее понимания до решения проблем, связанных с жизнью ученика и общества.
В результате своей работы необходимым считаю определение оптимальных условий использования информационных технологий, а также совершенствование механизма разработки и применения учебно-методического пакета в процессе преподавания математики.
В качестве рекомендаций могу предложить следующую структуру учебно-методического пакета с систематизированными средствами обучения на основе ИКТ:

Современная образовательная среда кабинета математики и его оснащение (в кабинете установлен персональный компьютер с современным программным обеспечением, интерактивная доска и мультимедийный проектор) позволяет активно использовать цифровые образовательные ресурсы, в том числе и электронные образовательные ресурсы нового поколения.
Образовательные потребности современных школьников разные, следовательно, сегодня нужно работать над проектированием индивидуальной образовательной траектории каждого школьника. Такую траекторию, возможно, конструировать при помощи электронных образовательных ресурсов нового поколения, создавая ее с помощью индивидуально подобранных информационных, практических и контролирующих модулей. Я работаю в этом направлении, но пока есть некоторые сложности (для этого требуются условия медиакабинета, т.е. каждый ученик должен быть обеспечен персональным компьютером, требуются примерно одинаковые навыки работы с ПК, избыточное количество модулей разного типа, обязательна вариативность таких модулей (для создания такого банка требуется время)).
Однако уже сегодня могу рекомендовать применение данной системы для работы с более сильными учащимися.
Целесообразным считаю создание в методической копилке систематизированного банка интерактивных модулей. Необходимо также определить механизм их использования на различных этапах урока и полноценного обучения вне аудитории.
Среди технических новинок, приходящих сегодня в школу, особое место занимают интерактивные доски – комплекс оборудования, позволяющий педагогу сделать процесс обучения ярким, наглядным, динамичным, варьировать частные решения с опорой на имеющиеся готовые «шаблоны», а также более эффективно осуществлять «обратную связь». Применение интерактивных технологий позволяет преподавателю эффективнее управлять демонстрацией визуального материала, организовывать групповую работу и создавать собственные инновационные разработки, при этом, не нарушая привычный ритм и стиль работы.
Работа с данным учебным оборудованием и его широким спектром возможностей повышает у учащихся интерес к предмету, делает занятия интересными и увлекательными для преподавателей и учащихся благодаря разнообразному и динамическому использование ресурсов.
Предлагаю некоторые способы использования возможностей интерактивной доски учителем:
- проведение мультимедийных презентаций (подготовленных учителем и учащимися);
- показ геометрии в действии (например, вращая треугольник, проверяя равенство фигур наложением, прикосновением меняя форму геометрических фигур);
- иллюстрация теорем шаг за шагом (например, теорема Пифагора);
- проведение устного счета; частичное закрывание экрана шторкой позволяет подавать информацию постепенно; заполнение пропусков в текстах, формулах, примерах, задачах, уравнениях при помощи цифровых чернил маркером; учащиеся могут взаимодействовать с объектами, двигая буквы, цифры, слова или картинки всего лишь одним пальцем (например, занимаясь группировкой);
- к сделанным записям всегда можно вернуться и откорректировать их;
- записывать дополнительные пояснения поверх уже имеющихся записей;
- цифровыми чернилами, маркером или пальцем учащиеся могут выделить необходимое, записать наблюдения;
- заранее подготовить, создать используемый материал и комбинировать кадры из готовой коллекции изображений (рисунки и схемы к задачам, таблицы, графики, шаблоны линованной бумаги, подложки, символы, иллюстрации, системы координат, линейки и т.д.);
- записать урок, корректируя его прямо в классе в соответствии с вопросами учащихся;
- записать готовый урок для заболевших детей на флэш-накопители или прямо в компьютер для отправки по электронной почте, распечатать его в виде готового конспекта при помощи принтера;
- сохраненный урок можно использовать при повторении и закреплении материала, рефлексии, а также для работы с другим классом (создавая, таким образом, свое методическое обеспечение).
Все вышеперечисленное позволяет более полноценно распределять время на уроке, как при подаче, так и при закреплении учебного материала. Стоит также отметить, что при работе с простым экраном учитель вынужден находиться рядом с компьютером, а при работе с интерактивной доской манипуляции компьютерной мыши осуществляются касанием поверхности, тем самым учитель имеет полный доступ к управлению компьютером, оставаясь около доски.
7