СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по структуре, содержанию и оформлению проекта

Нажмите, чтобы узнать подробности

в данной статье даны методические рекомендации по структуре, содержанию и оформлению проекта

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по структуре, содержанию и оформлению проекта»

Методические рекомендации по структуре, содержанию и оформлению проекта.

Разработал: учитель начальн ых классов

МОУ «СОШ № 8» г. Саратова

Завгородняя Г.В.

Современные дети сильно изменились. Многократно возросла их информированность, при этом информация, которую дети получают, безсистемна. Изменились информационные источники: дети мало читают классическую художественную литературу и отдают предпочтение Интернету, телевидению, фильмам, видео. Ограничение общения со сверстниками препятствует развитию коммуникативных умений, эмоциональной отзывчивости, нравственных норм. Эксперты отмечают «беспомощность» младших школьников в ситуациях, близких к реальным, оторванность полученных ими знаний от их повседневной жизни, недостатки в формировании общеучебных умений (умение провести анализ условия задачи, контроль своих действий, оценка полученных результатов). А в современном обществе существует потребность в активных деятельностных людях, которые могли бы адаптироваться в меняющихся условиях труда, способных к самообразованию, саморазвитию и самовоспитанию. Поэтому актуальным в современном образовательном процессе становится использование в обучении приёмов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, уметь работать с информацией из разных источников, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Развивать у школьников умения и навыки самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования. В современной начальной школе должны быть организованы такие виды деятельности, которые позволяют развивать информационные, познавательные, коммуникативные умения в комплексе с предметными знаниями и умениями. В этой связи все большее внимание привлекает метод проектов. Внедрение метода проектов в школах на уроках, во внеурочной и внеклассной деятельности учащихся начальных классов позволит изменить устоявшуюся классно-урочную технологию и потребует широкого внедрения альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности в начальнуой школе. Также необходима разработка понятийного аппарата и методики ее применения. Педагогам нужно понять, что подлинная деятельность всегда связана с преобразованием действительности. Это позволяет говорить о методе проектов, как о системе обучения, при которой младшие школьники приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий-проектов. В таком контексте развития начальной школы перспективной представляется проектная деятельность. Проектная деятельность в начальных классах – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности. Основным отличием учебной проектной деятельности от научной является то, что в результате младшие школьники не производят новые знания, а приобретают навыки исследования как универсального способа освоения действительности, развивают способности к исследовательскому типу мышления, активизируется личностная позиция учащегося. Непременным условием проектной деятельности младших школьников является наличие заранее выработанных представлений о конечном результате деятельности, этапов проектирования: выработка концепции, определение целей и задач проекта, разработка плана, программ и организация деятельности по реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности. Для выполнения какого-либо проекта младшие школьники осуществляют набор определённых действий, из которых и складывается их деятельность. Для полноценной организации проектной деятельности на начальной ступени образования необходимо учитывать возрастные возможности младших школьников.

Так уже в начальной школе предусмотрено выполнение проектов учениками, при этом методически этот вопрос не достаточно проработан и учителя начальной школы нуждаются в более детальном разъяснении особенностей проектной деятельности младших школьников.

Надеюсь, что использование подробного алгоритма построения проекта поможет учителям начальной школы.

В схеме последовательности действий работы над проектом можно выделить следующие этапы:

1. Определение объектной области, объекта и предмета исследования

Проектное исследование, в отличие от повседневного опытного познания, носит систематический и целенаправленный характер. Поэтому важной задачей является четкое определение сферы исследовательской деятельности — ее объекта и предмета, своеобразной «системы координат» проекта.

Работа над любым проектом начинается с определения названной «системы». Ее составляют три элемента: «объектная область», «объект» и «предмет» исследования. Этот этап предшествует выбору темы исследования. Дадим краткие определения каждого из элементов «системы».

Объектная область исследования — это сфера науки и практики, в которой находится объект исследования. В школьной практике она может соответствовать той или иной учебной дисциплине, либо сфере увлечений и т.д.

Объект исследования — это определенный процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию. Объект — это своеобразный носитель проблемы, то, на что направлена исследовательская деятельность.

С понятием «объекта» тесно связано понятие «предмета» исследования.

Предмет исследования это конкретная часть объекта, внутри которой ведется поиск. Предметом исследования могут быть явления в целом, отдельные их стороны, аспекты и отношения между отдельными сторонами и целым (совокупность элементов, связей, отношений в конкретной области объекта). Именно предмет исследования определяет тему работы.

Следует иметь в виду, что границы между «объектной областью», «объектом», «предметом» условны и подвижны. То, что в одном случае является объектом исследования, в другом может стать объектной областью; то, что было в данном случае объектом, в ином случае предстает в качестве предмета исследования. Так, например, если объектом одного исследования стали творческие связи русской и французской литератур ХIХ века, то в качестве предмета изучения здесь могут быть выделены особенности межкультурных заимствований. В работе иного характера, напротив, объектом могут стать межкультурные связи, а предметом - особенности взаимодействий русской и французской словесности.


Выбор и формулировка темы, проблемы и обоснование их актуальности

Тема — еще более узкая сфера исследования в рамках предмета. Тема — ракурс, в котором рассматривается проблема. Она представляет объект изучения, в определенном аспекте, характерном для данной работы.

От правильности выбора темы в значительной мере зависит результат работы. Тема должна быть интересной и при этом нести в себе познавательный заряд.

Правила выбора темы

1.Тема должна быть интересна младшему школьнику, должна увлекать его.

Проектная работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Тема, навязанная ребенку, какой бы важной она ни казалась нам, взрослым, не даст должного эффекта. Вместо живого увлекательного поиска ребенок будет чувствовать себя вовлеченным в очередное скучное, добровольно-обязательное мероприятие. В этих условиях и думать нечего о том, чтобы увлечь его содержанием или процессом.

2. Тема должна быть выполнима.

Предложить младшему школьникуту идею, в реализации которой он раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки, - задача сложная, но без ее решения эта работа теряет смысл. На первый взгляд может показаться, что это правило противоречит первому. На самом деле идеальная для каждого ребенка в данный момент его развития тема проектного исследования - результат, находящийся на грани между первым и вторым правилами. Искусство педагога при проведении этой работы в том и состоит, чтобы подвести младшего школьника к такой проблеме, выбор которой он бы считал своим выбором.

3. Учитывая интересы младших школьников, учитель должен держаться ближе к той сфере, в которой сам лучше всего разбирается.

Увлечь другого может лишь тот, кто увлечен сам!

4. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент новизны, неожиданности, необычности.

Оригинальность в данном случае следует понимать не только как способность найти нечто новое, необычное, но и как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления. Это правило ориентировано на развитие важнейшей характеристики творческого человека - сверхчувствительности к проблемам. Способность находить необычные, оригинальные точки зрения на разные, в том числе и хорошо известные объекты, отличает истинного творца от посредственного, творчески неразвитого человека.

5. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро, не затягиваясь на долгое время.

6. Тема должна быть доступной. Естественно, что проблема должна соответствовать возрастным особенностям младших школьников.

Это правило касается не столько выбора проблемы (темы) проекта, сколько уровня ее подачи. Имеется в виду формулировка и отбор материала для ее решения.

7. Сочетание желаний и возможностей.

Выбирая проблему, нужно учесть наличие необходимых средств и материалов.

Итак ТЕМА - отражает характерные черты проблемы и, следовательно, имеет в идеале проблемный характер. Кроме того, в теме содержится способ решения проблемы, сформулированный в краткой форме, вместе с тем ясно, недвусмысленно, точно, рекламно.


Далее очень ответственным этапом в подготовке проекта становится этап обоснования актуальности темы.

Обосновать актуальность значит объяснить необходимость изучения выбранной темы.

Определение актуальности исследования — обязательное требование к любой работе.

Обосновывая актуальность выбранной темы, следует указать, почему именно она, и именно на данный момент является для вас актуальной. Здесь желательно кратко осветить причины, по которым изучение этой темы стало необходимым и что мешало ее раскрытию раньше, в предыдущих исследованиях.

Освещение актуальности, как и формулировка темы, не должно быть многословным. Кратко, четко, образно. Не нужно начинать ее описание издалека. Достаточно несколько предложений, чтобы показать главное.

Можно представить проблему как некую противоречивую ситуацию, требующую своего разрешения. Разрешение этого противоречия самым непосредственным образом связано с практической необходимостью. Это значит, что, обращаясь к той или иной проблеме, вам нужно четко представить, на какие вопросы могут дать ответ результаты вашей работы.

Правильная постановка и ясная формулировка новых проблем очень важны, т.к. они определяет стратегию поиска.


Сбор и изучение информации из различных источников по выбранной теме


При изучении литературы не следует стремиться к заимствованию материала. Будет правильнее сопоставить, проанализировать найденную информацию. Ведь основой для получения нового знания должны служить не чьи-то, а собственные мысли.

Определение гипотезы

Определив тему можете приступать к выработке гипотезы. Это один из самых ответственных моментов работы над проектом. Сначала обратимся к определению самого понятия.

В переводе с древнегреческого гипотеза значит «основание, предположение».

В современной научной практике гипотеза определяется как научно обоснованное предположение о непосредственно наблюдаемом явлении. Гипотеза должна удовлетворять ряду требований:

- быть проверяемой;

- содержать предположение;

- быть логически непротиворечивой;

- соответствовать фактам.

При формулировке гипотезы обычно используются словесные конструкции типа «если..., то...»; «так..., как ...»; «при условии, что...», т.е. такие, которые направляют внимание на раскрытие сущности явления, установления причинно-следственных связей.

Вслед за выработкой гипотезы начинается следующий этап подготовки — определение его цели и задач.


Цель и задачи исследования

В общем виде цель и задачи должны уточнить направления, по которым пойдет доказательство гипотезы.

Цель исследования — это конечный результат, которого вы хотели бы достичь в завершении своего проекта.

Выделим наиболее типичные цели. Ими может быть:

  • определение характеристики явлений, не изученных ранее;

  • выявление взаимосвязи неких явлений;

  • изучение развития явлений;

  • описание нового явления;

  • обобщение, выявление общих закономерностей;

  • создание классификаций.

Формулировку цели исследования также можно представить различными способами. Приведем примеры некоторых из них.

Можно поставить целью:

выявить...

установить...

обосновать...

уточнить...

разработать...

и т.д.

Цель — идеальное видение результата, который направляет деятельность человека.

Формулировать задачи необходимо очень тщательно, так как описание их решения в дальнейшем составит содержание глав. Заголовки глав рождаются именно из формулировок задач. Предложим одно из определений понятия «задача».

Задача исследования это выбор путей и средств для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой.

Задачи лучше всего формулировать в виде утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута. Постановка задач основывается на дроблении цели проекта на подцели.

Определение методов исследования

Как показывает учебная практика, на первых порах овладения навыками научной работы младшими школьникам прежде всего недостает как опыта для ее организации, так и опыта использования различных методов научного познания и применении традиционных для научной практики логических законов и правил.

Что заключает в себе понятие метода?

МЕТОД (от греч. methodos - путь исследования или познания, теория, учение) - путь познания; способ достижения цели исследования.

Уже отсюда очевидна решающая роль метода в успехе той или иной проектной работы. Ясно, что от выбора метода зависит сама возможность реализации проекта его проведение и получение определенного результата.

      1. Методы теоретического исследования.

Анализ – заключается в разложении изучаемого на единицы и раздельно изучить эти части как элементы целого.

Синтез – играет ведущую роль в исследовании, т.к. позволяет соединить части в целое, воссоздать из разрозненных частей нечто новое, единое, взаимодействующее с составными частями.

Моделирование – создание на основе простой схемы, модели более сложного объекта, т.е. перенос реального объекта, процесса в условно создаваемую ситуацию, модель.

Сравнение – установление сходства и различия предметов и явлений.

Классификация – распределение информации на основе сравнения во взаимосвязанные группы, разряды или классы.


Эмпирические методы исследования.

Наблюдение представляет собой активный познавательный процесс, который опирается на работу органов чувств человека и его предметную деятельность. Это наиболее элементарный метод познания. Наблюдения должны приводить к результатам, которые не зависят от воли, чувств и желаний человека. Это предполагает изначальную объективность: наблюдения должны информировать нас о свойствах и отношениях реально существующих предметов и явлений.

Сравнение — один из наиболее распространенных методов познания. Недаром говорится, что «все познается в сравнении». Сравнение позволяет установить сходство и различие предметов и явлений. Выявление общего, повторяющегося в явлениях — это серьёзный шаг к познанию закономерностей и законов окружающего нас мира.

Эксперимент предполагает вмешательство в естественные условия существования предметов и явлений или воспроизведение их определенных сторон в специально созданных условиях с целью их изучения. Экспериментальное изучение объектов по сравнению с наблюдением имеет ряд преимуществ:

- в процессе эксперимента возможно изучение явления в «чистом виде», т.е. объективно;

  • эксперимент позволяет исследовать свойства объектов в экстремальных условиях;

  • достоинством эксперимента является его повторяемость, т.е. возможность проверки и перепроверки полученной информации.


ПРОВЕДЕНИЕ ПРОЕКТНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Проведение исследования включает в себя два последовательных этапа: собственно проведение (т.е. «технологический» этап) и аналитический, рефлективный этап.

Чтобы четко уяснить себе последовательность работ по проекту, желательно составить рабочий план с содержанием экспериментальной части, которая зависит от объектной области исследования, темы работы, в соответствии, с чем и определяется его специфика.

Оформление результатов проведенной работы.

Целесообразно продумать способ представления результатов своего проекта на защиту, подготовить презеннтацию, отработать форму представления в виде доклада или тезисов, осмыслить возможные вопросы и ответы на них.


ОФОРМЛЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ

Принято считать, что оформление незначительный, чисто формальный этап . На самом деле, это не так. Оформление результатов проекта — один из самых трудоемких этапов работы.

Существует несколько основных форм представления результатов проектной работы:

— статья, тезисы;

— доклад, сообщение;

— отчет и т.д.

тезисы — сжатое перечисление основных положений и выводов проекта, или статьи — развернутого изложения содержания тезисов по той или иной актуальной проблеме.

Тезисы всегда выявляют суть содержания исследования и позволяют обобщить имеющийся материал.

Затем следует составление библиографического списка. Он представляет собой перечень книг и статей в периодических изданиях.


Правила оформления основных структурных элементов проектной работы.

Титульный лист является первой страницей работы и заполняется по определенным правилам. Они предполагают указание автора работы, название темы работы, фамилии, имени, отчества и должности руководителя. Титульный лист включается в общую нумерацию страниц, номер страницы на нем не проставляют.

Оглавление следует за титульным листом (на странице 2). Оно включает в себя указание на основные элементы работы: введение, главы, параграфы, заключение, список литературы (библиография), приложения.

Введение представляет собой наиболее ответственную часть проектной работы, т.к. содержит в сжатой форме все основные положения, обоснованию и проверке которых посвящен проект

Введение должно включать в себя:

  • формулировку темы;

  • актуальность исследования;

  • проблему исследования;

  • объект, предмет;

  • цель, задачи;

  • гипотезу;

  • методы исследования;

  • этапы исследования;

  • структуру исследования;

  • его практическую значимость;

  • краткий анализ литературы.

Объем введения по отношению ко всей работе небольшой и обычно составляет 1-2 страницы.

Основная (содержательная) часть работы может содержать 2-3 главы. Название этой части как «основной» скорее связано с ее большим, чем у остальных частей, объемом, нежели со значением, т.к., например введение является ничуть не менее значимой частью работы.

Глава 1 : обычно содержит итоги анализа изученных информационных источников, обоснование темы исследования.

Главы 2-3: описывают практические этапы работы, интерпретацию данных, выявление определенных закономерностей в изучаемых явлениях в ходе исследования или эксперимента.

Каждая глава завершается выводами.

Текст проектной работы может делится на крупные главы и мелкие параграфы.

Заключение обычно составляет не больше 1-2 страниц. Основное требование к заключению: оно не должно дословно повторять выводы по главам. В заключении формируются наиболее общие выводы по результатам работы и предлагаются рекомендации. Отмечается степень достижения цели, обозначаются перспективы дальнейших исследований.

Составление библиографического списка:

В переводе с древнегреческого «библиография» значит «описание книги».

Библиографический список — это список изученной по теме информации, представленный специальным образом. Наиболее удобен в проектной работе алфавитный (по алфавиту фамилий авторов или заглавий) способ группировки литературных источников.


Надеюсь, что предложенный алгоритм поможет и облегчит работу над проектами.


Список литературы:

      1. М.В. Дубова «Организация проектной деятельности младших школьников с позиций компетентностного подхода»// Н.ш.плюс до и после №1), 2010;

      2. Научно – практический журнал «Завуч начальной школы» №4 2010.

      3. Поливанова К.Н. проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н.Поливанова . – М.: Просвещение, 2008.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!