СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по теме «Использование педагогических технологий в коррекционной работе с детьми с ОВЗ»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации по теме «Использование педагогических технологий в коррекционной работе с детьми с ОВЗ»

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по теме «Использование педагогических технологий в коррекционной работе с детьми с ОВЗ»»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования и развития детей города Димитровграда Ульяновской области»


педагог-организатор, педагог дополнительного образования

Старостина Кристина Владимировна


Методические рекомендации по теме «Использование педагогических технологий в коррекционной работе с детьми с ОВЗ»


Если педагог имеет только любовь к делу, он будет хороший педагог.

Если педагог имеет только любовь к ученикам, как отец и мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги,

но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам.

Если педагог соединяет в себе любовь к делу и к ученикам,

он совершенный педагог.

Л.Н. Толстой



В настоящее время педагогам часто приходится встречаться и работать с детьми, имеющими различные отклонения в психофизическом развитии (нарушения зрительного восприятия, слуховой и речевой систем, интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер, опорно-двигательного аппарата и др.). В ряде случаев могут отмечаться не грубые формы нарушений, а легкие (слабовыраженные) отклонения от нормы. Специалистов и родителей волнуют такие вопросы, как диагностика, причины и проявления отклонений умственного, психического и физического развития детей. Наиболее актуальной проблемой является возможность социализации, адаптации и профессиональной реабилитации людей с недостатками развития в обществе. Поэтому педагогам необходимо знать основные способы, приемы, технологии и техники коррекции нарушений развития, уметь анализировать причины, их вызывающие, способы их предупреждения и компенсации, что в совокупности условно можно определить как основы знаний коррекционной педагогики. В современной общей и специальной педагогике утвердилось положение о необходимости ранней диагностики отклонений развития детей. Ориентация педагогов и родителей на своевременное выявление и преодоление отставаний в развитии ребенка имеет исключительно важное значение для формирования личности человека, для подготовки к школьному обучению и для дальнейшей его жизни. Особая ответственность в этом плане лежит как на родителях детей или лицах их заменяющих, так и на работниках дошкольных и школьных учреждений, так как подавляющее большинство детей в нашей стране охвачено системой народного образования.



Профессиональная деятельность и личность педагога системы специального образования



Любить кого-то – это выучить

Песню его сердца и петь ее,

Когда он забывает о ней…

Ничему нельзя научить человека,

Можно только помочь ему

Открыть это в себе.

Лучше зажечь свечу,

Чем всю жизнь проклинать темноту…



Понятие «педагог» в специальном образовании



Анализируя понятие «педагог», мы пришли к выводу, что это такое сословие, которое всегда требует конкретного рецепта, конкретной методики, поурочной разработки учебного плана, детализации прохождения темы и т. д.



Это неверный путь в специальной педагогике. Выбрать из многих методических приемов, подходов, упражнений адекватные дезадаптированному школьнику – является трудной задачей. «Частные вопросы не могут быть правильно решены без ранее решенных общих вопросов. Надо уметь видеть лес за деревьями. Рецепт составляет сам педагог и воспитатель. В этом ему помогает его эрудиция, культура, гуманизм, одним словом – профессионализм» – Н.П. Вайзман.

Проблемные дети – это особые дети и им нужно уделять особое внимание и в большей степени, т. е. чуть больше терпения, любви, внимания и т. д. Ведь это живые люди, и они тоже имеют право на нормальную жизнь. Они не виноваты в том, что они родились такими!



Цель работы педагога с особыми детьми – это создание условий для максимального развития реальных и потенциальных возможностей проблемного ребенка и его ранней специализации.



Задачи работы – сокращение социальной изоляции ребенка и приобщение его к различным видам продуктивной и творческой деятельности.



Система специального образования во главе с педагогом обязана:

1. Максимально раньше выявить нарушение в развитии ребенка и оказать комплексную психолого-медико-педагогическую помощь ребенку и его семье.



2. Максимально сократить разрыв между началом образования и моментом определения первичного нарушения в развитии.



3. Считать ребенка не объектом воздействия взрослого, а субъектом совместной деятельности.



4. Иметь специализированные стандарты образования.



5. Использовать специфические методы, приемы и средства обучения.



6. Обеспечивать особую организацию образовательной среды, дифференциацию и индивидуализацию образования.



7. Включать родителей в процесс образования ребенка, помогать и готовить их.



8. Реализовывать интегрированный подход в образовательном учреждении.



9. Оказывать специализированную консультативную помощь семье и детям, а также другим специалистам учреждения.



10. Обеспечивать свободу выбора форм организации образования, типов учебного заведения, подготовку кадров специалистов нового поколения.



«Специальное образовательное учреждение по своей природе анти-социально, т. к. изолирует, выделяет аномального ребенка из жизни…» Л.C. Выготский



На развитие ребенка с нарушениями в развитии влияют:



1. Условия жизни, обстановка, достаток в семье.



2. Окружающие ребенка люди, их личностные качества, знания о возможностях развития умственно отсталых детей.



Результатами образования детей с нарушениями в развитии педагог надеется увидеть:



• Положительные изменения структуры личности.



• Повышение активности и целенаправленности деятельности.



• Постепенно приобретается умение подчинять свою деятельность намерению, словесным указаниям.



• Последовательно формируются произвольные процессы (умение концентрировать, удерживать на чем-либо свое внимание, использовать приемы запоминания).



• Улучшение понимания речи окружающих и собственной речи.



• Контролирование поведенческих реакций.



• Становление более адекватными во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми.





Памятка работы педагога с проблемными детьми



1. Систематическая комплексная индивидуальная психолого-педагогическая коррекция.



2. Использование заданий, максимально возбуждающих активность ребенка.



3. Обучение должно сочетаться с лечебно-оздоровительными мероприятиями.



4. По возможности создание специальных условий обучения и воспитания (отдельные классы, свет, игровая деятельность, т. п.).



5. Закрепление навыков через многократное повторение указаний и упражнений.



6. Поэтапное обобщение проделанной на уроке работы.



7. Задания с опорой на образцы.



8. Использование доступных инструкций.



9. Использование максимума наглядности.



10. Динамическое наблюдение за продвижением каждого ребенка.



Самосовершенствование учителя



Возможности педагогического воздействия с целью реализации интеллектуального потенциала учащихся неоспоримы и очень велики. Ожидая от ребенка интеллектуального роста, педагог непроизвольно организует педагогический процесс так, что это стимулирует умственное развитие ученика. Очевидно, что обратная установка приводит к обратному эффекту: «безнадежные», по мнению педагогов, ученики ставятся в такие условия, которые не способствуют их прогрессу. Работа с проблемными детьми, таким образом, объективное основание для педагогического оптимизма и профессионального роста.



Работая с категорией детей с нарушениями в развитии, педагог должен:



• Постоянно искать новые пути и средства работы с проблемными детьми.



• Уметь занять свою позицию по отношению к ребенку.



• Корректировать собственную картину мира (преодолевая узость видения проблемы).



• Быть способным к внутреннему диалогу (любить себя и переносить любовь к себе на любовь к людям в целом и детям в частности).



• Быть способным видеть и слышать себя со стороны.



• Обладать профессиональной компетенцией.



• Уметь ясно излагать свои мысли.



• Соблюдать направленность в разговоре: понимать кому, зачем, что, как, где и когда говоришь.



• Уметь видеть и чувствовать своего «зрителя», собеседника.



• Соблюдать эмоциональный ритм беседы, управляя «взлетами и падениями».



• Уметь импровизировать на ходу.



• Уметь повторять главные мысли.



• Уметь громко и выразительно говорить.



Важные в коррекционной работе профессиональные качества учителя



1. Речь учителя.



2. Артистизм.



3. Четкость мимики.



4. Жесты учителя.



5. «Лучеиспускание глаз» (К. Ушинский).



6. Пожатие руки.



7. Психологическое и физическое поглаживание.



8. Профессионализм.



9. Авторитарно-демократический стиль общения.



10. Разумная требовательность.



11. Позитивная установка.





12. Неиссякаемое терпение.



13. Справедливая строгость.



14. Умение встать на сторону ребенка.



15. Вера в компенсаторные возможности ребенка.



16. Любовь к детям и своей профессии.



Таким образом, Педагог – это друг, помощник, родитель, воспитатель, психолог, терапевт, наставник для ученика.

Педагог – это человек, который верит в ученика и готов дать ему человеческой любви, если ребенок не получает ее дома от родителей.



Профессиональные требования к личности учителя



1. Наличие педагогических способностей (педагогическая одаренность).



2. Разносторонне образованный человек.



3. Терпение и оптимизм – профессиональные качества педагога для успешной работы в условиях длительного педагогического процесса.



4. Знание возрастной психологии (процесс воспитания бесконечный).



5. Развитая эмпатия, т. е. способность видеть ситуацию глазами другого человека, умение поставить себя на место своего воспитанника и взглянуть на проблему его глазами.



6. Скромность (т. к. пед. процесс – это скрытый процесс и результат виден не сразу).



7. Быть прогнозистом, уметь за настоящими проблемами видеть будущее.



Таким образом, подчеркнем, что педагогическая деятельность – это деятельность, устремленная в будущее.





Законы «педагогической любви»



Педагог должен уметь и хотеть:



привлечь внимание детей к себе;



• заинтересовать учащихся собой;



• увлечь собой;



• прийти к Сотрудничеству.



Педагог должен помнить, что у ребенка всегда есть право:



• на непохожесть;



• на неудачу;



• на уважение к его ошибкам;



• на возможность исправиться;



• на великодушие учителя;



• на любовь.



Осуществляя коррекционную работу с проблемными детьми, педагог всегда выполняет следующее:



• всесторонне развивает и корректирует их личность, поэтому он корректор;



• воспитывает детей, поэтому он воспитатель;



• строит свою деятельность на основе учета возрастных особенностей воспитанников и использует наглядность, поэтому он психолог;



• обеспечивает прочные знания, необходимые ребенку в жизни, поэтому он педагог.



Немецкий педагог-дефектолог П. Шуман писал: «Чем ниже уровень психического развития ребенка, тем выше должен быть уровень образования учителя».



Смысл деятельности педагога состоит в том, чтобы создать каждому ученику ситуацию успеха (дать каждому пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя).



В основе ожидания успеха лежит стремление заслужить одобрение старших – учителей, родителей. При создании ситуации успеха педагогом достигается эмоциональный комфорт в классе, особенно важно это в период учения.



Педагогически обоснованные ситуации успеха:



• сбывшаяся радость (на что наделся, то и получил);



• неожиданная радость (результат превзошел ожидание);



• общая радость (успех хорошо воспринимается окружением);



• семейная радость (успех переживается всей семьей);



• радость познания (радость от процесса учения);



• мнимый успех (неверие в свои силы).



Сущность и содержание коррекционной работы



Кто-то когда-то должен ответить, Высветив правду, истину вскрыв,



Что же такое трудные дети? Вечный вопрос или больный нарыв!



Вот он сидит перед нами, взгляните! Сжался пружиной, отчаялся он…



С миром оборваны тонкие нити, Словно стена, без дверей и окон.



Вот они главные истины эти: Поздно заметил и… поздно учли…



Нет! Не рождаются трудными дети,



Просто им вовремя не помогли…!!!

/С. Давидович/



Коррекционная работа должна строиться как целостная осмысленная деятельность ребенка, органически вписывающаяся в систему его повседневных жизненных отношений!



В основе коррекционной работы лежат следующие закономерности:



• Взаимодействие дошкольных и школьных образовательных учреждений общего и специального типов, консультативно-диагностических служб и семьи, в основе которого лежит комплексный подход к решению задач предупреждения и преодоления трудностей в обучении у детей дошкольного и школьного возраста.



• Единство диагностики и коррекции психического и физического развития ребенка.



• Единство коррекции и развития ребенка.



• Непрерывность и систематичность реабилитационного процесса на основе разработки разноуровневого содержания обучения детей.



• Сотрудничество триады «педагог – ребенок с трудностями в обучении



– семья», направленного на формирование адекватной позиции родителей по отношению к своим детям и их недостаткам.



• Интеграция детей в общество путем усиления трудовой и профессио-нально-трудовой подготовки.



• Профессионализм – подготовка специалистов для коррекционноразвивающей работы с детьми в дифференцированных условиях обучения (повышения квалификации учителей и педагогов).



• Введение в содержание обучения детей разделов, которые предусматривают восполнение пробелов предшествующего развития, формирование готовности к восприятию наиболее сложного программного материала.



• Определение оптимального содержания учебного материала и его отбор в соответствии с поставленными задачами.



• Использование методов и приемов обучения с ориентацией на «зону ближайшего развития» ребенка, создание оптимальных условий для реализации его потенциальных возможностей.



• Коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса (коррекция познавательной деятельности, речи, индивидуальных недостатков в развитии).



Коррекционная работа, с одной стороны, должна «пронизывать» все сферы деятельности ребенка, с другой стороны, непосредственно реализуется в учебно-воспитательном процессе, в частности на коррекционных занятиях.



Цель коррекционных занятий: повышение уровня общего развития учащихся, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения, индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных учебных умений и навыков, коррекция отклонений в развитии познавательной сферы и речи, направленная подготовка к восприятию нового учебного материала.



Главный принцип коррекционной работы – коррекционная направленность обучения и активное воздействие на сенсорное, умственное и речевое развитие детей



Формы коррекционной работы

• индивидуальная;



• групповая;



• коррекционные занятия общеразвивающей и предметной направленности (от 3 до 5 часов в неделю за счет школьного компонента).



Главное! Создать условия, в максимальной степени способствующие развитию ребенка



Ключевой компонент коррекционно-развивающей воспитательной системы – педагог – человек, который нередко проводит с детьми больше времени, чем родители. Поэтому, мы считаем, измениться прежде всего должен он. Учителю необходимо увидеть и исправить в себе то, что препятствует установлению эффективного контакта с ребенком, лишает терпения и веры в его возможности. Каждый педагог и особенно тот, кто работает с детьми риска, должен обладать целостным психолого-педагогическим мышлением: знать и учитывать возрастные и индивидуально типологические особенности личностного развития детей; знать и использовать современные методы диагностики, профилактики и коррекции недостатков поведения; уметь создавать коррекционноразвивающую образовательно-воспитательную среду, чтобы выявить сильные стороны ребенка, реализовать его творческий потенциал.



Таким образом, коррекционная деятельность – составная часть единого педагогического процесса. Она обладает определенной сферой своего воздействия, имеет определенную структуру и направления воздействия. Все вышеперечисленные принципы и методы коррекции девиантного поведения младших школьников являются важным инструментом в решении главной задачи коррекционной деятельности по преодолению существующего недостатка у ребенка, по реабилитации его личности и осуществлению успешной адаптации и интеграции ребенка в социум.