Методически рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики
Содержание
Артикуляционная гимнастика
Детская страничка
В помощь логопеду
Требования, предъявляемые к артикуляционной гимнастике
Артикуляционная гимнастика
Целью артикуляционной гимнастики является выработка правильных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного звукопроизношения, а также укрепление мышц лица, языка, губ, мягкого нёба.
Работа над каждым упражнением идёт в определённой последовательности:
Рассказ о предстоящем упражнении с использованием игровых приёмов («Сказка о Весёлом язычке»);
Показ упражнения;
Выполнение упражнения ребёнком перед зеркалом;
Проверка правильности выполнения, указание на ошибки;
Выполнение упражнения без зеркала.
В начале работы может быть напряжённость движений языка, губ. Постепенно напряжение исчезает. Движения становятся свободными и координированными.
Упражнения делятся на статические и динамические. Каждое упражнение имеет своё название и желательно, чтобы ребёнок запомнил названия выполняемых упражнений. С одной стороны, ему так интереснее, с другой – не надо каждый раз объяснять способ выполнения, достаточно сказать: «Давай поиграем в лошадку» или «Давай сделаем горку».
Статические упражнения для языка
«Л
опаточка», «Блинчик». Широкий расслабленный язык лежит на нижней губе (рис.1). Обратите внимание, чтобы язык не дрожал.
«Чашечка», «Ковшик». Рот широко открыт. Широкий язык поднят к верхним зубам, но не касается их (рис.2).
«
И
голочка». Раскрыть рот и сильно высунуть узкий язык. Язычок хочет узнать, такой ли он остренький, как жало у пчёлки.
«Г
орка». Рот раскрыт. Кончик языка упирается в нижние передние зубы, спинка языка выгнута (рис. 3). Когда кошка хочет напугать, она выгибает спину, так и язычок пугает зубки.
«Т
рубочка», «Желобок». Высунуть широкий язык, боковые края загнуть вверх (рис.4). Подуть в получившуюся трубочку. При выполнении этого упражнения держите что-нибудь лёгкое около рта, чтобы ребёнок видел результат дуновения воздуха.
Каждое упражнение выполняется 10-15 секунд и повторяется 8-10 раз чётко и медленно.
Динамические упражнения для языка
«Часики», «Маятник». Узким кончикам языка тянуться попеременно к уголкам рта. Делается в медленном темпе под счёт.
«Лошадка». Присосать язычок к нёбу, щёлкнуть языком. Цокать медленно и тянуть подъязычную связку.
«Змейка». Узкий язык высунуть и убрать.
«Качели». Напряжённым языком тянуться к носу и подбородку.
«Футбол». Рот закрыт. Языком упираться попеременно то в одну щёку, то в другую.
«Почистить зубки». Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.
«Катушка». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние зубы, а боковые края прижаты к верхним зубам. Широкий язык «выкатывается» вперёд и убирается вглубь рта (рис.5).
«Гармошка». Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу и сильно оттянуть вниз нижнюю челюсть.
«Маляр». Рот открыт. Широким кончиком языка провести от верхних резцов до мягкого нёба.
«Вкусное варенье». Широким кончиком языка облизать верхнюю губу и убрать в рот.
«Оближем губки».рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, потом нижнюю губу.
Каждое упражнение выполняется по 8-10 раз.
Упражнения для губ
«Улыбка». Губы растянуты в улыбке так, чтобы зубы не были видны.
«Заборчик». Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.
«Хоботок». Вытянуть вперёд сомкнутые губы.
«Трубочка».Зубы сомкнуты, губы округлены и вытянуты вперёд, как при звуке «у».
«Кролик». Зубы сомкнуты, верхняя губа приподнята и обнажает верхние зубы.
«Рупор», «Бублик». Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперёд. Верхние и нижние резцы видны.
Детская страничка
Дл
я того, чтобы вызвать у детей интерес к артикуляционной гимнастике, советуем проводить её в занимательной сказочной форме. В сказке о Весёлом Язычке обязательно должен быть элемент новизны. Учите детей сочинять сказки про язычок. Полезно поменяться ролями: ребёнок рассказывает сказку, а взрослый выполняет упражнения. Ребёнок подмечает недостатки, называет ошибки. Для лучшего запоминания детям рекомендуется показ картинок - упражнения для язычка.
Сказка о Весёлом Язычке.
Жи
л-был Весёлый Язычок в своём домике. Догадался, что это за домик? Этот домик – рот. Двери в домике то открываются, то закрываются. Вот так (рот закрыт, открыт).Непоседливый Язычок не сидит на месте. Он часто выбегает из домика (высунуть язык). Вот он вышел погреться на солнышке, отдохнуть на крылечке (язык «лопаточкой» на нижней губе). Подул лёгкий ветерок, Язычок поёжился (язычок «иголочкой»), спрятался в домик и закрыл за собой дверь (язычок убрать, рот закрыть). А на дворе солнце спрятолось за тучки забарабанил по крыше дождь(язычок стучит в зубы, произносит «Д-Д-Д»). язычок не скучал дома, напоил котёнка молоком. Котик лакал молоко (языком водим по верхней губе сверху вниз, рот открыт), потом он облизнулся (облизать верхнюю и нижнюю губки справа налево, слева направо) и сладко зевнул (рот широко открыт). Язычок посмотрел на часы, они тикали: «тик-так» (рот открыт, губы в улыбке, кончиком языка дотрагиваться до уголков рта). Котёнок свернулся клубочком. «Пора и мне спать», - подумал Язычок.
Требования, предъявляемые
к артикуляционной гимнастике
Упражнения выполняются перед зеркалом.
На каждом занятии разучивается 3-4 новых упражнения.
Главным требованием является выработка умения:
Удерживать нужную артикуляционную позу правильно в течение определённого времени, например, под счёт от одного до пяти;
Точно выполнять движения;
Следить за равномерным участием левой и правой половины языка, губ в выполнении движений.
Дома занятия артикуляционной гимнастикой надо проводить ежедневно, в течение 5-7 минут 2 раза в день.
Если вы хотите, чтобы ребёнок занимался сам, советуем для каждого упражнения подобрать весёлое название и нарисовать(приклеить)в тетради для занятий картинку-символ: «часики», «качели» и т. Д.
Чтобы ребёнку не наскучили занятия, можно проводить их в форме сказки, рассказа о «весёлом язычке», его «домике-ротике», «заборчике»-зубках: о том, что «язычок умеет делать и чему он может научиться».
Для логопедических занятий дома у ребёнка должно быть своё место: удобный стол, стул, настольное зеркало на подставке, не слишком маленькое.
В помощь логопеду
Таблица «Примерный комплекс упражнений для выработки артикуляционных укладов»
свистящие | шипящие | сонорные |
С, СЬ, З, ЗЬ, Ц | Ш, Ж | Ч | Щ | Л, ЛЬ | Р, РЬ |
Лопаточка, Блинчик | Лопаточка - Иголочка | Трубочка- Улыбка | Чашечка | Лопаточка | Качели |
Заборчик | Качели | Кролик | Маляр | Накажи непослушный язычок | Маляр |
Почисти зубки | Чашечка | Лошадка | Грибок | Качели | Лошадка |
Горка | Лошадка | Вкусное варенье | Оближи губки | Вкусное варенье | Грибок |
Часики | Грибок | Почисти зубки | Улыбка | Пощёлкай кончиком языка | Гармошка |
Катушка | Рупор | Качели | Колечко - Улыбка | Индюк | Вкусное варенье |
Качели | Вкусное варенье | Часики | | Катушка | Барабан |
Желобок | Фокус | | | | Автомат |