СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 09.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по выполнению ДКР по учебному предмету "Мировая детская литература"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по выполнению ДКР по учебному предмету "Мировая детская литература"»

Учреждение образования “Солигорский государственный колледж”









МИРОВАЯ ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА



Методические рекомендации по изучению учебного предмета, задания для домашней контрольной работы

и рекомендации по их выполнению для учащихся заочной формы получения образования

по специальности 5-04 01112 01 «Дошкольное образование»для реализации образовательной программы среднего специального образования, обеспечивающей получение квалификации специалиста со средним образованием






















Солигорск, 2024


Автор:

Дубовская Мария Владимировна, преподаватель учреждения образования «Солигорский государственный колледж»

Методические рекомендации обсуждены и одобрены на заседании цикловой комиссии общеобразовательных дисциплин Солигорского государственного колледжа « » __________г., протокол № .





































СОДЕРЖАНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 5

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 8

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ ДОМАШНЕЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ 9

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ДОМАШНЕЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИ 11

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ВОПРОСОВ…………………………………22

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ 24

ПЕРЕЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26


































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая учебная программа по учебному предмету «Мировая детская литература» (далее – учебная программа) предусматривает изучение основных явлений мировой детской литературы, относящихся к разным сторонам языковой системы.

В процессе преподавания учебного предмета «Мировая детская литературы» необходимо учитывать межпредметные связи программного учебного материала с такими учебными предметами (модулями) учебного плана учреждения образования по специальности, как «Русская литература».

В ходе изложения программного учебного материала необходимо руководствоваться нормативными правовыми актами, техническими нормативными правовыми актами, соблюдать единство терминологии и обозначений.

Для закрепления теоретического материала и формирования у учащихся, необходимых умений учебной программой предусмотрено проведение практических занятий.

В целях контроля усвоения программного учебного материала предусмотрено проведение одной обязательной контрольной работы.

Учебной программой определены цели изучения каждой темы, спрогнозированы результаты их достижения в соответствии с уровнями усвоения учебного материала.

В результате изучения учебного предмета (модуля) «Мировая детская литература» учащиеся должны:

знать:

специфику детской литературы как составной части мировой литературы;

историческое, национальное и общечеловеческое в содержании и образах литературных произведений;

истоки детской литературы;

основные литературные жанры;

основные положения и современные подходы к анализу литературных произведений;

критерии отбора художественных произведений для детского чтения;

характеристики и разнообразие видов и жанров произведений для детей;

вопросы теории и истории национальной и мировой литературы;

воспитательное значение детской литературы;

особенности восприятия художественных произведений и иллюстраций к ним детьми дошкольного возраста;

периодическую печать для детей;

особенности творчества отечественных и зарубежных писателей;

уметь:

определять жанрово-стилевые особенности литературных произведений;

анализировать литературные произведения для детей с воспитательной и художественной позиций;

организовывать авторские и тематические выставки, проводить литературные викторины, составлять сценарии досуговых мероприятий;

использовать средства выразительности при ознакомлении детей с художественными произведениями;

художественно исполнять произведения детской литературы;

писать рефераты на актуальные темы, самостоятельно работать с дополнительной научно-критической и справочной литературой по заданной теме;

работать с учебной программой дошкольного образования.

В учебной программе приведены критерии оценки результатов учебной деятельности учащихся, курсантов, разработанные в соответствии с Правилами проведения аттестации учащихся, курсантов при освоении содержания образовательных программ среднего специального образования; перечень оснащения кабинета (лаборатории) оборудованием, техническими и демонстрационными средствами обучения, необходимыми для обеспечения образовательного процесса.







ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Раздел, тема

Количество учебных часов

Дневная форма

получения образования

Заочная форма

получения образования


всего

в том числе на лабораторные занятия (практические занятия)



всего

в том числе на лабораторные занятия (практические занятия)

Введение

Раздел I. Устное народное творчество

1.1.Общее понятие об устном народном творчестве

1.2. Малые фольклорные жанры

1.3. Сказки народов мира

Раздел II. Русская детская литература

2.1. Возникновение и развитие детской литературы

2.2. Детская литература XVII-XVIII веков

2.3. Детская литература XIX века

2.4. Детская литература конца XIX – начала XX века

Обязательная контрольная

2.5. Детская литература XX века

2.6. Детская литература конца ХХ – начала ХХI века

Раздел III. Зарубежная детская литература

3.1. Литература Великобритании

3.2. Детская литература скандинавских стран

3.3. Французская детская литература

3.4. Немецкая детская литература

3.5. Американская детская литература

3.6.Детские писатели Польши, Чехословакии, Италии

Раздел IV. Художники-иллюстраторы детских книг

Раздел V. Периодическая печать для детей

2


8


2


2

4


45


2


2


16


4

1


16


4


19


4


4


3


3


3


2



2


2




4


2


2

2


26




2


10


2



10


2


8


2


2


2


2







1


1


1


1







7




2




1

1




1


4


2


1




1







1


1



1




1



3




2







1




2


1


1











1


1

итого

78

40

16

8






МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ДОМАШНЕЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Одной из форм самостоятельной работы учащегося заочной формы получения образования является домашняя контрольная работа. Выполнение контрольной работы дает возможность выявить знания, умения, навыки учащихся, поскольку она позволяет проверить теоретические знания, их практическое применение.

Глубокое изучение и анализ вопросов учебного предмета “Мировая детская литаратура”, умение классифицировать и систематизировать материал, выстраивать свои мысли логически, последовательно – эти навыки, которые приобретает учащийся в процессе выполнения домашней контрольной работы.

Необходимо уделять должное внимание оформлению контрольной работы:

  1. Домашняя контрольная работа выполнятся и сдается в распечатанном компьютерном варианте на листах формата А4.

  2. Работа подписывается на титульном листе согласно примеру

Пример:


Учреждение образования “Солигорский государственный колледж”


Контрольная работа

по учебному предмету

“Мировая детская литература”


Вариант_____


Учащейся __________ курса

группы _________________

заочной формы

получения образования

Петровой Марии Ивановны


Проверила ___________(Имя, отчество, фамилия преподавателя)


Солигорск, 20___

  1. Задания переписываются полностью, каждое задание начинается с красной строки.

  2. Контрольные задания выполняются в компьютерном варианте на листах формата (А4: 210х297мм) черными чернилами, шрифт – Times New Roman, кегль – 14 пт, интервал – 1,15; поля: сверху – 2 см, снизу – 2,5 см, слева – 3 см, справа – 1 см.

  3. Абзацы начинаются с красной строки. Красная строка – 1.27.

  4. Выравнивание по ширине.

  5. Переносы слов в заглавиях, падзаголовках и тексте не допускаются.

  6. Подчеркивания в тексте, заглавиях не допускаются, точка после заглавия не ставится.

  7. Нумерация страниц-арабскими цифрами, внизу страницы, выравнивание по центру, титульный лист включается в общую нумерацию. Нумерация проставляецца с основного текста.

  8. На первой странице указывается нумер варианта.

  9. Задания должны быть выполнены в той последовательности, в которой даны контрольной работе.

  10. Контрольная работа, в которой не выполнены все задания, отсутствует список и сноски использованной литаратуры, не принимаются и не рецензуются.

Получив контрольную работу на доработку, учащийся должен исправить все ошибки, обозначенные в рецензии, и обе работы отправить для проверки в колледж в установленный срок.





ЗАДАНИЯ ДОМАШНЕЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ


ВАРИАНТ № 1

План

  1. Жизнь и творчество шведской писательницы А.Линдгрен.

  2. Проблема воспитания в книге А.Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше».

  3. Разработать дидактическую игру по фрагменту из сказки А.Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше»

Методические рекомендации

  • При выполнении 1 вопроса необходимо рассмотреть основные темы

творчества А.Линдгрен, дать краткие биографические сведения.

  • При написании 2 вопроса необходимо раскрыть проблему воспитания в

книге А.Линдгрен «Пеппи Длинный чулок».

Литература:

  1. Автухович, Т.Е. Мировая детская литература – Мн., 2010

  2. Арзамасцева, И.Н. Детская литература – М.,2009

  3. Зубарева, Е.Е. Детская литература. - М.,2000

  4. Лунгина, Л.З. Послесловие. Линдгрен, А. Карлсон, Пеппи и другие – М.,2005

  5. Новицкая, И.Я. Становление художественного мира Астрид Линдгрен – М.,2004

ВАРИАНТ № 2

План

  1. Сказки народов мира.

  2. Идейно-художественнные особенности сказок А.С.Пушкина “Сказка о

рыбаке и рыбке”, “Сказка о царе Салтане”.

  1. Разработать дидактическую игру по сказке А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

Методические рекомендации

  • При подготовке первого вопроса необходимо дать общую

характеристику сказок народов мира; определить своебразие сказок разных народов, традиционные приемы построения сказок.

  • При выполнении 2 вопроса необходимо указать близость сказок

А.Пушкина и народно-поэтических сказок. Показать сложность, многогранность содержания, психологизм в раскрытии образов, лиризм.

Литература:

  1. Автухович, Т.Е. Мировая детская литература – Мн., 2010

  2. Е.Зубарева. Детская литература.-М., 200

  3. Аникин В.П. Русская народная сказка.- М., 2005

  4. Сетин Ф.И. История русской детской литературы.-М., 2007

  5. Павлова Л. Фольклор для маленьких // Дошкольное воспитание.-1991, №6

  6. Токмакова И. Поговорим с тобой о Пушкине // Дошкольное воспитание – 2006, №1

ВАРИАНТ № 3

План

  1. Роль журналов в становлении детской периодической печати.

(«Северное сияние», «Воробей», «Мурзилка», «Веселые картинки», «Детская литература»).

  1. Современная научно-познавательная книга (Н.Сладков, Г.Скребицкий,

Г.Снегирев и др.).

3. Разработать лэпбук по творчеству Н. Сладкова.

Методические рекомендации

  • При выполнении 1 вопроса необходимо раскрыть тематику и

отличительные особенности периодических журналов для детей, показать роль журналов в борьбе за нравственные и эстетические принципы детской литературы.

  • При выполнении 2 вопроса необходимо назвать отличительные

художественные особенности современной научно-познавательной книги, а также анализ сборника одного автора на выбор.

Литература:

  1. Автухович, Т.Е. Мировая детская литература – Мн., 2010

  2. Зубарева Е., Природа и нравственность // Детская литература - М.,2004

  3. Воскобойников, В.М. Музыка леса и шепот камней: К 80-летию со дня рождения Н.И.Сладкова // Детская литература – 2000, №1

ВАРИАНТ № 4

План

  1. Анализ малых жанров устного народного творчества.

  2. Система образов,новаторство и традиции в создании главного

образа,социально-сатирические мотивы в сказке П.П Ершова «Конёк - Горбунок».

  1. Разработать дидактическую игру по фрагменту из сказки П.П.Ершова «Конёк - Горбунок»

Методические рекомендации

  • При выполнении 1 вопроса необходимо назвать отличительные

особенности пословиц ,поговорок, скороговорок,считалок,загадок, колыбельных песен ,потешек ,выявить поэтику данных жанров.

  • При выполнении 2 вопроса необходимо назвать отличительные

художественные особенности данной сказки,раскрыть систему образов,можно ответить историю создания сказки.

Литература:

  1. Автухович, Т.Е. Мировая детская литература – Мн., 2010

  2. Арзамасцева, И.Н. Детская литература –М., 2006

  3. Зубарева, Е.Е. Детская литература.-М.,2004

  4. Степанов К. , П. Ершов и его сказка “Конёк Горбунок” // Дошкольное

воспитание -2005,№ 5

ВАРИАНТ № 5

План

  1. Освоение фольклорных традиций в сказке В.Ф.Одоевского «Мороз

Иванович». Краткие биографические сведения об авторе.

  1. Выберите фрагменты сказки В.Ф. Одоевского «Городок в

табакерке», имеющие воспитательную направленность. Какие воспитательные задачи ставит автор?

  1. Разработать дидактическую игру по сказке В.Ф.Одоевского «Мороз Иванович»

Методические рекомендации

  • При выполнении 1 вопроса необходимо обратить внимание на

значение творчества В.Одоевского в воспитании и образовании современных дошкольников.

  • При выполнении 2 вопроса необходимо раскрыть воспитательные

задачи в произведении на примере фрагментов из сказки «Городок в табакерке».

Литература:

  1. Автухович, Т.Е. Мировая детская литература – Мн., 2010

  2. Арзамасцева И.Н. Детская литература –М.,2007

  3. Зубарева Е.Е. Детская литература.-М.,2000

  4. Одоевский В.Ф. О литературе и искусстве – М.,2008

  5. Александрова Е. Мороз Иванович // Дошкольное воспитание - 2000, №11


ВАРИАНТ № 6

План

  1. Жанрово-тематическое многообразие творчества К.Д.Ушинского для

детей.

  1. Что такое приём «остранения», как и для чего используется К.Д.

Ушинским? Приведите примеры из рассказов писателя.

  1. Разработать дидактическую игру по сказке К.Д.Ушинского «Лиса Пат-

рикеевна»

Методические рекомендации

  • При выполнении 1 вопроса необходимо осветить такие жанры, как

сказки, научно-познавательные очерки, научно-художественные рассказы, басни, рассказы-миниатюры, нравоучительные рассказы, определить своеобразие языка и стиля произведений К.Д.Ушинского.

  • При выполнении 2 вопроса необходимо раскрыть приём

«отстранения», привести примеры из рассказов писателя.

Литература:

  1. Автухович, Т.Е. Мировая детская литература – Мн., 2010

  2. Арзамасцева И.Н. Детская литература – М.,2006

  3. Зубарева Е.Е. Детская литература.- М.,2004

  4. Муравьёв П. Рассказы и сказки К.Д.Ушинского - М.,2003

ВАРИАНТ № 7

План

  1. Новаторство Н.А.Некрасова в поэзии для детей. Анализ стихов,

включенных в круг детского чтения «Дедушка Мазай и зайцы», «Пчелы», «Дядюшка Яков», «Зеленый шум».

  1. Из произведений Н.А. Некрасова («Мужичок с ноготок»,

«Школьник», «Генерал Топтыгин», «Дедушка Мазай и зайцы») выпишите цитаты, описывающие детей и детский мир. На основе данных цитат составьте цитатную характеристику «Мир детства в творчестве Некрасова».

  1. Разработать дидактическую игру по сказке Н.Н.Некрасова «Дедушка

Мазай и зайцы»»

Методические рекомендации

  • При выполнении 1 вопроса необходимо отметить остроту социальной

тематики, создание новых тем и образов, своеобразие языка, опору на средства выразительности разговорной речи.

  • При выполнении 2 вопроса необходимо составить цитатную

характеристику на основе перечисленных произведений.

Литература:

  1. Автухович, Т.Е. Мировая детская литература – Мн., 2010

  2. Арзамасцева, И.Н. Детская литература – М.,2006

  3. Зубарева, Е.Е. Детская литература.- М.,2004

  4. Чуковский, К. Мастерство Некрасова - М.,2010

ВАРИАНТ № 8

План

  1. Жанрово-тематическое своеобразие произведений Л.Н.Толстого для

детей.

  1. Педагогические идеи «Азбуки» и «Книг для чтения» Л.Н.Толстого.

  2. Разработать дидактическую игру по сказке Л.Н.Толстого «Пожарные

собаки»

Методические рекомендации

  • При выполнении 1 вопроса необходимо осветить следующие жанры:

“маленькие” рассказы, рассказы о детях, рассказы басни, были, повести, сказки,научно-художественные рассказы, научно-познавательные статьи.

  • Во втором вопросе необходимо раскрыть педагогические идеи

Л.Н.Толстого.

Литература:

  1. Автухович, Т.Е. Мировая детская литература – Мн., 2010

  2. Арзамасцева, И.Н. Детская литература – М.,2006

  3. Зубарева, Е.Е. Детская литература.- М.,2004

  4. Степанов К., Л.Н.Толстой: проблемы образования и воспитания //

Дошкольное воспитание - 1998 , №8

  1. Педагогическая деятельность Л.Н.Толстого // Дошкольное

воспитание - 2003 , №9

ВАРИАНТ № 9

План

  1. Б.Житков- писатель и человек (краткие сведения о жизненном и

творческом пути).

  1. Рассказы о животных Б.Житкова в чтении дошкольников.

  2. Разработать дидактическую игру по сказке Б.Житкова «На льдине».

Методические рекомендации

  • При выполнении 1 вопроса необходимо сделать анализ 1 сборника

на выбор ( “Морские истории”, “Злое море”, “Помощь идет”), раскрыть образ ребёнка в рассказах “Пудя”, “ Как я ловил человечков”, дать краткие биографические сведения из жизни писателя.

  • Во втором вопросе необходимо показать традиции

анималистического жанра, воспитательно-познавательную ценность рассказов о животных.

Литература:

  1. Автухович, Т.Е. Мировая детская литература – Мн., 2010

  2. Арзамасцева И.Н. Детская литература – М.,2006

  3. Зубарева Е.Е. Детская литература.- М.,2004

  4. Черненко Г.Т. Вечный Колумб. Биографический очерк о Житкове. –

Л., 2010

ВАРИАНТ № 10

План

  1. С.Я. Маршак-писатель и человек (краткие сведения о жизненном и творческом пути).

  2. Жанрово-тематическое многообразие поэзии С.Я. Маршака для детей.

  3. Разработать дидактическую игру по сказке С.Я.Маршака «Сказка о глупом мышонке»

Методические рекомендации

  • При выполнении 1 вопроса необходимо сделать анализ 1 сборника на

выбор ( “Детки в клетке”, “Веселое путешествие от А до Я”, “Разноцветная книга”), дать краткие биографические сведения из жизни писателя.

  • При выполнении 2 вопроса необходимо раскрыть тему детства, труда,

природы, сатирические и юмористические стихи. Показать широту жанрового диапазона: поэмы, баллады, были, стихотворные сказки, игровые и лирические стихи, загадки.

Литература:

  1. Автухович, Т.Е. Мировая детская литература – Мн., 2010

  2. Арзамасцева И.Н. Детская литература – М.,2006

  3. Зубарева Е.Е. Детская литература.- М.,2004

  4. Самсонов С. Писатели нашего детства. – М., 2008

  5. А.Михайлова. Смешные стихи Маршака// Дошкольное воспитание –

2006 , №10



ВАРИАНТ № 11

План

  1. Характеристика малых жанров в поэзии К.И.Чуковского.

  2. Идейно-художественные своеобразия сказок К.И. Чуковского

«Тараканище», «Муха-Цокотуха», «Краденое солнце».

3. Разработать дидактическую игру по сказке К.И.Чуковского (на выбор)

Методические рекомендации

  • При выполнении 1 вопроса необходимо раскрыть такие малые жанры,

как перевертыши, прибаутки, стихи-загадки, переводы фольклорных песенок.

  • Во втором вопросе необходимо раскрыть гуманистическую

направленность, специфику образов, динамичность, игровой характкр, специфику размера, рифмы, ритма сказок К.И.Чуковского.

Литература:

  1. Автухович, Т.Е. Мировая детская литература – Мн., 2010

  2. Арзамасцева И.Н. Детская литература – М.,2006

  3. Зубарева Е.Е. Детская литература.- М.,2004

  4. Самсонов С. Писатели нашего детства. – М., 2008

  5. Дубровская А.И., Детям о писателях. – Мн., 2003

  6. Чуковская Е. Литературный путь Чуковского // Дошкольное воспитание - 2011 , №3

  7. Михайлова А., Перечитаем заново «Федорино горе» // Дошкольное воспитание - 2009 , №4

ВАРИАНТ № 12

План

  1. Научно-природоведческая сказка в творчестве В.Бианки.

  2. Содержание и назначение «Лесной газеты» В.Бианки.

  3. Разработать дидактическую игру по сказке В.Бианки «Лис и мышонок»

Методические рекомендации

  • При выполнении 1 вопроса необходимо раскрыть специфику жанра

сказки-несказки, стилевые особенности сказок В.Бианки, их воспитательное и познавательное значение.

  • Во втором вопросе необходимо охарактеризовать структуру «Лесной

газеты», раскрыть содержание и назначение составляющих её рубрик.

Литература:

  1. Автухович, Т.Е. Мировая детская литература – Мн., 2010

  2. Арзамасцева И.Н. Детская литература – М.,2006

  3. Зубарева Е.Е. Детская литература. - М.,2004

  4. Бианки В.В. Рассказы и сказки. – М., 1993

  5. Дубровская А.И., Детям о писателях. – Мн., 2003

  6. Ефетов М., Есть смысл – жизнь (о В.Бианки) // Детская литература –

2011 , №5




ВАРИАНТ № 13

План

  1. Жизнь и творчество писателя и художника Е.И.Чарушина.

  2. Анализ цикла рассказов «Про Томку».

  3. Разработать лэпбук по творчеству Е.И.Чарушина.

Методические рекомендации

  • При выполнении 1 вопроса необходимо отобразить лаконизм,

динамизм, сюжетность рассказов о животных, передать психологические тонкости в изображении поведения и состояния героев Чарушина, дать краткие биографические сведения из жизни писателя.

  • Во втором вопросе необходимо сделать анализ цикла рассказов «Про

Томку», указать к каким способам изображения животных прибегает Чарушин.

Литература:

  1. Автухович, Т.Е. Мировая детская литература – Мн., 2010

  2. Арзамасцева, И.Н. Детская литература – М.,2006

  3. Зубарева, Е.Е. Детская литература. - М.,2004

  4. Комарова, Т.Е. Чарушин: замечательный художник и писатель // Дошкольное воспитание - 2000 , №7


ВАРИАНТ № 14

План

  1. Тема детства в творчестве А.П.Чехова.

  2. Анализ рассказа А.П.Чехова «Каштанка»

  3. Разработать дидактическую игру по сказке А.П.Чехова «Каштанка»

Методические рекомендации

  • При выполнении 1 вопроса необходимо раскрыть концепцию детства у

Чехова, отражение способностей физического, психического, умственного развития ребенка-дошкольника, выявления воздействия социальных обстоятельств на формирование характера, отражения логики для создания и восприятия.

  • Во втором вопросе необходимо сделать анализ рассказа А.П.Чехова

«Каштанка», показать мастерство писателя в изображении «братьев наших меньших».

Литература:

  1. Автухович, Т.Е. Мировая детская литература – Мн., 2010

  2. Арзамасцева, И.Н. Детская литература – М.,2006

  3. Зубарева, Е.Е. Детская литература. - М.,2004

  4. Чуковский, К.И. О Чехове – М.,2007

  5. Варенцова, И. А.П.Чехов. Документы. Фотографии – М., 1984


ВАРИАНТ № 15

План

  1. Место и значение В.Маяковского в русской детской поэзии.

  2. В. Маяковский. Анализ стихотворений «Это книжка моя про моря и про маяк», «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Что ни страница - то слон, то львица».

  3. Разработать лэпбук по стихотворениям В.Маяковского.

Методические рекомендации

  • При выполнении 1 вопроса необходимо раскрыть основные темы и

жанры детской поэзии В.Маяковского (с примерами), особенности поэтического стиля «детского» Маяковского.

  • Во втором вопросе необходимо сделать анализ указанных стихотворений.

Литература:

  1. Автухович, Т.Е. Мировая детская литература – Мн., 2010

  2. Арзамасцева, И.Н. Детская литература – М.,2006

  3. Зубарева, Е.Е. Детская литература. - М.,2004

  4. Эбин, Ф.Е. Маяковский – детям. Очерки.- М., 2009

  5. Перцов, В.О. Маяковский. Жизнь и творчество. –М., 2006


ВАРИАНТ № 16

План

  1. Сатира и юмор в стихах для дошкольников А.Л.Барто.

  2. Отражение процесса нравственного и физического роста ребёнка

дошкольного возраста в циклах стихов А. Барто.

  1. Разработать лэпбук по циклу стихотворений А.Барто «Игрушки»

Методические рекомендации

  • При выполнении 1 вопроса необходимо раскрыть направленность

сатиры,формы комического,использование возможностей ритма,рифмы,размера,имитации детской речи ,наличие подтекста,адресованность взрослым,постановка проблем воспитания,проблем психоогического развития личности.

  • При написании 2 вопроса необходимо обратить внимание на отражение

богатства, сложности, многообразия жизни ребёнка, раскрыть различные аспекты взаимоотношения взрослых и детей, отношений в детской среде, раскрытие детской логики и речи.

Литература:

  1. Автухович, Т.Е. Мировая детская литература – Мн., 2010

  2. Арзамасцева, И.Н. Детская литература – М.,2006

  3. Зубарева, Е.Е. Детская литература. - М.,2004

  4. Жизнь и творчество А.Л.Барто – М., 2009

ВАРИАНТ № 17

План

  1. Художественное мастерство С.Михалкова в создании лирических

стихов для детей.

  1. Эволюция жанра «Поэма» в тетралогии С.Михалкова «Дядя Стёпа –

милиционер».

  1. Разработать дидактическую игру по сказке С.Михалкова «Дядя Стёпа –

милиционер».

Методические рекомендации

  • При выполнении 1 вопроса необходимо, чтобы прозвучало отражение

автором внутреннего мира ребёнка, дана характеристика стихов о животных, раскрыта эстетическая и нравственная значимость произведений данной тематики.

  • Во втором вопросе необходимо раскрыть своеобразие композиции

поэмы (законченный характер глав, значение каждой из 4-х частей в раскрытии образа главного героя), соединение сказочного и реального, новаторство в создании главного героя, разработка норм общественного поведения человека, воплощение в образе главного героя мечты ребёнка о взрослом друге; особенности художественной формы, гиперболизация, соединение смешного и иронического.

Литература:

  1. Автухович, Т.Е. Мировая детская литература – Мн., 2010

  2. Арзамасцева, И.Н. Детская литература – М.,2006

  3. Зубарева, Е.Е. Детская литература. - М.,2004

  4. Барина, В.В. С.Михалков. – М., 20066

  5. Мотяшов, И.В.. С.Михалков. – М., 2005

  6. Зубова, К. Дело было вечером // Дошкольное воспитание - 2003 , №3


ВАРИАНТ № 18

План

  1. Характеристика детской поэзии 1960-1990-х гг.

  2. Анализ творчества И.П.Токмаковой.

  3. Разработать лэпбук по творчеству И.П.Токмаковой.

Методические рекомендации

  • При выполнении 1 вопроса необходимо раскрыть основные темы и

принципы детской поэзии 1960-1990-х гг. , перечислить авторов данного периода и их сборники.

  • При написании 2 вопроса необходимо охарактеризовать основные

темы и жанры в творчестве И.П.Токмаковой.

Литература:

  1. Автухович, Т.Е. Мировая детская литература – Мн., 2010

  2. Арзамасцева, И.Н. Детская литература – М.,2006

  3. Зубарева, Е.Е. Детская литература. - М.,2004

  4. Приходько, В. Валентин Берестов // Дошкольное воспитание - 2003 , №1

  5. Токмакова, И.П. Ты ещё не видел чуда? // Детская литература - 2001 , № 5-6



ПЕРЕЧЕНЬ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ВОПРОСОВ

для учащихся, сдающих экзамен по учебному предмету «Мировая детская литература» специального компонента учебного плана учреждения образования по специальности 5-04 01112 01 Дошкольное образование в заочной форме получения образования

  1. Понятие мировой детской литературы.

  2. Общее понятие об устном народном творчестве.

  3. Малые фольклорные жанры.

  4. Сказка как жанр устного народного творчества.

  5. Творчество А.С.Пушкина для детей.

  6. Анализ сказок А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

  7. Поэтическое мастерство П.П.Ершова.

  8. Анализ сказки П.П. Ершова «Конек - Горбунок».

  9. А. Погорельский – детям.

  10. Анализ сказки А.Погорельского «Черная курица или Подземные жители».

  11. Использование русского фольклора в сказке «Мороз Иванович» В.Ф. Одоевского.

  12. Идейное и тематическое богатство, художественные особенности басен И.А.Крылова. Анализ басен «Ворона и Лисица», «Стрекоза и Муравей».

  13. Своеобразие творчества В.Маяковского для детей. Анализ стихотворения «Что такое хорошо, что такое плохо?»

  14. Этическая и эстетическая ценность сказок Гаршина.

  15. Анализ сказки Гаршина «Лягушка-путешественница».

  16. Веселые сказки в стихах как основной жанр творчества К.Чуковского.

  17. Анализ сказок К.Чуковского «Доктор Айболит», «Федорино горе», «Муха-цокотуха», «Тараканище».

  18. Фольклорные и литературные традиции в произведениях С.Я. Маршака.

  19. Анализ сказки С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев».

  20. Анализ сказки С.Я.Маршака «Кошкин дом».

  21. Анализ сатирических стихотворений С.Я.Маршака «Вот, какой рассеянный», «Багаж».

  22. Образ ребенка в поэзии А.Барто.

  23. Н.Носов – писатель-юморист детской литературы.

  24. Художественное своеобразие рассказов Н.Носова «Фантазеры», «На горке», «Огурцы».

  25. Анализ сказки Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей».

  26. Э.Успенский. Автор весёлых сказок-повестей.

  27. Анализ сказок Э.Успенского «Крокодил Гена и его друзья», «Дядя Федор, пес и кот».

  28. Жанровое разнообразие произведений для детей А.Милна.

  29. Анализ сказки А. Милна «Винни-Пух и Все, Все, Все».

  30. Нравственно-философская проблематика произведений Х.К.Андерсена.

  31. Анализ сказки Х.К.Андерсена «Огниво» «Дюймовочка».

  32. Анализ сказок Х.К.Андерсена «Снежная Королева», «Принцесса на горошине».

  33. Творчество А.Линдгрен для детей.

  34. Анализ сказки А.Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше».

  35. Французская детская литература. Сказки Ш.Перро.

  36. Анализ сказки Ш.Перро «Золушка», «Кот в сапогах», «Красная Шапочка».

  37. Б.Гримм – детям.

  38. Анализ сказок братьев Гримм «Госпожа Метелица», «Бременские музыканты», «Зяц и ёж».

  39. Художники-иллюстраторы детских книг.

  40. История детских журналов «Мурзилка», «Веселые картинки», «Трамвай».



КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Отметка

в баллах

Показатели оценки

1

(один)

Узнавание отдельных объектов изучения программного учебного материала, предъявленных в готовом виде (основных терминов, понятий, определений в области профессиональной деятельности)

2

(два)

Различение объектов изучения программного учебного материала, предъявленных в готовом виде (основных терминов, понятий, определений в области профессиональной деятельности); осуществление соответствующих практических действий

3

(три)

Воспроизведение части программного учебного материала по памяти (фрагментарный пересказ и перечисление особенностей изученных явлений, приемов и методов в области профессиональной деятельности); осуществление умственных и практических действий по образцу

4

(четыре)

Воспроизведение большей части программного учебного материала (описание с элементами объяснения изученных явлений, приемов и методов в области профессиональной деятельности); применение знаний в знакомой ситуации по образцу; наличие единичных существенных ошибок

5

(пять)

Осознанное воспроизведение большей части программного учебного материала (описание с объяснением изученных явлений, приемов и методов в области профессиональной деятельности); применение знаний в знакомой ситуации по образцу; наличие несущественных ошибок

6

(шесть)

Полное знание и осознанное воспроизведение всего программного учебного материала; владение программным учебным материалом в знакомой ситуации (описание и объяснение особенностей изученных явлений, приемов и методов в области профессиональной деятельности); выполнение заданий по образцу, на основе предписаний; наличие несущественных ошибок

7

(семь)

Полное, прочное знание и воспроизведение программного учебного материала; владение программным учебным материалом в знакомой ситуации (развернутое описание и объяснение изученных явлений, приемов и методов в области профессиональной деятельности, формулирование выводов); недостаточно самостоятельное выполнение заданий; наличие единичных несущественных ошибок

8

(восемь)

Полное, прочное, глубокое знание и воспроизведение программного учебного материала; оперирование программным учебным материалом в знакомой ситуации (развернутое описание и объяснение особенностей изученных явлений в области профессиональной деятельности, приемов и методов; формулирование выводов); самостоятельное выполнение заданий; наличие единичных несущественных ошибок

9

(девять)

Полное, прочное, глубокое системное знание программного учебного материала, оперирование программным материалом в частично измененной ситуации (разбор проблемных ситуаций, самостоятельный выбор способов их разрешения)

10

(десять)

Свободное оперирование программным учебным материалом; применение знаний и умений в незнакомой ситуации (самостоятельные действия по описанию, объяснению особенностей изученных явлений, приемов и методов в области профессиональной деятельности); предложение новых подходов к организации процессов, наличие элементов творческого характера при выполнении заданий





























ПЕРЕЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Белинский, В.Г. О детской литературе и детском чтении / В.Г. Белинский. М. : Юрайт, 2020. 199 с.

Детская литература : учеб. / Е.О. Путилова [и др.] ; под ред. Е.О. Путиловой. 4-е изд., перераб. и доп. М. : Академия, 2014. 432 с.

Добрицкая, И.Г. Мировая детская литература : учеб. пособие / И.Г. Добрицкая. Минск: Вышэйшая школа, 2017. 157 с.

Минералова, И.Г. Детская литература : учеб. и практикум / И.Г. Минералова. М. : Юрайт, 2017. 333 с.

Мировая детская литература. Практикум : учеб. пособие / сост. Т.Е. Автухович [и др.] ; под ред. Т.Е. Автухович, Д.Р. Мышко. Минск: Літаратура i мастацтва, 2011. 312 с.

Мировая детская литература. Хрестоматия : учеб. пособие / сост. Т.Е. Автухович [и др.] ; под ред. Т.Е. Автухович. Минск : Літаратура i мастацтва, 2011. 592 c.

Первова, Г.М. Детская литература: учеб. / Г.М. Первова. М.: ИНФРА-М, 2021. 190 с.

Сигов, В.К. Детская литература: учеб. / В.К. Сигов [и др.]; под науч. ред. В.К. Сигова. М.: Юрайт, 2020. 532 с.

Читаем детям [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://chitaemdetyam.com. Дата доступа: 13.06.2021.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!