СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по выполнению домашней контрольной работы по учебному предмету "Современный русский язык"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по выполнению домашней контрольной работы по учебному предмету "Современный русский язык"»

Министерство образования Республики Беларусь


Главное управление по образованию

Минского областного исполнительного комитета


Учреждение образования «Солигорский государственный колледж»





УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директорапо учебной работе

__________Л.С.Бузун

«30» августа 2023 г.



СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК

Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины

и выполнению домашней контрольной работы для учащихся I курса

заочной формы получения образования

по специальности 5-04 01112 01 «Дошкольное образование»

для реализации образовательной программы

среднего специального образования,

обеспечивающей получение квалификации специалиста

со средним образованием
















Солигорск, 2023



Автор:

Дубовская Мария Владимировна, преподаватель учреждения образования «Солигорский государственный колледж»

Методические рекомендации обсуждены и одобрены на заседании цикловой комиссии общеобразовательных дисциплин Солигорского государственного колледжа «28» августа 2023 г., протокол № 1.




СОДЕРЖАНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 4

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 6

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ РАЗДЕЛОВ, ТЕМ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ 7

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ 12

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ДОМАШНЕЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЕЕ ВЫПОЛНЕНИЮ 15

МАТЕРИАЛЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ДОМАШНЕЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ 27

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ 30

ПЕРЕЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32






ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебный предмет «Современный русский язык» включен в общепрофессиональный цикл профессионального компонента учебного плана по специальности 5-04 01112 01 Дошкольное образование для реализации образовательной программы среднего специального образования, обеспечивающей получение квалификации специалиста со средним специальным образованием.

Методические рекомендации по изучению учебного предмета и выполнению домашних контрольных работ составлены в соответствии с учебной программой, утвержденной директором учреждения образования «Солигорский государственный колледж» 30.08.2023.

Важность изучения русского языка определяется его ролью в современном мире. Это один наиболее распространенных языков, его преподают во многих странах. Хорошо им владеть – значит иметь возможность приобщиться не только к русской, но и мировой культуре.

Цель учебного предмета– изучение учащимися основных явлений современного русского языка, относящихся к разным сторонам языковой системы.

Учебным планом для учащихся заочной формы получения образования на изучение дисциплины выделено 34 часа на практические занятия, из них 7 часов - аудиторные занятия и 27 часов - самостоятельное изучение материала.

Для закрепления теоретического материала и формирования у учащихся необходимых умений и навыков программой предусмотрено проведение практических занятий, в рамках которых учащиеся осваивают навыки анализа языковых единиц всех уровней системы современного русского языка. Форма проведения практических занятий по темам определяется преподавателем исходя из цели обучения и содержания учебного материала.

В целях контроля усвоения программного учебного материала программой предусмотрено проведение одной обязательной контрольной работы (учебное занятие №7), задание для которой разрабатывается преподавателем и рассматривается на заседании цикловой комиссией.

В результате освоения предмета «Современный русский язык» учащиеся должны уметь:

• осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

• анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

• проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

• извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

• применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

• соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

• соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

• использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

знать:

• связь языка и истории, культуры русского и других народов;

• смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

• основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

• орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.





ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Раздел, тема

Количество учебных часов

на самостоятельное изучение

в дневной форме

получения образования

в заочной форме получения образования

Введение

Раздел I. Фонетика. Орфография. Графика

1.1. Фонетика

1.2. Орфоэпия

1.3. Графика и орфография

Раздел II. Лексика. Фразеология

2.1. Лексикология

2.2. Фразеология

2.3. Лексикография

Раздел III. Морфемное строение слова. Словообразование

3.1.Морфемное строение слова

3.2. Словообразование

Обязательная контрольная работа

Раздел IV. Морфология

4.1.Система частей речи

4.2.Существительное

4.3.Прилагательное

4.4.Числительное

4.5.Глагол

4.6.Местоимение

4.7.Причастие

4.8.Служебные части речи

Раздел V. Синтаксис и пунктуация

5.1.Словосочетание

5.2.Простое предложение

5.3.Сложное предложение

5.4.Прямая и косвенная речь

Раздел VI. Функциональная стилистика

Итого

1

3

1

1

1


3

1

1

1


2


1

1

1


15

1

2

2

2

2

2

2

2


7

1

2

2

2

2

34


2

1


1







1


1


1












3


1

1

1


7



1

1


1



3

1

1

1


1



1



15

1

2

2

2

2

2

2

2


4

1

1

1

1

2

27




МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ РАЗДЕЛОВ, ТЕМ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ



ВВЕДЕНИЕ

Предмет современный русский язык. Происхождение русского языка. Содержание понятий «современный», «русский», «литературный».

Разновидности современного русского литературного языка. Литературная норма языка. Место русского языка в кругу родственных славянских языков.

РАЗДЕЛ 1. ФОНЕТИКА. ОРФОГРАФИЯ. ГРАФИКА

Тема 1.1. Фонетика

Фонетика как раздел языкознания.Деление звуков на гласные и согласные. Фонетическая транскрипция и ее принципы.Фонема как единица речи. Сильные и слабые фонемы.Позиционные чередования гласных и согласных фонем.

Тема 1.3. Орфоэпия

Орфоэпия. Орфоэпические нормы. Стили произношения. Произношение безударных гласных, сочетаний согласных, отдельных грамматических форм. Особенности произношения иноязычных слов.

Краткая характеристика «Орфоэпического словаря русского языка» (под ред. Р.И.Аванесова). Принципы работы со справочной литературой.

Тема 1.3. Графика и орфография

Понятие орфограмма. Типы орфограмм. Правила переноса слов.

Понятие об орфографии. Ведущий принцип русской орфографии. Правила русской орфографии, базирующиеся на ведущем принципе русской орфографии.

Фонетические написания. Правила русской орфографии, базирующиеся на фонетических написаниях.

Традиционные написания. Правила русской орфографии, основывающиеся на традиционных написаниях.


РАЗДЕЛ 2. ЛЕКСИКА. ФРАЗЕОЛОГИЯ

Тема 2.1. Лексикология

Лексикология как наука. Лексическое и грамматическое, прямое и переносное значение слова. Многозначность и омонимия.

Понятие «заимствованная лексика». Старославянизмы в русском языке. Фонетические, словообразовательные и семантические признаки старославянизмов. Функции старославянизмов в современных текстах разных функциональных стилей.

Общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления. Диалектная лексика. Группы диалектной лексики. Жаргонная лексика. Специальная лексика. Профессиональная и терминологическая лексика.

Лексика русского языка с точки зрения активного и пассивного запаса. Стилистически нейтральная и стилистически окрашенная лексика.

Тема 2.2. Фразеология

Фразеология как раздел языкознания и как совокупность устойчивых сочетаний в языке.

Фразеологизм как языковая единица. Типы фразеологизмов с точки зрения семантической спаянности компонентов: сращения, единства, сочетания, выражения.

2.3. Лексикография

Словари лингвистические и энциклопедические. Словарь В.И. Даля. Современные толковые словари. Другие типы словарей (орфографические, орфоэпические, словообразовательные, исторические, переводные и др.). Понятие «словарная статья».

РАЗДЕЛ 3. МОРФЕМНОЕ СТРОЕНИЕ СЛОВА.

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

Тема 3.1. Морфемное строение слова.

Морфемика – учение о системе морфем языка и морфемной структуре слова.Виды морфем. Свободные корни и связанные корни.Словообразовательные и формообразовательные морфемы. Морфемный анализ слова. Порядок проведения морфемного анализа.

Тема 3.2. Словообразование

Словообразование как раздел науки о языке. Связь словообразования с морфемикой. Производные и непроизводные слова. Словообразовательная пара. Словообразовательная цепочка. Способы образования слов: морфологические и неморфологические. Словообразовательный анализ слов. Порядок словообразовательного разбора.


РАЗДЕЛ 4. МОРФОЛОГИЯ

Тема 4.1. Системачастей речи.

Морфология как раздел грамматики. Связь морфологии с лексикой, словообразованием. Объект изучения морфологии – грамматические признаки слова.

Части речи как лексико-грамматические классы слов. Основные семантико-грамматические типы слов: самостоятельные части речи, служебные части речи, модальные слова.

Лексико-грамматические классы слов в рамках самостоятельных и служебных частей речи.

Тема 4.2. Имя существительное

Общекатегориальные грамматические признаки существительного как части речи. Лексико-грамматические разряды существительных. Их связь с грамматической категорией числа.

Существительные нарицательные и собственные, конкретные, абстрактные, вещественные и собирательные. Система грамматических категорий существительного. Категория одушевленности-неодушевленности существительного. Грамматический род существительного. Существительные общего рода. Падеж существительного как словоизменительная грамматическая категория. Склонение существительных. Типы склонения существительных.

Тема 4.3. Имя прилагательное

Категориальное значение прилагательного.

Лексико-грамматические разряды прилагательных. Прилагательные качественные, относительные, притяжательные. Система морфологических категорий прилагательного.

Категория полноты-краткости. Особенности образования кратких форм. Стилистические особенности употребления полных и кратких фор прилагательного.

Степени сравнения имени прилагательного.

Тема 4.4. Имя числительное

Значение имени числительного. Разряды числительных по значению. Разряды числительных по структуре. Грамматические признаки количественных числительных. Употребление собирательных и дробных числительных. Порядковые числительные и их грамматические признаки.

Особенности склонения и правописания числительных.

Тема 4.5. Глагол

Общекатегориальные грамматические признаки глагола.

Инфинитив как начальная форма глагола, ее семантические, грамматические и функциональные особенности.

Причастие и деепричастие как особые (неспрягаемые) формы глагола; их связь со спрягаемыми глагольными формами и инфинитивом.

Система грамматических категорий глагола. Категория вида глагола. Возвратность и невозвратность. Категория наклонения. Изъявительное наклонение, его категориальное значение. Сослагательное наклонение, его категориальное значение. Образование и употребление форм сослагательного наклонения. Повелительное наклонение, варианты его категориального значения. Категория времени. Связь категории времени с категорией вида. Категория лица. Спряжение глаголов, его типы. Способы определения спряжения глаголов с ударными и безударными личными окончаниями. Категории числа и рода спрягаемых форм глагола. Связь категории рода с глагольными категориями наклонения и времени.

Причастие как особая форма глагола. Полные и краткие страдательные причастия. Образование причастий настоящего и прошедшего времени.

Деепричастие как особая форма глагола. Образование и употребление деепричастий.

Тема 4.6. Местоимение

Местоимения в системе частей речи. Разряды местоимений по значению. Система грамматических категорий местоименных слов: категории лица, рода, числа и падежа. Употребление местоимений. Особенности склонения местоимений.

Тема 4.7. Причастие

Причастие как особая форма глагола. Полные и краткие страдательные

причастия. Образование причастий настоящего и прошедшего времени.

Тема 4.8. Служебные части речи

Предлог как служебная часть речи (общая характеристика). Место предлога в синтаксической конструкции.

Структурные типы предлогов: непроизводные и производные. Типы предлогов по составу: простые и сложные, составные.

Союз как служебная часть речи (общая характеристика). Отличие союзов от союзных слов. Классификация союзов: сочинительные и подчинительные.

Частицы как особый класс служебных слов. Разряды частиц по значению. Классификация частиц по происхождению: непроизводные и производные. Типы частиц по структуре: простые и составные.


РАЗДЕЛ 5. СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ

Тема 5.1. Словосочетание

Словосочетание как синтаксическая единица. Отношение словосочетания к слову и предложению. Структурная схема словосочетаний.

Свободные и несвободные словосочетания. Классификация несвободных словосочетаний. Простые и сложные словосочетания.

Лексико-грамматические типы словосочетаний: именные, глагольные, наречные.

Виды подчинительной связи в словосочетании: согласование, управление, примыкание.

Тема 5.2. Простое предложение

Простое предложение: грамматическое устройство, грамматическое значение, функции. Классификация простого предложения. Виды предложения по цели высказывания. Типы предложений по модальности. Типы предложений по интонации. Типы предложений по возможности синтаксической членимости. Типы предложений по характеру грамматической основы. Типы предложений по наличию или отсутствию второстепенных членов. Типы предложений по полноте выражения необходимых членов предложения. Типы предложений по наличию осложняющих компонентов.

Строение двусоставного предложения. Грамматическая основа двусоставного предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены. Подлежащее, его функции и способы выражения. Сказуемое и его функции. Типология сказуемого.

Второстепенные члены предложения. Определение. Согласованные и несогласованные определения и способы их выражения. Дополнение (прямое, косвенное, инфинитивное), способы его выражения. Обстоятельство и способы его выражения.

Односоставные предложения и принципы их классификации. Определенно-личные и неопределенно-личные предложения. Безличные и инфинитивные предложения.

Понятие осложненного простого предложения. Обособленные члены предложения и условия их обособления. Обособленные определения. Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастиями, деепричастными оборотами.

Вводные синтаксические единицы. Вставные конструкции и их функции. Различия между вставными конструкциями и вводными словами.

Обращение. Свойства обращения и способы его выражения.

Тема 5.3. Сложное предложение

Сложное предложение как синтаксическая единица. Строение и грамматическое значение сложного предложения.

Принципы классификации сложного предложения. Средства связи в сложном предложении. Союзные и бессоюзные сложные предложения.

Сложносочиненное предложение. Сложносочиненные предложения с соединительными, разделительными, противительными отношениями.

Сложноподчиненное предложение.

Критерии разграничения омонимичных союзов и союзных слов. Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными, изъяснительными, обстоятельственными. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными: последовательное, однородное, неоднородное (параллельное) подчинение и их комбинирование.

Бессоюзное сложное предложение.

Сложные предложения с разными видами связи.

Тема 5.4. Прямая и косвенная речь

Чужая речь и способы ее передачи.

Прямая речь. Диалог. Несобственно-прямая речь.

Косвенная речь. Замена прямой речи косвенной. Цитация и ее формы.

Знаки препинания в предложениях с прямой речью, в диалоге и при цитировании.


РАЗДЕЛ 6. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СТИЛИСТИКА

Содержание понятия стилистика. Понятие стиля в науке и языке.

Научный стиль. Жанры, важнейшие признаки научного стиля.

Официально-деловой стиль. Сфера применения. Важнейшие особенности официально-делового стиля.

Публицистический стиль. Сфера применения. Основные жанры публицистического стиля. Лексическая особенность публицистического стиля.

Разговорный стиль. Сфера применения. Форма реализации.



ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ



ВВЕДЕНИЕ

1.Назвать основную функцию русского языка.

2.Назвать важнейшую особенность русского языка.

3.Дать определение понятию норма.

4.Назовите формы русского языка.

5.Привести примеры монологической речи.

6.Назвать различия между письменной и устной речью.

7.Назвать разделы курса современного русского языка.

РАЗДЕЛ 1. ФОНЕТИКА. ОРФОГРАФИЯ. ГРАФИКА

Тема 1.1. Фонетика

1.Назвать принципы фонетической транскрипции.

2.Объяснить позиционное чередование звуков.

Тема 1.3. Графика и орфография

1.Дать определение понятию орфограмма.

2.Назвать типы орфограмм.

3.Назвать ведущий принцип русской орфографии.

4.Рассказать о правилах переноса слов.

5.Дать определение понятию орфография.

РАЗДЕЛ 2. ЛЕКСИКА. ФРАЗЕОЛОГИЯ

Тема 2.1. Лексикология

1.Дать определение термину лексикология.

2.Назвать группы слов, которые входят в состав пассивного запаса языка.

3.Дать определение понятию лексическое значение слова.

4.Назвать типы переносных значений.

5.Дать определение понятию многозначность.

6.Назвать 2 разряда слов русского языка с точки зрения их происхождения.

7.Назвать группы слов, которые составляют заимствования в русском языке.

8.Перечислить фонетические особенности старославянизмов.

9.Назвать морфологические особенности старославянизмов.

10.Определить к какой группе относятся данные слова:

Павук, гострый, хвартурх, вже, вчора.

Фары (глаза), фишка, лэйба, полкан.

Хруст (рубль), лафа, сыпуха (чай), скокарь.

Тема 2.2. Фразеология

1.Дать определение понятию фразеология.

2.Назвать типы фразеологизмов.


РАЗДЕЛ 3. МОРФЕМНОЕ СТРОЕНИЕ СЛОВА

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

Тема 3.1. Морфемное строение слова

1.Объяснить разницу между свободными и связанными корнями.

2.Рассказать о порядке проведения морфемного разбора слов.

Тема 3.2. Словообразование

1.Объяснить разницу между производными и непроизводными словами.

2.Дать определение понятиям словообразовательная пара и словообразовательная цепочка.

3.Рассказать о способах образования слов: морфологических и неморфологических.


РАЗДЕЛ 4. МОРФОЛОГИЯ

Тема 4.1. Система частей речи

1.Назвать лексико-грамматические классы слов в рамках самостоятельных и служебных частей речи.

Тема 4.2. Имя существительное

1.Назвать общекатегориальные грамматические признаки существительного как части речи.

2.Назвать лексико-грамматические разряды существительных.

3.Дать определение понятию общий род.

4.По каким признакам определяются типы склонения существительных.

Тема 4.3. Имя прилагательное

1.Назвать категориальное значение прилагательного.

2.Перечислить лексико-грамматические разряды прилагательных.

3.Перечислить морфологические категории прилагательного.

4.Назвать разряды прилагательных, не образующих краткую форму.

5.Рассказать об образовании степеней сравнения имени прилагательного.

Тема 4.4. Имя числительное

1.Назвать разряды числительных по значению.

2.Перечислить разряды числительных по структуре, привести примеры.

3.Назвать грамматические признаки количественных числительных.

4.Рассказать об особенностях склонения и правописания числительных.

Тема 4.5. Глагол

1.Назвать общекатегориальные грамматические признаки глагола.

2.Рассказать о способах определения спряжения глаголов с ударными и безударными личными окончаниями, привести примеры.

3.Рассказать об образовании причастий настоящего и прошедшего времени.

4.Рассказать об образовании и употреблении деепричастий.

Тема 4.6. Местоимение

1.Перечислить разряды местоимений по значению, привести примеры.

2.Рассказать об особенностях склонения местоимений.

Тема 4.8. Служебные части речи

1.Назвать структурные типы предлогов, привести примеры.

2.Назвать типы предлогов по составу, привести примеры.

3.Назвать отличия союзов от союзных слов.

4.Назвать разряды частиц по значению.

5.Назвать разряды частиц по происхождению.

5.Назвать типы частиц по структуре.

РАЗДЕЛ 5. СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ

Тема 5.1. Словосочетание

1.Перечислить лексико-грамматические типы словосочетаний.

2.Назвать виды подчинительной связи в словосочетании и способы их определения.

Тема 5.2. Простое предложение

1.Назвать виды предложений по цели высказывания.

2.Назвать типы предложений по модальности.

3.Назвать типы предложений по интонации.

4.Назвать типы предложений по возможности синтаксической членимости.

5.Назвать типы предложений по характеру грамматической основы.

6.Назвать типы предложений по наличию или отсутствию второстепенных членов.

7.Назвать типы предложений по полноте выражения необходимых членов предложения.

8.Назвать типы предложений по наличию осложняющих компонентов.

9.Назвать типы сказуемых и способы их определения.

10.Назвать второстепенные члены предложения и способы их определения.

11.Назвать односоставные предложения и принципы их классификации.

12.Дать определение понятию осложненное простое предложение.

13.Дать определение понятию вводные синтаксические единицы.

Тема 5.3. Сложное предложение

1.Рассказать о строении и грамматическом значении сложного предложения.

2.Назвать принципы классификации сложного предложения.

3.Дать определение понятию сложносочиненное предложение.

4.Дать определение понятию сложноподчиненное предложение.

5.Дать определение понятию бессоюзное сложное предложение.

Тема 5.4. Прямая и косвенная речь

1.Дать определения понятиям чужая речь, прямая речь, диалог.

2.Рассказать о способах передачи чужой речи.

3.Рассказать о правилах постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью, в диалоге и при цитировании.


РАЗДЕЛ 6. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СТИЛИСТИКА

1.Дать определения понятиям стилистика и стиль.

2.Перечислить важнейшие признаки каждого стиля.



ЗАДАНИЯ ДЛЯ ДОМАШНЕЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЕЕ ВЫПОЛНЕНИЮ

Домашняя контрольная работа выполняется в тетради 12 листов в крупную линейку. В конце работы приводится список используемой литературы с указанием автора книги, её название, год издания, проставляется дата выполнения работы и своя подпись.

Тетрадь

для контрольных работ

по современному русскому языку

учащейся учебной группы ДО-171зп

учреждения образования «Солигорский государственный колледж»

Ивановой Екатерины Петровны

Контрольные работы необходимо выполнять в сроки, определяемые учебным графиком учащегося заочного отделения учреждения образования «Солигорский государственный колледж». После проверки работы необходимо ознакомиться с указаниями преподавателя, обратить внимания на замечания, при необходимости доработать ответы. Если работа не зачтена, её следует доработать с учётом указанных замечаний. Домашние контрольные работы должны быть зачтены до начала лабораторно-экзаменационной сессии.

Отметка «зачтено» выполняется при условии:

  • Работа выполнена в полном объёме, в соответствии с заданием, ответы на все вопросы даны полно, последовательно, в требуемых случаях иллюстрированы схемами, графиками.

  • Работа аккуратно оформлена, приведён список используемой литературы.

  • Работа может быть зачтена, если она содержит единичные несущественные ошибки:

-описки, неискажающие сути ответа на теоретические вопросы;

-единичные орфографические и пунктуационные ошибки;

-при отсутствии списка используемой литературы или несоответствии его оформления стандарту.

Отметка « не зачтено» выполняется при условии:

1. Работа выполнена не в полном объёме, или содержит следующие существенные ошибки:

  • более половины практических заданий выполнено не верно;

  • ответы на теоретические вопросы полностью переписаны из учебной литературы, без адаптации к контрольному заданию;

2. Контрольная работа, выполненная небрежно, а также не по заданному варианту, возвращается учащемуся без проверки, с указанием причин возврата.



Вариант 1

1. В приведенном слове найдите ударный гласный, дайте характеристику по образцу.

Метро, [о] -гласный, ударный, заднего ряда, среднего подъема, лабиализованный.

Высота.

2.Расставьте ударение в словах.

Апостроф, верба, крапива, ремень, глиняный, звонит, кухонный.

3.Вставить пропущенные буквы:

Р..сточек, б..дминтон, выч..тание, соб..раться, без..нтересный, пр..украсить, брош..ра, ц..кнуть, ц..новка, пред..юбилейный.

4.Определите значение фразеологизмов и подберите к ним антонимичные устойчивые сочетания:

Ждать у моря погоды, жить своим умом, заваривать кашу.

5.Определите морфемный состав слов:

Завязочка, ослабелый, наутро, подбит, двести.

6.Выполните словообразовательный разбор слов: написать, прикасаться, приказывать.

7.Выполните морфологический разбор слова: каждому.

8.Определите вид подчинительной связи в словосочетаниях: черное пятно, бегает быстро, письмо к другу.

9.Выполните синтаксический разбор предложения и укажите тип сказуемого:

Поздней осенью красной рябиной разукрашен торжественно сад.

10.Определите виды придаточных частей в СПП:

1. Торт разрезали так, что каждому досталось по маленькому кусочку.

2. Рюхин сконфузился так сильно, что не посмел поднять глаза на доктора.

3. Пёс поднялся на задние лапы, а передние опустил на плечи своему хозяину, так что едва не повалил его на пол.

4. Очнулся он от звона и увидел, что Филипп швырнул в таз какие-то сияющие трубки.

Вариант 2

1. В приведенном слове найдите ударный гласный, дайте характеристику по образцу.

Метро, [о] -гласный, ударный, заднего ряда, среднего подъема, лабиализованный.

Мир.

2.Расставьте ударение в словах.

Проклятый, пролитый, арест, километр, кремень, столяр, решето.

3.Вставить пропущенные буквы:

Тр..туар, прир..щение, сл..гаемое, зар..дить пушку, пост..лю ковёр, д..сц..плина, без..якорный, ударить наотмаш.., подта..вший снег, а..ракц..он.

4. Определите значение фразеологизмов и подберите к ним антонимичные устойчивые сочетания:

Тянуть кота за хвост, делать из мухи слона, ахнуть не успел.

5. Определите морфемный состав слов:

Наяву, присыпочка, помыт, очерствелый, затруднение.

6.Выполните словообразовательный разбор слов:убивать, перекрестить, дождаться.

7.Выполните морфологический разбор слова: промочивший.

8. Определите вид подчинительной связи в словосочетаниях: стук дождя, строить дом, совсем неитересно.

9.Выполните синтаксический разбор предложения и укажите тип сказуемого:

Каковы были размеры вселенной в момент её рождения?

10.Определите виды придаточных частей в СПП:

1. С тех пор я всегда что-нибудь искал и часто находил неожиданные вещи, так что прослыл чем-то вроде домашней ищейки.

2. Кругом было так тихо, что по жужжанию комара можно было следить за его полётом.

3. Все мы знаем, что нелепо обижаться на дождик, до нитки промочивший нас где-нибудь в лесу.

4. И вышло так, что его большое воздействие на меня сказалось совсем в другом.

Вариант 3

1. В приведенном слове найдите ударный гласный, дайте характеристику по образцу.

Метро, [о] -гласный, ударный, заднего ряда, среднего подъема, лабиализованный.

Домик.

2.Расставьте ударение в словах.

Квартал, искра,сливовый, торты, средства, поняла, свекла.

3.Вставить пропущенные буквы:

Ур..ган, заг..релый, сотв..рить, пр..рекаться, изм..ритель, след от ож..га, печ..нка, бумаж..нка, четырёх..ярусный, эмиграц..я.

4. Определите значение фразеологизмов и подберите к ним антонимичные устойчивые сочетания:

Без царя в голове; буря в стакане воды; поминай, как звали.

5.Определите морфемный состав слов:

Наряду, расшит, повязочка, застарелый, оздоровление.

6.Выполните словообразовательный разбор слов: слепить, строиться, разгрести.

7.Выполните морфологический разбор слова: подальше.

8. Определите вид подчинительной связи в словосочетаниях: чудесный день, остановиться в лесу, цвет хаки.

9.Выполните синтаксический разбор предложения и укажите тип сказуемого:

В пятницу вечером ходили на станцию встречать отца после рабочей недели.

10.Определите виды придаточных частей в СПП:

1. Павел всё больше хмурился, так что морщины собрались на лбу чуть ли не до затылка.

2. Костёр пылал так жарко, что нам пришлось садиться подальше от него.

3. И никто не знает, что дало больше Пушкину, Пущину и Дельвигу – учение или вольное общение друг с другом и молодыми педагогами.

4. Мы стояли так, что я хорошо видел её раскрасневшееся лицо.

Вариант 4

1. В приведенном слове найдите ударный гласный, дайте характеристику по образцу.

Метро, [о] -гласный, ударный, заднего ряда, среднего подъема, лабиализованный.

Луч.

2.Расставьте ударение в словах.

Жалюзи, черпать, сироты, новорожденный, танцовщица, флюорография, рефлексия.

3.Вставить пропущенные буквы:

Обж..гание, зар..сли, лисиц..н, раз..ёмный, бл..стеть на свету, непр..взойдённый, под..тожить, закрепощ..н, д..сантник, откл..нение.

4.Определите значение фразеологизмов и подберите к ним антонимичные устойчивые сочетания:

Видеть насквозь, голова садовая, держать нос по ветру.

5.Определите морфемный состав слов:

Записочка, отроду, обгорелый, разлит, ускорить.

6.Выполните словообразовательный разбор слов: воссоздавать, крахмалиться, подпрыгнуть.

7.Выполните морфологический разбор слова: греющегося.

8. Определите вид подчинительной связи в словосочетаниях: просторная комната, слушать музыку.

9.Выполните синтаксический разбор предложения и укажите типы сказуемого:

Я приехал в это глухое село на окраине области читать лекции.

10.Определите виды придаточных частей в СПП:

1. С Садовой сообщили, что в окне видели сидящего на подоконнике и греющегося на солнце чёрного кота.

2. Верёвка была длиною почти во всю комнату, так что один только противоположный угол мог быть безопасным от нападения страшного зверя.

3. Колокол зазвонил так сильно, что народ толпами стал сбегаться на площадь.

4. Мы сидели так, что я хорошо видел его лицо.

Вариант 5

1. В приведенном слове найдите ударный гласный, дайте характеристику по образцу.

Метро, [о] -гласный, ударный, заднего ряда, среднего подъема, лабиализованный.

Вымпел.

2.Расставьте ударение в словах.

Кровоточащий, завидно, обеспечение, диспансер, ходатайство, договор, каталог.

3.Вставить пропущенные буквы:

Потр..сение, пр..ломление лучей, пр..зрительно посмотреть, ср..щение кости, обж..гаться, зайч..нок, прож..рливый, тигриц..н, пред..дущий, трёх..якорный.

4.Определите значение фразеологизмов и подберите к ним антонимичные устойчивые сочетания:

Заговаривать зубы, камень преткновения, наломать дров.

5.Определите морфемный состав слов:

Расчёсочка, вымыт, огрубелый, сроду, бежать.

6.Выполните словообразовательный разбор слов: выспаться, насмотреться, предусмотреть.

7.Выполните морфологический разбор слова: по-осеннему.

8. Определите вид подчинительной связи в словосочетаниях: в пяти минутах, известный всем, бросить посильнее.

9.Выполните синтаксический разбор предложения и укажите типы сказуемого:

Я приехал в заповедник полюбоваться листопадом.

10.Определите виды придаточных частей в СПП:

1. Зной всё усиливался, так что становилось трудно дышать.

2. Тут отец поглядел в окно и сказал, что уже и грачи по-осеннему стали собираться на советы, подумывать об отлёте.

3. В самую глухую пору летней ночи так светло, что на небе хорошо видны облака.

4. Лес рубили так, что вековые дубы и ели своими вершинами падали к югу.

Вариант 6

1. В приведенном слове найдите ударный гласный, дайте характеристику по образцу.

Метро, [о] -гласный, ударный, заднего ряда, среднего подъема, лабиализованный.

Песня.

2.Расставьте ударение в словах.

Красивее, банты, балованный, вогнутый, включит, втридорога, гербовый.

3.Вставить пропущенные буквы:

Оз..рённый, обл..чность, прик..сновение, пр..обрести костюм, п..риметр, трущ..ба, рубаш..нка, под..ёмный кран, без..сходный, вакц..на.

4.Определите значение фразеологизмов и подберите к ним антонимичные устойчивые сочетания:

Не в своей тарелке, носить воду решетом, очертя голову.

5.Определите морфемный состав слов:

Зацепочка, поутру, разбит, устарелый, житель.

6.Выполните словообразовательный разбор слов: съезжаться, строиться, вскрикнуть.

7.Выполните морфологический разбор слова: полк.

8. Определите вид подчинительной связи в словосочетаниях: каждый час, два друга, его портфель.

9.Выполните синтаксический разбор предложения и укажите типы сказуемого:

Закончив этот сложный производственный процесс, мальчик ушёл в контору греться.

10.Определите виды придаточных частей в СПП:

1. Тропинка долго петляла среди колючих диких роз, пахнущих так сильно, что кружилась голова.

2. Стальные суставчатые лапы этого «паука» были сделаны так, что автоматически схватывали и цепко держали добычу.

3. Дорогу по требованию горожан расширили, так что проблема с заторами на перекрёстках была решена.

4. Каштанка оглянулась и увидела, что прямо на неё шёл полк солдат.

Вариант 7

1. В приведенном слове найдите ударный гласный, дайте характеристику по образцу.

Метро, [о] -гласный, ударный, заднего ряда, среднего подъема, лабиализованный.

Солнце.

2.Расставьте ударение в словах.

Давнишний, дремота, закупорить, запломбировать, бронированный (танк), зубчатый, кровоточить.

3.Вставить пропущенные буквы:

Выг..реть, соск..чить, пр..емственность, зам..рать от счастья, р..петиц..я, пр..рвать разговор, подж..г сарая, кош..лка, скворч..нок, куниц..н.

4.Определите значение фразеологизмов и подберите к ним антонимичные устойчивые сочетания:

Подводить под монастырь, с гулькин нос, сгущать краски.

5.Определите морфемный состав слов:

Покупочка, вправду, надут, перегорелый, наловлю.

6.Выполните словообразовательный разбор слов: катастрофичность, изобретательность.

7.Выполните морфологический разбор слова: уважение.

8. Определите вид подчинительной связи в словосочетаниях: пятый день, направляющийся к морю, желание выспаться.

9.Выполните синтаксический разбор предложения и укажите типы сказуемых:

Почти все жители нашего небольшого села сбежались на редких гостей посмотреть.

10.Определите виды придаточных частей в СПП:

1. Отец Пушкина рассказывал, что Александр ещё в младенчестве своём обнаружил большое уважение к писателям.

2. Деревья стояли настолько плотно, что лунный свет сквозь них почти не проходил.

3. Мы сидели так, что я хорошо видел её лицо.

4. Снег становился всё белее и ярче, так что слепило глаза.

Вариант 8

1. В приведенном слове найдите ударный гласный, дайте характеристику по образцу.

Метро, [о] -гласный, ударный, заднего ряда, среднего подъема, лабиализованный.

Легко.

2.Расставьте ударение в словах.

Мозаичный, мусоропровод, недруг, начавший, оптовый, оцененный, петля.

3.Вставить пропущенные буквы:

Р..сточек, б..дминтон, выч..тание, соб..раться, без..нтересный, пр..украсить, брош..ра, ц..кнуть, ц..новка, пред..юбилейный.

4.Определите значение фразеологизмов и подберите к ним антонимичные устойчивые сочетания:

Тянуть волынку, умывать руки, хватать звёзды с неба.

5.Определите морфемный состав слов:

Вверху, сбит, затверделый, подстилочка, дневной.

6. Выполните словообразовательный разбор слов: подыгрывать, изобретаться, интенсивность.

7.Выполните морфологический разбор слова: явлениям.

8. Определите вид подчинительной связи в словосочетаниях: разговор с глазу на глаз, холодная зима, медвежья шкура.

9.Выполните синтаксический разбор предложения и укажите типы сказуемых:

В пятницу вечером ходили на станцию встречать отца после рабочей недели.

10.Определите виды придаточных частей в СПП:

1. Они уже давно мчались во весь дух, так что ёлки и сосны мелькали со всех сторон.

2. Жизнь Берлиоза складывалась так, что к необыкновенным явлениям он не мог привыкнуть.

3. Стёпа разлепил склеенные веки и увидел, что отражается в трюмо в виде человека с торчащими в разные стороны волосами.

4. Стало так тихо, что со своего балкона я слышал голоса в саду.

Вариант 9

1. В приведенном слове найдите ударный гласный, дайте характеристику по образцу.

Метро, [о] -гласный, ударный, заднего ряда, среднего подъема, лабиализованный.

Телефон.

2.Расставьте ударение в словах.

Партер, перезвонит, плесневеть, плодоносить, ракушка, сверлит, статуя.

3.Вставить пропущенные буквы:

Пр..возмочь, пр..брежный район, выр..стить, к..раул, вым..рающий вид, ст..реть с доски, пор..девший лес, бесш..вный, галч..нок, нарц..сс.

4.Определите значение фразеологизмов и подберите к ним антонимичные устойчивые сочетания:

Быть между молотом и наковальней, гладить против шерсти, держать нос по ветру.

5.Определите морфемный состав слов:

Пожелтевший, сбоку, расписочка, перешит, невыносимо.

6. Выполните словообразовательный разбор слов: комплектация, показательность, посинение.

7.Выполните морфологический разбор слов: утюг.

8. Определите вид подчинительной связи в словосочетаниях: огненное кольцо, любовался природой.

9.Выполните синтаксический разбор предложения и укажите тип сказуемого:

Старик вышел на крыльцо подышать свежим воздухом.

10.Определите виды придаточных частей в СПП:

1. Охотник мне ещё рассказал, что медведь не только ускользнул от моего глаза, но и посмеялся надо мной.

2. В кафе мы сидели так, что я хорошо видел смущённое лицо Варвары.

3. Знакомых было так много, что мы не успевали раскланиваться.

4. Я открыл дверцу печки, так что жар начал обжигать мне лицо и руки.

Вариант 10

1. В приведенном слове найдите ударный гласный, дайте характеристику по образцу.

Метро, [о] -гласный, ударный, заднего ряда, среднего подъема, лабиализованный.

Земляника.

2.Расставьте ударение в словах.

Таинство, танцовщица, творог, углубить, облегчить, умерший, фетиш.

3.Вставить пропущенные буквы:

Тв..рение, зар..ждение, аб..жур, попл..вок, инж..нер, пр..гореть к сковороде, посв..тить стихи, переб..раем ягоды, обж..ра, зач..ркнутый.

4.Определите значение фразеологизмов и подберите к ним антонимичные устойчивые сочетания:

Фома неверующий, хватать звёзды с неба, через пень колоду.

5.Определите морфемный состав слов:

Насилу, приписочка, почернелый, выпит, торжественность.

6. Выполните словообразовательный разбор слов: втаптываться, кастрюлечка, колосочек.

7.Выполните морфологический разбор слова: на пустяки.

8. Определите вид подчинительной связи в словосочетаниях: сверкала на небе, приход весны, зависимое слово.

9.Выполните синтаксический разбор предложения и укажите тип сказуемого:

Каждый вечер сёстры ходили на Тверской бульвар слушать музыку.

10.Определите виды придаточных частей в СПП:

1. Луна светила так ярко, что каждый предмет во дворе был виден в отчётливых подробностях.

2. Римскому показалось, что свет в настольной лампе гаснет.

3. В бою под Фокшанами турки расположили свою артиллерию так, что с тыла, за спиной у них оказалось болото.

4. Именно в юности мозг человека наиболее восприимчив к усвоению знаний, так что не теряйте времени на пустяки.

Вариант 11

1. В приведенном слове найдите ударный гласный, дайте характеристику по образцу.

Метро, [о] -гласный, ударный, заднего ряда, среднего подъема, лабиализованный.

Голова.

2.Расставьте ударение в словах.

Цепочка, чистильщик, шарфы, щавель, эксперт, начата, латте.

3.Вставить пропущенные буквы:

Бе..вкусный, прощ..н, выр..щенный, алыч..вый, стереж..т, расст..лать, пр..высить, изж..вал, пр..топнуть.

4.Определите значение фразеологизмов и подберите к ним антонимичные устойчивые сочетания:

Петь дифирамбы, витать в облаках, разбить в пух и прах.

5.Определите морфемный состав слов:

Мороженое, скучноватый, вдали, почерстветь, углубить.

6. Выполните словообразовательный разбор слов: обласкивание, показательность, посинение.

7.Выполните морфологический разбор слова: пушистым.

8.Определите вид подчинительной связи в словосочетаниях: несколько дней, по-летнему теплый, покрытый пылью.

9.Выполните синтаксический разбор предложения и укажите тип сказуемого:

Какова была причина появления Воланда в Москве?

10.Определите виды придаточных частей в СПП:

1. Звуки сделались глухими, словно их обернули чем-то мягким, пушистым.

2. Ему было так хорошо, словно он выиграл в лотерею.

3. Мне временами казалось, словно я на необитаемом острове.

4. Он вёл себя так, словно в доме, кроме него, никого не было.

Вариант 12

1. В приведенном слове найдите ударный гласный, дайте характеристику по образцу.

Метро, [о] -гласный, ударный, заднего ряда, среднего подъема, лабиализованный.

Окно.

2.Расставьте ударение в словах.

Мастерски, граффити, туфля, бармен, бочковый, гофрированный, мельком.

3.Вставить пропущенные буквы:

В..дремнуть. беч..вка. пок..яние, ур..вень, нат..рать сыр, пр..уставший, тренаж..р, обж..гся, ж..летка, пр..митивный.

4.Определите значение фразеологизмов и подберите к ним антонимичные устойчивые сочетания:

Биться как рыба об лёд, дело в шляпе, держать ушки на макушке.

5.Определите морфемный состав слов:

Завязочка, ослабелый, наутро, подбит, двести.

6. Выполните словообразовательный разбор слов: сироповый, по-осеннему, удачница.

7.Выполните морфологический разбор слова: промочивший.

8. Определите вид подчинительной связи в словосочетаниях: нагретый солнцем, стоять в стороне, любой человек.

9. Выполните синтаксический разбор предложения и укажите тип сказуемого:

В арабских селениях глинобитные дома с плоскими крышами из черепицы окружены садами из персиковых и гранатовых деревьев.

10.Определите виды придаточных частей в СПП:

1. С тех пор я всегда что-нибудь искал и часто находил неожиданные вещи, так что прослыл чем-то вроде домашней ищейки.

2. Кругом было так тихо, что по жужжанию комара можно было следить за его полётом.

3. Все мы знаем, что нелепо обижаться на дождик, до нитки промочивший нас где-нибудь в лесу.

4. И вышло так, что его большое воздействие на меня сказалось совсем в другом.

Вариант 13

1. В приведенном слове найдите ударный гласный, дайте характеристику по образцу.

Метро, [о] -гласный, ударный, заднего ряда, среднего подъема, лабиализованный.

Лодка.

2.Расставьте ударение в словах.

Намерение, сосредоточение, страховщик, кулинария, тефтели, камфара, баловать.

3.Вставить пропущенные буквы:

Возр..ждение, заг..рать, к..талог, пр..восходство, раст..реть, сорок..ваттный, эксп..римент, ж..лудь, р..стовщик, ж..летка, пр..митивный.

4.Определите значение фразеологизмов и подберите к ним антонимичные устойчивые сочетания:

Под стол пешком ходит, притча во языцех, шарашкина контора.

5.Определите морфемный состав слов:

Затруднение, подосиновик, светлеть, родственный, недоделать.

6. Выполните словообразовательный разбор слов: хитренько, налево, сгореть.

7.Выполните морфологический разбор слова: не соглашался.

8.Определите вид подчинительной связи в словосочетаниях: изумительная красота, читать вслух, понимает по-русски.

9.Подчеркните грамматическую основу и укажите тип сказуемого:

Мария пошла одна проститься с могилами своих родителей, похороненных за церковью.

10.Определите виды придаточных частей в СПП:

1. В доме произошло много перемен, прежде чем отделали новую комнату.

2. Благодаря усилиям Петра, я наконец понял, чем отличается синус от косинуса.

3. Он ушёл не прощаясь потому, что очень спешил.

4. Несмотря на то что Артём в споре всегда был готов выслушать доводы противника, он ни с одним из них никогда не соглашался.

Вариант 14

1. В приведенном слове найдите ударный гласный, дайте характеристику по образцу.

Метро, [о] -гласный, ударный, заднего ряда, среднего подъема, лабиализованный.

Груз.

2.Расставьте ударение в словах.

Обнял, тотчас, аналог, бороду (В.п., ед.ч.), балуясь, влилась, вчистую.

3.Вставить пропущенные буквы:

В..дремнуть. беч..вка. пок..яние, ур..вень, нат..рать сыр, пр..уставший, тренаж..р, обж..гся, ж..летка, пр..митивный.

4.Определите значение фразеологизмов и подберите к ним антонимичные устойчивые сочетания:

Разводить узоры, тихой сапой, тришкин кафтан.

5.Определите морфемный состав слов:

Осложнение, смазочный, обогатить, игрушечный, озвучить.

6. Выполните словообразовательный разбор слов: приземленный, парикмахерская, побриться.

7.Выполните морфологический разбор слова: бесконечность.

8.Определите вид подчинительной связи в словосочетаниях: лежащий на диване, три пальмы, уютный уголок.

9.Выполните синтаксический разбор предложения и укажите тип сказуемого:

В пятницу вечером ходили на станцию встречать отца после рабочей недели.

10.Определите виды придаточных частей в СПП:

1. Бывают в жизни человека моменты, когда секунды – тягучая бесконечность.

2. Мы с сестрицей обычно сидели на земле, нетерпеливо ожидая, когда в кастрюле масса ягод и сахара начнёт пузыриться.

3. Когда мы вошли в гостиную, я был поражён убранством этой комнаты.

4. Всё это было бы смешно, когда бы не было так грустно.

Вариант 15

1. В приведенном слове найдите ударный гласный, дайте характеристику по образцу.

Метро, [о] -гласный, ударный, заднего ряда, среднего подъема, лабиализованный.

Сапог.

2.Расставьте ударение в словах.

Газированный, доверху, дозвонятся, жилось, занятый, кашлянуть, крепится.

3.Вставить пропущенные буквы:

Об..скать, проекц..я, об..ятия, много туч.., испеч..н хлеб, тр..щать, ц..трус, корч..вать деревья, сверх..зящный, оп..лить огнём.

4.Определите значение фразеологизмов и подберите к ним антонимичные устойчивые сочетания:

Тянуть волынку, умывать руки, хватать звёзды с неба.

5.Определите морфемный состав слов:

Вверху, сбит, затверделый, подстилочка, дневной.

6. Выполните словообразовательный разбор слов: поднебесный, книжный, бессменный.

7.Выполните морфологический разбор слова: явлениям.

8.Определите вид подчинительной связи в словосочетаниях: вековые дубы, слушать внимательно, падал на снег.

9.Выполните синтаксический разбор предложения и укажите тип сказуемого:

В арабских селениях глинобитные дома с плоскими крышами из черепицы окружены садами из персиковых и гранатовых деревьев.

10.Определите виды придаточных частей в СПП:

1. Они уже давно мчались во весь дух, так что ёлки и сосны мелькали со всех сторон.

2. Жизнь Берлиоза складывалась так, что к необыкновенным явлениям он не мог привыкнуть.

3. Стёпа разлепил склеенные веки и увидел, что отражается в трюмо в виде человека с торчащими в разные стороны волосами.

4. Стало так тихо, что со своего балкона я слышал голоса в саду.



МАТЕРИАЛЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ДОМАШНЕЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Классификация гласных звуков русского языка

Подъем языка

Место подъема языка и лабиализация

Передний ряд

(нелабиализованный)

Средний ряд

(нелабиализованный)

Задний ряд

(лабиализованный)

Верхний

[и]

[ы]

[у]

Средний

[э]


[о]

Нижний


[а]



Правописание корней

Безударная гласная в корне слова проверяется ударением (юридический – юрист). Слова с непроверяемыми безударными гласными следует запоминать, в случае затруднения обращаться к «Орфографическому словарю».

Правописание чередующихся гласных:


1. Е//И+А 3. ЗОР//ЗАР

ГОР//ГАР

2. КОС//КАС+А КЛОН//КЛАН

ЛОЖ//ЛАГ+А

(Забирать, касаться, полагать, зарница, поклон).


4. РАСТ(Щ)//РОС

(Вырасти – вырос. Исключения: росток, Ростислав, отрасль).


5. МОК МАК

//

пропускать жидкость погружать в жидкость

(обувь промокает) (макать в сметану)


6. РОВН РАВН

//

(ровный, гладкий) (равный, одинаковый)


7. Ё//Е 8. И (циркуль. Искл.:

(жёлудь, желтеть) цыган, цыпленок, цыкнуть, цыц, на цыпочках)


Правописание приставок

1. РАЗ звонкий (развиваться)РАС глухой (рассказать)


лимона

2. ПОЛ – Москвы

арбуза


3. ПРИ- (присоединение, приближение, близость, неполнота действия): присесть, приехать.

ПРЕ- (= ПЕРЕ-, ОЧЕНЬ): превосходный, преодолеть.


4. твердый Ъ е, ё, ю, я (подъём)

Суффиксы существительных

Не на правило

На правило

Уменьшительно-увеличительные

-ОТ-/-ЕТ-

-ЕК-/-ИК-

-ОНЬК-/-ЕНЬК-

-ОВН-

д,т,з,с,ж –ЩИК-/-ЧИК-

-ОНК-/-ЕНК-

-ОТН-

-ЕЦ-(м.р.) – -ИЦ- (ж.р.)

Ср.р. –ЫШК-

-ОСТЬ-/-ЕСТЬ-

Ср.р.

-ЕЦ- [о] – - ИЦ-е

-ИЩ—а (ж.р.)

-ИЩ—е (м.р.)

-ЕСТВ-

-ИНСТВ-



Суффиксы прилагательных

Не на правило

На правило

Уменьшительные

-ИВ-

-ОВ-/-ЕВ-

-ОНЬК-/-ЕНЬК-

-ЧИВ-

ЛуН+Н–ый

-ЛИВ-

-АН-, -ЯН-, -ИН- (прилаг. относительные)

-ЧАТ-

-ЕНН- (от основы на губную Б,П,В,М)

-ОНН- (от сущ. на –ЦИЯ)

Правописание наречий

  1. ИЗ-, ДО-, С- + -А- (издавна, досуха)


  1. В-, НА-, ЗА- + -О- (вправо)

Союзное сложное предложение

Всегда ставится запятая перед следующими союзами и частями предложений, содержащих данные союзы: а, но, что, чтобы, чтоб, когда, зато, если, будто, словно, точно, раз, потому что, оттого что, так как, в виду того что, благодаря тому что, вследствие того что, однако же, не то, в связи с тем что, для того чтобы, с тем чтобы, лишь только, как будто, несмотря на то что, как ни.

Бессоюзное сложное предложение

1.В бессоюзном сложном предложении ставится запятая, если его части выражают одновременность или последовательность событий (Настоящий договор составлен в двух экземплярах, оба экземпляра идентичны и имеют одинаковую силу);

2.В бессоюзном сложном предложении ставится двоеточие, если вторая его часть выражает изъяснение, пояснение, причину (От себя могу обещать одно: будем работать);

3.В бессоюзном сложном предложении ставится тире, если во второй его части содержится условие, следствие, резкое противопоставление, сравнение к тому, о чем говорится в первой части (Я умираю – мне не к чему лгать. Молвит слово – соловей поет).




КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Отметка

в баллах

Показатели оценки

1

(один)

Воспроизводит материал неосознанно. Примеры привести не может. Отрывочно воспроизводит незначительную часть материала. При воспроизведении материала делает ошибки в формулировках определений и правил, искажающие их смысл. Излагает материал беспорядочно. Речь изобилует ошибками.

2

(два)

Не может обосновать своих суждений. Примеры привести не может. Воспроизводит незначительную часть материала. При воспроизведении материала делает ошибки в формулировках определений и правил. Излагает непоследовательно. Делает многочисленные речевые ошибки; не исправляет при указании на них.

3

(три)

Не может доказательно обосновать свои суждения. В приведении примеров затрудняется. Воспроизводит материал частично. При воспроизведении материала допускает в определении понятий и формулировке правил неточности, которые не может исправить при указании на них. Излагает непоследовательно. Делает незначительное количество речевых ошибок; не исправляет при указании на них.

4

(четыре)

Демонстрирует понимание основных положений без глубокого и доказательного обоснования суждений. В приведении большей части примеров затрудняется. Воспроизводит материал в неполном объеме. При воспроизведении материала допускает в определении понятий и формулировке правил недочёты, которые не может исправить при указании на них. Излагает с нарушениями последовательности. Делает речевые ошибки, которые исправляет при помощи преподавателя.

5

(пять)

Демонстрирует понимание отдельных положений, но недостаточно обосновывает свои суждения. Теоретические сведения подкрепляет примерами из учебника без обоснования. Воспроизводит основные положения. При воспроизведении материала допускает в формулировках определений и правил недочёты, большую часть которых не может исправить при указании на них. Излагает с определённой точностью, но с недочётами в последовательности изложения. Делает речевые ошибки, которые исправляет самостоятельно или с помощью наводящих вопросов преподавателя.

6

(шесть)

Знает и понимает большую часть материала. Теоретические сведения подкрепляет примерами из учебника. Воспроизводит большую часть материала. При изложении материала даёт определения и формулирует правила, допуская погрешности, которые исправляет при помощи преподавателя. Излагает в основном в соответствии с требованиями логичности и точности. Допускает отдельные речевые ошибки.

7

(семь)

Знает и понимает материал, может обосновать свои суждения. Теоретические сведения подкрепляет примерами из учебника. Воспроизводит материал в целом. Излагает теоретический материал, точно воспроизводя определения и правила; допускает несущественные ошибки содержательного характера, которые исправляет с помощью наводящих вопросов преподавателя. Излагает в целом в соответствии с требованиями логичности и точности. Допускает отдельные речевые недочёты.

8

(восемь)

Демонстрирует полное понимание учебного материала, умение аргументировано излагать его. Теоретические сведения иллюстрирует примерами из учебника и самостоятельно подобранными единичными примерами. Воспроизводит материал. Излагает теоретический материал с несущественными, самостоятельно исправляемыми ошибками содержательного характера; точно воспроизводит определения и правила. Излагает с достаточной логичностью и точностью. Допускает единичные речевые недочёты.

9

(девять)

Демонстрирует высокую степень осознанности материала, умение аргументировано излагать его. Теоретические сведения иллюстрирует примерами из учебника и самостоятельно подобранными единичными примерами. Полностью воспроизводит материал. Правильно излагает теоретический материал, точно воспроизводит определения и правила. Излагает в соответствии с требованиями логичности и точности. Допускает единичные и незначительные речевые недочеты.

10

(десять)

Излагает свободно, с высокой степенью осознанности и аргументированности, делая самостоятельные выводы и обобщения. Теоретические сведения иллюстрирует как примерами из учебника, так и самостоятельно подобранными примерами. Исчерпывающе воспроизводит материал. Правильно излагает материал, точно воспроизводит определения и правила. Излагает в полном соответствии с требованиями логичности и точности. Речевых недочётов не допускает.

Примечание. При отсутствии результатов учебной деятельности обучающимся выставляется «0» (ноль) баллов.



ПЕРЕЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


ОСНОВНАЯ

Бабайцева, В.В. Русский Язык/ В. В. Бабайцева. - М.: Дрофа, 2005.

Баранов, М. Т. Русский язык/ М.Т. Баранов, Т. А. Костяева, А. В. Прудникова. - М.: Просвещение, 1987.

Власенков, А. И. Русский язык/ А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. - М.: Просвещение, 2003.

Горшков, А. И. Русская словесность: От слова к словесности. 10 - 11 кл. : учебник для общеобразовательных учреждений/ А.И. Горшков. - М., 2000..

Горшков, А. И. Русская стилистика: учебное пособие/ А.И. Горшков. - М., 2001.

Егораева, Г. Т. Русский язык Выполнения заданий части 3 (С)/ Г. Т. Егораева. - М.: Экзамен, 2005.

Иссерс, О. С. Тесты к учебнику для общеобразовательных учреждений филологического профиля/ О.С. Иссерс. - М., 2001.

Малюшин, А. Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку 10 - 11 кл./ А. Б. Малюшин, Л. Н. Иконницкая. - М.: Творческий центр,2002.

Миловидова, И. Проверяем свою грамотность: тесты/ И. Миловидова. - М.: Айрис, 1996.

Молочко, Г.А. Лексика и фразеология русского языка – Минск, 1985

Потемкина, Т. В. Поурочные разработки. Русский язык к учебнику А. И. Власенкова 10 -11 кл./ Т. В. Потемкина. - М., 2004.

Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / под ред. В.В.Лопатина – М., 2007

Розенталь, Д.Э. Справочник по русскому языку. Правописание. Произношение. Литературное редактирование / Д.Э.Розенталь, Е.В.Джанджакова, Н.П.Кабанова – М., 2005

Розенталь, Д.Э. Словарь трудностей русского языка / Д.Э. Розенталь, М.А. Теленкова – М., 1976

Савко, И.Э. Русский язык: Пособие для учащихся старших классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, колледжей и средних специальных учебных заведений. -2 изд. – Мн., 1999

Сенькова, М. А. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10 -11 кл.»/ М. А. Сенькова, О. Г. Шадрина, Н. А. Паюсова. - Курган, 2004.

Солганик, Г. Я. Стилистика современного русского языка и культура речи: учебное пособие/ Г. Я. Солганик, Т. С. Дроняева. - М., 2002..

Учебно - тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. - М.: Интеллект - Центр, 2005.

Ткачева, Т.Л. Русский язык в таблицах и тестах. Пособие для подготовки к экзамену - Мн., 2008

Червинская, А.И. Русский язык: краткий курс для подготовки к централизованному тестированию – Мн., 2015

Штекер, Н.Д. Русский язык и культура речи – М., 2003


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

СЛОВАРИ

Даль, В.И. Словарь живого великорусского языка. – М., [любое изд.].

Колесников, Н.П. Словарь паронимов и антонимов. – Ростов-на-Дону, 1995.

Лексические трудности русского языка. – М., 1994.

Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка. – М., [любое изд.].

Орфографический словарь русского языка – М., 1982

Орфоэпический словарь русского языка под ред. Р.И. Аванесова – М., 1985

Словарь иностранных слов. – М., [любое изд.].

Словарь омонимов русского языка. – М., 1974.

Словарь орловских говоров: Учебное пособие.- Ярославль, 1989-1991.- Вып.1-4.; Орел, 1992-2000. – Вып.5-11.

Словарь сочетаемости русского языка. – М., 1983.

Учебный словарь синонимов русского языка/Авт. В.И. Зимин, Л.П. Александрова и др. – М.: Школа-Пресс, 1994.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!