МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ СПЕЦИАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ (во время учебной практики).
дисциплина | ОО Физическая культура |
профессия СПО: | 08.01.25 Мастер отделочных строительных и декоративных работ |
| |
Тольятти, 2019
Содержание
Введение | 3 |
Значение производственной гимнастики | 4 |
Выполнению комплексов упражнений производственной гимнастики | 4 |
Заключение. | 8 |
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы | 9 |
Введение.
Методические рекомендации по учебной дисциплине «Физическая культура» имеют практическую направленность и значимость. Методические рекомендации к выполнению работ предназначены для организации работы во время учебной практики и являются важной составной частью в системе подготовки специалистов начального профессионального образования. Формируемые в процессе практических занятий умения позволяют использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей. Анализ результата практической работы позволяет определить тех студентов, которые нуждаются в дополнительном времени на обучение. Методические рекомендации предназначены для студентов, изучающих учебную дисциплину «Физическая культура» и могут использоваться как на учебных занятиях, которые проводятся под руководством преподавателя, так и для самостоятельного выполнения практических упражнений, предусмотренных рабочей программой во внеаудиторное время. На начальном этапе выполнения практических заданий студент должен овладеть некоторым объемом теоретических знаний, простыми умениями и навыками, а уже затем использовать этот приобретенный потенциал.
Значение производственной гимнастики
В любом виде человеческого труда наблюдаются три фазы: врабатываемость, стабильна работоспособность и снижение работоспособности. Это явление объясняется особенностями работы центральной нервной системы.
Вначале требуется определённое время на переключение внимания человека от домашних и прочих забот на трудовую деятельность, т. е. восстановление стереотипа рабочих движений. Продолжительность фазы врабатываемости зависит от характера труда и может составлять от 10-20 мин до 1 часа. При простых рабочих движениях этот период короче, при сложных, требующих значительного напряжения внимания, он длиннее.
Длительность фазы стабильной работоспособности также зависит от характера труда. Она может занимать от 2 до 6 часов. При простых разнообразных рабочих движениях этот период длиннее, а при напряжённом труде, с большими требованиями к безошибочности движений – короче. При тяжёлом физическом труде фаза стабильной работоспособности также короче. В основе этого лежит утомление центральной нервной системы. К этой причине добавляется и утомление мышц, глаз и прочих рабочих органов.
Научная организация труда призвана уменьшить периоды пониженной производительности, т. е. уменьшить фазу врабатываемости и фазу снижения работоспособности. Это достигается разумным чередованием работы и отдыха, правильной организацией рабочих мест, использованием функциональной музыки, средств производственной гимнастики ( утренней гимнастики, вводной гимнастики и физкультурной паузы).
Производственная гимнастика среди прочих средств сохранения здоровья занимает особое положение. Кроме активного отдыха она обеспечивает и физическое совершенствование работников, противодействует неблагоприятным воздействиям некоторых рабочих поз и нагрузок.
С физиологической точки зрения утренняя гимнастика ускоряет процесс вхождения в работу, повышая функциональное состояние центральной нервной системы.
Физкультурная пауза, проводимая в начале периода снижения работоспособности, вовлекает в работу мышцы, не участвующие в производственной деятельности. Это приводит к возбуждению их центров, расположенных в коре головного мозга. По закону одновременной индукции в других участках коры головного мозга, в том числе в центрах, иннервирующих мышцы, выполнявшие основную производственную нагрузку, развивается торможение, которое и способствует быстрейшему восстановлению работоспособности утомлённых центров, предупреждая их от чрезмерного истощения и преждевременного изнашивания. Таким образом достигается оздоровительный эффект.
Выполнению комплексов упражнений производственной гимнастики
Методическое воплощение оздоровительного воздействия физкультурных пауз и утренней гимнастики зависит от подбора упражнений для коллективов людей одной и той же профессии, ведь трудовая деятельность накладывает свой отпечаток на физическое развитие человека. Необходимо учитывать, что для гармоничного развития человека выполнения одних рабочих операций недостаточно. Физическое развитие определённого коллектива рабочих имеет свои особенности и в ряде случаев недостатки. Последние чаще всего зависят от рабочей позы и однообразных рабочих движений.
В зависимости от особенностей физического развития того или иного коллектива рабочих или служащих должны ставиться разные оздоровительные задачи.
Задачи профессиональной двигательной подготовки профессии «Мастер отделочных строительных и декоративных работ»: укрепление здоровья; формирование ЗОЖ; развитие силы, особенно мышц плечевого пояса и ног, статической выносливости, вестибулярной устойчивости, ловкости, способности сохранять равновесие на высоте и ограниченной опоре, внимания; формирование прикладных навыков (лазанье по лестницам, канату и шесту и др.; повышение устойчивости к неблагоприятным факторам внешней среды; воспитание трудолюбия, настойчивости, терпения.
Характерные профзаболевания: остеохондроз, радикулиты, пневмонии, аллергические заболевания, бронхиальная астма, дерматиты, нарушение иммунитета (снижение защитных сил организма на клеточном уровне).
Схема построения комплекса упражнений производственной гимнастики для профессии «Мастер отделочных строительных и декоративных работ»:
1. Упражнения с чередованием напряжения и расслабления;
2. Дыхательная гимнастика.
3.Упражнения на координацию движений;
4.Упражнения для глаз.
5.Упражнения для нижних конечностей.
6.Упражнения для мышц спины.
7. Упражнения для мышц туловища, рук и ног.
Комплекс упражнений производственной гимнастики по составленной схеме:
И. п. О. с.
Наклон туловища вперёд, руки в стороны (стараться поднять их повыше)
Уменьшить напряжение мышц рук, слегка опустить их.
Расслабить мышцы, уронить руки.
И. п.
Поднять руки вверх, подняться на носочки.
Стараться дотянуться кончиками пальцев до воображаемой точки.
И. п. : стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе. При наклоне вперёд выдох небольшими толчками на 4 счёта (незначительная пауза), медленный вдох на 4 счёта, возвращение в и. п. (незначительная пауза на вдохе).
Медленное выполнение вдоха и выдоха ведёт к накоплению в крови избыточного количества углекислоты, что активизирует дыхательный центр, способствующий расширению мелких сосудов мозга, усилению кровотока.
И. п.: сидя, руки на бёдрах. После обычного выдоха с небольшой паузой до потребности вдоха – медленный вдох через нос. При вдохе сначала расширяется грудная клетка и поднимаются плечи, а затем следует продолжение вдоха в живот. Выдох производится в обратной вдоху последовательности: сначала расслабляется диафрагма и сокращаются мышцы живота, а после этого расслабляются межрёберные мышцы, опускаются плечи. Применение данного упражнения постепенно увеличивает Жизненную Ёмкость Лёгких (ЖЕЛ), укрепляет дыхательные мышцы, увеличивает подвижность диафрагмы, улучшает кровоснабжение, повышает сопротивляемость бронхов и носоглотки к неблагоприятным воздействиям. Упражнение выполняется на 8 счетов.
3. И. п. – основная стойка. 1- левую руку в сторону, правую на пояс, левую ногу вперёд на носок. 2 – левую руку на пояс, правую руку вперёд, левую ногу назад на носок. 3 – приставить левую, руки к плечам. 4 – вернуться в и. п. То же с другой ноги. Повторить 12 раз, постепенно увеличивая темп выполнения.
4. 1) Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
2) Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
3) Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза.
4) Перенести взгляд быстро по диагонали: направо вверх - налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6; затем налево вверх направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
5. И. п . – сидя на крае стула, табурета, ноги вытянуты вперёд на ширине ступни. 1 – развести носки ног в стороны. 2 – свести носки ног вовнутрь. Повторить 6 раз.
И. п. – сидя на крае стула, голова опущена. 1-2 – выпрямить ноги вперёд и, опираясь руками сзади о стул, прогнуться. 3-4 – вернуться в и. п.
И. п. – сидя, ноги согнуты под прямым углом. Самомассаж икроножных мышц и мышц передней поверхности бедра приёмом «потряхивание». Повторить 6-8 раз.
6. И. п. – стоя, голова опущена. 1-3 медленно разгибаясь, руки к плечам, свести лопатки, голову назад. 4 – вернуться в и. п. Повторить 3-4 раза.
И. п. – ноги на ширине плеч, руки за спину. 1-2 – поворот влево. 3-4 – вернуться в и. п. То же в другую сторону. Повторить 3 раза.
И. п. – стоя, ноги на ширине ступни. 1-2 – наклон назад, руки сцеплены в замок за спиной. 3 – наклон вперёд, спина круглая, руки свободно опущены. 4 – выпрямиться. Повторить 4 раза.
7. И. п. – основная стойка. 1 – шаг правой в сторону, руки в стороны. 2- наклон вперёд, правой рукой коснуться носка левой ноги, 3 – дополнительный наклон вперёд, левой рукой коснуться носка правой ноги. 4 – вернуться в и. п. Тоже с другой ноги. Повторить 10 раз.
Таким образом, самостоятельно подобранный комплекс упражнений производственной гимнастики в режиме учебных занятий или в процессе труда помогает сохранить высокую работоспособность и укрепляет здоровье.
Заключение.
В результате освоения учебной дисциплины Физическая культура обучающийся должен составить индивидуальную систему физкультурно-оздоровительных мероприятий и спортивной деятельности, имеющую профессиональную направленность. Технология подготовки студента осуществляется в направлении от прикладной составляющей - к творческой деятельности в формировании здорового образа жизни. Через систему практических занятий и внеаудиторной самостоятельной работы студент осваивает теоретические знания, расширяющие кругозор по физической культуре, вырабатывает основу правильных движений, учиться работать коллективно, планировать тренировки для определенной физической нагрузки и свою физическую подготовку. Главной целью выполнения практических заданий, предусмотренной программой, является формирование, закрепление и проверка уровня усвоения студентами основных знаний, умений, необходимых для выполнения самостоятельных работ.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
Физическая культура (учеб.пособие для образоват. учреждений сред. проф. образования / Н.В.Решетников и др.).-7-е изд., испр . М: Академия,2008
Тер-Ованесян А.А. Педагогические основы физического воспитания.- М.: Физкультура и спорт, 1978.
Жилкин А.И. Легкая атлетика. - М.: «Академия», 20013.
Железняк Ю.Д. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура». - М.: «Академия», 20113.
Дополнительные источники:
Зябина, Е.Ю., Муравов, О.И. Здоровье - в движении. Всесоюзный научно-исследовательский центр профилактической медицины Министерства здравоохранения СССР, Москва, 1991.
Интернет-ресурсы:
http://www.bestreferat.ru/referat-410682.html
9