Государственное бюджетное образовательное учреждение профессионального образования города Севастополя «Севастопольский профессиональный художественный колледж»
Методические рекомендации
по выполнению курсовой работы
«Методика и современные технологии художественного обучения»
для обучающихся по специальности
54.02.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
Разработчик: преподаватель высшей категории
ГБОУПО СПХК Работяжева-Черняева Ю.Б.
г. Севастополь 2023 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ…………………………………………………3
2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ…………………………………………………………………………..5
2.1 Порядок подготовки курсовой работы………………………………..5
2.2 Структура и содержание курсовой работы…………………………...6
3. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ………………………………………………………………………….12
4. ЗАЩИТА КУРСОВОЙ РАБОТЫ……………………………………..16
5. Приложения…………………………………………………………….17
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Курсовая работа представляет собой самостоятельное законченное исследование на заданную (выбранную) тему, написанное обучающимися под руководством научного руководителя. Данное творческое исследование научно-практического характера, позволяет судить о приобретенных обучающимися знаниях и умении применять их на практике, а также свидетельствует о способности обучающихся работать с литературой, обобщать и анализировать фактический материал, используя теоретические знания и практические навыки, полученные при освоении основной профессиональной образовательной программы.
Целями курсовой работы являются самостоятельное исследование комплекса взаимосвязанных вопросов, касающихся конкретной ситуации проектирования учебно-методического обеспечения, организации и осуществления учебного процесса на основе полученных в процессе обучения теоретических и практических знаний, формирование умений самостоятельно разрабатывать методы и формы преподавания тем по дисциплине художественной направленности, письменно излагать полученные результаты, формулировать выводы, предложения и рекомендации по решению проблемы, обозначенной в теме курсовой работы, оформлять результаты исследования в виде фрагментов учебных пособий, методических рекомендаций.
Актуальность тематики, практическая значимость курсовой работы и творческая самостоятельность при ее выполнении, способствуют адаптации будущего специалиста к осуществлению профессиональной деятельности.
При выполнении курсовой работы, обучающиеся должны проводить экспериментально-теоретическое исследование, четко и логично излагать материал, делать законченные самостоятельные обобщения, аргументировать выводы. Однако гипотеза, в данном случае, не разрабатывается и проведение эксперимента в курсовой работе по методике обучения не предполагается.
Необходимо, чтобы курсовая работа базировалась на теоретических и методических положениях науки, содержала элементы новизны. В ней должна быть представлена самостоятельная идея, а также предложения автора по более эффективному решению проблемы, выявленной в процессе исследования.
Следует, чтобы основная тематика курсовых работ была связана с анализом и проектированием содержания, с разработкой средств учебно-методического обеспечения образовательной деятельности по декоративно-прикладному и изобразительному искусству, проектированием фрагментов учебно-программной и планирующей документации на уровне отдельной темы, методики ее преподавания, дидактической технологии.
В ходе осуществления курсового проектирования, обучающимися приобретается опыт педагогического анализа, моделирования, проектирования и конструирования учебного процесса на уроках (занятиях) изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
Таким образом, курсовая работа – это неотъемлемая часть учебного процесса, являющаяся одной из форм учебно-исследовательской работы. Ее выполнение предусматривается учебным планом и является обязательным для всех обучающихся по специальности 54.02.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы.
Курсовая работа представляет собой необходимый этап, предшествующий написанию и защите выпускной квалификационной работы. Экспериментально-теоретические исследования и методические положения, предлагаемые авторами, могут в будущем быть включены в структуру выпускной квалификационной работы по специальности 54.02.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы.
Цель методических рекомендаций по написанию курсовой работы – оказать помощь обучающимся в написании курсовых работ и успешной их защите.
В методических рекомендациях определены общие требования к структуре, содержанию и оформлению курсовой работы, отражены вопросы руководства и контроля за их выполнением.
2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
2.1 Порядок подготовки курсовой работы
Выполнение курсовой работы осуществляется в соответствии с календарным планом:
- первый месяц семестра – выбор темы курсовой работы и ее предварительное обсуждение с руководителем;
- второй месяц семестра – поиск, подбор, систематизация и анализ материалов по теме курсовой работы, составление плана курсовой работы и обсуждение его с руководителем;
- третий месяц семестра – написание чернового варианта курсовой работы;
- четвертый месяц этого семестра – написание окончательного варианта курсовой работы;
- пятый месяц – представление курсовой работы на отзыв научному руководителю и ее защита.
В зависимости от индивидуальных особенностей обучающегося, уровня его теоретической подготовки и общей исследовательской культуры работа может быть выполнена в более короткие сроки.
Этапами подготовки курсовой работы являются:
1. Выбор темы курсовой работы, согласование ее с научным руководителем, утверждение темы.
2. Определение целей, задач и плана исследования, выбор и разработка методов исследования.
3. Сбор, изучение и анализ учебной, методической и научной литературы в объеме, необходимом для исследования проблемы.
4. Обоснование актуальности темы курсовой работы; написание введения и теоретической части работы.
5. Организация и проведение исследовательской работы в рамках целей и задач; реализация методов исследования, заявленных во введении, обработка полученных результатов.
6. Обобщение результатов исследования и обоснование выводов в заключительной части работы; рекомендации по практическому внедрению новых идей, изложенных в работе.
7. Окончательное оформление работы; научное и литературное редактирование.
8. Публичное выступление с результатами исследования (защита работы).
Научный руководитель предлагает готовые формулировки тем исследования, производит инструктирование и консультирование, разрабатывает средства методического обеспечения тем исследования.
Обучающиеся самостоятельно формулируют актуальность и проблему, определяют цель, задачи, объект и предмет исследования. Разрабатывают этапы исследования и составляют перечень методов для каждого этапа. Они определяют теоретическую и практическую значимость работы, описывают ее результаты, применяя при этом сложившиеся речевые штампы.
В процессе выполнения курсовой работы студенты могут допускать методологические ошибки.
Методологическими ошибками являются:
- несоответствие предмета исследования объекту;
- неправильный выбор методологических и теоретических оснований исследования;
- рассогласование целей исследования и задач;
- несоответствие формулировки практической значимости и разработанных в результате исследования положений;
- рассогласование целей и задач исследования с выводами, данными в разделе «Заключение»;
- приписывание терминам значений, относящихся к разным педагогическим реалиям, необоснованное расширение смыслового поля термина, несоразмерность применяемых терминов, их неоднозначность и другие ошибки.
Уровень новизны работ обучающихся может выражаться в конкретизации, в уточнении, в наличии дополнения и аргументации, в открытии новых граней проблемы, в структурировании и систематизации содержания, модернизации учебного процесса, обновления учебно-методического обеспечения уроков, занятий по декоративно-прикладному и изобразительному искусству.
2.2 Структура и содержание курсовой работы
Курсовая работа имеет следующую структуру: титульный лист, «Содержание», «Введение», основную часть (две главы), выводы по главам, «Заключение», «Список использованных источников», «Приложения».
Работа должна быть четко структурирована, поделена на главы, а главы на параграфы. Содержание работы должно соответствовать названию темы, заявленному на титульном листе, а содержание глав и параграфов должно соответствовать их названию.
Введение – 1-2 страницы должно содержать:
- актуальность исследования;
- проблему исследования;
- объект;
- предмет;
- цель;
- задачи;
- методы исследования;
- теоретико-методологическую основу исследования;
- практическую значимость исследования;
- структуру и объем работы.
Актуальность темы обосновывается с опорой на общественную практику, на запрос специалистов, сталкивающихся с проблемами определенного характера. При этом желательно ответить на вопрос, почему эту тему надо изучать в настоящее время, насколько тема отвечает современным запросам практики, в чем значимость этой темы, с какими трудностями приходится сталкиваться преподавателям. Актуальной является такая тема, которая ставит целью поиск ответа на вопрос, продиктованный требованиями практической деятельности педагогов декоративно-прикладного и изобразительного искусства, сталкивающихся либо с отсутствием готового ответа в соответствующей литературе, либо с наличием разных точек зрения на проблему.
Прежде чем заявить об актуальности проблемы или темы, необходимо изучить состояние проблемы (темы) в методике обучения декоративно-прикладному и изобразительному искусству, нормативных и методических документах, опыте дидактической и методической деятельности («что» и «как» делают педагоги по данной проблеме в условиях практической деятельности).
Результатом изучения состояния проблемы выступает заявление исследователя о существовании противоречий, которые выступают препятствием в реализации профессиональной педагогической деятельности по данному направлению. Формулировка противоречий позволяет четко определить проблему, а на ее основе – и тему курсовой работы. Таким образом, противоречие, проблема и тема должны находиться в логической взаимосвязи.
Под проблемой понимают вопрос, ответ на который не содержится в накопленном опыте педагогической деятельности. «Актуальная» проблема означает «важная, значимая для настоящего времени, не выдуманная, а действительно существующая». Актуальность связана с возникновением проблемы, проблемной ситуации.
Проблемная ситуация – соотношение обстоятельств и условий, в которых разворачивается деятельность педагога, содержащая противоречие, не имеющее однозначного решения в теории, методике и практической педагогической деятельности.
Под объектом исследования принято понимать свойства, связи и отношения в педагогической действительности, которые включены в процесс познания. Объекты, которые познаются, существуют независимо от исследования. Объектами исследования в процессе разработки темы курсовой работы могут быть реальные педагогические процессы и явления, которые содержат противоречия и порождают проблемную ситуацию в области анализа, проектирования, организации обучения декоративно-прикладному и изобразительному искусству. В качестве таких объектов могут быть избраны: процесс теоретического обучения, процесс практического обучения, дополнительного образования, внеурочная учебная деятельность по предмету, процесс педагогического проектирования, программно-методическое и учебно-методическое обеспечение дисциплины или самостоятельной работы учащихся.
Таким образом, объект исследования – это конкретный процесс или явления действительности в их естественных проявлениях. Понятие объекта более широкое, чем предмет. Объект имеет множество свойств и сторон. Объект исследования – это та часть всего научного познания, с которой работает исследователь. В курсовой работе объект тесно связан с темой исследования, но не повторяет ее.
Предмет исследования – это отдельное свойство объекта, вопрос или проблема, находящаяся в его рамках. Любая научная работа не может охватывать весь объект для изучения. Поэтому необходимо выделить конкретную сторону. Предметом могут быть особенности, содержание, средства, условия, отношения, проблемы, закономерности, зависимости и т.д. Другими словами, происходит уточнение объекта или его конкретизация. Предмет – это то, о чем будет получено новое методическое знание. Им выступает то, что будет получать научное описание, объяснение разработку. В качестве предмета исследования для курсовых работ могут быть избраны процесс формирования профессиональных умений и навыков (компетенций), методика преподавания темы, дидактическая технология, факторы, условия, средства, формы организации процесса обучения декоративно-прикладному и изобразительному искусству.
Под целями понимают образ результата. Результатом в данном случае может быть преобразованный в ходе исследования предмет исследования.
Цель работы – это желаемый конечный результат, отвечающий на вопрос: «Чего требуется достичь в результате курсовой работы?». Например, цель исследования – «выявить, методически обосновать и разработать учебно-методический комплекс, способствующий эффективному формированию знаний и умений учащихся в процессе изучения темы (название) дисциплины (название)».
Задачи исследования должны соответствовать цели и предмету исследования. Они охватывают как теоретическую часть курсовой работы, так и практическую часть (проектировочную).
В качестве задач на теоретическую часть курсовой работы могут быть изучение состояния проблемы (темы) в педагогической теории, методической литературе и практической деятельности педагогов, определение объекта, предмета, целей и задач исследования, характеристика, теоретическое и методическое обоснование чего-либо.
При написании курсовой работы целесообразно опираться на следующую классификацию методов исследования: теоретические, эмпирические, количественные и качественные.
Примеры методов:
1. Теоретические:
- анализ философской, социологической, медико-биологической, психолого-педагогической литературы, обобщение опыта по проблеме исследования, конкретизация, синтез.
2. Эмпирические:
- изучение разнообразных источников информации. При поиске информации следует помнить, что не вся информация является достоверной (особенно в Интернете), поэтому при выборке сведений следует отнестись к ним критически и обращать внимание на подтверждение и сходство материалов из разных источников;
- анализ полученных сведений. Это этап, который следует за сбором информации. Материал следует тщательно проанализировать, проверить на логичность, достоверность и актуальность;
- наблюдение. Этот метод представляет собой целенаправленное и внимательное восприятие изучаемого явления, с последующим сбором информации.
3. Количественные (эта группа методов помогает анализировать явления и процессы с опорой на количественные показатели).
Теоретико-методологическая основа исследования должна состоять из одной или нескольких взаимосвязанных концептуальных идей, в русле которых выстраивается проводимое исследование.
Основная часть курсовой работы содержит две главы, включающие структурные элементы – параграфы.
В первой главе работы могут ставиться задачи методического характера:
- обоснование условий, методик, дидактических технологий, уточнение методической сущности понятий;
- определение этапов, обоснование содержания;
- обоснование, методов, средств и форм организации обучения;
- разработка критериев оценки.
В первой главе автор описывает теоретические и методические основания проблемы (темы), анализирует состояние проблемы, делает вывод о степени ее разработанности в литературе, в методических изданиях, нормативных документах и инструктивных материалах.
В первом параграфе осуществляется аналитический обзор литературы, который предполагает выявление специфики понимания учеными различных аспектов исследуемой проблемы, обнаружение противоречий. Для более полного анализа изучаемого явления необходимо уточнить сущность ключевого понятия. Для этого нужно проанализировать существующие точки зрения ученых и систематизировать их по направлениям. Следуя логике, необходимо раскрыть сущность ключевого понятия с точки зрения современного понимания, показать актуальность проблемы. Каждое определение должно сопровождаться ссылками на фамилию ученого и номер источника.
После представления различных формулировок понятия необходимо сделать вывод и представить собственную точку зрения на сущность ключевого понятия (авторская формулировка должна основываться на трудах ученых). Далее раскрывается сущность важных для данного исследования понятий, непосредственно связанных с ключевым.
Каждое определение должно сопровождаться ссылками на фамилию ученого и литературный источник.
Результаты анализа можно систематизировать в виде таблиц, схем.
Необходимо представить различные взгляды на этапы формирования явления, сопровождаемые ссылками на фамилии авторов и номера источников. Аналогично нужно проанализировать педагогические условия, которые используют ученые для формирования (развития и т. д.) явления. В заключение следует сделать выводы по параграфу.
Во втором параграфе подробно раскрывается специфика предмета исследования. Особенности исследования излагаются на основании государственных стандартов, нормативных документов по профессиональному образованию, теоретической и методической литературы.
Необходимо следить за стилем изложения своей работы и соблюдением норм русского литературного языка (орфографии, пунктуации, синтаксиса).
Вторая глава может решать задачи:
- по практической разработке содержания, средств, форм организации обучения;
- по проектированию методики изучения темы по дисциплине, методики преподавания темы, дидактической технологии;
- по разработке показателей и критериев оценки результатов обучения.
Во второй главе описывают способы решения проблемы, заявленной во введении. Способами решения проблемы могут быть самостоятельная разработка, разработка и описание применения готовых методик, методических систем, дидактических технологий.
В первом параграфе второй главы может быть показано состояние рассматриваемой проблемы в практике обучения или воспитания.
Второй параграф второй главы представляет из себя методическую систему, методику, дидактическую технологию в соответствии с их компонентами.
В конце глав на отдельных страницах оформляются выводы по главам «Выводы по главе 1» или «Выводы по главе 2».
Выводы по главе – в пределах одной-двух страниц печатного текста содержат обобщенные выводы по всей главе. Выводы по главе размещают через пробел после последнего параграфа главы.
В заключении (1-2 страницы) раскрывается значимость рассмотренных вопросов для научной теории и практики, приводятся главные выводы, характеризующие в сжатом виде итоги проделанной работы в соответствии с задачами исследования. Здесь излагаются предложения и рекомендации по внедрению полученных результатов и дальнейшему развитию темы. В заключении не допускается повторение содержания введения и основной части, в частности выводов, сделанных по главам. Структура заключения: аналитическая оценка проработанного материала, обобщение полученных материалов, выводы по задачам, перспективы исследования проблемы.
При обобщении полученных результатов делают заключение о том, соответствуют ли они известным ранее, не противоречат ли существующим теоретическим положениям, расширяют или дополняют последние.
Выводы предполагают выделение следствия из полученных результатов исследования. Они должны быть четкими, содержательными, а по форме – краткими и лаконичными.
В завершающей части заключения следует наметить возможные перспективы дальнейших исследований по проблеме, а также дать рекомендации по применению результатов исследования в учебных заведениях профессионального образования (указать, «где», «кому» и «как» рекомендуется применять полученные результаты).
3. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ
К ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Оформление курсовой работы по ГОСТу 2023 – заключительный этап исследовательского труда. Она предназначена для проверки многих навыков обучающегося и должна соответствовать строгим требованиям к оформлению. Курсовая работа оформляется в печатном виде на листах формата А4, а также в электронном виде. Перед началом оформления необходимо установить поля: 3 см слева, по 2 см внизу и сверху листа и 1 см справа. Печатная версия курсовой работы брошюруется.
Общие параметры оформления:
- четкая структура работы с наличием введения, глав, параграфов, заключения, списка использованных источников и приложений;
- оптимальный объем курсовой работы (без приложений и другого иллюстративного материала, списка литературы) должен составлять 25-30 страниц;
- текст печатается на одной стороне листа шрифтом Times New Roman кеглем 14, с интервалом 1,5 (в таблице допускается применение размера 10-12 и интервала 1,0);
- выравнивание текста – по ширине;
- отступ красной строки 1,25;
- нумерация страниц проставляется в нижней центральной части листа. Шрифт номеров – Times New Roman, кегль 12;
- цвет документа – авто (черный). В схемах, диаграммах, таблицах допускается выделение другим цветом, но такие структурные элементы лучше вынести в приложение.
Обязательными компонентами курсовой работы являются ссылки на источники литературы, приведенные в конце работы. На каждое наименование должна содержаться сноска в работе. ГОСТ 2023 допускает два варианта сносок – подстраничные и внутритекстовые. Первые оформляются шрифтом основного текста, но с размером 10. Ссылки внутри текста приводятся в квадратных скобках [ ], где указывается номер источника из списка литературы и страница, с которой был взят материал.
Титульный лист – обязательная часть, которую содержит курсовая работа. (Пример оформления см. в приложении 1). Титульный лист является первым листом и содержит указание на:
- принимающее образовательное учреждение (в верхней части листа по центру);
- указание на специальность;
- тему работы (по центру листа);
- автора работы и преподавателя (выравнивание по левому краю);
- год подготовки курсовой работы с указанием города учреждения (по центру листа).
Титульный лист включается в общую нумерацию, но номер на нем не проставляется.
Оформление содержания
Содержание или оглавление включает план глав и параграфов, которые раскрываются в основной части курсовой работы. Для оформления содержания существуют специальные инструменты Word, позволяющие сделать красивый, ровный план будущей работы. Чтобы воспользоваться инструментом, необходимо в Word зайти в «Ссылки», щелкнуть «Оглавление» и выбрать «Автоматическое оглавление». При дальнейшей работе с текстом все исправления заголовков будут автоматически отражаться в листе содержания.
Основные требования к оформлению содержания:
- слово «СОДЕРЖАНИЕ» размещается в верхней центральной части листа и прописывается заглавными буквами без полужирного начертания и подчеркивания;
- через одинарный отступ одной строки выписывается план текста: введение, главы и параграфы основной части, заключение, список использованных источников и приложения;
- главные структурные элементы выполняются заглавными буквами без полужирного начертания и подчеркивания.
Еще одним требованием к оформлению содержания – соответствие указанных страниц реальному содержанию работы (Пример оформления см. в приложении 2).
Основной текст курсовой работы
Главная часть текста подразделяется на главы. Это структурные элементы, предполагающие разделение на более мелкие единицы – параграфы. Наименование главы прописывается в центре страницы заглавными буквами без полужирного начертания и подчеркивания. Параграфы полужирным шрифтом основного текста и выравниваются по ширине. Все заголовки структурных элементов оформляются без точки в конце.
Оформление основного текста:
- параграф должен содержать не менее 3 страниц;
- на каждой странице теоретической части работы должны располагаться не менее 2-х ссылок на источники (пример внутритекстовых ссылок на цитаты см. в приложении 5);
- каждая глава начинается с новой страницы, как и введение, заключение, список использованных источников и приложения (см. в приложении 3);
Таблицы по ГОСТу 2023 оформляются в редакторе таблиц. Для создания табличного материала можно зайти на вкладку «Вставка» и выбрать «Вставить таблицу». В шапке таблицы обязательно указывается ее номер и название (форматирование по левому краю листа, сверху таблицы). Если таблица занимает более 2/3 листа, то ее переносят в приложение. В приложении Таблицу с большим числом строк допускается переносить на другой лист (страницу). При переносе части таблицы на другой лист (страницу) слово «Таблица», ее номер и наименование указывают один раз слева над первой частью таблицы, а над другими частями также слева пишут слова «Продолжение таблицы» и указывают номер таблицы.
Рисунки, диаграммы подписываются снизу материала по центру (Пример оформления см. в приложении 4). Весь графический материал должен иметь равнение по ширине и занимать не более одной трети листа. Если графический материал занимает более 1/3 листа, то его переносят в приложение.
Между таблицами и графическими элементами работы обязательно должен располагаться текст.
Оформление списка использованных источников
Список использованных источников и литературы должен содержать не менее 25 наименований. Требования к составлению списка:
- включает источники трех групп: нормативно-правовые акты, учебники и статьи, интернет-издания;
- в состав могут быть включены источники на иностранном языке;
- литература должна быть не старше 5 лет;
- все нормативные акты должны быть приведены с датами последних изменений и со ссылками на справочную правовую систему Консультант Плюс или Гарант.
К списку источников обычно предъявляются самые строгие требования. Как оформлять список литературы указано ниже:
- описание нормативно-правового акта: Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ // СПС «Консультант Плюс». Режим доступа: [http://www.consultant.ru/document/
cons_doc_LAW_5142/]. Дата доступа: 22.12.2022;
- оформление статьи: Белянская, Т.Э. Религия и психология: два пути к истине/ Т.Э. Белянская, Е.А. Гриднева // Тенденции развития науки и образования. - 2021. - No 69-5. - С. 88-90;
- указание Интернет-источника: Павленко В.Н. Проблема происхождения религии в зеркале психологии: от классиков к современникам. Режим доступа https://psyjournals.ru/files/130354/sps_2022_n2
_Pavlenko.pdf]. Дата доступа: 22.12.2022.
Нормативные акты приводятся в порядке их значимости:
1. Конституция РФ;
2. Кодексы;
3. Федеральные законы;
4. Указы Президента;
5. Прочие акты.
Литературные источники располагают в алфавитном порядке. Сначала указывают русскоязычные учебники и статьи, а затем источники иностранного происхождения на языке оригинала.
- оформление книги: Петров А.Б., Сидоров В.Г. Курсовые работы и дипломы в системе высшего образования. Москва: Издательский центр «Высшая школа», 2021. 150 с.
Оформление приложений в курсовой работе по ГОСТу 2023
Приложение – важная составляющая курсовой работы. В них выносится справочный материал, большие таблицы, графика, конспекты и т.д. На каждое приложение должна быть ссылка в тексте работы следующего формата: см. Приложение 1.
Алгоритм действий:
- в центре листа, следующим за списком источников, располагается слово «ПРИЛОЖЕНИЯ». Нумерованный материал начинается со следующей страницы;
- приложения нумеруются цифрами. При этом подпись «Приложение №» выравнивается по левому краю;
- если материал занимает больше одной страницы, то на следующей странице оформляется надпись «Продолжение приложения №».
В конец работы можно вынести материал в альбомном и книжном форматах, а также листы иного масштаба – А3, А2. Приложения имеют сквозную нумерацию, как и вся работа. Оформление приложений в курсовой работе по ГОСТу не предполагает ограничения объема.
4. ЗАЩИТА КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Завершенная курсовая работа передается обучающимся научному руководителю за две недели до ее защиты. Решение о допуске обучающегося к защите курсовой работы принимает научный руководитель.
Защита курсовой работы может осуществляться в форме индивидуального собеседования со студентом по результатам исследования или в форме доклада на итоговой конференции с обязательной презентацией.
В докладе освещаются: обоснование актуальности темы, цель, задачи исследования, отражаются общие выводы, дается указание на степень достижения целей и задач исследования, указываются новизна и значимость результатов работы, намечаются перспективы исследования темы и возможные пути применения результатов исследования в профессиональной деятельности педагогов обучения декоративно-прикладному и изобразительному искусству.
Порядок обсуждения курсовой работы предусматривает ответы обучающихся на вопросы членов комиссии и других лиц, присутствующих на защите, выступление научного руководителя, дискуссию по теме (проблеме), заявленной в курсовой работе.
Роль руководителя на данном этапе состоит в том, что он осуществляет проверку завершенной работы, подготовку отзыва на работу, оказывает помощь при подготовке к защите. Обучающийся несет полную ответственность за представленную к защите работу, за достоверность содержащихся в ней сведений и обоснованность принятых решений.
Решение об оценке курсовой работы принимается либо членами комиссии, если проводится публичная защита, либо научным руководителем по результатам анализа содержания работы, доклада студента и его ответов на вопросы во время защиты.
Критериями оценки курсовой работы являются:
- актуальность и степень разработанности темы;
- творческий подход и самостоятельность в анализе, обобщениях и выводах;
- полнота охвата первоисточников и исследовательской литературы;
- уровень овладения методикой исследования;
- научная обоснованность и аргументированность обобщений, выводов и рекомендаций;
- научный стиль изложения;
- соблюдение всех требований к оформлению курсовой работы и сроков ее исполнения.
При оценке учитывается содержание курсовой работы, ее оформление, своевременность сдачи работы, характер защитной речи (доклада), его качество и характер ответов обучающихся на вопросы.
Курсовые работы, решающие реальные методические задачи на высоком научном уровне могут стать основой выпускных квалификационных работ.
Приложение 1
Государственное бюджетное образовательное учреждение профессионального образования города Севастополя «Севастопольский профессиональный художественный колледж»
специальность
54.02.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему «……………………………………………..»
Выполнила
обучающаяся группы ДПИ-40
Иванова Светлана Ивановна
Руководитель:
преподаватель высшей категории
Степанова Нина Ивановна
Работа допущена к защите ________________________ ________
(подпись руководителя) (дата)
Работа выполнена и
защищена с оценкой ______________ Дата защиты _________
Севастополь 2023
Приложение 2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ ………………………………………….
1.1 Психолого-педагогические аспекты обучения детей младшего школьного возраста……………………………………………………………….
1.2 Особенности использования игровых методов и приемов в обучении…………………………………………………………………………….
Выводы по главе 1………………………………………………………….
ГЛАВА 2. ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ РАБОТА ПО ОБУЧЕНИЮ……………………………………………………………………….
2.1 Диагностика уровня обученности детей младшего школьного возраста и применение игровых приемов и методов на уроках декоративного и изобразительного искусства……………………………………………………..
2.2 Методические рекомендации по применению игровых приемов и методов в обучении детей младшего школьного возраста на уроках декоративного и изобразительного искусства………………………………….
Выводы по главе 2…………………………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………..
Приложение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ПО ФОРМАМ И МЕТОДАМ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Организация педагогического процесса и формы организации учебной деятельности
[Начало текста] Обучение – это целенаправленное, заранее запроектированное общение, в ходе которого осуществляется образование, воспитание и развитие, усваиваются отдельные стороны опыта деятельности и познания. «Обучение как процесс характеризуется совместной деятельностью преподавателя и обучаемых, имеющей своей целью развитие последних, формирование у них общей ориентировочной основы конкретной деятельности. Преподаватель осуществляет деятельность, обозначаемую термином «преподавание», обучаемый включен в деятельность учения, в которой удовлетворяются его познавательные потребности. Процесс учения в значительной мере порождается мотивацией» [31, с. 35]. Структура урока воплощает закономерности и логику процесса обучения. [Конец текста]
1.2 Типы уроков и система приемов учебной деятельности в развивающем обучении математике
[Начало текста] На основании анализа существующей литературы можно выделить следующие типы уроков в начальной школе [16, 38, 43, 44].
Комбинированный урок (наиболее распространенный тип урока в массовой практике). Его структура: организационная часть (1-2 мин), проверка домашнего задания (10-12 мин), изучение нового материала (15-20 мин), закрепление и сопоставление нового с ранее изученным материалом, и т.д. [Конец текста]
Приложение 4
Приложение 5
22