СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Методические рекомендации к лабораторнымработам являются частью основной профессиональной образовательной программы ГБПОУ ЯНАО «Муравленковский многопрофильный колледж» по специальности 44.02.01 Дошкольное образование в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения.
Методические рекомендации к лабораторным работам адресованы студентам очной формы обучения.
Методические рекомендации включают в себя учебную цель, обеспеченность занятия, краткие теоретические материалы, вопросы по закреплению теоретического материала, задания для лабораторных работ и инструкции по их выполнению
М.А. Мордасова
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
К ЛАБОРАТОРНЫМ РАБОТАМ
ПО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМУ КУРСУ
МДК 05.01 «Теоретические и прикладные аспекты методической работы воспитателя детей дошкольного возраста»
Для студентов специальности
44.02.01 Дошкольное образование
Мордасова М.А. Методические рекомендации к лабораторным работам по междисциплинарному курсу 05.01.«Теоретические и прикладные аспекты методической работы воспитателя детей дошкольного возраста» ПМ 05 Методическое обеспечение образовательного процесса 44.02.01 Дошкольное образование. – Муравленко: Муравленковский многопрофильный колледж, 2019. – 25 с.
Методические рекомендации рассмотрены, утверждены и рекомендованы к использованию на заседании предметной (цикловой) комиссии Педагогических и социальных дисциплин.
Автор-составитель:
Мордасова Марина Александровна преподаватель Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа «Муравленковский многопрофильный колледж»
Внутренний эксперт:
Бояркина Светлана Николаевна, преподаватель Государственного бюджетного профессионального образовательное учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа «Муравленковский многопрофильный колледж»
Внешний эксперт:
Литвинова Олеся Владимировна, заместитель заведующего муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Непоседы» г. Муравленко
Методические рекомендации к лабораторнымработам являются частью основной профессиональной образовательной программы ГБПОУ ЯНАО «Муравленковский многопрофильный колледж» по специальности 44.02.01 Дошкольное образование в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения.
Методические рекомендации к лабораторным работам адресованы студентам очной формы обучения.
Методические рекомендации включают в себя учебную цель, обеспеченность занятия, краткие теоретические материалы, вопросы по закреплению теоретического материала, задания для лабораторных работ и инструкции по их выполнению
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Уважаемый студент!
Методические рекомендации к лабораторным работам по междисциплинарному курсу «Теоретические и прикладные аспекты методической работы воспитателя детей дошкольного возраста» ПМ 05 Методическое обеспечение образовательного процесса 44.02.01 Дошкольное образование созданы для оказания помощи студентам в выполнении лабораторных работ.
Приступая к лабораторной работе, Вам необходимо внимательно прочитать ее цели, ознакомиться с требованиями к уровню Вашей подготовки, краткими теоретическими и учебно-методическими материалами по теме, ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.
Все задания к лабораторной работе Вы должны выполнять в соответствии с инструкцией, анализировать полученные в ходе занятия результаты по приведенной методике.
Отчет о лабораторной работе Вы должны выполнить по приведенному алгоритму в тетрадях.
Наличие положительной оценки по лабораторным работам междисциплинарного курса «Теоретические и прикладные аспекты методической работы воспитателя детей дошкольного возраста» необходимо для сдачи экзамена, поэтому, в случае отсутствия на занятии по любой причине или получения неудовлетворительной оценки найдите время для выполнения и пересдачи.
Если в процессе подготовки к лабораторной работе у Вас возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, обращайтесь к преподавателю для получения консультации.
Желаем Вам успехов!
СОДЕРЖАНИЕ
Содержание | Стр. |
Лабораторная работа№ 1. Использование деловых игр в методической работе дошкольной образовательной организации | 5 |
Лабораторная работа № 2. Специфика проведения деловых игр с педагогами в докольной образовательной организации | 7 |
Лабораторная работа№ 3. Методическая работа воспитателя дошкольной образовательной организации | 9 |
Лабораторная работа№ 4. Методическая работа методиста дошкольной образовательной организации | 10 |
Лабораторная работа№ 5. Подготовка примерного набора игрового материала для младшей и средней группы (предметно-развивающая среда) | 11 |
Лабораторная работа№ 6. Подготовка примерного набора игрового материала для старшей группы (предметно-развивающая среда) | 13 |
Лабораторная работа№ 7. Подготовка примерного набора игрового материала для подготовительной группы (предметно-развивающая среда) | 14 |
Лабораторная работа№ 8. Календарно-тематическое планирование на неделю | 15 |
Лабораторная работа№ 9. Календарно-тематическое планирование на месяц | 16 |
Лабораторная работа№ 10. Планирование воспитательной работы в младшей группе | 17 |
Лабораторная работа№ 11. Планирование воспитательной работы в средней группе | 19 |
Лабораторная работа№ 12. Планирование воспитательной работы в старшей группе | 20 |
Лабораторная работа№ 13. Планирование воспитательной работы в подготовительной группе | 21 |
Лабораторная работа№ 14. Планирование работы с родителями | 22 |
Лабораторная работа№ 15. Подготовка к родительскому собранию | 23 |
Список использованных источников | 25 |
Лабораторная работа№ 1
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЕЛОВЫХ ИГР В МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ
ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Студент должен:
уметь: подбирать из доступных источников деловые игры для использования в методической работе дошкольной образовательной организации;
знать: основные компоненты и классификацию деловых игр; специфику проведения деловых игр с педагогами в дошкольной образовательной организации;
иметь сформированные компетенции: систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов; работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
Обеспеченность занятия
Раздаточные материалы: примерные конспекты деловых игр.
Краткие теоретические материалы по теме лабораторной работы
Деловая игра – это метод имитации принятия управленческих решений в различных ситуациях, путем игры по заданным или вырабатываемым самими участниками игры правилам. Нередко деловые игры называют имитационными управленческими играми. Деловая игра повышает интерес, вызывает высокую активность, совершенствует умение в разрешении реальных педагогических проблем.
Как метод обучения деловая игра, должна отвечать следующим требованиям:
– распределение ролей между участниками игры;
– совместная деятельность участников игры в условиях дифференциации и интеграции имитируемых функций;
– диалоговое общение партнеров по игре - необходимое условие принятия согласованных решений;
– различие интересов у участников игры и появления конфликтных ситуаций;
– наличие общей игровой цели у всего коллектива (игровая система), которая является ведущем стержнем игры, фоном, на котором развиваются частные конфликты и противоречия;
– введение в игру импровизации (непредвиденных обстоятельств, моделирующих возможные непредвиденные обстоятельства);
– использование гибкого масштаба времени;
– применение системы оценки результатов игровой деятельности и профессиональных знаний, способствующих созданию климата состязательности;
– наличие в игре системы стимулирования, создающей интеллектуальную и эмоциональную обстановку, т.е. побуждающей в ходе игры действовать так, как бы действовал в реальной жизни;
– динамичность, непрерывность и занимательность деловой игры;
– достижение единого – обучающего, развивающего и воспитывающего – эффекта деловой игры.
Использование деловых игр в методической работе повышает интерес, вызывает высокую активность педагогов, совершенствует умения для разрешения реальных проблем, способствует формированию профессионального творческого мышления.
Опыт, полученный в игре, может оказаться даже более продуктивным в сравнении с приобретенным в профессиональной деятельности. Это происходит по нескольким причинам. Деловые игры позволяют увеличить масштаб охвата действительности, наглядно представляют последствия принятых решений, дают возможность проверить альтернативные решения. Информация, которой пользуется человек в реальности, неполная, неточная. В игре ему предоставляется хотя и неполная, но точная информация, что повышает доверие к полученным результатам и стимулирует процесс принятия ответственности.
В дошкольных образовательных организациях методисты обращаются к деловой игре как к технологии работы с педагогами. С точки зрения методической технологии деловая игра принадлежит к числу средств работы с педагогами, относится к практической деятельности методиста и направлена на обеспечение управленческой деятельности, а также на определение и/или преобразование педагогического объекта. Отнесение деловой игры к сфере управления обусловлено тем, что такого рода игры объединяют всех членов данной группы в единую систему необходимостью принятия общего решения.
В конечном итоге, деловые игры призваны формировать у педагогов дошкольного образования такие профессиональные качества, которые бы позволяли им в будущей профессиональной деятельности комплексон (всесторонне) оценивать возникающие проблемы и вырабатывать рекомендации по их наиболее эффективному и конструктивному решению. При этом в ходе деловых игр могут отлаживаться как процедуры исследования педагогических проблем, так и процедуры выработки рекомендаций.
Вопросы для закрепления теоретического материала к лабораторной работе
Что называют деловой игрой?
В чем состоят основные требования, которым должна отвечать деловая игра?
Для чего методисты в дошкольных образовательных организациях используют деловую игру?
Какие профессиональные качества формируются у воспитателя в процессе деловых игр?
Инструкция по выполнению лабораторной работы
Разрабатывая игру, необходимо помнить, что чем больше свобода выбора решений, тем охотней игроки включаются в процесс. Сюжет игры должен представлять собой постоянное столкновение интересов участников. Для этого выделяют следующие основные этапы разработки игры:
1) постановка проблемы;
2) выбор темы, цели и задачи;
3) анализ главных закономерностей создаваемой игры: соотношения, связи, роли, субординация между игроками и т.д.;
4) разработка сценария, состоящего из игровых событий;
5) создание наиболее вероятного списка решений игроков в каждом игровом событии;
6) разрабатывается система оценок. Стоит отметить, что не всегда в игре возможно применение количественной оценки. В этом случае применяется метод экспертной оценки;
7) формулировка правил игры;
8) предварительная отладка игры.
Задания к лабораторной работе
1. Разработайте деловую игру, согласно основным этапам на тему:
«Игра – ведущая деятельность детей дошкольного возраста».
«Работа по профилактике жестокого обращения с детьми».
2. Составьте вопросы для итога и анализа каждой игры.
3. Подготовьте к игре «ритуал приветствия» и «ритуал прощания» участников.
Лабораторная работа№ 2
СПЕЦИФИКА ПРОВЕДЕНИЯ ДЕЛОВЫХ ИГР С ПЕДАГОГАМИ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Студент должен:
уметь: составлять коррекционно–развивающий план работы с детьми, развивать социальный и интеллектуальный потенциал ребенка, формировать его позитивные и личностные качества.
знать: психические, возрастные и индивидуальные особенности развития детей дошкольного возраста.
иметь сформированные компетенции: разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников; ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
Обеспеченность занятия
Раздаточный материал: Коррекционно-развивающие программы для детей дошкольного возраста.
Краткие теоретические материалы по теме лабораторной работы
Коррекционно-педагогическому воздействию определяют педагогические условия, содержание и методы воспитания и обучения детей дошкольного возраста с различными вариантами отклоняющегося развития. Исходя из этих требований, разрабатываются типовые и альтернативные программы, осуществляется поиск новых форм обучения и различных развивающих и коррекционно-педагогических технологий. Эти требования включают в себя определение организационных форм и разработку содержания коррекционной помощи детям раннего и дошкольного возраста с учетом их жизненно важных потребностей, лежащих в зоне актуального и потенциального развития каждого ребенка определенной возрастной группы. Именно потребности детей, в том числе и образовательные, определяют те предметные области, которые становятся значимыми при разработке программ коррекционно-развивающего воспитания и обучения детей разных категорий. При этом следует помнить, что при разработке индивидуально-ориентированных программ усилия педагогов должны быть направлены на формирование тех психологических новообразований, которые соответствуют возрасту ребенка, но еще не возникли. Например, у трехлетнего малыша не сформированы предметные действия, наблюдаются лишь неспецифические и специфические манипуляции (ребенок размахивает предметами, берет их в рот, стучит по столу). С одной стороны, коррекционную работу с таким ребенком нужно проводить в направлении формирования у него соотносящих орудийных действий. С другой стороны, обучение должно стимулировать предпосылки становления тех новообразований, появление которых характерно для данного возрастного периода, то есть предметно-игровых действий. На коррекционных занятиях этому ребенку нужно предлагать игры с дидактическими игрушками (матрешками, пирамидками, разрезными картинками и т. д.), а также задания на выполнение действий, объединенных общим сюжетом (покорми куклу, перевези матрешек, покатай Зайку). Такие задания будут способствовать формированию у ребенка подражательных способностей по отношению к действиям взрослого, а в дальнейшем и умений действовать по речевой инструкции взрослого.
Содержание базовых направлений работы в программах воспитания и обучения должно разрабатываться с точки зрения системного подхода к решению общеразвивающих и коррекционных задач. Например, дети с эмоциональными расстройствами нуждаются в специальном воздействии, направленном на коррекцию их деятельностной сферы, на обучение их навыкам взаимодействия со взрослым, а в дальнейшем и со сверстниками. В некоторых случаях (при сенсорных, двигательных нарушениях) в содержание программ включаются специфические коррекционные разделы: «Развитие слухового восприятия и обучение произношению» (для слабослышащих), «Развитие зрительного восприятия» (для детей с нарушением зрения), «Развитие и коррекция общих движений, совершенствование физиологических возможностей мышц кистей и пальцев рук» (для детей с недостатками двигательной сферы) и др. Особую значимость приобретает соответствие содержания и методов коррекционной работы виду, степени выраженности и структуре отклоняющегося развития, а также возрасту ребенка. При этом предусматривается широкое варьирование организационных форм коррекционно-образовательной работы: групповые, подгрупповые и индивидуальные занятия, различные виды деятельности в условиях дошкольного учреждения и в семье.
Вопросы для закрепления теоретического материала к лабораторной работе
Исходя, из каких требований разрабатываются типовые и альтернативные коррекционно-развивающие программы для детей дошкольного возраста?
Что следует помнить, при разработке индивидуальных коррекционно-развивающих программ для дошкольников?
Может ли воспитатель сам проводить диагностику и делать заключение психического состояния ребенка?
Инструкция по выполнению лабораторной работы
Коррекционно-развивающая работы с дошкольниками должна строиться на следующих принципах:
– принцип соблюдения интересов ребёнка, определяющий позицию воспитателя, призванного решать проблемы ребёнка с максимальной пользой в интересах полноценного детского развития;
– принцип системности, обеспечивающий единство диагностики, коррекции и развития;
– принцип непрерывности, гарантирующий ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до решения проблемы или определения подхода к её решению;
– принцип рекомендательного характера оказания помощи, обеспечивающий соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) на защиту прав и интересов детей.
Задания к лабораторной работе
1. Составить коррекционно-развивающий план работы с дошкольниками средней группы:
1) стимулировать предметно-игровые действия;
2) развивать мелкую моторику пальцев рук.
2. Составить коррекционно-развивающий план работы с дошкольниками подготовительной группы:
1) стимулировать у детей активный интерес и стремление к обучению в школе;
2) развивать потребность в общении с другими детьми и взрослыми.
Лабораторная работа№ 3
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ВОСПИТАТЕЛЯ
В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Студент должен:
уметь: правильно выбирать, при необходимости разрабатывать и изготавливать учебно-методические пособия и атрибуты для занятий с детьми.
знать: особые требования, предъявляемые учебно-методическим пособиям в детском саду;
иметь сформированные компетенции: разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников.
Обеспеченность занятия
Оснащенность и раздаточный материал: мультимедийная доска; примерные методические пособия для занятия по развитию речи.
Краткие теоретические материалы по теме лабораторной работы
Учебно-методическое пособие представляет собой печатное, иллюстрированное издание или материалы для упражнений, направленные на оптимизацию и эффективную организацию образовательно-воспитательного процесса.
Основными задачами учебно-методических пособий для детского сада являются изложение системы знаний по той или иной теме или дисциплине, раскрытие курса в доступной и понятной форме, а также управление познавательной деятельностью дошкольников.
Особенности учебно-воспитательного процесса в детском саду диктуют определённые требования к учебно-методическим пособиям.
Каким должно быть учебно-методическое пособие для детского сада? К учебно-методическим пособиям для детей выдвигаются особые требования, главными из которых являются:
− доступность изложения материала – пособие не должно содержать слов, которые не понятны ребёнку, сложных терминов и т. д.;
− достоверность информации – учебное пособие для детского сада должно содержать сведения, соответствующие действительности;
− систематичность, логичность и последовательность изложения – должен быть соблюдён принцип преемственности, когда новые знания накладываются на полученные ранее;
− чёткость структуры – учебные пособия для детского сада должны быть разделены на темы, разделы или параграфы, чтобы ребёнок мог легко ориентироваться в издании самостоятельно.
Кроме того, детские учебные пособия должны быть яркими и красочными, интересными для ребёнка, привлекающими внимание и вызывающими желание изучить их.
Важную роль также играет размер шрифта. Как правило, дошкольники не могут читать бегло, поэтому для облегчения прочтения поставленного задания или изложенной в пособии информации при создании этих материалов используется чёткий крупный шрифт, в отдельных случаях проставляется знак ударения.
Вопросы для закрепления теоретического материала к лабораторной работе
Дать определение учебно-методическому пособию.
Какие требования предъявляют учебно-методическим пособиям для детей дошкольного возраста?
В каких случаях воспитатель должен обязательно пользоваться учебно-методическими пособиями?
Инструкция по выполнению лабораторной работы
При изготовлении пособия для занятия по развитию речи вам необходимо определить:
тему занятия;
цели и задачи занятия;
составить конспект занятия;
подготовит необходимые атрибуты и учебно-методические пособия.
Задания к лабораторной работе
1. Придумайте сказку или рассказ, где решение возникшей проблемы может быть только коллективным.
2. Подготовьте, согласно данному рассказу или сказке необходимые учебно-методические пособия строго придерживаясь основных требований.
Лабораторная работа№ 4
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА МЕТОДИСТА
В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Студент должен:
уметь: работать с педагогическим составом дошкольной образовательной организации;
знать: основные направления в деятельности старшего воспитателя, направленные на повышение качества образовательного процесса
иметь сформированные компетенции: разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников.
Обеспеченность занятия
Раздаточный материал: примерная документация дошкольной образовательной организации.
Краткие теоретические материалы по теме лабораторной работы
Основные направления в деятельности методиста, направленные на повышение качества образовательного процесса.
Методист осуществляет планирование:
– годового плана дошкольной образовательной организации;
– перспективного плана по разделам программы;
– перспективного плана по различным направлениям деятельности;
- дошкольной образовательной организации;
– перспективного и календарного плана деятельности методиста.
– выполнение и усвоение детьми программного материала по всем направлениям;
– уровень готовности детей подготовительных групп к обучению в школе;
– мониторинг участия педагогов в методических мероприятиях;
– создание условий комфортного пребывания детей и т.д.
– выполнение и усвоение детьми программного материала по всем направлениям;
– уровень готовности детей подготовительных групп к обучению в школе;
– мониторинг участия педагогов в методических мероприятиях;
– создание условий комфортного пребывания детей и т.д.
Работа с педагогами:
– консультации разных форм: индивидуальные, групповые;
– педагогические советы, семинары, практикумы и другие формы организационно-методических мероприятий;
– открытые просмотры НОД, взаимопосещения;
– обмен опытом (наставничество, педагогическая практика);
– организация работы «Школы молодого воспитателя»;
– участие педагогов в работе методических объединений;
– повышение квалификации педагогов.
Создание предметно-развивающей среды:
– организация пространства методического кабинета;
– приобретение пособий, методической литературы, игрушек;
– оформление стендов, выставок;
Методист осуществляет контроль за работой педагогов:
– систематически проверяет планы учебно-воспитательной работы;
– по графику посещает НОД в группах;
– следит за выполнением годового плана работы, решений, принятых на заседаниях педсовета.
Вопросы для закрепления теоретического материала к лабораторной работе
Какое планирование осуществляет методист в дошкольной образовательной организации?
Какую методическую работу ведет методист с педагогическим составом детского сада?
Инструкция по выполнению лабораторной работы
Изучить примерную документацию дошкольной образовательной организации.
Выбрать всю методическую работу методиста детского сада.
Задания к лабораторной работе
Подготовить план работы методиста на год в дошкольной образовательной организации.
Лабораторная работа№ 5
ПОДГОТОВКА ПРИМЕРНОГО НАБОРА ИГРОВОГО МАТЕРИАЛА
ДЛЯ МЛАДШЕЙ И СРЕДНЕЙ ГРУППЫ (предметно-развивающая среда)
Студент должен:
уметь: создавать в группе предметно-развивающую среду, соответствующую возрасту, целям и задачам дошкольного образования;
знать: особенности современных подходов и педагогических технологий дошкольного образования; педагогические, гигиенические, специальные требования к созданию предметно-развивающей среды;
иметь сформированные компетенции: создавать в группе предметно-развивающую среду; осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.
Обеспеченность занятия
Оборудование: мультимедийная доска.
Раздаточный материал: примерные материалы для создания предметно-развивающей среды в младшей группе.
Краткие теоретические материалы по теме лабораторной работы
Рассмотрим общие принципы размещения игровых материалов в групповом помещении. Для игры детей младшей группы, все еще значительно зависящих от внешней обстановки, необходимы наборы (комплексы) игрового материала, в которых представлены все типы сюжетообразующих игрушек (персонажи, предметы оперирования, маркеры пространства).
В пространстве группового помещения достаточно иметь 3-4 таких целостных комплекса (традиционно в дошкольной педагогике их называют тематическими зонами). Это комплексы материалов (и часть пространства) для развертывания бытовой тематики: 1) шкафчик с посудой, кухонная плита и несколько кукол на стульчиках вокруг стола; 2) пара кукольных кроватей, шкафчик с "постельными принадлежностями", диванчик, на котором могут сидеть и куклы, и дети. Еще один тематический комплекс: домик-теремок - ширма, со скамеечкой или модулями внутри, где могут "жить" мягкие игрушки-звери, прятаться и устраивать свой "дом" дети; здесь же может развертываться игра взрослого с детьми по мотивам простых сказок. И наконец, тематический комплекс для разнообразных "поездок": автобус-каркас с модулями-сидениями внутри и рулем на фасадной секции.
Остальные игровые материалы размещаются в низких стеллажах, передвижных ящиках на колесиках, пластмассовых емкостях, вдвигающихся в нижние открытые полки шкафов и т.п. Все материалы, находящиеся в поле зрения, должны быть доступны детям.
По мере взросления детей, т.е. к концу года можно делать наборы сюжетообразующего материала более мобильными, Воспитатель предлагает детям перемещать маркеры игрового пространства (чтобы не мешать другим играющим), соединять их по смыслу сюжета, т.е. постепенно направляет детей на частичную переорганизацию обстановки.
Вопросы для закрепления теоретического материала к лабораторной работе
1. Назовите общие принципы размещения игровых материалов?
2. Сколько должно быть тематических зон в групповом помещении?
3. Все ли игровые материалы должны быть доступны детям?
Инструкция по выполнению лабораторной работы
Изучить вопросы:
1) понятие «Предметно-развивающей среды» в рамках реализации ФГОС;
2) функциональное назначение предметно-развивающей среды, т. е зачем нужна предметная среда ребёнку, всякая ли предметная среда является развивающей; каковы основные типичные ошибки в организации предметно-развивающей среды ДОУ;
3) рассмотрите все принципы конструирования предметно-развивающей среды. А это очень важно, поскольку во всех принципах к построению предметно-развивающей среды заложена реализация личностно-ориентированного развития детей.
Принципы:
− гибкого зонирования;
− уважение мнения ребенка;
− опережающего характера содержания образования;
− дистанции позиции при взаимодействии;
− детской активности, самостоятельности, творчества;
− индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия;
− учета половых и возрастных особенностей дошкольников.
Задания к лабораторной работе
Разработайте примерный набор игровых материалов для младшей группы, учитывая все необходимые зоны в групповом пространстве:
1) материалы для сюжетной игры;
2) материалы для игр с правилами;
3) материалы для изобразительной деятельности;
4) материалы для конструирования;
5) материалы и оборудование для познавательно-исследовательской деятельности.
Лабораторная работа№ 6
ПОДГОТОВКА ПРИМЕРНОГО НАБОРА ИГРОВОГО МАТЕРИАЛА
ДЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ (предметно-развивающая среда)
Студент должен:
уметь: создавать в группе предметно-развивающую среду, соответствующую возрасту, целям и задачам дошкольного образования;
знать: особенности современных подходов и педагогических технологий дошкольного образования; педагогические, гигиенические, специальные требования к созданию предметно-развивающей среды;
иметь сформированные компетенции: создавать в группе предметно-развивающую среду; осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.
Обеспеченность занятия
Оборудование: мультимедийная доска.
Раздаточный материал: примерные материалы для создания предметно-развивающей среды в старшей группе.
Краткие теоретические материалы по теме лабораторной работы
При организации предметной среды в старшей группе дошкольного возраста необходимо учитывать потребность детей в творчестве и самоутверждении. Предметно-развивающая среда в старшей группе – это поле деятельности, образ жизни, передача опыта, творчество, предметное образование, историческая эпоха. Эта среда изменчива, динамична. Она достаточно разнообразна.
В группе используют не только горизонтальную плоскость (пол), но и вертикальные поверхности (стены), а также осваивают воздушное пространство (к потолку подвешивают игрушки, поделки). Зоны важно организовывать так, чтобы ребенок мог располагаться в ней, сидя на стульях, кубах, на полу, стоя у мольберта, наборного полотна, на коленях у подиума с разнообразными конструкторами, материалами, макетами и пр. Содержание предметно-развивающей среды должно периодически обогащаться с ориентацией на поддержание интереса ребенка к предметно-развивающей среде, а также ориентироваться:
− на пройденный программный материал;
− на индивидуальные возможности детей;
− на обеспечение зоны ближайшего развития;
− на неисчерпаемую информативность.
Вопросы для закрепления теоретического материала к лабораторной работе
1. Что такое предметно-развивающая среда в старшей группе?
2. Какие тематические зоны должны быть в групповом помещении?
3. На что ориентируется содержание предметно-развивающей среды в старшей группе?
Инструкция по выполнению лабораторной работы
Изучить вопросы:
1) понятие «Предметно-развивающей среды» в рамках реализации ФГОС;
2) функциональное назначение предметно-развивающей среды, зачем нужна предметная среда ребёнку, всякая ли предметная среда является развивающей; каковы основные типичные ошибки в организации предметно-развивающей среды в старшей группе;
3) рассмотрите все принципы конструирования предметно-развивающей среды.
Задания к лабораторной работе
Разработайте примерный набор игровых материалов для старшей группы, учитывая все необходимые зоны в групповом пространстве:
1) материалы для сюжетной игры;
2) материалы для игр с правилами;
3) материалы для изобразительной деятельности;
4) материалы для конструирования;
5) материалы и оборудование для познавательно-исследовательской деятельности.
Лабораторная работа№ 7
ПОДГОТОВКА ПРИМЕРНОГО НАБОРА ИГРОВОГО МАТЕРИАЛА
ДЛЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ (предметно-развивающая среда)
Студент должен:
уметь: создавать в группе предметно-развивающую среду, соответствующую возрасту, целям и задачам дошкольного образования;
знать: особенности современных подходов и педагогических технологий дошкольного образования; педагогические, гигиенические, специальные требования к созданию предметно-развивающей среды;
иметь сформированные компетенции: создавать в группе предметно-развивающую среду; осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.
Обеспеченность занятия
Оборудование: мультимедийная доска.
Раздаточный материал: примерные материалы для создания предметно-развивающей среды в подготовительной группе.
Краткие теоретические материалы по теме лабораторной работы
«Предметно – развивающая среда» в подготовительной группе - это система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Предметно-развивающая среда в подготовительной группе нужна для того, чтобы воспитать успешного, самостоятельного, инициативного, творческого ребенка.
Групповая комната в детском саду для дошкольников подготовительной группы представлена тремя основными зонами
1) рабочая зона;
2) активная зона;
3) спокойная зона.
При построении предметно-развивающей среды в подготовительной группе учитываются принципы построения развивающей среды:
− принцип открытости и доступности;
− гибкого зонирования;
− стабильности–динамичности развивающей среды;
− полифункциональности.
Все групповое пространство доступно детям: игрушки, дидактический материал, игры. Они прекрасно знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр инсценировок.
Есть уголок уединения, где можно полистать любимую книжку, рассмотреть фотографии в семейном альбоме и просто посидеть и отдохнуть от детского коллектива, создавая свой собственный мирок (создание “своего” личного пространства).
Обобщать результаты своих наблюдений за объектами природы дети учатся при ведении календаря погоды. Вместе с взрослыми дети пересаживают и поливают цветы.
Мебель и оборудование установлены так, чтобы каждый ребенок мог найти удобное и комфортное место для занятий с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной мере контакт и свободу.
Вопросы для закрепления теоретического материала к лабораторной работе
1. Что такое предметно-развивающая среда в подготовительной группе?
2. Какие тематические зоны должны быть в групповом помещении?
3.Назовите принципы предметно-развивающей среды в подготовительной группе?
Инструкция по выполнению лабораторной работы
Изучить вопросы:
1) понятие «Предметно-развивающей среды» в рамках реализации ФГОС;
2) функциональное назначение предметно-развивающей среды, зачем нужна предметная среда ребёнку, всякая ли предметная среда является развивающей; каковы основные типичные ошибки в организации предметно-развивающей среды в подготовительной группе;
3) рассмотрите все принципы конструирования предметно-развивающей среды.
Задания к лабораторной работе
Разработайте примерный набор игровых материалов для подготовительной группы, учитывая все необходимые зоны в групповом пространстве:
1) материалы для сюжетной игры;
2) материалы для игр с правилами;
3) материалы для изобразительной деятельности;
4) материалы для конструирования;
5) материалы и оборудование для познавательно-исследовательской деятельности.
Лабораторная работа№ 8
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА НЕДЕЛЮ
Студент должен:
уметь: определять цели и задачи, содержание, формы, методы и средства при планировании дошкольного образования воспитанников;
знать: теоретические основы методической работы воспитателя детей дошкольного возраста;
иметь сформированные компетенции: организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
Обеспеченность занятия
Оборудование: мультимедийная доска.
Раздаточный материал: примерные материалы календарно-тематического планирования на неделю в детском саду.
Краткие теоретические материалы по теме лабораторной работы
Календарно-тематическое планирование - это планирование в соответствии с примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования по всем направлениям развития ребенка (физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому) и образовательным областям («Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка»).
Такое планирование предполагает соблюдение определенных принципов. Первый – принцип тематического планирования – предусматривает, что тема может быть выбрана воспитателем самостоятельно или заимствована из примерной общеобразовательной программы. Темы, в рамках которых будут решаться образовательные задачи, должны быть социально значимыми для общества, семьи, государства, кроме того, должны вызывать личностный интерес детей, положительное эмоциональное отношение. Тема реализуется через разнообразные виды детской деятельности с интеграцией в содержании нескольких образовательных областей и с использованием адекватных возрасту форм работы с детьми (игра, наблюдение, экскурсия, беседа и т.д.).
Вопросы для закрепления теоретического материала к лабораторной работе
1. Что такое календарно-тематическое планирование?
2. Соблюдение, каких принципов предполагает тематическое планирование?
3. В каких видах деятельности детей реализуется тема планирования?
Инструкция по выполнению лабораторной работы
Изучить вопросы:
1) основные компоненты календарно-тематического планирования;
2) условия, способствующие успешному планированию.
Задания к лабораторной работе
Разработайте примерный календарно-тематический план на неделю, по основным образовательным областям для детей средней группы.
Лабораторная работа№ 9
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА МЕСЯЦ
Студент должен:
уметь: определять цели и задачи, содержание, формы, методы и средства при планировании дошкольного образования воспитанников;
знать: теоретические основы методической работы воспитателя детей дошкольного возраста;
иметь сформированные компетенции: организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
Обеспеченность занятия
Оборудование: мультимедийная доска.
Раздаточный материал: примерные материалы календарно-тематического планирования на месяц в детском саду.
Краткие теоретические материалы по теме лабораторной работы
Календарно-тематическое планирование на месяц отличается от планирования на неделю тем, что-либо выбранная тема имеет долгосрочность, либо календарно-тематическое планирование на неделю включено в планирование на месяц. Это планирование является основной общеобразовательной программы дошкольного образования по всем направлениям развития ребенка (физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому) и образовательным областям.
Данное планирование предполагает соблюдение определенных принципов, как и в случае с календарно-тематическим планированием на неделю. Первый – принцип тематического планирования – предусматривает, что тема может быть выбрана воспитателем самостоятельно или заимствована из примерной общеобразовательной программы. Темы, в рамках которых будут решаться образовательные задачи, должны быть социально значимыми для общества, семьи, государства, кроме того, должны вызывать личностный интерес детей, положительное эмоциональное отношение. Тема реализуется через разнообразные виды детской деятельности с интеграцией в содержании нескольких образовательных областей и с использованием адекватных возрасту форм работы с детьми (игра, наблюдение, экскурсия, беседа и т.д.).
Вопросы для закрепления теоретического материала к лабораторной работе
1. Чем отличается календарно-тематическое планирование на месяц от календарно-тематического планирование на неделю?
2. Соблюдение, каких принципов предполагает тематическое планирование?
3. В каких видах деятельности детей реализуется тема планирования?
Инструкция по выполнению лабораторной работы
Изучить вопросы:
1) основные компоненты календарно-тематического планирования;
2) условия, способствующие успешному планированию.
Задания к лабораторной работе
Разработайте примерный календарно-тематический план на месяц по основным образовательным областям для детей младшей группы.
Лабораторная работа№ 10
ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ
Студент должен:
уметь: анализировать примерные и вариативные программы дошкольного образования; использовать методы и методики педагогического исследования и проектирования, подобранные совместно с руководителем;
знать: теоретические основы методической работы воспитателя детей дошкольного возраста; теоретические основы планирования педагогического процесса в дошкольном образовании;
иметь сформированные компетенции: разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников; организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
Обеспеченность занятия
Оборудование: мультимедийная доска.
Раздаточный материал: примерная документация по планированию воспитательной работы в младшей группе.
Краткие теоретические материалы по теме лабораторной работы
Планирование - основа содержания воспитательно-образовательной работы в ДОУ.
Планирование позволяет устранить отрицательный эффект неопределенности, сосредоточить внимание на главных задачах, добиться экономичного функционирования и облегчить контроль. Планирование связано с предупреждением ошибок - с одной стороны, и с необходимостью использования всех возможностей - с другой.
План - это условие целеустремленности и организованности труда воспитателя, защита от самотека, от плена мелких текущих дел, однобокости и пропуска каких-то существенных задач развития. Планирование помогает воспитателю равномерно распределить программный материал в течение года, своевременно закрепить его, избежать перегрузки, спешки. План помогает заранее предусмотреть и обдумать методы, приемы, цель воспитания и обучения. Благодаря наличию плана воспитатель знает, что он сегодня будет делать и как, какие пособия и атрибуты будут использованы.
Правильно составленный план работы вносит ясность, предсказывает трудности, экономит время, повышает ответственность, облегчает работу. План - не просто отчетный документ, главное в нем - рабочая ценность, заблаговременный преднамеренный подбор содержания и форм предстоящей работы с детьми, четкие ориентиры в использовании служебного времени. План - это не формальность, а необходимое условие успешной работы с детьми, в плане главное не схема, форма, а содержание. Необходимым условием успешного планирования является твердое знание программы. Но знание программы не является единственным условием успешного планирования. Воспитатель должен хорошо знать детей своей группы, изучать каждого ребенка в динамике его развития.
Успешно спланировать работу воспитателю помогут также методические пособия, рекомендации, полученные на педсовете, методическом объединении, курсах и прочее.
Следующим условием является совместное составление плана двумя воспитателями, работающими в одной возрастной группе. Выполнение этого условия обеспечит единый подход к детям, единые требования к ним, повысит ответственность каждого воспитателя за выполнение плана и программы. У сменных воспитателей должен быть повседневный контакт в работе, постоянный обмен мнениями по результатам наблюдения за детьми: как они усваивают программный материал, как выполняют свои обязанности, каковы их навыки культурного поведения, черты характера, кто, как и с кем играет и прочее.
Вопросы для закрепления теоретического материала к лабораторной работе
1. Что такое планирование воспитательной работы?
2. Что является необходимым условием планирования воспитательной работы?
3. Как свою работу должны планировать сменные воспитатели?
Инструкция по выполнению лабораторной работы
Деятельность воспитателя регламентируется законодательными и нормативно-правовыми документами, а также внутренними локальными актами учреждений в соответствии с их видом и типом:
− Конвенцией о защите прав человека и основных свобод;
− Конвенцией о правах ребенка;
− Конституцией РФ;
− Трудовым Кодексом РФ;
− Законом РФ «Об образовании»;
− Федеральным законом РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Принят Государственной Думой 03.07.1998 г.;
− федеральными и региональными программами образования;
− типовым положением о ДОУ в соответствии с его видом.
− Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений;
− региональными нормативно-правовыми документами;
− нормативно-правовыми документами вышестоящих организаций;
− локальными актами ДОУ (уставом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовым договором, должностной инструкцией).
Изучить законодательные и нормативные документы.
Задания к лабораторной работе
1. Разработайте план работы с детьми младшей группы на один день, учитывая работу воспитателя в первой и второй половине дня.
2. Составьте подробный конспект одного занятия, запланированного воспитателем в течение дня.
Лабораторная работа№ 11
ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ
Студент должен:
уметь: анализировать примерные и вариативные программы дошкольного образования; использовать методы и методики педагогического исследования и проектирования, подобранные совместно с руководителем;
знать: теоретические основы методической работы воспитателя детей дошкольного возраста; теоретические основы планирования педагогического процесса в дошкольном образовании;
иметь сформированные компетенции: разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников; организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
Обеспеченность занятия
Оборудование: мультимедийная доска.
Раздаточный материал: примерная документация по планированию воспитательной работы в средней группе.
Краткие теоретические материалы по теме лабораторной работы
В процессе воспитательной работы воспитатель средней группы использует следующие виды планирования:
1. Тематические планы - планирование по видам деятельности.
2. Календарные планы - цели и задачи коллектива группы или отдельного специалиста с заблаговременным определением порядка и последовательности осуществления образовательной программы с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов работы.
3. Перспективные планы - цели и задачи коллектива группы или отдельного специалиста на месяц, год.
Вопросы для закрепления теоретического материала к лабораторной работе
1. Назовите виды планирования воспитателя.
2. Дайте краткое определение каждому виду планирования в детском саду.
Инструкция по выполнению лабораторной работы
1. Изучить законодательные и нормативные документы.
2. Изучить примерный план-конспект занятия по развитию речи для детей средней группы.
3. Изучить примерный план-конспект сюжетно-ролевой игры для детей средней группы.
Задания к лабораторной работе
1. Разработайте план работы с детьми средней группы на один день, учитывая работу воспитателя в первой и второй половине дня.
2. Составьте подробный конспект одного занятия, запланированного воспитателем, в течение дня.
Лабораторная работа№ 12
ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
Студент должен:
уметь: анализировать примерные и вариативные программы дошкольного образования; использовать методы и методики педагогического исследования и проектирования, подобранные совместно с руководителем;
знать: теоретические основы методической работы воспитателя детей дошкольного возраста; теоретические основы планирования педагогического процесса в дошкольном образовании;
иметь сформированные компетенции: разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников; организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
Обеспеченность занятия
Оборудование: мультимедийная доска.
Раздаточный материал: примерная документация по планированию воспитательной работы в старшей группе.
Краткие теоретические материалы по теме лабораторной работы
Существуют определенные принципы планирования воспитательно-образовательной работы с детьми:
1. Должен быть определен оптимальный вариант учебной нагрузки детей. Недопустима информационная перегрузка. Существуют четкие рамки содержания (стандарт).
2. Должны быть учтены медико-гигиенические требования к последовательности, длительности, особенностям проведения различных режимных процессов.
3. Учтены местные региональные особенности (климат, природные условия).
4. Учтены время года и погодные условия.
5. Предусматривайте в плане чередования организованной и самостоятельной деятельности детей. Свободная деятельность должна составлять не менее 40% от объема регламентированной деятельности, в том числе на воздухе 3-4 часа в течение дня в зависимости от времени года. Обязательное выделение времени для свободной игры в детском саду.
6. Учет изменения работоспособности детей в течение недели при планировании занятий и требований к их сочетаемости.
7. Учет уровня развития детей. Использование результатов диагностики для оптимизации образовательного процесса, планирования индивидуальной работы с каждым ребенком.
8. Непременная взаимосвязь процесса воспитания, обучения и развития.
9. Регулярность, последовательность, повторность воспитательных воздействий.
10. Включение элементов деятельности, способствующих эмоциональной разрядке, создающих у ребят радостное настроение, доставляющих им удовольствие. Учет эффектов «начала и конца» при распределении их в течение недели.
11.Планирование строится на основе интеграции усилий всех специалистов, работающих в группе с детьми. Необходимо учитывать рекомендации специалистов
12. Планируемая деятельность не навязывается детям искусственно, а обязательно соответствующим образом мотивируется. Дети должны испытывать потребность заняться чем-либо, захотеть понять, для чего им это надо.
13. Следует предусмотреть разнообразие предлагаемой деятельности, чтобы способствовать максимально возможному раскрытию потенциала каждого малыша.
14. В планируемой педагогом деятельности с детьми должны просматриваться решаемые ДОУ годовые задачи.
15. Должна быть прослежена работа с родителями.
Вопросы для закрепления теоретического материала к лабораторной работе
1. Какую часть времени в течении дня должна составлять свободная деятельность детей в старшей группе?
2. Что следует предусмотреть воспитателю в планировании своей работы для максимального раскрытия потенциала каждого дошкольника?
Инструкция по выполнению лабораторной работы
1. Изучить законодательные и нормативные документы.
2. Изучить примерный план-конспект занятия по математическому развитию для детей старшей группы.
3. Изучить примерный план-конспект спортивной игры на свежем воздухе для детей старшей группы.
Задания к лабораторной работе
1. Разработайте план работы с детьми старшей группы на один день, учитывая работу воспитателя в первой и второй половине дня.
2. Составьте подробный конспект одного занятия, запланированного воспитателем, в течение дня.
Лабораторная работа№ 13
ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
Студент должен:
уметь: анализировать примерные и вариативные программы дошкольного образования; использовать методы и методики педагогического исследования и проектирования, подобранные совместно с руководителем;
знать: теоретические основы методической работы воспитателя детей дошкольного возраста; теоретические основы планирования педагогического процесса в дошкольном образовании;
иметь сформированные компетенции: разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников; организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
Обеспеченность занятия
Оборудование: мультимедийная доска.
Раздаточный материал: примерная документация по планированию воспитательной работы в подготовительной группе.
Краткие теоретические материалы по теме лабораторной работы
Самого начала учебного года педагоги подготовительной к школе группы должны позаботиться о наилучшей организации повседневной жизни своих воспитанников, чтобы каждый день последнего года пребывания ребенка в детском саду оказался для него полезным в нравственном отношении. Обязательным ориентиром для воспитателя являются при этом требования программы. Вместе с тем он всегда учитывает уровень нравственной воспитанности детей своей группы.
С первых дней воспитателям следует обсудить, как вести работу с детьми; как углубить чувства и продолжать укреплять привычки поведения у ребят.
Старший дошкольный возраст- время активного социального развития детей. В этот период начинает складываться личность с ее основными компонентами.
Дети 6-7 лет перестают быть наивными и непосредственными, становятся более закрытыми для окружающих. Часто они пытаются скрыть свои истинные чувства, особенно в случае неудачи, обиды, боли.
Воспитатель подготовительной группы при планировании воспитательной работы с дошкольниками должен придерживаться определенных правил. На занятиях, проводимых с детьми подготовительной группы не нужно при первых же затруднениях спешить на помощь ребенку, полезнее побуждать его к самостоятельному решению; если же без помощи не обойтись, вначале эта помощь должна быть минимальной: лучше дать совет, задать наводящие вопросы, активизировать имеющийся у ребенка прошлый опыт.
Воспитатели подготовительной группы решают задачи становления основных компонентов школьной готовности: развития стремления к школьному обучению, самостоятельности и инициативности, коммуникативных умений, познавательной активности и общего кругозора, воображения и творчества, социально-ценностных ориентации, укрепления здоровья будущих школьников.
Вопросы для закрепления теоретического материала к лабораторной работе
1. Что такое старший дошкольный возраст?
2. Какие основные воспитательно-образовательные задачи решает воспитатель подготовительной группы?
Инструкция по выполнению лабораторной работы
1. Изучить законодательные и нормативные документы.
2. Изучить примерный план-конспект занятия по математическому развитию для детей подготовительной группы.
3. Изучить примерный план-конспект подвижной игры с дидактической направленностью для детей подготовительной группы.
Задания к лабораторной работе
1. Разработайте план работы с детьми подготовительной группы на один день, учитывая работу воспитателя в первой и второй половине дня.
2. Составьте подробный конспект занятия, запланированного воспитателем, в течение дня.
Лабораторная работа№ 14
ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
Студент должен:
уметь: определять педагогические проблемы методического характера и находить способы их решения;
знать: логику подготовки и требования к устному выступлению, отчету, реферированию, конспектированию;
иметь сформированные компетенции: работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами; использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
Обеспеченность занятия
Оборудование: мультимедийная доска.
Раздаточный материал: примерная документация по планированию работы с родителями в дошкольной образовательной организации.
Краткие теоретические материалы по теме лабораторной работы
Цель и задачи, стоящие перед семьей и детским садом, едины: воспитать здоровых, всесторонне развитых людей, горячо любящих свою Родину. В детских садах воспитанием детей занимаются педагоги-специалисты, в специально созданных условиях. В семье, взрослые члены семьи, которые не всегда имеют достаточные педагогические знания, не умеют установить правильные отношения между собой и с ребенком, не проявляют достаточной заботы о гармоничном развитии его личности.
Родителей знакомят с задачами нравственного воспитания, а также рекомендуют средства формирования у ребенка нравственных чувств и привычек; умение сопереживать, стремление оказать помощь, проявить уважение к старшим, заботу о младших.
Формы работы дошкольных учреждений с родителями разнообразны: живое слово, показ воспитательной работы, организация выставок, педагогических библиотечек, привлечение родителей к активному участию в жизни детского сада и др. Ведется эта работа в двух направлениях: индивидуально и с коллективом родителей.
Индивидуальные формы работы с родителями - это беседы, консультации, посещения семей, поручения родителям и т.п.
Коллективная форма работы с родителями - это родительские собрания, проведение совместных праздников, тематических вечеров, деловых игр и т.п.
Уголок для родителей - это памятки, советы и рекомендации, объявления, педагогическая литература и т.п.
Посещение семьи своих воспитанников, где воспитатель знакомится со стилем семейного воспитания.
Вопросы для закрепления теоретического материала к лабораторной работе
1. Назовите цели и задачи, стоящие перед семьей и детским садом.
2. Назовите формы работы дошкольной образовательной организации с родителями.
Инструкция по выполнению лабораторной работы
Изучить примерную документацию дошкольной образовательной организации по планированию работы с родителями.
Задания к лабораторной работе
Разработайте план работы с родителями воспитанников старшей группы на год.
Разработайте план-конспект праздника для родителей и детей старшей группы.
Лабораторная работа№ 15
ПОДГОТОВКА К РОДИТЕЛЬСОКМУ СОБРАНИЮ
Студент должен:
уметь: определять педагогические проблемы методического характера и находить способы их решения;
знать: логику подготовки и требования к устному выступлению, отчету, реферированию, конспектированию;
иметь сформированные компетенции: работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами; использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
Обеспеченность занятия
Оборудование: мультимедийная доска.
Раздаточный материал: методические указания при подготовке к родительскому собранию в дошкольной образовательной организации.
Краткие теоретические материалы по теме лабораторной работы
Основная форма работы с коллективом родителей - групповое родительское собрание, которое обычно проводится раз в квартал.
На этих собраниях родителей систематически знакомят с целями и задачами, формами и методами воспитания детей данной возрастной группы в детском саду и семье. Это может быть доклад или информация воспитателя, врача, музыкального работника, заведующего. Подводятся итоги работы за определенный период. Тематика педагогических бесед и докладов на групповых собраниях определяется воспитателем в соответствии с годовым планом работы детского сада. При этом учитываются также интересы и пожелания родителей.
Полезно, если кроме педагога, врача или других сотрудников детского сада, на собраниях выступают и сами родители. Кандидатура докладчика и содержание выступления согласовываются с заведующим детским садом, который советует, как сделать выступление более конкретным, ярким, чтобы вызвать активность всех присутствующих на собрании.
Каждое собрание выносит решения, касающиеся как детского сада, так и семьи. Содержание их должно быть конкретно и направлено на улучшение воспитательной работы. С отчета о выполнении решении собрания должно начинаться следующее собрание.
На общих родительских собраниях выносятся решения, которые доводятся до сведения всех родителей. Контроль за выполнением решений возлагается на администрацию и педагогическую комиссию родительского комитета. О выполнении решений докладывается на следующем собрании.
Вопросы для закрепления теоретического материала к лабораторной работе
1. Назовите цели и задачи родительского собрания.
2. С чего должно начинаться каждое последующее родительское собрание?
Инструкция по выполнению лабораторной работы
Изучить примерную документацию дошкольной образовательной организации по планированию и подготовке к родительскому собранию с родителями дошкольников.
Задания к лабораторной работе
Запланируйте родительские собрания для старшей группы на год.
Разработайте план-конспект родительского собрания для старшей группы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Основные источники:
1Бережнова, Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: учебник для студ. сред. учеб. заведений / Е.В. Бережнова,
В.В. Краевский. – М.: Академия, 2015. – 128 с.
2 Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: Учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М.: Академия, 2015. – 432 с.
3 Микляева, Н.В. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования: Учебник для студ. СПО. – М.: Юрайт, 2017. – 434 с.
Дополнительные источники:
1. Белая, К.Ю. Методическая деятельность в дошкольной организации: 2 изд., испр.,допол./ Белая К.Ю М.: ТЦ Сфера, 2015. – 128 с. («Управление детским садом»).
2. Михайлова-Свирская, Л.В. Метод проектов в образовательной работе детского сада: пособие для педагогов ДОУ/Михайлова-Свирская Л.В. – Просвещение, 2013.-95 с.
3. Загвязинский, В.И., Атаханов, Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов . - 6-е изд.,стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 208с
Интернет-ресурсы:
Портал «Профессиональное образование» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ripo.unibel.by/umosso/obespecheniekmo.shtml
Методический портал[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://metodsovet.su/dir/musik/
Федеральные государственные стандарты в дошкольном образовании [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru/blog/detskii-sad/all/federalnye-gosudarstvennye-standarty-v-doshkolnom-obrazovanii