СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ДД.1 Основы биологии и экологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

            Методическая разработка Самостоятельная работа студентов при изучении «Основы биологии и экологии» составлена для студентов, в соответствии с рекомендациями по планированию и организации самостоятельной работы студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования

Просмотр содержимого документа
«МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ДД.1 Основы биологии и экологии»

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Курский государственный университет»



Колледж коммерции, технологий и сервиса







МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по ВЫпОЛНЕНИю САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



ДД.1 Основы биологии и экологии


















Разработчик: М.В.Сотникова – преподаватель

колледжа коммерции, технологий и сервиса

ФГБОУ ВО «Курский государственный университет»







Курск 2020


Пояснительная записка


Методическая разработка Самостоятельная работа студентов при обучении «Основы биологии и экологии» составлена для студентов, в соответствии с рекомендациями по планированию и организации самостоятельной работы студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования.

Предлагаемая система методических указаний призвана помочь студентам сформировать умения и навыки самостоятельной работы с учебной литературой, отвечать на поставленные вопросы, умение структурировать изученное, решать качественные и количественные задачи.

Цель данной методической разработки – ознакомить с общими положениями организации самостоятельной работы при изучении нового материала, при выполнении самостоятельной внеаудиторной работы.

Самостоятельная работа студентов реализуется:

1) непосредственно в процессе аудиторных занятий – на лекциях и практических занятиях;

2)путем проведения экспресс-опросов по конкретным темам, тестового контроля знаний;

3) в контакте с преподавателем вне рамок расписания – на консультациях по учебным вопросам, при выполнении индивидуальных заданий;

4) в библиотеке, дома.























Методические рекомендации по планированию и организации

времени, необходимого для изучения дисциплины

Содержание программы основывается на основных положениях и задачах биологии и экологии состоит из семи разделов. Все разделы разбиваются на темы, раскрывающие более подробно изучаемый вопрос.

Рекомендуется организовать время следующим образом:

-Изучение конспекта лекции в тот же день (10 – 15 минут).

-Изучение конспекта лекции за день перед лекцией (10-15 минут).

-Изучение теоретического материала по учебнику и конспекту (1,5 часа в неделю).

- Подготовка к практическому занятию (1 час ).

Дополнительно потребуется планировать время для выполнения заданий

самостоятельного изучения.

Программа построена на основании следующих принципов:

1. Принцип научности и доступности.

2. Принцип прагматичности.

3. Принцип креативности.

4. Принцип гуманности.

5. Принцип структурности.

6. Принцип междисциплинарности.

7. Принцип проблемности.

Итоговая аттестация - зачет.


Требования к составлению конспекта или плана к тексту учебника

1. Прочитайте параграф медленно по абзацам или смысловым фрагментам текста.

2. Вычлените в прочитанном существенное, для этого решите, как можно было бы озаглавить текст абзаца.

3. Перескажите существенную часть изложенного в тексте своими словами.

4. Запишите кратко содержание текста. Писать следует четко, аккуратно, применяя общепринятые сокращения и обозначения. В конспект могут быть включены рисунки опытов, приборов с поясняющими записями к ним, заменяющие текст схемы и таблицы. Дополнительные примеры и выводы.

5. Познакомьтесь с заданиями, помещенными в тексте или в конце параграфа, и мысленно решите, готовы ли вы к их выполнению, что нужно еще раз посмотреть в тексте или уточнить у учителя.

Правила написания доклада (сообщения)

1. По карточке в библиотеке выбери литературу по теме.

2. Изучи литературу, составь план отдельных разделов.

3. Составь план доклада (систематизация полученных сведений, выводы и обобщения).

4. При оформлении доклада используй рисунки, схемы и др.

Время для зачитывания доклада – 5 минут, для выступления с сообщение – 3 минуты.

Методические рекомендации по выполнению реферата

Требования к языку реферата. Должен отличаться точностью, краткостью, ясностью и простотой.

Структура реферата.

1. Титульный лист (заполняется по единой форме).

2. Оглавление (на отдельной странице). Указываются названия всех разделов (пунктов плана) реферата и номера страниц, указывающие начало этих разделов в тексте реферата.

3. Введение. Аргументируется актуальность исследования, т.е. выявляется практическое и теоретическое значение данного исследования. Далее констатируется, что сделано в данной области предшественниками, перечисляются положения, которые должны быть обоснованы. Обязательно формулируются цель и задачи реферата.

4. Основная часть. Подчиняется собственному плану, что отражается в разделении текста на главы, параграфы, пункты. План основной части может быть составлен с использованием различных методов группировки материала.

5. Заключение. Последняя часть научного текста. В краткой и сжатой форме излагаются полученные результаты, представляющие собой ответ на главный вопрос исследования.

6. Приложение. Может включать графики, таблицы, расчеты.

7. Библиография (список литературы). Указывается реально использованная для написания реферата литература. Названия книг располагаются по алфавиту с указанием их выходных данных.

Требования к оформлению реферата

1. Реферат пишется на белой бумаге стандарта А-4, с расположением текста только с одной стороны листа.

2. Общий объем реферата не должен превышать 15-20 страниц для печатного варианта.

3. Текст набирается в текстовом редакторе Microsoft Word, при этом рекомендуется использовать шрифт Times New Roman Cyr, размер шрифта – 14 пт, с полуторным межстрочным интервалом. Размеры полей: слева – 3 см, справа, сверху и снизу – 2 см.

Каждая страница нумеруется в середине нижней строки в районе колонтитула. Счет нумерации ведется с титульного листа, на котором цифры не проставляются.

4. В тексте не допускается сокращение названий, наименований (за исключением общепринятых аббревиатур.

Содержание самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает выполнение текущих контрольных заданий по темам теоретического курса: водные ресурсы; земельные ресурсы; минеральные ресурсы;

антропогенное воздействие на биосферу; принципы мониторинга окружающей среды.

Методические рекомендации по подготовке к промежуточной

аттестации зачету.

Изучение дисциплины «Основы биологии и экологии» завершается дифференцированным зачетом. Зачет является формой промежуточного контроля знаний и умений, полученных на лекциях, практических занятиях и в процессе самостоятельной работы. В период подготовки к зачету студенты вновь обращаются к пройденному учебному материалу.

При этом они не только закрепляют полученные знания, но и получают новые.

Подготовка студента к зачету включает в себя три этапа:

- самостоятельная работа в течение семестра;

- непосредственная подготовка в дни, предшествующие зачету по темам курса;

- подготовка к ответу на вопросы.

Литература для подготовки к зачету рекомендуется преподавателем либо указана в учебно-методическом комплексе. Для полноты учебной информации и ее сравнения лучше использовать не менее двух учебников. Студент вправе сам придерживаться любой из представленных в учебниках точек зрения по спорной проблеме (в том числе отличной от преподавателя), но при условии достаточной научной аргументации.

Основным источником подготовки к зачету является конспект лекций, где учебный материал дается в систематизированном виде, основные положения его детализируются, подкрепляются современными фактами и информацией, которые в силу новизны не вошли в опубликованные печатные источники. В ходе подготовки к зачету студентам необходимо обращать внимание не только на уровень запоминания, но и на степень понимания излагаемых проблем.

Зачет проводится по вопросам, охватывающим весь пройденный материал.

По окончании ответа преподаватель может задать студенту дополнительные и уточняющие вопросы.

На подготовку к ответу студенту дается 30 минут.

Результаты объявляются студенту после окончания ответа в день сдачи.

Методические рекомендации по выполнению проекта

Проектная деятельность - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение результата – создание проекта.

Разработка и создание планируемого объекта или его определенного состояния

Решение практической проблемы

Подготовка конкретного варианта изменения элементов среды

  1. Не предполагает создание заранее планируемого объекта

  2. Создание нового интеллектуального продукта

  3. Процесс поиска неизвестного, получение нового знания

Результат проекта – продукт

Результат исследовательской деятельности – новое знание


Основные признаки отличия проектной деятельности от других видов деятельности:

  • Наличие проблемы;

  • Направленность на достижение конкретного продукта;

  • Координированное выполнение взаимосвязанных действий;

  • Ограниченная протяженность во времени с определенным началом и концом.

Этапы работы над исследованием и проектом

  • Выбор темы

  • Определение цели и задач исследования

  • Выдвижение гипотезы

  • Составление плана исследования

  • Сбор информации

  • Обобщение полученных данных

  • Подготовка к защите и защита исследования (исследовательского проекта).


Правила оформления работы

Состав и внешний вид исследовательских работ, структурные элементы работ должны располагаться следующим  образом:

- титульный лист;

- содержание;

- введение;

- основной текст;

- заключение;

- список использованной литературы и источников;

- приложение.

Оформление титульного листа

Титульный лист содержит следующую информацию:

1.  полные названия учебного заведения;

2.  тему работы;

3.  фамилию, имя и отчество  студента, курс, группа, специальность (без сокращений);

4.  фамилию, имя и отчество научного руководителя, его ученую степень и звание;

5.  город и год написания работы.


Расположение этой информации на титульном листе определяется следующими  правилами:

1.  Названия учебного заведения, занимают первые три  верхние строчки, которые отделяются друг от друга через один интервала (шрифт Times New Roman , 14, выравнивание по центру, отступ – 0 см);

2.  Тема работы помещается в центре листа и состоит из одной или нескольких строк (шрифт Times New Roman , 18 , полужирный, все прописные, выравнивание по центру, отступ - 0 см; переносы в словах и сокращения не допускаются); Слово «Тема» не пишется.

3.  Данные  студента  (пять строк) и руководителя  (три строчки) располагаются ниже  через два интервала после названия темы со сдвигом вправо (шрифт Times New Roman , 12 , выравнивание по левому краю, отступ вправо на 8,5 см; Ф. И. О. учащегося  и руководителя набираются полужирным шрифтом);

4.  Название города и год написания работы располагаются внизу титульного листа (две последние строчки) по центру (шрифт Times New Roman , 14, выравнивание по центру, отступ – 0 см).

В содержании приводятся основные заголовки работы с указанием страниц.

Во введении кратко обосновывается актуальность выбранной темы, цель и содержание поставленных задач, формулируется объект и предмет исследования, указывается методы исследования, сообщается, в чем заключается ценность полученных результатов, приводится характеристика источников для написания работы, краткий литературный обзор и степень изученности данной проблемы, характеристика личного вклада автора работы в решение избранной проблемы.

В основной части работы подробно приводится методика и техника исследования, излагаются и обсуждаются полученные результаты. Содержание основной части работы должно точно соответствовать теме и полностью ее раскрывать. Основная часть должна содержать информацию, собранную и обработанную исследователем, характеристику методов решения проблемы, сравнение старых и предполагаемых методов решения, обоснование выбранного варианта решения (эффективность, точность, простота, наглядность, практическая значимость).

Заключение содержит выводы, к которым автор пришел в процессе анализа собранного материала (при этом желательно подчеркнуть их самостоятельность, новизну, теоретическое и практическое значение результатов). В заключении в лаконичной форме указывается направление дальнейших исследований, даются конкретные предложения по возможному практическому использованию результатов исследования.

Библиографический список содержит перечень публикаций, изданий, источников, использованных авторов. В тексте работы должны быть ссылки на эти источники. В список литературы в алфавитном порядке заносятся источники, используемые в работе.

В приложении помещаются дополнительные материалы, которые способствуют лучшему пониманию полученных автором результатов.

По объему конкурсная работа (проектные, научно-исследовательские работы) должна быть не менее 20 страниц печатного текста. Работа выполняется на стандартных листах белой бумаги формата А 4 (размеры: горизонталь - 21 О мм, вертикаль 297 мм). Текст печатается ярким шрифтом Times New Roman (размер шрифта ­14) через 1,5 интервал между строками на одной стороне листа; размеры полей: слева - 30мм, справа -10, сверху и снизу - 20 мм.

Оформление содержания

Содержание является важнейшим элементом работы, дающим общую характеристику о его структуре. Термин «содержание» включает в себя систему значимых разделов (вопросов)  работы с указанием страниц, где они помещены.

Термин «оглавление» и «содержание» неравноправные, хотя могут заменять друг друга. Оглавление используется в дипломной работе, написанной по единому плану и разбитой на главы. Содержание используется в других видах учебных работ. Слово «ОГЛАВЛЕНИЕ», «СОДЕРЖАНИЕ» пишется прописными буквами по середине страницы.

Оформление текстовой части

Работа оформляется в соответствии с ГОСТ 2.105 – 95 «Общие требования к текстовым документам».

Текст набирается с соблюдением следующих правил:

1.  Работа выполняется на белой бумаге формата А4 (210 х 297 мм). Текст работы излагается на одной стороне листа;

2. Текст должен быть набран через полтора интервала;

3.  Шрифт «Times New Roman», размер шрифта № 14;

4.  Параметры страницы: левое поле – 3,0 см, правое поле – 1,0 см, верхнее поле– 1,5 см, нижнее поле – 2,0 см.;

5.  Текст должен быть расположен по ширине страницы с учетом полей;

6.  Абзацные отступы должны быть одинаковыми по всему тексту – 1,25;

7.  Слова внутри абзаца разделяются только одним пробелом;  

8.  Перед знаком препинания пробелы не ставятся, после знака препинания - один пробел;

9.  Между инициалами, между инициалами и фамилией, перед сокращениями и между ними ставится неразрывный пробел (С trl + Shift +пробел) Например: 1998 год, т.д., А.С. Пушкин);

10.  Набор текста осуществляется без переносов;

11.  Кавычки («»), скобки ([],()), маркеры и другие знаки должны быть сохранены аналогичными на протяжении всего материала;

12.  Сокращение русских слов и словосочетаний применяют в соответствии с  ГОСТ 6.30 - 97. Если в тексте принята особая система сокращений слов и наименований, то должен быть приведен перечень принятых сокращений;

13.  В тексте работы при упоминании какого - либо автора указываются сначала его инициалы, затем фамилия (например, по мнению А. П. Гайдара; как подчеркивает К. П. Сидоров, и т. д.);

14.  Опечатки, описки и графические неточности в тексте исправляются подчисткой или закрашиванием белой краской и нанесением на том же месте исправленного текста (графики) машинописным способом или черной тушью (чернилами, пастой) рукописным способом. Повреждения листов текстовых документов, помарки и следы не полностью удаленного прежнего текста (графика) не допускаются.

Оформление заголовков и подзаголовков

Заголовки разделов вопросов следует располагать в середине строк и без точки в конце и печататься с прописной буквы полужирным шрифтом № 14 , не подчеркивая.

Если заголовок включает в себя несколько предложений, их разделяют точками. Точка в конце второго предложения не ставится.  Переносы слов в заголовках не допускаются.

1.  Каждый раздел текстового документа рекомендуется начинать с нового листа. Нумерация заголовков, подзаголовков.

2.  Текст работы делится на разделы и подразделы, которые должны иметь порядковые номера.

3.  Заголовки (главы) должны иметь порядковую нумерацию в пределах основной части текста и обозначаться арабскими цифрами, например: 1.; 2.;

3. и т.д.

4.  Под заголовки (параграфы) должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждого заголовка и обозначаться арабскими цифрами без точки в конце, например: 1.1 . , 2.2 . , 3.3 . и т.д.

6.  Если раздел (подраздел) состоит из одного пункта, он также нумеруется.

Нумерация страниц:

Нумерация должна быть сквозной. Первым является титульный лист. Он включается в сквозную нумерацию документа, но номер страницы на нем не ставится. Вторым является содержание, номер страницы также не ставится. На последующих страницах номер проставляют внизу и посредине поля листа арабскими цифрами без знаков препинания.

Иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах, и распечатки ЭВМ включаются в общую нумерацию страниц. Не входят в общую нумерацию приложения.

Оформление иллюстраций:

1.   Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, диаграммы, фотоснимки) следует  располагать в работе непосредственно после текста, в котором они

упоминаются впервые, или близко к нему.

2.   На все иллюстрации должны быть даны ссылки в работе. При ссылках на

иллюстрации следует в тексте писать «…в соответствии с рисунком 1». Например: «Связь между ними показана на рисунке 3».

3.  Все иллюстрации должны быть пронумерованы. Обычно используется сквозная нумерация.

4.  Каждая иллюстрация снабжается подрисуночной подписью (шрифт

 «Times New Roman», размер шрифта № 14) , которая располагается под иллюстрацией по центру.

Оформление таблиц:

Таблицы применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей. Название таблицы должно отражать ее содержание, быть точным и кратким.

1.На все таблицы должны быть приведены ссылки в тексте. При ссылках на таблицы следует писать в тексте «…в соответствии с таблицей 2».

 Например: «Результаты расчета средних и предельных издержек, указанные в тысячах рублях за единицу изделия, приведены в таблице 5».

2.  Ширина таблицы не должна быть больше полосы набора текста.

3.  Одна таблица в тексте не нумеруется и слово «таблица» не пишется.

4.  Таблицы следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией.

5.  Нумерация таблицы и тематический заголовок располагаются перед таблицей на одной строке:

- порядковый номер арабскими цифрами с абзацного отступа без точки в конце (например, Таблица 4);

- наименование таблицы записывают в виде заголовка (шрифт « Times New Roman», размер шрифта № 14, полужирный) с абзацного отступа строчными  буквами (кроме первой прописной) без подчеркивания и точки в конце.

- таблицы следует делать в режиме таблиц (добавить таблицу), а не рисовать от руки. Шрифт №12.

Обычно таблица состоит из следующих элементов:

- горизонтальные строки и вертикальные графы;

- заголовки вертикальных граф (пишутся с первой прописной в именительном  падеже единственном числе, точки не ставятся после заголовков в графах);

- строка с нумерацией вертикальных граф.

7.   Графа «Номер по порядку» в таблицу не включается.

8.  Заголовки граф, как правило, записывают параллельно строкам таблицы.

При необходимости допускается перпендикулярное расположение заголовков граф.

9.  При необходимости разрыва таблицы и перенесения ее части на другую страницу туда же переносится строка с нумерацией вертикальных граф, а также заголовок «Продолжение таблицы 1». При этом заголовок вертикальных граф не повторяется.

10.  Если таблица продолжается на трех и более страницах, на последней странице пишут «Окончание таблицы 1».


Рекомендации по написанию введения.

1. Небольшое вступление (это может быть погружение в проблему, цитата, стихотворный эпиграф, авторское размышление)

2. Постановка проблемы – Например «Исследование посвящено проблеме совершенствования рационального питания студентов» (Тема должнаотражать проблему в ее характерных чертах. Удач­ная, точная в смысловом отношении формулировка темы уточняет проблему, очерчивает рамки исследования, конк­ретизирует основной замысел, создавая тем самым предпо­сылки успеха работы в целом.

3. Актуальность выбранной темы обосновывает необходи­мость проведения исследования

4. Объект исследования — это область, в рамках которой ве­дется исследование совокупности связей, отношений и свойств как источника необходимой для исследователя информации. 

5. Предмет исследования более конкретен и включает толь­ко те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе, он устанавливает границы научного поиска в каждом объекте. Предмет всегда изучает­ся в рамках какого-то объекта. Предмет исследования определяет его цели и задачи

6. Цель.

Цель формулируется кратко и предельно точно, в смысло­вом отношении выражая то основное, что намеревается сде­лать исследователь. Как правило, цель начинается с глаго­лов: «выяснить», «выявить», «сформировать», «обосновать», «провести», «изучить», «проследить», «выяснить» и т.д.

7. Задачи. В задачах обозначают комплекс проблем, которые не­обходимо решить в ходе эксперимента. Задачи могут отражать определенную пошаговость достижения цели, последователь­ность действий

8. Экспериментальные исследования требуют формулирова­ния гипотезы.

Гипотеза исследования — это развернутое предположение, подробно излагающее модель, методику, си­стему мер, т.е. технологию того нововведения, в результате которого ожидается достижение цели исследования. Гипотез может быть несколько — какие-то из них подтвердятся, ка­кие-то — нет. Как правило, гипотеза формулируется в виде сложноподчиненного предложения («Если ... , то ... » или«Чем ..., тем ... »). 

9. Методики и методы исследования.

Методика — это со­вокупность приемов, способов исследования, порядок их применения и вид интерпретации полученных с их помощью результатов.

10Этапы работы над исследованием

Проведение эксперимента осуществляется по плану.

Основа­нием плана являются этапы исследования.

Первый этап — подготовительный — включает в себя выбор проблемы и темы, определение и подготовку объекта и предмета, разработку целей и задач, гипотезы исследова­ния, подготовку инструментария, обучение участников ис­следования, выбор методов и разработку методики иссле­дования.

Второй этап — конструирующий (постановочный, созда­ющий) — содержит непосредственно исследование (возмож­на и его разбивка на этапы).

Третий этап - корректирующий: это формулирование предварительных выводов, их апробирование и уточнение.

Четвертый этап — контрольный.

Пятый  заключительный — подведение итогов и оформ­ление результатов.

Примеры: «Исследование осуществлялось в три этапа:

1-й этап — поисково-теоретический (анализ литературы, изучение проблемы);

2-й этап — опытно-экспериментальный (психолого-педаго­гический эксперимент);

3-й этап — заключительно-обобщающий (систематизация материала исследования, обобщение результатов, формули­рование выводов и рекомендаций прикладного характера».


Оформление ссылок

Ссылки оформляются по-разному — в зависимости от ис­точника и условий конкурса (издательства). Допустимы не­сколько подходов к оформлению ссылок.

  1. Постраничные ссылки оформляются в нижней части стра­ницы, их нумерация начинается с «1» на каждой странице1.

  2. Концевые ссылки оформляются после каждой структур­ной единицы текста, например, после каждой главы или раз­дела (нумерация начинается с «1» после каждой новой гла­вы); после всего текста.

  3. В тексте могут быть указаны номера позиций в списке литературы, на которые ссылается автор, при этом их заклю­чают в квадратные скобки. Например: [5]. Рядом с номером источника можно указать номер страницы, если в тексте при­водится цитата. Например: [5, с. 34].

  4. Могут быть указаны фамилии авторов и год издания ци­тируемого источника. Источниками могут быть:

1. Книги и статьи одного или двух авторов:

а) в скобках указывают фамилии без инициалов и, через запятую, год издания


Рекомендации по выполнению презентации

Процесс презентации состоит из отдельных этапов:

  1. Подготовка и согласование с преподавателем текста доклада

  2. Разработка структуры презентации

  3. Создание презентации в  Power Point

  4. Согласование презентации и репетиция доклада.

На первом этапе производится подготовка и согласование с преподавателем текста доклада.

На втором этапе производится разработка структуры компьютерной презентации. Учащийся составляет варианты сценария представления результатов собственной деятельности и выбирает наиболее подходящий.

 На третьем этапе он создает  выбранный вариант презентации  в Power Point .

На четвертом  этапе  производится согласование презентации и репетиция доклада.

 Цель доклада - помочь учащемуся донести замысел презентации до слушателей, а слушателям понять представленный материал. После выступления докладчик отвечает на вопросы слушателей, возникшие после презентации.

После проведения всех четырех этапов выставляется итоговая оценка.

Требования к формированию компьютерной презентации

Компьютерная презентация должна содержать начальный и конечный слайды;

структура компьютерной презентации должна включать оглавление, основную и резюмирующую части;

каждый слайд должен быть логически связан с предыдущим и последующим;

слайды должны содержать минимум текста (на каждом не более 10 строк);

необходимо использовать графический материал (включая картинки), сопровождающий текст (это позволит разнообразить представляемый материал и обогатить доклад выступающего студента);

компьютерная презентация может сопровождаться анимацией, что позволит повысить эффект от представления доклада (но акцент только на анимацию недопустим, т.к. злоупотребление им на слайдах может привести к потере зрительного и смыслового контакта со слушателями);

время выступления должно быть соотнесено с количеством слайдов из расчета, что компьютерная презентация, включающая 10— 15 слайдов, требует для выступления около 7—10 минут.

Подготовленные для представления доклады должны отвечать следующим требованиям:

цель доклада должна быть сформулирована в начале выступления;

выступающий должен хорошо знать материал по теме своего выступления, быстро и свободно ориентироваться в нем;

недопустимо читать текст со слайдов или повторять наизусть то, что показано на слайде;

речь докладчика должна быть четкой, умеренного темпа;

докладчику во время выступления разрешается держать в руках листок с тезисами свое­го выступления, в который он имеет право заглядывать;

докладчик должен иметь зрительный контакт с аудиторией;

после выступления докладчик должен оперативно и по существу отвечать на все вопросы аудитории (если вопрос задан не по теме, то преподаватель должен снять его).

Состав и качество применяемых для нужд компьютерной презентации средств автоматизации должны соответствовать требованиям специально оснащаемых учебных классов. Это оборудование обязательно должно включать компьютер, переносной экран и проектор.


Критерии оценки:

№ п/п

Оцениваемые параметры

Оценка в баллах

1.

Технологический уровень

30

Использование стандартного дизайна презентации

5

Использование рисунков, диаграмм, схем, различных шрифтов, уникальных фоновых рисунков

15

Использование дополнительных эффектов Power Point (смена слайдов, звук, анимация)

10

2.

Содержательный уровень

50

Полнота предоставленной информации

20

Доступность информации для выбранной категории пользователей

15

Логичность предоставления информации

10

3.

Эргономичный уровень

25

Соответствие цветового оформления эргономическим требованиям

10

Оптимальность использования графических и анимационных эффектов

10

Эстетичность оформления

5

Итого максимально:

105


Критерии оценки:

Презентация оценивается по пятибалльной системе

Оценка «отлично» выставляется обучающемуся (творческой группе обучающихся), если набрано 95-105 баллов

Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся (творческой группе обучающихся), если набрано 75- 95 баллов

Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся (творческой группе обучающихся), если набрано 50 – 75 баллов

Оценка «неудовлетворительно» выставляется обучающемуся (творческой группе обучающихся), если набрано менее 50 баллов


Критерии оценки реферата, доклада:

№ п/п

Оцениваемые параметры

Оценка в баллах

1.

Качество реферата, доклада:

- производит выдающееся впечатление;

- четко выстроен;

- рассказывается, но не объясняет суть работы;

- зачитывается

3 2 1 0

2.

Использование демонстрационного материала:

- автор предоставил демонстрационный материал и прекрасно в нем ориентировался;

- использовался в реферате , хорошо оформлен, но есть неточности;

- предоставленный демонстрационный материал не использовался докладчиком или был оформлен плохо, неграмотно

3 2 1

3.

Качество ответов на вопросы:

- отвечает на вопросы;

- не может ответить на большинство вопросов;

- не может четко ответить на вопросы

3 2 1

4.

Владение научными, техническими терминами:

- показано владение научными, техническими терминами;

- использованы общенаучные и технические термины;

- показано слабое владение научными, техническими терминами

3 2 1

5.

Четкость выводов:

- полностью характеризуют работы;

- нечеткие;

- имеются, но не доказаны

3 2 1

Итого максимально:

15

Доклад, сообщение оценивается по пятибалльной системе

Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, если он набрал 13-15 баллов

Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, если он набрал 10-12 баллов

Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, если он набрал 7-10 баллов

Оценка «неудовлетворительно» выставляется обучающемуся, если он набрал менее 7 баллов.

Защита реферата проходит в индивидуальном порядке при личном собеседовании с преподавателем на контрольном занятии по дисциплине, если слушатель получает неудовлетворительную оценку, то обязан доработать задание для получения положительной оценки в период сессии.


Критерии оценки учебной деятельности по Основам биологии и экологии

           Результатом проверки уровня усвоения учебного  материала является дифференцированный зачет. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы .
           Исходя из поставленных целей, учитывается:
•     Правильность и осознанность изложения содержания, полноту раскрытия понятий, точность употребления научных терминов.
•     Степень формирования интеллектуальных и общеучебных умений.
•     Самостоятельность ответа.
•     Речевую грамотность и логическую последовательность ответа.

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка – «диффер. зачет». Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.
  Критерии оценивания результатов за проверочные тесты

  Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
        Время выполнения работы: 10-15 мин.
   5-10 правильных ответов: оценка «зачет»

  Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
        Время выполнения работы: 30-40 мин.
   10-20 правильных ответов: оценка «зачет»



Критерии оценки внеаудиторной самостоятельной работы студентов

Оценка «отлично».

Учащийся освоил теоретический материал курса, получил навыки его применения при решении конкретных задач; в работе над индивидуальными домашними заданиями учащийся продемонстрировал умение работать самостоятельно. Способен самостоятельно интегрировать, новые знания в систему собственных знаний. Умеет проектировать новые способы решения.

Оценка «хорошо».

Учащийся освоил идеи и методы работы в такой степени, что может справиться со стандартными заданиями; выполняет домашние задания при-лежно; наблюдаются определенные положительные результаты, свидетель-ствующие об интеллектуальном росте и о возрастании общих умений учаще-гося, способен активно использовать знания в знакомой ситуации.

Оценка «удовлетворительно».

Учащийся освоил наиболее простые идеи и методы решений, что поз-воляет ему достаточно успешно решать простые задачи по алгоритму.

Оценка «неудовлетворительно»

ставится, если студент не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недо-чётов, чем необходимо для оценки «3».

Критерии оценки по видам работ

1. Критерии оценки подготовки информационного сообщения

• актуальность темы;

• соответствие содержания теме;

• глубина проработки материала;

• грамотность и полнота использования источников;

• наличие элементов наглядности.



2. Критерии оценки подготовки реферата

• актуальность темы;

• соответствие содержания теме;

• глубина проработки материала;

• грамотность и полнота использования источников;

• соответствие оформления реферата требованиям.



3. Критерии оценки написания конспекта первоисточника

• содержательность конспекта, соответствие плану;

• отражение основных положений, результатов работы

• автора, выводов;

• ясность, лаконичность изложения мыслей студента;

• наличие схем, графическое выделение особо значимой информации;

• соответствие оформления требованиям;

• грамотность изложения;

• конспект сдан в срок.



4. Критерии оценки составления опорного конспекта

• соответствие содержания теме;

• правильная структурированность информации;

• наличие логической связи изложенной информации;

• соответствие оформления требованиям;

• аккуратность и грамотность изложения;

• работа сдана в срок.



5. Критерии оценки составления сводной (обобщающей) таблицы по теме

• соответствие содержания теме;

• логичность структуры таблицы;

• правильный отбор информации;

• наличие обобщающего (систематизирующего, структурирующего, сравнительного) характера изложения информации;

• соответствие оформления требованиям











































ПРИЛОЖЕНИЕ


Темы групповых и индивидуальных творческих проектов

по учебной дисциплине Основы биологии и экологии


Групповые творческие задания (презентации):

1.Биотехнология

2.Составление сравнительной тестовой таблицы «Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора».


Индивидуальные творческие задания (презентации):

1. Схемы строения растительной и животной клеток и основных органоидов клетки.

2. Нуклеиновые кислоты.

3. Фотосинтез и хемосинтез.

4. Эволюция растений от папоротникообразных до покрытосеменных.

5. Эволюция животных от земноводных до современных млекопитающих.



Темы рефератов, докладов, сообщений

по учебной дисциплине Основы биологии и экологии


1.Органические вещества растительной клетки, доказательства их наличия в растении.

2.Витамины, ферменты и гормоны и их роль в организме. Нарушения при их недостатке и избытке.

3.Прокариотические организмы и их роль в биоценозах.

4.Практическое значение прокариотических организмов (на примерах конкретных видов).

5.Клетка эукариотических организмов. Мембранный принцип ее организации.

6.Структурное и функциональное различие растительной и животной клеток

7.Ядро как центр управления жизнедеятельностью клетки, сохранения и передачи наследственных признаков в поколениях.

8.Клеточная теория строения организмов. История и современное состояние

9.Митохондрии как энергетические станции клеток. Стадии энергетического обмена в различных частях митохондрий.

10.Строение и функции рибосом и их роль в биосинтезе белка.

11.Бесполое размножение, его многообразие и практическое использование.

12.Половое размножение и его биологическое значение.

13.Чередование полового и бесполого размножения в жизненных циклах хвощей, папоротников, простейших. Биологическое значение чередования поколений.

14.Партеногенез и гиногенез у позвоночных животных и их биологическое значение.

15.Эмбриологические доказательства эволюционного родства животных.

16.Биологическое значение метаморфоза в постэмбриональном развитии животных.

17.Влияние окружающей среды и ее загрязнения на развитие организмов.

18.Влияние курения, употребления алкоголя и наркотиков родителями на эмбриональное развитие ребенка.

19.Закономерности фенотепической и генетической изменчивости.

20.Наследственная информация и передача ее из поколения в поколение.

21.Драматические страницы в истории развития генетики.

22.Успехи современной генетики в медицине и здравоохранении.

23.Центры многообразия и происхождения культурных растений.

24.Центры многообразия и происхождения домашних животных.

25.Значение изучения предковых форм для современной селекции.

26.История происхождения отдельных сортов культурных растений.

27.История развития эволюционных идей до Ч.Дарвина.

28.«Система природы» К.Линнея и ее значение для развития биологии.

29.Эволюционные идеи Ж.Б.Ламарка и их значение для развития биологии.

30.Предпосылки возникновения эволюционной теории Ч.Дарвина.

31.Современные представления о механизмах и закономерностях эволюции

32.Современные представления о зарождении жизни.

33.Различные гипотезы происхождения.

34.Принципы и закономерности развития жизни на Земле.

35.Ранние этапы развития жизни на Земле.

36.Роль правительственных и общественных экологических организаций в современных развитых странах.

37.Рациональное использование и охрана (конкретных) невозобновимых природных ресурсов.

38.Рациональное использование и охрана (конкретных) возобновимых природных ресурсов.

39.Опасность глобальных нарушений в биосфере. Озоновые «дыры», кислотные дожди, смоги и их предотвращение.

40.Экологические кризисы и экологические катастрофы. Предотвращение их возникновения.

41.Устойчивое развитие природы и общества.


Вопросы для дф. зачета по дисциплине:

Раздел 1

  1. Химический состав клетки

  2. Строение клетки. Сходство и различие растительной и животной клетки

  3. Функциональное назначение клетки

  4. Нуклеиновые кислоты

  5. Функциональное назначение молекулы ДНК

  6. Обмен веществ и превращение энергии в клетке

  7. Жизненный цикл клетки

  8. Митоз и его биологическое значение

  9. Мейоз, биологическая значимость

  10. Особенности функционального назначения митоза и мейоза

  11. Биологическая значимость индивидуального развития организма

  12. Основные законы генетики

  13. Сущность хромосомной теории наследственности

  14. Закономерности изменчивости

  15. Сущность селекции 20 и 21 вв.

Раздел 2

  1. История развития эволюционных идей

  2. Эволюционные идеи в додарвиновский период

  3. Биологическая значимость трудов Ч.Дарвина

  4. Биологическая значимость микроэволюции

  5. Развитие органического мира на Земле

  6. Экология, как наука

  7. Экологические системы и их биологическая значимость

  8. Бионика – одно из направлений биологии и кибернетики.


























РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА


Основная литература:

  1. Биология: учебник и практикум для среднего профессионального образования / В. Н. Ярыгин [и др.]; под редакцией В. Н. Ярыгина. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 378 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-09603-3. — Текст: электронный // ЭБС. 

  2. Курбатова Н.С. Общая биология [Электронный ресурс]: учебное пособие для СПО/ Курбатова Н.С., Козлова Е.А.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Научная книга, 2019.— 159 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/87078.html.— ЭБС «IPRbooks».



Дополнительная литература:

  1. Биология: для профессий и специальностей технического и естественно-научного профилей: учебник: гриф ФИРО / В.М. Кон-стантинов, А.Г. Резанов, Е.О. Фадеева, под ред. д-ра биол. на-ук, проф. В.М. Константинова. – Москва: Издательский центр «Академия», 2015 . – 320 с. – (Профессиональное образование).

  2. Константинов В.М. и др. Биология для профессий и специальностей технического и естественно-научного профилей: учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. –М., 2017.

  3. Паршутина Л.А. Естествознание. Биология: учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М., 2017.

  4. Тупикин Е.И. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности. 2-е изд., М.: издательский центр «Академия», 2002 г.

  5. Чебышев Н. В., Гринева Г. Г. Биология: учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М., 2017.



Интернет-ресурсы

  1. www. biology. asvu. ru (Вся биология.Современная биология, статьи, новости, библиотека).


  1. www. class-fizika. nard. ru («Класс!ная доска для любознательных»).

  2. www. interneturok. ru («Видеоуроки по предметам школьной программы»).

  3. www. interneturok. ru («Видеоуроки по предметам школьной программы»).

  4. www. physiks. nad/ ru («Физика в анимациях»).

  5. www. pvg. mk. ru (олимпиада «Покори Воробьевы горы»).

  6. www. pvg. mk. ru (олимпиада «Покори Воробьевы горы»).

  7. www. window. edu. ru/ window (Единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернета по биологии).

  8. http://school – collection.edu.ru

  9. http://zbsusu.narod.ru/labor.html

  10. http://biology.ru

  11. obi.img.ras.ru - сайт "База знаний по биологии человека" 

  12. bio.fizteh.ru - Лекции по биологии

  13. informika.ru - электронный учебник "Биология"

  14. molbiol.edu.ru - сайт "Практическая молекулярная биология"

  15. bio.1september.ru - газета "Биология"

  16. nrc.edu.ru - "Биологическая картина мира"

  17. ispu.ru – Экология. Курс лекций

  18. biodat.ru - BioDat - информационно-аналитический сайт о природе России и экологии.

  19. www. alhimikov. net (Образовательный сайт для школьников).

  20. www. biology. asvu. ru (Вся биология.Современная биология, статьи, новости, библиотека).


27