СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ студентов по биологии Профессия Повар, кондитер

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ студентов по биологии Профессия Повар, кондитер»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ГБПОУ «КОЛЛЕДЖ ТРАДИЦИОННЫХ ИСКУССТВ НАРОДОВ ЗАБАЙКАЛЬЯ»

































Цыбикова С. Н.



Методические рекомендации

по организации самостоятельной работы студентов

учебной дисциплины «Биология»



43.01.09 Повар, кондитер



















































с. Иволгинск

2022 г.

Данная методическая рекомендация рассмотрена на методическом объединении преподавателей общеобразовательных дисциплин и сельскохозяйственного профиля и утверждена на научно-методическом совете колледжа. В сборнике представлены рекомендации по выполнению самостоятельных работ для студентов профессии 43.01.09 Повар, кондитер.































































































Содержание



Пояснительная записка………………………………………………………………….4

Самостоятельная работа № 1……..………………………………………………….5

Самостоятельная работа № 2………………………………………………………...5

Самостоятельная работа № 3………………………………………………………...5

Самостоятельная работа № 4………………………………………………………...6

Самостоятельная работа № 5………………………………………………………...6

Самостоятельная работа № 6………………………………………………………...7

Список литературы………………………………………………………………………9

Приложение 1…………………………………………………………………………...10

Приложение 2…………………………………………………………………………...11

Критерии оценивания доклада (реферата).....................................................................12













































































Пояснительная записка



Методическая  рекомендация по организации самостоятельной работы студентов во внеурочное время по учебной дисциплине «Биология» предназначена для специальности среднего профессионального образования 43.01.09 Повар, кондитер. Данная рекомендация  способствует развитию знаний и умений студентов, постепенному и целенаправленному развитию познавательных потребностей и установки на самостоятельное пополнение биологических знаний. Объем учебной дисциплины «Биология» для данной специальности составляет 88 часов, из которых 16 часов отводится на самостоятельную работу для студентов.

Самостоятельная работа студентов играет важную роль в воспитании сознательного отношения студентов к овладению теоретическими и практическими знаниями по предмету. Целью самостоятельных работ студента являются:

-получение фундаментальных знаний о биологических системах - клетка, организм, популяция, вид, экосистема;

- овладение умениями логически мыслить, обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, в развитии современных технологий;

-определение живых объектов в природе и анализ информации о живых объектах;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения биологических явлений;

- использование приобретенных биологических знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью;

Выполнение самостоятельной работы по дисциплине «Биология» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

- понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;

- владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, её уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;

- сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, к глобальным экологическим проблемам и путям их решения.





















Самостоятельная работа №1.



Тема 1. Учение о клетке – 3 часа.



Задания для самостоятельной работы:

1. Подготовить доклад (реферат) по теме:

« Клеточная теория строения организмов».

« История и современное состояние цитологии».



Требования к оформлению доклада (реферата). (Приложение 1)

Структура доклада:

-титульный лист (смотри образец приложение 2);

-план доклада;

-содержание;

-заключение;

-список использованной литературы.

Вопросы для самоконтроля:

1. Химическая организация клетки. Строение и функции клетки .

2. Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Жизненный цикл клетки .





Самостоятельная работа №2.



Тема 2. Организм. Индивидуальное развитие организма - 3 часа.



Задание для самостоятельной работы:

1. Подготовить доклад (реферат) по теме:

«Наследственная информация и передача ее из поколения в поколение»



Требования к оформлению доклада (реферата). (Приложение 1)

Структура доклада:

-титульный лист (смотри образец приложение 2);

-план доклада;

-содержание;

-заключение;

-список использованной литературы.



Вопросы для самоконтроля:

1.Размножение. Индивидуальное развитие организма.

2.Индивидуальное развитие человека.







Самостоятельная работа №3.



Тема 3. Основы селекции и генетики - 3 час.

Задание для самостоятельной работы:

1.Подготовить доклад (реферат) по теме:

« Драматические страницы в истории развития генетики».

«Успехи современной генетики в медицине и здравоохранении».



Требования к оформлению доклада (реферата) (Приложение 1) .

Структура доклада:

-титульный лист (смотри образец приложение 2);

-план доклада;

-содержание;

-заключение;

-список использованной литературы.



Вопросы для самоконтроля:

1. Закономерности изменчивости. Основы селекции растений, животных и микроорганизмов.1 2.Решение генетических задач моногибридного и дигибридного скрещивания.





Самостоятельная работа № 4.



Тема: Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле. Эволюционное учение - 3 часа.



Задание для самостоятельной работы:

1. Подготовить доклад (реферат) по теме:

«История развития эволюционных идей до Ч.Дарвина».

«Система природы» К.Линнея и её значение для развития биологии».



2.Подготовить конспект по теме:

«Современные представления о механизмах и закономерностях эволюции»



Требования к оформлению доклада (реферата). (Приложение 1) .

Структура доклада:

-титульный лист (смотри образец приложение 2);

-план доклада;

-содержание;

-заключение;

-список использованной литературы.



Требования к оформлению опорных конспектов.

Структура конспекта:

- тема конспекта

- план конспекта

- содержательная часть конспекта.



Вопросы для самоконтроля:

1. Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле.

2. История развития эволюционных идей.

3.Микроэволюция и макроэволюция.







Самостоятельная работа № 5.



Тема: Происхождение человека- 2 часа.



Задание для самостоятельной работы:

1. Подготовить доклад (реферат) по теме:

«Современные представления о зарождении жизни.

« Рассмотрение и оценка различных гипотез происхождения человека.

« Человеческие расы. Опасность расизма»



2.Подготовить конспект по теме:

«Современный этап развития человечества».

Требования к оформлению доклада (реферата). (Приложение 1) .

Структура доклада:

-титульный лист (смотри образец приложение 2);

-план доклада;

-содержание;

-заключение;

-список использованной литературы.



Требования к оформлению опорных конспектов.

Структура конспекта:

- тема конспекта

- план конспекта

- содержательная часть конспекта

Вопросы для самоконтроля:

1. Антропогенез. Человеческие расы.




Самостоятельная работа № 6.



Тема: Основы экологии - 2 часа.



Задание для самостоятельной работы:

1. Подготовить доклад (реферат) по теме:

«Роль правительственных и общественных экологических организаций в современных развитых странах».

«Рациональное использование и охрана невозобновляемых природных ресурсов (на конкретных примерах)».

«Опасность глобальных нарушений в биосфере. Озоновые «дыры», кислотные дожди, смоги и их предотвращение».

«Экологические кризисы и экологические катастрофы. Предотвращение их возникновения»



2. Подготовить презентацию на тему:

«Экологические кризисы и экологические катастрофы. Предотвращение их возникновения»



Требования к оформлению доклада (реферата). (Приложение 1) .

Структура доклада:

-титульный лист (смотри образец приложение 2);

-план доклада;

-содержание;

-заключение;

-список использованной литературы.



Требования к оформлению электронных презентаций.

Электронная презентация должна состоять из 10-15 слайдов, первый слайд, титульный на котором, размещается информация о теме презентации, название дисциплины, ФИО подготовившего ее студента.

Вся информация слайда должна сопровождаться картинками, схемами, таблицами, графиками, фотографиями. Не допускается наличие сплошного текста мелким шрифтом. На последнем слайде размещается информация об использованной литературе и интернет источниках.



Вопросы для самоконтроля:

1. Экология – наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой.

2.Биосфера – глобальная экосистема.

3.Биосфера и человек.









Список литературы:


Основная:

1.Беляев Д.К. , Дымшиц Г.М. Биология , 10-11 класс. Общая биология. – М.: 2020.

2.Ионцева А.Ю. Биология. Весь школьный курс в схемах и таблицах. – М.: 2020 .

3.Никитинская Т.В. Биология. Карманный справочник. – М.: 2021.


Дополнительная:

1.Биология. В 2-х т / Под ред. Н. В. Ярыгина. – М.: 2017.

2.Биология. Руководство к практическим занятиям. Под ред. В. В.Маркиной. — М.: 2020.

3.Дарвин Ч. Происхождение видов. – М.: 2006.

4.Кобылянский В. А. Философия экологии. Краткий курс: Учебное пособие для вузов. – М.: 2019.

5..Орлова Э. А. История антропологических учений. Учебник для вузов.– М.: 2017.

6..Чебышев Н. В., Гринева Г. Г. Биология. – М.: 2017


Интернет-ресурсы:

1. http://biology.asvu.ru/ - Вся биология. Современная биология, статьи, новости, библиотека.

2. http://window.edu.ru/window/ - единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернет по биологии.

3.http://www.5ballov.ru/test - тест для абитуриентов по всему школьному курсу биологии. http://www.vspu.ac.ru/deold/bio/bio.htm - Телекоммуникационные викторины по биологии - экологии на сервере Воронежского университета. http://college.ru/biology/ - Биология в Открытом колледже. Сайт содержит электронный учебник по биологии, On-ine тесты.

4. http://www.informika.ru/text/database/biology/ - Электронный учебник, большой список Интернет-ресурсов.

5. http://www.rdb.or.id/ - Каталог исчезающих и редких пернатых юго-восточной Азии. Изображения птиц каждого вида и краткие сведения о них: предполагаемая численность и распределение по странам региона.

6. http://www.informika.ru/text/inftech/edu/edujava/biology/ - бесплатные обучающие программы по биологии.

7. http://nrc.edu.ru/est/r4/ - биологическая картина мира. Раздел компьютерного учебника, разработанного в Московском Государственном Открытом университете.

8. http://nature.ok.ru/ - Редкие и исчезающие животные России (проект Экологического центра МГУ им М.В. Ломоносова)

9. http://www.kozlenkoa.narod.ru/ - Для тех, кто учится сам и учит других; очно и дистанционно, биологии, химии, другим предметам.

10.ww.school-city.by/index.php?option=com_weblinks&catid=64&Itemid=88 – биология в вопросах и ответах.

11.http://chashniki1.narod.ru/uchutil45.htm - Каталог ссылок на образовательные ресурсы Интернета по разделу "Биология".

12. http://www.bril2002.narod.ru/biology.html - Биология для школьников. Краткая, компактная, но достаточно подробная информация по разделам: Общая биология, Ботаника, Зоология, Человек.

Приложение 1.

Требования к оформлению и защите докладов (рефератов).

1. Общие положения:

1.1. Защита доклада (реферата) предполагает предварительный выбор выпускником интересующей его темы работы с учетом рекомендаций преподавателя, последующее глубокое изучение избранной для доклада (реферата) проблемы, изложение выводов по теме доклада (реферата). Выбор предмета и темы доклада (реферата) осуществляется студентом в начале изучения дисциплины. Не позднее, чем за 2 дня до защиты или выступления доклада (реферата) представляется на рецензию преподавателю. Оценка выставляется при наличии рецензии и после защиты доклада (реферата). Работа представляется в отдельной папке;

1.2. Объем реферата – 15-20 страниц текста, оформленного в соответствии с требованиями;

1.3. В состав работы входят:

реферат; рецензия преподавателя на реферат (представляет отдельный документ).

2. Требования к тексту.

2.1. Реферат выполняется на стандартных страницах белой бумаги формата А-4 (верхнее, нижнее и правое поля – 1,5 см; левое – 2,5 см).

2.2. Текст печатается обычным шрифтом Times New Roman (размер шрифта – 12 кегель). Заголовки – полужирным шрифтом Times New Roman (размер шрифта – 14 кегель).

2.3. Интервал между строками – полуторный.

Текст оформляется на одной стороне листа.

Формулы, схемы, графики вписываются черной пастой (тушью), либо выполняются на компьютере.

3. Типовая структура доклада (реферата).

Титульный лист.

План (простой или развернутый с указанием страниц реферата).

Введение.

Основная часть.

Заключение.

Список литературы.

Приложения (карты, схемы, графики, диаграммы, рисунки, фото и т.д.).

4. Требования к оформлению разделов реферата (доклада).

4.1. Титульный лист. (Образец оформления титульного листа - приложение№2)

4.1.1. Титульный лист оформляется по единым требованиям. Он содержит:

- название образовательного учреждения;

- тему реферата;

- сведения об авторе;

- сведения о руководителе;

- наименование населенного пункта;

- год выполнения работы.

4.1.2. Верхнее, нижнее и правое поле – 1,5 см; левое – 2,5 см; текст выполняется полужирным шрифтом Times New Roman; размер шрифта – 12 кегель; размер шрифта для обозначения темы реферата допускается более 12 кегель.

4.2. План.

План реферата отражает основной его материал:

I. Введение ………………………………………………………….стр.

II. Основная часть (по типу простого или развернутого)…..…….стр.

III. Заключение.……………………………………….…………….стр.

IV. Список литературы……………………………………………..стр.

V. Приложения……………………………………………………...стр.

Приложение 2.

Пример оформления титульного листа доклада (реферата)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ГБПОУ «КОЛЛЕДЖ ТРАДИЦИОННЫХ ИСКУССТВ НАРОДОВ ЗАБАЙКАЛЬЯ

















РЕФЕРАТ



КЛЕТОЧНАЯ ТЕОРИЯ СТРОЕНИЯ ОРГАНИЗМОВ.

(шрифт 14, заглавные, жирные)





















Выполнил(ла):

студент(ка) группы 0211

Иванов Иван Иванович

Проверила: Цыбикова С.Н.,

преподаватель биологии.

Дата представления _________

Оценка ____________________



























с. Иволгинск

2022 г.

Критерии оценивания доклада (реферата).



Оценка «отлично» ставится в том случае, если:

  • Оформление и содержание доклада (реферата) в полном объёме соответствуют всем установленным требованиям.

  • В работе не только представлено изложение материала, но и чётко выражена позиция студента по соответствующему вопросу.

  • В докладе студента при защите точно и полно раскрыта проблематика исследуемой темы.

  • Студент полно и свободно отвечал на вопросы.

  • Студент владеет основными приёмами ораторского мастерства, публичного выступления, ведения дискуссии.



Оценка «хорошо» ставится в том случае, если:

  • Структура и содержание реферата соответствуют всем требованиям.

  • Малый или слишком большой объём реферата при хорошем докладе по сути проблемы, а также при ответах на вопросы преподавателя.

  • Студент испытывает незначительные затруднения при ответах на вопросы.



Оценка «удовлетворительно» ставится в том случае, если:

  • Не раскрыта проблема, связанная с темой реферата.

  • Теоретические и практические положения заимствованы из специальной литературы без соответствующих ссылок и представлены как собственные высказывания либо позиция автора.

  • При защите недостаточно раскрыты основные вопросы работы. Студент испытывает значительные затруднения при ответах на вопросы.

  • Не наукоёмкое изложение материала.



Оценка «неудовлетворительно» ставится в том случае, если:

  • Реферат выполнен с грубыми нарушениями установленных требований относительно оформления и содержания.

  • При защите студент не сумел продемонстрировать знание содержания реферата.

  • Использована устаревшая литература и утратившие силу нормативные акты, если такое использование не обусловлено целями реферата.



Отмеченные критерии оценки реферативной работы носят условный характер и варьируются в зависимости от конкретных обстоятельств.
































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!