СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по выполнению заданий демонстрационного экзамена

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В методических рекомендациях содержатся требования к уровню подготовки специалиста, методы музыкального воспитания, этапы проведения различных видов деятельности, на музыкальных занятиях, рекомендации по технике безопасности.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по выполнению заданий демонстрационного экзамена»


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ

ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

«ГУБЕРНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

(ГБПОУ ВО «ГПК»)







Методические рекомендации по выполнению заданий

демонстрационного экзамена





Подготовила: преподаватель музыкальных дисциплин

Бутурлиновского филиала ГБПОУ ВО «ГПК» Дорохина Л.А.



















Ьутурлиновка 2023



СОДЕРЖАНИЕ


Введение…………………………………………………………………………..3

Перечень знаний, умений, навыков в соответствии со Спецификацией стандарта компетенции NoR57«Преподавание музыки в школе»(WorldSkills Standards Specifications, WSSS………………………………………………….4

Специфика урока музыки в условиях введения ФГОС………………………11

Методы музыкального воспитания …………………………………………….12

Применение новых методов и приемов обучения на уроках музыки, согласно реализации ФГОС………………………………………………………………..14

Методика проведения вступительной беседы по слушанию музыки………..17

Методические рекомендации по разучивание песни. Этапы работы………..19

Использование музыкально-дидактических игр и пособий в процессе слушания музыки ………………………………………………………………………21

Примерные задания демонстрационного экзамена …………………………...21

Требования охраны труда во время выполнения работ……………………..24

Список литературы ……………………………………………………………...28

















ВВЕДЕНИЕ


С 2023 года, все, кто заканчивает обучение по программам среднего профессионального образования, будут сдавать демонстрационный экзамен в качестве обязательной формы государственной итоговой аттестации (ГИА). Соответствующий Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 08.11.2021 № 800 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования» опубликован на официальном интернет-портале правовой информации. Правовые нормы, установленные приказом, будут действовать до 1 сентября 2028 года. В документе указывается, что демонстрационный экзамен направлен на определение уровня освоения выпускником материала, предусмотренного образовательной программой, и степени сформированности профессиональных умений и навыков путем проведения независимой экспертной оценки выполненных выпускником практических заданий. Экзамен проходить в ОЧНОМ формате по месту нахождения колледжа! Во время такого экзамена выпускникам нужно будет решать практические задачи, причем в условиях, которые будут максимально приближены к реальным ситуациям на производстве. Демонстрационный экзамен по стандартам Ворлдскиллс – это форма государственной итоговой аттестации выпускников по программам среднего профессионального образования образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования, которая предусматривает:моделирование реальных производственных условий для демонстрации выпускниками профессиональных умений и навыков;независимую экспертную оценку выполнения заданий демонстрационного экзамена, в том числе экспертами из числа представителей предприятий;определение уровня знаний, умений и навыков выпускников в соответствии с международными требованиями. Демонстрационный экзамен по стандартам Ворлдскиллс Россия проводится с целью определения у студентов и выпускников уровня знаний, умений, навыков, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности в соответствии со стандартами Форлдскилс Россия.

Цель предлагаемых методических рекомендаций - оказание методической помощи обучающимся ГБПОУ ВО «ГПК»

Задачи:-

рассмотреть порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования,

-раскрыть цели и задачи демонстрационного экзамена с учетом стандартов Ворлдскиллс Россия,

-дать методические рекомендации по организации различных видов деятельности на музыкальном занятии,

-изучить правила и нормы техники безопасности и другие нормативные требования при проведении демонстрационного экзамена,

-дать практические рекомендации участникам демонстрационного экзамена

На современном этапе вопрос независимой оценки качества подготовки специалистов СПО рассматривается как важная часть всей системы оценки качества образования. Эта задача последовательно входила и входит практически во все стратегические и организационные документы сферы образования.

Анализ педагогических исследований в области оценки качества подготовки специалистов СПО указывает, что основным недостатком существующих методов оценки качества подготовки специалистов профессионального образования является отсутствие единой оценочной методики, несовершенство измерительных процедур и инструментария проверки качества освоения иформирования у выпускников общих и профессиональных компетенций


Перечень знаний, умений, навыков в соответствии со

Спецификацией стандарта компетенции NoR57«Преподавание музыки в школе»(WorldSkills Standards Specifications, WSS

Специалист должен знать:

общие требованияпо технике безопасности, охране труда и охране окружающей среды;

требования охраны труда (ОТ) перед началом, во время и по окончании работ, в аварийных ситуациях;

порядок действий при плохом самочувствии или получении травмы;

правила оказания первой помощи;

инструкцию к действиям при возникновении чрезвычайной ситуации;

принципы организации рабочего времени;

хронометраж как способ расчета времени;

процессы управления временем (анализ, моделирование, целеполагание,

планирование, реализация, контроль);

приемы рационального использования времени (на уроке, учебном занятии, репетиции);

логику развертывания учебно-воспитательного процесса (на уроке, учебном занятии, репетиции);

расписание работы и общие правила поведения;

основные требования санитарии и личной гигиены;

принципы конструирования (предметного) образовательного пространства как творческого и игрового поля.

Специалист должен уметь:

следовать инструкции по технике безопасности, охране труда и охране окружающей среды;

выстраивать работу в соответствии с требованиями ОТ перед началом, во время и по окончании работ;

в аварийных ситуациях действовать согласно инструкции;

при необходимости использовать средства защиты;

выполнять порядок действий при возникновении плохого самочувствия или получении травмы;

оказывать первую помощь;

при возникновении чрезвычайной ситуации действовать в соответствии с инструкцией;

планировать свою работу на основании принципов организации рабочего

времени и с учетом процессов управления времени;

рассчитать хронометраж учебного занятия, урока, репетиции;

применять приемы рационального использования времени (на уроке, учебном занятии, репетиции);

работать в четком соответствии с расписанием и с соблюдением общих правил поведения;

соблюдать основные требования санитарии и личной гигиены;

применять принципы конструирования (предметного)образовательного пространства как творческого и игрового поля.

2.Организация педагогической деятельности и управление

Специалист должен знать:

теоретические и практические принципы методической

деятельности в области музыкального образования детей в общеобразовательных организациях:

основные направления методической деятельности в области музыкального образования детей;

актуальные задачи методической работы;

принципы методической деятельности в области музыкального образования;

основные организационные формы методической работы в школе.

внешние и внутренние, общие и частные закономерности педагогического процесса в музыкальном образовании;

дидактические принципы музыкального обучения;

основные этапы формирования личности ребенка;

сензитивный период развития личности;

возрастные особенности современных школьников в музыкальной деятельности;

принципы построения и использования многофункционального

творческого учебного пространства;

5 эмоционально-содержательное построение музыкального процесса;

общепедагогические методы обучения;

отличительные черты специальных методов музыкального обучения;

интерактивные методы в музыкальном образовании;

формы организации музыкально-педагогической деятельности;

методику проведения вступительной беседы по слушаниюмузыки;

методику первичного целостного восприятия;

методику анализа (разбора) музыкального произведения;

методические приемы использования музыкально-ритмических движений в музыкально-педагогической и исполнительской деятельности;

методические приемы использования музыкально-ритмических движений как самостоятельного вида деятельности;

методические приемы организации театрализованных композиций (элементов театрализации) в педагогической и музыкально-исполнительской деятельности;

особенности современных подходов и педагогических технологий музыкального образования:

современные художественно-дидактические подходы к организации музыкально-образовательного процесса;

характеристику инновационных современных педагогических технологий.

особенности планирования, организации и управления собственной педагогической деятельности:

способы мобильной коррекции собственных педагогических действий;

методические приемы по устранению недостатков в музыкально

-педагогической деятельности;

актуальные методы оценивания практической деятельности;

принципы и особенности анализа музыкально-педагогической деятельности.

музыкальная грамотность как содержательное выражение основ музыкальной культуры:

основы музыкального языка;

художественную ценность музыкальных произведений.

Специалист должен уметь:

конструировать урок/занятие и внеурочную музыкальную деятельность;

учитывать возрастные и психологические особенности при организации музыкально-педагогической деятельности;

определять цели, задачи, методы, приемы, технологии для организации урока/занятия и внеурочной музыкальной деятельности;

применять фронтальную, групповую, индивидуальную форму работы;

осуществлять поиск информационного, дидактического и музыкального материала к уроку/занятию и внеурочной музыкальной деятельности;

организовывать и проводить урок/занятие и внеурочную музыкальную деятельность;

выстраивать урок/занятие и внеурочную музыкальную деятельность по

принципам драматургической целостности, основанной на экспозиционном,

развивающем, кульминационном, заключительном типах изложения;

аргументировано ставить задачи/указания в процессе музыкально-педагогической деятельности;

максимально использовать учебное, творческо-игровое пространство с целью создания специальной активной деятельностно среды;

проводить вступительную беседу предвосищающую знакомство с музыкальным произведением в соответствии с поставленными задачами;

проводить первичный показ-презентацию песни, музыкального фрагмента;

организовать анализ-размышление песни, музыкального фрагмента в соответствии с поставленными задачами;

выбирать и применять приемы по устранению недостатков в процессе музыкально-педагогической деятельности;

организовать повторное слушание музыкального фрагмента на новом, более высоком уровне;

осуществлять логичную взаимосвязь музыкально-ритмических движений с другими видами музыкальной деятельности;

использовать элементы театрализации в педагогической и музыкально-исполнительской деятельности;

организовать пластическое интонирование в музыкально-

исполнительской деятельности;

применять в музыкальном образовании современные педагогические технологии (арт-технологию, технологию деятельностного метода, технологию критического мышления,

технологию интеграции, мультимедийные, игровые технологии, вести документацию в виде конспектов, сценарного плана, алгоритма действий;

выстраивать в устном рассказе логику излагаемой мысли, основанную на изначальной цели, -структурно организованную, обеспеченную целостностью и связанностью всех частей;

демонстрироватьпрофессиональные навыки планирования, организации и управления собственной деятельностью с позиций современных инновационных подходов в массовом музыкальном образовании;

осуществлять мобильную коррекцию педагогических действий по изменению возникшей проблемы/ситуации;

применять эффективные, короткие способы собственных действий по устранению недостатков;

демонстрировать профессиональные навыки анализа результатов собственной деятельности с целью совершенствования практического опыта;

использовать замечания, комментарии в процессе оценивания практической деятельности;

не допускать неоправданных пауз и остановок в процессе работы;

эффективно использовать широкий спектр разных темпов организации музыкально-педагогической деятельности (ритм, темп и акценты в собственной педагогической деятельности).

анализировать музыкальное произведение, его стилевые и жанровые особенности в контексте особенностей художественной эпохи;

оперировать основными музыкальными понятиями;

применять образные определения (красивые сравнения, яркие слова, образные сравнения) в процессе музыкально-педагогической деятельности;

3.Организация исполнительской деятельности и управление

Специалист должен знать:

теорию музыки (музыкальную грамоту);

стили и направления музыки, творчество композиторов классиков;

музыкальную терминологию;

средства музыкальной выразительности;

жанровые особенности музыкальных произведений;

детские шумовые инструменты и приемы звукоизвлечения;

виды ритмических рисунков, основы ритмической импровизации;

приемы управления детским составом исполнителей;

основные танцевальные (музыкально-ритмические) движения;

составляющие сценического движения;

этапы организации репетиционного процесса;

аспекты публичного выступления: виды, особенности, правила;

правила грамотной речи;

основы ораторского искусства;

выразительные средства сценического искусства;

Специалист должен уметь:

раскрывать художественный образ музыкального произведения;

узнавать музыкальные жанры и фрагменты музыкальных произведений;

применять средства

музыкальной выразительности в практической деятельности;

демонстрировать владение выразительной, образной речью;

демонстрировать владение грамотной речью

корректно использовать технические средства: микрофон, аудиосистему.

использовать шумовые инструменты согласно логике замысла произведения;

подбирать ритмические рисунки согласно метру, жанру;

играть на ДШИ;

демонстрировать приемы экспресс-обучения игре на ДШИ;

исполнить ритмическую импровизацию на ДШИ;

создать ритмический ансамбль;

импровизировать;

управлять детским составом исполнителей с помощью дирижерских жестов;

исполнять элементы танцевальных (музыкально-ритмических) движений;

подбирать элементы хореографии в соответствии с жанровыми

особенностями музыки;

осуществлять постановку хореографической композиции;

создавать сценический образ через органичноеперевоплощение;

организовывать репетиционный процесс;

осуществлять постановку творческого номера;

мобильно ориентироваться в музыкальном материале

Коммуникация и взаимодействие

5.Специалист должен знать:

нормы русского языка и культуры речи;

нормы литературного языка в устной речи;

правила русского литературного языка;

правила и устного общения;

этические принципы общения;

8

правила слушания и убеждения;

типы социальных взаимодействий: сотрудничество и соперничество;

вербальные и невербальные способы взаимодействия;

Специалист должен уметь:

определять цели и задачи, планировать музыкальную деятельность;

логически верно, аргументированно и ясно строить устную речь;

владеть правилами русского литературного языка;

участвовать в диалогических ситуациях общения;

устанавливать речевой контакт, обмениваться информацией с другими членами языкового коллектива;

применять нормы русского языка и культуры речи;

применять техники и приёмы эффективного общения в профессиональной деятельности;

использовать приёмы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;

учитывать возрастные и индивидуальные особенности при педагогическом взаимодействии;

использовать механизмы взаимопонимания в общении: рефлексия, обратная связь;

использовать эффективные приёмы социального взаимодействия: сотрудничество и компромисс;

руководствоваться этическим принципами общения: вежливости,

кооперации, понятности, последовательности;

выстраивать продуктивное взаимодействие в рамках образовательного процесса;

результативно действовать в нестандартных ситуациях

Специфика урока музыки в условиях введения ФГОС

Музыка в школе является одним  из основных предметов, обеспечивающих  освоение искусства как духовного наследия  человечества. Опыт  эмоционально-образного восприятия музыки, знаний и умения, приобретенные  при ее изучении, станут фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечат введение учащихся в мир  искусства и понимание неразрывной  взаимосвязи музыки в жизни.

В чем же новизна  современного урока в условиях введения  стандарта второго поколения? Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.

Какие требования  предъявляются к современному уроку:

-  Хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее  начало и хорошее окончание.

- Учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко  сформировать тему, цель, задачи урока;

-  Урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

- Учитель организует проблемные  и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

- Вывод делают сами учащиеся.



Можно выявить следующие виды деятельности на уроке музыки.

  • слушание музыки (восприятие)

  • пение;

  • музыкально - пластическое движение;

  • инструментальное музицирование (игра на музыкальных инструментах, импровизация);

  • драматизация музыкальных произведений.

В лругой классификации в музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности:

  • восприятие;

  • исполнительство;

  • творчество;

  • музыкально – образовательная деятельность.

Все они имеют свои разновидности. Так, восприятие музыки может существовать как самостоятельный вид деятельности, а может предшествовать и сопутствовать остальным видам.

Исполнительство и творчество осуществляются в пении, музыкально-ритмических движениях и игре на музыкальных инструментах.

Музыкально – образовательная деятельность включает в себя сведения общего характера о музыке как виде искусства, музыкальных жанрах, композиторах, музыкальных инструментах, а также специальные знания о способах исполнительства. Сами уроки музыки, либо концерт, фестиваль, конкурс могут строиться по законам музыкальной драматургии: иметь вступление, кульминацию, коду или строиться по законам музыкальной формы: двухчастная, рондо, трехчастная, вариации и т. д.

Методы музыкального воспитания

По определению О. П. Радыновой, методы и приемы музыкального воспитания – это способы взаимосвязанной деятельности педагога и детей, направленные на развитие музыкальных способностей и формирование основ музыкальной культуры.

В музыкальном воспитании и обучении детей дошкольного возраста применяют три взаимосвязанных метода работы: наглядный, словесный и метод практической деятельности.

Наглядный метод позволяет в конкретных, красочных образах показать детям явления, события окружающей действительности, рассказать о чувствах и действиях людей, животных, познакомить с предметами быта. Наглядный метод включает следующие компоненты:1) слуховую наглядность, т. е. слушание ребенком музыки специально, а также вовремя исполнения песен и музыкально-ритмических движений; 2)тактильную наглядность – непосредственное ощущение телом волновых колебаний музыкального звучания; 3)зрительную наглядность – показ игрушек, картинок, костюмов и т. д., которые относятся к данному музыкальному произведению, а также показ певческих приемов, движений в плясках, играх, упражнениях, в игре на музыкальных инструментах.

Словесный метод обращен к сознанию ребенка, помогает понять содержание музыкального произведения и пробуждает воображение. Словесный метод включает в себя разнообразные приемы:1)объяснение должно быть четким, кратким, эмоциональным, используется при слушании музыки и разучивании игры или танца;.

3)пояснения даются при показе движений игр, плясок, упражнений, певческих приемов в ходе занятия с детьми в четкой и краткой форме. Пояснение должно быть тесно связано с показом. Педагог приучает детей выслушивать пояснение до конца. Например, если дети вслед за педагогом начинают повторять движения при их разучивании, он говорит: «Не делайте движений, послушайте внимательно и посмотрите, как их надо выполнять»

. 4)Указания даются во время выполнения детьми игр, плясок и упражнений, например: «Кружиться надо через правое плечо, носочки оттягивать». Указания уточняют способ выполнения действий.

5)Поэтическое слово – чтение небольшого поэтического или прозаического произведения или его фрагмента перед слушанием музыки помогает детям глубже понять и почувствовать ее образный строй. Например, перед слушанием пьесы «Жаворонок» П. И. Чайковского рекомендуется прочитать детям четверостишие В. А. Жуковского: 6) Вопросы помогают уточнить содержание, характер музыкального образа. Например, после слушания танцевальной музыки можно спросить детей: «Что прозвучало, пляска или марш? Какое настроение у этой музыки? и др.». 7) Замечания обращены к сознанию ребенка, который отвлекся от выполнения задания. Замечания должны быть строгими, но корректными.

Метод практической деятельности – это систематические упражнения детей в исполнительской деятельности: в пении, музыкально-ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах.

Метод проблемной ситуации предполагает вопросительную форму построения речи. Чтобы интерес детей от вопроса к во­просу не угасал, Кабалевский предлагал постепенно усложнять их, чередуя более сложные с более простыми вопросами, вопросы требующие ответа «вслух» и мысленные ответы-размышления Конечно же, — размышлял и убеждал Кабалевский, — учитель может рассказать все сам, сэкономив при этом время, «но при этом в класс вошел бы самый злой и самый опасный враг всякого обучения и воспитания — пассивность учащихся. Одновременно в атмосфере возник бы опаснейший (чтобы не сказать — смертельный) для занятий «микроб скуки».

К группе методов, определяемых спецификой музыкального ис­кусства, известные музыканты и педагоги относили и относят:

·  метод наблюдения за музыкой (а не обучения ей), метод не навязывать музыку, а убеждать ею, не развлекать, а радовать, метод импровизации :

·  метод сопереживания ;

·  метод музыкального обобщения, метод «забегания» вперед и «возвращения» к пройденному, метод размышления о му­зыке (), метод эмоциональной драматургии ();

·  метод художественного контекста через «выходы» за пределы музыки ( В. Горюнова);

·  метод интонационно-стилевого постижения музыки ;

·  метод моделирования художественно-творческого про­цесса; содержательного анализа произведений (JI. В. Школяр) и др.

Названные методы, направленные на развитие музыкально­го мышления школьников, адекватны эстетической сущности искусства, а также цели и задачам музыкального образования детей.

Так, метод музыкального обобщения предполагает станов­ление у учащихся системы музыкальных знаний, развитие осо­знанного отношения к музыкальному искусству.

определяет ряд последовательных действий этого метода:

·  активизация музыкального, жизненного опыта школьни­ков с целью введения в тему или углубление ее,

·  ознакомление с новым знанием посредством четко поставленной учителем задачи, совместного решения ее с учащимися и формулированием детьми выводов;

·  закрепление знаний в разных видах учебной деятельности школьников.

В педагогической практике существует множество методов и их классификаций по самым разным признакам, широко применяемые в педагогической практике, в том числе и на уроках музыки в школе.

На уроках музыки могут широко использоваться методы активного слушания, позволяющие:

  • выявить сходство и различия музыкальных произведений;

  • сопоставить музыку с другими видами искусства, такими как живопись, литература, скульптура;

  • сопоставить музыку с жизненными явлениями и событиями человека;

  • перевести содержание музыки в словесную форму, размышления, рассуждения о музыке;

  • перевести содержание музыки в рисунок;

  • отразить звучание музыки в пластике и движении (музыкально - пластическое интонирование);

  • анализировать музыкальные произведения;

  • вокализация инструментальных произведений;

  • драматизация музыки (инсценировка).

Применение новых методов и приемов обучения на уроках музыки, согласно реализации ФГОС.

Современный человек живёт в условиях постоянного обновления знаний; телевидение, интернет, печатная продукция, предлагая огромный объём информации, требуют новых способов её освоения.

Уроки музыки так же необходимо вести в новом ключе.

В связи с этим, целью данной работы является анализ методов обучения учащихся и разработка новых приемов обучения, возможных в использовании на уроках музыки, согласно реализации ФГОС.

На уроках музыки могут широко использоваться методы активного слушания, позволяющие:

  • выявить сходство и различия музыкальных произведений;

  • сопоставить музыку с другими видами искусства, такими как живопись, литература, скульптура;

  • сопоставить музыку с жизненными явлениями и событиями человека;

  • перевести содержание музыки в словесную форму, размышления, рассуждения о музыке;

  • перевести содержание музыки в рисунок;

  • отразить звучание музыки в пластике и движении (музыкально - пластическое интонирование);

  • анализировать музыкальные произведения;

  • вокализация инструментальных произведений;

  • драматизация музыки (инсценировка).

  • Методы стимулирования и мотивации учения:

  • Метод музицирования – связан с освоением элементов музыкальной ткани, норм, правил создания и способами исполнения музыки на основе внутренней активности человека. Метод позволяет включиться каждому человеку в процесс продуцирования музыки вне зависимости от развитости его способностей, умений.

  • Метод соучастия – позволяет приобщиться к коллективным формам музыкальной деятельности (пение в хоре, ансамбле, игра в оркестре, музыкальном спектакле). Предлагаемый метод позволяет учащимся попробовать свои силы, ощутить себя частью творческого коллектива, пробудить потребность в коллективном творчестве.

  • Метод импровизации – связан с тем, чтобы проявить свои исполнительские умения, показать возможности своего воображения, фантазии.

  • Метод “учебный бреймсторминг” (мозговой штурм) – направлен на поиски путей и содержания в решении творческой задачи.

  • Методы организации и осуществления учебных действий и операций:

  • Метод “художественного движения” - связан с освоением музыкальной ткани произведения, закономерностей развития музыкальных образов.

  • Метод музыкальных композиций – связан с постижением художественных закономерностей создания музыкальных произведений: форма, стиль, жанр, тема. Средствами учащегося являются голос, инструмент, произведения литературы, живописи, электронные средства.

  • Метод “музыкальный театр” - направлен на постижение целостного музыкального содержания. “Музыкальный театр” помогает ребенку музыку сделать зримой, осязаемой.

  • Метод погружения – позволяет осознать ценностно-смысловое значение музыкального произведения в жизни человека.

  • Метод фонопедических упражнений – направлен как на развитие качественных характеристик голоса, так и на формирование певческо-исполнительских навыков.

  • Метод имитационного моделирования - направлен на освоение норм, правил, способов создания музыкального произведения или возможности его исполнительского воплощения.

  • Метод проектов – позволяет учащимся проявить как свои знания, умения в самостоятельной работе с информацией, так и волевые качества, интересы предпочтения.

  • Метод “пластическое интонирование” - направлен на освоение способов “активного слушания”. Метод позволяет:

  • выявить сходство и различия музыкальных произведений;

  • сопоставить музыку с другими видами искусства, такими как живопись, литература, скульптура;

  • сопоставить музыку с жизненными явлениями и событиями человека;

  • перевести содержание музыки в словесную форму, размышления, рассуждения о музыке;

  • перевести содержание музыки в рисунок;

  • отразить звучание музыки в пластике и движении (музыкально - пластическое интонирование);

  • анализировать музыкальные произведения;

  • вокализация инструментальных произведений; драматизация музыки (инсценировка). И др.



Методика проведения вступительной беседы по слушанию музыки

Этапы организации музыкального восприятия, методы и приемы

  1. Первичное восприятие музыки (целостное).

А) эмоциональная настройка на восприятие произведения (беседа, рассказ, сюрпризный момент, загадка, игрушка и т.п.). При этом, как правило, сообщается название произведения и его автор. Во вступительном слове педагог может использовать такие формы работы: рассказ, беседу, пояснения с иллюстрациями, воспоминания детей об определенных событиях, картинах. Слушанию музыкального произведения может предшествовать небольшой рассказ о композиторе, об интересных фактах из истории написания произведения. Иногда, чтобы заинтересовать учеников, перед слушанием музыки учитель может провести краткую беседу о содержании музыкального произведения. Перед прослушиванием даётся задание.

Б) слушание музыки .

В) Следующий этап – анализ произведения. Беседа о прослушанной музыке. Основной вопрос: «Какие чувства выражены в музыке?”, “Каков характер музыки, ее настроение?” В ходе беседы могут использоваться (особенно с младшими дошкольниками) методы уподобления характеру звучания музыки: мимическое, тактильное, интонационное. Далее музыкальный образ раскрывается посредством обсуждения вопроса “О ком (о чем) рассказывает музыка?»

2.Повторное восприятие (дифференцированное).

А) повторное исполнение (целиком, а затем и по частям) с акцентированием различных особенностей произведения (смена динамики, тембров, частей и др.). Используются методы уподобления характеру звучания музыки: вокальное, моторно-двигательное, тембровое, цветовое; другие виды музыкальной деятельности: музыкально-ритмические движения и игра на музыкальных инструментах;

Б) параллельно с исполнением отрывков - беседа о музыке, главный вопрос в которой «Как рассказывает музыка?»

3.Узнавание и осознанное восприятие (целостное):

А) узнавание произведения по отрывку;

Б) уточнение, пояснение характера музыки и образа, средств музыкальной выразительности; В) сравнение произведения с другим произведением (знакомым или новым), по принципу контраста либо сходства (по названию, жанру).

Важным методом обучения, который с успехом используется при анализе музыкального произведения, является беседа.

Для выяснения и осознания отдельных элементов музыкального языка в процессе анализа желательно чаще использовать метод сравнения.

Приемы развития музыкального восприятия.

1. Прием контрастного сопоставления музыкальных произведений. Для сравнения можно использовать контрастные произведения одного жанра (например, два марша, пьесы с одинаковым названием (например, два разных «Дождика», контрастные по характеру произведения.

2. Прием «цвет-настроение». Определенный цвет связывается с соответствующим настроением музыки. Пастельные, светлые тона соответствуют нежному, спокойному характеру музыки. Темные, густые тона – мрачному, тревожному настроению. Яркие тона – веселому, радостному, торжественному характеру. Детям можно раздать по две карточки, контрастные по цвету, соответствующие характеру прослушиваемых произведений, и объяснить, что, например, карточку красного цвета они поднимут, если услышат торжественную музыку, а темно-коричневую – если услышат тревожную музыку. Также детям можно предложить выполнить рисунок, передающий характер музыки.

3. Прием оркестровки музыкальных произведений. Оркестровать произведение – значит выбрать и использовать наиболее выразительные тембры инструментов, соответствующие характеру его звучания. Прием оркестровки побуждает детей внимательно вслушиваться в музыку, чтобы соотнести имеющиеся у них представления о выразительных и изобразительных возможностях тембров детских музыкальных инструментов с ее звучанием. Так, для того чтобы подчеркнуть бодрый, торжественный характер музыки, можно использовать яркий, четкий тембр барабана или бубна, а нежный характер – мягкий, нежный тембр колокольчика. Чтобы передать изобразительные моменты, например капельки дождя, можно взять звонкий треугольник или колокольчики, а шум автомобиля хорошо передадут погремушки, маракасы, трещотки. Прием оркестровки целесообразно применять после того, как ребята неоднократно прослушают произведение, ознакомятся с характером музыки.

4. Прием передачи характера музыки в движении. Данный прием включает в себя инсценировку песен, творческое использование танцевальных, образных движений.

Приемы развития музыкального восприятия можно варьировать, сочетать друг с другом. Такие варианты придают занятию живость, непосредственность, способствуют самостоятельности детей, развитию их творческой инициативы, проявлению выдумки, фантазии, а главное, повышают интерес к музыке.

Глубинная преемственность в культурных и нравственных традициях возникает лишь там, где ребенок начинает осваивать их с раннего возраста. Музыка обогащает духовный мир ребенка, воздействует на процесс становления его нравственных качеств.



Разучивание песни. Этапы работы.

Способы разучивания песни различны, установлена лишь последовательность главных моментов этого процесса:

1 краткое вступительное слово учителя;

2 исполнение (показ) песни – учителем или в грамзаписи;

3 беседа с детьми о песне;

4 чтение поэтического текста песни;

5 разучивание песни (репетиционный план).

Выделяют три этапа разучивания песни:

  • ознакомление и усвоение первого куплета,

  • разучивание всей песни

  • закрепление и художественное исполнение песни.

Разучивание песни «» авторов ….

1.В кратком вступительном слове: название, авторы, знакомство с интересными фактами их жизни и творческой деятельности, с другими сочинениями авторов музыки и текста песни, разбор эмоционально – смыслового содержания песни, использование наглядности, которое с помощью художественных средств дополняет содержание и смысл песни, но не перегружает восприятие музыки отвлекающими образами и предметами…..

2.Показ песниследует начинать со слов «Послушайте песню, которую мы будем разучивать». Исполнение песни должно создавать яркий, впечатляющий художественный образ, чтобы дети захотели ее выучить. Поэтому, если классный руководитель не владеет совершенным вокально- исполнительским навыком, можно прослушать песню в записи в исполнении профессионалов. (показ песни)

3. Беседа с детьми о песне. После первого прослушивания обсуждается эмоционально – образная, содержательная и смысловая характеристика песни и средства музыкальной выразительности, с помощью которых достигается тот или иной характер и настроение в песне: мелодия и её движение (плавное, скачкообразное), ритмический рисунок (ровный, пунктирный, синкопированный), лад (мажор, минор), динамические оттенки (громко, тихо), темп (медленно, быстро, умеренно), аккомпанемент (инструментовка, жанр, фактура – прозрачная, насыщенная и др.), форма (куплетная)…. (Анализ муз средств данной песни).

4. Разучивание песни (репетиционный план) начинается повторным исполнением песни. Учитель обьясняет непонятные слова, сложные места в песне.

В процессе репетиционной работы используются учебно – ролевые игры, учебные задания, разучивания по фразам. В этот период работы учителю необходимо обращать внимание детей на правильность звуковысотного интонирования мелодии, ритмическую четкость, правильность певческого дыхания и звукообразования, выразительность динамики и дикции.

  1. этап: Разучивание первого куплета:

-учитель пропевает первую фразу или прдложение (если мелодия простая) 2 – 3 раза;

- дети, внимательно прослушав пение учителя повторяют этот же фрагмент. Перед началом пения нужно обязательно интонационно – чисто выстроить первый звук. При многократном повторении фрагмента необходимо выдвигать разные учебные задачи, чтобы мелодия не надоела детям:

- прослушайте первую фразу,

- показывайте рукой направление мелодии,

- поём как один человек,

- медленно поем со словами,

- прослушайте 2- ю фразу, определите, есть ли в ней сходство с 1 –ой,

- округлите звук, дыхание берем через нос и т. д.

Далее выучиваются следующие фразы и соединяются. Затем пропевается весь 1 куплет. Повторяется несколько раз для закрепления в разных вариантах: по рядам, солистами, по цепочке, в разных темпах и др.

2 этап: Разучивание всей песни.Разучивают 2 куплет. Все вместе выразительно читают текс куплета, потом поют по фразам, предложениям, повторяя их по 2 – 3 раза. При этом учитель добивается правильного певческого дыхания, округлой формы рта, единого звуковедения. Работа уже ведётся уже не столько над запоминанием песни, сколько над качеством её исполнения. Так же выучиваются следующие куплеты.

Три условных периода разучивания:

1 эскизный(знакомство, анализ песни)

2 технологический (собственно разучивание)

3 заключительный( «впевание», достижение художественной выразительности).



Использование музыкально-дидактических игр и пособий в процессе слушания музык

 В процессе слушания музыки дети знакомятся с инструментальными, вокальными произведениями разного характера они переживают, испытывают определенные чувства. Для того, чтобы ребенок лучше понимал музыкальное произведение, мог сопоставить музыкальные образы, слова обращаются к музыкально-дидактическим играм. Применения музыкально-дидактических игр дает возможность детям несколько раз слушать одно и тоже произведение в ненавязчивой форме. Например, «Чудесный мешочек»: игрушки могут разговаривать, двигаться с малышами все это способствует лучшему восприятию материала, его осмыслению и запоминанию. Благодаря играм «В лесу», «Найди нужную иллюстрацию», «Музыкальная шкатулка» дети закрепляют пройденный материал, знания о различных музыкальных инструментах,  приобщаются к умению различать и узнавать танец, колыбельную, марш и их части.

Большое влияние на воспитание и музыкальное развитие детей оказывают русские народные мелодии. Они просты, выразительны и доступны детям всех возрастов. Это и «Ладушки, «Петушок», «Лиса по лесу ходила». Дети пробуют некоторые из них импровизировать на металлофоне, кселофоне. Эти мелодии могут разнообразить содержание  многих музыкально-дидактических игр.

Примерные задания демонстрационного экзамена

Составление технологической карты внеурочного музыкальногшо занятия, составление технологической карты фрагмента музыкального занятия. Исполнение ритмической импровизации на детских музыкальных инструментах, проведение фрагмента музыкального занятия. Задания по теории музыки и музыкального воспитания.

Задание 1. Составление технологической карты внеурочного музыкального занятия по форме

Задание

1.На основе предложенного конспекта внеурочного занятия и шаблона технологической карты составить технологическую карту внеурочного музыкального занятия.

2.В технологической карте указать специальные методы музыкального образования, формируемые универсальные учебные действия и планируемые результаты на каждом этапе занятия

Методический материал

Конспект внеурочного занятия по определенной теме

Время выполнения1 час 30 минут

Условия

Обязательно полное заполнение таблицы с сохранением документа на рабочем столе моноблока.

Материалы, оборудование для выполнения задания

Примерная основная образовательная программа начального общего образования.

Моноблок, клавиатура, компьютерная мышь,

белая бумага (3 листа), ручка

Задание 2. Исполнение ритмической импровизации

Задание

Организовать репетиционный процесс и продемонстрировать концертное исполнение ритмической импровизации на

детских шумовых инструментах с использованием элементов

хореографии, перестроения-дефиле

Музыкальный материал:

Музыкальный фрагмент определенного жанра и стиля

Время подготовки и проверки технического оборудования10 минут

Время выполнения 20минут

Условия

Обязательное сольное исполнение волонтёром фрагмента ритмической импровизации;

14 Обязательная демонстрация концертного исполнения ритмической импровизации

Материалы, оборудование для подготовки:

Моноблок, клавиатура, компьютерная мышь, наушники, фонограмма, белая бумага (1, комплект ДШИ, 12 стульев, пюпитр

Материалы, оборудование для выполнения задания

Микрофон, фонограмма, комплект ДШИ, 12 стульев, пюпитр, звукоусилительный комплект,

состав волонтёров (12 человек)

Во время подготовки участник самостоятельно организовывает экзаменационную площадку (стулья и пюпитр)

Приложение 1.

Методический материал для выполнения Задания 1:

Шаблон технологической карты внеурочного занятия

Конспект внеурочного занятия по определенной теме.

Ф.И.О. участника _______________________

Таблица 1.

Перечень специальных методов музыкального образования

1.Моделирования художественно-творческого процесса

2.Сочинения и импровизации

3.Отождествления

4.Цвет-образ

5.Размышления о музыке

6.«Забегания» вперед и «возвращения» к пройденному

7.Музыкального обобщения

8.Художественного контекста (выхода за пределы музыки)

9.Эмоциональной драматургии урока

10.Создания шедевров

11.Сходства и различия («тождества и контраста»)

12.Сопереживания музыкальному произведению.

13.Содержательного анализа музыкальных произведений

Технологическая карта внеурочного занятия содержит:

Предмет:

Тема:

Цель:

Задачи:

Оборудование:

Этап занятия

Содержание педагогического взаимодействия

Виды работы,

формы, методы

Формируемые УУД

Планируемые результат

Перечень универсальных учебных действий

1.Личностные

2.Регулятивные

3.Коммуникативные

4.Познавательные

Технологическая карта внеурочного музыкального занятия составляется без использования материалов сети Интернет.



Инструкция по охране труда для участников демонстрационного

экзамеа


1.Общие требования охраны труда

1.К самостоятельному выполнению заданий демонстрационного экзамена по Компетенции «Преподавание музыки в школе»по методике «WorldSkills»допускаются участники:прошедшие инструктаж по охране труда по «Программе инструктажа

По охране труда и технике безопасности»;

ознакомленные с инструкцией по охране труда;

имеющие необходимые навыки по эксплуатации инструмента, приспособлений совместной работы на оборудовании;не имеющие противопоказаний к выполнению заданий по состоянию здоровья.

2.В процессе выполнения заданий и нахождения на территории и в помещениях места проведения экзамена, участник обязан четко

соблюдать:

инструкции по охране труда и технике безопасности;не заходить за ограждения и в технические помещения;

соблюдать личную гигиену;

принимать пищу в строго отведенных местах.

3.Участник для выполнения задания экзамена использует:

персональный компьютер или ноутбук;

музыкальная аппаратура (усилитель звука, синтезатор, микрофон);

канцелярские принадлежности.

4.При выполнении задания демонстрационного экзамена на участника могут воздействовать следующие вредные и (или) опасные факторы:

Физические:

режущие и колющие предметы;

электрический ток;

повышенный шум;

5недостаточность/яркость освещения;

повышенный уровень пульсации светового потока;

повышенное значение напряжения в электрической цепи,

замыкание которое может произойти через тело человека;

повышенный или пониженный уровень освещенности;

повышенный уровень прямой и отраженной яркости монитора.

Психологические:чрезмерное напряжение внимания;

усиленная нагрузка на зрение;

повышенная ответственность.

5.Во время выполнения задания средства индивидуальной защиты не требуются. Одежда и обувь должны быть удобными, по сезону, не приносить дискомфорт.

6.Знаки безопасности, используемые на рабочем месте, для обозначения присутствующих опасностей:

F 04 Огнетушитель

E 22 Указатель выхода

E 23 Указатель запасного выхода

EC 01 Аптечка первой медицинской помощи

P 01 Запрещается курить

7.При несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить о случившемся экспертам.

В помещении экспертов находится аптечка первой помощи, укомплектованная изделиями медицинского назначения, ее необходимо использовать для оказани первой помощи, самопомощи в случаях получения травмы.

В случае возникновения несчастного случая или болезни участника, об этом немедленно уведомляются Главный эксперт. Главный эксперт принимает решение о назначении дополнительного времени для участия. В случае отстранения участника от дальнейшего участия в демонстрационном

экзамене ввиду болезни или несчастного случая, он получит баллы за любую завершенную работу.

Вышеуказанные случаи подлежат обязательной регистрации в Форме регистрации несчастных случаев и в Форме регистрации перерывов в работе.

8.Участники, допустившие невыполнение или нарушение

инструкции по охране труда, привлекаются к ответственности в соответствии с Регламентом WorldSkills Russia.

Несоблюдение участником норм и правил ОТ и ТБ ведет к потере баллов. Постоянное нарушение норм безопасности может привести к временному или перманентному отстранению аналогично апелляции.

Требования охраны труда во время выполнения работ

1.При выполнении заданий участнику необходимо соблюдать требования безопасности при использовании инструмента и оборудования:

Наименование инструмента/ оборудования

Требования безопасности

Компьютер в сборе (монитор, мышь, клавиатура)

-ноутбук

Во время работы:

-необходимо аккуратно обращаться с проводами;

-запрещается работать с неисправным компьютером/ноутбуком;

-нельзя заниматься очисткой компьютера/ноутбука,

когда он находится под напряжением;

-недопустимо самостоятельно проводить ремонт ПК и оргтехники при отсутствии специальных навыков;

-нельзя располагать рядом с компьютером/ноутбуком жидкости, а также работать с мокрыми руками;

-необходимо следить, чтобы изображение на экранах видеомониторов было стабильным, ясным и предельно

четким, не иметь мерцаний символов и фона, на экранах недолжно быть бликов и отражений светильников, окон и окружающих предметов;

-суммарное время непосредственной работы с персональным компьютером и другой оргтехникой в течение экзаменационного дня должно быть не более 6 часов;

-запрещается прикасаться к задней панели персонального компьютера и другой оргтехники, монитора при включенном питании;

Требования охраны труда в аварийных ситуациях

1.При обнаружении неисправности в работе электрических устройств, находящихся под напряжением (повышенном их нагреве,

появления искрения, запаха гари, задымления и т.д.), участнику следует немедленно сообщить о случившемся экспертам. Выполнение задания

продолжить только после устранения возникшей неисправности.

2.В случае возникновения у участника плохого самочувствия или получения травмы сообщить об этом эксперту.

3.При поражении участника электрическим током немедленно отключить электросеть, оказать первую помощь (самопомощь) пострадавшему, сообщить эксперту, при необходимости обратиться к врачу.

4.При несчастном случае или внезапном заболевании необходимо в первую очередь отключить питание электрооборудования, сообщить о случившемся экспертам, которые должны принять мероприятия по оказанию первой помощи пострадавшим, вызвать скорую медицинскую помощь, принеобходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.

5.При возникновении пожара необходимонемедленно оповестить Главного эксперта и экспертов. При последующем развитии событий следует руководствоваться указаниями Главного эксперта или эксперта, заменяющего его. Приложить усилия для исключения состояния страха и паники.

При обнаружении очага возгорания на площадке проведения демонстрационного экзамена необходимо любым возможным способом постараться загасить пламя в «зародыше»с обязательным соблюдением мер

личной безопасности.

При возгорании одежды попытаться сбросить ее. Если это сделать не удается, упасть на пол и, перекатываясь, сбить пламя; необходимо накрыть горящую одежду куском плотной ткани, облиться водой, запрещается бежать – бег только усилит интенсивность горение.































СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ



1. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Методика музыкального образования: Учебник для студ.высш.пед.учеб.заведений/Под общей редакцией М.И.Ройтерштейна.- М.: Музыка,2006. -336 с.

2. .Андреева И.Н.Эмоциональный интеллект: исследования феномена//

Вопросы психологии.-2006.-№3, с.78-86.

3. Гундорова Е.Ю. Симфония и дети// Музыка в школе.-2004.-№4, с.34-42.

4. Игнатова Т. Через пластическое интонирование к таинству музыки//Искусство в школе.- 2002.-№6,с.61-64.

5. Шлыкова О.В.Феномен мультимедиа// Вестник МГУКИ.- 2005.- №2, с.156-159.

Интернет - источники:

Новые подходы к развитию интереса к классической музыке у студентов педагогического колледжа посредством полихудожественной учебной деятельности в ракурсе применения. Мультимедиа оборудования



https://cyberleninka.ru/article/n/novye-podhody-k-razvitiyu-interesa-k-klassicheskoy-muzyke-u-studentov-pedagogicheskogo-kolledzha-posredstvom-polihudozhestvennoy

Этапы организации музыкального восприятия, методы и приемы

https://studfile.net/preview/2230642/page:19/.

Оценочные материалы для Демонстрационного Экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия по компетенции No R57«Преподавание музыки в школе»

https://rostovpc.edu.yar.ru/demonstratsionniy_ekzamen/mo/kod_1_1_komptentsiya_r57_prepodavanie_muziki_v_shkole.pdf



29



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!