Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств №1 города Димитровграда Ульяновской области»
Кочнева Светлана Геннадьевна, преподаватель
Методические рекомендации «Распевание вокального ансамбля. Принципы подбора вокальных упражнений»
Ансамблевый класс в школе искусств занимает важное место в системе музыкального воспитания и образования, развивает художественный вкус детей, расширяет и обогащает их музыкальные знания . Ансамблевое пение не требует каких-либо дополнительных затрат, ибо человеческий голос общедоступен и универсален. Исполняя вокально-ансамблевое произведение, ребёнок не только приобщается к музыкальной культуре, но и сам создаёт её, создаёт художественные ценности. Ансамблевое пение — одно из самых сильных средств формирования личности учащихся ,развитие творческих способностей и музыкально- художественного вкуса, требует высокого уровня исполнения. Художественное исполнение зависит от воспитания способности тонкого переживания, художественных образов произведения, умелого использования средств музыкально-вокальной выразительности, для чего, в свою очередь, необходимы технические умения и навыки, которые приобретаются постепенно и последовательно в процессе коллективного обучения, где на качество пения каждого ребёнка, на развитие его голоса должно быть обращено внимание руководителя вокального ансамбля. Развитие певческого голоса ребёнка тесно связано с формированием определённых навыков, лежащих в основе слухового восприятия, умственных способностей и вокального воспроизведения. Навыки — это действие, отдельные компоненты которых в результате повторения становятся автоматизированными. Формирование навыков сопряжено с протекание целого ряда умственной работы. Физиологический механизм- это сложные условные рефлексы, образующие в коре головного мозга сложившуюся систему временных нервных связей. Эти нервные связи могут образовываться и закрепляться в процессе определённых вокальных движений. Правильная работа голосового аппарата предполагает такую координацию всех его элементов, при котором мускульная энергия расходуется наиболее экономно, рационально и с максимальным эффектом. Правильное пение – это пение, при котором певцам удобно петь, а слушателям приятно слушать. Неправильное пение сопряжено с усталостью голоса, с ощущением неудобства в гортани поющих, неестественностью певческого звука, чрезмерной его напряжённостью. Детское пение является предметом изучения не только специальной педагогики, но и эстетики, методики, психологии, физиологии, медицины, акустики. Каждая из этих наук рассматривает один из аспектов певческой деятельности. Создание теорий и системы вокального воспитания невозможно без творческого содружества различных наук. К этой мысли сейчас склоняется большинство исследователей. Идея комплексного изучения проблемы развития детского голоса имеет уже немало сторонников. О развитии детского голоса с акустической точки зрения можно судить по качественным изменениям основных характеристик его звучания. В то же время, добиваясь определенного качества звучания, педагог может влиять и на его развитие в нужном направлении. Однако не всякое пение способствует развитию детского голоса. Неправильный режим голосообразования, как и нарушение гигиеническим норм в пении, приводит нередко к заболеваниям и порчи голосов. В поисках правильного звукообразования особо важное значение приобретает качественная оценка звучания детского голоса, которая во многом обусловлена типом голосового регистра. В качестве звучания детских голосов отражается, как в зеркале, методика вокальной работы педагога. Что же следует понимать под развитием детского голоса? Одни специалисты понимали это как развитие органов голосообразования в процессе роста ребенка: дыхательной системы, гортани, артикуляционного аппарата; другие – как формирование вокальных навыков: певческого дыхания, звукообразования, дикции; третьи – как постепенную смену механизма звукообразования: с фальцетного на грудной и микстовый. Рассмотрение различных методических приемов с точки зрения теории регистров певческого голоса может быть весьма перспективным, так как способствует формированию у педагога и ученика нового вокального мышления. Вопрос о голосовых регистрах в детской вокальной педагогике можно считать основным. Такой вывод напрашивается в результате анализа истории вопроса о вокальном воспитании детей. Многочисленные исторические документы свидетельствуют о высоком художественном уровне детского ансамблевого исполнительства в России XVII – XIX веков, развитие которого связано было главным образом с культовым пением.
II. Значение вокальной работы в ансамбле
Ансамблевое звучание является результатом взаимодействия целого ряда слагаемых: ансамблевого строя, ансамбля, а также качества певческого звука. Последнее оказывает прямое влияние на другие компоненты ансамблевого звучания. Неотработанные, «пестро» звучащие голоса певцов ансамбля не сливаются в унисон, который составляет основу ансамблевого ансамбля. При неправильном звукообразовании практически невозможно добиться чистого строя или свободного, ненапряженного звучания голосов на всем диапазоне. В практике ансамблевой работы обычно мало обращается внимание на индивидуальное развитие певческого голоса. Увлекаясь работой над качеством ансамблевого звучания, руководитель вокального ансамбля часто не считает возможным затрачивать время на занятия с отдельными участниками, тогда , как именно в работе с ансамблем следует уделять постоянное внимание воспитанию певческих навыков. Хорошо поставленная вокальная работа в ансамбле воспитывает у его участников не только правильные певческие навыки, но и развивает хороший музыкальный вкус и тонкий вокальный слух. Работая в ансамбле, руководитель несёт большую ответственность за воспитание правильного, здорового голоса своих подопечных и даже самый заурядный голос можно и нужно развивать. Исполнительское мастерство ансамблевого коллектива основано на певческой культуре певцов ансамбля и профессионализме его руководителей. Под певческой культурой следует понимать взаимосвязь вокального исполнительства, вокальной педагогики и вокального творчества, т.е. грамотно подобранного вокального репертуара. Но качество звука в ансамблевом пении не является самоцелью, а должно рассматриваться как средство выразительности, обогащающее исполнительские возможности коллектива, способствующие раскрытию содержания произведения, его художественного образа. Вся вокальная работа в детском ансамбле должна быть подчинена, кроме прочего, задаче развития певческого голоса и слуха детей. Необходимость работы над качеством певческого звука, его культурой требует от ансамблевого дирижера знаний теоретических основ вокальной работы в ансамбле, а также ее практических приемов.
III. Специфика вокальной работы при коллективном пении
Ансамблевое пение имеет свою специфику. Она заключается в том, что перед певцом встает проблема приобретения навыков пения в ансамбле: умения слышать не только себя, но и соседа, петь по дирижерскому жесту, сливаться своим голосом с общим звучанием ансамблевый партии по высоте, динамике, тембру и т.д. Руководитель вокального ансамбля, работая над вокальной техникой целого певческого коллектива и имея дело не с одним певцом, а одновременно со многими, стремится привести всех участников ансамбля к единой манере звукообразования, подаче звука, способу артикуляции слова. Задача выработки единого звучания встает перед руководителем вокального ансамбля в его работе в первую очередь. Специфика коллективного пения обусловливает и особенности методической работы с ансамблем. Например, работая над динамикой ансамблевого звучания какой-либо ансамблевый партии, руководитель вокального ансамбля должен добиваться, чтобы каждый участник коллектива некоторым образом ограничивал себя в проявлении динамических возможностей своего голоса требованием и задачам ансамблевого звучания в соответствии с характером исполняемого произведения, его интерпретацией дирижером, а не стремиться выделиться из общего звучания. Чтобы добиться хорошего унисона, каждый певец ансамбля должен в какой-то мере поступиться своей индивидуальной манерой формирования гласных и суметь в соответствии с указаниями руководителя ансамбля найти и усвоить те приемы, которые обеспечат максимальную общность и единство партии в отношении либо округления и прикрытия, либо затемнения или осветления звука при формировании различных гласных. Таким образом, единство действий всех певцов ансамбля, направленных на решение вокально-технических и художественно-исполнительских задач, является намеренным и специфическим условием коллективного исполнения.
IV. Распевание ансамбля и принципы подбора вокальных упражнений
Занятия с ансамблем обычно начинаются с распевания, которое выполняет двойную функцию: 1) разогревания и настройки голосового аппарата певцов с целью подготовки их к работе; 2) развития вокально-ансамблевых навыков с целью достижения красоты и выразительности звучания певческого голоса в процессе исполнения ансамблевых произведений. Подготовка певцов к работе предполагает прежде всего их эмоциональный настрой, а также введение голосового аппарата в работу с постепенно возрастающей нагрузкой в отношении звуковысотного и динамического диапазонов, тембра и продолжительности фонации на одном дыхании. Даже опытному певцу нецелесообразно начинать распевание с предельно высоких и громких звуков своего голоса, так как это может привести к его срыву. Максимальные нагрузки на занятиях должны вводиться постепенно и с учетом уровня развития певческих навыков участников ансамбля, их вокальной тренировки и выносливости. Красоты и выразительности звучания голосов можно добиться только на основе правильной координации в работе всего голосообразующего комплекса, которая характеризуется прежде всего отсутствием излишней напряженности во всех его частях: в дыхательном аппарате, в области гортани и артикуляционных органах. Чрезмерное напряженность мышц в какой-либо части голосового аппарата сразу же отражается на качестве звука. Управляя же качеством звука, можно добиться и правильной согласованности в работе всего голосообразующего комплекса. Регулировка качества звука может осуществляться дирижером с гармонично развитым вокальным слухом. Результатом правильной координации в работе голосового аппарата будет ненапряженная, но в меру активное звучание голоса. Такое качество звучания должно сохраняться при выполнении различных вокальных заданий на всем диапазоне с различной динамикой, на всех гласных и в любом темпе. Исходя из физических свойств звука можно сказать, что основными характеристиками звучания певческого голоса следует считать: звуковысотный диапазон; динамический диапазон; тембр; подвижность. Перед руководителем ансамбля стоит ряд задач, направленных на развитие этих качеств в процессе работы с ансамблем. Вокальная работа в детском ансамбле, помимо художественных задач должная быть направлена на развитие певческого голоса детей. Однако достижение цели в процессе обучения пению тесно связано с решением педагогических задач. Нельзя обойтись без ясного понимания закономерностей звукообразования и умения управлять певческим процессом. Но для достижения хороших результатом одного этого недостаточно. Очень важно умение учителя так организовать всю певческую деятельность детей, чтобы она выполняла подлинно воспитательную, развивающую и образовательную функции обучения.
Список используемой литературы:
1.Апраксина О. «Методика развития детского голоса» М.,1983г.
2.Багадуров В. «Вокальное воспитание детей» М., 1980г.
3. В.Ф.Иванников Методика поточного пения, М., 2005 год
4.Варламов А.Е. «Полная школа пения» Санкт Петербург , издательство «Планета музыки»,2008 г.
5.Вербов А.М. «Техника постановки голоса» Музгиз.1961г.
6.Дмитриев А. Основы вокальной методики М., музыка 1968г.
7. Емельянов В.В. Развитие голоса .СПб.1996 г.
8. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж. СПб.1996 г.
9.Луканин В. Обучение и воспитание молодого певца. Ленинград. Музыка 1977г.
10.Малахов. Современные дыхательные методики. Донецк.2003г.
11.Постановка голоса. Система практических упражнений; Методические рекомендации….составитель Л.В.Назарова; под редакцией Л. П . Шестеркиной. — Челябинск: Изд-во ЮУРГУ.2004 Г-27 с
12.Стулова Г.П. «Развитие детского голоса в процессе обучения пению». М., 1992г.
13. http: // www.uroki-vokala.com.ua