СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации «Разные виды чтения и как им обучать на уроке английского языка» (из опыта работы)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации «Разные виды чтения и как им обучать на уроке английского языка» (из опыта работы)»

«Разные виды чтения и как им обучать на уроке английского языка»

Чтение бывает разным. В обучении языкам выделяют extensive reading (ознакомительное чтение) и intensive reading (изучающее чтение). Ознакомительное чтение часто задается на дом. Изучающее чтение, тренирующее разные навыки чтения, отрабатывается обычно на уроке.

- Какие же навыки чтения важны обучающимся?

- Те, которые пригодятся в реальной жизни.

Skimming

Первый важный навык — это skimming или reading for general comprehension или reading for gist.

Ещё эту методику называют «беглым» чтением. Смысл в том, чтобы быстро сориентироваться в тексте. После прочтения должно быть понятно, о чём текст в целом и что говорится в каждом абзаце. Методика похожа на то, как читают газеты: сначала смотрят заголовки, чтобы понять, какие новости есть на развороте, а потом уже переходят к содержанию.

Как организовать работу по развитию навыка «беглого» чтения?

Ученики «пробегают» глазами текст, не вчитываясь в детали. Цель такого чтения — понять общий смысл или найти ответ на краткий вопрос. При этом не нужно читать текст полностью, вчитываться и понимать каждое слово, а также читать от и до. Нужно именно пробежать по тексту глазами. Чтобы ученики привыкли к такому навыку, помимо объяснения, что это и зачем, попробуйте следующие задания:



- прочитайте текст и подберите самый подходящий заголовок;

- прочитайте текст и соедините с верной картинкой;

- прочитайте текст и проверьте свои предположения и т.д.

Данный вид чтения обычно проводится с лимитом по времени (1-2 минуты) и во время инструкций важно сообщить ученикам, что не нужно понимать каждое слово и читать текст от первого слова до последнего.

Scanning

Еще один немаловажный навык — scanning (быстрое чтение) или reading for specific information (чтение с поиском информации).

Эта методика помогает находить конкретную информацию в тексте. Этот вид чтения нацелен на поиск информации, которая легко бросится в глаза, например, дату, имя, номер, название чего-то. Таким образом мы просматриваем телефонную книгу, чтобы выбрать нужный нам номер; оглавление книги, чтобы найти нужную главу; учебный текст, чтобы найти тот фрагмент, который мы хотим прочесть детально; статью, в которой хотим найти определенное имя или дату и т.д.

Как организовать работу по развитию навыка чтения с поиском информации?

Рекомендую следующие упражнения:

- найти в тексте дату, когда…

- найти в тексте имя человека, который…

- найти в тексте название музея, который…

- найти год, когда…

- задания на True/False с цифрами/датами и именами (то, что легко увидеть в тексте) и т.д.

На данные формы заданий дается лимит по времени. Даже если в тексте встречается несколько дат, имен, названий и т.д., довольно просто определить их местоположение, не читая всего текста, и только после этого, посмотреть, что стоит вокруг этой информации и выбрать нужный вариант.

Reading for details

Более привычный всем вид чтения, который еще называют reading for deeper comprehension (чтение с пониманием детальной информации или изучающее чтение)

Техника detailed reading сводится к одному - внимательному прочтению текста с целью понимания каждого или практически каждого слова. Изучающее чтение - наиболее привычный вид чтения. Так мы читаем все, что вызывает наш интерес и требует внимания, от книги до отчета по работе. В данном случае текст читается полностью, происходит поиск деталей, более глубокое понимание.

Как организовать работу по развитию навыка изучающего чтения?

В данном случае на чтение текста дается больше времени, предварительно разбираются вопросы, а также вводится блокирующая лексика, если необходимо. Рекомендую следующие виды заданий:

- True/False;

- ответы на вопросы;

- исправление утверждений;

= соединение высказываний с говорящими и т.д.;

- множественный выбор и т.д.

Inference

Еще один важный навык, используемый нами в повседневной жизни, и который необходимо развивать на уроках inference reading или попросту «чтение между строк».

Данный навык предполагает нахождение ответа на вопрос не прямо из текста, а из намеков автора, из ситуации в целом, т.е. нужно понять, что автор имел в виду на самом деле.

Как организовать работу по развитию навыка «чтения между строк»?

Данный навык требует не только простого понимания слов в тексте и общего смысла, но и требует развития критического мышления. Это уже не просто чтение ради понимания о чем речь, а начала анализа текста, понимание скрытого смысла, скрытой шутки, отсылки к чему-то, а также непрямого намека на то, как, например, закончилось повествование. Обучение данному навыку важно, поскольку в некоторых культурах не принято говорить о чем-то прямо. Умение понять, что на самом деле имел в виду автор или говорящий, поможет учащимся избежать недопониманий и неловких ситуаций. Рекомендую начать обучение данному навыку с простых задания типа:

- прочтите диалог/текст и скажите, кто говорит, откуда они, в каких они отношениях и т.д.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!