МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМООБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГА «Под самообразованием следует понимать специально организованную, самодеятельную, систематическую познавательную деятельность, направленную на достижение определенных личностно и общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышение квалификации. Самообразование – это система умственного и мировоззренческого самовоспитания, влекущая за собой волевое и нравственное самоусовершенствование, но не ставящая их своей целью». (Г.М.Коджаспирова) Необходимость самообразования диктуется, с одной стороны, самой спецификой учительской деятельности, ее социальной ролью, с другой стороны, реалиями и тенденциями непрерывного образования, что связано с постоянно изменяющимися условиями педагогического труда, потребностями общества, эволюцией науки и практики, все возрастающими требованиями к человеку, его способности быстро и адекватно реагировать на смену общественных процессов и ситуаций, готовности перестраивать свою деятельность, умело решать новые, более сложные задачи. Познавательной активности, растущей потребности педагога в самореализации Смысл самообразования выражается в удовлетворении познавательной активности, растущей потребности педагога в самореализации путем непрерывного образования. Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать над собственным совершенствованием, в том числе профессиональным. Основными принципами самообразования являются непрерывность, целенаправленность, интегративность, единство общей и профессиональной культуры, взаимосвязь и преемственность, доступность, опережающий характер, перманентность перехода от низкой ступени к высшей, вариативность и др. Администрация школы должна способствовать формированию у педагога устойчивой потребности в самообразовании, непрерывно побуждать его к изучению новой информации и опыта, учить самостоятельно приобретать знания, создавать условия для их актуализации, творческого применения в различных ситуациях, приучать к самоанализу и самооценке. В этой связи используются самые разнообразные формы организации самообразования: 1) специальная образовательная подготовка (получение высшего образования или второй специальности); 2) повышение квалификации (на курсах и в межкурсовой период в ИПО); 3) индивидуальная самообразовательная работа с помощью: - средств массовой информации, - вычислительной и оргтехники, - библиотек, - музеев, выставок, театров, клубов, - экскурсий, - научных, технических, художественных, спортивных обществ, - исследований, экспериментов, творческих дел и заданий, - общения с учеными, интересными людьми, - осмысления передового опыта и обобщения собственной практической деятельности и т.д. Технология организации самообразования педагогов может быть представлена в виде следующих этапов: 1 этап – установочный, предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу; выбор цели работы, исходя из научно-методической темы (проблемы) школы; формулирование личной индивидуальной темы, осмысление последовательности своих действий. 2 этап – обучающий, на котором педагог знакомится с психолого-педагогической и методической литературой по выбранной проблеме образования. 3 этап – практический, во время которого происходит накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, проверка новых методов работы, постановка экспериментов. Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы. 4 этап – теоретическое осмысление, анализ и обобщение накопленных педагогических фактов. На данном этапе целесообразно организовать коллективное обсуждение прочитанной педагогической литературы; творческие отчеты о ходе самообразования на заседаниях МО или кафедры, на районных МО; посещение с обсуждением открытых уроков и другие коллективные формы работы. 5 этап – итогово-контрольный, на котором педагог должен подвести итоги своей самостоятельной работы, обобщить наблюдения, оформить результаты. При этом главным является описание проведенной работы, установленных фактов, их анализ, теоретическое обоснование результатов, формулирование общих выводов и определение перспектив в работе. Система самообразовательной работы педагога предусматривает: текущее и перспективное планирование; подбор рациональных форм и средств усвоения и сохранения информации; овладение методикой анализа и способами обобщения своего и коллективного педагогического опыта; постепенное освоение методов исследовательской и экспериментальной деятельности. План самообразования учителя должен включать: перечень литературы, которую планируется изучить; формы самообразования; срок завершения работы; предполагаемые результаты (подготовка доклада, выступление на заседании МО, поурочное планирование, описание опыта работы, оформление результатов в виде отчета и т.д.) Материал, собранный в процессе самообразования, целесообразно разделять на отдельные темы и сохранять в виде карточек, специальных тетрадей, тематических папок, личного педагогического дневника. Важное значение в процессе занятий по самообразованию имеет умение работать с литературными источниками: делать выписки, составлять конспект, тезисы прочитанного, развернутый план или аннотацию. Участие администрации является важным как в процедуре анализа и самооценки педагогической деятельности, так и в процессе разработки индивидуальной программы развития, ее реализации, мониторинга результативности. Привлечение специалистов к сотрудничеству с учителем, классным руководителем, наставничество, консультирование, рационализация личного труда, создание условий для актуализации полученных знаний, опытно-экспериментальной, исследовательской работы, вовлечение в процесс инновационных преобразований – далеко не полный перечень организационно-педагогических мероприятий руководителя по отношению к педагогу. Для того чтобы справиться со всеми задачами, руководителю самому необходимо постоянно заниматься самообразованием. Важно не только правильно определить и ранжировать круг возникающих и интересующих проблем, подобрать литературу для изучения, но и применить приобретенные знания на практике. Результаты самообразовательной работы директора школы, его заместителей должны становиться достоянием членов педколлектива, оказывать эффективное влияние как на совершенствование управления, так и на жизнедеятельность школы в целом. Задача администрации не в том, чтобы учить педагога всю жизнь, а в том, чтобы он научился это делать сам. В школьном методическом кабинете в помощь педагогам в их самообразовательной деятельности должен формироваться банк материалов: списки рекомендованной для самостоятельной работы литературы; материалы передового педагогического опыта; разные варианты планов работы по самообразованию; тексты докладов; образцы рефератов по итогам самообразовательной деятельности; образцы конспектов литературных источников; новинки психолого-педагогической литературы. Формы и методы руководства самообразованием учителей со стороны администрации школы: 1. Вынесение на педсоветы, заседания МО вопросов, связанных с самообразованием. Систематическое разъяснение роли самообразовательной работы, организация выступлений учителей по вопросам обмена опытом самообразования. 2. Индивидуальные беседы руководителей школ с учителями об основных направлениях самообразования. 3. Совместное обсуждение руководителями школ и учителями методов изучения трудных разделов и тем программы. Разработка отдельных рекомендаций с целью повышения педагогической эффективности уроков. 4. Оказание помощи учителям в обобщении своего опыта, подготовке докладов по проблемам педагогики, стимулирование наиболее подготовленных учителей к научно-исследовательской работе. 5. Комплектование и пополнение библиотечного фонда литературой по вопросам самообразования и самосовершенствования, а также новинками психолого-педагогической литературы. 6. Проведение циклов лекций, групповых и индивидуальных консультаций, семинаров. 7. Систематическое подведение итогов самообразовательной работы учителя (собеседования, отчеты на педсоветах и заседаниях МО), определение задач и содержания самообразования на новый учебный год, анализ качественных итогов учебно-воспитательного процесса. Самообразовательная работа постепенно должна перейти в научно-исследовательскую. На основе самопознания, выработки рефлексивного мышления, умения учиться происходит трансформация развития в саморегулируемую систему, преобразование устойчивого интереса личности к самообразованию в постоянную жизненную потребность в самовоспитании, что свидетельствует о достижении оптимального уровня самосовершенствования. Показатели эффективности педагогического самообразования – это, прежде всего, качество организованного учителем учебно-воспитательного процесса и профессионально-квалификационный рост педагога.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Айзенберг А.Я. Самообразование: история, теория и современные проблемы. – М., 1986. 2. Гребенкина Л.К., Анциперова Н.С. Технология управленческой деятельности заместителя директора школы. – М., 2000. – С.82-87. 3. Евусяк О. Учитель должен быть исследователем// Нар.образование. – 1997. - №10. 4. Елканов С.В. Профессиональное самовоспитание учителя: Кн. для учителя. – М., 1986. – 143 с. 5. Загвязинский В.И. Учитель как исследователь. – М., 1980. 6. Коджаспирова Г.М. культура профессионального самообразования педагога. – М., 1994. 7. Школа развития и самосовершенствования: Практический материал из опыта работы для руководителей школ, классных руководителей, воспитателей. – К., 1997. – 48 с.
Приложение 1
АЛГОРИТМ работы педагога над индивидуальной методической темой (проблемой)
1. Выбор темы (проблемы) индивидуальной научно-методической работы: - ознакомление с литературой; - ознакомление с нормативно-правовыми документами; - изучение прогрессивного педагогического опыта по проблеме исследования. 2. Детальное ознакомление с проблемой посредством литературных источников: - составление картотеки литературных источников; - выписки из литературных источников. 3. Уточнение темы и разработка предварительного варианта плана индивидуальной научно-методической работы: - обоснование выбора темы; - актуальность и новизна; - выбор адекватных методов и средств поисковой деятельности; - формулирование цели и задач работы; - разработка календарного плана индивидуальной работы. 4. Выбор и разработка моделей, инновационных технологий педагогической деятельности. 5. Внедрение инноваций в практику своей педагогической деятельности. 6. Анализ и оценка результатов индивидуального опыта работы над научно-методической темой (проблемой), формулирование выводов и предложений. 7. Литературное оформление работы, отчет о полученных результатах перед коллегами.
Приложение 2 ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ САМООБРАЗОВАНИЯ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТАТЕЛЕЙ
1. Влияние экологического воспитания на духовное развитие личности школьника. 2. Формирование экологической культуры личности. 3. Экологическое воспитание в семье. 4. Особенности воспитательной работы с учащимися 5 класса в адаптационный период (при переходе из начальной школы в среднюю). 5. Особенности воспитательной работы с учащимися профильного класса. 6. Формы индивидуальной работы с учащимися в период адаптации к условиям жизнедеятельности в новом коллективе. 7. Основные формы и методы воспитания, способствующие формированию духовных ценностей старшеклассников. 8. Нравственное воспитание школьников. 9. Этический диалог как форма нравственного воспитания. 10. Формирование нравственной самооценки школьников в процессе воспитания этической культуры. 11. Культурологический подход к воспитанию. 12. Формирование творческой личности. 13. Этнопедагогические основы воспитания межэтнической гармонии в многонациональной и разноконфессиональной среде. 14. Воспитание культуры межнационального общения: 15. Социально-педагогическая деятельность классного руководителя (воспитателя). 16. Деятельность классного руководителя (воспитателя) по социальной защите ребенка. 17. Социально-педагогическая деятельность классного руководителя (воспитателя) с неблагополучными семьями. 18. Воспитательный потенциал средств массовой информации и коммуникации. 19. Воспитание школьников в процессе освоения ими компьютерных технологий. 20. Научно-методические подходы к организации полового воспитания учащихся. 21. Воспитание учащихся в познавательной творческой деятельности 22. Организация работы с одаренными детьми. 23. Личностно-ориентированный подход к воспитанию. 24. Современные технологии воспитания: сущность, опыт внедрения, перспективы развития. 25. Технология создания ситуации успеха для ученика во внеурочное время. 26. Воспитательная система класса. 27. Организация коллективной творческой деятельности учащихся. 15. Воспитание творческой направленности личности школьников в условиях коллективной деятельности. 28. Активные формы работы с воспитанниками. 29. Особенности групповой работы с учащимися во внеурочное время. 30. Технология индивидуальной работы с учащимися. 31. Самоуправление в классе. 32. Ценностные приоритеты патриотического воспитания учащихся в современной школе. 33. Формирование национального самосознания школьников. 34. Воспитание учащихся на основе традиций украинского народа. 35. Туристско-краеведческая работа как одно из важных направлений деятельности классного руководителя по воспитанию у учащихся любви и уважения к родному краю. 36. Использование исторических и культурных традиций Севастополя в становлении гражданина-патриота. 37. Особенности военно-патриотического воспитания юных севастопольцев. 38. Самовоспитание школьников. 39. Формирование коммуникативной компетентности учащихся. 40. Формирование навыков здорового образа жизни у школьников. 41. Формы физического воспитания школьников во внеурочное время. 42. Подготовка учащихся к жизни в условиях рыночных отношений. 43. Подготовка учащихся к семейной жизни. 44. Семейное воспитание – необходимое условие обеспечения духовного единства поколений. 45. Диагностический инструментарий классного руководителя. 46. Психолого-педагогический ключ к пониманию личности школьника. 47. Роль классного руководителя в создании и развитии детского коллектива. 48. Выдающиеся педагоги современности о воспитании школьников. 49. Роль классного руководителя в воспитании подростков девиантного поведения. 50. Формы профилактики правонарушений в подростковой среде. 51. Формирование правовой культуры старшеклассников. 52. Формирование позитивной мотивации на здоровый образ жизни у школьников. 53. Подготовка воспитанников к жизни в условиях рыночных отношений. 54. Традиции детского коллектива. 55. Формы проведения часа классного руководителя (классного часа, воспитательного часа). 56. Совместная деятельность классного руководителя (воспитателя) с учителями-предметниками. 57. Пути взаимодействия классного руководителя (воспитателя) и психолога по изучению личности воспитанников. 58. Изучение уровня воспитанности школьников. 59. Игра как важное средство воспитания школьников. 60. Совместная деятельность педагогов школы и семьи по трудовому воспитанию школьников. 61. Художественно-эстетическое воспитание учащихся на примерах музыкального, изобразительного искусства, художественной литературы. 62. Художественно-эстетическое воспитание учащихся средствами фольклора. |