СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации. Самообразование педагога.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации. Самообразование педагога.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации. Самообразование педагога.»

Самообразование педагога.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМООБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГА
                                               
«Под самообразованием следует понимать специально организованную, самодеятельную, систематическую познавательную деятельность, направленную на достижение определенных личностно и общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышение квалификации. Самообразование – это система умственного и мировоззренческого самовоспитания, влекущая за собой волевое и нравственное самоусовершенствование, но не ставящая их своей целью». (Г.М.Коджаспирова)
Необходимость самообразования диктуется, с одной стороны, самой спецификой учительской деятельности, ее социальной ролью, с другой стороны, реалиями и тенденциями непрерывного образования, что связано с постоянно изменяющимися условиями педагогического труда, потребностями общества, эволюцией науки и практики, все возрастающими требованиями к человеку, его способности быстро и адекватно реагировать на смену общественных процессов и ситуаций, готовности перестраивать свою деятельность, умело решать новые, более сложные задачи. Познавательной активности, растущей потребности педагога в самореализации
Смысл самообразования выражается в удовлетворении познавательной активности, растущей потребности педагога в самореализации путем непрерывного образования.
Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать над собственным совершенствованием, в том числе профессиональным.
Основными принципами самообразования являются непрерывность, целенаправленность, интегративность, единство общей и профессиональной культуры, взаимосвязь и преемственность, доступность, опережающий характер, перманентность перехода от низкой ступени к высшей, вариативность и др.
Администрация школы должна способствовать формированию у педагога устойчивой потребности в самообразовании, непрерывно побуждать его к изучению новой информации и опыта, учить самостоятельно приобретать знания, создавать условия для их актуализации, творческого применения в различных ситуациях, приучать к самоанализу и самооценке. В этой связи используются самые разнообразные формы организации самообразования:
1) специальная образовательная подготовка (получение высшего образования или второй специальности);
2) повышение квалификации (на курсах и в межкурсовой период в ИПО);
3) индивидуальная самообразовательная работа с помощью:
- средств массовой информации,
- вычислительной и оргтехники,
- библиотек,
- музеев, выставок, театров, клубов,
- экскурсий,
- научных, технических, художественных, спортивных обществ,
- исследований, экспериментов, творческих дел и заданий,
- общения с учеными, интересными людьми,
- осмысления передового опыта и обобщения собственной практической деятельности и т.д.
Технология организации самообразования педагогов может быть представлена в виде следующих этапов:
1 этап – установочный, предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу; выбор цели работы, исходя из научно-методической темы (проблемы) школы; формулирование личной индивидуальной темы, осмысление последовательности своих действий.
2 этап – обучающий, на котором педагог знакомится с психолого-педагогической и методической литературой по выбранной проблеме образования.
3 этап – практический, во время которого происходит накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, проверка новых методов работы, постановка экспериментов. Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы.
4 этап – теоретическое осмысление, анализ и обобщение накопленных педагогических фактов. На данном этапе целесообразно организовать коллективное обсуждение прочитанной педагогической литературы; творческие отчеты о ходе самообразования на заседаниях МО или кафедры, на районных МО; посещение с обсуждением открытых уроков и другие коллективные формы работы.
5 этап – итогово-контрольный, на котором педагог должен подвести итоги своей самостоятельной работы, обобщить наблюдения, оформить результаты. При этом главным является описание проведенной работы, установленных фактов, их анализ, теоретическое обоснование результатов, формулирование общих выводов и определение перспектив в работе.
Система самообразовательной работы педагога предусматривает: текущее и перспективное планирование; подбор рациональных форм и средств усвоения и сохранения информации; овладение методикой анализа и способами обобщения своего и коллективного педагогического опыта; постепенное освоение методов исследовательской и экспериментальной деятельности.
План самообразования учителя должен включать: перечень литературы, которую планируется изучить; формы самообразования; срок завершения работы; предполагаемые результаты (подготовка доклада, выступление на заседании МО, поурочное планирование, описание опыта работы, оформление результатов в виде отчета и т.д.)
Материал, собранный в процессе самообразования, целесообразно разделять на отдельные темы и сохранять в виде карточек, специальных тетрадей, тематических папок, личного педагогического дневника. Важное значение в процессе занятий по самообразованию имеет умение работать с литературными источниками: делать выписки, составлять конспект, тезисы прочитанного, развернутый план или аннотацию.
Участие администрации является важным как в процедуре анализа и самооценки педагогической деятельности, так и в процессе разработки индивидуальной программы развития, ее реализации, мониторинга результативности. Привлечение специалистов к сотрудничеству с учителем, классным руководителем, наставничество, консультирование, рационализация личного труда, создание условий для актуализации полученных знаний, опытно-экспериментальной, исследовательской работы, вовлечение в процесс инновационных преобразований – далеко не полный перечень организационно-педагогических мероприятий руководителя по отношению к педагогу. Для того чтобы справиться со всеми задачами, руководителю самому необходимо постоянно заниматься самообразованием. Важно не только правильно определить и ранжировать круг возникающих и интересующих проблем, подобрать литературу для изучения, но и применить приобретенные знания на практике. Результаты самообразовательной работы директора школы, его заместителей должны становиться достоянием членов педколлектива, оказывать эффективное влияние как на совершенствование управления, так и на жизнедеятельность школы в целом. Задача администрации не в том, чтобы учить педагога всю жизнь, а в том, чтобы он научился это делать сам.
В школьном методическом кабинете в помощь педагогам в их самообразовательной деятельности должен формироваться банк материалов: списки рекомендованной для самостоятельной работы литературы; материалы передового педагогического опыта; разные варианты планов работы по самообразованию; тексты докладов; образцы рефератов по итогам самообразовательной деятельности; образцы конспектов литературных источников; новинки психолого-педагогической литературы.
Формы и методы руководства самообразованием учителей со стороны администрации школы:
1. Вынесение на педсоветы, заседания МО вопросов, связанных с самообразованием. Систематическое разъяснение роли самообразовательной работы, организация выступлений учителей по вопросам обмена опытом самообразования.
2. Индивидуальные беседы руководителей школ с учителями об основных направлениях самообразования.
3. Совместное обсуждение руководителями школ и учителями методов изучения трудных разделов и тем программы. Разработка отдельных рекомендаций с целью повышения педагогической эффективности уроков.
4. Оказание помощи учителям в обобщении своего опыта, подготовке докладов по проблемам педагогики, стимулирование наиболее подготовленных учителей к научно-исследовательской работе.
5. Комплектование и пополнение библиотечного фонда литературой по вопросам самообразования и самосовершенствования, а также новинками психолого-педагогической литературы.
6. Проведение циклов лекций, групповых и индивидуальных консультаций, семинаров.
7. Систематическое подведение итогов самообразовательной работы учителя (собеседования, отчеты на педсоветах и заседаниях МО), определение задач и содержания самообразования на новый учебный год, анализ качественных итогов учебно-воспитательного процесса.
Самообразовательная работа постепенно должна перейти в научно-исследовательскую. На основе самопознания, выработки рефлексивного мышления, умения учиться происходит трансформация развития в саморегулируемую систему, преобразование устойчивого интереса личности к самообразованию в постоянную жизненную потребность в самовоспитании, что свидетельствует о достижении оптимального уровня самосовершенствования.
Показатели эффективности педагогического самообразования – это, прежде всего, качество организованного учителем учебно-воспитательного процесса и профессионально-квалификационный рост педагога.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Айзенберг А.Я. Самообразование: история, теория и современные проблемы. – М., 1986.
2. Гребенкина Л.К., Анциперова Н.С. Технология управленческой деятельности заместителя директора школы. – М., 2000. – С.82-87.
3. Евусяк О. Учитель должен быть исследователем// Нар.образование. – 1997. - №10. 
4. Елканов С.В. Профессиональное самовоспитание учителя: Кн. для учителя. – М., 1986. – 143 с.
5. Загвязинский В.И. Учитель как исследователь. – М., 1980.
6. Коджаспирова Г.М. культура профессионального самообразования педагога. – М., 1994.
7. Школа развития и самосовершенствования: Практический материал из опыта работы для руководителей школ, классных руководителей, воспитателей. – К., 1997. – 48 с.

Приложение 1

АЛГОРИТМ 
работы педагога над индивидуальной методической темой (проблемой)

1. Выбор темы (проблемы) индивидуальной научно-методической работы:
- ознакомление с литературой;
- ознакомление с нормативно-правовыми документами;
- изучение прогрессивного педагогического опыта по проблеме исследования.
2. Детальное ознакомление с проблемой посредством литературных источников:
- составление картотеки литературных источников;
- выписки из литературных источников.
3. Уточнение темы и разработка предварительного варианта плана индивидуальной научно-методической работы:
- обоснование выбора темы;
- актуальность и новизна;
- выбор адекватных методов и средств поисковой деятельности;
- формулирование цели и задач работы;
- разработка календарного плана индивидуальной работы.
4. Выбор и разработка моделей, инновационных технологий педагогической деятельности.
5. Внедрение инноваций в практику своей педагогической деятельности.
6. Анализ и оценка результатов индивидуального опыта работы над научно-методической темой (проблемой), формулирование выводов и предложений.
7. Литературное оформление работы, отчет о полученных результатах перед коллегами.

  Приложение 2
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ САМООБРАЗОВАНИЯ
КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТАТЕЛЕЙ

1. Влияние экологического воспитания на духовное развитие личности школьника.
2. Формирование экологической культуры личности.
3. Экологическое воспитание в семье.
4. Особенности воспитательной работы с учащимися 5 класса в адаптационный период (при переходе из начальной школы в среднюю).
5. Особенности воспитательной работы с учащимися профильного класса.
6. Формы индивидуальной работы с учащимися в период адаптации к условиям жизнедеятельности в новом коллективе.
7. Основные формы и методы воспитания, способствующие формированию духовных ценностей старшеклассников.
8. Нравственное воспитание школьников.
9. Этический диалог как форма нравственного воспитания.
10. Формирование нравственной самооценки школьников в процессе воспитания этической культуры.
11. Культурологический подход к воспитанию.
12. Формирование творческой личности.
13. Этнопедагогические основы воспитания межэтнической гармонии в многонациональной и разноконфессиональной среде.
14. Воспитание культуры межнационального общения:
15. Социально-педагогическая деятельность классного руководителя (воспитателя).
16. Деятельность классного руководителя (воспитателя) по социальной защите ребенка.
17. Социально-педагогическая деятельность классного руководителя (воспитателя) с неблагополучными семьями.
18. Воспитательный потенциал средств массовой информации и коммуникации.
19. Воспитание школьников в процессе освоения ими компьютерных технологий.
20. Научно-методические подходы к организации полового воспитания учащихся.
21. Воспитание учащихся в познавательной творческой деятельности
22. Организация работы с одаренными детьми.
23. Личностно-ориентированный подход к воспитанию.
24. Современные технологии воспитания: сущность, опыт внедрения, перспективы развития.
25. Технология создания ситуации успеха для ученика во внеурочное время.
26. Воспитательная система класса.
27. Организация коллективной творческой деятельности учащихся.
15. Воспитание творческой направленности личности школьников в условиях коллективной деятельности.
28. Активные формы работы с воспитанниками.
29. Особенности групповой работы с учащимися во внеурочное время.
30. Технология индивидуальной работы с учащимися.
31. Самоуправление в классе.
32. Ценностные приоритеты патриотического воспитания учащихся в современной школе.
33. Формирование национального самосознания школьников.
34. Воспитание учащихся на основе традиций украинского народа.
35. Туристско-краеведческая работа как одно из важных направлений деятельности классного руководителя по воспитанию у учащихся любви и уважения к родному краю.
36. Использование исторических и культурных традиций Севастополя в становлении гражданина-патриота.
37. Особенности военно-патриотического воспитания юных севастопольцев.
38. Самовоспитание школьников.
39. Формирование коммуникативной компетентности учащихся.
40. Формирование навыков здорового образа жизни у школьников.
41. Формы физического воспитания школьников во внеурочное время.
42. Подготовка учащихся к жизни в условиях рыночных отношений.
43. Подготовка учащихся к семейной жизни.
44. Семейное воспитание – необходимое условие обеспечения духовного единства поколений.
45. Диагностический инструментарий классного руководителя.
46. Психолого-педагогический ключ к пониманию личности школьника.
47. Роль классного руководителя в создании и развитии детского коллектива.
48. Выдающиеся педагоги современности о воспитании школьников.
49. Роль классного руководителя в воспитании подростков девиантного поведения.
50. Формы профилактики правонарушений в подростковой среде.
51. Формирование правовой культуры старшеклассников.
52. Формирование позитивной мотивации на здоровый образ жизни у школьников.
53. Подготовка воспитанников к жизни в условиях рыночных отношений.
54. Традиции детского коллектива.
55. Формы проведения часа классного руководителя (классного часа, воспитательного часа).
56. Совместная деятельность классного руководителя (воспитателя) с учителями-предметниками.
57. Пути взаимодействия классного руководителя (воспитателя) и психолога по изучению личности воспитанников.
58. Изучение уровня воспитанности школьников.
59. Игра как важное средство воспитания школьников.
60. Совместная деятельность педагогов школы и семьи по трудовому воспитанию школьников.
61. Художественно-эстетическое воспитание учащихся на примерах музыкального, изобразительного искусства, художественной литературы.
62. Художественно-эстетическое воспитание учащихся средствами фольклора.




Скачать

© 2019, 1094 2

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!