СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации «Самообразование как средство повышения профессиональной компетентности педагога дополнительного образования».

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Модернизация системы дополнительного образования требуют повышения профессионального мастерства педагогических работников. В настоящее время профессиональное мастерство педагога заключается в умении быстро и качественно решать образовательные задачи. Для этого требуется уметь планировать и целостно оценивать свою педагогическую деятельность. Для  повышения квалификации и мастерства педагогов дополнительного образования необходимо качественное методическое обеспечение этого процесса, которое стимулирует образовательную активность, способствует формированию методической компетентности педагогов и содействует повышению эффективности педагогической деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации «Самообразование как средство повышения профессиональной компетентности педагога дополнительного образования».»

Муниципальное бюджетное учреждения дополнительного образования

«Станция юных техников»














Методические рекомендации

«Самообразование как средство повышения профессиональной компетентности

педагога дополнительного образования».







Подготовила методист

Манвелян Инна Леонидовна

























Ханты-Мансийск,

2019 г

Модернизация системы дополнительного образования требуют повышения профессионального мастерства педагогических работников. В настоящее время профессиональное мастерство педагога заключается в умении быстро и качественно решать образовательные задачи. Для этого требуется уметь планировать и целостно оценивать свою педагогическую деятельность. Для повышения квалификации и мастерства педагогов дополнительного образования необходимо качественное методическое обеспечение этого процесса, которое стимулирует образовательную активность, способствует формированию методической компетентности педагогов и содействует повышению эффективности педагогической деятельности.

Самообразование – форма приобретения знаний и практических умений, организуемая по инициативе педагога и при научно-методическом сопровождении методистов с целью поддержки и активизации работы над индивидуальной методической темой. Самообразование предполагает развитие педагога как личности и профессионала, способствует повышению уровня его профессиональной компетентности и совершенствованию профессионально-личностных качеств.

Для организации самообразования педагога дополнительного образования используются разнообразные формы:

Форма организации самообразования

Виды деятельности

1.

Специальная образовательная подготовка

Получение высшего образования, профессиональная переподготовка.

2.

Повышение квалификации

Курсы повышения квалификации (очно-заочные) с использованием дистанционных технологий.

3.

Групповая самообразовательная работа

Участие в организации и проведении методических дней, круглых столов, семинаров, мастер-классов.

4.

Индивидуальная самообразовательная работа

Распространение материалов с помощью педагогических сообществ в сети Интернет, осмысления передового опыта и обобщения собственной практической деятельности. Создание сайтов, формирование портфолио педагога. Участие в конкурсах, выставках, мастер-классах, акциях, соревнованиях разного уровня.


Технология организации педагога дополнительного образования самообразования:

Этапы

Содержание этапа

Виды деятельности

1.

Диагностический

Предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу, анализ затруднений, постановку проблемы, изучение психолого-педагогической и методической литературы по выбранной проблеме, планирование и прогнозирование результатов.

Выбор темы самообразования, постановка цели, задач предстоящего исследования, составление индивидуального плана работы по теме самообразования.

2.

Практический

Накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, проверка новых методов работы.

Изучение и анализ литературы, первичная апробация.

3.

Обобщающий

Подведение итогов, оформление результатов по проблеме (теме).

Оформление темы самообразования в виде презентации, видеоролика, реферата, проекта, методических разработок. Презентация материалов на методических объединениях, педагогических советах.

4.

Внедренческий

Педагог в процессе дальнейшей работы использует собственный опыт, а также занимается его распространением.

Проведение занятий, мероприятий, мастер-классов, представление опыта внедрения в периодических изданиях, педагогических сообществах.

Результаты самообразования педагога дополнительного образования:

  • Разработанные или опубликованные методические материалы ( разработки занятий, статьи, программы, сценарии, исследовательские, социальные, педагогические проекты);

  • разработанные новые формы, методы и приемы обучения;

  • доклады, выступления;

  • разработанные дидактические материалы, тесты, наглядности, презентации, видеоролики;

  • разработки открытых занятий по собственным, новаторским технологиям;

  • проведение семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по теме.







Литература


1. Айзенберг, А. Я. Самообразование: история, теория и современные проблемы: учеб. пособие для вузов / А. Я. Айзенберг. – М.: Высш. шк., 1986. – 128 с.

2. Методические рекомендации «Методика оценки уровня квалификации педагогических работников // Вестник образования. – 2010. - №23. – С.4-80.


Интернет-ресурсы


  1. https://pedsovet.org/publikatsii/dopolnitelnoe-obrazovanie/samoobrazovanie-kak-sredstvo-povysheniya-professionalnoy-kompetentnosti-pedagoga-dopolnitelnogo-obrazovaniya













































Приложение 1


Анкета выявления затруднений педагогов

в организации образовательного процесса


Аспект педагогической деятельности

Степень затруднения

Очень сильно

сильно

средне

Не затрудняюсь

  1. Программное обеспечение деятельности






2. Планирование и организация воспитательной работы





3. Планирование самообразования и повышение педагогического мастерства





4. Использование элементов современных педагогических и инновационных технологий





5. Использование эффективных форм обучения





6. Умение провести анализ занятия






7. Осуществление дифференцированного подхода к обучению





8. Развитие интереса к учебной деятельности






9. Использование межпредметных связей






10. Описание собственного опыта работы






11. Обеспечение дисциплины и активного внимания на занятиях





12. Диагностика обучающихся






13. Отбор диагностических методик






14. Организация индивидуальной работы с обучающимися







Приложение 2


Анкета «Готовность к инновационной деятельности»


ФИО ___________________________ Педагогический стаж _______

Объединение ______________________________


1. Есть у Вас интерес к инновациям в педагогической деятельности? Да, нет, частично.

2. Чувствуете ли Вы себя готовыми к освоению новшеств? Да, нет, частично.

3. Существуют ли, на Ваш взгляд, в учреждении условия для развития инновационной деятельности? Да, нет, частично.

4. Отметьте в каждой подгруппе (А,Б,В,Г) главные, по вашему мнению, причины, являющиеся препятствием для Вас в освоении и разработке новшеств:

А-1) слабая информированность о нововведениях в образовании;

2) отсутствие необходимых теоретических знаний;

3) отсутствие необходимости заниматься новым, поскольку традиционная методика дает достаточно эффективные результаты;

Б -1) отсутствие моральных стимулов;

2) отсутствие материального стимулирования;

3) отсутствие обоснованной стратегии развития учреждения;

В-1) недостаток времени и сил для создания и применения педагогических новшеств;

2) сила привычки: меньше времени и сил требуется для работы по известному и привычному;

3) боязнь неудачи при применении нового;

Г-1) разногласия, конфликты в коллективе;

2) отсутствие поддержки со стороны руководства;

3) отсутствие лидеров, новаторов в коллективе;

5. Отметьте три главные, по Вашему мнению, причины, чем привлекательна инновационная деятельность:

1) интересно создавать что-то свое, необычное и лучше, чем было;

2) повышается интерес детей к учению и воспитанию;

3) возрастает авторитет среди родителей и обучащюихся;

4) радует поддержка администрации, равноправные отношения с ней;

5) приобретается новый статус среди коллег, уважение к новаторству;

6) в новшествах полнее реализуешь свой опыт, силы и способности;

7) возрастает самоуважение, формируется новый взгляд на себя.

6. Отметьте три главные, по Вашему мнению, внутренние противоречия, которые возникают при создании или применении нового:

1) новые идеи практически трудно реализовать;

2) неизбежны ошибки, неудачи, а это неприятно;

3) по некоторым причинам сложно доводить начатое дело до конца;

4) не хватает терпения, сил, времени довести новое до совершенства;

5) нет уверенности, что новое принесет пользу;

6) неизбежны потери времени для работы по-новому:

7) нет компенсации за инновационную деятельность;

8) часто овладевают сомнения: а смогу ли я применить новое?

7. Каким образом, по Вашему мнению, инновационная деятельность воздействует на мотивацию педагогов к повышению профессионального мастерства (отметьте три фактора):

1) стимулирует самопознание;

2) способствует самообразованию;

3) разрабатываются новые формы деятельности;

4) разрабатывается методическое и дидактическое обеспечение занятий;

5) изучаются новые подходы к образованию:

8. Проходили ли Вы специальную профессиональную подготовку для реализации инноваций в образовании? Да, нет.

По каким направлениям (информатизация образования, развивающее обучение и т.п.):_______________________

В каких формах (курсы: долгосрочные или краткосрочные, семинары и т.п.): ____________________

9. Какие современные образовательные технологии Вам известны? ( Напротив названия технологии поставьте соответствующий балл: 0 – не знакома; 1- известна, но не применяю; 2- известна, применяю, но не в системе; 3 – применяю с положительными результатами):

1) развивающее обучение -___ ;

2) коллективная система обучения (КСО) - ___ ;

3) технология решения исследовательских задач (ТРИЗ) - ___;

4) исследовательские и проектные методы - ___;

5) технология модульного и блочно-модульного обучения -____;

6) технология проведения учебных дискуссий («дебаты») - ___;

7) технология развития критического мышления -___;

8) лекционно-семинарская система обучения - ___;

9) технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр - ___;

10) информационно-коммуникационные технологии - ___;

11) здоровьесберегающие технологии - ___;

12) система инновационной оценки «портфолио» - ___;

13) технологии интерактивного и дистанционного обучения - ___;

14) разноуровневое обучение - ___;

15) технология полного усвоения (технология индивидуальных образовательных траекторий)-

16) технология обучения в глобальных информационных сетях («ТОГИС») - ___;

17) технология «мастерских» - ____;

18) другие ____________________________________

10. Удовлетворяет ли Вас помощь и поддержка со стороны:

1) руководства (да, нет, частично);

2) методической службы (МО и др.) (да, нет, частично);

3) управления образования (да, нет, частично);

4) муниципальной методической службы:

11. Если Вы нуждаетесь в помощи и поддержке стороны руководства, методической службы, то в какой именно: _________________________________________



Приложение 3


Примерный индивидуальный план работы над темой самообразования

ФИО _______________________

Тема ______________________


Этапы работы

№ п/п

Название этапа, содержание деятельности педагога

Сроки выполнения, форма отчёта

1.

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ

  • анализ затруднений;

  • анализ состояния образовательного процесса;

  • выявление противоречий;

  • изучение литературы по проблеме.


2.

ПРОГНОСТИЧЕСКИЙ

  • определение целей и конкретных задач;

  • прогнозирование результатов;

  • начальная диагностика по проблеме.


3.

ПРАКТИЧЕСКИЙ

  • реализация собственной программы (методики, технологии);

  • отслеживание промежуточных результатов


4.

КОРРЕКТИРОВОЧНЫЙ

  • проведение контрольных диагностических процедур;

  • самоанализ работы;

  • при необходимости корректировка программы.


5.

ОБОБЩАЮЩИЙ

  • обработка полученных данных;

  • соотнесение полученных результатов с планируемыми;

  • оформление, описание результатов.


6.

ВНЕДРЕНЧЕСКИЙ

  • применение наработанных материалов в собственной педагогической деятельности;

  • распространение данной программы (методики, технологии), опыта работы.


7.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

  • выбор формы подведения итогов (реферат, доклад, статья, подготовка методического пособия, разработка рекомендаций, творческий отчет, целостное описание опыта и т.п.);

  • подведение итогов.