Муниципальное бюджетное учреждения дополнительного образования
«Станция юных техников»
Методические рекомендации
«Самообразование как средство повышения профессиональной компетентности
педагога дополнительного образования».
Подготовила методист
Манвелян Инна Леонидовна
Ханты-Мансийск,
2019 г
Модернизация системы дополнительного образования требуют повышения профессионального мастерства педагогических работников. В настоящее время профессиональное мастерство педагога заключается в умении быстро и качественно решать образовательные задачи. Для этого требуется уметь планировать и целостно оценивать свою педагогическую деятельность. Для повышения квалификации и мастерства педагогов дополнительного образования необходимо качественное методическое обеспечение этого процесса, которое стимулирует образовательную активность, способствует формированию методической компетентности педагогов и содействует повышению эффективности педагогической деятельности.
Самообразование – форма приобретения знаний и практических умений, организуемая по инициативе педагога и при научно-методическом сопровождении методистов с целью поддержки и активизации работы над индивидуальной методической темой. Самообразование предполагает развитие педагога как личности и профессионала, способствует повышению уровня его профессиональной компетентности и совершенствованию профессионально-личностных качеств.
Для организации самообразования педагога дополнительного образования используются разнообразные формы:
№ | Форма организации самообразования | Виды деятельности |
1. | Специальная образовательная подготовка | Получение высшего образования, профессиональная переподготовка. |
2. | Повышение квалификации | Курсы повышения квалификации (очно-заочные) с использованием дистанционных технологий. |
3. | Групповая самообразовательная работа | Участие в организации и проведении методических дней, круглых столов, семинаров, мастер-классов. |
4. | Индивидуальная самообразовательная работа | Распространение материалов с помощью педагогических сообществ в сети Интернет, осмысления передового опыта и обобщения собственной практической деятельности. Создание сайтов, формирование портфолио педагога. Участие в конкурсах, выставках, мастер-классах, акциях, соревнованиях разного уровня. |
Технология организации педагога дополнительного образования самообразования:
№ | Этапы | Содержание этапа | Виды деятельности |
1. | Диагностический | Предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу, анализ затруднений, постановку проблемы, изучение психолого-педагогической и методической литературы по выбранной проблеме, планирование и прогнозирование результатов. | Выбор темы самообразования, постановка цели, задач предстоящего исследования, составление индивидуального плана работы по теме самообразования. |
2. | Практический | Накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, проверка новых методов работы. | Изучение и анализ литературы, первичная апробация. |
3. | Обобщающий | Подведение итогов, оформление результатов по проблеме (теме). | Оформление темы самообразования в виде презентации, видеоролика, реферата, проекта, методических разработок. Презентация материалов на методических объединениях, педагогических советах. |
4. | Внедренческий | Педагог в процессе дальнейшей работы использует собственный опыт, а также занимается его распространением. | Проведение занятий, мероприятий, мастер-классов, представление опыта внедрения в периодических изданиях, педагогических сообществах. |
Результаты самообразования педагога дополнительного образования:
Разработанные или опубликованные методические материалы ( разработки занятий, статьи, программы, сценарии, исследовательские, социальные, педагогические проекты);
разработанные новые формы, методы и приемы обучения;
доклады, выступления;
разработанные дидактические материалы, тесты, наглядности, презентации, видеоролики;
разработки открытых занятий по собственным, новаторским технологиям;
проведение семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по теме.
Литература
1. Айзенберг, А. Я. Самообразование: история, теория и современные проблемы: учеб. пособие для вузов / А. Я. Айзенберг. – М.: Высш. шк., 1986. – 128 с.
2. Методические рекомендации «Методика оценки уровня квалификации педагогических работников // Вестник образования. – 2010. - №23. – С.4-80.
Интернет-ресурсы
https://pedsovet.org/publikatsii/dopolnitelnoe-obrazovanie/samoobrazovanie-kak-sredstvo-povysheniya-professionalnoy-kompetentnosti-pedagoga-dopolnitelnogo-obrazovaniya
Приложение 1
Анкета выявления затруднений педагогов
в организации образовательного процесса
Аспект педагогической деятельности | Степень затруднения |
Очень сильно | сильно | средне | Не затрудняюсь |
Программное обеспечение деятельности | | | | |
2. Планирование и организация воспитательной работы | | | | |
3. Планирование самообразования и повышение педагогического мастерства | | | | |
4. Использование элементов современных педагогических и инновационных технологий | | | | |
5. Использование эффективных форм обучения | | | | |
6. Умение провести анализ занятия | | | | |
7. Осуществление дифференцированного подхода к обучению | | | | |
8. Развитие интереса к учебной деятельности | | | | |
9. Использование межпредметных связей | | | | |
10. Описание собственного опыта работы | | | | |
11. Обеспечение дисциплины и активного внимания на занятиях | | | | |
12. Диагностика обучающихся | | | | |
13. Отбор диагностических методик | | | | |
14. Организация индивидуальной работы с обучающимися | | | | |
Приложение 2
Анкета «Готовность к инновационной деятельности»
ФИО ___________________________ Педагогический стаж _______
Объединение ______________________________
1. Есть у Вас интерес к инновациям в педагогической деятельности? Да, нет, частично.
2. Чувствуете ли Вы себя готовыми к освоению новшеств? Да, нет, частично.
3. Существуют ли, на Ваш взгляд, в учреждении условия для развития инновационной деятельности? Да, нет, частично.
4. Отметьте в каждой подгруппе (А,Б,В,Г) главные, по вашему мнению, причины, являющиеся препятствием для Вас в освоении и разработке новшеств:
А-1) слабая информированность о нововведениях в образовании;
2) отсутствие необходимых теоретических знаний;
3) отсутствие необходимости заниматься новым, поскольку традиционная методика дает достаточно эффективные результаты;
Б -1) отсутствие моральных стимулов;
2) отсутствие материального стимулирования;
3) отсутствие обоснованной стратегии развития учреждения;
В-1) недостаток времени и сил для создания и применения педагогических новшеств;
2) сила привычки: меньше времени и сил требуется для работы по известному и привычному;
3) боязнь неудачи при применении нового;
Г-1) разногласия, конфликты в коллективе;
2) отсутствие поддержки со стороны руководства;
3) отсутствие лидеров, новаторов в коллективе;
5. Отметьте три главные, по Вашему мнению, причины, чем привлекательна инновационная деятельность:
1) интересно создавать что-то свое, необычное и лучше, чем было;
2) повышается интерес детей к учению и воспитанию;
3) возрастает авторитет среди родителей и обучащюихся;
4) радует поддержка администрации, равноправные отношения с ней;
5) приобретается новый статус среди коллег, уважение к новаторству;
6) в новшествах полнее реализуешь свой опыт, силы и способности;
7) возрастает самоуважение, формируется новый взгляд на себя.
6. Отметьте три главные, по Вашему мнению, внутренние противоречия, которые возникают при создании или применении нового:
1) новые идеи практически трудно реализовать;
2) неизбежны ошибки, неудачи, а это неприятно;
3) по некоторым причинам сложно доводить начатое дело до конца;
4) не хватает терпения, сил, времени довести новое до совершенства;
5) нет уверенности, что новое принесет пользу;
6) неизбежны потери времени для работы по-новому:
7) нет компенсации за инновационную деятельность;
8) часто овладевают сомнения: а смогу ли я применить новое?
7. Каким образом, по Вашему мнению, инновационная деятельность воздействует на мотивацию педагогов к повышению профессионального мастерства (отметьте три фактора):
1) стимулирует самопознание;
2) способствует самообразованию;
3) разрабатываются новые формы деятельности;
4) разрабатывается методическое и дидактическое обеспечение занятий;
5) изучаются новые подходы к образованию:
8. Проходили ли Вы специальную профессиональную подготовку для реализации инноваций в образовании? Да, нет.
По каким направлениям (информатизация образования, развивающее обучение и т.п.):_______________________
В каких формах (курсы: долгосрочные или краткосрочные, семинары и т.п.): ____________________
9. Какие современные образовательные технологии Вам известны? ( Напротив названия технологии поставьте соответствующий балл: 0 – не знакома; 1- известна, но не применяю; 2- известна, применяю, но не в системе; 3 – применяю с положительными результатами):
1) развивающее обучение -___ ;
2) коллективная система обучения (КСО) - ___ ;
3) технология решения исследовательских задач (ТРИЗ) - ___;
4) исследовательские и проектные методы - ___;
5) технология модульного и блочно-модульного обучения -____;
6) технология проведения учебных дискуссий («дебаты») - ___;
7) технология развития критического мышления -___;
8) лекционно-семинарская система обучения - ___;
9) технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр - ___;
10) информационно-коммуникационные технологии - ___;
11) здоровьесберегающие технологии - ___;
12) система инновационной оценки «портфолио» - ___;
13) технологии интерактивного и дистанционного обучения - ___;
14) разноуровневое обучение - ___;
15) технология полного усвоения (технология индивидуальных образовательных траекторий)-
16) технология обучения в глобальных информационных сетях («ТОГИС») - ___;
17) технология «мастерских» - ____;
18) другие ____________________________________
10. Удовлетворяет ли Вас помощь и поддержка со стороны:
1) руководства (да, нет, частично);
2) методической службы (МО и др.) (да, нет, частично);
3) управления образования (да, нет, частично);
4) муниципальной методической службы:
11. Если Вы нуждаетесь в помощи и поддержке стороны руководства, методической службы, то в какой именно: _________________________________________
Приложение 3
Примерный индивидуальный план работы над темой самообразования
ФИО _______________________
Тема ______________________
Этапы работы
№ п/п | Название этапа, содержание деятельности педагога | Сроки выполнения, форма отчёта |
1. | ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ анализ затруднений; анализ состояния образовательного процесса; выявление противоречий; изучение литературы по проблеме. | |
2. | ПРОГНОСТИЧЕСКИЙ определение целей и конкретных задач; прогнозирование результатов; начальная диагностика по проблеме. | |
3. | ПРАКТИЧЕСКИЙ реализация собственной программы (методики, технологии); отслеживание промежуточных результатов | |
4. | КОРРЕКТИРОВОЧНЫЙ проведение контрольных диагностических процедур; самоанализ работы; при необходимости корректировка программы. | |
5. | ОБОБЩАЮЩИЙ обработка полученных данных; соотнесение полученных результатов с планируемыми; оформление, описание результатов. | |
6. | ВНЕДРЕНЧЕСКИЙ применение наработанных материалов в собственной педагогической деятельности; распространение данной программы (методики, технологии), опыта работы. | |
7. | ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ выбор формы подведения итогов (реферат, доклад, статья, подготовка методического пособия, разработка рекомендаций, творческий отчет, целостное описание опыта и т.п.); подведение итогов. | |