Составила: Бутяйкина Наталья Вячеславовна,
учитель начальных классов
МОБУ «Ичалковская СОШ» Ичалковского района
Адрес: 431651, Республика Мордовия,
Ичалковский район, с.Ичалки,
ул Школьная, д.2а.
Телефон/факс: 8(83433)3-03-17
e-mail: [email protected]
Официальный сайт ОУ:
http://scich.schoolrm.ru/
Управление образования администрации Ичалковского муниципального района
МОБУ «Ичалковская СОШ»
Методические рекомендации, способствующие формированию умения младших школьников писать сочинения разных жанров, в том числе сочинения-рассуждения
январь 2019 года
Методические рекомендации к написанию сочинений разных жанров
При написании сочинения-рассуждения:
1. Обязательным и определяющим содержательного уровня сочинения-рассуждения является соответствие сочинения теме предложенного текста. Работа оценивается так или иначе в зависимости от того, какова степень понимания содержания исходного произведения, позиции
автора и степень отражения их в сочинении. Если произведение или позиция автора не поняты или поняты частично, то содержательный уровень сочинения проигрывает. Другое условие вытекает из понимания текста произведения — это раскрытие темы, акцентирование внимания в сочинении на наиболее важных моментах, их комментирование, анализ, выражение суждений по сути вопроса.
2. Комментирование и анализ основного содержания и языка исходного произведения и позиции автора не будут полными без аргументирования и подтверждения соответствующими фактами и цитатами из текста.
3. Анализ формы исходного текста, его средств выразительности должен содержать примеры, а также комментирование роли названных средств в обязательной соотнесенности с задачами стиля (речи). Следует иметь в виду, что одни и те же средства выразительности могут быть использованы с разной целью, в разных по стилю текстах. Например, метафора в художественном стиле обычно используется для создания того или иного художественного образа, в публицистическом стиле - для эмоционально-экспрессивного воздействия на читателей.
4. Одной из отличительных особенностей сочинения-рассуждения является выражение своего мнения путем развернутого обоснования, доказательства, аргументации. Поэтому в сочинении важен самостоятельный глубокий анализ содержательной стороны предложенной темы и связанного с ней текста.
«значит». «Вот почему ученые назвали их земноводными, т. е. живущими на земле и в воде».
Попробуйте по такой схеме перестроить следующее рассуждение: «У маленького лягушонка было прозвище
Головастик. Назвали его так потому, что совсем недавно он был на самом деле головастиком — жил в луже, и у него были только голова и хвост». Сначала найдите в рассуждении объяснение. (Совсем недавно он головастиком — жил в луже, и у него были только голова и хвост.) Куда должны его поставить? (В начало.) Но если это начало, то в нем не необходимо заменить одно слово,
иначе слушатель нас не поймет (это слово «он», его заменяем на слово «лягушонок»).
Теперь сделаем вывод. (Поэтому и прозвали его головастиком.)
*Согласны ли вы с рассуждением, приведенным ниже: переделайте рассуждение так, чтобы объяснение стояло вначале.
Стрекоза пришла к Муравью потому, что наступила зима и ей деваться было некуда. Ни дома, ни запасов еды у нее не было.
Алгоритм действий при написании сочинений
При подборе тематики сочинений следует исходить из интересов учащихся, учителю следует продумать не только содержание и приемы, но и последовательность работы. Вот примерный порядок работы над сочинением
1. Устное рассказывание по теме сочинения. Учитель дает возможность учащимся высказать свои личные впечатления по теме.
2. Чтение плана, записанного учителем на доске до урока, или коллективная работа над планом.
3. Составление ответов на каждый вопрос плана, коллективное обсуждение, запись на доске слов, необходимых для составления сочинения, предупреждение орфографических ошибок.
4. Связный рассказ по плану.
5. Запись сочинения с доски или под руководством учителя.
6. Проверка записанного текста.
Алгоритм написания сочинения-рассуждения
1. Выявления темы текста
2. Формулировка проблемы, комментарии к тексту
3. Выявление позиции автора, аргументация его точки зрения (не менее трех аргументов)
4. Собственное мнение по данной проблеме (теме)
5. Выводы
Виды тем рассуждений
Тема-понятие. Здесь пишущий наиболее самостоятелен. Он сам выводит проблему из темы, формулируя для рассуждения основную идею сочинения. Например, "Человек интересной судьбы", "Добрые руки матери", "Герой моего времени", "Улица моего детства", "Он из легенды", "Моя первая победа", "Этот замечательный человек". "Вечно живые", "Настоящий друг", "Друзья природы", "Нужная профессия", "Смелые люди" и т. д.
Тема-суждение. В ней уже выражена готовая идея рассуждения, пишущему остается только подбирать аргументы и умело их располагать. Например, "Труд - источник изобилия и счастья", "Дружба - великая сила", "Чтение - вот лучшее учение", "Такие люди - гордость народа", "Книга - учебник жизни", "Кто служит Родине, тот остается в памяти народа", "Любимый труд - это радость", "Рабочий - какое прекрасное звание", "Москва - сердце Родины", "Человек - заботливый хозяин природы", "Животные - помощники человека", "Лес - богатство народа" и т. д.
Тема-вопрос. В этих сочинениях большая степень самостоятельности для определения идей рассуждения. У каждого, как говорится, своя "правда". Например, "Каков твой взгляд на современника?", "Каким тебе представляется будущее?", "Чем ты гордишься в жизни?", "Кто твой кумир?", "С чего начинается Родина?", "Какая профессия нужнее всех?" и т. д.
*Речь бывает устная и письменная. Почему, как ты думаешь?Напиши.
* Прочитай текст. К какому типу текста можно отнести отрывок. ?
Некоторые сказки называются волшебными, так как в них рассказывается о необыкновенных приключениях и подвигах героев – смелых, находчивых и добрых людей. Они поднимаются выше туч, попадают в подземное царство, достают мертвую и живую воду. Им помогают ковры-самолеты, скатерти-самобранки, говорящие животные и растения. Поэтому герой волшебных сказок всегда побеждает.
*Учить детей находить в тексте выводы:
Прочитайте текст, найдите вывод.
Как и среди людей, у пчел есть и лентяи, и хорошие работники. Вот и получается, что более слабая, то есть малочисленная, но трудолюбивая семья собирает больше меда, чем сильная семья, в которой много «лентяев». Это хорошо известно пчеловодам, и поэтому они стараются выводить пчел от маток, рождающих хороших работников.
*Учить детей письменно делать выводы.
Почему насекомые называются насекомыми? Начало ответа приведено ниже, прочитай его и закончи письменное рассуждение выводом.
Слово «насекомое» происходит от слова «насечка», «насекать». Если внимательно рассмотреть, например, брюшко бабочки, покрытое мелкими-мелкими волосками, то можно увидеть на нем поперечные полоски, словно брюшко чем-то насечено. Вот почему…
* Познакомить учащихся с обратной схемой - рассуждение: объяснение–доказательство–вывод.
Почему лягушек и жаб, которых вы так часто видите летом, называют земноводными? Вслушайтесь название — «земноводные».
Правильно, лягушек и жаб гак называют потому, что они живут и на земле - «земно», и в воде — «водные». Но можно иначе построить это рассуждение: сначала идет само объяснение, доказательство, а за вывод: «Жабы и лягушки часть жизни проводят на земле часть — в воде. Поэтому ученые и назвали их земноводными, т.е. живущими на земле и в воде». Слово «поэтому» соединяет обе части рассуждения. Его можно заменить и другими словами, например: «вот почему»,
*Вова Петров играл с друзьями в «Путаницу».
Там по углам в паутине висели большие пауки. Он схватил Буратино за курточку и потащил в чулан. Благородный Артемон появился в дверях.
Задания:
– Что такоеоречь? (Все, что мыоговорим.)
– Для чего нужнаоречь? (Речь нужна, чтобыообщаться.)
– Какая бываеторечь? (Устная и письменная).
– Из чего состоиторечь? (Из предложений.)
– Что выражаетопредложение? (Законченнуюомысль.)
– Из чего состоитопредложение? (из слов.)
–Расставьопредложения по порядку, чтобы получилсяотекст.
*Предложена ситуация. Ученики на урокеопридумывали слова с орфограммой «Проверяемые согласные на концеослова». Вот что получилось у ИванаоИванова.
Ястреб, дед, сон, тетрадь, грязь, двор, заряд, суп, лошадь, пёс, хорош, весел.
Вопросыоучащимся:
– Как оценит эту работу учительница Вани? Во всех ли словах есть эта орфограмма? Почему? Объясни.
Задания, способствующие формированию умения младших школьников писать сочинения разных типов, в том числе сочинения-рассуждения.
Уже в 1-м классе надо сформировать у учащихся понятие о построении текста, логической последовательности его содержания. Для этого желательно подбирать тексты, разделенные на абзацы, где без особого труда можно выделить введение, основную часть, заключение. В качестве образца более всего подходят тексты из сборников диктантов и изложений, учебников для чтения.
Во 2-3-м классах работа производится без опор на схемы, ключевые словаре использованием текста например, дается текст, который предлагается проанализировать и самостоятельно ответить на
вопросы. Анализ текста проводится в форме беседы по плану.
Какова тема текста?
Какой тезис выдвигает автор?
Как, какими фактами доказывается тезис?
К какому выводу приходит автор и обоснован ли он?
Теперь когда дети самостоятельно способны разбираться в структуре, содержании текста, знают правила построения рассуждений, все больше даем им задания по составлению текстов на заданную тему, по опорным словам, с использованием схем или же просим к определенному тезису подобрать достаточные аргументы и сделать вывод.
В 3-4-м классах можно давать и задания такого вида.
1. Выдели в тексте тезис, основную часть, вывод.
(Текст печатается без красных строк.)
2. Закончи текст и придумай заголовок.
3. Составь текст по данному заглавию и тезису и т. д.
В 4-м классе все чаще применяется такой вид обучения рассуждениям, как написание сочинения форме заметки, корреспонденции в газету.
Задания:
*Составь предложения из слов. Чтобы правильнооизменить слова, задавай вопросы:
1) О ком или о чём говорится в предложении? (кто? или что?) 2) Что о нёмоговорится? (что делает? чтоосделал?) 3) Какой он? какая? или какие? Запишиьпредложения. Прочитай.
Капель, звенит, весенняя
Большие, чернеют, сугробы, и, оседают
Идёт, весна, весёлая, ранняя
– А можно поставитьослова в предложениях в другом порядке? Прочитай. Как связаныослова в предложениях? Получился ли у тебяотекст? Почему? Докажи.
*Составь предложения из слов. Запиши предложения по памяти.
Шуршатопод опавшие ногами листья
пень семейка облюбовалаодружная старый
опять волныоо разбиваются морскиеоберег.
Ученики составляютоустно свои варианты предложений. Затем проводится следующая беседа. О комоговорится в предложении? Что о них говорится? Можно ли узнать, что с ними происходило? Что такоеотекст? Если
предложения связаны по смыслу, то у нихоесть общая тема. Что такое тема?
*Прочитайте текст. Какова темаоэтого текста? Выделите в нем следующиеоструктурные части: тезис, доказательства, вывод.
Ястреб.
Высоко паритоястреб, высматривая добычу……… Ноои его видно. А чтобоне видели, ястреб иногдаопрячется в солнечные лучи, как в золотистое сено. В.Хмельницкий.
Вопросы дляобеседы :
– Сколько в тексте абзацев? Второй абзацосостоит из одного короткого предложения.
– Как ты думаешь, почему автор решиловыделить это предложение?
– Если ты ответишь на этот вопрос, тебе легчеобудет понять главную мысль?
– Объясни,опочему так поставленооударение?
– Подчеркни в текстеопростым карандашомознакомые орфограммы.
– Какиеоэто орфограммы? Объяснионаписание этих букв.
– Все ли безударныеогласные в корне можно проверить в этих словах?
– Спиши текст. Обозначь все знакомыеоорфограммы.