СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации.Технология выполнения манипуляции

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации.Технология выполнения манипуляции»

Уход за пупочной ранкой новорожденного

Технология выполнения манипуляции


п/п

Перечень и последовательность действий

Оценка в баллах

1

Представился и идентифицировал ребенка и его законных представителей. Проинформировал их о предстоящей процедуре.

0

1

2

Подготовил необходимое оснащение: Стерильная пипетка. Стерильный пинцет. Лоток. 3%-ный раствор перекиси водорода – 50 мл. 70 %-ный этиловый спирт – 10 мл. Антисептик для обработки пупочной ранки. Дезинфицирующее средство. Стерильные ватные палочки. Мыло. Стерильные ватные шарики. Стерильные перчатки. Ветошь. Стерильные марлевые салфетки.

0

1

3

- обработал руки гигиеническим способом, осушил;

- надел перчатки;

0

1

4

- распеленал ребенка в кроватке (или на нестерильном пеленальном столе);

- внутреннюю пеленку развернул, не касаясь кожи ребенка руками;

0

1

5

- хорошо растянул края пупочной ранки указательным и большим пальцами левой руки;

- с помощью пипетки или ватного тампона, взятого пинцетом , обильно покрыл пупочную ранку 3%-ным раствором перекиси водорода;

0

1

6

- через 20-30 сек. просушил ранку, тушируя ее сухим стерильным ватным шариком с помощью пинцета;

- шарики/тампоны поместил лоток;

0

1

7

- обработал ранку и кожу вокруг пинцетом с ватным тампоном, смоченным 70%-ным этиловым спиртом (движением изнутри кнаружи);

- другим ватным тампоном, смоченным антисептиком, обработал только ранку, не касаясь кожи;

0

1

8

- использованные материалы и перчатки подвергнул дезинфекции;

- обработал руки гигиеническим способом, осушил;

0

1

9

- запеленал ребенка;

- рабочую поверхность столика обработал дезинфицирующим раствором;

0

1

10

-сделал соответствующую запись о выполненной процедуре в медицинской документации.

0

1


Общее количество баллов









Измерение массы тела детям грудного возраста


  1. Представиться родителям или лицу, ответственному за ребенка, объяснить цель медицинского вмешательства и получить его согласие.

  2. Провести обработку рук на гигиеническом уровне.

  3. Подготовить весы к работе в соответствии с инструкцией по их применению. Включить вилку сетевого провода в сеть, включить тумблер на правой боковой/задней стенке, при этом на цифровом индикаторе высвечивается «Δ 0,000».

  4. Положить на грузоприемную платформу пеленку однократного применения/ чистую индивидуальную пеленку, при этом на индикаторе высветится ее вес. Нажать на кнопку «Т», на индикаторе высветятся символы «Δ 0,000».

  5. Раздеть ребенка (ребенок может быть в памперсе) и уложить его на грузоприемную платформу. Через некоторое время на индикаторе высветится значение массы ребенка и слева от значения массы знак «Δ», означающий, что взвешивание закончено.

  6. Снять ребенка с весов (при этом значение массы зафиксируется на 35-40 сек). одеть ребенка или передать его маме/лицу, ответственному за ребенку.

  7. Через 5-6 сек. весы обнулить нажатием на кнопку «Т» (через 30-40 сек., если не нажать кнопку «Т», весы автоматически сбросятся на ноль).

  8. Сообщить родителям или лицу, ответственному за ребенка, о результатах измерения.

  9. Надеть перчатки, убрать пеленку однократного применения с грузоприемной платформы и поместить ее в емкость для отходов класса Б.

  10. Провести дезинфекцию грузоприемной платформы.

  11. Снять перчатки, сбросить в емкость для отходов, обработать руки гигиеническим уровнем

  12. Сделать соответствующую запись о результатах выполнения процедуры в медицинской документации.


















Измерение длины тела (роста) ребенку грудного возраста


  1. Представиться родителям или лицу, ответственному за ребенка, объяснить цель медицинского вмешательства и получить его согласие.

  2. Провести обработку рук на гигиеническом уровне.

  3. Подготовить ростомер к работе в соответствии с инструкцией по его применению, положить на ростомер пеленку однократного применения/ чистую индивидуальную пеленку.

  4. Раздеть ребенка (ребенок может быть в памперсе) и уложить его на ростомер на спину так, чтобы его макушка прикасалась к неподвижной поперечной планке.

  5. Ноги ребенка выпрямить легким нажатием руки на колени и придвинуть подвижную планку плотно к пяткам ребенка.

  6. Определить по шкале рост ребенка. Сообщить родителям или лицу, ответственному за ребенка, о результатах измерения.

  7. Надеть перчатки, убрать пеленку однократного применения с площадки ростомера и поместить ее в емкость для отходов класса Б.

  8. Провести дезинфекцию поверхности ростомера.

  9. Снять перчатки, сбросить в емкость для отходов, обработать руки на гигиеническом уровне.

  10. Сделать соответствующую запись о результатах выполнения процедуры в медицинской документации.


























Измерение окружности головы, окружности груди детям грудного возраста


  1. Представиться родителям или лицу, ответственному за ребенка, объяснить цель медицинского вмешательства и получить его согласие.

  2. Провести обработку рук на гигиеническом уровне.

  3. Проверить целостность сантиметровой ленты, четкость обозначений.

  4. Придать ребенку удобное положение: ребенка первых месяцев жизни уложить на спину; ребенка, умеющего сидеть – усадить или поставить перед собой.

  5. Для измерения окружности головы наложить сантиметровую ленту так, чтобы она прошла сзади на уровне наиболее выступающей части затылочного бугра, а спереди – по надбровным дугам.

  6. Для измерения окружности груди ребенка раздеть, освободить грудную клетку. Наложить сантиметровую ленту так, чтобы она прошла сзади на уровне нижних углов лопаток, а спереди – на уровне сосков. При этом руки ребенка должны быть опущены, а дыхание спокойное.

  7. Сообщить родителям или лицу, ответственному за ребенка, о результатах измерений.

  8. Надеть перчатки.

  9. Провести дезинфекцию сантиметровой ленты.

  10. Снять перчатки, сбросить в емкость для отходов, обработать руки на гигиеническом уровне.

  11. Сделать соответствующую запись о результатах выполнения процедуры в медицинской документации.























Проведение плантографии детям


  1. Представиться родителям или лицу, ответственному за ребенка, объяснить цель медицинского вмешательства и получить его согласие.

  2. Провести обработку рук на гигиеническом уровне.

  3. Приготовить необходимое оснащение:

- плантограф – 1 шт.

-перчатки нестерильные – 1 пара

- краситель (чернила, разведенные водой, в соотношении 1:1) или штемпельная краска

- валик; каретка для валика

- лист плотной белой бумаги формата А4

- линейка, карандаш

- емкость для отходов

- емкость для дезинфекции

  1. Подготовить к работе плантограф: смочить полотно плантографа чернилами, разведенными водой в соотношении 1:1 с помощью шпателя, обмотанного салфеткой, подстелить под полотно плантографа лист плотной бумаги.

  2. Попросить ребенка разуться, при необходимости помочь ему.

  3. Попросить ребенка аккуратно встать на полотно плантографа, при необходимости – прижать его пальцы и тыл стопы.

  4. Попросить его сесть и поднять ноги, убрать лист бумаги с оттиском сто пациента.

  5. Предложить ребенку обуться, при необходимости помочь ему.

  6. Провести оценку плантограммы, для чего на каждом полученном отпечатке провести 2 линии:

1-ая линия – соединяет середину пятки со II межпальцевым промежутком.

2-ая линия – соединяет середину пятки с серединой основания большого пальца.

Если контур отпечатка стопы в срединной части не перекрывает линии – стопа нормальная;

если 1-ая линия внутри него – стопа уплощенная;

если обе линии расположены внутри контура отпечатка стопы – стопа плоская.

  1. Сообщить родителям или лицу, ответственному за ребенка, о результатах исследования.

  2. Снять перчатки, сбросить в емкость для отходов, обработать руки на гигиеническом уровне.

  3. Сделать соответствующую запись о результатах выполнения процедуры в медицинской документации. Полученные плантограммы вклеить в историю развития ребенка (ф № 112/у).










Подмывание новорожденного и обработка естественных складок кожи новорожденному и ребенку грудного возраста в домашних условиях


  1. Представиться маме и объяснить цель проведения медицинского вмешательства и получить согласие.

  2. Снять с рук кольца, браслеты, часы. Провести обработку рук на гигиеническом уровне (в домашних условиях с помощью кожного антисептика). Во время проведения процедур по обучению матери обязательно использование медицинских перчаток, маски и шапочки.

  3. Подготовить необходимое оснащение:

- пеленки

- мыло детское

- ватные шарики/ватные диски

- средства для обработки кожных складок: стерильное растительное масло, детский крем, стерильное вазелиновое масло

- комплект чистого белья

- емкость для грязного белья

- емкость для медицинских отходов

  1. Расстелить на пеленальном столе чистую пеленку и выложить на нее комплект чистого белья/чистой одежды.

  2. Открыть кран и отрегулировать температуру воды 36,0-37,0 0С.

  3. Распеленать в кроватке ребенка или снять с него запачканную одежду и сложить ее в емкость для грязного белья.

  4. Взять ребенка и положить его на левую руку – на левое предплечье и кистью фиксировать за бедро, лицом кверху.

  5. Правой рукой еще раз проверить температуру воды.

  6. Осторожными движениями промыть у ребенка наружные половые органы, ягодицы, паховые сладки с помощью ватных дисков (шариков). При необходимости использовать детское мыло.

  7. Уложить ребенка на пеленальный столик, мягкой пеленкой промокательными движениями просушить кожу.

  8. После подмывания повторно вымыть и осушить руки.

  9. Взять ватный диск/ тампон, смочить его в стерильном масле или нанести на него детский крем и обработать естественные складки в строго последовательности: заушные, шейные, подмышечные, локтевые, лучезапястные, ладонные, подколенные, голеностопные, паховые, ягодичные (срединную – движением снизу вверх!). Если ребенок – девочка, еще раз вымыть руки и бережно обработать складку между половыми губами.

  10. Запеленать (одеть) ребенка и положить его а кроватку. Убрать пеленку с пеленального стола и поместить ее в емкость для грязного белья. Утилизировать отходы по классам опасности.

  11. Снять перчатки, бросить в емкость для отходов, обработать руки на гигиеническом уровне.

  12. Сделать отметку о результатах выполнения процедуры.


Проведение туалета пупочной ранки новорожденному в домашних условиях


  1. Представиться маме и объяснить цель проведения медицинского вмешательства и получить согласие.

  2. Снять с рук кольца, браслеты, часы. Провести обработку рук на гигиеническом уровне (в домашних условиях с помощью кожного антисептика). Во время проведения процедур по обучению матери обязательно использование медицинских перчаток, маски и шапочки.

  3. Подготовить необходимое оснащение:

- 3 % раствор перекиси водорода асептический

- 1 % спиртовой раствор бриллиантового зеленого

- стерильная пипетка – 1 шт.

- пеленки

- ватные палочки

- емкость для грязного белья

- емкость для отходов

- емкость для дезинфекции

  1. Расстелить на пеленальном столе пеленки выложить на них ребенка, предварительно распеленав его в кроватке.

  2. Набрать пипеткой несколько капель 3% раствора перекиси водорода, развести края пупочной ранки указательным и большим пальцами левой руки, закапать 3% раствор перекиси водорода в пупочную ранку.

  3. Через 20-30 сек. просушить ранку, тушируя ее сухим ватным шариком или ватной палочкой. Шарики/ ватные палочки поместить в емкость для отходов.

  4. Обработать ранку и кожу вокруг ватной палочкой, смоченной в 1 % растворе бриллиантового зеленого (движением из нутрии кнаружи), не касаясь кожи вокруг пупочного кольца, ватную палочку поместить в емкость для отходов.

  5. Запеленать ребенка и положить его в кроватку.

  6. Утилизировать отходы по классам опасности, снять перчатки, обработать руки на гигиеническом уровне.

  7. Сделать соответствующую запись о выполненной о выполненной процедуре в медицинском документации.















Закапывание капель в нос детям раннего возраста в домашних условиях


  1. Представиться маме и объяснить цель проведения медицинского вмешательства и получить согласие.

  2. Провести обработку рук на гигиеническом уровне.

  3. Приготовить все необходимое для выполнения процедуры:

- капли в нос

- пипетки глазные стерильные – 2 шт.

- резиновый баллончик

- стерильное растительное масло

- шарики ватные, турунды ватные

- емкости для дезинфекции

- емкости для отходов

  1. Внимательно прочесть наименование лекарственного препарата и его концентрацию, дозу, способ и кратность введения, срок годности препарата. Хранящиеся в холодильнике капли предварительно вынуть из холодильника за два часа до проведения вмешательства до согревания до комнатной температуры.

  2. Очистить носовые ходы ребенку, предложив ему высморкаться (если он умеет) или с помощью резинового баллончика. При наличие в носовых ходах корочек удалить их с помощью ватных жгутиков, смоченных в стерильном растительном масле.

  3. Придать ребенку удобное положение: посадить или положить, слегка запрокинув голову ребенка и повернуть в сторону, в которое собираетесь вводить лекарственное средство.

  4. Набрать в пипетку нужное количество лекарственного вещества. Если флакон с капельницей, капать из флакона, который должен использоваться строго индивидуально.

  5. Ладонь левой руки положить на лоб ребенка, зафиксировать голову, большим пальцем левой руки приподнять кончик носа.

  6. Ввести лекарственное средство в один из носовых ходов, чтобы оно попало на слизистую крыла носа, прижать крыло носа к носовой перегородке, сделать легкие вращательные движения пальцами.

  7. Повторить действия, указанные в п.п. 7-9, если необходимо закапать лекарственное вещество в другую половину носа.

  8. Так как в домашних условиях используется индивидуальная пипетка, после использования она промывается под проточной водой, после чего кипятится в разобранном виде в течение 15 мин.

  9. Утилизировать отходы по классам опасности, снять перчатки, обработать руки на гигиеническом уровне.

  10. Сделать пометку о результатах выполнении прцедуры.








Проведение ингаляций ребенку через небулайзер


  1. Представиться родителям или лицу, ответственному за ребенка, объяснить цель медицинского вмешательства и получить его согласие.

  2. Провести обработку рук на гигиеническом уровне.

  3. Приготовить все необходимое для процедуры:

- небулайзер

- таймер/песочные часы, лекарственное средство для ингаляции – будесонид (пульмикорт).

Внимательно прочесть наименование лекарственного препарата, срок его годности, определить дозу введения:

Ребенку 5 лет на ингаляцию доза составляет 0,25 мг, которую разбавляют 0,9 % раствором натрия хлорида до объема 2,0.

  1. Подготовить небулайзер к работе согласно инструкции подготовки аппарата к работе. Заполнить небулайзер лекарственным средством.

  2. Объяснить матери (доверенному лицу ребенка) и пациенту (ребенку старшего возраста) принцип выполнения процедуры, обучить дышать во время процедуры.

  3. Предложить занять удобное положение перед аппаратом (ингаляция проводится в положении сидя, рекомендуется держать небулайзер прямо перед собой и не разговаривать во время процедуры, ребенка раннего возраста держать на руках).

  4. Мундштук ингалятора направит в открытый рот пациенту и включить компрессор. Детям раннего возраста используется маска, которая должна плотно прилегать к лицу. Во время ингаляции попытаться добиться, чтобы ребенок дышал глубоко, медленно, ртом.

  5. Поставить таймер или песочные часы для учета времени проведения процедуры.

  6. Выключить небулайзер по окончанию процедуры.

  7. После ингаляции небулайзер разобрать, промыть чистой водой, высушить (необходимо для предотвращения кристаллизации препаратов и бактериального загрязнения устройства). Если одним небулайзером пользуются несколько человек, после каждого использования нужно проводить рекомендованную в инструкции его очистку и дезинфекцию.

  8. Снять перчатки, сбросить в емкость для отходов, обработать руки на гигиеническом уровне.

  9. Сделать отметку о результатах выполнения процедуры.