СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации Тема: «Работа над артикуляционной гимнастикой как необходимое условие вокального искусства».

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Артикуляционная гимна!стика – это комплекс упражнений для развития мышц артикуляционного аппарата (губ, щёк, челюстей, язы!ка, нёба), следовательно ритмичная, чистая, чёткая и грамотная речь ре6енка  - это не дарованная им при рождении особенность, а она приобретается совместными усилиями родителей, педагогов  и конечно самим ребенком.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации Тема: «Работа над артикуляционной гимнастикой как необходимое условие вокального искусства».»


Методи!ческие рекомендации

«Работа над артикуляционной гимнастикой как необходимое условие вокального искусства».

Артикуляционная гимна!стика – это комплекс упражнений для развития мы!шц артикуляционного аппа!рата (губ, щёк, челюстей, язы!ка, нёба), следова!тельно ритмичная, чист!ая, чёткая и грамотная речь ре6ен!ка - это не дарованная им при рожд!ении особенность, а она приобре!тается совместными усилиями родителей , педагогов и конечно сам!им ребенком. Прави!льное произношение и легкость зву!ка , исходит благо!даря отличной подвиж!ности и дифференц!ированной работе орга!нов артикуляционного аппа!рата , в кото!рый входит так!ие элементы как: язык, губ!ы, нёба, голос!овые связки, верх!няя и ниж!няя челюсть, щёки. В вокальном искус!стве необходимой и неотьемли!мой частью явля!ется четкое произношение текста. От полноты, внятн!ости и чёткости дикции зави!сит полноценное обще!ние ребенка в социуме, а также овладение вокальным искусством.

Нельзя не заметить тот факт, что недостатки в произношении игр!ает огромную роль и связующим зве!ном в эмоционально – психологическом состо!янии ребёнка. Мно!гие ребята зн!ая свои оши!бки в произношении речи, стано!вятся более замкну!тыми, тем сам!ым отдаляясь от своих друз!ей. Артикуляционная гимна!стика является основой формирования рече!вых звуков. Дан!ная методическая разработка, по раб!оте артикуляционного аппарата в вокал!ьном искусстве, да!ет систематизированные упражнения для снят!иях различных вид!ов зажимов, и для основат!ельной работы вс!ех органов рече!вого аппарата. Данная разра!ботка, может применяться в различных детских вокальных коллек!тивах.

Артикуляционная гимнастика является неотье!млимой частью наш!его с ва!ми образовательного проц!есса, с помо!щью артикуляционной гимна!стики отрабатываются все основные компо!ненты правильной артику!ляции звука.

Каждое то или ин!ое музыкальное произв!едение либо литературный текст им!еет смысловой акце!нт, а без чего мы не смо!жем донести до зрителя?

Без чёткой, ясной и лакон!ичной дикции и конечно же слов.

В формировании звука должны бы!ть задействованы все органы рече!вого аппарата, они дол!жны работать акти!вно.

Упраж!нения для языка.


  1. «Птенчики». Рот широко отк!рыт, язык спок!ойно лежит в ротовой поло!сти.

  2. «Лопаточка». Рот открыт, широ!кий расслабленный язык лежит на нижней губе.

  3. «Чашечка». Рот широко открыт. Передний и боковые кр!ая широкого языка подняты, но не каса!ются зубов.

  4. «Иголо!чка», «Стрелочка», «Жа!ло». Рот отк!рыт. Узкий напряж!енный язык выдв!инут вперед.

  5. «Гор!ка», «Киска сердится». Рот открыт. Кончик язы!ка упирается в нижние рез!цы, спинка язы!ка понята вве!рх.

  6. «Трубочка». Рот открыт. Боко!вые края яз!ыка загнуты вве!рх.

  7. «Грибок». Рот открыт. Яз!ык присосать к небу.


Динамические упражнения для языка.


  1. «Часи!ки», «Маятник». Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Конч!иком узкого языка попеременно тяну!ться под счет педагога к уголкам рта.

  2. «Змейка». Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдви!нуть вперед и убрать и вглубь рта.

  3. «Футбол», «Спр!ячь конфетку». Рот закрыт. Напряж!енным языком упере!ться изнутри то в одн!у, то в другую ще!ку.

  4. «Качели». Рот открыт. Напряженным языком тяну!ться к но!су и подбо!родку, либо к верхним и нижним рез!цам.

  5. «Почистить зу!бы». Рот закр!ыт. Круговым движением языка обве!сти между губ!ами и зубами.

  6. «Катушка». Рот открыт. Кон!чик языка упир!ается в нижние резцы, боко!вые края при!жаты к верх!ним корневым зуб!ам. Широкий яз!ык «выкатывается» впе!ред и убирается вглубь рта.

  7. «Лошадка». Прис!осать язык к небу, щелкнуть языком . Цок!ать медленно и сильно, тян!уть подъязычную связку.

  8. «Гармошка». Рот раскрыт. Яз!ык присосать к небу. Не отрывая язы!ка от неб!а, сильно оттяг!ивать вниз ниж!нюю челюсть.

  9. «Вку!сное варенье». Рот открыт. Широ!ким языком обли!зать верхнюю гу!бу и убр!ать язык вгл!убь рта.

  10. «Обл!ижем губки». Рот приоткрыт. Обли!зать сначала верхнюю, затем ниж!нюю губу по кругу.

Упраж!нения для губ.

  1. «Улыбка». Удерживание губ в улыбке. Зубы не вид!ны.

  2. «Заборчик». Верх!ние и ниж!ние зубы обна!жены. Губы растя!нуты в улыбке.

  3. «Трубочка». Вытяги!вание губ впе!ред длинной трубо!чкой.

  4. «Хоботок». Вытяг!ивание сомкнутых губ вперед.

  5. «Бубл!ик», «Рупор». Зубы сомкнуты. Гу!бы округлены и чуть вытя!нуты вперед. Верх!ние и нижние резцы вид!ны.

  6. «Заборчик», «Бубл!ик», «Улыбка» - «Хобо!ток». Чередование полож!ений губ.

  7. «Кро!лик». Зубы сомкн!уты. Верхняя губаприподнята и обнажает верх!ние резцы.

Разра!ботка щёк.

  1. «Полос!кание» . Надув!ание и втяги!вание обеих щёк одновременно.

  2. «Шар!ик». Перег!онка воздуха из одной щеки в другую, затем под верхнюю гу!бу и под нижнюю.

  3. «Ша!рик -2» .Напря!гаем губы и щёки, пытаемся преодолеть их сопротивление и вытолкнуть шар!ик - воздух из полости рта наружу.

Разра!ботка мягкого нёба.

  1. «Маляр». Рот открыт. Широ!ким кончиком язы!ка, как кисточкой, ведем от верхних рез!цов до мягк!ого неба.

  2. «Па!сть льва». Зев!ок с закр!ытым ртом.

Сказка о Весе!лом Язычке.

Жил- был Веселый Язычок в своем доми!ке. Догадайся, что это за домик?

В домике эт!ом

Красные две!ри,

Рядом с дверями

Бел!ые звери.

Люб!ят зверюшки

Конфеты и плюшки.

Этот домик – рот. Двери в домике то открываются, то закрываются. Вот так /рот закрыт, открыт/. Непоседливый Язы!чок не сид!ит на мес!те. Он час!то выбегает из домика /высунуть язык/. Вот он выш!ел погреться на солнышке, отдохнуть на крыл!ечке /язык «лопа!ткой» на ниж!ней губе/. Подул легкий вете!рок. Язычок поеж!ился /язык «стрел!очкой»/, спрятался в домик и закрыл за собой две!рь /язычок убрать, рот закрыть/. А на дворе солнце спряталось за тучки и забарабанил по крыше до!ждь /языком сту!чим в зуб!ы, произносим «д-д-д»/. Язычок не скучал дома, напоил котенка молоком. Он лакал моло!чко /водим язы!ком по верх!ней губе све!рху вниз, рот открыт/, пот!ом котенок облиз!нулся /облизать верхнюю и нижнюю губ!ки справа нал!ево, слева нап!раво/ и сладко зевнул /рот широко открыт/. Язычок посмо!трел на час!ы, они тикали: «тик-так» /рот открыт, гу!бы в улыб!ке, кончик язы!ка дотрагивается до уголков рта/.Котенок сверн!улся клубочком. «По!ра и мне спать», - подумал Язычок.


Заклю!чение.Артикуляционный аппарат является анат!омо– физиологической систе!мой, порождающая зву!ки голоса и речи.

Артикуляционная гимнастика – помо!гает :

  1. Улучш!ить кровоснабжение артикул!яционных органов и их нерв!ную систему;

  2. Укре!пить мышечную сист!ему языка, губ, щёк и т.д.;

  3. Улуч!шить подвижность артикуля!ционных органов;

  4. Умень!шить напряженность артикуля!ционных органов;

  5. Подгот!овить ребенка к правильному произношению звуков.


Скороговорки, придуманные народом для забавы, стали сегодня важным подспорьем для педагогов , преподавателей риторики, и сценического мастерства. Ведь косноязычие всегда было у народа не в чести. Чтобы завоевать чье-то сердце или уметь отстоять свои или чужие права требовалась четкая, быстрая и правильная речь. Остались эти требования актуальными и сегодня. Каждая из скороговорок развивает определенные речевые функции и у детей, не умеющих выговаривать некоторые буквы и звуки, и у взрослых, которым необходимо избавиться от местного диалекта или сохранившихся с детства дефектов речи. В вокальном искусстве огромную роль играет дикция, которая взаимосвязана с артикуляцией.

Скороговорки на букву р

Скороговорки на букву Р для детей. Детские скороговорки на Р улучшают дикцию ребенка и помогают развивать правильную речь.

На дворе трава

На дворе трава, на траве дрова
Не руби дрова на траве двора.

Карл у Клары

Карл у Клары украл кораллы,
Клара у Карла украла кларнет.

Корабли лавировали

Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.

Скороговорка про покупки

Расскажите про покупки,
Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки,
Про покупочки мои.

Скороговорка про выдру

Выдра в ведро от выдры нырнула.
Выдра в ведре с водой утонула.

Ехал грека через реку

Ехал Грека через реку, 
Видит Грека - в реке рак. 
Сунул Грека руку в реку, 
Рак за руку Грека - цап!

Выдра в тундре

В недрах тундры 
Выдры в гетрах 
Тырят в вёдра 
Ядра кедров!

Выдрав с выдры 
В тундре гетры 
Вытру выдрой ядра кедров
Вытру гетрой выдре морду
Ядра в вёдра 
Выдру в тундру!

Скороговорки с шипящими звуками

Скороговорки с шипящими звуками - самые популярные скороговорки для детей на сложные шипящие согласные.

Скороговорка на букву Ж

Испугались медвежонка
Ёж с ежихой и с ежонком,
Стриж с стрижихой и стрижонком.

Скороговорка на букву Ч

У четырех черепашек четыре черепашонка.

Четыре чертенка

Четыре черненьких, чумазеньких чертенка
Чертили черными чернилами чертеж.

Скороговорка на букву Ш

На опушке в избушке
Живут старушки-болтушки.
У каждой старушки лукошко,
В каждом лукошке кошка,
Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.

Сшила Саша

Сшила Саша Сашке шапку,
Сашка шапкой шишку сшиб.

Шла Саша по шоссе

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

В шалаше

В шалаше шуршит шелками
Жёлтый дервиш из Алжира
И, жонглируя ножами,
Штуку кушает инжира.

Кукушонок в капюшоне

Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон.
Как в капюшоне он смешон!

Скороговорка на букву Щ

Два щенка, щека к щеке,
Щиплют щетку в уголке.

Смешные скороговорки.

Простые смешные скороговорки - рифмованные стишки для маленьких детей для развития речи и развлечения.

Мышка

Мышка залезла под крышку,
Чтобы под крышкой сгрызть крошку,
Мышке, наверное, крышка –
Мышка забыла про кошку!

Кощей

Тощий немощный Кощей
Тащит ящик овощей.

Сорок сорок

Хитрую сороку поймать морока,
А сорок сорок – сорок морок.

Попугай

Говорил попугай попугаю:
Я тебя, попугай, попугаю.
Отвечает ему попугай:
Попугай, попугай, попугай!

Карасёнок

Карасёнку раз карась
Подарил раскраску.
И сказал Карась:
«Раскрась, Карасёнок, сказку!»
На раскраске Карасёнка –
Три весёлых поросёнка:
Карасёнок поросят перекрасил в карасят!

Сложные скороговорки.

Самые сложные скороговорки для детей. Известные скороговорки для развития дикции, которые нужно попробовать выучить наизусть и произносить без запинки.

Скороговорка про китайцев

Жили-были три китайца - Як, Як-Цидрак, Як-Цидрак-Цидрон-Цидрони,
И еще три китаянки - Цыпа, Цыпа-Дрипа, Цыпа-Дрипа-Лампомпони.
Поженились Як на Цыпе, Як-Цидрак на Цыпе-Дрипе,
Як-Цидрак-Цидрон-Цидрони на Цыпе-Дрипе-Лампомпони.
Вот у них родились дети: у Яка с Цыпой — Шах,
у Як-Цидрака с Цыпой-Дрыпой — Шах-Шарах,
у Як-Цидрак-Цидрони с Цыпо-Дрыпой-Лампопони — Шах-Шарах-Шарони.

Чего нет

Нет абрикоса, кокоса, редиса,
Палтуса, уксуса, кваса и риса,
Компаса нет, баркаса и троса,
Термоса, пресса, индуса-матроса,
Баса нет, вкуса, веса и спроса,
Нет интереса – нет и вопроса.

Пир у Киры и Фиры

У Киры и Фиры
В квартире был пир:
Факир ел зефир и
Кефир пил Факир.
А Фира и Кира
Не пили кефира,
Не ели зефира –
Кормили факира.

Ежевика и земляника

Ежели вы не жили возле ежевичника, 
но ежели вы жили возле земляничника, 
то значит земляничное варенье вам привычное 
и вовсе не привычное варенье ежевичное.
Ежели вы жили возле ежевичника, 
то значит, ежевичное варенье вам привычное, 
и вовсе не привычное варенье земляничное.
Но ежели вы жили возле ежевичника, 
и ежели вы жили возле земляничника 
и ежели вы времени на лес не пожалели, 
то значит, преотличное варенье ежевичное, 
варенье земляничное вы ежедневно ели.

Современные скороговорки.

Детские наиболее современные скороговорки для общего развития речи. Предполагают не только заучивание наизусть, но и произношение на скорость.

Кто хочет разговаривать

Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно, 
Чтоб было всем понятно.

Кокос

Кокосовары варят в скорококосоварках кокосовый сок.

Газель

На бобра из-за ели глазеют глаза газели.

Лото

Граф Тото играет в лото, 
а графиня Тото знает про то, 
что Граф Тото играет в лото, 
если бы граф Тото знал про то, 
что графиня Тото знает про то, 
что граф Тото играет в лото, 
то б граф Тото никогда бы в жизни
не играл бы в лото.

Другие известные скороговорки.

Короткие скороговорки, читать и запоминать которые смогут даже самые маленькие дети.

Мыла Мила

Мыла Мила мишку мылом,
Мила мыло уронила.
Уронила Мила мыло,
Мишку мылом не домыла.

От топота копыт

От топота копыт пыль по полю летит.

Белка

Белый снег. Белый мел.
Белый сахар тоже бел.
А вот белка не бела.
Белой даже не была.

Сонька на санках

Везёт Сенька с Санькой Соньку на санках.