СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Методические рекомендации (теория и практика) для подготовки к сочинению в формате ЕГЭ»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации для подготовки к  сочинению в формате ЕГЭ

Материал обеспечивает  обучение конструированию текста типа рассуждения на основе исходного текста, развитие умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать своё высказывание, уточняя тему и основную мысль; формулировать проблему, выстраивать композицию, отбирать языковые средства с учётом стиля и типа речи.  

Обучение   сочинению  осуществляется через   работу с фрагментами ученических сочинений, с «негативными» текстами («антиобразцами»), деформированными текстами (с пропусками), текстами-моделями и др. Организуется работа с речевыми, фактическими, этическими ошибками.

Просмотр содержимого документа
««Методические рекомендации (теория и практика) для подготовки к сочинению в формате ЕГЭ»»






«Методические рекомендации (теория и практика)

для подготовки к сочинению в формате ЕГЭ»











Автор: Дмитриева Светлана Сергеевна,

учитель русского языка и литературы

МАОУ «СОШ №85»





















февраль 2019

Пояснительная записка


Данная работа адресована учителям, работающим в 10-11 классах, учащимся и др. для подготовки к сочинению-рассуждению. Материалы могут быть использованы на факультативных занятиях, а также на уроках развития речи.


Методические рекомендации разработаны на основе учебно-методических материалов по русскому языку и анализа результатов выполнения задания С ЕГЭ предыдущих лет.

Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого учащегося при его взаимодействии с учителем и другими учащимися. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися. Формы проведения занятий по данным дидактическим материалам: урок-лекция с элементами исследовательской деятельности, урок применения знаний на практике, уроки навыков (тренировочные), уроки комплексного применения знаний.


Использование предлагаемого материала обеспечивает обучение конструированию текста типа рассуждения на основе исходного текста, развитие умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать своё высказывание, уточняя тему и основную мысль; формулировать проблему, выстраивать композицию, отбирать языковые средства с учётом стиля и типа речи.


Обучение сочинению осуществляется через работу с фрагментами ученических сочинений, с «негативными» текстами («антиобразцами»), деформированными текстами (с пропусками), текстами-моделями и др. Организуется работа с речевыми, фактическими, этическими ошибками.

Раздел 1. Композиция сочинения

1. Анализ таблицы «Критерии оценивания задания С1»

2. Составление плана сочинения по критериям оценивания заданий .

Практическая часть

1. Выразительное чтение исходного текста

Исходный текст

(1)В купе поезда, куда я вошёл с опозданием, человек с одной рукой, судя по возрасту, инвалид войны, надевал миловидной, молодящейся даме мягкие тапочки с розочками-аппликациями на носках.

(2)Обутая и ободрённая, дама ушла в коридор, скучая, смотрела в окно.

(3)Инвалид принялся заправлять постели.

(4)Ничего не скажешь, делал он эту работу одной рукой довольно ловко, хотя и не очень споро, - привык, видать, заниматься домашними делами. (5)Но одна рука есть одна рука, и он устал изрядно, пока заправил две постели.

(6) - Мурочка! (7)Всё в порядке, - известил он даму и присел к столику.

(8)Дама вошла в купе, пальчиком подправила не совсем ловко заделанную под матрац простыню и победительно взглянула на меня: «Вот как он меня любит!»

(9)Инвалид по-собачьи преданно перехватил её взгляд.

(10)Потом они препирались насчёт нижнего места, и дама снисходительно уступила:

(11)- Ну, хорошо, хорошо! - (12)Поцеловала усталого спутника, мужа, как выяснилось потом, пожелала ему спокойной ночи и стала устраиваться на нижнем месте.

(13)Сходив в туалет, инвалид попытался молодецки вспрыгнуть на вторую полку - не получилось. (14)Он засмущался, начал извиняться передо мной, спрашивать у Мурочки, не потревожил ли её.

(15)- Да ложись ты, ради Бога, ложись! (16)Что ты возишься? - строго молвила дама, и супруг её снова заизвинялся, заспешил.

(17)Дело кончилось тем, что мне пришлось помочь ему взобраться на вторую полку. (18)Поскольку были мы оба фронтовики, то как-то и замяли неловкость, отшутились. (19)Познакомились. (20)Инвалид был известный архитектор, ехал с ответственного совещания, жена его сопровождала, чтобы ему не так трудно было в пути.

(21)Долго не мог уснуть архитектор на второй полке, однако шевелиться боялся: не хотел потревожить свою Мурочку. (22)И я подумал, что любовь, конечно, бывает очень разная и, наверное, я её понимаю как-то упрощённо, прямолинейно или уж и вовсе не понимаю. (23)Во всяком разе, такую вот любовь, если это в самом деле любовь, мне постичь было непосильно. (По В. Астафьеву)

2. Аналитическая беседа по прочитанному тексту.

- Какие чувства вызывает у вас прочитанный текст?

- удивление, сочувствие: человек с одной рукой надевает молодящейся даме тапочки, она не испытывает даже смущения

- восхищение «собачьей преданностью», мужеством героя, стремлением утвердить себя как мужчину, а не как инвалида: он уступает место жене на нижней полке, не хочет показывать свою немощность («шевелиться боялся: не хотел потревожить свою Мурочку»).

- Назовите героев рассказа. Опишите их, используя лексические средства из рассказа

Мурочка

Архитектор- инвалид

«Миловидная, молодящаяся дама»; «ободрённая», «победительно взглянула»

человек с одной рукой; « он устал изрядно, пока заправил две постели», «по-собачьи преданно перехватил её взгляд»

«супруг … снова заизвинялся, заспешил»; «шевелиться боялся: не хотел потревожить свою Мурочку».



Прочитайте строки из стихотворений разных поэтов:

Любовь - она бывает разной.
Бывает отблеском на льду.
Бывает болью неотвязной,
Бывает яблоней в цвету.
Бывает вихрем и полетом.
Бывает цепью и тюрьмой...
(О.Высотская)


Не бывает любви несчастливой.

Не бывает... Не бойтесь попасть

В эпицентр сверхмощного взрыва,

Что зовут "безнадежная страсть".

Если в душу врывается пламя,

Очищаются души в огне.

И за это сухими губами

"Благодарствуй!" шепните Весне. (Ю.Друнина)


Не бывает любви несчастной,
Может быть она горькой, трудной,
Безответной и безрассудной,
Может быть смертельно опасной,
Но несчастной любви не бывает,
Даже если она убивает.
Тот, кто этого не усвоит,
И счастливой любви не стоит.
(Б.Заходер)

- Какая мысль объединяет эти строки разных поэтов?

Любовь бывает разная. Какая бы она ни была, её нельзя называть «несчастливой», «несчастной».

- Какую любовь описывает В.Астафьев?

Слепую? Безответную? Рабскую? Преданную? Несчастливую? Жертвенную? …

- Смог ли сам автор дать определение этой любви? (перечитайте предложения 22-23)

Автор не навязывает свою точку зрения, он приглашает нас, читателей, к размышлению. Писатель лишь отмечает, что такую любовь ему «постичь непосильно».

- Нужна ли человеку такая любовь?

- Нет, не нужна.

- Да, нужна. Любовь бывает разная. Каждый имеет право на любовь и возможность по-своему распоряжаться своими чувствами: страдать от неразделённой любви, терпеть унижения от любимого человека или же наслаждаться счастливыми мгновениями. Какое бы определение мы ни дали любви инвалида-фронтовика, это всё равно любовь, любовь большая и искренняя, возвышающая его, того, кто любит.

- Какие высказывания, на ваш взгляд, наиболее точно отражают позицию В.Астафьева, его концепцию любви?

  • Всякая любовь - великое счастье, даже если она не разделена. (Куприн А.И.)

  • Любить - это находить в счастье другого свое собственное счастье. (Лейбниц Г.)

  • Высшее доказательство любви - это подчинение воле того, кого любишь. (Мольер)

  • Любовь всесильна: нет на земле ни горя - выше кары её, ни счастья - выше наслаждения служить ей. (Шекспир У.)

  • Любить пылко - это, конечно, прекрасно, но любить самоотверженно - еще лучше... Истинно любят только тех, кого любят даже в их слабостях и в их несчастьях. Щадить, прощать, утешать - вот вся наука любви. (Франс А.)

  • Мучительная любовь не есть истинная... (Герцен А. И.)

  • Любовь носит такие очки, сквозь которые медь кажется золотом, бедность - богатством, а капли огня - жемчужинами. (Сервантес)

  • Истинная любовь сама в себе чувствует столько святости, невинности, силы, предприимчивости и самостоятельности, что для нее не существует ни преступления, ни препятствий, ни всей прозаической стороны жизни. (Толстой Л. Н.)

  • У любви тысячи аспектов, и в каждом из них - свой свет, своя печаль, свое счастье и свое благоухание. (Паустовский К. Г.)


3. Проанализируйте ученические сочинения, написанные на основе анализа исходного текста. Определите, какие структурные части в них отсутствуют. Проверьте соблюдение абзацного членения. Что, на ваш взгляд, удалось авторам сочинений, а что требует доработки?

Сочинение 1 (без правки):

Автор данного текста, В.Астафьев, размышляет о взаимоотношениях между мужчиной и женщиной. На что способны люди ради любви? Эта проблема, поставленная автором, очень актуальна в наши дни. В.Астафьев заставляет задуматься над тем, что важнее в человеке: «внутренний мир» или внешность?

Сейчас существует множество таких случаев, когда женщины выходят замуж за инвалидов. Поэтому проблема, которую выдвинул автор, заинтересовала меня сразу. В.Астафьев считает: «…такую вот любовь, если это в самом деле любовь, мне постичь было непосильно». Конечно, такие взаимоотношения не каждый способен выдержать. Я полностью согласна с мнением автора. Ведь нет жизни без любви.

В доказательство своей точки зрения хочу привести несколько аргументов. Моя соседка, по этическим причинам не буду называть её фамилию и имя, жила как все: утром ходила на работу, вечером хозяйничала дома. Но в один прекрасный день её сбила машин. Теперь она «привязана» к инвалидной коляске. Соседка не может самостоятельно передвигаться. Думала ли она, что с ней произойдёт такой случай? Конечно, нет. Но в одном ей всё-таки повезло: она вышла замуж за хорошего человека. Он не бросил жену в трудную минуту. Наоборот, муж всегда поддерживает её, помогает во всём. В заключение хочу сказать, что любовь – сильное чувство, ради которого люди способны на безумные поступки.

Сочинение 2 (без правки)

В своём тексте В.Астафьев рассматривает проблему преданной любви. Автор пишет об отношениях мужа-фронтовика и его жены. Проблема, прозвучавшая в тексте, актуальна в наше время. Она обсуждается всеми: педагогами, телеведущими, писателями, социологами – в книгах, на телевидении, в частных беседах. Но звучание данной проблемы в тексте В.Астафьева поразило меня сокровенностью высказанных мыслей.

Автор пишет о том, как преданно могут любить люди. Инвалид войны, оставшийся без руки, готов выполнять любые прихоти своей жены. Она же очень холодно относится к своему мужу. Авторская позиция понятна: никто не должен быть рабом в руках любимого человека.

Я согласна с мнением В.Астафьева. Очень много повестей о несчастной любви написал А.Куприн.

Вспомним «Гранатовый браслет». Желтков стал жертвой любви, потому что не мог быть рядом с человеком, который ему дорог. Например, повесть «Олеся», написанная тем же писателем. Героиня очень любила Ивана Тимофеевича. Олеся хорошо умела гадать. Она точно знала, что если останется со своим возлюбленным, то принесёт ему несчастье. Поэтому Олеся пожертвовала своими чувствами и покинула героя.

Прочитанный текст заставил меня ещё раз задуматься о том, что очень часто люди становятся жертвами любви.

4. Презентация результата. Комментарии учащихся

Сочинение 1. Объём соответствует норме. Нет чёткости в формулировке проблемы. Отсутствует текстуальный комментарий. Приведён один аргумент с опорой на жизненный опыт. (ср. «В доказательство своей точки зрения хочу привести несколько аргументов.») В сочинении всего три абзаца, т.е. нарушено абзацное членение…

Сочинение 2. Объём соответствует норме. Формулировка проблемы, комментарий, авторская позиция не выделены в разные абзацы. Выражая свое мнение, ученица допускает логическую ошибку («Я согласна с мнением В.Астафьева. Очень много повестей о несчастной любви написал А.Куприн»). Аргументы не сопровождены тезисами, неверно выделены абзацы…

  1. Подведение итогов занятия:

Из каких частей должно состоять рассуждение по исходному тексту?

Какие ошибки других учеников вы взяли для себя на вооружение?


Раздел 2. Зачин в сочинении-рассуждении


Теоретический материал.

Вступление, как и заключение, - это важные композиционные части сочинения. Вступление может

  • вводить тему текста

  • сообщать об основной проблеме текста

  • определять круг проблем, затронутых автором

  • быть основанием для объяснения основной проблемы

  • содержать сведения об авторе текста или о своеобразии художественного мира автора текста

  • содержать обобщённое рассуждение по теме, раскрываемой автором


Формы зачинов:

  • Лирическое размышление

  • Рассуждение о заглавии

  • Диалог с воображаемым собеседником о теме (идее, проблеме) текста

  • Образная картина, возникающая по ассоциации в связи с проблематикой текста

  • Иллюстрация каким-либо фактом основной мысли или основной проблемы текста

  • Описательное утверждение


Грамматические средства оформления зачинов:

  • Назывное предложение или ряд назывных предложений

  • Риторический вопрос

  • Цепочка вопросительных предложений

  • Вопросно-ответное единство

  • Цитата


Возможно сочетание разных грамматических средств: назывное предложение + риторический вопрос, назывное предложение + риторическое восклицание; цитирование + риторический вопрос и т.д.

Речевые клише:

  • Когда читаешь этот текст, представляешь себе (думаешь, чувствуешь, испытываешь, понимаешь и т. д. )…

  • Наверное, каждый из нас когда-то (задумывался, размышлял, наблюдал, чувствовал)…

  • Прочитав текст, я снова (представил, вспомнил, подумал и т. д. )

  • Передо мной размышления … (кого?) на животрепещущую тему…



Определить грамматические средства оформления зачинов во фрагментах сочинений

1) «Равнодушие – это паралич души», - писал известный русский писатель А.П.Чехов. Действительно, душевная черствость иногда больнее злости, ненависти, жестокости.

2) Как много написано о любви! Кажется, что можно сказать о ней после Пушкина, Лермонтова, Тургенева? Но проходят годы, века, а мы вновь и вновь обращаемся к теме вечно живой и такой разной. И вновь задумываемся над вопросом: любит ли?

3) Что такое красота? Наверное, это одно из самых загадочных понятий в истории культуры. Над этой загадкой бились многие поколения людей. Художники, скульпторы, поэты стремились постичь тайну красоты, гармонии.

4) Часто ли обращаем внимание на то, что нас окружает? Знаем ли мы на самом деле весь наш мир? Замечаем ли мы прекрасное в шуме, суете повседневной жизни?

5) Духовность. Духовная жизнь. Духовное стремление. Что же на самом деле кроется за этими понятиями?

6) «Все народы меняются словами и занимают их друг у друга», - так сказал В.Г.Белинский и, безусловно, был прав. Но только ли положительное влияние оказывают заимствованные слова на развитие языка?

7) В.П.Астафьев – знаменитый русский писатель, наш современник. Он известен нам по книгам «Васюткино озеро», «Прокляты и убиты», «Последний поклон», «Людочка», «Печальный детектив» и многим другим. Его произведения о природе, о войне, о деревенских людях.


Код ответов:

1) цитирование

2) риторическое восклицание и риторический вопрос

3) вопросно-ответное единство.

4) цепочка вопросительных предложений

5) назывные предложения и риторический вопрос

6) цитирование + риторический вопрос

7) повествование об авторе текста


Задание для самостоятельной работы

Написать несколько вариантов зачина по тексту.

(1)Удивительная пора - детство. (2)Каким бы оно ни было бедным, всё равно представляется в зрелом возрасте как самое хорошее, светлое, радостное время. (3)Необорудованные бараки, в которых мы жили, запомнились тем, что, выходя из дверей, мы сразу оказывались на солнце, на воздухе, на земле... (4)Постоянные трудности быта ложились на плечи родителей, в нашей семье - на плечи мамы. (5)Но странно: чем дальше это время, тем теплее воспоминания о городах детства в чудесном краю - Приморье.

(6)«3елёная» гимназия (после установления Советской власти - трудовая школа) приняла нас, выходцев из Гнилого угла, без сопротивления, но и без восторга. (7)Начальница гимназии, дворянка, представительная дама с лорнетом, затянутая в корсет, глядела обычно поверх детских голов. (8)Шествуя по широкой лестнице на второй этаж в свой красиво обставленный кабинет, она не замечала вновь поступивших и обращалась только к ученикам «из прежних». (9)С высоты своего роста ей нетрудно было смотреть поверх наших буйных голов. (10)Это нас нимало не смущало. (11)Мы не чувствовали себя в школьном большом здании с большими светлыми окнами парнями. (12)Мы инстинктивно понимали, что теперь все это наше, общее. (13)Маленькая горстка прежних гимназистов, родители которых не успели или не захотели бежать в Японию или Китай, сначала держалась особняком, потом растворилась в общей школьной массе.

(14)«3елёной» наша школа называлась по традиции. (15)До революции в городе существовало две гимназии для привилегированных. (16)Ученицы одной - на Суйфунской улице - носили зелёную форму (лягушки), ученики другой - на Пушкинской улице - коричневую (тараканы).

(17)Не вспомню теперь имена наших педагогов, но прозвища некоторых, их манеру преподавания память сохранила. (18)Например, «обществоведка» (мы её между собой звали Сова) любила, чтобы все формулировки выучивались наизусть. (19)Я до сих пор могу в любую минуту отчеканить. «Империализм - это есть капитализм в той стадии развития, когда сложилась монополия финансового капитала, приобрёл выдающуюся роль вывоз капитала и начался раздел мира между крупнейшими капиталистическими державами. ». (20)Строгий математик так же строго учил нас своему предмету. (21)Этот суровый учитель лодырей и ловкачей не терпел. (22)Беспощадно ставил «неуд.» -тогда были такие отметки: «хор.», «уд.», «неуд.». (23)Мы его уважали всемерно, и во время его уроков в классе стояла тишина, нарушаемая только его голосом, стуком мела о черную доску или ответом ученика. (24)Очень хорошо относились мы к учителю рисования, но шум на уроках бывал как на переменках. (25)Ученики, свободно перемещаясь по классу от одной парты к другой, подходили к его столу. (26)Он нам всё разрешал, кроме безделья. (27)«Художниками вы не станете, вернее, не все станете, - говорил он, - но понимать пропорции фигур вы будете...»

(28)Каждое поколение торопит школьные годы. (29)Торопит то, что невозвратно, что ничем восполнить нельзя. (30)Школьные годы начинаешь ценить уже в зрелом возрасте, а пока бегаешь в школу, сидишь на уроках - всё представляется довольно тяжёлой обязанностью. (По Л. Стешовой)

Варианты выполнения задания:


  1. Наверное, каждый взрослый мечтает хоть на одну минутку вернуться в чудесное и беззаботное время – детство. Только по происшествии многих лет человек можно оценить что-то важное… Именно об этом пишет в своём тексте Л.Стешова, ярко обозначая проблему…

  2. Школьные годы чудесные… Как часто приходится слышать эти слова! Все ли согласятся с ними?

  3. Почему ребёнок всегда стремится быстрее повзрослеть? Почему для него школа, учеба – это обуза, тяжёлая ноша? И почему взрослые, наоборот, мечтают вернуться в страну беззаботного детства. Именно об этом размышляет в своём тексте Л.Стешова.

Раздел 3. Как сформулировать проблему исходного текста?

Теоретическая часть

Проблема - это сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования.



Речевые клише. Формулируем проблему

  • Автор ставит (выдвигает, рассматривает, излагает, обсуждает, разрешает) … проблему

  • Касается … проблемы.

  • Уделяет внимание ... проблеме.

  • Над какой-л. проблемой думать, работать.

  • Какая-л. проблема возникает, встает, представляет интерес, заслуживает внимания, ждет решения

  • Автор затрагивает проблему...

  • Выбранная для разговора с читателем тема, на мой взгляд, очень злободневна.

  • Автор очень эмоционально отстаивает идею...

  • Автор привлекает наше внимание к очень важной проблеме…

Работа в парах.

Определив тему, формулируй проблему. Чтение текстов, формулирование темы и проблемы в тексте. Индивидуальная работа с текстами. Презентация текста (краткий пересказ, тема, проблема). Составление обобщающей таблицы:




Автор

Тема

Проблема

№3. Ю.Котлярский

Любовь

Проблема эгоизма в любви

№4. В.Солоухин

Телевизор

Проблема пассивного отношения к жизни

№5. М.Мартынов

Современная школа

Проблема сохранения лучших традиций образования

№6. Н.В.Гоголь

Чинопочитание

Проблема лицемерия, хамелеонства.

Проблема морального облика современного человека.

Как остаться самим собой, занимая новое положение в обществе

Исходный текст

(1) - Наденька, так вы меня любите? - спросил я.

(2) - Люблю, конечно, люблю, - ответила Надя.

(3)От прилива внезапного счастья я вскочил и принялся танцевать нечто вроде «Танца с саблями». (4)Потом подпрыгнул до потолка, задев люстру, выскочил на лестничную площадку и с разбегу налетел на уборщицу с ведром к руках. (5) Вода разлилась, уборщица чуть не упала с лестницы. (6)«Ты что, ослеп?» - крикнула она, но я пронёсся мимо неё, как на крыльях. (7)Грубая женщина. (8)Подумаешь, лужа!.. (9)3нала бы она, что меня любит Наденька!

(10)Во дворе малыши строили замок из песка. (11 Переполненный радостью, я вскочил на дворец, превратив его снова в груду песка. (12) «Дяденька, что вы делаете?» - зачирикали мальчишки. (13)Я даже не повернул головы. (14)Глупые дети, что значит их замок на песке по сравнению с любовью моей Наденьки! (15) Любит, любит!..

(16)На автобусной остановке мне под ноги попалась кошёлка с овощами. (17)Я с ходу пнул её ногой, и по асфальту весело заскакали зелёные огурцы, жёлтые яблоки и красные помидоры. (18) «Бандит!..» -раздалось мне вдогонку. (19)Но я не удостоил хозяйку кошёлки даже взгляда, все мои мысли были о Наденьке.

(20)Задыхаясь от восторга, я стремительно летел в сторону берёзовой рощи. (21)Под желтеющими осенними деревьями на скамейке сидели несколько пенсионеров. (22)Я пробежался по их ногам, как по клавиатуре рояля: та-та-та-та-та-тинь-тинь. (23) «Держи хулигана!» (24)Эгоисты эти пенсионеры. (25)Разве трудно понять, что чувствует человек, которого любят!..

(26)Я влетел в рощу и, хмелея от бега и восторга, упал на зелёную душистую траву. (27)Ах, какое это счастье - любить и быть любимым, какое счастье!

(28)Вдруг я почувствовал, что по мне пробежал некто в ботинках с железными набойками, раздавив часы на моей руке. (29)Я мгновенно вскочил - и тут же полетел в пруд, сшибленный ещё кем-то, проносившимся мимо. (30)Как только я выбрался из воды, чьи-то пальцы стиснули мой нос так, что из глаз брызнули слёзы. (31)Вырвавшись, я схватил с земли здоровую палку. (32)«Ну, сейчас я покажу этим кретинам!»

(33)Но что я мог сделать! (34)Вокруг меня, обезумевшие от счастья, скакали стада румяных молодых людей, выкрикивая разные женские имена и на разные лады повторяя: «Любит! Любит!..» (35)Оказывается, я был не одинок... (36) Любили и других. (Ю. Котлярский)

Вопросы самоконтроля:

  • Что такое проблема?

  • Назовите способы формулировки проблемы

  • Какие проблемы были затронуты авторами прочитанных на уроке текстов?

  • С помощью каких конструкций можно сформулировать проблему, обсуждаемую автором текста.


Задание для самостоятельной работы: подобрать небольшой фрагмент художественного или публицистического текста и сформулировать проблему, затрагиваемую автором.

Практическая работа по теме « Самостоятельно формулируем проблему, обсуждаемую автором текста».

  1. Организационный момент

  2. Мотивирование. Сообщение темы занятия, показ практической значимости изучения данной темы. Обсуждение плана работы

3. Актуализация знаний

  • Что такое проблема?

  • Какие известны способы формулировки проблемы?

  • С какими существительными сочетается слово «проблема»?

  • С какими глаголами сочетается слово «проблема»?

  • Назовите конструкции, с помощью которых можно сформулировать проблему, обсуждаемую автором текста?

  • В чём отличие темы от проблемы?

4. Самостоятельная работа в группах. Каждая группа работает с текстами и заданиями.

Задания для практической работы

Группа №1. Тема: «Формулируем проблему, обсуждаемую автором исходного текста»

Текст. Выразительно прочитайте текст:

(1)Катерина Ивановна никогда ни на что не жаловалась, кроме как на старческую слабость. (2)Но я знал от соседки и от бестолкового доброго старика Ивана Дмитриева, сторожа при пожарном сарае, что Катерина Ивановна одна на белом свете. (3)Дочь Настя вот уже четвёртый год как не приезжает – забыла, значит, мать, а дни у Катерины Ивановны считанные. (4)Не ровён час, так и умрёт она, не повидав дочери, не приласкав её, не погладив её русые волосы «очаровательной красоты» (так говорила о них Катерина Ивановна).

(5)Настя присылала Катерине Ивановне деньги, но и то бывало с перерывами. (6)Как Катерина Ивановна жила во время этих перерывов, никому не известно.

(7)Однажды Катерина Ивановна попросила меня проводить её в сад, где она не была с ранней весны, всё не пускала слабость.

(8)– Дорогой мой, – сказала Катерина Ивановна, – уж вы не взыщите с меня, со старой. (9)Хочется мне вспомнить прошлое, напоследок посмотреть сад. (10)В нём я ещё девушкой зачитывалась Тургеневым. (11)Да и кое-какие деревья я посадила сама.

(12)Она одевалась очень долго. (13)Надела старый тёплый салопчик, тёплый платок и, крепко держась за мою руку, медленно спустилась с крылечка.

(14)Уже вечерело. (15)Сад облетел. (16)Палые листья мешали идти. (17)Они громко трещали и шевелились под ногами, на зеленеющей заре зажглась звезда. (18)Далеко над лесом висел серп месяца.

(19)Катерина Ивановна остановилась около обветренной липы, оперлась о неё рукой и заплакала.

(20)Я крепко держал её, чтобы она не упала. (21)Плакала она, как очень старые люди, не стыдясь своих слёз.

(22)– Не дай вам бог, родной мой, – сказала она мне, – дожить до такой одинокой старости! (23)Не дай вам бог!

(24)Я осторожно повёл её домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама! (по К.Г. Паустовскому).


Какая проблема не затрагивается К.Г.Паустовским?

1) проблема отцов и детей;

2) проблема материнской любви;

3) проблема одиночества;

4) проблема старости


Задание для группы №2

Тема: «Формулируем проблему»

Текст. Выразительно прочитайте текст:

(1) Есть много книг о «хороших манерах». (2) Эти книги объясняют, как дер­жать себя в обществе, в гостях и дома, со старшими и младшими, как говорить и как одеваться. (3) Но люди обычно мало черпают из этих книг. (4) Происходит это, я думаю, потому, что в книгах о хороших манерах редко объясняется, зачем нужны хорошие манеры.

(5) Что же лежит в основе руководства для приобретения хороших манер? (6) Простое ли это собрание «рецептов» поведения?

(7) В основе всех хороших манер лежит одна забота - о том, чтобы чело­век не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали себя хорошо.

(8) Надо уметь не мешать друг другу. (9) Поэтому не надо шуметь. (10) По­этому не надо чавкать, звонко класть вилку в тарелку, громко говорить за обедом. (11) Не надо говорить с набитым ртом, чтобы у соседей не было опасений.

(12) И не надо класть локти на стол - опять-таки, чтобы не мешать соседу. (13) Быть опрятно одетым надо потому, что в этом сказывается уважение к другим: на вас не должно быть противно смотреть.

(14) Как видите, в так называемых хороших манерах есть глубокий смысл. (15) И воспитывать в себе нужно не столько манеры, сколько то, что выражается в них - бережное отношение к людям, к природе.

(16) Надо не запоминать сотни правил, а запомнить одно - необходи­мость уважительного отношения к другим. (17) А тогда манеры сами придут к вам, придет память на правила хорошего поведения, желание и умение их при­менять. (По Д. Лихачеву)


Какова основная проблема прочитанного текста:

  1. проблема чтения;

  2. проблема поведения за столом;

  3. проблема этики, хороших манер;

  4. проблема бережного отношения к людям, к природе


  1. Составление таблицы «Тема-проблема» (по рассказу учителя)






Тема

Проблемы

Роль книги в жизни человека

Проблема нравственного воспитания

Человек, любящий свою родину

Проблема патриотизма

Война

Проблема сохранения человеческого достоинства

Проблема патриотизма

Проблема мужества

Природа (т.№12)

Проблема отношения человека к природе

Экологическая проблема

Честь и достоинство

Проблема сохранения чести и достоинства в экстремальной обстановке

Музей

Археологические раскопки

Проблема исторической памяти

Проблема сохранения духовного наследия

Язык (т.№16 и др.)

Проблема бережного отношения к языку

Проблема экологии языка

Спор, дискуссия (т.№15)

Проблема общения

Проблема этики, хороших манер




Задание №1. Укажите, какие виды зачина и приёмы формулировки проблемы использованы в следующих фрагментах сочинений?

1) «Умом Россию не понять…», - писал Тютчев в своём стихотворении. И это действительно так. На Руси всегда были люди, которые несли на себе «особенную стать», люди, чьи поступки порой казались окружающим необъяснимыми, странными.

Каждый человек – загадка. Проблема загадочной русской души интересует и автора данного текста, Ф.И.Шаляпина

2) Наука - двигатель прогресса. Если бы люди, которым не давали покоя необъяснимые явления и процессы, человечество до сих пор обитало бы пещерах. Жаль, что не все это понимают и считают исследования пустой тратой времени и сил.

В данном тексте В.Харченко раскрывает проблему роли науки в жизни людей, её влияние на материальный и духовный миры.

3) В последнее время чтение, литература утратили своё значение. И это действительно так. Задумайтесь: часто ли вы берёте в руки книги? Что именно вы читаете? И что значит для вас книга вообще?

Передо мной размышления известного русского писателя Ю.Олеши. Он рассуждает о создании «золотой полки» и поднимает проблему роли чтения в нашей жизни.

Задание №2. Прочитайте выразительно текст, напишите вступление и сформулируйте проблему, обсуждаемую автором данного текста.


Исходный текст №16.


(1)Все знают, что часовая стрелка на циферблате движется, но увидеть, как она движется, нельзя. (2)То же происходит и с языком. (3)Он изменяется. (4)Но мы не чувствуем, как это происходит.

(5)Сейчас в нашей истории наступил такой момент, когда мы видим, как меняется русский язык. (6)И это не может не пугать. (7)Мы так хотим во что бы то ни стало отойти от предшествующей эпохи нашей жизни, построить новые общественные отношения, новую экономику, что нам даже хотелось бы иметь новый язык. (8)Когда-то говорили «отмежеваться», теперь - «дистанцироваться», нам надоело выражение «сойти с ума» - мы говорим «крыша поехала». (9)Или разонравилось слово «встреча», стали говорить «тусовка».

(10)Русский язык, по словам А.С. Пушкина, «переимчив и общежителен», он легко принимает иностранные слова, если они нужны. (11)И в этом нет ничего страшного, когда всё делается в меру. (12)А мера утеряна. (13)В нашей речи возникают «сэндвичи», «ленчи», «дисплеи». (14)Обычно меняются 20-30 слов в год, а у нас сейчас появляются, может быть, 20 слов в неделю.

(15)Кроме того, немаловажно, из каких источников появляются новые слова языка. (16)Сейчас, например, идёт поток слов из довольно сомнительных источников, в частности уголовного жаргона: «разборка», «халява». (17)Многие печатные органы используют «непечатные» слова, которые, кстати, так и называются, потому что их печатать не надо.

(18)В Думе несколько лет обсуждался «Закон о русском языке». (19)3акон, конечно же, нужен. (20)Но если серьёзно говорить о законе, то должен быть и механизм наказания за его нарушение. (21)Однако представляется несерьёзным предложение создать филологическую милицию, учредить штрафы за ошибки в русском языке. (22)Что ни говори, делает язык народ, а его трудно заставить подчиняться административным нормам в отношении языка. (23)Были уже такие тщетные попытки.

(24)В своё время, в XIX, да и в XX веке, образцовый язык давала художественная литература. (25)Если человек не знал, как правильно говорить, то он открывал Тургенева и там находил ответ. (26)Сейчас, конечно, не художественная литература формирует наш языковой вкус. (27)Тон задают теперь в первую очередь телевидение и радио. (28)Это касается и произношения звуков, и ударения, и интонации. (29)А современным дикторам нравится американская интонация. (30)И молодёжь начинает им подражать. (31)Бывает, ведущий бог знает что и как говорит, а людям нравится. (32)Это относится, безусловно, не ко всем передачам, каналам, дикторам, но многие из них подвержены моде.

(33)Мы сейчас недовольны языком, но здесь очень важно разобраться - язык в этом виноват или что-то другое. (34)Ведь язык подчиняется людям, которые им пользуются. (35)Он приспосабливается к потребностям общества. (36)Если в нашем обществе сегодня потребность думать о будущем, о крепкой семье, о счастье детей - то язык пойдёт в эту сторону, будет давать нам средства для этого. (37)Если у нас главное - как, не работая, заработать миллион, секс, насилие, наркотики, то язык повернётся сюда. (38)3а что его поносить? (39)Он отражает состояние общества. (40)Так что не язык надо сейчас исправлять. (По В. Костомарову)


Приложение к занятию. Фрагменты работ


Вариант 1.

1. Кто-то очень мудрый сказал: «Сколько людей, столько и мнений». Только вот выражаем мы эти мнения по-разному.

Автор в своём тексте раскрывает проблему этики в споре, являющуюся весьма актуальной в современном мире.

2. Жизнь каждого человека порой строится по законам джунглей, особенно в больших городах. Выживает тот, кто сильнее, умнее и образованнее других. Каждый день во всём мире между людьми возникают споры, а из-за этих споров порой и серьёзные проблемы, которые потом приходится решать правовым путём. Спор – это борьба противоположных точек зрения по тому или иному вопросу.

Текст Л.Павловой также посвящён теме спора между простыми людьми в разных жизненных ситуациях, когда каждый норовит отстоять свою позицию любыми способами. Таким образом, автор привлекает наше читательское внимание к проблеме человеческого общения, манеры поведения во время спора.


Вариант 2

1 В.Г.Костомаров рассуждает о значении негативных изменений в обществе. К чему же они приводят? К проблеме, которая заключается в том, что данные процессы отражаются пагубно на культуре и речи человека.

Автор понимает, что многие люди «недовольны языком». Но нет смысла его исправлять.

2 Наш язык очень «вместителен». Иностранные слова и выражения легко приживаются в нашей речи, но так ли это хорошо? Какое влияние на самом деле оказывают на неё заимствованные слова?

В данном тексте В.Костомаров раскрывает проблему бережного отношения к родному языку.

3 Велик и могуч наш русский язык. Какие громкие слова! Если эту фразу произнесет современный человек, то, вероятно, он не поймёт смысла, который хотел передать автор данного изречения. Из-за негативного изменения в общества происходит негативное изменение русского языка. Как остановить этот быстротечный процесс? Именно над этой проблемой заставляет задуматься нас известный языковед В.Г.Костомаров


Перед вами фрагменты сочинений. Какой из фрагментов, на ваш взгляд, наиболее удачен. Предложены ли формулировки разных проблем? В каком(-их) фрагменте(-ах) нет чёткой формулировки проблемы, затрагиваемой автором текста? С чем можно поспорить?

1) На дворе ХХI век, век информационных технологий. Теперь уже никого не удивишь не то что магнитофоном или телевизором, но и компьютером. А так ли это хорошо на самом деле, как думают многие?

В данном тексте Владимир Солоухин касается нескольких проблем, в том числе проблемы пассивного отношения к жизни…

2) В данном тексте автор касается проблемы нравственного воспитания людей. Эта проблема актуальна и в наши дни. Ведь сейчас люди интересуются совсем другими вещами, не такими, как раньше…

3) В прочитанном мною тексте В.Солоухин говорит о техническом прогрессе, который вырабатывает пассивность у человека.

Это очень важная и серьёзная проблема в наши дни. Телевизоры, компьютеры и другие вещи заставляют отказаться человека от активной и развивающей его жизни…



Раздел 4. Как прокомментировать проблему.


Теоретический материал



Комментировать – объяснять, пояснять.

Комментарий – объяснение, пояснение, изложение мыслей по поводу сформулированной проблемы текста.


Концепционный комментарий

Примерные вопросы:


  • К какой категории относится проблема? (сложная, общественно значимая, социальная, философская, злободневная, животрепещущая, острая, важная, серьёзная, спорная, наболевшая, мучительная, первоочередная, неразрешимая)

  • Насколько она злободневна?

  • Что делает её злободневной?

  • Традиционна ли эта проблема или нова?

  • Если проблема традиционна, то какие точки зрения есть по её поводу?

  • Как удалось автору привлечь внимание читателя к данной проблеме?

  • Как характеризует автора выбор данной проблемы (настоящий гражданин своего отечества, глубокий знаток человеческой души)?

  • Кому приходилось обращаться к данной проблеме?


Речевые клише

Об этом много пишут …

Автор привлекает внимание читателя к наболевшей проблеме…

Эта проблема в настоящее время актуальна, как никогда…

Выбранная для разговора с читателем тема, на мой взгляд, очень злободневна.

Автор привлекает общественное внимание к очень важной проблеме:...

Затронутая автором проблема имеет многовековую историю…

Передо мной размышления … на острую, животрепещущую тему.

Эта проблема актуальна, поскольку о ней пишут в газетах, говорят на телевидении, её обсуждают философы, социологи, политики, педагоги …


Раздел 5. Формулируем позицию автора

Теория

Проблема – это вопрос, который волнует автора.

Авторская позиция – это ответ на вопрос, поставленный в тексте.

1) Перечитать текст

2) Найти ответ автора на сформулированный вопрос (проблему):

  • Что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст?

  • Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев?

  • Какие слова, художественные приёмы передают авторское отношение (неодобрение, иронию, осуждение – сочувствие, восхищение), дают отрицательную или положительную оценку описываемым фактам?

Средства выражения авторской позиции

Автор считает (полагает, убеждает, призывает…)

Автор убедительно доказывает свою мысль…

…- Так определяет автор своё отношение к …

Автор образно воссоздаёт картину происходящего (изображаемого)…

Автор образно представляет суть проблемы, которая его волнует…

Таким образом, в повествовании чётко вырисовывается авторская позиция…

Автор открыто заявляет о своей гражданской позиции по отношению к …

Автор ищет ответы на сложные жизненные вопросы …

Автор заставляет читателя самого решать сложные жизненные во­просы (делать нравственный выбор)…

Автор передаёт глубину проблем (мыслей, чувств, идей, раздумий, обобщений, размышлений и т.п.)…

Автор пытается найти причины изображаемых негативных (позитивных) явлений…;

Автор недвусмысленно подчеркивает свое негативное (положительное) отношение к ...

Автор строго осуждает негативные явления нашей жизни…

Автор показывает негативную сторону нашей жизни…

Автор подчеркивает остроту поставленной проблемы…

Автор убеждает читателя в правоте своей позиции…


В словах автора звучит мнение большинства людей…

Автор пытаться найти в читателе единомышленника…

Автор пытается понять, почему …

Автор усиливает положительное (или отрицательное) отношение читателя к чему-либо…

Изучая проблему, автор приходит к выводу, что…

Авторская позиция ясна: …

- Автор высказывает индивидуальное мнение, делится собственными впечатлениями, не претендуя на определяющую или исчерпывающую трактовку вопроса, но идею свою выражает ярко, эмоционально…

Автор иронически (саркастически, возмущенно, восхищенно и т.д.) повествует о героях и событиях…

Автор показывает образец (антиобразец) поведения, отношения к жизни…

Автор приглашает к разговору о непростых проблемах нашей жизни…

Точка зрения автора на выдвинутую проблему обозначена прямо.


Задание 1. Продолжите рассуждения по тексту Н.Долининой, дополнив его определением авторской позиции.


Исходный текст

(1)Все про это говорят, и никто не знает, что это значит. (2)Во всяком случае, я не знала. (3)Говорила, как все: у человека должен быть богатый внутренний мир. (4)И ещё: духовное богатство. (5)Но если бы меня спросили, как я понимаю эти привычные слова, не нашлась бы, что тут ответить. (6)Внутренний мир - это книги, музыка, интерес к театру, понимание природы, любовь к поэзии, вообще к искусству - так я думала.

(7)И получалось: полный, интересный внутренний мир бывает только у образованных, даже высокообразованных людей. (8)Но жизненный опыт не подтверждал этого. (9)Полуграмотная деревенская старуха вдруг открыла мне такое понимание человеческой психологии, такую глубину терпимости и доброты, какие не часто найдёшь в самой образованной среде. (10)Городской мальчишка, приехавший на отдых в деревню, казалось, ничем, кроме футбола, не интересовался. (11)Но однажды вечером он, загадочно улыбаясь, повёл меня на берег реки. (12)Усевшись на поваленное дерево, мы молчали, и я недоумевала: зачем он меня сюда привёл? (13)Солнце торопливо катилось к закату, за рекой ложился туман - из тумана вдруг послышались звуки. (14)Я не сразу поняла: это был рожок. (15)Древний пастушеский рожок - почти забытое искусство. (16)Мы слушали молча, лицо мальчика выражало терпеливое ожидание. (17)И вот солнце коснулось складок тумана, было мгновение - всё вокруг озарилось фантастическим светом. (18)Глаза мальчика заблестели. (19)Он смотрел и смотрел и слушал - не знаю, что запомнилось мне острее: последние секунды дня, заходящее сквозь туман солнце и далёкие звуки рожка - или вдохновенное лицо мальчика.

(20)Когда я читала в книгах о Левине, слышавшем, как растёт трава, или о Печорине, растворяющем свою мятежную душу в дикой кавказской природе, я думала: это люди особенные, необыкновенные. (21)С годами поняла: каждый человек может быть необыкновенным, если откроет свою душу красоте мира и она властно войдёт в эту душу. (Н. Долинина)


Фрагмент сочинения:

От чего зависит богатство внутреннего мира человека? От возраста? От образования? От умения постичь человеческую психологию? Именно над вопросом об истинном содержании понятия духовного богатства размышляет известный литературовед, исследователь русской классики Н.Долинина.

Эта нравственная проблема актуальна во все времена и будет оставаться такой, пока существует на земле жизнь. «Человек – целый мир», - сказал кто-то из великих. Чтобы постичь этот мир, не хватит и вечности.

Звучание этой проблемы в тексте Н.Долининой удивляет нас свежестью и новизной. Автор отталкивается от традиционного представления о духовности как интеллигентности, воспитанности, образованности и выводит свою формулу понятия богатого внутреннего мира на основании личного жизненного опыта.

Таким образом, по мнению автора, …


Вариант выполнения задания:


Таким образом, по мнению Н.Долининой, богатство души человека зависит не от степени его образованности, не от количества прочитанных книг, объёма знаний по музыке и театральному искусству. Духовно богатым человеком, как считает автор, будет тот, кто исполнен доброты и терпимости, кто понимает и принимает душой красоту мира.



Раздел 6. Выражаем своё отношение к проблеме и аргументируем .


Теория

Анализ критериев оценивания аргументации собственного мнения


Цель этой части работы – убедить адресата в чём-либо, укрепить или изменить его мнение. Таким образом, выражая собственное мнение о выявленной в тексте проблеме, читатель может согласиться с точкой зрения автора или опровергнуть её.


Позиция согласия/несогласия

За

Против

Особенно близка мне мысль автора о…

Мне близка позиция автора по отношению к …

Я, безусловно, согласен с автором в том, что…

Я вполне согласен с мыслями автора о…

Нельзя не согласиться с автором в том, что…

Автор прав, утверждая, что…

Осмелюсь не согласиться с автором в том, что…

Мой взгляд (моя позиция) несколько отличается от позиции автора…

Мысли автора о … близки мне, однако…

Позволю себе не согласиться с автором в том, что… ;

на мой взгляд, автор несколько преувеличивает (недооценивает)… ;

В отличие от автора, я считаю, что...

Однако не со всеми доводами можно согласиться…

Мне трудно согласиться с утверждением автора о том, что...

На мой взгляд, автор высказывает спорное мнение о том, что...

Вывод автора о том, что... кажется мне надуманным.

К сожалению, автор не подтверждает своего мнения примерами.


Необходимо сформулировать тезис - главную мысль автора текста, которую вы стараетесь доказать, обосновать или опровергнуть.

Аргументы – это доказательства объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли перед слушателями (читателями), собеседником.

Аргументировать – приводить доказательства, аргументы.

Фоновый материал – материал, который использовал экзаменуемый для доказательства собственного мнения (исторические, литературные, научные и др. факты, события, цитаты, примеры из собственной жизни…).

Исходя из требований к сочинению-рассуждению целесообразно использовать в своей работе разные типы аргументов:


Как выразить собственное мнение и аргументировать его?



Пример. Тезис: чтение книг играет огромную роль в жизни человека.

Аргументы:

«ЗА»

  • Чтение расширяет наш кругозор, углубляет наши знания о мире и человеке.

  • Человек, который не читает книги, имеет узкий кругозор

  • Чтение художественных произведений пробуждает эмоции.

  • Чтение приносит людям утешение, дарит на надежду.

  • Художественная литература рождает в человеке добрые чувства.

  • Хорошие книги воспитывают человека, делают его лучше.

  • Человек, не читающий книг, ограничен в общении…

Против:

  • Не всякая книга может принести пользу человеку.


Вывод: книга – это важная составляющая интеллектуального обогащения и нравственного воспитания человека.


Задание:

Выскажите свое мнение по проблеме «Роль книги в жизни человека», подберите аргументы из читательского опыта (художественной литературы)



Примеры выполнения задания:

Роль книги в жизни человека огромна. У каждого должны быть любимые произведения – та самая «золотая полка», которая поможет ориентироваться в мире добра и зла, любви и ненависти, честности и предательства. Хорошая книга – это друг и советчик. Так, Марина Цветаева, с шести лет влюблённая в поэзию Пушкина, писала о том, что книги ей книги дали больше, чем люди: "Воспоминание о человеке всегда бледнеет перед воспоминанием о книге…".

К сожалению, книжная полка теперь редкость в доме, её заменили телевизоры и компьютеры. Люди, не читающие книг, духовно бедны, с ними неинтересно общаться, спорить. Может быть, поэтому часто, создавая художественные образы своих героев, писатели непременно «испытывают» их любовью к книге. В кабинете помещика Манилова из поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души» лежит книжка, заложенная закладкой на четырнадцатой странице. Книжку эту Манилов «постоянно читал уже два года». О каком умственном развитии, познании жизни может идти речь в таком случае?!

***

В книге человек ищет ответы на свои вопросы, сопереживает героям и ставит себя на их место. Вспомним героиню пьесы М.Горького "На дне" Настю. Казалось бы, зачем ей, живущей в ночлежке, читать книгу? А Настя читает и надеется, читает и верит, что есть на свете романтическая любовь. С надеждой жить легче.

***

Человек, не читающий книги, постепенно духовно деградирует, угасает, разочаровывается в жизни. Например, на «золотой полке» у Обломова пожелтевшие и покрытые пылью две-три книги да прошлогодний «нумер» газеты!



Раздел 7. Заключительная часть в сочинении-рассуждении.


Теория

Заключение – это последняя часть сочинения-рассуждения, где необходимо ещё раз вернуться к поставленной проблеме и записать вывод, соответствующий данной проблеме.


Типы заключений: яркий пример–обобщение, цитата с комментарием, вывод-впечатление и др.

Речевые клише

В заключение хотелось бы отметить...

Можно бесконечно размышлять на эту тему, но главное…

Таким образом, нельзя не согласиться…

Прочитав данную статью, я, может быть, впервые серьёзно задумался о том, что…




Памятка «Пишем сочинение-рассуждение»

Структура сочинения, речевые клише

Каждая часть – отдельный абзац!

1. Вступление

-Данный текст, написанный (кем?), был напечатан (принят, опубликован...)

-Автор не только великолепный (хороший, замечательный) психолог (публицист, поэт...), но и...

-Его книги (рассказы, произведения) вызывают... (чувства, мысли, поступки).

-В центре внимания автора (находятся)...

-Главные усилия автора направлены...

Виды вступления:

- вопросно-ответное единство

- цепочка вопросительных предложений.

- назывное предложение

- риторический вопрос

- цитата

- парадоксальное высказывание

2. Формулировка проблемы

Проблема– это сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования.

Проблема чего: войны, мира, экономики, политики, идеологии, воспитания, образования.

Постановка, изучение, исследование, рассмотрение, обсуждение, значение, важность, сложность…какой-л. проблемы. Точка зрения на какую-л. проблему.

Речевые клише:

- Автор ставит (выдвигает, рассматривает, излагает, обсуждает, разрешает) … проблему

- Касается .. проблемы.

- Уделяет внимание ... проблеме.

- Над какой-л. проблемой думать, работать.

- Какая-л. проблема возникает, встает, представляет интерес, заслуживает внимания, ждет решения

- Автор затрагивает проблему...

- Много места уделено проблеме...

- Выбранная для разговора с читателем тема, на мой взгляд, очень злободневна.

- Автор очень эмоционально отстаивает идею...

- Автор привлекает общественное внимание к очень важной проблеме ...

- Идея данной статьи вызывает глубокое уважение к автору (и его герою).

3. Комментарий


(характеристика + актуальность проблемы)


Комментарий – объяснение, пояснение, изложение мыслей по поводу сформулированной проблемы текста


К какой категории относится проблема? (сложная, злободневная, актуальная, вечная, наболевшая, мучительная, животрепещущая, первоочередная, неразрешимая общественно значимая, острая, важная, серьёзная, спорная; социальная, философская, национальная, политическая, идеологическая, международная…)

  1. Насколько проблема злободневна?

  2. Что делает её злободневной?

  3. Традиционна ли эта проблема или нова?

  4. Если традиционна, то какие точки зрения есть по её поводу?

  5. Как удалось автору привлечь внимание читателя к данной проблеме?

  6. Как характеризует автора выбор данной проблемы (настоящий гражданин своего отечества, глубокий знаток человеческой души)?

  7. Кому приходилось обращаться к данной проблеме?

Об этом много пишут …

Автор привлекает внимание читателя к наболевшей проблеме…

Эта проблема в настоящее время актуальна, как никогда…

Выбранная для разговора с читателем тема, на мой взгляд, очень злободневна.

Автор привлекает общественное внимание к очень важной проблеме ...

Затронутая автором проблема имеет многовековую историю…

Передо мной размышления … на острую, животрепещущую тему.

Эта проблема актуальна, поскольку о ней пишут в газетах, говорят на телевидении, её обсуждают философы, социологи, политики, педагоги.

4. Авторская позиция - это ответ на вопрос, поставленный в тексте.

Что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст? Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев?

Средства выражения авторской позиции

Автор считает (полагает, убеждает, призывает…)

Автор убедительно доказывает свою мысль…,

…- Так определяет автор своё отношение к …

Автор образно воссоздаёт картину происходящего (изображаемого);

Автор образно представляет суть проблемы, которая его волнует…

Таким образом, в повествовании чётко вырисовывается авторская позиция…

Автор открыто заявляет о своей гражданской позиции по отношению к …

Автор ищет ответы на сложные жизненные вопросы

Заставляет читателя самого решать сложные жизненные во­просы (делать нравственный выбор);

Автор передаёт глубину проблем (мыслей, чувств, идей, раздумий, обобщений, размышлений и т.п.);

Автор пытается найти причины изображаемых негативных (позитивных) явлений;

Автор недвусмысленно подчеркивает свое негативное (положительное) отношение к ...;

Автор строго осуждает негативные явления нашей жизни

Автор подчеркивает остроту поставленной проблемы;

Автор убеждает читателя в правоте своей позиции;

Автор показывать негативную сторону нашей жизни;

В словах автора звучит мнение большинства людей;

Автор пытается найти в читателе единомышленника;

Автор пытается понять, почему ...;

Автор усиливает положительное (или отрицательное) отношение читателя к чему-либо;

Изучая проблему, автор приходит к выводу, что…

Автор позиция ясна: …

- Автор высказывает индивидуальное мнение, делится собственными впечатлениями, не претендуя на определяющую или исчерпывающую трактовку вопроса, но идею свою выражает ярко, эмоционально

Автор иронически (саркастически, возмущенно, восхищенно и т.д.) повествует о героях и событиях; показывать образец (антиобразец) поведения, отношения к жизни;

Приглашает к разговору о непростых проблемах нашей жизни


Авторская позиция может проявляться в положительном (отрицательном, саркастичном, ироничном, осуждающем, неоднозначном, небезразличном, суровом, скептичном, юмористичном и т.д.) отношении к изображаемому


Аргументы – это доказательства объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли перед слушателями (читателями), собеседником – факты, примеры, утверждения, объяснения.

В качестве аргументов могут выступать:

а) логические доказательства, доводы;

б) примеры, случаи, факты из собственной жизни или почерпнутые из книг;

в) мнения авторитетных людей, цитаты и др.

Вспомним…

Это подтверждается …

В доказательство можно привести ещё и такой аргумент…

1) Пример из художественной, публицистической или научной литературы

2) Пример из художественной, публицистической или научной литературы или аргумент с опорой на знания, жизненный опыт


5-6. Моя позиция +аргументы

Как выразить собственное мнение по выявленной проблеме

Позиция согласия/несогласия

За

Против

особенно близка мне мысль автора о… ;

- мне близка позиция автора по отношению к … ;

согласен с автором в том, что… ;

вполне согласен с мыслями автора о… ;

- нельзя не согласиться с автором в том, что… ;

автор прав, утверждая, что…

- осмелюсь не согласиться с автором в том, что… ;

- мой взгляд (моя позиция) несколько отличается от позиции автора… ;

- мысли автора о… близки мне, однако… ;

- позволю себе не согласиться с автором в том, что…

на мой взгляд, автор несколько преувеличивает (недооценивает)… ;

- Возможно, не все верно (правильно, безупречно...)

- В отличие от автора, я считаю, что...

- Однако не со всеми высказываниями можно согласиться.

в этом вопросе я придерживаюсь противоположной точки зрения;

Мне трудно согласиться с утверждением автора о том, что...

- Писатель упускает из виду (пренебрегает)...

- На мой взгляд, автор высказывает спорное мнение о том, что...

- Вывод автора о том, что... кажется мне надуманным.

- К сожалению, автор не подтверждает своего мнения примерами.



7. Заключение

- В заключение хотелось бы отметить...

- Прочитав данную статью, я, может быть, впервые серьёзно задумался о том, что. ..

- На мой взгляд, статья (очерк) предназначена...

- Можно бесконечно размышлять на эту тему, но главное…

- Таким образом, нельзя не согласиться…

























Список использованных ресурсов:

  1. Егораева Г.Т. Выполнение задания части 3 (С): учебно-методическое пособие/ Г.Т.Егораева. – 6-е изд., стереотип – М.: Издательство «Экзамен», 2007.

  2. Нарушевич А.Г. Формулируем, комментируем, аргументируем. Учимся писать сочинение на ЕГЭ по русскому языку// газета «Русский язык». - №12. – 2006 г.




24




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!