СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации в помощь организаторам летнего отдыха в 2022 году

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации в помощь организаторам летнего отдыха в 2022 году»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ В ПОМОЩЬ ОРГАНИЗАТОРАМ ЛЕТНЕГО ОТДЫХА В 2022 ГОДУ


СОДЕРЖАНИЕ

1. Общие положения

2. Реализация мероприятий, приуроченных к Году исторической памяти.

3. Организация воспитательной работы в соответствии со значимыми датами в истории Беларуси, государственными праздниками, юбилеями известных людей.

4. Воспитание уважительного отношения к государственной символике Республики Беларусь.

5. Информационная безопасность. Формирование информационной культуры воспитанников и педагогов.

6. Деятельность оздоровительных лагерей по профилю, направлению деятельности.

7. Оздоровительные лагеря военно-патриотического и оборонно-спортивного профиля.

8. Духовно-нравственное воспитание. Формирование инклюзивной культуры.

9. Работа с лидерами детских и молодежных общественных объединений.

10. Организация оздоровительной работы.

11. Работа с педагогическими кадрами воспитательно-оздоровительных учреждений образования.

12. Республиканская акция «Мечты рождаются – мечты сбываются!»

13. Обеспечение безопасных условий при организации оздоровительной кампании.


ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Перечень нормативных правовых актов, регулирующих организацию отдыха и оздоровления детей.

Приложение 2. Календарь государственных праздников, праздничных дней, памятных дат и международных праздничных дней 2022 года (июнь – август).


1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Одной из ведущих задач учреждений образования является формирование у подрастающего поколения готовности к полноценной жизни и реализации в социуме. Положения Программы непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021-2025 гг. определяют приоритетность воспитания в процессе достижения нового качества образования. Воспитательно-оздоровительные учреждения образования, реализующие программу воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении, создают условия не только для полноценного отдыха и оздоровления, но и условия, обеспечивающие разностороннее социальное развитие воспитанников.

Необходимо помнить о сохранении жизни и здоровья детей при любом подходе к организации детского отдыха и оздоровления, что должно являться основным показателем эффективности оздоровительной кампании.

K началу оздоровительной кампании 2022 года обновлены Методические рекомендации по профилактике возникновения и распространения COVID-19 при организации работы оздоровительных и санаторно-курортных организаций для детей. На основании данного документа необходимо разработать планы дополнительных мероприятий по обеспечению безопасности и здоровья воспитанников, сотрудников, предусмотреть четкий алгоритм действий в период осложнения эпидситуации с учетом рекомендаций. При подготовке данной документации рекомендуется изучить информационные материалы на сайте Министерства здравоохранения Республики Беларусь (http://minzdrav.gov.by/ru/dlya-belorusskikh-grazhdan/COVID-19/).

Организация отдыха и оздоровления детей регламентируется нормативными правовыми актами, организационными документами и локальными актами, документами по организации образовательно-оздоровительного процесса, а также документами, обеспечивающими безопасное пребывание детей в воспитательно-оздоровительных учреждениях образования.

Основополагающие нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность воспитательно­оздоровительных учреждений образования и вопросы оздоровления детей, указаны в официальных источниках. В информационно­поисковой системе «Эталон» Национального центра правовой информации Республики Беларусь размещен тематический банк данных правовой информации «Образование», который содержит систематизированные по разделам нормативные правовые акты, регулирующие различные вопросы образования, в том числе и вопросы оздоровления детей.

Нормативные правовые акты, инструктивно­методические и иные материалы по вопросам организации воспитания и оздоровления детей в воспитательно­оздоровительных учреждениях образования размещены на интернет­портале Министерства образования Республики Беларусь (http://edu.gov.by) в разделе «Управление социальной, воспитательной и идеологической работы», на сайте Министерства здравоохранения Республики Беларусь (http://minzdrav.gov.by) в разделе «Для специалистов», на сайте учреждения образования «Национальный детский образовательно­оздоровительный центр «Зубренок» (http://zubronok.by) в разделе «Оздоровительным лагерям», на сайте Республиканского центра по оздоровлению и санаторно­курортному лечению населения (http://www.rco.by) в разделе «Документы».

В соответствии с Программой непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021–2025 годы НДЦ «Зубренок» подготовлены комплексы методических материалов по основным направлениям воспитания, которые включают методические рекомендации по организации воспитательной работы в соответствии с направлением воспитания, а также практические материалы из опыта работы НДЦ «Зубренок» и воспитательно-оздоровительных учреждений образования. Материалы размещены на сайте центра (https://drive.google.com/drive/folders/1uVv1Ps9ffIIYxjQ_G68c44dmwSZQ2TXP?usp=sharing).

Многие вопросы по организации летнего оздоровления детей нашли отражение в методических рекомендациях в помощь организатору летнего отдыха, разработанных в прошлые годы. Рекомендуется просмотреть данные документы перед началом оздоровительной кампании. (http://zubronok.by/metod_rabota/ozdorovitelnielagerya/norm_prav).


2. РЕАЛИЗАЦИЯ МЕРОПРИЯТИЙ, ПРИУРОЧЕННЫХ К ГОДУ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ

Следует продолжить работу по реализации плана мероприятий, приуроченного к Году исторической памяти, обеспечив участие воспитанников в республиканской акции «Я гэты край Радзімаю заву», всебелорусской молодежной экспедиции «Маршрутами памяти. Маршрутами единства», открытом дистанционном культурно-просветительском марафоне «Время измеряется памятью», гражданско-патриотическом проекте «Собери Беларусь в своем сердце» и др.

При организации воспитательной работы в оздоровительных лагерях необходимо сделать акцент на проведении актуальных по форме и информационно насыщенных по содержанию мероприятий, связанных с сохранением исторической памяти: акции, диалоговые площадки, конкурсы, фестивали, пленэры.

Рекомендуется организовать работу диалоговые площадок по различным направлениям жизни нашей страны с участием видных государственных и общественных деятелей. Например, «От качества образования – к качеству жизни» (развитие образования в нашей стране), «Инвестиции в молодежь – инвестиции в будущее» (деятельность детских и молодежных общественных объединений), «Уроки истории. Выводы. Планы. Перспективы» (историческое прошлое нашей страны), «Клуб будущих избирателей» (избирательное право), «Профсоюз – гарант социальной защиты» (знакомство с деятельностью профсоюзов нашей страны) и др.

В прошлом году интересной и эффективной формой работы стал республиканский культурно-патриотический киномарафон «Смотри и помни». Рекомендуем и этим летом продолжить реализацию данного проекта. Методические рекомендации по реализации проекта можно найти на Национальном образовательном портале (https://www.adu.by/ru/homepage/novosti/aktualnaya-informatsiya/4409-respublikanskij-kulturno-patrioticheskij-kinomarafon-smotri-i-pomni-posvyashchennyj-80-letiyu-nachala-velikoj-otechestvennoj-vojny.html)

Проведение информационной, просветительской работы по формированию у воспитанников оздоровительных лагерей выверенной нравственной и общественно-политической позиции по отношению к событиям и итогам Второй мировой войны должно стать одним из приоритетных направлений идеологического, гражданского и патриотического воспитания. В качестве рекомендуемых форм работы могут стать акции по благоустройству и наведению порядка в местах расположения мемориальных комплексов, обелисков, памятников, братских и индивидуальных могил погибших в годы Великой Отечественной войны и др.

По мере возможности, необходимо организовать посещение детьми экспозиций в национальных, региональных и школьных музеях. Например, Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны (http://www.warmuseum.by/) предлагает услуги по проведению онлайн-лекций по истории Великой Отечественной войны, реализует такие проекты как выездная экспресс-выставка «Музей в чемодане» и передвижная экспозиция «Победа: Дорогами мужества и славы».

В Год исторической памяти необходимо активизировать работу по пополнению экспонатами экспозиций музеев, разработке текстов и проведении экскурсий воспитанниками. При невозможности проведения работы в музеях учреждений образования рекомендуется создать в воспитательно-оздоровительных учреждениях образования тематические уголки-экспозиции, посвященные тематике года («История моего края», «Мы ими гордимся», «Чтобы помнили!» и т.д.). Дополнена эта работа может быть разработкой и проведением мини-экскурсий по данным экспозициям, подготовка видеопрезентаций и размещением на интернет-страницах оздоровительных лагерей и в социальных сетях.


3. ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В СООТВЕТСТВИИ СО ЗНАЧИМЫМИ ДАТАМИ В ИСТОРИИ БЕЛАРУСИ, ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ПРАЗДНИКАМИ, ЮБИЛЕЯМИ ИЗВЕСТНЫХ ЛЮДЕЙ.

Особое внимание необходимо уделить проведению мероприятий, приуроченных к знаковым событиям в истории Республики Беларусь и имеющих особое историческое и общественно-политическое значение.

Мероприятия, посвященные Дню всенародной памяти жертв Великой Отечественной войны и геноцида белорусского народа, должны найти отражение в планах воспитательной работы оздоровительных лагерей. Необходимо организовать проведение «уроков мужества», митингов памяти, просмотр фильмов, связанных с событиями начала войны, возложение цветов к воинским захоронениям, памятникам, мемориальным комплексам в честь павшим героям и др.

В качестве основы для проведения работы в данном направлении могут стать книги «Память»: проведение Дней памяти по материалам книги, организация исследовательских работ (например, «Памяти героев будем достойны», «И в книге, и в памяти навсегда» и т.п.), разработка экскурсионных маршрутов («Маршрутами памяти – маршрутами Победы», «И помнить больно, и забыть нельзя») и т.д.

Рекомендуется в свете принятого Закона о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны организовать разъяснительную и информационную работу с воспитанниками об ответственности за пропаганду нацизма, в том числе с использованием социальных сетей, организовав проведение совместных мероприятий с представителями государственных структур, в том числе и с работниками прокуратуры. При проведении данной работы рекомендуется использовать материалы подготовленного Генеральной прокуратурой сборника информационно-аналитических материалов и документов «Геноцид белорусского народа» (под общей редакцией А.И.Шведа. - Минск : Беларусь, 2022), основанного на доказательствах из уголовных дел и сведений из архивных источников.

При возможности рекомендуется оформить на территории оздоровительных лагерей информационные стенды и книжные выставки, разъясняющие принятый Закон о геноциде белорусского народа, организовать работу по созданию уголков памяти, посещение сожженных деревень.

Празднование Дня Независимости Республики Беларусь должно стать одним из знаковых событий смены. Акцент в этот день необходимо сделать на формы работы, позволяющие знакомить воспитанников с достижениями нашей страны за годы независимости. В качестве информационной основы для подготовки и проведения мероприятий могут стать учебные издания «Гордость за Беларусь», электронные версии которых размещены на национальном образовательном портале (http://www.adu.by / Образовательный процесс. 2021/2022 учебный год / Организация воспитания). Среди многообразия предлагаемых форм работы особое внимание стоит обратить на организацию проектной и учебно-исследовательской деятельности воспитанников (например, проектные площадки «Откроем Беларусь для молодежи мира», учебно-исследовательские работы «Достижения независимой Беларуси», «Ими гордится каждый белорус», «Лаборатория экономических достижений Беларуси» и др.) (http://zubronok.by)

С целью популяризации белорусской культуры в этот день можно организовать ряд творческих мероприятий: игровая площадка «Гульні нашых продкаў», творческий конкурс «Каб любіць Беларусь нашу мілую», музыкальный час «Спяваем разам», вечерний костер «Вячоркі з сябрамі», дискотека «Гэта песня з Беларусі» и т.д.

Одной из ключевых идей реализации информационно-образовательного проекта «ШАГ» на протяжении учебного года является информирование подрастающего поколения о важнейших достижениях Республики Беларусь за годы независимости. Будет продолжена работа по реализации данного проекта в период летней оздоровительной кампании. С примерной тематикой мероприятий проекта можно ознакомиться на сайте НДЦ «Зубренок» (http://zubronok.by/ Оздоровительным лагерям).

К знаковым событиям в истории нашей страны приурочены и экскурсионные выезды в рамках республиканского экскурсионного марафона «Детский автопоезд» (21-23 июня, 01-04 июля). Посещение объектов, связанных с военной историей региона, судьбами участников, очевидцев и жертв войн (направление «Помнить, чтобы не повторить»), экскурсии на успешные предприятия и в учреждения с целью знакомства с социально-экономическими достижениями страны (направление «Гордость Беларуси») должны стать частью воспитательной работы оздоровительного лагеря.

Рекомендуем использовать при подготовке и проведении воспитательных мероприятий материалы телевизионных передач и публикаций в средствах массовой (проекты «Партизанский рубеж» и «Засекреченная война» (телеканал «Беларусь 1»), проекты «Чтобы помнили» и «Герои моей семьи» (телеканал «СТВ»), проекты «Партизаны Беларуси» и «Беларусь помнит» (газета «СБ: Беларусь сегодня») и др.).

При планировании воспитательной работы, выборе экскурсионных маршрутов, разработке сценариев различных мероприятий необходимо учитывать годовщины знаменательных событий истории и культуры Беларуси, юбилейные даты белорусских писателей и поэтов: 140-летие со дня рождения народного поэта Беларуси Якуба Коласа, 140-летие со дня рождения народного поэта Беларуси Янки Купалы, 140-летие со дня рождения белорусского архитектора Иосифа Лангбарда, 100-летие со дня рождения Михаила Савицкого, 130-летие со дня рождения белорусского хорового дирижера, народного артиста Беларуси Григория Ширмы, 105-летие со дня рождения народного писателя Беларуси Янки Брыля, 110-летие со дня рождения народного поэта Беларуси Максима Танка и др.

Экскурсии на исторически значимые для Беларуси объекты, знакомство с местами, связанными с жизнью и деятельностью выдающихся земляков края, посещение музеев, изучение культурного наследия белорусского народа, изучение происхождения названий улиц населенных пунктов малой родины должно стать дополнением к предлагаемым в оздоровительных лагерях формам работы в данном направлении.


4. ВОСПИТАНИЕ УВАЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИМВОЛИКЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Работа по воспитанию уважительного отношения к государственной символике Республики Беларусь, формирование у воспитанников понимания ее роли и значения как концентрированного выражения идеологии государства не теряет своей актуальности и в этом году.

Следует уделить должное внимание оформлению уголков государственной символики в воспитательно-оздоровительных учреждениях образования, исполнению государственного гимна, использованию государственных символов при проведении торжественных собраний и мероприятий, приуроченных к знаменательным датам и государственным праздникам. Обращаем внимание, что Законом Республики Беларусь от 4 января 2021 года № 83-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «О государственных символах Республики Беларусь» в Беларуси утверждено новое изображение государственного герба. Документ размещен на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь Pravo.by (https://pravo.by/upload/docs/op/H12100083_1609966800.pdf).

Необходимо продолжить практику использования таких хорошо зарекомендовавших себя форм работы как торжественная линейка «Наши символы – наша гордость», традиция поднятия флага (в случае отсутствия флагштока – выноса флага) лучшими воспитанниками, использование государственной символики при проведении знаковых мероприятий. Необходимо проводить подготовительную работу по созданию знаменной группы в каждой смене.

Привлечь внимание детей к символам нашего государства позволяет также экскурсионная и туристская работа, встречи и беседы с местными жителями, старожилами, людьми, пользующимися уважением окружающих, военнослужащими, известными спортсменами.


5. ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ВОСПИТАННИКОВ

Рекомендуется уделить внимание проблемам информационной безопасности в воспитательно-оздоровительных учреждениях образования, которая является актуальной в настоящее время. С целью предупреждения деструктивного воздействия через Интернет-ресурсы на воспитанников необходимо продолжить работу по регламентированному использованию современных гаджетов в оздоровительном лагере, обучению молодежи адекватному восприятию и оценке информации, ее критическому осмыслению, подготовке подрастающего поколения к безопасной жизнедеятельности в информационном обществе.

Планомерная работа с воспитанниками должна быть дополнена и работой в данном направлении с педагогическими кадрами и другими специалистами воспитательно-оздоровительных учреждений образования. Рекомендуется разработать в оздоровительных лагерях правила пользования информационными ресурсами для педагогов, что позволит повысить эффективность воспитательной работы.

Совместная работа педагогического коллектива воспитательно-оздоровительного учреждения образования и семьи с использованием современных средств коммуникации (вайбер-чаты, телеграмм-каналы и т.п.) кроме решения организационных вопросов, информирования родителей о проводимых мероприятиях, представления фото и видеоотчетов должна быть направлена и на формирования информационной культуры. И здесь необходимо обратить внимание на имидж педагога в социальных сетях и родительских чатах, как одной из составляющих его профессионального облика. Рекомендуется включать в родительские чаты представителей администрации оздоровительных лагерей с целью повышения эффективности взаимодействия с законными представителями воспитанников.

Остается актуальной проблема формирования позитивного интернет-пространства воспитательно-оздоровительных учреждений образования. Создание привлекательных для воспитанников и их законных представителей информационных ресурсов воспитательно-оздоровительных учреждений образования позволит расширить формы взаимодействия с воспитанниками и их законными представителями. Для эффективной обратной связи с родителями и воспитанниками можно использовать официальные группы в социальных сетях, особенно для размещения информационных материалов и отчетов о жизни детей в воспитательно-оздоровительном учреждении образования. Примеры оформления интернет-пространства воспитательно-оздоровительных учреждений образования участниками дистанционного фестиваля «Лето онлайн» можно посмотреть на сайте НДЦ «Зубренок» (http://zubronok.by/metod_rabota/ozdorovitelnielagerya/letonazdor/letoonline).

Практика проведения виртуальных родительских собраний показала свою эффективность. Развивая данную форму взаимодействия с законными представителями воспитанников, стоит обратить внимание и на проведение тематических встреч (профилактика противоправного поведения, возрастные особенности воспитанников, информационная безопасность и т.п.).

Использование современных информационно-коммуникационных технологий позволяет использовать и такую форму работы как онлайн мастер-классы с подключением воспитанников оздоровительных лагерей из других стран (например, творческие мастерские «Национальная игрушка», «Национальная песня» и т.п.).


6. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЛАГЕРЕЙ ПО ПРОФИЛЮ, НАПРАВЛЕНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Летние каникулы должны пройти с пользой. В данном вопросе особое место отводится лагерям по профилю, направлению деятельности.

Следует обратить внимание на расширение перечня предлагаемых направлений деятельности в лагерях по профилям, направлениям деятельности, в том числе и за счет лагерей для юных экологов, юных археологов, юных шахматистов, туристских, оборонно-спортивных и др. С целью популяризации педагогических профессий рекомендуется увеличить количество профильных волонтерских лагерей для детей, проявляющих интерес к педагогической деятельности.

Необходимо организовать работу с детьми, заинтересованными в расширении знаний по предметам во время летних каникул, в том числе и за счет организации в палаточных лагерях различных экспресс-курсов (не только туристского профиля, но и направленных на расширение знаний по иностранным языкам, географии, истории и другим наукам).

Одной из самых успешных составляющих национальной системы общего среднего образования является олимпиадное движение в Республике Беларусь. Организация работы с высокомотивированными воспитанниками, победителями республиканских и региональных олимпиад по предметам должно стать важным направлением деятельности профильных лагерей. Обращаем внимание и на необходимость организации объединений по интересам для высокомотивированных в учебе воспитанников, задействовав в полной мере потенциал педагогов-предметников и студентов-практикантов.

Организуя работу с данной категорией воспитанников, следует по мере возможностей развивать такие востребованные направления, как техническое творчество, робототехника, компьютерное моделирование, привлекая для проведения занятий специалистов учреждений дополнительного образования детей и молодежи, учреждений высшего образования.

При подготовке воспитательных мероприятий в профильных лагерях необходимо обратить внимание на наполнение содержания деятельности практикоориентированными формами работы, требующими применения определенными знаний, позволяющими создавать новые образовательные результаты (учебно-исследовательская и проектная деятельность, образовательные форумы, круглые столы и т.п.).

При разработке программы смены лагеря труда и отдыха рекомендуется обратить внимание на организацию воспитательной работы как в лагерях с круглосуточным пребыванием, так и в лагерях с дневным пребыванием детей. Независимо от тематики реализуемых проектов рекомендуется уделять внимание вопросам трудового воспитания: учредить переходящие вымпелы для лучших воспитанников и бригад, вести летописи трудовых достижений, ежедневно оценивать личное участие каждого воспитанника в трудовой деятельности и др.

В лагерях по профилю, направлению деятельности необходимо продолжить профориентационную работу, привлекая к ней специалистов центров социального обслуживания, региональных служб занятости населения и др. С целью ознакомления воспитанников с особенностями различных профессий, необходимо организовывать экскурсии на предприятия, в агрогородки, агроусадьбы, проводить встречи с лучшими представителями различных профессий и тематические дни «День профессии», «Профессии моих родителей», «Ты нужен малой родине» и т.д.

Неотъемлемой частью профильной смены должны быть образовательные экскурсии. При подготовке плана проведения экскурсий в смене рекомендуется использовать перечень экскурсионных объектов и туристических маршрутов, рекомендуемых для посещения обучающимися (размещен на сайте Министерства образования Республики Беларусь в разделе «Информационно-аналитические и методические материалы» (https://edu.gov.by/sistema-obrazovaniya/glavnoe-upravlenie-vospitatelnoy-raboty-i-molodezhnoy-politiki/upravlenie-raboty/informatsionno-analiticheskie-i-metodicheskie-materialy/).


7. ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ЛАГЕРЯ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО И ОБОРОННО-СПОРТИВНОГО ПРОФИЛЯ

Деятельность оздоровительного лагеря военно-патриотического, оборонно-спортивного профиля является эффективным средством допризывной подготовки молодежи. Организация работы по формированию у воспитанников личностных качеств гражданина и патриота, социально-значимого и ответственного поведения на благо своей страны, готовности к выполнению своего гражданского долга и конституционной обязанности по защите интересов своей Родины в мирное и военное время должна стать основой воспитательной системы оздоровительного лагеря военно-патриотического, оборонно-спортивного профиля.

Воспитанниками таких лагерей в первую очередь должны стать подростки, находящиеся в социально опасном положении, состоящие на профилактическом учете в инспекциях по делам несовершеннолетних.

Рекомендуется продолжить практику организации таких лагерей во взаимодействии с Министерством обороны Республики Беларусь, Министерством внутренних дел, Государственным пограничным комитетом Республики Беларусь, Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь.

Программа деятельности таких лагерей предполагает использование широкого спектра форм и методов работы по патриотическому и военно-патриотическому воспитанию, физическому воспитанию и спорту.

В план работы целесообразно включить: показательные выступления и встречи (с представителями Минис­терства обороны, МВД, МЧС, ГПК); допризывную и медицинскую подготовку, изучение военно-геральдических символов Вооруженных Сил Республики Беларусь (геральдику МВД, МЧС, ГПК), основы рукопашного боя, военизированные эстафеты, работу с кинологами и др.; физическую подготовку, первенства по различным видам спорта, соревнования по военно-прикладным видам спорта, спортивные праздники и конкурсы («Весёлые старты», «Последний герой», «Будь здоров – живи интересно!», «Спортивное ориентирование», «Меткий стрелок») и др.; конкурсные программы («Инсценированная патриотическая песня», «Боевой листок», «Рыцарский турнир», «Смотр строя и песни», «Палаточный городок», «Оказание первой медицинской помощи»), вечера военной патриотической песни, военно-патриотические и военно-спортивные игры («Армейский детектив», «Бастионы мужества»), экскурсии по историческим местам, просмотры художественных фильмов патриотической направленности и видеоматериалов официальных сайтов (ГПК, телекомпании «ВоенТВ», центра безопасности МЧС) и др.

Итоговым мероприятием профильной смены могут стать тактические учения на местности, а при невозможности их проведения – военно-патриотические игры «Зарница» и «Орленок».

Целесообразно организовать посещение воспитанниками оздоровительных лагерей клубов военно-патриотической направленности, созданных на базе воинских частей и подразделений. Эффективной формой военно-патриотического воспитания в таких лагерях являются совместные мероприятия военнослужащих воинских частей и воспитанников оздоровительных лагерей.

В настоящее время законодательство предусматривает возможность организации разных вариантов (форм) работы военно-патриотических оздоровительных лагерей. Следует обратить внимание, что в соответствии с Санитарными нормами и правилами «Требования к оздоровительным организациям для детей», утвержденных постановлением Минздрава от 26.12.2012 № 205, предусмотрена возможность функционирования военно-патриотических оздоровительных лагерей в форме непередвижных палаточных лагерей с их размещением, в том числе, на территории стационарных баз (включая территории военных частей) с организацией привозного горячего питания, или приготовлением пищи с использованием полевой кухни, или на костре. Для палаточного непередвижного лагеря предусмотрена упрощенная форма открытия - не требуется оформление акта приемки комиссией исполкома, учредителем оформляется санитарный паспорт по установленной Минздравом форме.


8. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ. ФОРМИРОВАНИЕ ИНКЛЮЗИВНОЙ КУЛЬТУРЫ

Духовно-нравственное воспитание молодежи определяет будущее народа. Без духовно-нравственного стержня воспитать патриота нашей страны невозможно. В данном направлении хорошо себя зарекомендовало сотрудничество с Белорусской Православной Церковью. Основой для организации работы по формированию духовно-нравственных и патриотических качеств воспитанников могут стать материалы факультативных занятий «Основы духовно-нравственной культуры и патриотизма».

Реализация смен духовно-нравственной направленности («Духовно-нравственные вехи белорусов», «Захоўваем культурны код беларусаў» и др.) будет способствовать созданию условий для приобщения воспитанников к исторически сложившимся духовно-нравственным ценностям белорусского народа, сформированным на основе христианских ценностей и идей белорусского православия.

Формирование духовно-нравственных качеств личности воспитанника невозможно без личного примера педагога. Разработка и принятие в оздоровительных лагерях положения о корпоративной культуре позволит в большей мере задействовать воспитательный потенциал педагогического коллектива.

При организации работы с детьми с особенностями психофизического развития особое внимание необходимо уделить формированию инклюзивной культуры. Проведение инклюзивной смены в оздоровительном лагере требует создания особых педагогических условий, в которых воспитанники смогут получить бесценный опыт погружения в инклюзивную культуру, чтобы в дальнейшем транслировать его в своих учреждениях образования, в социальных отношениях в целом. При подготовке и проведении таких смен необходимо руководствоваться методическими рекомендации по организации инклюзивной смены в воспитательно-оздоровительных учреждениях образования, которые разработаны специалистами Института инклюзии Белорусского государственного педагогического университета (журнал «Адукацыя i выхаванне», №11, 12, 2018 г.) и материалами пособия «Формирование инклюзивной культуры в условиях оздоровительного лагеря» (Минск: БГПУ, 2019, под. ред. Е.А. Лемех, О.Ю. Светлаковой).

Проведение активной работы с родителями по привлечению на оздоровление детей с особенностями психофизического развития в те лагеря, где созданы необходимые условия, будет способствовать расширению практики проведения инклюзивных смен.


9. РАБОТА С ЛИДЕРАМИ ДЕТСКИХ И МОЛОДЕЖНЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

Неотъемлемой частью воспитательной работы в оздоровительном лагере должна стать планомерная работа с членами детских и молодежные общественных объединений, и в первую очередь самых многочисленных – Белорусской республиканской пионерской организации и Белорусского республиканского союза молодежи.

Наряду с разовыми информационно-пропагандистскими мероприятиями о деятельности БРПО и БРСМ рекомендуется организовать социально-значимую деятельность в рамках реализуемых данными объединениями программ.

В летний оздоровительный период формы организации работы по лидерскому воспитанию в условиях оздоровительного лагеря могут быть разные: организация работы школы юных лидеров «Путь к успеху»; участие в организационно-игровых проектах («Лидерское ралли», «Молодежный город будущего» и др.); организация работы органов детского самоуправления на уровнях отряда, лагеря; участие в социально-значимой деятельности и др. При планировании данной работы можно воспользоваться методическими материалами из опыта работы НДЦ «Зубренок» (https://drive.google.com/drive/folders/1TZ_iQyF-8U6N_EWaLlORCieP4yeUKUKw).


10. ОРГАНИЗАЦИЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Организация целенаправленной оздоровительной работы является неотъемлемой частью деятельности воспитательно-оздоровительных учреждений образования. Кратковременность пребывания детей в оздоровительном лагере не снимает меру ответственности за сохранение здоровья и укрепление детского организма, а, наоборот, требует создания всех необходимых условий для улучшения его самочувствия (физического, психического) через организацию различных форм оздоровления.

Организация оздоровительной и профилактической работы в воспитательно-оздоровительных учреждениях образования должна осуществляться в соответствии с программой воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении, в которой в качестве отдельного блока выделены мероприятия по оздоровлению детей. На основе данной программы необходимо разработать программы оздоровления детей для каждого конкретного лагеря с учетом специфики деятельности и материально-технического обеспечения.

Чрезвычайно важно более полно использовать природно-рекреационные ресурсы местности для организации оздоровительного отдыха детей (купание, принятие солнечных и воздушных ванн, организация туристических походов, организация деятельности палаточных лагерей и т.п.). В случае невозможности организации купания необходимо использовать другие закаливающие процедуры.

Оздоровительная работа в воспитательно-оздоровительном учреждении образования должна прослеживаться в планах работы лагеря, отрядов, медицинского пункта, инструкторов по физкультурно-оздоровительной работе. Кроме спортивных мероприятий в планы работы рекомендуется включать и другие формы и приемы организации оздоровления, такие как климатотерапия, закаливающие процедуры, ландшафтотерапия, лесные прогулки, игры на свежем воздухе, пешеходные маршруты, посещение терренкура и «тропы здоровья», ходьба по солевым и рефлекторным дорожкам и т.д.

При организации оздоровительной работы необходимо обеспечить взаимодействие органов управления образования и здравоохранения по вопросам оздоровительной и профилактической работы в оздоровительных лагерях. Совместно с учреждениями здравоохранения следует на местах разработать комплекс мероприятий по организации оздоровления для различных категорий детей.

Актуальной остается и работа по противодействию распространения и употребления среди детей и подростков наркотических и психотропных веществ. Следует обеспечить целенаправленную воспитательно-профилактическую работу с воспитанниками, своевременное выявление по характерным поведенческим признакам и внешнему виду таких воспитанников.

Особое внимание должно быть уделено формированию у воспитанников навыков здорового образа жизни, позитивного отношения к своему здоровью, профилактической работе, используя принцип «равный обучает равного».


11. РАБОТА С ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ КАДРАМИ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ

Одним из условий эффективного проведения оздоровительной кампании является методическое обеспечение подготовки и проведения летней оздоровительной кампании. Особую значимость приобретают различные формы сетевого взаимодействия специалистов системы отдыха и оздоровления.

На постоянной основе на протяжении учебного года Национальным детским образовательно-оздоровительным центром «Зубренком» в рамках деятельности профессиональных сетевых сообществ организована работа по обучению специалистов системы отдыха и оздоровления. Материалы занятий по основным вопросам организации деятельности воспитательно-оздоровительных учреждений образования с тестовыми заданиями размещены на сайте центра (http://zubronok.by/Оздоровительным лагерям).

Платформой для организации взаимодействия специалистов системы отдыха и оздоровления, распространения передового педагогического опыта станет единый информационно-методический ресурс воспитательно-оздоровительных учреждений образования, который позволит осуществлять оперативную качественную информационную поддержку деятельности воспитательно-оздоровительных учреждений образования. Рекомендуется подключиться к информационному наполнению данного ресурса сведениями о воспитательно-оздоровительных учреждениях образования и лучшими методическими материалами из опыта их деятельности.

Должна быть организована работа по повышению методического уровня педагогических работников и в период проведения смен, необходимо шире привлекать их к поиску новых идей через проведение различных региональных и внутрилагерных педагогических конкурсов.

В период летней оздоровительной кампании НДЦ «Зубренок» организует работу консультационной онлайн-площадки как по предложенным центром темам, так и по запросам воспитательно-оздоровительных учреждений образования, вебинаров с презентацией наиболее успешных практик деятельности воспитательно-оздоровительных учреждений образования. Подробная информация размещена на сайте НДЦ «Зубренок» (http://zubronok.by/Оздоровительным лагерям).

Рекомендуется продолжить и планомерную работу по изучению, обобщению и распространению положительного педагогического опыта специалистов воспитательно-оздоровительных учреждений образования. Рекомендуется организовать онлайн-трансляции мероприятий, подготовленных опытными педагогами, межлагерные педагогические конференции, мастер-классы, педагогические чтения. Развитие современных информационных технологий позволяет организовать данную работу с использованием электронных вариантов таких форм как методическая копилка, портфолио педагога, банк интересных идей и т.п. НДЦ «Зубренок» подготовлен каталог методических материалов воспитательно-оздоровительных учреждений образования «В помощь организатору летнего отдыха», воспользоваться которыми можно по следующей ссылке: https://drive.google.com/drive/folders/10YcE-IjAI9GFpsTa6erhnbJARV2zpk8K

С целью оказания методической и информационно-педагогической поддержки деятельности воспитательно-оздоровительных учреждений образования Республики Беларусь учреждение образования «Национальный детский образовательно-оздоровительный центр «Зубренок» организует работу передвижного информационно-методического центра «Летний инфобус». В рамках его работы специалисты НДЦ «Зубренок» посетят воспитательно-оздоровительные учреждения образования во всех регионах страны, проведут занятия, организуют консультации. Информация о других методических мероприятиях для организаторов детского отдыха (скайп­конференции, виртуальные круглые столы, онлайн-консультации и др.) размещена на сайте НДЦ «Зубренок» (http://zubronok.by) в разделе «Оздоровительным лагерям». С целью получения оперативной информации о проводимых НДЦ «Зубренок» методических мероприятиях можно присоединиться к вайбер-чату по следующей ссылке:https://invite.viber.com/?g2=AQAJqK9qya6s0U5SFClVG04qZXm%2Bad5B9GuYLdKcwtQfip7naFqXlkEoS%2Blkaewh


12. РЕСПУБЛИКАНСКАЯ АКЦИЯ «МЕЧТЫ РОЖДАЮТСЯ – МЕЧТЫ СБЫВАЮТСЯ!»

В период летней оздоровительной кампании 2022 года будет реализована республиканская акция «Мечты рождаются – мечты сбываются!».

Основными мероприятиями республиканской акции станут: фестиваль воспитательно-оздоровительных учреждений образования «Мечты рождаются – мечты сбываются!», конкурс педагогического мастерства специалистов воспитательно-оздоровительных учреждений образования «Мечтай! Действуй! Побеждай!», онлайн-презентация наиболее успешных практик деятельности воспитательно-оздоровительных учреждений образования «Карта открытий лета», дистанционный фестиваль информационных ресурсов воспитательно-оздоровительных учреждений образования «Лето онлайн», виртуальная выставка-панорама методического опыта по организации летнего отдыха и оздоровления детей «Рецепты полезных каникул», информационно-методический проект «Лето – время действовать» и др.


13. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНЫХ УСЛОВИЙ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ КАМПАНИИ

Неукоснительное соблюдение правил безопасного поведения и обеспечение безопасных условий в местах отдыха и оздоровления детей должны находиться под пристальным вниманием органов управления образованием. Необходимо с привлечением всех заинтересованных дополнительно провести разъяснительную работу с организаторами детского отдыха и оздоровления: начальниками загородных оздоровительных лагерей, лагерей труда и отдыха, лагерей с дневным пребыванием, руководителями учреждений общего среднего образования.

Особое внимание необходимо уделить обеспечению охраны территории лагерей в тесном взаимодействия с отделами внутренних дел на местах. Следует организовать постоянный контроль за посещением территории лагеря сторонними лицами, обеспечив строгий пропускной режим.

С учетом нахождения ряда учреждений и оздоровительных лагерей в непосредственной близости от водоемов, необходимо проанализировать состояние мест для купания детей (совместно с ОСВОД), в случае необходимости обеспечить очистку, а также утвердить порядок организации купания детей.

Необходимо продумывать формы работы с родителями и другими законными представителями детей, обеспечив максимальную безопасность воспитанников.


Приложение 1


Перечень нормативных правовых актов, регулирующих

организацию отдыха и оздоровления детей


1. Кодекс Республики Беларусь об образовании.

2. Указ Президента Республики Беларусь от 28.08.2006 № 542 «О санаторно­курортном лечении и оздоровлении населения».

3. Закон Республики Беларусь «О санитарно­эпидемиологическом благополучии населения».

4. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 02.06.2004 № 662 «О некоторых вопросах организации оздоровления детей».

5. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 04.11.2006 № 1478 «Об утверждении Концепции санаторно­курортного лечения и оздоровления населения Республики Беларусь и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь».

6. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23.06.2010 № 958 «Об утверждении Положения о порядке организации и финансирования временной трудовой занятости молодежи, обучающейся в учреждениях образования, в свободное от учебы время».

7. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008 № 972 «О некоторых вопросах автомобильных перевозок пассажиров».

8. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 19.07.2011 № 89 «Об утверждении Положения о воспитательно­оздоровительном учреждении образования».

9. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 17.07.2007 № 35а «Об утверждении Инструкции об организации участия обучающихся учреждений образования в туристских походах и экскурсиях».

10. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 24.05.2012 № 50 «Об утверждении Положения о педагогическом совете образовательно­оздоровительного центра, оздоровительного лагеря».

11. Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 20.03.2008 № 53 «Об утверждении перечня медицинских противопоказаний к оздоровлению».

12. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26.09.2019 № 663 «Об утверждении специфических санитарно-эпидемиологических требований к содержанию и эксплуатации санаторно-курортных и оздоровительных организаций».

13. Постановление Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 26.05.2011 № 9 «Об утверждении Положения о спортивно­оздоровительном лагере».

14. Постановление Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 10.07.2007 № 17 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения инструктажа о соблюдении правил личной безопасности туриста, экскурсанта».

15. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 27.06.2013 № 67 «Об установлении списка работ, на которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет».

16. Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 13.10.2010 № 134 «Об установлении предельных норм подъема и перемещения несовершеннолетними тяжестей вручную».

17. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 15.10.2010 № 144 «Об установлении перечня легких видов работ, которые могут выполнять лица в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет».

18. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27.04.2013 № 317 «О нормах питания и денежных нормах расходов на питание обучающихся, а также участников образовательных мероприятий из числа лиц, обучающихся в учреждениях образования».

19. Письмо Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 29.03.2019 № 3­3­15/4833 «По обеспечению летних оздоровительных лагерей лекарственными средствами и медицинскими изделиями».

20. Приказ Республиканского центра по оздоровлению и санаторно­курортному лечению населения от 22.05.2018 № 30-о «Об утверждении примерных штатных нормативов численности работников оздоровительных лагерей с круглосуточным пребыванием детей».

21. Приказ Республиканского центра по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения от 31.03.2022 № 19-о «Об утверждении плановых объемов оздоровления детей в лагерях на 2022 год».

22. Приказ Республиканского центра по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения от 17.03.2022 № 14-о «Об установлении размеров средств республиканского бюджета на удешевление стоимости одной путевки в лагеря с круглосуточным и дневным пребыванием детей в 20221 году».

23. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 06.09.2017 № 123 «Об утверждении типовых программ дополнительного образования детей и молодежи».

24. Программы воспитания детей, достигших высоких показателей в учебной и общественной работе.

25. Программы воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении.

26. Концепция детского отдыха и оздоровления.




Приложение 2


Календарь государственных праздников, праздничных дней, памятных дат и международных праздничных дней 2022 года

(июнь – август)

Июнь

1 июня – Международный день защиты детей. Всемирный день родителей.

3 июня – Всемирный день велосипеда.

4 июня – Международный день невинных детей – жертв агрессии.

5 июня – Всемирный день охраны окружающей среды.

6 июня – День русского языка в ООН.

8 июня – Всемирный день океанов.

9 июня – Международный день друзей.

12 июня (второе воскресенье июня) – День работников легкой промышленности.

14 июня – Всемирный день донора крови. Международный день блогера.

15 июня – Всемирный день ветра.

17 июня – Всемирный день борьбы с опустыниванием и засухой.

19 июня (третье воскресенье июня) – День медицинских работников.

20 июня – Всемирный день беженцев.

21 июня – Международный день йоги. Всемирный день гидрографии. Международный день скейтбординга.

22 июня – День всенародной памяти жертв Великой Отечественной войны и геноцида белорусского народа

23 июня – Международный Олимпийский день.

25 июня – День дружбы и единения славян. Международный день моряка.

25 июня – День работников прокуратуры. День изобретателя и рационализатора (последняя суббота июня).

26 июня – Международный день борьбы со злоупотреблением наркотическими средствами и их незаконным оборотом.

26 июня (последнее воскресенье июня) – День молодежи.

27 июня – Всемирный день рыболовства.

30 июня – День экономиста.

30 июня – Международный день астероида.


Июль

2 июля (первая суббота июля) – День кооперации.

3 июля – День Независимости Республики Беларусь (День Республики).

3 июля (первое воскресенье июля) – День работников водного транспорта.

10 июля (второе воскресенье июля) – День работников налоговых органов.

11 июля – Всемирный день народонаселения. Всемирный день шоколада.

12 июля – Всемирный день бортпроводника.

17 июля (третье воскресенье июля) – День металлурга.

20 июля – Международный день шахмат.

24 июля – День пожарной службы. День работников торговли (последнее воскресенье июля).

30 июля – Всемирный день борьбы с торговлей людьми. Международный день дружбы.


Август

5 августа – Международный день светофора.

7 августа (первое воскресенье августа) – День железнодорожника.

8 августа – Международный день альпинизма.

9 августа – Международный день коренных народов мира.

12 августа – Международный день молодежи.

14 августа (второе воскресенье августа) – День строителя.

19 августа – Всемирный день гуманитарной помощи. Всемирный день фотографии.

21 августа – Международный день памяти жертв терроризма.

28 августа (последнее воскресенье августа) – День шахтера.

29 августа – Международный день действий против ядерных испытаний.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!