ВАШ РЕБЁНОК СТАЛ ШКОЛЬНИКОМ
План беседы.
1.Школа в жизни ребёнка.
2.Ошибки родителей в первые школьные дни ребёнка.
3.Памятка родителям о воспитании детей.
Поступление ребёнка в школу изменяет его жизнь, жизнь семьи. Учение становится главной обязанностью школьника, от добросовестного выполнения которой, зависит и развитие ребёнка, и его настроение, и становление характера, и в значимой мере душевное благополучие в семье. В жизнь ребёнка входят новые люди: учителя, одноклассники, старшие школьники. Очень важно, чтобы ребёнок полюбил школу, с желанием шёл на уроки познавать новое, учиться жить и работать в коллективе, быть общественником, приобретать товарищей, друзей, отвечать за свои поступки. Научится ли 6-летний ребёнок хорошо выполнять свои обязанности, полюбит ли школу и учение, будет ли справляться со своими школьными делами, зависит от учителей и родителей, от их совместных действий.
Каковы же задачи родителей? О чём надо помнить? Прежде всего, о разумной организации жизни школьника. Режим дня маленького ученика должен быть таким, чтобы не вызывать переутомления. В нём предусматривается время для прогулок, игр и творческих занятий, отдыха (дневной сон), общения с товарищами, выполнения домашних трудовых обязанностей, а когда дети научаться читать - для чтения.
Учебные обязанности ни в коем случае не должны освобождать ребёнка от выполнения посильного, но обязательного домашнего труда: заправлять постель, мыть посуду, собирать на стол, содержать в порядке свои игрушки, книги, школьные принадлежности. В семье должна быть воспитана привычка помогать старшим, проявлять заботу о младших, быть послушными, без капризов выполнять просьбы взрослых. Давать распоряжения детям следует без злости, раздражения, крика, но и не так чтобы они были похожи на упрашивание и без обещания наград за выполнение. Требование должно быть выполнимым и посильным для ребёнка, не противоречить здравому смыслу. Очень важно соблюдать единство со стороны всех членов семьи. Каждое требование, распоряжение, просьбы должны быть выполнены ребёнком. Важен и контроль над их выполнением. Часто он может быть незаметным, но в случае необходимости и открытым.
. Нужно учить маленького школьника терпеливо преодолевать трудности, воспитывать у него усидчивость, настойчивость, аккуратность.
Знания в 1 классе не оцениваются в баллах, они носят характер устных одиночных суждений. Поэтому вместо обычного вопроса: «Что сегодня получил?», нужно спрашивать: «Что вы сегодня проходили? Всё ли запомнил? Чего не понял? Где встретились затруднения??» Анализируя его успехи, надо показывать, что он умеет делать, а чему ещё надо поучиться. Если у ребёнка что-то не получается в чтении или в письме, не следует его насильно дома заставлять заниматься, иначе у него может совсем пропасть охота к учению, может даже появиться ненависть и нам очень трудно придётся с этим ребёнком в дальнейшем.
НЕЛЬЗЯ:
• Будить ребёнка в последний момент перед уходом в школу объясняя это себе и другим большой любовью к нему
• Кормить ребёнка перед школой и после неё сухой пищей, бутербродами, объясняя это себе и другим, что ребёнку такая еда нравится
• Требовать от ребёнка только отличных и хороших результатов в школе, если он к ним не готов.
• Сразу после школьных уроков выполнять домашние задания
• Лишать детей игр на свежем воздухе из-за плохих отметок в школе.
• Заставлял ребёнка спать днем после уроков и лишать его этого права.
• Кричать на ребёнка вообще и во время выполнения домашних заданий в частности.
• Заставлять многократно переписывать в тетрадь из черновика.
• Не делать оздоровительных пауз во время выполнения домашних заданий.
• Ждать папу и маму, чтобы начать выполнять уроки.
• Сидеть у телевизора и за компьютером более 40–45 минут в день.
• Смотреть перед сном страшные фильмы и играть в шумные игры;
• Ругать ребёнка перед сном;
• Не проявлять двигательную активность в свободное от уроков время
• Разговаривать с ребёнком о его школьных проблемах зло и назидательно.
• Не прощать ошибки и неудачи ребёнка.
3. Также каждый день говорите с ним. Слушать должны вы, а не он. Помните, что неговорящий ребёнок не понимает чужую речь.. Ежедневно провоцируйте ребёнка говорить: «Что было днём? Что ты делал?» Дайте ему возможность поговорить. Ребёнок должен привыкнуть слушать себя говорящим; сохранять спокойствие, когда взрослые смотрят и слушают его. Это нужно сделать для того, чтобы у детей не развивалась речевая застенчивость.
Но следите за формулировками вопросов. Старайтесь, чтоб ваш сын или дочь больше говорил о положительном и интересном в отношениях с одноклассниками. Спрашивайте: «Что сегодня было самое интересное?, Чем вы занимались на уроке чтения?, Что веселого было на уроке физкультуры?, В какие игры вы играли?, Чем вас кормили сегодня в столовой?, С кем ты подружился в классе?» вместо вопросов: «Кто у вас в классе больше всех хулиганит?, У кого самые плохие оценки?» Этим самым вы провоцируете детей на ябедничество. Нужно дать детям понять, что вас интересуют не столько конфликты ребят сами по себе, сколько его собственное отношение к этому.
4. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом
5. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге. Никогда в присутствии ребёнка не обсуждайте учителя. Я понимаю, что это будет. И не всегда лестные слова.
6. Учение - это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий. Для этого нужно создать режим дня, где были бы правильно распределены нагрузки и отдых. Стоит обратить внимание и на биоритмическую организацию ребёнка, которая определяет режим дня.
Главное – не ломать биологические часы человека. Родители легко могут определить ребёнка-"жаворонка” или "сову”. "Жаворонки” вскакивают около семи утра, они бодры в первой половине дня, а к вечеру " валятся” с ног. Их пик работоспособности – с 9.00 до 10.00 и с 16.00 до 17.00.
"Совы” просыпаются поздно, но к вечеру становятся наиболее активными. Их пики – с 11.00 до 12.00 и с 18.00 до 20.00 часов. В соответствии с особенностями ребёнка нужно планировать домашний учебный труд.
7. Ребенок не должен панически бояться ошибиться. Старайтесь не выработать у ребенка страх перед ошибкой. Чувство страха - плохой советчик. Оно подавляет инициативу, желание учиться, да и просто радость жизни и радость познания. Помните: для ребенка что-то не уметь и что-то не знать - это нормальное положение вещей. На то он и ребенок. Этим нельзя попрекать.
8. Не сравнивайте ребенка с другими, хвалите его за успехи и достижения. Признайте за своим первоклассником право на индивидуальность, право быть другим. Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту - девочки обычно старше ровесников-мальчиков.
Живите во имя своего ребенка, проявляйте к нему максимум внимания, переживайте за каждую неудачу малыша и радуйтесь даже самым маленьким его успехам. Будьте ему другом, тогда малыш доверит вам самое сокровенное.
Учитесь вместе с ребенком, объединяйтесь с ним против трудностей, станьте союзником, а не противником или сторонним наблюдателем школьной жизни первоклассника.
Верьте в ребенка, верьте в учителя.
Литература
Корнеева Е. Н. Ох уж эти первоклашки!... Ярославль. «Академия развития» 2000 г.
Алла Баркан Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребёнка. Москва. «Аст-Пресс» 2000 г
Алоева М.А. Лучшие родительские собрания в начальной школе.
Ростов-на-Дону. Феникс 2007 г.
Зайцева В. 7 лет - не только начало школьной жизни. Москва. «Первое
сентября» 2008 г
Битянова М.Р. Адаптация к школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. – М.: Педагогический поиск, 1997. – С. 12