Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации "Взаимодействие логопеда и воспитателя по созданию развивающей игровой среды с учетом ФГОС"»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Колосок» р.п. Новая Майна МО «Мелекесский район» Ульяновской области»
Реуцкая Ирина Андреевна,
учитель-логопед
Основные направления развития детей (ФГОС)
- Социально – коммуникативное
- Познавательное
- Речевое
- Художественно – эстетическое
- Физическое
Уровни взаимодействия
- Диагностика
- Коррекция
- Профилактика
Диагностическая работа
Проводит ежегодное комплексное логопедическое обследование всех детей среднего и старшего дошкольного возраста, результаты которого отражает для каждой группы детей: в "Экранах звукопроизношения", которые наглядно указывают на нарушенные звуки, в произношении каждого ребенка, а также этапы работы над ними,
В "таблицах взаимодействия", где отражен уровень развития структурных компонентов речи;
в "Листах учета результатов обследования детей", в которых каждый ребенок отнесен к одной из следующих групп: с нормальным речевым развитием, дефектами звукопроизношения (простая дислалия, сложная дислалия, стертая дизартрия), лексико-грамматическими нарушениями, недоразвитием фонематического восприятия, нарушениями слоговой структуры, испытывающие трудности в овладении языковым анализом и синтезом.
Коррекционная работа
Воспитатель
Логопед
- Осуществляет контроль за речью детей на занятиях и во время режимных моментов.
- Занимается развитием мелкой и артикуляционной моторики.
- Оказывает помощь по автоматизации поставленных звуков.
- Проводит необходимую работу с родителями для оптимизации коррекционного процесса.
- Оказывает воспитателю помощь в организации индивидуальной и групповой работы по развитию речи.
- Дает ежемесячные рекомендации по планированию групповых и подгрупповых игр и занятий с учетом возрастных норм и лексических тем, изучаемых в данный период.
Профилактическая работа
Воспитатель
Логопед
Организует такую предметную среду, которая способствует максимально полному раскрытию потенциальных речевых возможностей воспитанников, предупреждению у них трудностей в речевом развитии.
Уделяет повышенное внимание к детям с высокой степенью риска формирования речевых недостатков.
Отслеживает соответствие развивающей среды возрастным потребностям детей.
Дает рекомендации воспитателям по ее обогащению.
Мероприятия по взаимодействию логопеда и воспитателя
- Коррекционный час по заданию логопеда
- Ежемесячные консультации воспитателя по различным темам
- Уточнение динамики развития особо сложных детей, рекомендации по взаимодействию с ними (занятия по лепке, рисованию, музыкальные занятия)
- Контроль и участие в проектной деятельности (Конкурс чтецов, подготовка утренника, проект «Мои любимые герои сказок»)
Взаимодействие логопеда с воспитателем с использованием ИКТ
- Проведение воспитателем логопедической группы в режимные моменты и на логопедическом часе во второй половине дня по рекомендации логопеда пальчиковых игр с детьми, дыхательных упражнений с использованием компьютера
- Использование определенного видеоряда (например, картинный материал по лексическим темам) для демонстрации на комплексных занятиях, проводимых совместно воспитателем и логопедом логопедической группы, а также для закрепления воспитателем учебного материала на его занятиях и в режимные моменты во второй половине дня
- Использование различных логопедических игр, упражнений на индивидуальных занятиях воспитателя по заданию логопеда.
Интерактивные игры для групповой работы
Моторика, игры с движением и стишками
Викторины
Игра Кто прав? – учимся думать, отвечать на вопросы
Игра Поезд-неделька, учим дни недели
Работа над речью, произношением
Повторение скороговорок, игра Болтушки-хохотушки
Окружающий мир
Конструктор картинок – задания по любой теме
Игра Сорока-белобока, работа над лексикой
Вечерние занятия по игровым заданиям