СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендациии

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендациии. Для педагогов, учащихся

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендациии»

V. Некоторые технологии, реализуемые в условиях физкультурно-оздоровительной, тренерской деятельности


Проектная деятельность на уроках физической культуры

Модернизация российского образования принесла в школу много значительных изменений, как для учеников, так и для учителей. Изменились цели образования; результатом обучения должен стать ученик, способный создавать собственный продукт и нести за него ответственность (1, 3). Вследствие этого сместились и акценты в преподавании учебных предметов: со знаниевого компонента образования на способы действий, умственные в том числе. Предпочтение отдаётся обучению, основанному на субъект-субъектных отношениях учителя и учеников. В процессе школьного обучения всё больше стали применяться не использовавшиеся ранее методы (проектный, исследовательский).

Важнейшее требование современного урока – обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к обучающимся с учётом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств. Дифференцированный и индивидуальный подходы важны для обучающихся, как с низкими, так и с высокими результатами в области физической культуры. Низкий уровень развития двигательных качеств часто бывает одной из главных причин неуспеваемости ученика по физической культуре. Обучающиеся физической культуре делятся на основную, подготовительную и специальную группы. Ученикам с подготовительной и специальной группой можно заниматься с ограничениями. Помимо этого учащиеся болеют, а затем их освобождают от уроков физической культурой на некоторый срок. Все временно освобожденные должны быть аттестованы по предмету физическая культура. Один из вариантов решения данной проблемы – это использование проектной деятельности на уроках.

Проект - работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся, но только как способов достижения результата проекта (2).

Выполнение проекта составляет проектную деятельность, которая включает:

1. Проведение управленческих мероприятий (проектное управление).

2. Решение специализированной задачи:

• Разработка продукции для заказчика.

• Решение внутренних задач.

В ситуации проектной деятельности проектное управление – это деятельность учителя, который направляет, подсказывает, помогает. Запланированный результат - это аттестация ученика по предмету. Чтобы этого добиться необходимо решить специализированную задачу. Самое главное, чтобы учение было с увлечением и практической пользой для ученика.

Некоторые общие рекомендации.

Работа начинается в логике от простого к сложному.

Ученики начинают с простого исследования – это информационные сообщения, рефераты, доклады.

Например, сообщение «Влияние физических упражнений на органы зрения». Ребенок выясняет можно ли заниматься физическими упражнениями при заболевании глаз, а затем составляет комплекс упражнений для себя. Результаты предъявляются всему классу в начале урока.

Для учеников разработаны темы сообщений на выбор, хотя они могут предложить и свои. Этот раздел можно назвать «Познай себя». Темы разработаны по всем разделам программы.

Следующий этап это презентации и написание инструкций.

К презентациям ученики приступаю после освоения программы Power Point на уроках информатики. Презентации можно составлять в виде справочного материала (истории спорта, правил игры и т.д.) или в виде тестовых заданий.

Составление инструкций очень интересный вид деятельности. Данное задание можно применять не только с освобожденными учениками, но и с учениками, у которых что-либо не получается. Например, у ребенка не получается верхний прием и передача мяча в волейболе. Для этого ему предлагается написать инструкцию. Предварительно ученику объясняется, на что необходимо обратить внимание. Причем задание можно дать нескольким ученикам, а затем обсудить всем вместе и исправить ошибки или научить одноклассника.

Пример одной из таких инструкций.

Инструкция

Передача и прием мяча сверху

Основой правильного выполнения передачи мяча является своевременный выход к мячу и выбор исходного положения:

• Ноги согнуты в коленях и расставлены, одна нога впереди

• Туловище находится в вертикальном положении

• Голова приподнята

• Руки согнуты в локтях

• После передачи мяча ноги и руки выпрямляются

Правильная техника постановка кистей рук:

• Поднять кисти рук приблизительно на 15 см выше головы

• Пальцы рук должны быть расставлены

• Большие и указательные пальцы формируют равнобедренный треугольник

• Контакт с мячом должен произойти со всеми десятью пальцами

• Ладонь руки никогда не должна соприкасаться с мячом

К инструкции может быть приложен рисунок.

Вместе с получением информации ученик учится правильно излагать материал, оформлять, выступать перед одноклассниками.

Самое трудоемкое – это написание проекта. Один из возможных проектов - это «Физика, физическая культура и спорт». Можно предложить для начала рассмотреть раздел физики «механика» и раздел физической культуры «легкая атлетика».

Вот такими образом можно осуществлять аттестацию освобожденных от занятий физической культурой учеников с помощь проектной деятельности.

Резюме: в ходе проектной деятельности участники образовательного процесса получают опыт по:

• формированию первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека, о ее позитивном влиянии на развитие человека;

• использованию умений организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т. д.);

• формированию навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данных мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателей развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости);

• освоению умений отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки для самостоятельных занятий, планировать их содержание, включать их в режим.

Библиографический список

1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // http://www.philippov.ru/news/27/224

2. Падикова М.В. «Проектная деятельность в школе». Статья. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». http://festival.1september.ru/articles/624317/

3. Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. – М., 2001, 101 с.


Технологическая карта урока физической культуры


Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений, универсальных учебных действий, в соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку преподавателя к уроку.

Технологическая  карта  урока – это графическое  отображение  плана проведения  урока, в котором  заложены   методы   индивидуальной  работы  и   возможности  вариативного  развития  урока.  В технологической  карте  отражается  взаимодействие  учителя  и  обучающегося на уроке, осуществляется планирование  деятельности на каждом этапе  урока, описывается  процесс  деятельности, а также  все  операции деятельности и  ее составляющие. Н. Я. Мороз дает следующее определение: «технологическая карта урока – это обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления учителем индивидуальных методов педагогической деятельности» [6].

Из анализа публикаций по структуре технологической карты следует, что она, как правило, включает:

  1. Название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение.

  2. Цель освоения учебного содержания.

  3. Планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, информационно-интеллектуальная компетентность и УУД).

  4. Метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы).

  5. Основные понятия темы.

  6. Технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения).

7. Контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.

Исходя из определения «технологическая карта урока», необходимо выделить те позиции, на которые нужно опираться при ее разработке: в ней должен быть описан весь процесс деятельности, должны быть указаны операции, их составные части.

Этапы работы над технологической картой.

1. Определение места урока в изучаемой теме и его вид.

2. Формулировка цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные).

3. Обозначение этапов урока в соответствии с его видом.

4. Формулировка цели каждого этапа урока.

5. Определение результатов каждого этапа (формируемые УУД, результат).

6. Выбор форм работы на уроке.

7. Разработка характеристики деятельности учителя и обучающегося [1; 3; 5].

Наиболее используемыми формами технологических карт уроков физической культуры являются технологические карты, предлагаемые Копотевой Г.Л., Логвиновой И.М. [4] (табл.).

Таблица

Технологическая карта урока

(по Копотевой Г. Л., Логвиновой И. М., 2011)

Предмет
Класс
Автор УМК
Тема урока
Тип урока
Учитель

Ход

урока


Этап

урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Модуль 1.

Познавательная

Модуль 2.

Коммуникативная

Модуль 3.

Регулятивная

Модуль 4.

Личностная

Осуще-

ствля-

емые действия

Форми-руемые

способы

деятель-ности

Осуще-

ствля-

емые действия

Форми-руемые

способы

деятель-ности

Осуще-

ствля-

емые действия

Форми-руемые

способы

деятель-ности

Осуще-

ствля-

емые действия

Форми-руемые

способы

деятель-ности

































Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором представлено описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией.

Технологическая карта урока


Фамилия, имя отчество учителя: Севрюкова Елена Николаевна, МБОУ СОШ № 99, Таштагольский муниципальный район

Класс: 9 класс

Учебный предмет: Физическая культура

Раздел: Лёгкая атлетика

Тип урока: образовательно-тренировочный

Тема: Совершенствование техники выполнения прыжка в высоту способом «перешагивания»

Цель урока: Совершенствование умения техники выполнения прыжка в высоту способом «перешагивания».

Задачи урока

Образовательная: Совершенствовать технику выполнения прыжка в высоту способом «перешагивания».

Развивающая: Формировать скоростно-силовые двигательные качества и воспитанию морально-волевых качеств (упорства, целеустремленности) посредством прыжковых упражнений;

Воспитательная: Укреплять здоровья, повышать функциональные возможности организма.

Планируемые результаты:

Предметные: Правильно выполнять упражнения; овладение знаниями о влияние элементов прыжка на результат (отталкивание толчковой ногой; вынос маховой ноги, правильное приземление – движения рук и ног);овладение знаниями о способах прыжка в высоту.

Личностные: формирование положительного отношения к занятиям двигательной деятельностью; осознание своих возможностей в учении; Понимание необходимости выполнения подготовительных прыжковых упражнение; осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывают успехи с усилиями, трудолюбием.

Регулятивные: Реализовывать умение планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой; умение оценивать правильность выполнения упражнений. Оценивание правильность выполнения упражнений. Умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; принятие и сохранение учебной задачи при выполнении упражнений; принятие инструкции педагога и четко ей следовать; осуществление итоговый и пошаговый контроль.

Коммуникативные: Умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении; продуктивно взаимодействовать при проведении разминки как со сверстниками при работе в парах, так и с учителем, уметь четко давать команды при проведении разминки, уметь пользоваться терминологией; уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, задавать вопросы; контролировать действия партнера

Место проведения: спортивный зал.

Материальное обеспечение: стойки для прыжков, гимнастические маты



п/п

Этапы урока

дозировка

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

1

1-й этап «Организационно-мотивационный»

Вводная часть 10 мин.


Задача: мотивировать учащихся на выполнение поставленных задач.

10 мин

Проверяет готовность обучающихся к уроку, озвучивает тему и цель урока; принимает раппорт;

создает эмоциональный настрой на изучение нового предмета.

Настраивает учащихся на работу, проверка пульса.

Построение, приветствие, сдают раппорт,

знакомятся с планом урока, принимают участие в беседе, проверяют свой пульс.

формирование положительного отношения к занятиям двигательной деятельностью

Коммуникативные

Умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении;

Регулятивные

Уметь планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой



Актуализация знаний.


2мин


Задача: Подготовить организм учащихся к занятиям в основной части урока

Способы подготовки организма по средствам разминки

Значение разминки для организма




Разминка

1. Ходьба по спортивному залу с изменением направления движения:

а)        руки вверх — идём на носках;

б)        руки на пояс — идём на пятках;

в)        спортивная ходьба.

2.Равномерный бег. 

3.Равномерный бег с заданием ( высоким подниманием бедра, приставными шагами, с захлестыванием голени)

Перестроение в две шеренги лицом друг к другу.

Упражнения на восстановление дыхания:

а)    и.п.: стоя, взявшись за руки;

руки вверх — вдох, вниз — выдох;

б) сидя на полу, взявшись за руки;

руки вверх, плечи развернуть — вдох, руки вниз — выдох сидя на полу, руки на плечи друг другу.

Наклон влево — вдох, наклон вправо — выдох ;

г)  сидя на полу,

руки вверх , лечь - вдох, вернуться в и.п., руки вперёд — выдох;

встать (2 раза). Туловище держать прямо.

4. ОРУ на месте:

А. И.П – О.с.

1- руки в стороны,

2- руки вверх,

3- руки в стороны,

4- И.

Б И.П.- стойка, ноги вместе руки в замок перед грудью.

1- выпрямить руки вперед,

2- И.П.

3 – выпрямить руки вверх,

4 – И.П.

В - И.П.- стойка, ноги врозь, руки перед грудью в замок.

1,2 –повороты туловища вправо,

3,4 – повороты туловища влево.

Г - И.П.- стойка, ноги врозь, руки на поясе

1,2 – наклоны вправо,

3,4 – наклоны влево.

Д - И.П.- стойка, ноги врозь, руки на поясе.

1,2,3 – наклоны вперёд,

4 – И.П.

Ж - И.П.- стойка, ноги врозь, руки в стороны.

1- наклон вперёд с поворотом вправо, касаясь правой рукой левой ноги.

2- И.П.

3- наклон вперёд с поворотом влево, касаясь левой рукой правой ноги.

4 – И.П.

З - И.П.- присед на правой ноге, левая в сторону прямая.

1-3- наклон вперёд к прямой ноге,

4 – перенос центра тяжести на левую ногу.

И - И.П.- выпад правой ногой вперёд, руки за спину, спина прямая.

1-3- пружинистые покачивания,

4 – смена положения ног прыжком.

К - И.П.-стойка, ноги врозь, руки вперёд, немного в стороны.

1- мах правой ногой к левой ноге,

2 – И.П.

3 – мах левой ногой к правой ноге.

4 – И.П.

Л - И.П.- стойка ноги врозь, руки внизу.

Прыжки с подтягиванием коленей к груди


5. Перестроение для основной части урока.


6. Упражнения для укрепления сводов стопы

– из и.п. стоя подниматься на носки и опускаться на всю ступню;

- и.п.: стоя, подняв левую (правую) ногу. Разгибание и сгибание стопы (оттянуть носок вниз, носок на себя). Темп быстрый;
– то же. Повороты стопы наружу, внутрь;





4мин




















8—10 раз



8—10 раз


8—10 раз







5мин




Организующая роль в выборе  проводящего упражнения, корректировка выполнений упражнений, привлечение учащихся к проведение разминки



2 счета – вдох, 2 счета – выдох.

Встать на носки.


Руки выпрямлять полностью.

Руки отвести за голову.


Постепенно повышать амплитуду движений.

Локти не опускать.

Наклон выполнять точно в сторону, ноги в коленях не сгибать.

Ноги в коленях не сгибать, наклон выполнять глубже.

Наклон выполнять глубже, рукой коснуться ноги.

Спину выпрямлять до конца.


Наклон выполнять грудью к колену, ногу не сгибать.


Выпад шире, присед глубже.




Тянуться ногой к руке, мах резкий.



Сильнее подтягивать колени к груди.































































«За направляющим, в колонну по одному «марш!».








Существует выражение: «Есть сильная стопа – есть хороший прыгун!».




Во время движения по кругу выполняют дыхательные упражнения.




















Разминку проводит один из учащихся



















Выполняют упражнения под музыкальное сопровождение.







Осознание своих возможностей в учении;





















формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений.

Коммуникативные

Продуктивно взаимодействовать при проведении разминки как со сверстниками при работе в парах, так и с учителем, уметь четко давать команды при проведении разминки, уметь пользоваться терминологией.

Регулятивные: 

уметь оценивать правильность выполнения упражнений

Правильно выполнять упражнения









































































овладение знаниями о способах профилактики плоскостопия

2

2-й этап «Осмысление»

Задача: показать влияние разминки мышц ног на готовность к прыжковым упражнениям

Основная часть

Совершенствование маховых движений.

Ученики располагаются у шведской стенке, толчковая нога ближе к опоре. Отвести согнутую маховую ногу назад и затем быстрым движением от таза вывести её вперёд-вверх. То же самое лицом к стене . Выполнить это упражнение 8-10 р

   Подвижная игра «Кто выше?».

Натягиваем веревку, наклонно, в данном случае веревка с флажками. Учащиеся прыгая, пытаются достать головой до флажков. По мере доставания флажков на более низкой для себя высоты, переходят на более высокую. Результат будет равен разнице между достигнутой высотой и ростом ученика.

Развиваем скоростно-силовые качества.

Учеников построить в колонну по одному. Выполнять прыжки через мячи или гимнастические палки. Упражнение выполнить,

вначале в медленном, а затем по мере усвоения в среднем и быстром темпе. Расстояние между предметами (90-110см) в зависимости от физической подготовленности.

30 мин































2-3 раза




Проводит подготовительные упражнения, объясняет правила выполнения, следит за выполнением упражнений, исправляет ошибки,


Объясняет правила игры,

следит за дисциплиной, направляет и корректирует действия учащихся.











Выполняют задания учителя.


Образно воспринимают двигательное действие, выделяя более сложные элементы техники выполнения упражнения.

Понимание необходимости выполнения подготовительных прыжковых упражнений






Осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить 
о причинах своего успеха или неуспеха 
в учении, связывают успехи с усилиями, трудолюбием.


Регулятивные: 

Оценивать правильность выполнения упражнений





Умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки 
и учета характера сделанных ошибок.

Извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, из собственного опыта;

 осуществляют поиск необходимой информации.



Изучение нового материала.

Задача: выполнять прыжок, анализировать и находить ошибки при выполнении прыжка.

Просмотр презентации по теме

« Техника выполнения прыжка способом «перешагивания»


























Теория. Организует воспроизведение и коррекцию опорных знаний обучающихся:

1) проведение проверки знаний по фазам и технике выполнения прыжка.

2) даёт знания о новых видах прыжка в высоту.

Демонстрация техники выполнения.

Помогает учащимся корректировать и исправлять ошибки. Контролирует технику выполнения.(Обратить внимание на скорость выполнения шагов разбега, активное отталкивание, выполнение маха и приземления.

Следить за соблюдением дистанции учащихся при выполнении  прыжка.)

Выявить лучшего прыгуна.


Выбирают более эффективные способы решения задач. Прогнозируют свою деятельность.

Слушают, выполняют упражнение

Используют речевые средства для выполнения задания

овладение техникой выполнения прыжка в высоту способом «перешагивания»;


формирование положительного отношения к занятиям двигательной деятельностью

Регулятивные: 

Осуществлять самоконтроль правильности ответов на вопросы, а также

правильности выполнения упражнений

действуя с учетом выделенных учителем ориентиров;; осуществлять пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений

Коммуникативные

уметь вступать в диалог, адекватно воспринимать оценку учителя, учитывать разные мнения и обосновывать собственную позицию.

Овладение знаниями о

влияние элементов прыжка на результат (отталкивание толчковой ногой; вынос маховой ноги, правильное приземление – движения рук и ног)

Овладение знаниями о способах прыжка в высоту.




Самостоятельное творческое использование

сформированных УУД

Задача: совершенствовать  скоростно-силовые качества; развитие морально-волевых качеств


Прыжок в высоту с трех шагов разбега

Прыжок в высоту с пяти шагов разбега, отталкиваясь от гимнастического мостика, доставая руками вверху подвешенный мяч

Прыжок в высоту с разбега на результат











3 раза






3 раза



3 раза














Помогает учащимся корректировать и исправлять ошибки. Контролирует технику выполнения прыжков.

Выполняют  учебные действия, используя речь для регуляции своей деятельности.

Слушают, выполняют упражнение

умение правильно выполнять технику прыжка в высоту способом «перешагивания»;

Коммуникативные уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, задавать вопросы; контролировать действия партнера.

Регулятивные: 

принимать и сохранять учебную задачу при выполнении упражнений; принимать инструкцию педагога и четко ей следовать; осуществлять итоговый и пошаговый контроль.





Закрепление техники выполнения прыжка в высоту способом «перешагива-

ния»;




осмысление и закрепление

Командные соревнования по прыжкам в высоту.

Игровые упражнение.

переправа в обручах;

прыжки через катящийся обруч;

упражнения в движении:        

участники команды, стоя в шеренге, взявшись за руки, приставными шагами перемещаются на место другой команды;        

участники команд, стоя в шеренгах, выполняют  прыжки с места через гимнастическую скамейку (3 прыжка).


Организует командные соревнования и игровые упражнения

Поясняет задание, контролирует его выполнение.

Отметить лучшие команды. Выявить самых активных ребят.


Выполняют соревновательные и игровые упражнения, используя речь для регуляции своей деятельности

формирование положительного отношения к занятиям двигательной деятельностью

Коммуникативные уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной игровой деятельности.



3

3-й этап «Рефлексия»

Задача: восстановление основных функциональных систем организма.

Заключительная часть

 Бег по кругу. Построение в шеренгу (выполняется по вызову номеров).

Силовые упражнения для мальчиков. Упражнения на растяжку для девочек.

Аутотренинг под музыку (3 упражнения на расслабление).

И. п. -Лежа на спине – поднять руки вверх - вдох, руки опустить – выдох.

И.п. то же; – поднять руки вверх – прогнуться в пояснице - вдох и.п.- выдох.

И.п. то же; считаем вдох, выдох.

Элементы самомассажа.

Поглаживание голени легкими круговыми движениями;

Поглаживание голени с применением силы.

Легкое похлопывание по мыщце;

Поглаживание голени легкими круговыми движениями.

Проверка пульса.

РЕФЛЕКСИЯ.

Задача: Подвести итоги учебной деятельности на уроке, выявить степень достижения цели урока

Поощрение лучшего прыгуна и самых активных ребят.

Предлагается разноуровневое домашнее задание.

- Прыжки через скакалку (1 уровень)

- Подготовить комплекс прыжковых упражнений

(2 уровень)






5 мин



2 мин




1 мин

















2 мин


















Проводит упражнения на восстановление дыхания.


Аутотренинг в сопровождении музыки.








Знакомит со способами самомассажа ног.




Какие группы мышц мы сегодня с вами укрепляли?

Сделайте шаг вперед

-Кто считает, что выложился полностью?

-Кто считает, что работал не в полную силу?

- Кто считает, что выполнял все упражнения правильно?

- У кого получилось не все и еще надо работать?

- Кому понравился сегодняшний урок?

Подводит итоги урока.

Объясняет смысл разноуровнего задания.

Выставляет оценки.





Выполняют дыхательные упражнения.


Выполняют упражнения на восстановление основных функций организма.





Выполняют элементы самомассажа.






Отвечают на вопросы учителя.


Самостоятельно выбирают уровень для выполнения домашнего задания


умение воздействовать на организм в целях восстановления основных функциональных систем.


Умение определять связь с другими предметными областями.



Умение проводить самоконтроль своего состояния в процессе урока.




Коммуникативные

уметь участвовать в коллективном обсуждении проблем;

















Регулятивные: 

умение оценивать свою собственную деятельность, эмоциональное состояние, выявлять ошибки, корректировать дальнейшую деятельность

Овладение знаниями о способах восстановле- ния основных функциональ-ных систем организма

(релаксация), таких как самомассаж , аутотренинг.


Умение проводить самоконтроль состоянием организма.




Список литературы

  1. Виленский, М.Я. Физическая культура. Методические рекомендации. 5-7 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / М. Я. Виленский, В.Т. Чичикин, Т.Ю. Торочкова. – Просвещение, 2013. – 142 с.

  2. Кузьмина. Л. В. Проблемы разработки методики формирования УУД на уроках физической культуры / Л. В. Кузьмина. [Электронный ресурс]. URL: http://www.vspc34.ru/index.php? option=com_content&view=article&id=85

  3. Логвинова, И.М. Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС / И. М. Логвинова, Г.Л. Копотева // Управление начальной школой. – 2011. – № 12. – С. 12-18.

  4. Мороз, Н.Я. Конструирование технологической карты урока / Н. Я. Мороз. – Витебск, 2006. – 56 с.

  5. Планируемые результаты основного общего образования. Под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логвиновой. – М.: Просвещение, 2011. – 120 с.

  6. Погадаев, Г.И. Физическая культура. 5-9 классы. Методическое пособие к учебникам Г. И. Погадаева «Физическая культура. 5-9 классы» / Г. И. Погадаев. – М.: Дрофа, 2014. – 127 с.


Технология образовательного целеполагания.

Цель деятельности - это её предвосхищаемый результат, образ результата. Цель может быть общая или конкретная, дальняя или ближняя, внешняя или внутренняя, осознаваемая или нет. Поставить цель, значит, предсказать, спрогнозировать предполагаемый результат. Хорошо понятая и обозначенная цель "наводит" на соответствующий результат того, кто её сформулировал. Часто цели, декларируемые в учебных программах, существенно отличаются от реальных жизненных ориентиров учащихся, что является причиной рассогласования желаемого и действительного в обучении. Чтобы предупредить это нежелательное явление, необходимо с начала изучения курса, раздела или темы вводить учащихся в процедуру образовательного целеполагания. Рассмотрим вариант решения этой технологической задачи, в котором присутствуют следующие этапы: 1) диагностика целей учеников, 2) анализ и систематизация полученных данных, 3) конструирование индивидуальных технологических линий обучения учеников и общей технологической линии педагога.

Этап диагностики ученических целей проводится с помощью устного собеседования, письменного анкетирования, тестирования, наблюдений, экспертных опросов и др.

Дети уже в младшем школьном возрасте способны определять для себя не только оперативные кратковременные цели, но и выражать жизненные установки, определяющие их смысловое целеполагание. Приведем пример стратегических целей, которые названы первоклассницей Настей (6,5 лет) в качестве ответов на вопрос "Что для меня самое главное?". Время на ответы 5 минут.

•  • Любить животных (зверей).
•  Стать взрослой.
•  Жить больше.
•  Быть умной.
•  Быть красивой.
•  Хорошо относиться к другим людям.
•  Хорошо делать гимнастические упражнения.
•  Достигать свои цели.
•  Любить растения.
•  Не губить природу.
•  Работать в заповеднике, когда стану взрослой.
•  Любить своих детей.

Отсутствие изначальной заданности (перечня готовых целей) для ученического целеполагания позволяет выявить действительные личностно-значимые цели ребенка с тем, чтобы составить образ его мотивированных действий и учесть этот образ при формировании индивидуальной образовательной программы. Так, анализ содержания приведенных выше целевых установок ученицы позволяет классифицировать их по следующим тематическим блокам:

1. Отношение (любовь) к живой природе (цели 1, 9, 10, 11);
2. Отношение к себе:
2.1. Цели-устремления - 2, 3;
2.2. Цели саморазвития - 4, 5, 7;
2.3. Цели по отношению к целям - 8;
3. Отношение к другим людям (цели 6, 12).

Разумеется, полученный результат не является окончательным и всесторонним образом образования ребенка; названные ученицей установки могут измениться в зависимости от условий проведения опроса, текущего состояния опрашиваемой и других факторов. Но учесть полученные данные для проектирования занятий с ребенком возможно и необходимо.

Так, при составлении индивидуальной образовательной программы этой ученицы учитываются выявленные приоритеты: к образовательным областям (природа, гимнастика), к доминирующим видам деятельности (работать в заповеднике), к отношениям с людьми (хорошо относиться), желание самосовершенствования (быть умной, красивой), способность к целеполаганию и целеустремленности (достигать свои цели).

Рассмотрим другой вариант диагностики учебных целей. Каждому ученику-старшекласснику предлагается список целей, в котором он отмечает самые главные для него цели. В зависимости от позиции учителя, направленности образовательной программы, изучаемого предмета и конкретных условий обучения, набор предлагаемых учениками целей может быть различен. Список целей может выглядеть так:

1) изучить материал учебника;
2) усвоить основные понятия и законы темы;
3) подготовить доклад по одной из проблем (указать);
4) качественно подготовиться к зачету (контрольной работе, экзамену);
5) выполнить самостоятельное исследование по выбранной теме (указать);
6) овладеть методами изучения и объяснения изучаемых в теме явлений;
7) углублённо рассмотреть конкретные вопросы темы (перечислить их);
8) научиться выполнять опыты, работать с приборами и техническими средствами;
9) проявить и развить свои способности (назвать их);
10) организовать свою учебу по выбранной теме: поставить достижимые цели, составить реальный план, выполнить его и оценить свои результаты;
11) научиться аргументировано спорить в ходе изучения темы;
12) получить хорошую отметку на зачёте;
13) научиться решать задачи и проблемы по теме;
14) свой вариант цели.

В данном случае ученики не составляют собственной иерархии целей, а относятся к иерархии, уже к составленной учителем. Такой подход позволяет получить обобщенные данные по доминирующим направлениям целеполагания в классе или группе учеников.

Анализ ответов на анкету позволяет учителю судить об образовательном настрое учащихся, мотивах их учебы, индивидуальных склонностях. Так, выбор целей 1, 4, 12 свидетельствует о формальной ориентации ученика в обучения; 2, 7, 13 - о наличии когнитивных мотивов; 3, 5, 8 – о креативных наклонностях; 6, 10 – о методологических приоритетах деятельности; 9, 14 – о самоорганизации.

После анализа полученных от учеников данных учитель получает полную картину ученических предпочтений, с учетом которых формулирует приоритетные цели обучения. Возможны следующие группы целей учеников:

личностные цели - осмысление целей образования; приобретение веры в себя, в свои потенциальные возможности; реализация конкретных индивидуальных способностей;

предметные цели - формирование положительного отношения к изучаемому предмету; знание основных понятий, явлений и законов, входящих в изучаемую тему; выработка умений пользоваться простейшими приборами; решение типовых или творческих задач по теме;

креативные цели – составление сборника задач; сочинение естественнонаучного трактата; конструирование технической модели; рисование картины;

когнитивные цели - познание объектов окружающей реальности; изучение способов решения возникающих проблем; овладение навыками работы с первоисточниками; постановка эксперимента; проведение опытов;

оргдеятельностные цели - овладение навыками самоорганизации учебной деятельности; умением ставить перед собой цель, планировать деятельность; развитие навыков работы в группе; освоение техники ведения дискуссий.

Различные типы целей могут присутствовать в одной формулировке, поскольку для достижения одной и той же цели часто требуется использование нескольких личностных качеств ученика. Приведём формулировки образовательных целей, которые содержат одновременно креативную, когнитивную и оргдеятельностную составляющие: "Описать полученные с помощью наблюдения факты о кристаллах сахара" (физика); "Выявить и изобразить логическую структуру понятия "человек" (философия); "Построить классификацию культурных традиций русского народа" (история).

Чтобы итоговый перечень главных образовательных целей, формулируемых учителем на основе ученических целей был обеспечен условиями достижения, необходим их предварительный анализ в следующих направлениях:

1) установление стимулирующей роли цели, то есть способности вызвать у учеников именно те ожидания и виды деятельности, в которых они заинтересованы. Если учитель ставит цель по отношению к развитию когнитивных способностей учеников (сопоставление, анализ, классификация и т.п.), эти цели должны совпадать с задачами, формулируемыми самими учениками, даже если они были сформулированы ими несколько иначе;

2) выяснение дидактической ценности конкретных учебных целей, предложенных учениками, то есть выявление целей, которые будут решать актуальные образовательные задачи по отношению к конкретным ученикам в сложившихся на данный момент условиях;

3) приведение уровня сложности целей в соответствие индивидуальным особенностям учеников и уровню их развития. Например, сложность действий ученика будет различна при достижении следующих целей по биологии: "Определить, чем отличается ель от сосны" или "Выяснить, чем обусловлены отличия ели и сосны".

После определения установочных целей, на их основе конструируется базовая технологическая карта, включающая систему занятий по теме, формы, методы, отобранный материал, необходимые средства обучения. С помощью данной карты конструируется образовательная программа по учебному курсу, составляется тематический план и поурочные разработки.

О педагогическая деятельность тренера

Основная задача тренера – раскрыть потенциальные возможности спортсмена не только в спорте, но и в учебе, труде и в жизни. (Тренер в переводе в англ. – это специалист, помогающий расти живому организму).
Цели работы тренера:
1. Создать условия для занятий спортом, укреплять дружеские отношения в группе (команде).
2. Формировать здоровые привычки у воспитанников.
3. Создать возможность всем занимающимся участвовать в соревнованиях.
4. Дать спортсменам такую подготовку, которая гарантировала бы им дальнейшее совершенствование в ИВС.
Функции тренера:
Управленческая функция необходима для разносторонней подготовки спортсмена, обеспечивает принятие решений, прогнозирование, организацию, руководство, согласование, контроль и коррекцию. Тренер принимает управленческие решения, которые обеспечивают оптимизацию тренировочного и учебно-воспитательного процесса, формируют волевую готовность спортсмена к выступлению на соревнованиях и принимаются в процессе соревнований. Формы управления: планы, наставления, замечания, беседы.
Спортивное совершенствование возможно в условиях регулярного контроля: поэтапного, текущего, оперативного.
Формирующая функция направлена на организацию учебно-педагогического процесса для выработки технико-тактических навыков, развития психических функций, физических качеств и свойств личности.
Гностическая функция связана с сообщением спортсмену знаний и умений, со стимулированием его познавательной активности.
Регулирующая функция способствует оптимизации действий, процессов, состояний личности, организации норм поведения спортсмена. Эта функция наиболее актуальна в условиях психических срывов и при состояниях переутомления.
Воспитательная функция направлена на выработку морально-волевых качеств, нравственных черт характера, самосознания.

Профессиональные аспекты работы тренера

В процессе практической работы тренер должен:
• в равной мере уделять внимание всем членам группы (команды), независимо от их возможностей;
• сочетать коллективные и индивидуальные тренировки;
• оценивать результаты воспитанников, показанные на тренировках и соревнованиях;
• быть достаточно гибким в своих требованиям, но не поступаться убеждениями, идти на компромисс;
• обладать хорошими профессиональными знаниями по спортивной тренировке, по технике и тактике ИВС, по физиологии, биохимии, биомеханике, спортивной медицине, по психологии и педагогике («... ученики простят своим учителям и строгость, и сухость, и даже придирчивость, но не простят плохого знания своего дела» (А.С.Макаренко));
• ставить перед спортсменами реальные цели, прогнозировать будущие результаты;
• разговор об ошибках вести мягко, вежливо, иногда часть вины за плохой результат взять на себя;
• в беседах использовать в основном положительные установки на предстоящие старты;
• помогать спортсмену извлекать уроки из неудачных стартов, находя причины неудач;
• не бояться совершать ошибки, главное вовремя их исправить;
• не опекать спортсменов на каждом шагу – это снижает их уверенность в своих силах;
• не навязывать свое мнение, а убеждать.
Основные компоненты профессиональной тренерской деятельности:
1) руководствоваться интересами дела, общества;
2) наблюдательность и обдуманность в отношениях и поведении;
3) знание своего вида спорта;
4) трудолюбие;
5) разумная требовательность и тренерский такт.

Воспитательные аспекты работы тренера

Тренер это тот человек, который на деле занимается воспитательным процессов, т.е. является педагогом.
Тренер – воспитатель, морально ответственный за своего ученика. Тренер, который на деле занимается воспитательным процессом, должен обратить внимание на следующие обстоятельства:
• тренер является лидером своей группы (команды), следовательно должен сокращать разобщенность, воспитывать уважение спортсменов друг к другу через собственный стиль общения с ними, стремиться к созданию дружного коллектива;
• уметь расположить каждого спортсмена к себе, стараться быть добрым, приветливым и справедливым человеком, тренер может сердиться на учеников, но не должен быть обидчивым, злопамятным, злым и обижать своих спортсменов;
• старайтесь в самых неприятных ситуациях оставаться самим собой, будьте искренни, притворства и фальши воспитанники не прощают;
• используйте методы морального воспитания: личный пример, целенаправленная постановка усложняющихся задач, поощрение и наказание, честность и справедливость, знание своего дела;
• предъявляйте одинаковые требования и внимание ко всем спортсменам;
• будьте организованными, собранными, целеустремленными, требовательными;
• не позволяйте при учениках следующие поступки:
- не спорьте по пустякам с другими тренерами, руководителями, родителями, судьями;
- не курите, не выражайтесь;
- не хвалите, не критикуйте учеников в их отсутствие;
- не давайте хода «небылицам» (фармакология, собственные «победы»);
- не уподобляйтесь «клоуну».

Стили работы тренера

Любой тренер осуществляет свою профессиональную деятельность с помощью определенных приемов и способов, которые в совокупности определяют стиль его деятельности. Стили деятельности дифференцируются в основном на три вида: авторитарный, либеральный, демократический. Часто в деятельности тренера сочетаются компоненты нескольких стилей.
Авторитарный стиль. Тренер строит свои взаимоотношения со спортсменами на основе единоначалия, подавления самостоятельности и инициативности, «железной» дисциплины и беспрекословного послушания. Не допускает обсуждения заданий, не прислушивается к мнению спортсмена (команды). Не адекватно представляет структуру взаимоотношений в группе.
Авторитарность присуща двум типам личности:
1) люди, уверенные в себе, «сильные» характеры. Они никогда не теряют присутствия духа, чувствуют себя незаменимыми, обладают высокой самооценкой, умеют повести за собой, оперативно принимать решения. Но в результате замыкаются на развитии собственного «Я», своей личности, а не личности спортсмена;
2) личность тревожная, скованная, «закомплексованная», с заниженной самооценкой. Такие люди отличаются скепсисом, желчностью, занудливостью, подозрительностью, желанием «защищаться». В этом случае идет постоянный процесс самоутверждения за счет мелкого деспотизма и тирании (лучший вид обороны – нападение).
Внешнее проявление авторитарного стиля – прессинг, а основанием деятельности является доведенное до абсурда тренерское требование. Тренеры – авторитаристы «железно» крепки, но «железно» бездушны.
Либеральный стиль. Тренер предоставляет воспитанникам максимальную самостоятельность, идет у них на поводу, слабо ориентируется в межличностных отношениях, прислушивается к мнению авторитетных учеников. Контроль осуществляется от случая к случаю. Безынициативен и безразличен к своей работе. Для такого тренера характерны: приветливость, сдержанность, тактичность, необидчивость. Из форм общения преобладают: одобрение, уговоры, замечания.
Либерал сам себя жалеет, оказывается главным врагом любых новаций. Либерал часто дезорганизует спортсменов, формирует безответственность и разболтанность. Либеральный стиль есть своеобразное выражение тренерской апатии.
Демократический стиль. Взаимоотношения тренер строит на основе уважения к личности воспитанника, допускает свободу обсуждения заданий и поручений. Прислушивается к мнению воспитанников. Ответственные и срочные дела выполняет сам. Равномерно общается со всеми спортсменами, никого не выделяет. Руководит в форме просьбы, совета, указания, рекомендации.
Личностные качества характеризуются цельностью, требовательностью к себе и к другим, прямотой, тактичностью, отсутствием раздражительности и нервозности. Он справедлив, вежлив, деликатен, доброжелателен, объективен, всегда доступен для контакта. Тренер – демократ всегда защищает спортсмена, слушает и слышит своего ученика, ведет с ним диалог, помогая ему состояться как личность. Он, жизнерадостен, самокритичен, трудолюбив, обладает чувством собственного достоинства.

Авторитет тренера

Успех в педагогической тренерской деятельности во многом зависит от авторитета, который имеет тренер. Авторитет формируется в процессе профессиональной деятельности.
Авторитет тренера – особая профессиональная позиция, определяющая влияние на воспитанников, дающая право принимать решения, выражать оценку, давать советы.
Подлинный авторитет опирается на высокие личностные и профессиональные качества: демократичный стиль общения, эмпатию, способность к открытому общению, позитивную «Я-концепцию», стремление к постоянному совершенствованию, эрудированность, компетентность, справедливость и доброта, общая культура.
Существуют и так называемые ложные авторитеты: авторитет уступчивости, отчужденности, педантичный, авторитет унижения, поучительности, непререкаемый авторитет, авторитет занимаемой должности, учености, сомнительный, хвастуна, скромности, веселости и т.д. Ложные авторитеты взаимосвязаны между собой и редко встречаются в чистом виде.
Каким должен быть настоящий тренерский авторитет?
Главным основанием тренерского авторитета должна быть его тренерская работа, а так же его повседневная жизнь, гражданская позиция и поведение, умение критически себя оценивать.
Слагаемые авторитета:
• начинается авторитет с терпения;
• тренер должен быть членом группы (команды);
• тренер должен иметь профессиональный такт воспитателя;
• он не боится высказать правду в глаза спортивным чиновникам;
• живет естественной жизнью;
• тренер должен знать, чем «живет и дышит» каждый его воспитанник;
• прийти на помощь, дать совет (но помощь не должна быть навязчивой);
• авторитетный тренер живет по принципу: «Делай как я»
Настоящий тренерский авторитет основывается на человеческом факторе, на его знании жизни спортсменов, помощи им и его ответственности за воспитание учеников перед обществом.

Новые образовательные технологии в работе тренера

Физическое воспитание в образовательном учреждении (ДЮСШ) на практике в основном ограничивается развитием физических качеств и обучением двигательным действиям. Существенно отстают те направления, которые связаны с овладением специальными знаниями для поддержания высокой работоспособности и хорошего здоровья. Поэтому не случайно в учебных программах по видам спорта предусмотрен теоретический раздел, формирующий мировоззрение спортсмена для достижения высокого уровня спортивной деятельности, профессиональных и жизненных целей личности.

Таким образом, занятия в ДЮСШ должны отличаться новизной и содержать такие важные компоненты, как:

- расширение двигательного опыта за счет использования разнообразных общеразвивающих упражнений корригирующей и прикладной направленности

- расширение объема знаний воспитанников о разнообразных формах соревновательной и физкультурной деятельности для совершенствования индивидуальных физических и психических способностей.

- формирование у воспитанников потребностей в культуре движений, гармоничном телосложении, крепком здоровье.

- формирование адекватной самооценки личности.

- формирование навыков и умений, утверждающих здоровый образ жизни.

Большую роль в образовательном процессе играет методика оценивания активизации деятельности обучающихся с помощью рейтинговой (балловой) системы, позволяющей стимулировать деятельность воспитанников к более высоким достижениям.

Все занятия должны быть направлены на достижение личностных показателей обучающихся и успешное освоение ими требований учебной программы.

Причины, мешающие успешному усвоению учебной программы:

- недостаточный объем двигательных навыков учеников

- низкий уровень развития физических качеств

- недостаточное развитие волевых качеств, настойчивости и упорства

- низкий уровень активности обучающихся

Хорошие результаты дает метод индивидуальной «отработки» тренировок воспитанниками, пропустивших занятия по той или иной причине.

Основным критерием усвоения учебной программы являются индивидуальные темпы развития двигательных способностей обучающихся, а также полнота приобретенных теоретических знаний.

Новые образовательные технологии разрабатываются и внедряются через авторские методические разработки и модифицированные учебные программы.

Формы внедрения новых образовательных технологий в деятельности ДЮСШ следующие:

- проведение массовых соревнований для юных спортсменов ДЮСШ и учащихся общеобразовательных учреждений, особенно по общей физической подготовке

- организация лекториев для обучающихся и их родителей

- организация и проведение всевозможных конкурсов, стимулирующих деятельность тренеров и воспитанников

- организация и проведение совместной спортивной деятельности молодых специалистов и «наставников»

- профориентация обучающихся старшего возраста в стенах ДЮСШ (прохождение практики)

- самопрезентации, показательные выступления, декады по видам спорта, спортивные фестивали и праздники

- «открытые» занятия и «мастер-классы»

- организация спортивно-оздоровительных групп (сог) по видам спота для детей, имеющих слабое физическое развитие, желающих заниматься физкультурой и спортом

Условия для внедрения в учебно-тренировочный процесс новых образовательных технологий:

- педагогическая компетентность тренера-преподавателя

- наличие материально-технической базы

- создание родительских и попечительских советов

- контакты с родителями по вопросу воспитания ребенка

- устранение вредных привычек и антисоциальных поступков обучающихся

- воспитание спортсменов (чувство патриотизма, коллективизма, ответственности, эмоциональное развитие)

- внедрение в учебный процесс элементарных знаний по анатомии, гигиене, здоровому образу жизни

- повышение ресурса двигательной активности занимающихся.

Залогом успеха в воспитании и образовании здорового подрастающего поколения является тесное взаимодействие тренера-педагога и ученика в контакте с родителями и школой. При этом большое значение имеет само образовательное учреждение (ДЮСШ) с его традициями, уровнем организации тренировочного процесса и досуга, а также педагогическим коллективом, который постоянно повышает свое образование и находится в поиске инновационных технологий в спорте.


Возможный вариант применения технологии обучения в спорте

О современных образовательных технологиях и/или методиках, используемых

тренером-преподавателем по настольному теннису МОУ ДОД ДЮСШ УО г/о Орехово-Зуево

БЕЛЯКОВОЙ СВЕТЛАНОЙ МИХАЙЛОВНОЙ

Современные образовательные технологии и/или методики

Цель использования технологий и/или методик

Описание внедрения технологий и/или методик в практической педагогической деятельности

Результат использования технологий и/или методик

1

Здоровьесберегающая технология

Цели:

- создать благоприятные условия для развития личности каждого воспитанника;

- обеспечить сохранность здоровья воспитанников при проведении учебно-тренировочных занятий и во время участия в соревнованиях;

- приучить воспитанников к ведению здорового образа жизни;

- сформировать у воспитанников необходимость в систематических занятиях спортом.

При планировании и проведении учебно-тренировочных занятий учитываю возрастные особенности воспитанников;

с учетом особенностей каждого этапа подготовки формирую благоприятный психологический фон на занятиях;

распределяю физическую нагрузку с учетом физических возможностей воспитанников; применяю методы и приемы, которые способствуют появлению, развитию и сохранению интереса к занятиям настольным теннисом у каждого воспитанника;

обязательный врачебный контроль за учащимися не реже 2 раз в год, для спортсменов высокой квалификации – диспансеризация;

организация каникулярного отдыха воспитанников.

Здоровьесберегающая технология способствует снижению вероятности травм на учебно-тренировочных занятиях и во время участия в соревнованиях; способствует снижению усталости после значительной физической нагрузки; укреплению здоровья воспитанников и формированию стойкого интереса к систематическим занятиям спортом

2

Технология личностно-ориентированного обучения

Цели:

- признать в каждом воспитаннике неповторимую личность;

- создать условия, позволяющие самостоятельно принимать решения и использовать полученные знания;

- сформировать знания о необходимости систематических занятий физической культурой и спортом;

- обучить воспитанников навыкам и умениям в настольном теннисе;

- сформировать у воспитанников стремление к достижению поставленных целей не только спортивных, но и жизненных;

- сформировать у воспитанников социально-значимые качества (воспитательная работа).

Основой содержания личностно-ориентированного обучения является формирование у воспитанников необходимых двигательных умений и навыков, на базе которых строится учебно-тренировочный процесс.

Личностно-ориентированное обучение воспитанников в учреждениях спортивной направленности – это целенаправленное формирование личности воспитанника посредством его физического развития с учетом его способностей.

Определение уровня физического развития каждого воспитанника с помощью тестов и нормативов.

Определение состояния здоровья воспитанников с помощью регулярных медицинских осмотров.

Технология личностно-ориентированного обучения ориентирует воспитанников на развитие своей индивидуальности.

При применении данной технологии у тренера-преподавателя появляется возможность работы с каждым воспитанником индивидуально, при этом индивидуальная работа ведется в рамках работы со всей учебно-тренировочной группой.

Благодаря данной технологии тренер-преподаватель имеет возможность учитывать индивидуальные особенности каждого воспитанника при планировании и проведении учебно-тренировочного процесса.

3

Проблемное обучение

Цели:

- Создать в учебно-тренировочной деятельности проблемных ситуаций.

- Организовать активную самостоятельную деятельность воспитанников по разрешению специально-созданных проблем;

- Развить у воспитанников необходимы мыслительные и физические навыки, которые позволят решать данные проблемы в соревновательной деятельности.

Основой проблемного обучения является целенаправленное формирование таких условий, при которых воспитанники должны применять умения и навыки для преодоления искусственно-созданных препятствий на пути к достижению поставленной цели.

Технология проблемного обучения дает возможность тренеру-преподавателю определить уровень сопротивляемости воспитанников к условиям, которые могут возникать при участии в соревнованиях.

При планировании и проведении учебно-тренировочных занятий с учетом результатом применения технологии проблемного обучения тренер-преподаватель имеет возможность проводить психологическую работу с воспитанниками, направленную на преодоление сложных ситуаций.

4

Игровая образовательная технология

Цели:

- Развить познавательную активность у воспитанников;

- Повысить интерес к систематическим занятиям спортом у каждого воспитанника;

- Разнообразить занятия различными приемами из других видов спорта;

- Развивать тактическое мышление воспитанников;

- Создать командный дух;

- Увеличить двигательную активность воспитанников;

- Обучить технико-тактическим приемам настольного тенниса;

- Повысить эмоциональность учебно – тренировочного процесса.

При проведении учебно-тренировочного процесса применяю следующие приемы игровой технологии:

включение в учебно- тренировочные занятия не только общеразвивающих упражнений, но и эстафеты, подвижные игры, спортивные игры;

включение в учебно-тренировочные занятия элементов из тактических и технических приемов таких спортивных игр, как бадминтон, волейбол, баскетбол, ручной мяч;

проведение соревнований как внутри учебно-тренировочных групп, так и между группами;

применение принцип системности и связи теории с практикой, принцип наглядности, принцип всестороннего развития личности.

Игровая образовательная технология способствует созданию дружеской атмосферы в спортивном коллективе, при этом позволяет сохранить элемент конкуренции внутри учебно-тренировочной группы;

профилактика сколиоза;

улучшению спортивных показателей;

информированности воспитанников о других видах спорта.

5

Технология разноуровневого обучения

Цели:

- Построить учебно-тренировочный процесс таким образом, при котором воспитанники переходят с одного этапа подготовки на следующий в зависимости от уровня спортивной подготовленности;

- Достигнуть наивысших спортивных результатов;

- Развить чувство ответственности у старших воспитанников по отношению к младшим воспитанникам;

- Воспитать командный дух в спортивном коллективе.

Основой технологии многоуровневого обучения является такой подход к построению учебно-тренировочного процесса в спортивной школе в целом, при котором воспитанник группы начальной подготовки может быть переведен на следующий этап подготовки при достижении им соответствующего спортивного результата вне зависимости от возрастных рамок.

При применении данной технологии подразумевается свобода тренера в планировании и проведении учебно-тренировочного процесса на всех этапах спортивной подготовки.

Технология многоуровневого обучения способствует достижению воспитанниками высоких спортивных результатов, так как при применении данной технологии у воспитанников групп начальной подготовки возникает наглядный ориентир в виде воспитанников групп следующих этапов подготовки.




Литература
1. Сахарова М.В. Требования по подготовке тренера по виду спорта / М.В.Сахарова // Детский тренер. – 2009. - № 2. – С. 67-71.
2. Воронцова М.Э. Профессиональное самосознание как средство формирования компетентности будущих тренеров / М.Э. Воронцова // Детский тренер. – 2006. - № 2. – С. 97-100.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

1. Что включает в себя проектная деятельность учителя физической культуры?

2. Что такое «технологическая карта» учителя физической культуры?

3. Охарактеризуйте качества педагогических технологий.

4. Из каких компонентов складывается профессиональная тренерская деятельность?











Методические рекомендации по технологиям, реализуемые в условиях физкультурно-оздоровительной, тренерской деятельности



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!