Современная математическая наука, так или иначе, вынуждена считаться с основополагающими принципами и условиями современного постиндустриального (информационного общества). В особенности, данный факт относится к математической науке на этапе школьного образования, где интересы учеников представляют собой ключевой фактор потребности в постоянной модернизации методических подходов к реализации математического обучения.
Просмотр содержимого документа
«Методические сложности в реализации математических принципов в средней школе»
Зверева Л.Г., Улитина Л.В.
МЕТОДИЧЕСКИЕ СЛОЖНОСТИ В РЕАЛИЗАЦИИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
Актуальность. Современная математическая наука, так или иначе, вынуждена считаться с основополагающими принципами и условиями современного постиндустриального (информационного общества). В особенности, данный факт относится к математической науке на этапе школьного образования, где интересы учеников представляют собой ключевой фактор потребности в постоянной модернизации методических подходов к реализации математического обучения.
Ключевые слова: методика, методические сложности, математика, математические принципы, средняя школа.
Одной из основных целей математического образования становится мотивация формирования способностей обучающихся к решению практических и интеллектуальных задач [3]. Многообразный характер современных общественных отношений, способен не только формировать предпосылки для развития установленного положения, но также и образовывать платформу, способствующую снижению значимости этого факта. Причиной тому во многом является возникновение разнообразных сложностей при реализации математических принципов; в особенности – в школьном образовании. Обозначим одни из основных принципов математического обучения в школе и продемонстрируем основанные на них проблематики.
1. Доказуемость. Современная практика преподавания не предусматривает выделение большого внимания доказательствам математическим доказательствам и всем операциям, так или иначе с ним связанными. Во многом, этот факт основывается на качественном снижении требований к проверке усвоения доказательной математической базы учениками в различных школьных методах диагностики успешности освоения математики. Вместе с тем, доказательство требует большого внимания как операция по проверке достоверности изученных математических теорем. При невозможности обосновать доказательство знания учеников в дальнейшем могут ставиться под сомнения различными околонаучными фактами, не имеющими прямого отношения к математической дисциплине.
2. Системность и последовательность - в современную эпоху школьникам трудно концентрироваться и глубоко прорабатывать отдельные математические факты. Это является следствием возникновения у них так называемого «клипового мышления», которое эффективным образом себя демонстрирует в игровых методиках преподавания. Учащиеся должны уметь выводить формулы, находить различные способы решения задач, не прибегая к шаблонам [1]. Все это невозможно без последовательной и скрупулёзной работы над математическими фактами и без проработки математического аппарата. Принципы системности и последовательности должны вырабатываться в аспектах преемственности различного уровня обучения научным фактам и постоянной работой с пробелами знаний учеников. При этом, проработка проблем, связанных с нарушением системности и последовательности в усвоении математических фактов, также требует наращивания и темпов самообразования, определяемая как деятельность по познанию культуры, приобщение к ней, а также как творческая работа по развитию личности [2]. Самообразование способствует формировании культурного потенциала ученика в научной математической отрасли при учете факторов педагогического обучения.
3. Преемственность теории и практики - высокий уровень проработки теоретического аппарата науки уступает возможности их быстрого усвоения на практических примерах, что вызывает у школьников сложности в сопоставлении теории и практики. В процессе обучения в школе ученики постепенно переходят от эмпирического к рациональному познанию тех или иных наук; в процессе усложнения образовательного процесса усложняется и понимание вводимых в оборот терминов, которые по мере повышения сложности наделяются все большим и большим количеством научных функций. В результате, со сложностью изучения математической науки возникает степень пробелов в возможности сопоставления математических теорий с конкретными примерами из жизни – средняя школа может рассматриваться как начальный этап в диагностике этой проблемы, поэтому методическая работа по решению этой проблемы в целом по математической науке должна начинаться именно со средней школы.
На основании вышесказанного можно сделать вывод, что возникновение математических сложностей в обеспечении реализации принципов математической науки в средней школе опирается на социальную и культурную стороны математики, затрагивающие во многом междисциплинарный аспект самой науки. Поэтому, решение методических проблем, связанных с установленными принципами, требует детального понимания актуальной социальной и культурологической ситуации в общественной жизни школьников.
Список литературы
Миронов А.Н., Хайртдинова Г.Ф. К вопросу о содержании факультативных занятий по математике в школе // АНИ: педагогика и психология. – 2019. – №2 (27). – С. 162-164.
. Насыпаная В.А Реализация педагогических условий формирования математической культуры обучающихся основной школы // МНКО. – 2021. – №3 (88). – С. 247-249.
Тарасова Т.А. Практико-ориентированный подход в обучении математике // Kant. – 2020. – №3 (36). – С. 397-403.
Zvereva, L. G. The use of modern information technologies as one of the factors of formation of cognitive activity in the lessons of mathematics / L. G. Zvereva, N. V. Kormanenko // Modern Science. – 2018. – No 11. – P. 169-171.