Просмотр содержимого документа
«Методические советы по организации диалога культур во внеурочной деятельности педагога-воспитателя.»
Диалог культур во внеурочной деятельности
Условия для реального диалога культур на уроке литературы:
постижение уникального и общего
формирование эстетической восприимчивости
(развитие потребности и способности в творчестве)
Цель диалога искусств , по мнению А.П.Валицкой, в подростковом периоде – развитие способности рассуждать, устанавливать
причинно-следственные связи, формировать способность к
истолкованию, обобщению, самостоятельной
аргументации суждения; восприятие литературы в ее диалогическом отношении к другим видам искусства на уровне идеи, нравственной проблематики.
Мировоззренческое кино -
увидеть и эмоционально пережить проблемы документального фильма Т.Шахвердиева « О любви» так , чтобы сложились определенный взгляд, мировоззрение.
На этапе работы по выявлению восприятия увиденного работа со значением слова «парадокс»
Говоря об особенностях данного фильма логично будет ввести понятие парадокс.(слайд с определением).Парадоксы нравятся всем, потому что способны удивить человека и заставить его задуматься об абсурдности жизни хотя бы на минуту. Они возникают в разных сферах — математике, философии, лингвистике, науке, а также в личностном развитии. Парадоксы учат нас жить правильно и относиться к многим вещам мудро и рассудительно. Чем парадоксально содержание этого фильма? Парадоксально название фильма: фильм не совсем о любви. Парадокс состоит в том, что герои фильма дети-инвалиды, которые должны быть несчастны, но таковыми они совсем себя не ощущают. Фильм о о любви детей- инвалидов и о любви к детям-инвалидам.
Этап использования элементов диалога культур
Вспомните содержание очерка В.Г.Короленко «Парадокс» и сопоставьте его с содержанием фильма.
Итак, слова “Человек создан для счастья , как птица для полета” автором вложены в уста человека, от рождения, обделенного природой: он без рук, с большой головой на маленьком туловище, с ногами, не способными носить даже такое тело. “Жизнь вообще, в самых мелких и крупных явлениях кажется мне проявлением общего великого закона, главные основные черты которого – добро и счастье. А если нет счастья? Что ж, нет своего – есть чужое, а все – таки общий закон жизни есть стремление к счастью. Только это я и пытался сказать своим парадоксом” В.Г.Короленко.
Сегодня в разговоре о фильме, мы постараемся вывести парадоксы, которые работают в жизни, с помощью процедуры «Взаимопонимание», где обе группы выскажут свое мнение
Этап самостоятельной работы включал деятельность учащихся по развитию речи
Хочу обратить ваше внимание на заповеди счастливого человека, составленные психологами. Задание : заполните таблицу заповедями , ориентируясь на поведение героев фильма
№ | Афоризм | Заповедь |
1. | «Если вы идете сквозь ад — идите, не останавливаясь». Уинстон Черчилль | Никогда не сдавайтесь |
2. | «Два дня в твоей жизни самые важные: день, когда ты родился, и день, когда понял, зачем». Марк Твен | Найдите смыслы в жизни (понять и принять себя) |
3. | «То, что мы получаем, обеспечивает наше существование. То, что отдаем, творит нашу жизнь». Уинстон Черчилль | Откройте свое сердце (любите мир, людей в нем) |
4. | «Лучшее, что вы можете сделать, — поступить правильно. Если это невозможно, то лучшее — поступить неправильно. А худшее — вообще ничего не делать». Теодор Рузвельт | Торопитесь жить (Живите сейчас) |