Методические советы при подготовке школьников к выполнению задания 22 ОГЭ по математике
(Слайд №1)
Задание 22 ОГЭ по математике (2022).
Задание 22 ОГЭ па математике – задание высокого уровня сложности. Для его выполнения от выпускников основной школы требуется свободное владение изученным материалом раздела «Функции и их графики». Это задание рассчитано на обучающихся, изучающих математику основательно (углубленно). Выполнение этих заданий предполагает наличие у обучающегося исследовательских навыков, владения специальными приемами преобразования выражений, умений строить графики функций с помощью преобразований (параллельного переноса, симметрий и деформаций) и т.п.
Требования к выполнению этого задания такие же, как и к прочим задания с развернутым ответом. Решение должно быть математически грамотным, полным, лаконичным. В этом случае оно оценивается 2 баллами. Если в решении допущена вычислительная ошибка, погрешность в терминологии или символике, не влияющая на правильность общего хода решения (даже при неверном ответе) и позволяющая сделать вывод о владении материалом, то задание оценивается 1 баллом. При невыполнении предыдущих требований, решение задания 22 оценивается 0 баллов.
(Слайд №2) При выполнении задания 22 рекомендуется придерживаться следующего алгоритма:
-
преобразование формулы, задающей функцию, и нахождение области ее определения;
-
определение вида и характерных точек графика на каждом промежутке области определения;
-
изображение графика функции на координатной плоскости;
-
исследование графика функции в соответствии с вопросом к заданию;
-
запись ответа.
В ходе подготовки к ГИА для выполнения заданий №11 организуется повторение изученных в основной школе элементарных функций, их графиков и способов построения. Эти знания, конечно же, необходимы и для успешного выполнения.
Подготовка к выполнению заданий 22 проводится, в основном, на консультациях, т.к. в урочное время на эти задания времени, как правило, не достает.
При выполнении этого задания впервые и на нескольких последующих занятиях используем программу ГИС GeoGebra для того, чтобы ученик мог понять суть задания.
В дальнейшем GeoGebra применяется для проверки полученных результатов.
Приведем примеры выполнения задания 22 с использованием ГИС GeoGebra. (Слайд №3)
Пример 1
Постройте график функции
и определите, при каких значениях k прямая
имеет с графиком ровно одну общую точку.
Действуем по приведенному приведённому выше алгоритму.
Преобразуем формулу, задающую функцию, и найдем область ее определения. Для преобразования формулы воспользуемся тождеством
.
(Слайд №4) Формула, задающая функцию, представлена в виде дроби, знаменатель которой не может принимать нулевое значение. Значит, в область определения не входит аргумент, обращающий знаменатель в 0, т.е.
. Таким образом, область определения функции
– все числа, кроме 1.
В программе GeoGebra строим график
в виде пунктирной прямой, подразумевая тем самым, что все ее точки не принадлежат графику исследуемой функции.
Выполняем второй шаг алгоритма (определение вида и характерных точек графика на каждом промежутке области определения).
Преобразованная формула заданной функции имеет вид:
. По ее виду определяем, что графиком функции является парабола, ветви которой направлены вниз (
, вершина находится в точке
, т.к.
. Этой параболе не принадлежит точка
, так как
не входит в область определения функции, и
. График функции
может быть получен из известного графика функции
путем параллельного переноса на
единичных отрезков вниз (или на вектор
).
Шаг 3 (изображение графика функции на координатной плоскости). Демонстрируем эти действия на координатной плоскости (обучающиеся сначала выполняют построения в тетради, затем в GeoGebra) (Слайд №5).
Шаг 4 (исследование графика функции в соответствии с вопросом к заданию).
Чтобы прямая
имела с построенным графиком одну общую точку, нужно чтобы или прямая
была касательной к графику
(и точка касания не равна 1), или прямая
пересекает график
в точке
и в какой-то второй точке.
Случай касания реализуется, когда дискриминант квадратного уравнения
.
.
При этом, если
, точка касания
, а если
, точка касания
.
Для рассмотрения второго случая подставим
в уравнение
. Получим
. При этом дискриминант этого уравнения будет больше нуля, значит, еще одно решение точно есть (Слайд №6).
После получения результатов аналитическим путем продемонстрируем их с помощью ИГС.
Строим график прямой пропорциональности с
. Для задания разных значений параметра
создадим ползунок, с помощью которого будем менять значения параметра, и наблюдать взаимное расположение прямой и параболы (Слайд №7).
Далее меняем значения параметра, и наблюдаем за взаимным расположением прямой и параболы (Слайд №8) . В тот момент, когда параметр
достигает значения
, прямая касается параболы, т.е. графики имеют одну общую точку (Слайд №9) .
Когда параметр
достигает значения
, прямая вновь касается параболы, т.е. графики имеют одну общую точку (Слайд №10) .
В тот момент, когда аргумент принимает значение равное единице (
),
, прямая с параболой имеют одну общую точку (Слайд №11) .
Пятый шаг (запись ответа). Ответ записываем традиционным образом, предварительно прочитав еще раз вопрос задания. Ответ:
.
Наглядная демонстрация поиска ответа на вопрос задания приводит к полному пониманию зависимости значений коэффициентов в формуле, задающей функцию, и расположения графика на координатной плоскости, а также того, что от обучающегося требуется в конкретном задании. С моей точки зрения, параллельное решение задания аналитическим способом и с применением какой-либо ГИС полезно для осмысления школьником хода решения и его результатов.
Рассмотрим еще один пример.
Пример 1
Постройте график функции
, и определите, при каких значениях параметра
он имеет ровно две общие точки с прямой
. (Слайд №12)
Вновь действуем по алгоритму.
Шаг первый (преобразование формулы, задающей функцию, и нахождение области ее определения).
Сначала преобразуем каждое уравнение отдельно.
.
Тогда функция примет вид:
. Область определения
(все числа). Точками
и
она разбивается на три промежутка, в которых функция задается разными формулами (Слайд №13).
Шаги второй и третий (определение вида и характерных точек графика на каждом промежутке области определения; изображение графика функции на координатной плоскости).
На промежутке
функция задана формулой
(квадратичная). График (парабола) может быть получен из графика функции
путем сдвига на 2 единицы влево, т.е. параллельным переносом на вектор
. Учащиеся строят этот фрагмент графика в тетради. Затем тот же фрагмент графика искомой функции строят в программе GeoGebra (Слайд №14).
Далее на промежутке
строят график линейной функции
(фрагмент биссектрисы 1 и 3 координатных углов). Продолжают построение и в GeoGebra (Слайд №15).
Завершаем построение графика еще одного фрагмента линейной функции
на промежутке
в тетради и ГИС (Слайд №16).
Шаг 4 (исследование графика функции в соответствии с вопросом к заданию).
Логичнее начать исследование в программе GeoGebra, так как после этого обучающимся становится понятно требование, содержащееся в вопросе (Слайд №17).
Детальнее процесс исследования с помощью GeoGebra представлен на следующих слайдах.
Если значение параметра
, то график функции и прямая
не имеют общих точек (Слайд №18) .
При достижении параметра значения, равного единицы (
) график функции и прямая
имеют одну общую точку (слайд 19).
При
график функции и прямая
имеют две общих точки (слайд 20).
При
график функции и прямая
имеют три общих точки (слайд 21).
При
график функции и прямая
имеют четыре общих точки (слайд 22).
При
график функции и прямая
вновь имеют три общих точки (слайд 23).
И, наконец, при
график функции и прямая
вновь имеют две общих точки (слайд 24).
После исследования графика функции в соответствии с вопросом к заданию с помощью ГИС, переходим к решению вопроса задания по ими построенному в тетради графику.
Шаг пятый (запись ответа). Ответ:
;
.
Решения подобных заданий с помощью GeoGebra более аккуратны, точны, иногда помогают сформулировать гипотезу для определения способа решения. Накапливая, таким образом, опыт решения задач с параметром с помощью построения графиков уравнений и неравенств, обучающиеся по виду задания представляют графики использованных в заданиях уравнений (неравенств), понимают суть вопроса к заданию (слайд 25) .