Методические способы формирования предметных результатов в школьных курсах истории и обществознания. Типы и виды заданий, обеспечивающих реализацию требований ФГОС ООО к предметным результатам изучения истории и обществознания.
ФГОС представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
«Цель общего образования – формирование разносторонне развитой личности, обладающей высоким уровнем общекультурного и личностного развития, способной к самостоятельному решению новых, еще неизвестных задач».
Отличительная особенность стандартов нового поколения - это их ориентация на результаты образования, причем последние рассматриваются на основе системно-деятельностного подхода к образованию. В примерной программе основного общего образования изложены следующие типы результатов обучения и освоения содержания курса по обществознанию и истории:
- личностные
- метапредметные
- предметные.
Предметные результаты общего исторического образования
Согласно Концепции ФГОС ОО « под предметными результатами образовательной деятельности понимается усвоение обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета,- знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности».
Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учётом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования.
Предметные результаты освоения курса истории на уровне основного общего
образования предполагают, что по его итогам у учащегося сформированы:
- целостные представления об историческом пути человечества, разных народов и государств как необходимой основы миропонимания и познания современного общества; о преемственности исторических эпох и непрерывности исторических процессов; о месте и роли России в мировой истории;
- базовые исторические знания об основных этапах и закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
- способность применять исторических знаний для осмысления общественных событий и явлений прошлого и современности;
- умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую информацию различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; способность определять и аргументировать свое отношение к ней;
- умение работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию;
- уважение к мировому и отечественному историческому наследию, культуре своего и других народов; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Соотнесение элементов учебной деятельности школьников и ведущих процедур исторического познания позволяет определить структуру подготовки учащихся 5—9 классов по истории в единстве ее содержательных (объектных) и деятельностных (субъектных) компонентов. Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
· указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
· соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
· характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
· группировать (классифицировать) факты по различным признакам.
3. Работа с историческими источниками:
· читать историческую карту с опорой на легенду;
· проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
· сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.
4. Описание (реконструкция):
· рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
· характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;
· на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.
5. Анализ, объяснение:
· различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
· соотносить единичные исторические факты и общие явления;
· называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
· раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
· сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
· излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
6. Работа с версиями, оценками:
· приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
· определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
· применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
· использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
· способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).
Предполагается, что результатом изучения истории в основной школе является развитие у учащихся широкого круга компетентностей — социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.
Методические способы формирования предметных результатов в школьных курсах отечественной и всеобщей истории в основной и старшей школе
Формирования предметных образовательных результатов из Примерной программы по истории основного общего образования.
№ | Требования к уровню подготовки выпускников основной школы (1998г.) | Требования к уровню подготовки выпускников основной школы (ФК ГОС 2004г.) | Требования к предметным образовательным результатам (ФГОС ООО 2010 г.) |
1 | «Читать историческую карту с опорой на легенду» | «Показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий» | «Использовать историческую карту как источник информации» |
2 | «Проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках» | «Использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач, сравнивать свидетельства разных источников» | «Проводить поиск информации в исторических источниках» |
3 | Приводить оценки исторических событий (в том числе противоположные), изложенные в учебной литературе» | «Объяснять свое отношение к наиболее значимым личностям, достижениям отечественной и мировой культуры» | «Давать оценку наиболее значительным событиям и личностям» |
Проанализировав требования из нормативных документов предыдущих лет, формулировка сравниваемых положений осталась прежней- это формирование предметных умений и навыков.
Предметные результаты изучения истории формируются на основе соответствующего учебного содержания, которое определено в ФГОС, и использование средств и приемов для изучения данной темы: рассказ, описание, информационное сообщение, характеристика, объяснение, проблемное изложение и т.д.
В перечне предметных результатов изучения истории в основной и средней школе есть новые положения, которые касаются знаний о разных видах исторических источников, приемов работы с ними и итоговых «продуктов» исследователей (арагументы, версии, оценки, реконструкция, концепция и т.д.).
Согласно системно-деятельностному подходу, в предметных результатах изучения истории познавательным умениям отведено больше места, чем знаниям. Познавательные умения используются в способах предъявления обучающимися учебной информации: в учебных текстах, хронологических и синхронистических таблицах, легендах исторических карт, анализе первоисточника. В овладении предметными умениями значимы соответствующие познавательные задания.
Типы и виды познавательных заданий, направленных на реализацию требований ФГОС ОО к предметным результатам изучения истории
Существует несколько научно-методических подходов к класификации познавательных заданий по истории:
1) по уровням познавательной деятельности школьников: репродуктивные, преобразующие, творческие, проблемные;
2) по характеру выполнения: закрытые и открытые;
3) по особенностям содержания и ведущим приемам деятельности: хронологические, картографичиеские, образные, логические, поисковые и т.д.
Возможности предметных заданий просматриваются в проверке и оценке знаний обучающихся. Идеально подходят закрытые задания (тесты).
Тесты- это краткие стандартизированные задания, направленные на выявление и дихотомическую оценку (есть-нет) достижения учеником заданного ГОС уровня предметной подготовки. В курсах истории используются разнообразные виды тестов, которые помогают формировать, корректировать, проверять и оценивать предметные знания и умения школьников. Например:
1. 1. Задания базового уровня. 10кл.: Что из названного относилось к политике военного коммунизма?
А) осуществление всеобщего избирательного права; Б) введение всеобщей трудовой повинности; В) замена продразверстки продналогом; Г) свобода рыночной торговли.
1.2. 6кл.: В какие годы войска монголов, вторгшиеся на Русь, продолжили наступление на другие страны Европы.
1222–1223 гг.; 2) 1237–1238 гг.; 3) 1240–1241 гг.; 4)1279–1280 гг.
Дидактические и диагностические возможности у открытых познавательных заданий больше, чем у тестов.
Открытые задания- задания, направленные на формирование, диагностику и проверку неформализованных компонентов предметной подготовки. Открытые задания не носят стандартизированный характер, поэтому формы предъявления их различны; ценится оригинальный способ подготовки ответа ( содержание, логика, аргументы, форма, стиль и т. д.) Поэтому эталона ответа не существует, а только предъявляются рамочные критерии. Следовательно, существует видовое множество открытых познавательных заданий по истории: образные, творческие, логические ( с условием и без него), проблемные, поисково-информативные, проектные и др.
Критерии диагностики, проверки и оценки предметных результатов изучения истории
Функции контроля, проверки и оценки ответов учащихся разработаны и теоретически, и практически. А диагностика их учебных достижений в соответствии с требованиями ФГОС ОО к многоуровневым результатам общего образования остается «вещью в себе».
Диагностичность — возможность воспроизведения измерения и оценки определенного качества и выявления уровня готовности к определенному виду деятельности.
Задания диагностического типа имеют «прозрачную структуру» условия задания, нацелены на конкретные пердметные, метапредметные и личностные результаты образования; задания способствуют фиксировать динамику развития индивидуальных способностей школьников, а также способствуют саморазвитию и самообразованию.
Таким образом, предметные результаты- это первый лежащий на поверхности слой знаний и умений, который скрывает под собой метапредметные и личностные результаты образования.
Оценка умений и навыков в качестве образовательного результата находит отражение в последней версии Спецификации ( http://www.fipi.ru/oge-i-gve-9/demoversii-specifikacii-kodifikatory) в пакете демонстрационных материалов для подготовки к ОГЭ по истории за курс основной школы 2019 г., в пункте №2 сказано: «Содержание экзаменационной работы определяется на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (приказ Минобразования России от 05.03.2004 No1089) и Историко- культурного стандарта, являющегося частью Концепции нового учебно- методического комплекса по отечественной истории», а также в пункте №3 сказано: «Подходы к отбору проверяемых элементов содержания и конструированию заданий определялись с учетом требований указанных выше нормативных документов, конкретизированных в Примерной программе основного общего образования по истории, и содержат требования как к составу исторических знаний, так и к умениям, которыми должен овладеть обучающийся». Принципиально важно было ... ориентация не только на знаниевый, но, в первую очередь, на деятельностный компонент исторического образования». Далее в Спецификации, в Таблице № 4 «Распределение заданий экзаменационной работы по проверяемым умениям и способам действий (Демо-1(ГОС) и Демо-2 (ФГОС)» читаем, что 9 заданий любого варианта КИМ проверяют умение использовать данные различных исторических и современных источников (пункт №3-текста, схем, иллюстративного, статистического материала) при ответе на вопросы, решении различных учебных задач...».
(№3)-Задание № 4 (Демо-1): Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите царя, упомянутого в отрывке.
«Опричнина получила назначение высшей полиции по делам государственной измены. Отряд в тысячу человек, зачисленный в опричнину и потом увеличенный до 6 тысяч, становился корпусом дозорщиков внутренней крамолы. Малюта Скуратов, т.е. Григорий Яковлевич Плещеев- Бельский, родич митрополита Алексия, был как бы шефом этого корпуса, а царь выпросил себе у духовенства, бояр и всей земли полицейскую диктатуру для борьбы с этой крамолой».
1) Иван III; 2) Иван IV; 3) Фёдор Иванович; 4) Борис Годунов.
(№ 3)-Задание № 6 (Демо-2): Прочтите отрывок из труда историка и укажите правителя, о котором идёт речь. «Царь Фёдор умер. С его кончиной пресеклась династия Ивана Калиты, правившая Mосковским государством на протяжении трёхсот лет. Влияние правителя пошатнулось. Знать мирилась с его властью, пока он вершил дела именем законного царя. Однако в глазах великих бояр он оставался не более чем худородным временщиком.
Претензии правителя на обладание короной вызвали негодование потомков великих и удельных князей. "Временщик" не состоял в кpовном родстве с царём и потому не имел никаких формальных прав на трон».
1) Василий Шуйский; 2) Борис Годунов; 3) Фёдор Мстиславский; 4) Михаил Романов.
( №3)- Задание № 20 (Демо-1-2) проверяет умение работать с картой:
Укажите землепроходца, руководившего экспедицией, которая первой прошла по маршруту,
Е.П. Хабаров; 2) И.Ф. Крузенштерн; 3) В.Д. Поярков; 4) С.И. Дежнёв
Таким образом, выполняя данные задания, испытуемый должен продемонстрировать знания, а не умения.
В требованиях к предметным образовательным результатам ( №6) «Работа с версиями, оценками» можно рассмотреть по алгоритму:
Оценка исторического события 1. Установите причины события. 2. Определите заинтересованность всобытии определенных классов и общественных групп. 3. Определите характер события (антифеодальный, освободительный, реакционный и т. д.). 4. Установите связь с другими подобными событиями. 5. Определите значение: А) для участников события; Б) для последующего исторического события. |
Открытое познавательное логическое задание: сравните положение трех сословий в европейском средневеком обществе ( 6 кл-Всеобщая история) и заполните таблицу:
Сословия | Чем владели? | Какими правами обладали? | Какие обязанности имели? |
«Молящиеся» | | | |
«Воюющие» | | | |
«Работающие» | | | |
Общие выводы о сходствах и различиях | | | |
Критерии проверки письменного ответа, которые в самом учебном процессе выполняют роль объектов изучения и формирования:
предметные знания: понятие «сословие», представления о конкретных сословиях Средневековья, их образе жизни, занятиях, социальном статусе и т.п.;
предметные умения: называть характерные признаки каждого сословия; формулировать ответы на вопросы тематической таблицы; сравнивать однородные факты и выделять общее и различное.
Последнее умение окажется востребованным и диагностируемым, если школьники сделают выводы по всей сравнительно- обобщающей таблице. Это же умение ляжет в основу ответа на проблемный вопрос: «Как вы думаете, почему крестьяне составляли опору средневекового общества, но отношение к ним других сословий было высокомерным и жестоким?»
Критерии проверки устного / письменного ответа на этот вопрос:
-предметные знания: понятия «средневековое общество», «сословие», «крестьяне», «рыцари», «духовенство»; представления о социальном статусе и образе жизни каждого сословия; представления о характере взаимоотношений между ними и его причинах;
-предметные умения: локализировать и анализировать исторические факты в конкретной социально-культурной ситуации; излагать суждения о причинах определенного положения сословий в средневековом обществе; приводить примеры и аргументировать «высокомерное и жестокое» обращение рыцарей и духовенства с крестьянами в контексте определенного исторического времени...
Таким образом, оба задания, логическое и проблемное, связаны с одной и той же учебной темой, их прогнозируемые предметные знания почти одинаковы, а предметные умения различаются. Следовательно, чем выше уровень познавательных заданий, источников и видов деятельности, с ними связанных, тем богаче прогнозируемые предметные и метапредметные результаты, особенно в их деятельностном компоненте. Проследить формирование предметных результатов можно на примере одного из §5 истории России (6 кл.). Расмотрим РП и ТП курса «История России». 6-9 классы под редакцией А.А. Данилова. Пособие создано в соответствии с требованиями Концепции нового УМК по отечественной истории и ИКС, а также ФГОС ООО, которое ориентировано на работу с предметной линией учебников «История России» Н.М. Арсентьева, А.А. Данилова и др. под редакцией А.В. Торкунова мы находим, допустим тему «Становление Древнерусского государства» (6 класс)
Характеристика основных видов деятельности ученика ( на уровне учебных действий) и предполагаемые предметные результаты будут отработаны на уроке истории, изучая данную тему по §5 в учебнике «История России» 6 кл., Ч.1 под ред. А.В. Торкунова. В §5 размещены задания для учащихся:
Данные задания формируют предметные результаты:
- указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий истории (№1): 860 – поход Руси на Константинополь, 882 – захват Олегом Киева, 907 – поход Олега на Константинополь, 911 – договор Руси с Византией,
941 – поход Игоря на Константинополь, 944 – договор Руси с Византией, 964-972 – походы Святослава;
- характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий (№2): Олег. Игорь. Ольга. Святослав Игоревич;
- читать историческую карту с опорой на легенду (№3): Задания «работаем с картой»;
- на основе текста и иллюстраций учебника рассказывать об исторических событиях, их участниках, характеризовать условия и образ жизни, занятия людей (№4): иллюстрации в учебнике к §;
-раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий (№5): государство, монархия, князь, дружина, дань, полюдье, уроки, погосты;
-излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий(№5): назвать главные причины военных походов Олега и Игоря на Византию;
-приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе (№3, №6): документ на с.45+ иллюстрации на с.46 и задание к ним.
(В скобках указаны предполагаемые результаты изучения истории и овладение следующими знаниями, представлениями, умениями. Даты, понятия и термины, персоналии соответствуют ИКС)
Условия формирования предметных результатов обучения:
Организация деятельности учащихся на уроке через технологии деятельностного типа;
включение в содержание урока заданий, направленных на формирование метапредметных результатов обучения на предметном содержании;
обеспечение позитивного отношения учащихся к познавательной деятельности;
Самооценка, оценка.
Исходя из вышесказанного, предметными результатами могут быть названы освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преоб- разованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, форми- рование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах от- ношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
Список источников и литературы
1. Закон РФ от 29 декабря 2012 года No273 – ФЗ «Об образовании».
2. Алексашкина, Л.Н. История. Планируемые результаты. Система заданий. 5–9 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л.Н.Алексашкина, Н.И. Ворожейкина; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2014. – 128 с. – (Работаем по новым стандартам).
3. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории. М., 2003.
4. Данилов А.А. Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6-9 классы( основная школа) : учеб. пособие для общеобразоват. организаций /А.А. Данилов, О.Н. Журавлева, И.Е. Барыкина. - М. : Просвещение, 2016.
5. Историко–культурный стандарт, разработанный рабочей группой по подготовке концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории // http://school.historians.ru/wp- content/uploads
6. "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 г. N 1644).
7. Стрелова О.Ю. 2015. Проблема реализации требований ФГОС ОО к результатам общего образования в школьных курсах истории // Актуальные проблемы преподавания истории и обществознания в обра- зовательных организациях различных типов: Кол. моногр. Ч. 2. Под общ. ред. проф. Л.В. Алексеевой. Нижневартовск: Изд-во НВГУ, 26–42.
8. ФГОС основного общего образования. М., 2011.
9. ФГОС среднего (полного) общего образования. М., 2013
Интернет – ресурсы
http://www.fgosreestr.ru - Реестр примерных основных общеобразовательных программ
http://www.fipi.ru/oge-i-gve-9/demoversii-specifikacii-kodifikatory