СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Методические указания используются на практических занятиях по экономике организаций
государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Чувашской Республики «Межрегиональный центр компетенций –
Чебоксарский электромеханический колледж»
Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики
Методические указания для обучающихся по выполнению лабораторных работ по МДК. 02.01 «Планирование и организация структурного подразделения» раздел 1 «Экономика»
Чебоксары
2018
Шепелина Е.Г., преподаватель экономических дисциплин. Разработка методических материалов для выполнения лабораторных работ на занятиях в учреждениях среднего профессионального образования: Учебно-методическое пособие. - Чебоксары: ГАПОУ ЧР «МЦК ЧЭМК» Минобразования ЧР, 2018. -50 с.
В пособии представлены рекомендации по выполнению лабораторных работ обучающимися в соответствии с требованиями существующих нормативных документов. В работе поднимается проблема , как эффективно и грамотно спланировать и организовать работу структурного подразделения: с помощью методики вопросов в бизнеспланировании; методики описания конкретных ситуации, которые необходимо оценить, проанализировать и дать рекомендации в инвестиционной деятельности и конкурентной среде. С помоцью тестов проверить свой уровень знаний.
Материалы пособия рекомендуются педагогам, ведущим занятия по экономике.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Лабораторная работа №1. Экономические аспекты составления
бизнесплана на предприятии 5
Лабораторная работа № 2. Расчет эффективности инвестиций
Лабораторная работа №3. Выбор наиболее эффективного варианта
ведения бизнеса
Лабораторная работа №4. Определение конкурентных преимуществ
Лабораторная работа № 5.Определение точки безубыточности
ВВЕДЕНИЕ
Экономика предприятия — это наука , изучающая и раскрывающая социально-экономический и административно-хозяйственный механизмы создания необходимых людям материальных благ. Изучение экономики закладывает фундамент практических знаний, необходимых специалисту любой сферы деятельности.
В данной работе рассмотрены вопросы экономической деятельности и связанной с ней организации управления всем коллективом предприятия , так и планирования работы отдельного подразделения вне зависимости от отраслевой принадлежности.
Методика проведения лабораторных работ должна сформировать представление о том ,как происходит планирование деятельности коммерческой организации, по каким показателям можно судить об успешности вашего бизнеса, что такое инвестиции и из каких источников можно получить средства для развития бизнеса. В работе представлены теоретические выкладки и задания для выполнения.
Лабораторная работа №1. Экономические аспекты составления
бизнесплана на предприятии
Цели:
Сформировать у обучающихся представление о бизнеспланировании
Сформировать навыки творческого мышления.
Формировать умения работать со справочным материалом, источниками интернета.
Бизнес-план-это документ, который дает описание основных аспектов будущего предприятия, анализирует все риски, с которыми оно может столкнуться , определяет способы решения этих проблем и отвечает в конечном счете на вопрос:” Стоит ли вообще вкладывать деньги в этот проект, и принесет ли он доходы, которые окупят все затраты сил и средств.”
Бизнесплан состоит из следующих разделов и сводится к ответам на представленные вопросы:
Резюме.
В чем состоит цель предполагаемого проекта?
В какой области и что именно будет делать компания?
Чем компании и/или продукция отличается от существующих на рынке, в чем основные преимущества?
Как именно будет реализован проект (этапы, сроки, последовательность действий)?
Сколько средств необходимо вложить в проект и на каких условиях (формы кредита или участия в прибылях, проценты по кредиту, доля инвестора в акционерном капитале).
Каковы основные источники финансирования проекта (сколько компания может вложить собственных средств, откуда планирует получить дополнительные ресурсы и т.п.).
Какими финансовыми показателями характеризуется проект (сроки окупаемости проекта и возврата вложенных средств, рентабельность, прибыль на вложенный капитал и т.п.)?
Какие риски существуют в проекте (потери вложенных средств, недостижение запланированной прибыли и т.п.), и насколько вероятны различные исходы?
Описание продукции.
Какой продукт предлагает компания для производства и/или реализации в рамках данного бизнес-плана (включая название и краткое описание)?
Какие потребности (настоящие и потенциальные) будут удовлетворяться данным продуктом?
В чем преимущества и недостатки продукта в сравнении с основными конкурентами?
Эту часть описания можно предоставить в виде таблицы
Характеристики продукта | Наш продукт | Конкурент А | Конкурент В |
Преимущества | |||
| | | |
| | | |
Недостатки | |||
|
|
|
|
|
|
|
|
Чем подтверждается качество продукта (ссылки на патенты, сертификаты, мнения экспертов и т.п. документы, которые прилагаются к бизнес-плану)? Соответствует ли он стандартам и другим другим требованиям законодательства?
Что собой представляет «окружение продукта» -торговая марка, упаковка, гарантийное и другое обслуживание и т.п.?
Каковы примерные цены на предлагаемый продукт и принципы их расчета
Маркетинг-план.
Что представляет собой рынок, на который Вы планируете выходить, с количественной и качественной точек зрения?
Какие факторы внешней среды оказывают наибольшее положительное и отрицательное влияние на Вашу компанию и/или выбранное Вами направление бизнеса?
Какой уровень конкуренции на данном рынке, кто является Вашим основным конкурентом?
Какой тип маркетинговых целей по матрице «продукт-рынок» Вы ставите и почему?
На какой целевой рынок Вы ориентируетесь?
Каковы основные сегменты этого рынка и их свойства?
Как предполагаемый Вами продукт удовлетворяет потребности потенциальных потребителей?
Как Вы планируете продвигать свой продукт (включая мероприятия в сфере PR)?
Каким образом Вы планируете организовать сбыт Вашего продукта (включая схемы товародвижения)?
Какую цену на продукт Вы планируете назначить для различных групп потребителей?
Следующий вопрос, который должен быть освещен в плане маркетинга — наиболее значимые положительные и отрицательные факторы внешней среды и их влияние на данный вид бизнеса и компанию.
Положительно влияющие факторы
Факторы | Как использовать их влияние для развития проекта |
|
|
|
|
Отрицательно влияющие факторы
Факторы | Как использовать их влияние для развития проекта |
|
|
|
|
Производственный план
Где будет изготавливаться продукция — на действующим или вновь созданном предприятии?
Какие производственные мощности будут нужны для производства запланированного объема продукции?
Какое оборудование потребуется, каковы источники и формы его приобретения/использования (покупка, аренда, лизинг, перепрофилирование имеющегося оборудования и т.п.)?
Где, у кого и на каких условиях будут приобретаться сырье, расходные материалы, комплектующие и другие изделия, необходимые для производства нашей продукции?
Планируется ли кооперация (совместная деятельность) с другими организациями и предприятиями? Если да, то на каких условиях?
Какова схема производственных потоков (откуда и как поступает сырье, материалы и комплектующие, как они перерабатываются в в продукцию до момента передачи ответственности за нее сбытовым подразделениям или покупателю)?
Каковы возможности дополнительного использования оборудования (переналадки при изменении ассортимента, дополнительной нагрузки для выпуска другой продукции и т.п.)?
Как будет обеспечиваться контроль качества готовой продукции?
Какова будет система переработки отходов, и что необходимо предпринять дя защиты окружающей среды?
Управление и организация.
Юридический статус проекта — какая организация необходима для реализации предлагаемого Вами бизнес-плана (новая, старая, новое подразделение в старой организации и т.п.), где и как она будет зарегистрирована, форма собственности, доли и другие условия участия сторон и т.п.
Организационная структура (особенно если проект связан с большим количеством людей или организаций) — для выбора оптимальной структуры Вам придется, наверное, еще раз заглянуть в Рабочие тетради по менеджменту.
Персонал — сколько и каких специалистов для реализации ваших планов, их обязанности, полномочия и ответственность, формы и размеры оплаты труда, способы оформления отношений (включение в штат, заключение трудовых соглашений, договоров поручения, подряда и т.п.).
Финансовый план.
Общий объем вложений в проект, их источники и распределение по времени. Это важно, так как деньги обычно не лежат в «чулке», а работают в других проектах, на фондовых и валютных рынках, и инвестору нужно знать, когда и сколько ресурсов ему потребуется извлечь для реализации Вашего бизнес-плана, если он примет решение о его финансировании.
Структура вложений. Мы уже говорили, что инвестор может вкладывать не только деньги, но и другие ресурсы, например, оборудование, помещение или землю. Поэтому ему необходимо представлять, какие ресурсы нужны для реализации проекта, чтобы более рационально ими распоряжаться. Например, у инвестора есть свободные офисные помещения, за которые он платит арендную плату, предположим, 50 долларов за квадратный метр в год (за счет большой площади аренды, длительного контракта или удачного использования личных связей), а Вы в бизнес-плане оцениваете стоимость необходимых Вам помещений того же класса в 100 долларов за кв. метр в год. Разумеется, инвестору выгоднее предоставить Вам свободные помещения, чем вкладывать деньги в оплату офиса, который Вы будете снимать в другом месте. Вывод — если Вы не знаете всех возможностей инвестора, не ограничивайтесь в финансовом плане только денежными средствами, а предоставьте относительно полную картину Ваших потребностей в ресурсах.
Лабораторная работа № 2. Расчет эффективности инвестиций
Цели:
Сформировать новые понятия у обучающихся.
Обучить студентов выполнять задание по образцу
В самом широком смысле под инвестициями понимают любое вложение значительных финансовых средств в расчете получить их прирост в отдаленном будущем. Инвестированный капитал поступает из двух источников:
собственных средств предприятий (прибыль, амортизация и другие);
привлеченных средств (чужих сбережений).
1. Собственные средства:
1) уставный капитал;
2) прибыль от основной деятельности и иных операций;
3) амортизационные отчисления;
4) резервный фонд;
5) резерв предстоящих платежей и расходов.
2. Привлеченные средства:
1) кредит;
2) выпуск ценных бумаг;
3) долевое участие;
4) совместные предприятия.
3. Иные источники.
Однако, развиваться исходя только из собственных средств предприятию очень трудно, денег всегда не хватает, что замедляет темпы развития. Поэтому обычной практикой в инвестиционной политике предприятия является привлечение средств из иных источников. Как видно на схеме, это могут быть кредиты (государственные и частные), долевое участие или создание совместного предприятия. Выпуск ценных бумаг тоже служит способом привлечения средств. Кроме того, существуют такие источники средств как лизинг, внебюджетные фонды, государственные и региональные субсидии. На схеме они обозначены как "Иные источники".
Возьмем простой пример. Допустим, вам предлагают вложить свои деньги в производство самоваров: Условия вложения денег приведены в таблице.
Год | Инвестиции | Поступления от инвестиции |
2000 | 5000 | - |
2001 | - | 1500 |
2002 | - | 3500 |
2003 | - | 1400 |
ИТОГО: | 5000 | 6400 |
Вы отдаете свои 5000 рублей и в течении трех лет получаете деньги обратно в виде порций, которые указаны в таблице (в колонке "поступления от инвестиций").
Примем, что альтернативная стоимость ваших вложений - 10%, т.е. у вас в городе есть надежный банк, который готов вам платить 10% годовых, если вы отнесете туда свои деньги. Если вы забыли понятие "альтернативой стоимости", у вас есть возможность повторить Рабочую тетрадь 2.
Соответственно, чтобы вложить деньги в производство самоваров, вы должны надеяться получить больше, чем от размещения денег в банке, как быть? Отнести деньги в банк или вложить в самовары? Выгоднее ли условия, которые предложены производителями самоваров, и насколько?
Давайте считать. Формально, если вложиться в самовары, сумма ваших денег возрастает на 1400 рублей в течение трех лет. Но деньги с каждым годом дешевеют, да к тому же и выплаты распределяются не равномерно по годам. Чтобы подсчитать свою выгоду точно, действовать будем так:
1. Год, в котором мы вложили деньги в самовары, обозначим "нулевым годом"; годы, в которые деньги будут к нам возвращаться соответственно - первый, второй и т.д.
2. Поскольку деньги дешевеют со временем (сегодня за 5000р. можно купить мотоцикл, а через три года хотя бы удалось купить мопед), мы не можем напрямую сравнивать деньги, которые отдаем сегодня, с теми, которые нам вернут завтра. Значит, нам надо привести деньги из разных временных периодов к одному знаменателю. В качестве базы для сравнения возьмем нулевой год, т.е. тот год, когда мы инвестировали свои деньги, и будем измерять ценность денег вех других периодов по отношению у этому году.
3. С помощью коэффициента дисконтирования мы вычислим ценность каждой порции денег, возвращаемой нам по годам. В Рабочей тетради 5 вы знакомились с понятием "учет дисконтированной стоимости при расчете долгосрочных инвестиций". Ниже мы разберем это на нашем примере.
4. Теперь можно суммировать значения всех денег, полученных в течение трех лет, но не в абсолютных значениях, а в значениях, приведенных к стоимости нулевого года. Эти значения называются экономистами "приведенной стоимостью" денег, часто эти значения называются также "кущей стоимостью"или "сегодняшней стоимостью". В этих выражениях отражается та мысль, что инвестор или кредитор отдают деньги "сегодня" (в текущий момент), т.е. более дорогие деньги, нежели получат в будущем.
5. Полученную приведенную стоимость денег по годам уже можно сравнивать между собой и, сложив вместе, сравнивать с теми деньгами, которые вы вложили, чтобы получить прибыль.
Теперь разберем на нашем примере, как коэффициент дисконтирования, основной смысл которого - показать, насколько со временем уменьшится стоимость денег. Для начала нам необходимо разобраться в том, что такое "приведенная стоимость" на примере вложения ваших денег в банк. Вложив 5000 рублей в банк на год под 10%, вы получите через год 5500 рублей, не так ли? А какова ценность этих 5500 рублей сегодня (т.е. в год вложения = "нулевой год")?
Естественно, ценность их равна тем деньгам, которые надо вложить в нулевом году, чтобы получить сумму в 5500 рублей потом. Итак, сумма денег в 5500 рублей, которые можно получить в следующем году, стоит сегодня 5000 рублей. 5000 рублей и есть приведенная стоимость денег следующего года, равных 5500 рублей. Интересно, какую сумму мы получим в банке, если оставим там деньги на три года под так называемые сложные проценты (учитывающие накопления суммы в каждом году)?
Получив за первый год сумму в 5500 рублей и оставив ее еще на год, мы получим:
5500 р. + 550 р. = 6050 р.
Оставим полученную сумму денег еще на год и получим:
6050 р. + 605 р. = 6655 р.
И так, вложив 5000 рублей на три года в банк под 10% годовых, мы получим в конце этого периода сумму 6655 рублей. Вроде бы неплохо! Но много это или мало в сравнении с выгодами от вложения в самовары? Посмотрите в данные таблицы (Рис. 7) - по расчетам, вы за все три года получите от вложений в самовары сумму в 6400 рублей, а в банке за этот же период вы будете иметь 6655 рублей! Пока мы не берем в расчет такой важный фактор, как степень риска вложений - согласитесь, что вероятность потери денег, вложенных в банк и в бизнес, может существенно отличаться.
Задание
ответьте на вопрос, куда выгоднее вложить деньги - в банк или в самовары, Помните формулу коэффициента дисконтирования, ?
m0 = mt / (1 + i)t ;
где: - приведенная стоимость,
- сумма денег на период "t", приведенную стоимость которых надо вычислить,
i - дисконтная ставка, выраженная в десятичном виде,
t - порядковый номер периода в будущем.
Давайте воспользуемся этой формулой, чтобы доказать себе и другим, что в самовары выгоднее вложиться, нежели хранить деньги в банке под 10% годовых, даже если начисляются сложные проценты.
Сначала посчитаем приведенную стоимость денег, которые мы можем получить в банке за трехлетний период.
В нашем случае:
mt = 6655 р;
i = 0,1- т.е. значение дисконтной ставки делим на 100 (в нашем случае период при ставке в 10% равняется:
m0 = 6655 / (1+0,1)3 = 5000
Теперь давайте посчитаем, какие выгоды нас ждут, если мы вложим деньги в самовары. Поскольку в разные годы мы получим различные суммы, мы считаем не за весь трехлетний период сразу (как в случае с банком), а по годам отдельно. Сначала рассчитаем приведенную стоимость денег, которые мы получим в первый год:
m10 = 1500 / (1+0,1) = 1363,6
Теперь сделаем расчеты для денег, которые вернутся через 2 и 3 года по отношению к нулевому периоду:
m20 = 3500 / (1+ 0,1)2 = 2892,6
m30 = 1400 / (1+ 0,1)3 = 1051,8
Дальше уже совсем просто, давайте сложим приведенные суммы денег, которые мы получим за три года:
1363,6 + 2892,6 + 1051,8 = 5308
Итак, сумма денег в 5308 рублей называется приведенной стоимостью будущих потоков денежных средств, вложенных в самовары. Эту сумму теперь можно сравнить с вашим первоначальным вложением в 5000 рублей:
5308 р. - 5000 р. = 308 р.
Разница между вложенной суммой денег (5000 р.) и приведенной стоимостью полученных денег в будущие периоды называется "чистая приведенная стоимость" вложений в проект, связанный самоварами. В нашем случае это 308 р.
Когда инвесторы решают, вкладывать деньги в какой - либо проект или нет, они считают чистую приведенную стоимость этого проекта, ориентируясь на ставку дисконтирования, которая определяется по годовым процентным ставкам, которые предлагают доступные для вложений банки.
Лабораторная работа № 3.Выбор наиболее эффективного варианта
ведения бизнеса
Цели: Сформировать у обучающихся представление о том, чем занимаются маркетологи на предприятии
Представьте себе, что вам предстоит заняться маркетингом наручных часов. Первый вопрос, который вам предстоит разрешить, это — какие именно часы и среди каких категорий покупателей будут пользоваться спросом?
Каждое изделие часовой промышленности обладает определённым набором характеристик, которые потенциальный покупатель (потребитель) оценивает, исходя из собственных требований к изделиям подобного рода, а также на основе личного опыта обращения с такими изделиями.
Важнейшими характеристиками наручных часов являются:
точность хода
противоударное устройство
пылеводонепроницаемость
автоматический подзавод
сигнальное устройство
другие дополнительные устройства и функции
дизайн
элементы и свойства украшений
размеры и форма корпуса
вес
престижность
Ряд характеристик (как и указанная ранее точность хода) имеет несколько вариантов реализации: наличие календаря с информацией различных степеней подробности; размер и форма корпуса; цвет и яркость циферблата; цифры или заменяющие их знаки; наличие и масса драгоценных металлов и камней и др.
Важность каждой характеристики для потребителя оценивается следующими категориями и величинами: «необходимо» - 2, «желательно» - 1; «безразлично» - 0.
Вопросы и задания
Выберите 6 — 8 основных характеристик наручных часов и при необходимости отдельно задайте различные варианты их осуществления.
Разработайте схему вопросов по оценке значимости выделенных характеристик и инструкцию к процедуре ответов на них.
Проведите анкетирование своих ровесников, обработайте материалы и представьте их результаты отдельно для потребителей женского и мужского пола.
Сегментация рынка.
Ситуации
Фирма "Монсенто" решила создать собственное производство продуктов питания из картофеля.
Оценка рыночных возможностей
В регионе имеется 6 заводов и цехов по переработке картофеля, общей мощностью 9600 т в год. Урожайность картофеля регионе составляет 4-6 млн т в год. Существующие мощности то недостаточны для переработки картофеля в необходимую для населения продукцию. Степень удовлетворения спроса составляет 6-10%.
Конкуренция
Основными конкурирующими товарами являются замороженные картофелепродукты производства Польши, Венгрии чипсы производстваГермании. Поставляют эту продукцию совместные коммерческие фирмы. Поставки носят периодический бессистемный характер. Продукция отечественных предприятий поступает в розничную сеть в некачественной упаковке плохим полиграфическим исполнением (картофельное пюре —- полиэтиленовых или бумажных мешках). Поставка продукции носит сезонный характер.
Позиционирование товара на рынке
Исследование рынка показало, что целесообразно построить завод по производству продуктов из картофеля: картофеля гарнирного, биточков и клецок картофельных, вареников картофеля хрустящего, сухих завтраков, сухого картофельного пюре в виде хлопьев и крахмала картофельного. За счет изготовления данной продукции будет на 45-50% удовлетворена потребность региона.
Определенная часть изготовленных продуктов будет поставлена на другие рынки.
Фактор коммерческого риска
Руководство фирмы "Монсенто", оценивая в целом положительно идею создания завода по производству продуктов из картофеля, видит ряд факторов, негативно влияющих на эффективную деятельность будущего предприятия. Среди них:
отсутствие в торговой сети достаточного количеств холодильников;
отсутствие необходимых транспортных средств;
сезонные колебания спроса на продукцию;
срывы в поставках упаковочных материалов.
Вопросы:
Достаточно ли информации для обоснования целесообразности производства нового товара?
Целесообразно ли фирме самостоятельно открывать новое производство или привлечь партнеров?
Как и кому следует продавать новую продукцию?
Следует ли фирме провести сегментирование продуктов?
Назовите возможные признаки сегментирования.
Как следует позиционировать новые продукты?
Ценовая политика предприятия
Тест
1.Максимальная цена товара определяется:
А)величиной спроса на товар
Б) Максимальными претензиями на прибыль, существующими в данной отрасли производства
В)Ценами конкурентов на аналогичный товар
Г) Наивысшим уровнем совокупных издержек
2. Может ли спрос на конкурентном рынке быть эластичным по цене?
Нет Б) Только на рынках совершенной конкуренции
Может Г) Может, если эластична цена
3.Какие расходы фирмы относятся к постоянным издержкам?
Расходы на сырье Б) Расходы на упаковку товара
Расходы на аренду помещения Г) Расходы на рекламу
4.Как называется подход к ценообразованию, когда фирма устанавливает разные цены для потребителей в разных концах страны?
Дискриминационный Б) Демографический
Географический Г) Региональный
5.Продавцы двигаются по кривой спроса, повышая или понижая свою цену при:
Монополистической конкуренции Б) Неценовой конкуренции
Ценовой конкуренции Г) Эластичном спросе
6.Чем определяется минимальная цена товара?
Издержками фирмы Б) Спросом на товар
Предложением товара Г) Эластичностью спроса
7.Уровень производства и продажи товара, при котором фирма не получает ни прибылей, ни убытков, называется?
Точкой рентабельности Б) Порогом рентабельности
Точкой застоя Г) Порогом издержек
8.Какой фактор относится к ценовой конкуренции?
Продвижение Б) Упаковка
Цена Г) Доставка
9.Как называется стратегия ценообразования, при которой осуществляется продажа товара по цене ниже себестоимости, для при влечения потребителя?
Стратегией издержек Б) Стратегией спроса
Стратегией неокругленных цен Г) Ценовым лидерством
9.Как называется установление цены, при которой фирма предлагает потребителям скидки за покупку товара в больших количествах, чтобы увеличить объем реализации?
А) Сниженная цена Б) Цена лидерства
В) Цена на массовые покупки Г) Неокругленная цена
10.Как называется цель фирмы - максимизировать доход, который получает продавец от реализации всех товаров за вычетом расходов?
Максимизация относительной прибыли Б) Максимизация абсолютной прибыли ,
Обеспечение сбыта Г) Удержание рынка
11.Цена, указанная в оферте, называется:
Базисной ценой Б) Номинальной ценой
Ценой предложения Г) Рыночной ценой
12.На каком конкурентном рынке цена определяется точкой пересечения кривых спроса и предложения?
Монополия Б) Олигополия
Монополистическая конкуренция Г) Совершенная конкуренция
13.На каком конкурентном рынке возможна «война цен»?
Олигополия Б)Монополия
Совершенная конкуренция Г) Монополистическая конкуренция
14.Какие издержки в расчете на единицу продукции остаются неизменными, но зависят от числа произведенных единиц товара?
Постоянные издержки Б) Переменные издержки
Фиксированные издержки г) Издержки аренды помещений
15.Если под влиянием небольшого изменения цены спрос почти не менялся, то
Спрос единичный Б) Спрос эластичный
Спрос частично эластичный Г) Спрос неэластичен
16.В каком случае фирма может только запросить цену ниже чем у конкурентов?
Качество товаров выше чем у конкурентов Б) Товар аналогичен товару конкурентов
Качество товаров ниже чем у конкурентов
Г) Товар конкурентов уникален
17.Систематический сборник цен на продукцию фирмы, предлагаемый покупателям, называется:
Буклет фирмы Б) Справочник
Прейскурант Г) Листовки
18.Как называется выработка фирмой установок относительно своего желательного ценового образа, предоставления скидок с цены и принятия соответствующих мер в ответ на ценовую деятельность конкурентов?
Стратегия фирмы Б) Политика цен фирмы
Тактика цен фирмы Г) Психология ценообразования
19.Факторы, влияющие на установление цены:
состояние складских запасов
Б) степень обновления ассортимента
бенчмаркетинг
Г) государственное регулирование
20.Как называются скидки, под которыми понимают уменьшение цены для покупателей, которые оперативно оплачивают счета?:
Сезонные скидки Б) Скидки за платеж наличными
Функциональные скидки Г) Зачеты
Рынок услуг. Ситуации
"Палас" -— небольшой отель на островке в Карибском море. В нем нет ни телевизоров, ни газетного киоска, есть только один телефон. Глядя на океан с пляжа, примыкающего к отелю, гости могут видеть волны, разбивающиеся о рифы, — прекрасное место для рыбалки и подводной охоты. Рекламные брошюры отеля обещают туристам отдых от стресса деловой жизни в этом тропическом раю, о прелестях которого они могут судить по фотографиям бунгало и пальм.
Но когда гости приезжали в этот рай, первое впечатление разительно отличалось от образа, созданного рекламой. Отель состоял из главного корпуса (регистратура, ресторан и бар — на первом этаже, комнаты для гостей — на втором), дома для сотрудников и двенадцати бунгало для гостей. Родитель автобуса, доставляющего отдыхающих, высаживал их меж ду главным корпусом и домом для сотрудников. Вместо морских просторов гости вынуждены были созерцать дверь кухни, свисающие с бельевой веревки простыни и ремонтирующуюся машину. Администрация отеля не слишком заботилась о том, какое у гостей будет первое впечатление. Сами сотрудники выросли на острове и поэтому принимали вид на море как должное. Подъезд к отелю был спроектирован так, чтобы обслуживающему персоналу было удобно таскать чемоданы гостей. Руководство и не задумывалось о том, что многие из гостей на острове впервые и настроены на иной прием. И поток клиентов стал уменьшаться. Необходимо было что-то предпринимать. Директор отеля пригласил консультанта по маркетингу и попросил его совета.
Вопросы и задания:
Поставьте себя на место консультанта по маркетингу и подготовьте доклад для директора отеля, в котором:
Проведите анализ сложившейся ситуации.
Охарактеризуйте специфику маркетинга услуг.
Внесите рекомендации по улучшению сложившейся ситуации в отеле.
Оцените свои рекомендации с позиции современного маркетинга.
Лабораторная работа №4. Определение конкурентных преимуществ
Цели:
Сформировать понятия конкуренции и рыночных конкурентных структур.
Добиться от обучающихся самостоятельного вывода о принадлежности организации к той или иной конкурентной структуре
Конкуренция-борьба производителей товаров и услуг за лучшее удовлетворение требований покупателей, а также соперничество покупателей за приобретение нужных им товаров.
Плюсы конкуренции:
- высокий уровень мотивации на изготовление полезной и качественной продукции;
- противодействие монополизму и, как следствие, снижение цен.
Минусы конкуренции:
- конфликты;
- нестабильность;
- сокращение рабочих мест.
Виды конкуренции:
- эффективная и неэффективная;
-добросовестная и недобросовестная;
-внутриотраслевая и межотраслевая;
-национальная и международная;
-официальная и теневая.
По отношению между предприятиями конкуренция бывает:
1)Чистая конкуренция – возникает тогда, когда на рынке присутствуют сотни, и тысячи продавцов или производителей одинаковой продукции, каждый из которых выпускает незначительную долю от общего количества продукции данного вида и не оказывает существенного влияния на совокупное предложение, на опрос и цену товара.
Чистая конкуренция наиболее благоприятна для общества, т.к. производство нужной продукции осуществляется наименее дорогим способом, с использованием минимума ресурсов, на продукцию устанавливаются самые низкие цены. В такой ситуации для успеха производителю необходимо создать надежную деловую репутацию и продавать товары по низким ценам.
Черты истой конкуренции характерны в основном для мелкого сельского хозяйства, фондовой биржи, рынка иностранных валют.
Пример: Выпал урожайный грибной год. Вы набрали столько грибов, то семья «отъелась». Заготовлены грибы сушеные, соленые, маринованные… А грибы все идут. Вам пришла в голову идея – подзаработать на продаже свежих грибов. И вы отправляетесь с утра пораньше с корзиной, полной отборных даров леса, на грибной базар. Продавцов на базаре – тьма! Покупателей – тоже. Грибы у всех как на подбор, просто глаза разбегаются! Интересно, по какой цене продавать? Вам, конечно, с вашей одной корзиной не изменить ценовую ситуацию, которая стихийно сложилась для примерно продавцов свежего грибного товара. Остается только прислушаться к ценам, называемым бабушкой-соседкой, согласиться с ними.
Вывод: для чистой конкуренции характерны очень большое число фирм - участниц, стандартизированный продукт, стандартизированный продукт, отсутствие контроля над ценой, свободный вход и выход из отрасли, отсутствие неценовой конкуренции.
2)Монополистическая конкуренция – возникает, когда на рынке не очень много (десятки) продавцов похожей, но не идентичной продукции. Каждый выпускает хоть и незначительную часть продукции, но достаточную для того, чтобы ограничивать воздействие на совокупное предложение, спрос и цену.
Именно дифференциация продукта – главный документ в условиях монополистической конкуренции.
Признаки монополистической конкуренции наблюдается в розничной торговле, легкой промышленности (производство одежды, обуви и т.п.).
Пример. Представим, что вы «доросли» до сознания собственного предприятия. Вы, конечно, директор, а ваши мать и сестра – главные специалисты по швейному делу. Ваш основной продукт – это женские шерстяные костюмы для весенне-летнего сезона. Вы готовитесь к участию в большой сезонной выставке-распродаже верхнего ассортимента для весны и лета. Вы изучаете рынок и узнаете, что конкурирующих с вами фирм не очень много, но достаточно. В выставке собираются принимать участие еще 25, в основном, семейных фирм, которые тоже специализируются на женских костюмах. Как победить? Договориться о цене невозможно: фирм много, и вы не знакомы с их руководством. Несколько попыток подобного рода с известными вам фирмами ни разу не к чему не привели. Даже фирмы, с которыми у вас уже сложились определенные партнерские отношения, занимают конкретную позицию и сохраняют коммерческую тайну по всем вопросам, касающимся продукции для предстоящей выставки.
Вы принимаете решение: главные усилия вашей фирмы будут сосредоточены на дифференциации вашего продукта (женских шерстяных костюмов) в области качества отделки и некоторых уникальных деталей кроя, а также на радиорекламе именно этих преимуществ изделий вашей фирмы. Мероприятия, проведенные в производстве рекламы и сбыта, приносят вам ощутимый успех. Ваша продукция пользуется спросом. Вы даже позволили себе несколько увеличить цену. В данном случае вы принимали участие в отношениях монополистической конкуренции и выбрали правильный путь, сосредоточив все усилия на дифференциации вашего продукта по качеству деталей и на рекламе его улучшенного качества как одной из форм неценовой конкуренции.
Вывод: для монополистической конкуренции характерны относительно большое число фирм-участниц, существенная дифференциация продукта, ограниченный контроль над ценой, легкий вход и выход из отрасли, наличие неценовой конкуренции.
3)Олигополистическая конкуренция – возникает, когда на рынке господствует несколько крупных производителей, каждый из которых контролирует значительную часть предложения, спроса и цены на тот или иной товар. Олигополии взаимозависимы, и их ценовое поведение тяготит к согласованию назначению и изменению цены. При этом высокие и е очень гибкие.
Олигополия охватывает производство важнейших металлов, отрасли машиностроения, электрики, электротехники, электронной промышленности, производство автомобилей и т.п.
Пример. В качестве примера можно рассмотреть организацию авторемонта легковых автомобилей в вашем городе. Практически почти любой вид ремонта модно сделать на каждой станции технического обслуживания. Однако между этими станциями имеются различия в уровне технического обслуживания. Учитывая это, цена по кузовным работам, например, на первой станции должна бы быть 100 руб., на второй - 150 руб. Между тем станции технического обслуживания всего две на весь город. Это весь выбор для автолюбителя, и цена по кузовным работам уже год держится на уровне 170 руб. Налицо ситуация сговора между «СТО» по поводу цен на оказываемые услуги.
Вывод: для олигополистической конкуренции характерны наличие нескольких фирм участниц, сочетание стандартизированных и дифференцированных продуктов, значительный контроль над ценой, ограниченный вход в отрасль, наличие неценовой конкуренции.
4) Чистая монополия – возникает при наличии на рынке товара, не имеющих полноценных заменителей, выпускаемого одним производителем. Этот товар является уникальным, его ничем нельзя заменить. Фирм – монополист контролирует предложение, спрос и, по существу, диктует цену на продукцию. Она чаще прибегает к созданию искусственного товарного дефицита для увеличения цены.
Черты чистой монополии встречаются у местных предприятий в небольших населенных пунктах с одним универмагом, одной телефонной станцией, одной коммунальной службой и т.д.
Пример. Допустим, что вам пригодились уроки столярного ремесла в школе, и вы начали изготавливать дома довольно неплохие вещи. Купив доски, фанеру, требующиеся детали и фурнитуру, вы смастерили 50 прекрасных ящиков для инструмента. Ящики можно переносить, весь инструмент разложен по особым ячейкам и закреплен, что очень удобно для домашних и дачных поделок. Воспользовавшись услугами родителей с автомобилем, вы доставили произведенные ящики на действующую ярмарку столярных изделий. Вы заранее обдумали цену продажи – 25 руб. за ящик. На ярмарке после знакомства с выставленными товарами вы убедились, что являетесь монопольным продавцом. Ни у кого больше таких ящиков нет, и покупатели уже выстраиваются в очередь. Пора назвать цену. Вы в уме добавляете еще 5 руб. – берут. Через пол часа вы решаете продавать по 35 руб., но ящики все равно благополучно разбирают. Все продано. Через неделю готова следующая партия ящиков для продажи. Вы хотите продать их по цене не ниже 45 руб. Но покупатели думают, по-видимому, что цена высока. А что если часть ящиков не выставлять сразу, а оставить в коробках под прилавком. Покупатели, видя, что осталось только 10 таких прекрасных ящиков, забирают их по вашей новой цене.
Итак, вы брали на ярмарке в роли чистого монополиста по продаже ящиков для инструмента и сумели монопольно повысить цену на свой товар и удержать её в дальнейшем «путем манипуляции предложения товара».
Вывод: для чистой монополии характерно наличие всего лишь одной фирмы, производящей уникальный продукт. Фирма осуществляет значительный контроль над оценкой своего продукта; делает все, чтобы не допустить новую фирму в отрасль своей деятельности, т.е. блокирует свою отрасль; коммерческая реклама продукта почти не осуществляется, т.е. неценовая конкуренция не ведется.
Методы ведения конкурентной борьбы:
-ценовой метод;
-неценовой метод;
Ценовой метод осуществляется в условиях относительно медленного изменения спроса. Этот метод малоэффективен, так как конкурент может предпринять ответные шаги.
Неценовой метод заключается в выделении товара среди товаров – конкурентов и придании ему уникальных свойств(например, усовершенствование товара, повышение качества). В неценовой конкуренции значительное место занимает поиск и последующее рекламирование своего товара, торгового знака, марки; организация сервисного и послепродажного обслуживания и других дополнительных услуг. Неценовой метод конкуренции более эффективен.
Чем меньше фирм обеспечивают совокупное предложение товара, тем мощнее и тем более сильное давление оказывают друг на друга. И наоборот, чем больше фирм на рынке, тем слабее они как конкуренты и тем меньше давления оказывают друг на друга.
Интенсивность конкуренции определяется по формуле:
= ,
где n – количество конкурентов на данном рынке.
Недобросовестная конкуренция. Согласно Парижской конвенции по охране промышленной собственности под недобросовестной конкуренции понимается любое действие, противоречащее честным традициям ведения дел, т.е. распространение ложной информации; использование чужого товарного знака; производство товаров, имитирующих изделие других фирм, и т.д.
Задачи для самостоятельного решения.
Задание 1.
В ограниченном районе около 30 фермеров выращивают картофель. Кроме них в этом районе картофель не выращивают и не продает. Каждый из фермеров занимается картофелеводством в одиночку, «на свой страх и риск». Проблемы у них общие; высокие издержки, поиски улучшенных сортов, плохие хранилища, зависимость от транспорта. Обдумав ситуацию, фермеры пришли к выводу о необходимости объединятся.
Какие варианты объединения можно предложить фермерам?
Как сделать так, чтобы объединить было фермерам выгодно?
Как будет называться данная модель конкуренции на рынке?
Задание 2.
Можно ли считать фирму «СМ» («Смерть мышам»), расположенную в Тамбове и производящую мышеловки, чистым монополистом, если:
а) эта фирма является единственной в Тамбове, выпускающей мышеловки;
б) кроме «СМ» есть еще две фирмы в России (в Пскове и Хабаровске), которые тоже выпускают мышеловки;
в) кроме фирмы «СМ» имеется фирма «Ландыш», производящая антимышиные и другие аэрозоли;
- в Тамбове Действует местное общество охраны животных, занимающееся дрессировкой домашних котов;
-действует платная служба борьбы с грызунами.
Задание 3.
Вы случайно не забыли «Золотой ключик» Л. Толстого? Если помните, Дуремар занимался единственным в своем роде промыслом: ловлей пиявок. Поскольку у него не было конкурентов в этой области, то можно предположить, что цены на пиявки он устанавливал сам и никто не мог помешать ему в этом.
Следовательно он ______________________________________________.
Если допустить, что этим же промыслом решил заняться Буратино, то ситуация коренным образом изменилась бы: цена стала бы зависеть от конкурентной борьбы Дуремара и Буратино, от соотношения количества пиявок, выловленных каждым из них. Причем на каждое изменение цен пиявки Дуремаром Буратино должен был бы каким-нибудь образом отреагировать.
Кем стал Дуремар и Буратино? ____________________________________.
Если бы ловлей пиявок занялась бы половина жителей сказочного города, то установилась бы единая рыночная цена, причем для каждого пиявколова, эта цена представлялась бы внешней, т.е. заданной рынком без его влияния.
Эта модель рынка называется _________________________________.
Часть жителей города, не выдержав конкуренции в ловле пиявок, разорилась бы, оставшиеся 25 человек продолжили бы занятия в этой отрасли, всячески рекламируя собственную торговую марку
Эта рыночная модель представляет собой ___________________________.
А если государство объявило свою монополию на отлов пиявок, тогда прерогативой государства стало бы установление цены на пиявок.
Эту рыночную ситуацию можно назвать ___________________________.
Задание 4.
Совокупное предложение продукта А обеспечивает 1000 производителей (чистая конуренция), причем каждый имеет равную долю по 0,1%.
А совокупное предложение продукта Б обеспечивает 10 крупных производителей с равной долей 10% у каждого (монополистическая конкуренция).
Определить интенсивность конкуренции в каждом случае. На каждую долю расширится рынок 50% фирм, во втором 10% фирм.
Задание 5.
В отрасли А функционирует 2311 фирм, а в отрасли В – 24 фирмы. Не выдержали конкуренции 150 и 4 фирмы соответственно, поэтому несколько выросли размеры рынка для оставшихся фирм.
Определить, в какой отрасли интенсивность конкурентной борьбы выше.
Задание 6.
В отрасли имеется:
а) 11000 фирм с одинаковой долей в общем объеме предложения, равном 1100000 штук.
Повлияет ли на цену то, что одна из фирм вдвое сократит или увеличит производство?
Как изменится общее предложение в том и другом случае? Что изменится, если в отрасли действуют:
б) 110 фирм;
в) 11 фирм.
Лабораторная работа №5. Определение точки безубыточности
Цели:
Сформировать умения видеть связи между понятиями.
Оценить наличие у обучающихся умений решать задачи на построение графиков.
Существует следующий подход к делению издержка (затрат)- на постоянные и переменные.
Постоянные — издержки, сумма которых в данный момент не зависит от объема произведенной и реализованной продукции. К постоянным издержкам относятся,например,расходы на аренду помещений,заработную плату постоянных сотрудников, которая не связана с объемом производства и/или продаже-например,управленческого и обслуживающего персонала ,оплату связи и коммунальных услуг (электро-энергия,тепло,вода), затраты на маркетинговые исследования и конструкторские разработки. Задумайтесь — сто покупателей в день делает покупки в Вашем магазине, или один — все равно вы платите одну и ту же сумму за аренду помещения, зарплату продавцам и обслуживающему персоналу, оплачиваете электроэнергию, воду, телефон и т.п.
Переменные издержки — издержки, сумма которых непосредственно зависит от объема произведенной и реализованной продукции. То есть это расходы, которые относятся к каждой единице произведенной продукции — например, сырье, расходные материалы, упаковка, затраты труда на изготовление данного товара или услуги, если сотрудник получает зарплату в зависимости от того, сколько он сделал, и т.п .
Сумма постоянных и переменных издержек составляет общее (совокупные) издержки, то есть все Ваши расходы на производство и реализацию продукции.
Давайте возьмем предельно простой пример.
Представьте себе, Вы решили изготавливать и продавать русские самовары. Вы обследовали местный рынок, посмотрели качество и цены, по которым реализовываются самовары, сделанные другими.
Сделав нехитрые расчеты, Вы пришли к следующим оценкам:
Вы сможете произвести и продать 100 самоваров в год.
Постоянные расходы на единицу продукции составят 50 рублей (аренда помещения, оплата коммунальных услуг и телефона, амортизация оборудования, зарплата постоянным сотрудникам и т. п.).
Переменные издержки на единицу продукции составят 100 рублей (сырье — металл для производства самоваров, расходные материалы, зарплата агента по продажам и т. п.)
При этом Вы планируете прибыль в 50 рублей с каждого проданного самовара.
Соответственно цена за единицу продукции получается 200 рублей (50р+100р+50р) — Вы должны помнить, что такой способ определения цены (от затрат) является далеко не самым эффективным, и мы выбрали его здесь только для примера.
Получается,что средства, затрачиваемые на покрытие постоянных издержек, на каком-то этапе увеличения продаж вносят вклад в прибыль, а переменные — никогда.
Давайте подсчитаем, какой по счету самовар начнет приносить прибыль. От каждого проданного за 200 рублей самовара попадет 100 рублей, так как остальные 100 рублей утекают (переменные затраты). Эти 100 рублей и есть вклад в прибыль. Постоянные издержки у нас равены 5000 рублей. Значит, как только 5000 рублей «покроются» , мы начнем получать прибыль. Отсюда, чтобы получить искомое количество самоваров, надо 5000р разделить на величину вклад в прибыль, т.е 100 рублей:
словами, мы начнем получать прибыль.
Подведем предварительные итоги:
вклад в формирование прибыли делают деньги, вырученные за единицу продукции за вычетом переменных затрат на производство этой единицы;
переменные затраты, сколько не наращивай объем продаж, вклад в получения прибыли не вносят, ;
прибыль дает не каждая единица проданной продукции, а те, деньги от которой «покрыли постоянные затраты;
Основная цель высшего менеджмента любого предприятия — максимизация величины вклад в формирование прибыли, т.е:
А. в цене, по которой продается единица продукции, надо стремиться уменьшать долю переменных издержек-как Вы сами догадываетесь, это можно сделать или повысит цену товара (что обычно не дает сделать рынок и конкуренция), или уменьшив расходы;
В. надо стараться изменить соотношение постоянных затрат и прибыли в пользу последней.
Теперь нам остается только разобраться, как это все выглядит на традиционном графике :
На графике отражена взаимозависимость трех уже знакомых Вам вселичин:
постоянных издержек;
переменных издержек;
прибыли.
Одна прямая на этом графике не выходит из начала координат, т.е. Она с самого начала имеет значение выше нуля, и это значение не меняется при любом числе проданных единиц товара. Это постоянные издержки.
Над прямой постоянных издержек лежит область переменных издержек, ограниченная прямой совокупных (общих) издержек. График показывает, что переменные издержки нарастают с ростом объемов продаж. Совокупные издержки, как Вы помните, являются суммой постоянных и переменных издержек.
На графике также имеется прямая совокупной выручки, она проходит через область постоянных и переменных затрат. Она выходит из начала координат (так как при нулевых продаж и выручка нулевая) и пересекает в определенной точке прямую совокупных издержек. Это такая точка, в которой выручка равна затратам. На графике хорошо видно, что при любом объеме реализации меньшем чем в этой точке компания будет нести убытки. Но когда значение объема реализации лежит справа от этой точки, компания получает прибыль. Поэтому эта точка называется точкой безубыточности.
В нашем примере планировалось продавать 100 самоваров в год, тогда как точка безубыточности лежит где-то в диапазоне самовара. Значит, запас прочности наших планов достаточно велик. Ведь на практике никогда не рассчитаешь точно, сколько удастся сбыть продукции. В нашем примере, даже если мы продадим определенную прибыль. Разницу между запоанированным объемом реализации и объемомо реализации, который определяет точку безубыточности, менеджеры так и называют - «запас прочности».
Задание для построения графика безубыточности.
У Вас имеется сеть игрового оборудования стоимостью 25000 рублей. Срок его службы составляет 5 лет, в течение которого его нужно амортизировать. В год за аренду площади в торговом центре нужно заплатить 60000 рублей.Сеанс длится 30 минут. Переменные расходы составляют 20 рублей. Цена с одного игрока 200 рублей. В году 50 недель.. В неделю 60 часов. Рассчитайте номер сеанса, начиная с которого Вы начнете получать прибыль. Постройте график безубыточности.
ЛИТЕРАТУРА
Основные источники:
Экономика предприятия (в схемах, таблицах, расчетах) [Текст] : учеб пособие для студентов, обучающихся по направлению 521600 "Экономика" / В. К. Скляренко и [др.] ; под ред. проф. В.К. Скляренко, В.М. Прудникова. - М. : Инфра-М, 2014. - 255 с. : рис., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат). - Библиогр.: с. [255]
Дополнительные источники:
Экономика организации (предприятия): учебное пособие /О.М. Фокина, А.В. Соломка. – М.: КНОРУС, 2012.
Грибов В.Д. Экономика организации (предприятия): учебное пособие. -М.:КНОРУСС, 2013
3 Ребрин Ю.И. Основы экономики и управления производством
Конспект лекций. -Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2010
4. Экономика и управление в машиностроении : учеб.пособие для СПО/ Под ред. Н.Н.Кожевникова.- М.: Изд. центр «Академия», 2007
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе написания данного пособия ставились задачи с помощью теоретических выкладок устранить пробелы в знаниях студентов, сформировать умения видеть связи между понятиями, и практических интересных ситуаций , позволяющих оценить наличие у обучающихся умения решать задачи определенного типа, сформировать навыки творческого мышления, развить познавательные процессы и были подобраны материалы лабораторных работ.
Приложение 1
Информационная карта участника конкурса
ФИО : Шепелина Екатерина Германовна
Учебное заведение : Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Чувашской Республики «Межрегиональный центр компетенций –Чебоксарский электромеханический колледж»
Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики
Преподаваемые дисциплины: Основы экономики организации. Управление персоналом
Педагогический стаж: 21 год
Контактный телефон: 89196742697
Адрес электронной почты; [email protected]