СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические указания для проведения промежуточной аттестации по предмету УПВ.03. Биология для обучающихся специальности 35.02.05 Агрономия

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические указания предназначены для подготовки обучающихся по специальности 35.02.05 Агрономия к экзамену по УПВ.03. Биология. 

Просмотр содержимого документа
«Методические указания для проведения промежуточной аттестации по предмету УПВ.03. Биология для обучающихся специальности 35.02.05 Агрономия»













ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

В ФОРМЕ ЭКЗАМЕНА

ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ


УПВ.03. Биология


специальности: 35.02.05 Агрономия




















.

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации в форме экзамена по учебному предмету УПВ.03. Биология разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования.





Организация – разработчик: Прибрежненский аграрный колледж (филиал) ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского».





Разработчик:

Османова Э.А., - преподаватель общеобразовательных дисциплин первой квалификационной категории


Рассмотрено и одобрено на заседании ЦМК

общеобразовательных и социально-гуманитарных дисциплин

Протокол № ______ от «______» _______________ 20____г.

Председатель _______________________ А.А. Дьяволова
















© Прибрежненский аграрный колледж (филиал)

ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского»

ã Османова Э.А., 2021 г.


Перечень вопросов для проведения экзамена по УПВ.03. Биология


  1. Клеточная теория. Клетка – структурная, функциональная и генетическая единица живого.

  2. Клетка прокариот и эукариот, одноклеточных и многоклеточных организмов.

  3. Химический состав клетки. Вода, особенности строения ее молекул и роль в клетке.

  4. Органические вещества в клетке. Углеводы и липиды, особенности строения их молекулы в связи с функциями.

  5. Белки, особенности строения молекул белка. Разнообразие белков, их многофункциональность. Ферменты.

  6. Нуклеиновые кислоты, особенности строения молекул и роль различных видов нуклеиновых кислот в клетке. Редупликация ДНК.

  7. Клетка – структурная единица живого. Строение и функции клеточной оболочки и плазматической мембраны. Транспорт веществ.

  8. Строение и функции цитоплазмы. Основные органоиды клетки, особенности их строения в связи с выполняемыми функциями.

  9. Ядро, его строение и роль в клетке. Строение и функции хромосом. Ген, его строение и роль в клетке.

  10. Вирусы, особенности их строения и функционирования. Вирусы – возбудители заболеваний человека.

  11. Клеточный метаболизм. Энергетический обмен, его этапы, роль митохондрий в этом процессе.

  12. Пластический обмен, его сущность и значение. Биосинтез белка, его этапы. Генетический код.

  13. Особенности пластического обмена у растений. Фотосинтез, его фазы. Хлоропласты, их роль в фотосинтезе.

  14. Хемосинтез, его отличие от фотосинтеза. Хемосинтезирующие бактерии. Значения хемосинтеза.

  15. Взаимосвязь цитоплазмы, ядра и органоидов клетки в процессе клеточного обмена. Клетка как целостная система.

  16. Размножение организмов, его виды. Особенности бесполого размножения, его виды.

  17. Жизненный цикл клетки. Митоз. Механизм, обеспечивающий постоянство числа хромосом в клетках.

  18. Мейоз, фазы, значение, отличия от митоза.

  19. Половое размножение. Мужские и женские половые клетки, особенности их строения и функции.

  20. Оплодотворение, его значение. Мейоз и оплодотворение – основа постоянства числа хромосом в клетках материнского и дочернего организмов. Двойное оплодотворение у цветковых растений и его значение.

  21. Онтогенез. Основные этапы эмбрионального развития хордовых животных. Взаимосвязь онтогенез и филогенеза. Причины нарушений в развитии организмов.

  22. Онтогенез. Постэмбриональный период. Рост и развитие.

  23. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, загрязнения среды на развитие человека.

  24. Наследственность, ее материальные основы. Законы наследственности, установленные Г. Менделем, их цитологические основы. Полное и не полное доминирование.

  25. Методы генетики. Особенности методов изучения наследственности человека. Наследственные заболевания и их предупреждение.

  26. Генетика пола. Аутосомы и половые хромосомы. Определение пола.

  27. Изменчивость, ее виды. Модификационная изменчивость. Статистические закономерности модификационной изменчивости. Норма реакции.

  28. Наследственная изменчивость: комбинативная и мутационная. Генные и хромосомные мутации. Значения наследственной изменчивости.

  29. Селекция. Вклад Н.И. Вавилова в ее становление и развитие.

  30. Генетика как научная основа селекции. Особенности методов селекции растений, животных и микроорганизмов.

  31. Биотехнология, ее основные направления, достижения и перспективы развития.

  32. Эволюция – причина многообразия видов. Критерии вида. Значения комплекса критериев вида при определении его места в системе органического мира.

  33. Популяция – структурная единица вида, элементарная единица эволюции. Генофонд популяции.

  34. Учение Ч. Дарвина об эволюции органического мира. Движущие силы эволюции.

  35. Отличия живого и неживого. Уровни организации живой материи.

  36. Естественный отбор, его направляющая, творческая роль в эволюции. Виды естественного отбора.

  37. Результат эволюции. Приспособленность организмов к среде обитания. Формирование приспособлений в процессе эволюции. Относительный характер приспособленности.

  38. Результат эволюции. Многообразие видов в природе. Процесс видообразования: экологический, географический и др. как пример микроэволюции.

  39. Доказательства эволюции органического мира: палеонтологические, эмбриологические, морфологические, биогеографические.

  40. Основные направления эволюции органического мира: ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация. Соотношение направлений эволюции.

  41. Биологический прогресс и биологический регресс, их причины и значение.

  42. Гипотезы происхождения жизни. Гипотеза А.И. Опарина о возникновении жизни на земле. Этапы химической эволюции.

  43. Развитие органического мира на Земле. Основные ароморфозы в эволюции растений. Идиоадаптация на примере покрытосеменных растений.

  44. Развитие органического мира на Земле. Основные ароморфозы в эволюции животных. Идиоадаптация на примере млекопитающих.

  45. Проблема происхождения человека. Доказательства происхождения человека от животных.

  46. Антропогенез, его движущие силы. Взаимосвязь социальных и биологических факторов в эволюции человека.

  47. Основные этапы эволюции человека, роль биологических и социальных факторов эволюции на разных этапах. Ведущая роль социальных факторов на современном этапе эволюции человека.

  48. Формирование человеческих рас. Основные расы, их генетическое единство. Антинаучная сущность расизма и социального дарвинизма.

  49. Экосистема – надорганизменный уровень организации жизни. Биотические и абиотические факторы – основные компоненты экосистемы, их взаимодействие. Закон оптимума.

  50. Абиотические, биотические и антропогенные факторы, их роль в экосистеме.

  51. Экосистема, их разнообразие. Пространственная и видовая структура экосистем. Продуценты, консументы, редуценты и их роль в экосистеме.

  52. Пищевые и пространственные связи в экосистеме. Пищевые цепи питания. Доминирующие виды в экосистемах.

  53. Круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. Экологические пирамиды.

  54. Саморегуляция в экосистемах, колебания численности популяций и их причины. Циклические и поступательные, естественные и антропогенные изменения в экосистемах.

  55. Агроэкосистемы, их отличия от экосистем. Нестабильность агроэкосистемы и ее причины.

  56. Изменения в биосфере. Глобальные экологические проблемы и пути их решения.

  57. Биосфера – комплексная оболочка Земли. Живое существо и его функции. Ведущая роль живого вещества в преобразовании биосферы.

  58. Биологический круговорот, его звенья. Биогенная миграция атомов.

  59. Эволюция биосферы под влиянием деятельности человека.

  60. Рациональное природопользование и охрана природы.

  61. Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики. Складчатые, трубчатые, аэродинамические и гидродинамические устройства в живой природе и в технике.

































Критерии оценивания экзамена по учебному предмету УПВ.03. Биология для обучающихся специальностей: 35.02.05 Агрономия


1. Оценка «отлично» выставляется если обучающийся:

- прочно освоил предусмотренный программный материал;

- правильно, аргументировано ответил на все вопросы;

- показал глубокие систематизированные знания, владеет приемами рассуждения и сопоставляет материал из разных источников;

- устанавливает причинно-следственную связь между живыми системами, неживой природой;

- выполнил практическое задание.

2. Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, который:

- прочно освоил предусмотренный программой материал;

- правильно и аргументировано ответил на вопросы;

- допустил несколько несущественных ошибок в ответе;

- в практическом задании допущены несущественные ошибки.

3. Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который:

- освоил основной теоретический материал;

- ответы на вопросы поверхностные, неумение привести примеры;

- практическое задание выполнено с ошибками.

4. Оценка «неудовлетворительно» выставляется обучающемуся, который:

- имеет разрозненные, бессистемные знания;

- допускает ошибки в определении понятий, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал;

- не может применять знания для решения практических задач.

При выставлении оценки экзамена, учитываются результаты текущего контроля. При оценивании ответа преподаватель учитывает личные достижения обучающегося по результатам текущего контроля по предмету.


Перечень

оборудования и справочного материала для проведения

промежуточной аттестации по УПВ.03. БИОЛОГИЯ

  1. Микрокалькулятор.

  2. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.

  3. Таблицы по генетике.

  4. Таблицы по молекулярной биологии.

  5. Таблица генетического кода.

  6. Таблица «Строение растительной и животной клетки».

  7. Таблица «Виды размножения».

Информационное обеспечение обучения.

Основная

    1. Общая биология: Учебн. для 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / Д.К. Беляев, П.М. Бородин, Н.Н. Воронцов и др.; Под ред. Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица. – М.: Просвещение, 2017. – 303 с.: ил.

    2. Биология с основами экологии : учебник / под ред. А. С. Лукаткина.-Москва : Академия, 2017. - 400 с.

    3. Еремченко, О. З. Биология: учение о биосфере: учебное пособие для среднего профессионального образования / О. З. Еремченко. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 236 с.

    4. Сухорукова, Л. Н. Биология. 10-11 классы. Базовый уровень. Учебник / Л.Н. Сухорукова, Т.В. Иванова. - М.: Просвещение, 2016. - 128 c.


Дополнительная:

    1. Дарвин, Ч. Происхождение видов путем естественного отбора / Ч. Дарвин; переводчик К. А. Тимирязев. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 445 с.

    2. Ионцева, А.Ю. Биология. Весь школьный курс в схемах и таблицах. — М., 2017.

    3. Мамонтов, С. Г. Общая биология: учебник для студентов средних специальных учебных заведений / С. Г. Мамонтов, В. Б. Захаров. – М.: Высш. шк., 2017. – 283 с.

    4. Никитинская, Т.В. Биология: карманный справочник. — М., 2015.

    5. Константинов, В. М. Общая биология: учебник для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования / В. М. Константинов, А. Г. Резанов, Е. О. Фадеева. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 256 с.

    6. Обухов, Д. К. Биология: клетки и ткани: учебное пособие для среднего профессионального образования / Д. К. Обухов, В. Н. Кириленкова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 358 с.


Интернет-ресурсы:

  1. www. sbio. info (Вся биология. Современная биология, статьи, новости, библиотека).

  2. www. window. edu. ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернета по биологии).

  3. www.5ballov. ru/test (Тест для абитуриентов по всему школьному курсу биологии).

  4. www. vspu. ac. ru/deold/bio/bio. htm (Телекоммуникационные викторины по биологии — экологии на сервере Воронежского университета).

  5. www. biology. ru (Биология в Открытом колледже. Сайт содержит электронный учебник по биологии, On-line тесты).

  6. www. informika. ru (Электронный учебник, большой список интернет-ресурсов).

  7. www. nrc. edu. ru (Биологическая картина мира. Раздел компьютерного учебника, разработанного в Московском государственном открытом университете).

  8. www. nature. ok. ru (Редкие и исчезающие животные России — проект Экологического центра МГУ им. М. В. Ломоносова).

  9. www. kozlenkoa. narod. ru (Для тех, кто учится сам и учит других; очно и дистанционно, биологии, химии, другим предметам).

  10. www. schoolcity. by (Биология в вопросах и ответах).

  11. www. bril2002. narod. ru (Биология для школьников. Краткая, компактная, но достаточно подробная информация по разделам: «Общая биология», «Ботаника», «Зоология», «Человек»).



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!