государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Самарской области
«Поволжский строительно-энергетический колледж им. П. Мачнева»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ВЫПОЛНЕНИЮ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
дисциплины
«Психология общения»
программы подготовки специалистов среднего звена
специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений
Самара
2019
ОДОБРЕНО
МК _техники и технологии наземного транспорта
Протокол заседания МК №____ от «___»______
Председатель МК __________/Проничев Д.А./
АВТОР-СОСТАВИТЕЛЬ
Кузнецова Оксана Анатольевна, преподаватель.
Методические указания предназначены для студентов. Методические указания являются частью основной профессиональной образовательной программы ГАПОУ «ПСЭК им. П. Мачнева» ППССЗ по специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений и разработаны в соответствии с рабочей программой по дисциплине Психология общения, разработанной на основе Методических рекомендаций по формированию вариативной составляющей (части) основных профессиональных образовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования в Самарской области (Письмо Министерства образования и науки Самарской области от 15.06.2018 № 16/1846)
РЕКОМЕНДОВАНО
к использованию в образовательном процессе
на заседании методического совета
Протокол № от «__» __________ 20__ г.
Содержание
Введение
Пояснительная записка
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Перечень видов внеаудиторной самостоятельной работы
Методические указания по разработке схемы наиболее рациональной композиции делового разговора
Методические указания по выполнению доклада на тему «Психологическая коррекция конфликтного общения»
Пояснительная записка
Методические указания по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ дисциплины «Психология общения» предназначены для подготовки студентов по специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина является обязательной частью цикла общих гуманитарных социально-экономических дисциплин по специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений.
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие;
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей;
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности;
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках;
ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.
Код ОК | Умения | Знания |
ОК 01 - ОК 07. ОК 09 - ОК 11. | - применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности; - использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения. | - цели, функции, виды и уровни общения; - техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения; - механизмы взаимопонимания в общении; - вербальные и невербальные средства общения. взаимосвязь общения и деятельности роли и ролевые ожидания в общении виды социальных взаимодействий этические принципы общения источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов. |
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем в часах |
Объем образовательной программы | 38 |
в том числе: |
теоретическое обучение | 34 |
Самостоятельная работа | 2 |
Консультации | 2 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
Методические указания по разработке схемы наиболее рациональной композиции делового разговора
Количество часов: 1
Цель работы: научиться приемам эффективного ведения деловой беседы; развить навыки вступления в контакт.
Содержание отчета по результатам выполнения задания
Отчет должен содержать:
1.Название работы
2.Цель работы
3.Результаты выполнения задания
4.Вывод по работе (необходимо указать виды выполняемых работ, достигнутые цели, какие умения и навыки приобретены в ходе ее выполнения)
Информация
Деловой разговор — это в первую очередь устная деловая речь, которая имеет существенные различия с ее письменной формой. Прежде всего деловой разговор представляет собой непосредственное общение, которое предполагает конкретного собеседника (или собеседников), что дает возможность непосредственно воздействовать на него (или на них). Наличие собеседника позволяет использовать мимику, жесты, интонацию и другую технику общения, что существенно отличает устную деловую речь от ее письменной формы.
Для рациональной организации делового диалога можно использовать готовые словесные формулы (таблица 1).
Таблица 1.
Речевые трафареты, помогающие вести деловой разговор |
Основная задача | Высказывания |
Установление контакта | - Здравствуйте. Иванов Иван Иванович. |
Благодарность | - Благодарю за ценную информацию; за участие, за совет. - Благодарю вас за предложение, мы обязательно рассмотрим его в ближайшее время и позвоним вам. |
Ответы на просьбы | - Хорошо передам. - Да, пожалуйста. - Нет, не трудно. |
Ответы на слова благодарности | - Не стоит благодарности! - Это моя обязанность. - Мне приятно это сделать для вас. - Очень приятно. - Очень рад. |
Ответы на извинения | - Ничего страшного. - Все в порядке. |
Пожелания в конце беседы | - Всего доброго! - Всего хорошего! - Всех благ! - Позвольте пожелать вам удачи! - Разрешите пожелать осуществления всех ваших планов! |
Ответные пожелания | - И вам всего доброго! - И вам всех благ. До встречи! |
Этикетные формулы помогают организовать диалог, быстро и успешно наладить отношения общающихся: выполняют роль контактоустанавливающих средств, функцию волеизъявления, выражающуюся в просьбах, приглашениях, разрешениях, предложениях, эмотивную функцию (связанную с выражением эмоций), помогают снять конфликтную ситуацию и напряженность общения (формулы извинения, сожаления: «Извините», «Я очень сожалею…»), регулируют подачу информации (сигналы восприятия, согласия, несогласия: «Хорошо», «Спасибо», «Я вас понял», «Замечательно»).
Методические указания по выполнению доклада на тему «Психологическая коррекция конфликтного общения»
Количество часов: 1
Цель работы: научиться приемам эффективного ведения деловой беседы; развить навыки вступления в контакт.
Содержание доклада по результатам выполнения задания
Доклад должен содержать:
1.Название работы
2.Цель работы
3.Результаты выполнения задания
4.Вывод по работе (необходимо указать виды выполняемых работ, достигнутые цели, какие умения и навыки приобретены в ходе ее выполнения)
Информация
Доклад – это небольшое сообщение, содержащее обобщенную информацию по заявленной в названии теме.
Доклад призван информировать аудиторию. Вы вправе просто подготовить план и, изучив информацию по теме, выступить перед своими сокурсниками и преподавателем. Ваше выступление может длиться 5-10 минут – большего обычно и не требуется.
Структура доклада:
У качественного доклада четыре основных структурных элемента:
Вступление – приветственная часть.
Введение. На этом этапе докладчик должен заинтересовать слушателей, сформулировать актуальность, новизну исследований, подчеркнуть важность и цель проведенной работы. Основная часть. В ней рассказывается об использованных методах исследований, проделанной работе, анализируются полученные результаты.
Заключение. Подводятся итоги работы. Докладчик завершает выступление.
Написание доклада включает в себя основные этапы:
Знакомство с темой.
Поиск литературы по теме (в интернете, библиотеке) – не менее десяти источников.
После подбора следует изучить представленную информацию, чтобы выбрать наиболее интересный и важный материал.
Составление плана. Ориентироваться при этом необходимо на слушателя.
Подведение итогов, формулировка выводов. Подготовка к ответам на возможные вопросы.
5