Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Воронежской области
«Борисоглебский сельскохозяйственный техникум»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ
для специальности 080501 «Менеджмент (по отраслям)
"Практика по компьютерным технологиям (Excel)"
2018
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ для специальности
080501 «Менеджмент (по отраслям)
"Практика по компьютерным технологиям"
Составитель: Морозова Г.В. преподаватель информатики и информационных технологий
Рецензенты: _____________ ________________________________________________________
_____________ _________________________________________________________
Лабораторная работа №9
Тема: «МАСТЕР ФУНКЦИЙ»
Цель работы: получить навыки использования встроенных логических функций
Порядок выполнения:
Загрузите табличный процессор Microsoft Excel
С
оздайте таблицу по образцу Измените имя для ячейки А2 на Х, для этого:
выделите ячейку А2
выполните Вставка/Имя/Присвоить
в открывшемся окне в поле Имя введите Х, ОК
В ячейку А2 введите любое целое число
Определите, является это число положительным, четным и квадратом целого числа, для этого:
в В2 введите формулу =Х0, нажмите Enter
в С2 введите =(ОСТАТ(Х;2)=0), Enter
в D2 введите =(КОРЕНЬ(Х)=ЦЕЛОЕ(КОРЕНЬ(Х))), Enter
в Е2 введите =И(Х=2;XEnter
Измените значение числа Х произвольно, просмотрите результат, объясните значение в D2 при отрицательном значении Х
С
оздайте и отформатируйте таблицу для определения корней квадратного уравнения Измените имя следующих ячеек: А11 – а, B11 – b, C11 – c, D11 – d
В ячейку D11 введите формулу вычисления дискриминант
=b^2-4*a*c
Введите формулы для вычисления корней уравнения:
активизируйте ячейку Е11 и щелкните по
кнопке в строке формул
выберите Категорию Логические, функцию ЕСЛИ, ОК
в поле Логическо_ выражение введите d
в поле Значение_если_истина введите корней нет
в поле Значение_если _ложь введите (-b+КОРЕНЬ(d))/(2*a),ОК
по аналогии вычислите значение второго корня
Установите защиту на весь лист, кроме тех ячеек, в которых можно менять значения, для этого
выделите ячейкиА11:С11
выполните Формат/Ячейки, закладка Защита, отмените флажок Защищаемая ячейка, ОК
выполните Сервис/защита/Защитить лист, ОК
Измените значения коэффициентов, просмотрите результат
Просмотрите реакцию программы при попытке внести изменения в другие ячейки
Снимите защиту с листа: Сервис/Защита/Снять защиту листа
С
оздайте таблицу для решения следующей задачи: Торговый агент получает процент от суммы совершенной сделки. Если объем сделки до 3000, то 5%;если объем до 10000,2%;если свыше 10000,1,5%
В В16 введите формулу =ЕСЛИ(B15B15*5%;ЕСЛИ(B15B15*2%;B15*1,5%))
Введите различные значения в В15 для проверки работы формулы
Сохраните работу в свою папку и на диск под именем ЛР9.
Лабораторная работа №10.
Тема: «МАСТЕР ФУНКЦИЙ»
Цель работы: получить навыки использования встроенных текстовых функций и функций даты
Порядок выполнения:
Загрузите табличный процессор Excel
С
оздайте таблицу по образцу
3. Пронумеруйте сотрудников во второй таблице:
в F3 введите формулу =А3 , нажмите Enter
скопируйте введенную формулу
4. для столбца ФИО сформируйте фамилию и инициалы сотрудников, для этого:
1) в G3 введите формулу =В3&””&ЛЕВСИМВ(С3;1)&”.”&ЛЕВСИМВ(D3;1)&”.” , нажмите Enter
2) скопируйте формулу
5. Определите пол сотрудника. Если отчество кончается на «а», то пол женский, иначе – мужской:
1) установите курсор в Н3 и вызовите Мастер функций
2) выберите категорию Текстовые, функцию ПРАВСИМВ, ОК
3) установите курсор в поле Текст и щелкните по ячейке D3
4) в поле Число_знаков введите 1, ОК. Скопируйте формулу вниз.
5) установите курсор в I3 и вызовите Мастер функций
6) выберите категорию Логические, функцию ЕСЛИ, ОК
7) в поле Логическое_выражение введите Н3= «а»
8) в поле Значение_если_истина введите «ж», в поле Значение_если_ложь введите «м»,ОК, скопируйте формулу вниз
6. Скройте столбец Н (выделить столбец, выполнить Формат/Столбец/Скрыть)
7. В столбце J определите количество символов в фамилии каждого сотрудника, для этого:
1) в J2 введите Длина фамилии
2) установите курсор в J3 и вызовите Мастер функций
3) выберите категорию Текстовые, функцию ДЛСТР, ОК
4) щелкните по ячейке В3, ОК, скопируйте формулу вниз
8
. Перейдите на следующий лист и создайте следующую таблицу
9. Заполните столбец ГОД значениями:
1) активизируйте В2, вызовите Мастер функций
2) выберите категория Дата и время, функцию Год
3) щелкните по ячейке А2, ОК, скопируйте формулу
10. Заполните столбцы МЕСЯЦ и ДЕНЬ, используя одноименные функции в Мастере функций
11. Определите значения для столбца ДЕНЬ НЕДЕЛИ, для этого:
1) в ячейку Е2 введите =А2,нажмите Enter, скопируйте введенную формулу
2) выделите Е2:Е6
3) выполите Формат/Ячейки/Число/Все форматы, в поле Тип введите ДДД, ОК
12. Добавьте столбец между столбцами C и D(выделить столбец D и выполнить Вставка/Столбцы)
13. Заполнить новый столбец названиями месяцев, для этого:
1) в ячейку D2 ввести =ТЕКСТ(А2; «ММММ»), нажмите Enter, скопируйте формулу вниз.
14.Сохраните документ в свою папку и на диск под именем ЛР10.
Лабораторная работа №11.
Тема: «ПОСТРОЕНИЕ ГРАФИКА ФУНКЦИИ»
Цель работы :закрепить навыки использования мастера функций и мастера диаграмм
Порядок работы:
Часть 1 Построение графика функции Y=COS2(X) при Х[0,1] с шагом 0,1
Загрузите табличный процессор Microsoft Excel
Постройте таблицу значений функции при различных значениях аргумента, для этого:
в ячейку А1 введите первый член арифметической прогрессии – 0
выберите команду Правка/Заполнить/Прогрессия
в диалоговом окне Прогрессия в группе Расположение установить По столбцам, в группе Тип –Арифметическая, в поле Шаг -0,1, в поле Предельное значение – 1, ОК
в ячейку В1, используя клавиатуру, введите формулу =COS(ПИ()*А1)^2
выделите ячейку В1, установите курсор на маркер заполнения(нижний правый угол) и протащите его вниз до ячейки В11
Постройте график для полученной таблицы, для этого:
выделите диапазон ячеек В1:В11 и вызовите Мастер диаграмм(щелчок по кнопке Мастер диаграмм в Стандартной панели инструментов)
выберите Тип – График(1 вариант), Далее
выберите закладку Ряд, установите курсор в поле Подписи оси Х, выделите А1:А11, Далее
выберите закладку Заголовки, введите Название диаграммы График функции, Далее
расположите график на имеющемся листе, Готово.
Часть 2 Построение графика с одним условием
Вычислите значения функции в столбце С, для этого:
в ячейку С1 введите формулу
, для этого:
установите курсор в ячейку С1 и вызовите мастер функций
выберите категорию Логические, функцию ЕСЛИ, Далее
в поле Логическое выражение введите А1
в поле Значение_если истина (1+ABS(0,2-A1))/(1+A1+A1^2)
в поле Значение_если ложь А1^(1/3), Готово
скопируйте формулу до ячейки С11
Постройте график для полученных данных ( см. часть 1)
Часть 3 Построение двух графиков Y=2SIN(X) Z=3COS(2X)-SIN(X) в одной системе координат
Перейдите на Лист 2
В диапазон ячеек А2:А17 введите значения переменной Х от -3 до 0 с шагом 0,2
В ячейки В1 и С1 введите соответственно Y и Z
В ячейку В2 введите формулу =2*SIN(А2)
В ячейку С2 введите формулу =3*COS(2*А2)-SIN(А2)
Выделите диапазон В2:С2, установите курсор на маркер заполнения и протащите его вниз до строки 17
Постройте график для полученных данных, для этого:
выделите диапазон В1:С17 и вызовите Мастер диаграмм
выберите тип График, вариант точечного графика, Далее
выберите закладку Диапазон данных, установите Ряды В столбцах
выберите закладку Ряд, установите курсор в поле Подпись оси Х, выделите мышкой А2:А17, Далее
выберите закладку Заголовки, введите Название диаграммы График функции, Далее
расположите график на имеющемся листе, Готово
Измените внешний вид графика, для этого выделите один из графиков и правой кнопкой мыши вызовите контекстное меню и выберите Формат рядов данных, далее внесите изменения на свое усмотрение.
Часть 4 Построение поверхности Z=X2-Y2, при X,Y[-1,1]
Перейдите на Лист 3
В В1:L1 введите последовательность -1,-0,8,…,1, в А2:А12 последовательность-1,-0,8,…,1
В ячейку В2 введите формулу =$A2^2-B$1^2, и скопируйте ее в диапазон B2:L12
Самостоятельно для полученных данных постройте график Тип Поверхность
Сохраните документ в свою папку и на диск под именем ЛР11.
Лабораторная работа №12.
Тема: «МАСТЕР ДИАГРАММ»
Цель работы: закрепить навыки построения и редактирования диаграмм и графиков
Порядок выполнения:
Загрузите Excel.
С
оздайте таблицу по образцу
Вычислите недостающие значения, установите
для числовых значений разрядность два знака
после запятой
Выделите всю таблицу и постройте точечный
график по данным таблицы
При необходимости увеличьте график
Отформатируйте график, для этого:
выделите область построения диаграммы
наведите на нее курсор и щелкните правой клавишей мыши
выберите Формат области построения
установите Заливку Прозрачная, ОК
выполните двойной щелчок по графику параболы
выберите закладку Вид, измените Толщину
линии и Цвет
измените тип линии и цвет для других графиков
правой кнопкой мыши выделите ось Y, выберите Формат оси, закладка Шкала
установите максимальное значение 5, минимальное значение -5, цена основных делений 1
выберите закладку Число, установите Число десятичных знаков 0, ОК
измените формат легенды на свое усмотрение, вызвав для него контекстное меню.
Добавьте новый график к существующим, для этого:
в таблицу добавьте новый столбец с данными sin(x2)
вычислите значения для столбца
выделите данные нового столбца
установите курсор на границу этого столбца и перетащите в область построения графика
Удалите график sin(x), для этого выделите график на диаграмме и нажмите Delete
Выделите параболу, вызовите контекстное меню, измените Тип диаграммы
Сохраните документ в свою папку и на диск под именем ЛР12
Лабораторная работа №13
Тема: «СОРТИРОВКА И ФИЛЬТРАЦИЯ ДАННЫХ»
Цель работы: получить навыки организации работы с данными
Порядок выполнения:
Загрузите табличный процессор Excel
С
оздайте таблицу по образцу, для этого:
перед заполнением столбцов «Отправление из Москвы», «Время в пути», «Прибытие В С-Петербург», установите для ячеек этих столбцов формат числа Часы:Минуты (Формат/Ячейки/Число/Время)
введите данные
вычислите недостающие данные
Отсортируйте данные по Времени в пути, по возрастанию, для этого:
выделите всю таблицу, выполните Данные/Сортировка
в списке Сортировать по выберите Время в пути, переключатель по возрастанию, ОК
просмотрите изменения
Самостоятельно отсортируйте данные по возрастанию Номер поезда, затем по Отправлению из Москвы по убыванию, просмотрите изменения
Перейдите на лист 2
С
оздайте таблицу по образцу, используя режим Автозаполнения для столбцов Дата и День недели и Автоввод для столбца Театр
Отсортируйте данные по дате, просмотрите изменения
Отсортируйте данные по двум ключам, по Театру, а затем по Дате, для этого:
установите курсор в таблицу, выполните Данные/Сортировка
выберите Сортировать по – Театр, по возрастанию
выберите Затем по – Дата, по возрастанию, ОК
Установите Автофильтр, для этого выполните Данные/Фильтр/Автофильтр
Выберите данные по театру Ленком, для этого:
раскройте список в столбце Театр
выберите ЛЕНКОМ
Верните данные всей таблицы: раскройте список столбца Театр, выберите Все
Аналогично выберите субботние спектакли
Используя Автофильтр, определите, какой спектакль идет в Московском театре сатиры в субботу
Вернитесь на Лист 1, установите Автофильтр для таблицы
Выберите те поезда, которые отправляются из Москвы после девяти часов вечера, для этого:
раскройте список в столбце Отправление из Москвы, выберите Условие
в поле списка Отправление из Москвы, выберите больше
в поле справа от него введите 20:00, ОК
Просмотрите результат, верните все данные
Выберите данные по двум условиям: поезда, которые прибыли в С-Петербург с девяти до десяти часов утра, для этого:
раскройте список в столбце Прибытие в С-Петербург, выберите Условие
в поле списка Прибытие в С-Петербург выберите больше
в поле справа введите 9:00
укажите переключатель и
в нижнем поле выберите менее
в поле справа введите 10:00, ОК
просмотрите результат
14 Сохраните документ в свою папку и на диск по именем ЛР13
Лабораторная работа №14
Тема: «ИМПОРТ И ЭКСПОРТ ДАННЫХ»
Цель работы: получить навыки по обмену данных между различными приложениями
Порядок выполнения:
С помощью приложения Блокнот создайте текстовый документ со следующей информацией
32,789
23,4
86,1233
23,6
2. Сохраните документ в папку Мои документы под именем ЛР14Блокнот и добавьте фамилию
3. Загрузите Excel, в ячейку А1 введите «Импорт текстовых файлов»
4. Сохраните документ под именем ЛР14Excel
5. Выполните Файл/Открыть:
в списке Тип файла выберите Текстовые файлы
выберите созданный в Блокноте вами файл
щелкните по кнопке Открыть, при этом автоматически запустится Мастер текстов
В окне Мастера текстов проверьте назначение режимов:
данные в файле с разделителем ,Далее
разделитель Табуляция, Далее
формат столбца Общий, Готово
Просмотрите результат импорта, обратите на название рабочего листа
Переместите данные этого листа в книгу ЛР14Excel, она сейчас открыта, для этого:
переместите указатель курсора на ярлык листа
щелкните правой кнопкой мыши и выберите Переместить/Скопировать
в тестовом поле в книгу выберите ЛР14Excel
в текстовом поле перед листом выберите в конец, ОК
Просмотрите результат и сохраните документ в Excel
Фамилия И.О. | Рост | Вес |
Антонов К.С. | 176,3 | 84,2 |
Пименов К.С. | 164,5 | 67,8 |
Николаев С.П. | 185,2 | 92,4 |
С помощью Блокнота создайте два документа, содержащих таблицу
1 документ – данные в строке разделяются пробелами - сохранить под именем Space(добавить фамилию)
2 документ – данные в строке разделяются символом табуляции – сохранить под именем Tab(добавить фамилию)
11. Созданные файлы, поочередно, перенесите в документ ЛР14 Excel с помощью Мастера текстов, для этого для каждого из файлов поочередно выполните пункты 5.-9.
12. В документе ЛР14 Excel на листе Tab к полученной таблице добавьте столбец Диета
13. С помощью Мастера функций(функция Если)определите значения для столбца Диета, руководствуясь следующим: если разница между ростом и весом больше 100, вывести «На хлеб и воду», в противном случае «Ешь больше булочек»
14. Вставьте полученную таблицу в Word, для этого:
1) выделите таблицу, выполните Правка/Копировать
2) сверните Excel на панель задач, откройте Word
3) введите строку «Обычная вставка»
4) установите курсор в начале следующей строки, выполните Правка/Вставить
5) в новой строке введите «Специальная вставка со связью»
6) установите курсор в начало следующей строки, выполните Правка/Специальная вставка, включите переключатель связать, ОК
7) восстановите на экране программу Excel, внесите изменения в числовые значения
8) вернитесь в Word, просмотрите изменения и объясните разницу в данных двух таблиц
15. Сохраните изменения в документе ЛР14 Excel, сохраните текстовый документ под именем
ЛР14 Word в свою папку, оба документа сохраните на диск
Лабораторная работа №15
Тема: «ПРОСМОТР И ПЕЧАТЬ ДОКУМЕНТА»
Цель работы: получить навыки использования режима просмотра, изменения параметров страницы, печати текстовых документов, таблиц и диаграмм.
Порядок выполнения:
Часть 1Печать текстового документа.
Загрузите текстовый процессор Word
Откройте лабораторную работу №8
Установите курсор на первой странице, посмотрите документ, для этого:
выберите Файл/Предварительный просмотр (или соответствующая кнопка на панели инструментов)
назначьте режим просмотра одной страницы(кнопка на панели инструментов)
измените масштаб документа (кнопка на панели инструментов)
назначьте просмотр нескольких страниц(кнопка на панели инструментов, выделите мышкой необходимое количество страниц)
переместите курсор на вторую страницу и щелкните один раз мышкой(появиться «лупа+»)
назначьте 100% масштаб для выбранной страницы – одинарный щелчок мышкой (появиться курсор «лупа-»)
верните предыдущий масштаб просмотра – одинарный щелчок мышью
закройте режим просмотра документа – кнопка Закрыть
Напечатайте вторую страницу документа, для этого:
выполните Файл/Печать
в поле Принтер/Имя проверьте соответствие назначенного типа принтера принтеру , подключенному к вашему компьютеру
назначьте режим Страницы/Номера, в поле Номера введите 2, щелкните по ОК
просмотрите результат печати
Напечатайте фрагмент текста, для этого:
выделите любой фрагмент текста
выберите Файл/Печать
назначьте режим Страницы/Выделенный фрагмент, ОК
просмотрите результат печати
Для печати документа целиком выполните Файл/Печать, в окне должен быть включен режим Страницы/Все
Часть 2Печать таблиц и диаграмм
Загрузите табличный процессор Excel
Создайте следующий документ
Перейдите в режим предварительного просмотра
Щелкните по кнопке Масштаб на панели инструментов, просмотрите документ, затем еще раз по этой кнопке
Щелкните по кнопке Поля, измените параметры страницы, для этого:
щелкните по кнопке Страница
выберите закладку Поля, включите переключатели Центрировать на странице Горизонтально и Вертикально
выберите закладку Колонтитулы
нажмите кнопку Создать верхний колонтитул, в поле Слева введите «Практическая работа», в поле В центре введите «Печать таблицы», в поле Справа введите свою фамилию и имя, ОК
создайте Нижний колонтитул, в центре указав номер страницы, справа- дату и время(для номера страницы и даты и времени используйте соответствующие кнопки на панели инструментов в окне нижнего колонтитула), ОК,ОК
6. Просмотрите результат, выйдите из режима просмотра – кнопка Закрыть
7. Подготовьте принтер к работе, распечатайте полученный документ: Файл/Печать, включите переключатель Всю книгу, ОК
8. Откройте лабораторную работу №11
9. Выделите диапазон значений X и Y на листе 2, выполните Файл/Область печати/Задать, в режиме предварительного просмотра просмотрите результат, закройте этот режим, отмените последнее действие.
10. Распечатайте диаграмму, для этого:
1) выделите область любой диаграммы, перейдите в режим просмотра, просмотрите результат, вернитесь обратно
2) выполните Файл/Печать, включите переключатель Выделенную диаграмму, ОК
15