СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические указания для выполнения практических работ дисциплина : ОП 06. Основы агрономии по специальностям 35.02.07. Механизация сельского хозяйства(заочно) 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственных машин и оборудования

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая тетрадь для практических работ по дисциплине «Основы агрономии» составлена для подготовки студентов по специальностям 35.02.07 Механизация сельского хозяйства, 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственных машин и оборудования.

Использование рабочей тетради в учебном процессе поможет студентам более успешно выполнить под руководством преподавателя комплекса учебных заданий с целью усвоения научно-теоретических основ дисциплины, приобретение навыков и опыта творческой деятельности, овладения современными методами практической работы с применением технических средств.

В ходе выполнения практического занятия у студентов формируются умения наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы и обобщения, самостоятельно вести исследования, пользоваться различными приемами измерений, оформлять результаты в виде таблиц, схем, графиков.

Просмотр содержимого документа
«Методические указания для выполнения практических работ дисциплина : ОП 06. Основы агрономии по специальностям 35.02.07. Механизация сельского хозяйства(заочно) 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственных машин и оборудования»





МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ТАМБОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«АГРАРНО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»















РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ



Методические указания

для выполнения практических работ


дисциплина : ОП 06. Основы агрономии

по специальностям 35.02.07. Механизация сельского хозяйства(заочно)

35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственных машин и оборудования




Студента группы ______________________________________________ Ф.И.О.________________________________________________________ ______________________________________________________________














Кирасновский район

2023





Составитель: А.В.Очкасова




Рецензент: С.В.Прохорова





Преподаватель ТОГАПОУ «Аграрно-промышленный колледж


Заместитель директора по НМР ТОГАПОУ «Аграрно-промышленный колледж



Рабочая тетрадь по дисциплине «Основы агрономии» для специальности 35.02.07 Механизация сельского хозяйства»(заочно), 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственных машин и оборудования : учебно – методическое пособие / сост. А.В.Очкасова – 2023. –22л.


Рабочая тетрадь подготовлена на основе ФГОС и предназначена для студентов, обучающихся по специальностям 35.02.07 Механизация сельского хозяйства (заочно), 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственных машин и оборудования в ТОГАПОУ «Аграрно-промышленный колледж»




























Содержание

Пояснительная записка………………………………………………………..4

Практическая работа №1……………………………………………………..7

Практическая работа №2…………………………………………………….10

Практическая работа №3…………………………………………………….15

Практическая работа №4…………………………………………………….17

Список используемой литературы……………………………………………18












































Пояснительная записка


Рабочая тетрадь для практических работ по дисциплине «Основы агрономии» составлена для подготовки студентов по специальностям 35.02.07 Механизация сельского хозяйства, 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственных машин и оборудования.

Использование рабочей тетради в учебном процессе поможет студентам более успешно выполнить под руководством преподавателя комплекса учебных заданий с целью усвоения научно-теоретических основ дисциплины, приобретение навыков и опыта творческой деятельности, овладения современными методами практической работы с применением технических средств.

В ходе выполнения практического занятия у студентов формируются умения наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы и обобщения, самостоятельно вести исследования, пользоваться различными приемами измерений, оформлять результаты в виде таблиц, схем, графиков.

Цель практических занятий - закрепить теоретические знания, полученные на лекциях по основам агрономии, а также приобрести практические навыки по контролю за соблюдением севооборотов, производственному картированию сорно-полевой растительности и оценке качества основных приёмов обработки почвы.

Освоение полученных знаний, поможет сформировать студентам следующие компетенции:

ОК1 - понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК2 - организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК3 - принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК5 - владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.

ОК6 - работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК7 - Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

ОК8 - Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК9 - Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.

ОК10 - Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

ПК1.1 - Выполнять регулировку узлов, систем и механизмов двигателя и приборов электрооборудования.

ПК1.2 - Подготавливать почвообрабатывающие машины

ПК1.3 - Подготавливать посевные, посадочные машины и машины для ухода за посевами

ПК1.4 - Подготавливать уборочные машины

ПК1.5 - Подготавливать машины и оборудование для обслуживания животноводческих ферм, комплексов и птицефабрик

ПК1.6 - Подготавливать рабочее и вспомогательное оборудование тракторов и автомобилей

ПК2.1 - Определять рациональный состав агрегатов и их эксплуатационные показатели

ПК2.2 - Комплектовать машинно-тракторный агрегат

ПК2.3 - Проводить работы на машинно-тракторном агрегате

ПК2.4 - Выполнять механизированные сельскохозяйственные работы.

ПК4.1 - Участвовать в планировании основных показателей машинно-тракторного парка сельскохозяйственной организации.

ПК4.2 - Планировать выполнение работ исполнителями.

ПК4.3 - Организовывать работу трудового коллектива

ПК4.4 - Контролировать ход и оценивать результаты выполнения работ исполнителями.

ПК4.5 - Вести утвержденную учетно-отчетную документацию































Практическое занятие №1


Тема занятия : Изучение морфологических признаков почвы. Разработка систем обработки почвы.

Время на работу: 2 часа

Цель занятия: Изучить по монолитам почвенные горизонты и описывать почвы по морфологическим признакам. Разрабатывать системы обработки почвы. Сформировать следующие компетенции в результате проделанной работы ОК2, ОК5, П.К4.5

Оборудование: монолиты, методические рекомендации для выполнения практических работ.

Задание 1. Описать морфологические признаки почвы чернозема обыкновенного по образцам

Морфологические признаки почвы чернозема обыкновенного

Горизонты

Мощность почвенных горизонтов

Окраска

Структура

Сложение

Включения и новообразования

А






В1






В2






С







Задание № 2. Составить систему обработки почвы под кукурузу после гороха. Почвы чернозёмы выщелочные. Поле засорено овсюгом.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание № 3. Разработать систему минимальной обработки почвы под ячмень после яровой пшеницы. Почвы-чернозёмы среднесуглинистые, мощность гумусового горизонта 22 см. Поле засорено поздними яровыми сорняками.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 4. Разработать систему минимальной обработки почвы под яровую пшеницу после многолетних трав второго года пользования. Почвы- черноземы среднесуглинистые, засоренные однолетними сорняками.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Контрольные вопросы:

1.Опишите значение знаний основ агрономии при подготовке техника-механика.

2.Дайте понятие о почве как природном образовании и основном средстве сельскохозяйственного производства.

3.Определите значение гумуса в почвообразовательном процессе.

4.Составьте структура почвы и ее значение.

5.Перечислите основные свойства почвы и приемы их улучшения.

Практическое занятие №2

Тема занятия: Определение основных видов удобрений, разработка систем удобрений в севообороте.

Время на работу:2 часа

Цель: Изучить основные виды минеральных удобрений;

2. Рассчитать нормы внесения удобрений под полевые культуры.

Оборудование: коллекция удобрений, методические рекомендации для выполнения практических работ.

Задание 1.  По коллекциям удобрений изучить и описать следующие удобрения: аммиачная селитра, мочевина, двойной и простой суперфосфат, калийная соль, фосфоритная мука, хлористый калий, сульфат аммония, аммофос, нитрофоска.

Данные об удобрениях записать по следующей форме:

№ п/п

Группа удобрений


Вид

удобрений


Содержание

действующего

вещ-ва, %


Цвет, консистенция


Растворимость в воде













































Задание 2. Решить задачи по расчёту норм внесения удобрений под сельскохозяйственные культуры.

Расчёт нормы внесения удобрений.

Нормы внесения принято выражать в килограммах действующего вещества (азота, фосфорной кислоты, окиси калия).

Для определения гектарной нормы удобрения норму действующего вещества (в кг на 1га) умножают на 100 и делят на процент содержания его в удобрении.

Н=100*n/d, где

Н – норма удобрений, в кг/га;

n – доза питательного вещества, в кг/га;

d - содержание питательного вещества в удобрении. В %.

Например, в хозяйстве есть суперфосфат, содержащий 18% фосфорной кислоты. Это означает, что каждые 100кг заделанного в почву суперфосфата дадут только 18кг фосфорной кислоты. Нужно внести в почву 60кг фосфорной кислоты. Сколько же надо внести суперфосфата на 1га? Можно решить, используя вышеуказанную формулу, а можно, если вы ее забыли, составить пропорцию:

18 кг Р2О– 100 кг суперфосфата

60 кг Р2О5 – Х кг суперфосфата

Отсюда 

Следовательно, суперфосфата нужно внести 333кг на 1га.

Если же необходимо определить, сколько данное удобрение содержит того или иного элемента питания, то пользуемся следующей формулой:

n = Н*d/100

Задача1. Рассчитать норму внесения 30% калийной соли под озимую рожь, если доза действующего вещества – 59 кг/га.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задача 2. Чему равна норма внесения аммиачной селитры под свеклу, если на 1га запланировано внести 50кг действующего вещества.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задача3. Чему равна норма внесения калийной соли под брюкву, если на 1га запланировано внести 60кг К2О.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задача4. Рассчитать сколько потребуется известковой муки содержащей 85% действующего вещества для внесения под кормовую свёклу, если доза действующего вещества составляет 5т. Площадь посева 120га.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задача 5. Рассчитать норму внесения удобрений под капусту, если на 1га запланировано внести 94 кг азота, 90кг фосфорной кислоты, 100кг окиси калия. Хозяйство будет вносить аммиачную селитру, суперфосфат простой, 30% калийную соль.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задача 6. Рассчитать норму внесения удобрений под сахарную свёклу, если на 1га запланировано внести при посеве N10 Р15 К10, в подкормку – N20 Р30 К20. В хозяйстве имеются следующие удобрения: сульфат аммония, 40% - калийная соль, простой суперфосфат.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Контрольные вопросы:

1.От чего зависят дозы внесения минеральных удобрений под культуру?

2.Назовите удобрения: азотные, фосфорные, калийные;

3.Каков % д. в, мочевины, аммиачной селитры, двойного суперфосфата, хлористого калия?

4.Назовите сроки и способы внесения удобрений;

5.Сроки подкормок озимой пшеницы;

6.Какие машины и агрегаты применяются для внесения органических и минеральных удобрений?

Практическая работа №3

Тема занятия: Изучение видов и характеристика сорных растений. Разработать меры борьбы с сорняками, вредителями и болезнями

Время на работу: 2 часа

Цель: изучить наиболее распространенные виды сорных растений и правильно спланировать использование существующих методов борьбы с ними в производственных условиях.

Оборудование: гербарий сорных растений, плакаты, методические рекомендации для выполнения практических работ.

Задание1: По гербарию выберите вышеуказанные сорняки и, используя учебники, справочную литературу опишите их морфологические признаки, биологические особенности и меры борьбы с ними.

Морфологическими признаками сорняков являются внешняя форма растения, строение стебля, листьев, корня, соцветия и плода.

К биологическим особенностям сорняков относятся: способ питания, размножения, распространения, плодовитость, приспособленность по виду и размерам к семенам культурных растений и другие.

Среди мер борьбы, в особенности с минимализацией обработки, особое место занимают гербициды. Все гербициды в различной степени ядовиты для человека и сельскохозяйственных животных, поэтому ознакомьтесь с техникой безопасности при их применении.

Данные о сорняках запишите по следующей форме:

Название

растения


Семейство


Биологич.

Группа


Морфолог.

особенности


Биолог.

особенности


Засоряем.

культуры


Меры

борьбы








































Задание 2 Решить ситуационные задачи.

Ситуация-1. Какие мероприятия по уходу за посевами пшеницы необходимо проводить фермеру, если посевы засорены торицей, звездчаткой.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ситуация-2. Почвы поля, где будет высеваться пшеница после озимой ржи, сильно засорены однолетними сорняками. Назовите видовой состав этих сорняков и составьте комплекс агротехнических, химических мероприятий по борьбе с ними с указанием сроков, доз пестицидов и агротехнических требований планируемых мероприятий.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ситуация-3. Укажите сроки, способы внесения и дозы гербицида “Раундап” для борьбы с пыреем ползучим в посадках картофеля в кг/га. Укажите сроки и способы его внесения.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ситуация-4. Одно из полей хозяйства имеет сильную засорённость осотом жёлтым и розовым. На поле предполагается сев льна, предшественник - многолетние травы.

Предложите агротехнические мероприятия по борьбе с этими сорняками.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ситуация – 5. Фермер опрыскал агрегатом ОПШ-15+МТЗ-80 на двух участках посевы пшеницы против злаковых сорняков зеллеком в дозе 3л/га, предварительно растворив гербицид в 60л воды. На одном поле у пшеницы наблюдалась фаза “шилец” , а на другом – фаза «кущения».Правильно ли поступил фермер? Объясните своё решение.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Контрольные вопросы:

1.В чем вредоносность сорных растений?

2.Назовите основные сорные растения зоны?

3.Как защитить растения от патогенов?

4.Что такое сорняк и в чем его отличие от засорителя посевов и продукции?

5.Назовите какие вы знаете сорные растения?

Практическая работа №4

Тема занятия: Разработка систем севооборотов и составление ротационных таблиц.

Время на работу:2 часа

Цель: Освоить технику составления севооборотов и ротационных таблиц.

Оборудование: методические рекомендации для выполнения практических работ

Задание 1. Составить схему чередования культур, определить тип и вид севооборота. Площадь севооборота 1000га. Площадь посева возделываемых культур: Озимая рожь – 200га, яровая пшеница – 300га, горох – 200га, пар – 100га, овёс – 200га.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. В хозяйстве для полевого севооборота определена следующая структура посевных площадей: яровая пшеница – 42,9%, пар – 14,3%, овёс – 14,3%, картофель – 14,2%, многолетние травы (выводное поле) – 14,3%. По данной структуре посевных площадей составить схему севооборота, определить вид севооборота.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3. Составить севооборот при известных площадях сельскохозяйственных культур. Яровая пшеница – 706га, ячмень – 353га, многолетние травы 706га, озимая рожь 353га, пар чистый 353га.

Задание 4. Составить ротационную таблицу следующего севооборота:

1. Горох

2. Озимая пшеница

3. Сахарная свёкла

4. Яровая пшеница

5. Кукуруза на зёлёную массу

6. Озимая пшеница

7. Кукуруза на зерно

8. Кукуруза на зелёную массу

9. Озимая пшеница

10. Подсолнечник


Ротационная таблица полевого севооборота

Номер поля севооборота и его площадь

Годы ротации

2021

2022

2023

2024

2025

2026

2027

20 __

20__




























































































Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы


1. ЭБС «Лань»: Ториков, В. Е. Научные основы агрономии : учебное пособие / В. Е. Ториков, О. В. Мельникова. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2019. — 348 с. — ISBN 978-5-8114-2604-1. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/112064

2. ЭБС «Znanium»:Евтефеев, Ю. В. Основы  агрономии : учебное пособие / Ю.В. Евтефеев, Г.М. Казанцев. — Москва : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2021. — 367 с. — (Среднее профессиональное образование). - ISBN 978-5-00091-588-2. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1166545

3. ЭБС «Znanium»:Кидин, В. В. Агрохимия : учебное пособие / В.В. Кидин. — Москва : ИНФРА-М, 2021. — 351 с. — (Среднее профессиональное образование). - ISBN 978-5-16-014937-0. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1147413

4. ЭБС «Znanium»:Земледелие : учеб. пособие / А.И. Беленков, Ю.Н. Плескачев, В.А. Николаев, И.В. Кривцов, М.А. Мазиров. — Москва : ИНФРА-М, 2019. — 237 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс; Режим доступа: https://new.znanium.com]. — (Среднее профессиональное образование). - ISBN 978-5-16-013914-2. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/960128

5. ЭБС «Юрайт»:Почвоведение : учебник для среднего профессионального образования / К. Ш. Казеев [и др.] ; ответственный редактор К. Ш. Казеев, С. И. Колесников. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 427 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-07031-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/452332