СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические указания для выполнения практических работ по дисциплине "Эффективное поведение на рынке труда"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материалы для проведения практических работ по дисциплине «Эффективное поведение на рынке труда» для

профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)

Просмотр содержимого документа
«Методические указания для выполнения практических работ по дисциплине "Эффективное поведение на рынке труда"»

Министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области

Искитимский филиал ГБПОУ НСО «Новосибирский строительно-монтажный колледж»



Рассмотрено:


«Утверждаю»

На заседании предметной (цикловой) комиссии экономических и информационных дисциплин


Зав. учебной частью

Протокол № ___ от «__»_____201_


Пицына Т.М. __________

Председатель ПЦК ______ Смирнова Е.В.


«___»____________201_








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебной дисциплины

«Эффективное поведение на рынке труда»

основной профессиональной образовательной программы

профессии среднего профессионального образования

15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)
















2017

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего профессионального образования для профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)




Организация-разработчик: Искитимский филиал ГБПОУ НСО

«Новосибирский строительно-монтажный колледж»





Разработчик:

Седова Евгения Николаевна, преподаватель общепрофессиональных дисциплин






Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО)

Заключение Экспертного совета №___________ от «____»__________20__ г.

номер


СОДЕРЖАНИЕ



стр.

  1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. условия реализации рабочей программы учебной дисциплины

11

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

12



1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ЭФФЕКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ НА РЫНКЕ ТРУДА»


1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС среднего профессионального образования для профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)


Рабочая программа учебной дисциплины определяет последовательность изучения материала, а также пути формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся.



1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Дисциплина «Эффективное поведение на рынке труда» относится к циклу дополнительных общеобразовательных дисциплин.


1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:


В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • Характеризовать основные составляющие процесса оформления трудовых отношений и адаптации на рабочем месте в соответствии с рекомендациями;

  • Составлять алгоритм поиска работы.

  • Формировать самопрезентацию.

  • Составлять резюме.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • технологии трудоустройства для планирования собственных активных действий на рынке труда;

  • Ситуацию на рынке труда;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен иметь представление:

  • о правовом регулировании труда Российской Федерации;

  • об организации рынка труда в России;

  • деятельности государственных органов труда и занятости населения.


1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 60 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 40 часов;

самостоятельной работы обучающегося 20 часов.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

60

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

40

Их них практические работы:

10

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

  • В том числе для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы); составление плана текста; конспектирование текста; выписки из текста; работа со словарями и справоч­никами; ознакомление с нормативными документами; компьютерной техники и Интернета;

  • для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции (обработка текста); повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей); составление плана и тезисов ответов; составление таблиц для систематизации учебного материала; изучение нормативных материалов; ответы на контрольные вопросы;; подготовка рефератов, докладов; составление тематических кроссвордов; тестирование и др;


20

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета



2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Основы трудового законодательства

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения


Тема 1. Основы рыночной экономики


Содержание учебного материала

Экономическая сфера жизни общества. Производство, производительность труда. Разделение труда и специализация.

Экономические системы. Собственность. Обмен. Формы торговли. Спрос в рыночной экономике, колебания спроса, эластичность. Спрос и предложение, конкуренция, факторы, влияющие на предложение конкретного товара и услуги. Роль цены в рыночной экономике, ценовые сигналы, взаимодействие цены, спроса и предложения.

2

1,2

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовить рефераты на темы:

  1. Экономические системы.

  2. Формы торговли.

  3. Формы собственности.

  4. Спрос и предложение в рыночной экономике.

  5. Ценовая политика в рыночной экономике.

1


Тема 2. Рынок труда


Содержание учебного материала

Понятие "рынок труда". Виды рынка труда. Локальные рынки труда. Спрос и предложение на рынке труда. Заработная плата как цена труда. Занятость населения как показатель баланса спроса и предложения рабочей силы. Высвобождение рабочей силы, его причины в современной России.

Конкуренция на рынке труда. Законы и правила конкурентной борьбы.

2

1,2

Самостоятельная работа обучающихся

Выписать с сайта Департамента труда и занятости населения Новосибирской области основные отрасли экономики, в которых наблюдается спад производства и сокращается потребность в рабочих кадрах и специалистах; категории работников слабо востребованных рынком труда; профессии, перспективные для трудоустройства;

Охарактеризовать вакансии по рабочим профессиям на рынке труда г. Искитим и Новосибирск.

1

Тема 3. Посредники на рынке труда

Содержание учебного материала

Безработица как длительная несбалансированность рынка труда, рекрутинговые фирмы. Понятие "вакансия на рынке труда". Закон РФ "О занятости населения в Российской Федерации".

Государственные службы занятости населения (пособие по безработице, профессиональное обучение, консультации, поиск вакансий на бирже труда).

Коммерческие агентства по найму и подбору кадров.

Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации».

2

1,2

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовить ответы на вопросы

Систематизация информации об источниках информации о работе.

Предварительная оценка степени добросовестности работодателя.

Определение порядка взаимодействия с центром занятости.

Определение целесообразности использования элементов инфраструктуры в поиске

работы.

Составление структуры заметок для взаимодействия с потенциальным работодателем

1


Тема 4. Профессиональная деятельность


Содержание учебного материала

Профессиональная деятельность: ее типы, виды, режимы (работа по найму, самозанятость и др.). Индивидуальная трудовая и творческая деятельность.

Характеристика профессий и специальностей с точки зрения гарантии трудоустройства. "Вечные" профессии и специальности (обслуживающие насущные потребности человека). "Сквозные" (распространенные) профессии и специальности. "Дефицитные" профессии и специальности. "Перспективные" профессии и специальности. "Свободные" профессии и специальности (для режима самозанятости).

Понятие "конкурентоспособность профессии (специальности)". Модели конкурентоспособности: "профессионал", "универсал", "мобильный работник", "коммуникатор" и др. Основы выбора стиля поведения человека на рынке труда. Факторы, влияющие на среднесрочную и долгосрочную перспективы.


4


Самостоятельная работа обучающихся

  1. Перечислить профессии, наиболее востребованные на молодежном рынке труда. Проанализировать возможности трудоустройства по этим профессиям в г. Новосибирске.

  2. Дайте определения понятий "занятость", "подходящая работа", "безработные граждане", зафиксированные Законом РФ "О занятости населения в Российской Федерации".

  3. Перечислить основные функции государственных органов труда и занятости по социальной защите граждан, действия органов труда и занятости в области профессионального обучения безработных и незанятых граждан

2


Тема 5. Технологии трудоустройства





Содержание учебного материала

Правила поиска работы. План поиска работы и подготовка к его реализации. Причины безуспешного поиска работы. Правила организации поиска работы. Методы поиска работы.

Межличностное взаимодействие в ситуации трудоустройства.

Возможные вопросы к кандидату при приеме на работу. Технология ответов на возможные вопросы работодателя.

Документы, необходимые в ситуации трудоустройства. Автобиография, профессиональное резюме, поисковое письмо работодателю. Основные правила их разработки и оформления.

Конфликтные ситуации при трудоустройстве.

6

2,3

Практическая работа N 1. Составление автобиографии.

Практическая работа N 2. Разработка алгоритма трудоустройства.

Практическая работа N 3. Составление письма с предложением услуг на замещение вакансий.

Практическая работа N 4.Составление резюме.

8

Самостоятельная работа обучающихся

  1. Составить план посещения организации с целью трудоустройства. Собеседование

  2. Дать характеристику формам и методам профессиональной переподготовки, с учетом требований конкретного рабочего места.

3

Тема 6. Профессиональная адаптация


Содержание учебного материала

Понятие "адаптация". Социальная, профессиональная, психологическая адаптация на рабочем месте. Формы и способы адаптации. Новые жизненные и профессиональные задачи, связанные с началом работы.

Планирование и реализация профессиональной карьеры. Анализ собственных резервов и ограничений по результатам первых месяцев работы. Корректировка профессионального поведения и деятельности. Самообразование и повышение квалификации как необходимое условие профессионального роста.

2

Самостоятельная работа обучающихся

  1. Составить письмо с предложением услуг на замещение вакансий.

  2. Составить резюме.

2

Тема 7. Общение как взаимодействие и коммуникация

Содержание учебного материала

Интерактивная сторона общения. Позиции Родителя, Взрослого и Ребенка. Ориентация на понимание. Коммуникативная сторона. Барьеры непонимания. Барьеры социально-культурного различия. Барьер отношения. Невербальные средства общения

2

1,2

Самостоятельная работа обучающихся

1. Каким образом связаны между собой «действие» и «взаимо­действие»?

2. Охарактеризуйте взаимодействие с позиций ориентации на конт­роль и понимание.

3. Какие формы взаимодействия являются наиболее распространен­ными?

6. Почему эффективность общения связывают с коммуникативной стороной?

7. Какие коммуникативные барьеры вам известны? Раскройте сущ­ность каждого барьера и приведите примеры из повседневной жизни.

8. Что означает выражение «читать человека»?

9. Какова роль невербального общения в межличностном взаимодей­ствии?

10. Назовите виды невербальных средств общения.

2

Тема 8. Успех делового общения

Содержание учебного материала

Умение слушать собеседника. Нерефлексивное слушание. Рефлексивное слушание. Техника общения.

2


Самостоятельная работа обучающихся

1. Русская поэтесса Марина Цветаева (1892-1941) говорила: «Одно дело слушать, а другое — слышать». Что вы понимаете под этим выска­зыванием?

2. Раскройте сущность рефлексивного слушания.

3. Как часто в разговоре с друзьями вы используете приемы рефлек­сивного слушания? Раскройте содержание каждого приема.

4. Для чего нужны «техники общения»?

2


Тема 9. Основы профессиональной этики


Содержание учебного материала

Требования различных профессий к человеку. Психологическая характеристика профессии в зависимости от структуры деятельности.

Психологические вопросы взаимоотношений наемного работника и работодателя. Психологический климат в трудовом коллективе.

Позиции людей при общению Психологическая совместимость.

Речь в деловом общении. Профессиональный этикет.

2


Самостоятельная работа обучающихся

Подготовить рефераты:

  1. Роль психологического климата в трудовом коллективе.

  2. Позиции людей при общении в трудовом коллективе.

  3. Производственный конфликт: диагностика, разрешение конфликта

  4. Основные правила поведения и трудности общения в коллективе.

2

Тема 10. Русский речевой этикет

Содержание учебного материала

Речевой этикет. Приветствие. Принципы использования этикетных формул. Обстановка общения и этикетные формулы. Ты- и Вы- общение. Система обращений. Знакомство. Рекомендации.

2


Самостоятельная работа обучающихся

1. Дайте определение понятию «этикет».

2. Каков общий принцип использования этикетных средств?

3. Чем отличается Вы-общение от Ты-общения?

4. В чем специфика сложившейся в русском речевом этикете системы обращений?

5. Являются ли обращения «господин», «господа» универсальными?

6. Чем отличается знакомство в деловой сфере общения от знакомства в личной сфере общения?

2

Тема 11. Конфликт, правила поведения в конфликтах

Содержание учебного материала

Конфликт. Типы конфликта. Стратегия поведения в конфликтных ситуациях. Правила поведения в конфликтах.

Производственный конфликт. Возникновение и решение конфликтов. Отношение разных людей к конфликтам. Диагностика собственного типа отношений.

2


Практическая работа №5. Диагностика, разрешение производственного конфликта.

2


Самостоятельная работа обучающихся

1. Определите, к какому типу относятся следующие конфликты:

а) сотруднику администрация предъявляет противоречивые требо­вания к конечному результату его работы, и он не знает, как посту­пить;

б) руководитель не оценил работу подчиненного и этим обидел его;

в) при принятии решений в коллективе происходит столкновение взглядов и характеров.

2. Существует ли взаимосвязь между формулой конфликта и возмож­ностью его разрешения?

3. Какие правила поведения в конфликтной ситуации вы можете взять себе на «вооружение»?

2


Контрольно-зачетное занятие

Контроль сформированных знаний и умений

2



Всего:

Теоретические занятия:

Практические занятия:

Самостоятельная работа:


60

30

10

20



3. условия реализации программы дисциплины


3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета социально-экономических дисциплин


Оборудование учебного кабинета: плакаты, схемы, таблицы

Технические средства обучения: компьютерная и мультимедийная техника



3.2. Информационное обеспечение обучения

Нормативно-правовые акты

  1. Закон РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации"
  2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ

Основная литература

  1. Эффективное поведение на рынке труда: учеб. пособие/ сост.: С.Ю. Алашеев, Е.Г.Зубова, Т.Н.Порхун, Н.Ю.Посталюк.- Самара:ЦПО , изд-во «ПРОФИ», 2016.-78с.

Дополнительная литература

  1. Бороздина Г.В. Психология делового общения. - М., 2016.

  2. Грамотное поведение на рынке труда или как искать и найти работу. - СПб.: "Веда", 2017.

  3. Как найти себя на рынке труда. - М., 2017.

  4. Методические рекомендации для педагогов по курсу "Эффективное поведение на рынке труда". - Самара: "Профи", 2015.

  5. Рощин С.Ю., Разумова Т.О. Теория рынка труда. Учебно-методическое пособие. - М.: Теис, 2015.

  6. Рыкова Е.А., Волшина И.А., Прожерина Л.Н. Технология поиска работы. - М.: ПрофОбрИздат, 2017.

  7. Савина М.С. Технология поиска работы. - М., 2016.


4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- Характеризовать основные составляющие процесса оформления трудовых отношений и адаптации на рабочем месте в соответствии с рекомендациями;





Устный опрос на учебных занятиях

Доклад студента перед аудиторией

- Составлять алгоритм поиска работы.


Устный опрос на учебных занятиях

Доклад студента перед аудиторией

Оформление тестов и кроссвордов

- Формировать самопрезентацию.


Конспект в тетради

Доклад студента перед аудиторией

- Составлять резюме.

Конспект в тетради


В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- технологии трудоустройства для планирования собственных активных действий на рынке труда;




Конспект в тетради

Устный опрос на занятиях

Оформление тестов и кроссвордов

- Ситуацию на рынке труда

Устный опрос на занятиях

Доклад студента перед аудиторией