Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего профессионального образования для профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)
Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО)
Заключение Экспертного совета №___________ от «____»__________20__ г.
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС среднего профессионального образования для профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)
Рабочая программа учебной дисциплины определяет последовательность изучения материала, а также пути формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся.
Дисциплина «Эффективное поведение на рынке труда» относится к циклу дополнительных общеобразовательных дисциплин.
самостоятельной работы обучающегося 20 часов.
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
Тема 1. Основы рыночной экономики | Содержание учебного материала Экономическая сфера жизни общества. Производство, производительность труда. Разделение труда и специализация. Экономические системы. Собственность. Обмен. Формы торговли. Спрос в рыночной экономике, колебания спроса, эластичность. Спрос и предложение, конкуренция, факторы, влияющие на предложение конкретного товара и услуги. Роль цены в рыночной экономике, ценовые сигналы, взаимодействие цены, спроса и предложения. | 2 | 1,2 |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовить рефераты на темы: Экономические системы. Формы торговли. Формы собственности. Спрос и предложение в рыночной экономике. Ценовая политика в рыночной экономике. | 1 |
Тема 2. Рынок труда | Содержание учебного материала Понятие "рынок труда". Виды рынка труда. Локальные рынки труда. Спрос и предложение на рынке труда. Заработная плата как цена труда. Занятость населения как показатель баланса спроса и предложения рабочей силы. Высвобождение рабочей силы, его причины в современной России. Конкуренция на рынке труда. Законы и правила конкурентной борьбы. | 2 | 1,2 |
Самостоятельная работа обучающихся Выписать с сайта Департамента труда и занятости населения Новосибирской области основные отрасли экономики, в которых наблюдается спад производства и сокращается потребность в рабочих кадрах и специалистах; категории работников слабо востребованных рынком труда; профессии, перспективные для трудоустройства; Охарактеризовать вакансии по рабочим профессиям на рынке труда г. Искитим и Новосибирск. | 1 |
Тема 3. Посредники на рынке труда | Содержание учебного материала Безработица как длительная несбалансированность рынка труда, рекрутинговые фирмы. Понятие "вакансия на рынке труда". Закон РФ "О занятости населения в Российской Федерации". Государственные службы занятости населения (пособие по безработице, профессиональное обучение, консультации, поиск вакансий на бирже труда). Коммерческие агентства по найму и подбору кадров. Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации». | 2 | 1,2 |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовить ответы на вопросы Систематизация информации об источниках информации о работе. Предварительная оценка степени добросовестности работодателя. Определение порядка взаимодействия с центром занятости. Определение целесообразности использования элементов инфраструктуры в поиске работы. Составление структуры заметок для взаимодействия с потенциальным работодателем | 1 |
Тема 4. Профессиональная деятельность | Содержание учебного материала Профессиональная деятельность: ее типы, виды, режимы (работа по найму, самозанятость и др.). Индивидуальная трудовая и творческая деятельность. Характеристика профессий и специальностей с точки зрения гарантии трудоустройства. "Вечные" профессии и специальности (обслуживающие насущные потребности человека). "Сквозные" (распространенные) профессии и специальности. "Дефицитные" профессии и специальности. "Перспективные" профессии и специальности. "Свободные" профессии и специальности (для режима самозанятости). Понятие "конкурентоспособность профессии (специальности)". Модели конкурентоспособности: "профессионал", "универсал", "мобильный работник", "коммуникатор" и др. Основы выбора стиля поведения человека на рынке труда. Факторы, влияющие на среднесрочную и долгосрочную перспективы. | 4 | |
Самостоятельная работа обучающихся Перечислить профессии, наиболее востребованные на молодежном рынке труда. Проанализировать возможности трудоустройства по этим профессиям в г. Новосибирске. Дайте определения понятий "занятость", "подходящая работа", "безработные граждане", зафиксированные Законом РФ "О занятости населения в Российской Федерации". Перечислить основные функции государственных органов труда и занятости по социальной защите граждан, действия органов труда и занятости в области профессионального обучения безработных и незанятых граждан | 2 |
Тема 5. Технологии трудоустройства | Содержание учебного материала Правила поиска работы. План поиска работы и подготовка к его реализации. Причины безуспешного поиска работы. Правила организации поиска работы. Методы поиска работы. Межличностное взаимодействие в ситуации трудоустройства. Возможные вопросы к кандидату при приеме на работу. Технология ответов на возможные вопросы работодателя. Документы, необходимые в ситуации трудоустройства. Автобиография, профессиональное резюме, поисковое письмо работодателю. Основные правила их разработки и оформления. Конфликтные ситуации при трудоустройстве. | 6 | 2,3 |
Практическая работа N 1. Составление автобиографии. Практическая работа N 2. Разработка алгоритма трудоустройства. Практическая работа N 3. Составление письма с предложением услуг на замещение вакансий. Практическая работа N 4.Составление резюме. | 8 |
Самостоятельная работа обучающихся Составить план посещения организации с целью трудоустройства. Собеседование Дать характеристику формам и методам профессиональной переподготовки, с учетом требований конкретного рабочего места. | 3 |
Тема 6. Профессиональная адаптация | Содержание учебного материала Понятие "адаптация". Социальная, профессиональная, психологическая адаптация на рабочем месте. Формы и способы адаптации. Новые жизненные и профессиональные задачи, связанные с началом работы. Планирование и реализация профессиональной карьеры. Анализ собственных резервов и ограничений по результатам первых месяцев работы. Корректировка профессионального поведения и деятельности. Самообразование и повышение квалификации как необходимое условие профессионального роста. | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся Составить письмо с предложением услуг на замещение вакансий. Составить резюме. | 2 |
Тема 7. Общение как взаимодействие и коммуникация | Содержание учебного материала Интерактивная сторона общения. Позиции Родителя, Взрослого и Ребенка. Ориентация на понимание. Коммуникативная сторона. Барьеры непонимания. Барьеры социально-культурного различия. Барьер отношения. Невербальные средства общения | 2 | 1,2 |
Самостоятельная работа обучающихся 1. Каким образом связаны между собой «действие» и «взаимодействие»? 2. Охарактеризуйте взаимодействие с позиций ориентации на контроль и понимание. 3. Какие формы взаимодействия являются наиболее распространенными? 6. Почему эффективность общения связывают с коммуникативной стороной? 7. Какие коммуникативные барьеры вам известны? Раскройте сущность каждого барьера и приведите примеры из повседневной жизни. 8. Что означает выражение «читать человека»? 9. Какова роль невербального общения в межличностном взаимодействии? 10. Назовите виды невербальных средств общения. | 2 |
Тема 8. Успех делового общения | Содержание учебного материала Умение слушать собеседника. Нерефлексивное слушание. Рефлексивное слушание. Техника общения. | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся 1. Русская поэтесса Марина Цветаева (1892-1941) говорила: «Одно дело слушать, а другое — слышать». Что вы понимаете под этим высказыванием? 2. Раскройте сущность рефлексивного слушания. 3. Как часто в разговоре с друзьями вы используете приемы рефлексивного слушания? Раскройте содержание каждого приема. 4. Для чего нужны «техники общения»? | 2 | |
Тема 9. Основы профессиональной этики | Содержание учебного материала Требования различных профессий к человеку. Психологическая характеристика профессии в зависимости от структуры деятельности. Психологические вопросы взаимоотношений наемного работника и работодателя. Психологический климат в трудовом коллективе. Позиции людей при общению Психологическая совместимость. Речь в деловом общении. Профессиональный этикет. | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовить рефераты: Роль психологического климата в трудовом коллективе. Позиции людей при общении в трудовом коллективе. Производственный конфликт: диагностика, разрешение конфликта Основные правила поведения и трудности общения в коллективе. | 2 |
Тема 10. Русский речевой этикет | Содержание учебного материала Речевой этикет. Приветствие. Принципы использования этикетных формул. Обстановка общения и этикетные формулы. Ты- и Вы- общение. Система обращений. Знакомство. Рекомендации. | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся 1. Дайте определение понятию «этикет». 2. Каков общий принцип использования этикетных средств? 3. Чем отличается Вы-общение от Ты-общения? 4. В чем специфика сложившейся в русском речевом этикете системы обращений? 5. Являются ли обращения «господин», «господа» универсальными? 6. Чем отличается знакомство в деловой сфере общения от знакомства в личной сфере общения? | 2 |
Тема 11. Конфликт, правила поведения в конфликтах | Содержание учебного материала Конфликт. Типы конфликта. Стратегия поведения в конфликтных ситуациях. Правила поведения в конфликтах. Производственный конфликт. Возникновение и решение конфликтов. Отношение разных людей к конфликтам. Диагностика собственного типа отношений. | 2 | |
Практическая работа №5. Диагностика, разрешение производственного конфликта. | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся 1. Определите, к какому типу относятся следующие конфликты: а) сотруднику администрация предъявляет противоречивые требования к конечному результату его работы, и он не знает, как поступить; б) руководитель не оценил работу подчиненного и этим обидел его; в) при принятии решений в коллективе происходит столкновение взглядов и характеров. 2. Существует ли взаимосвязь между формулой конфликта и возможностью его разрешения? 3. Какие правила поведения в конфликтной ситуации вы можете взять себе на «вооружение»? | 2 | |
Контрольно-зачетное занятие | Контроль сформированных знаний и умений | 2 | |
| Всего: Теоретические занятия: Практические занятия: Самостоятельная работа: | 60 30 10 20 | |
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета социально-экономических дисциплин
результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.