СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические указания и контрольные задания по дисциплине «история» для студентов заочной формы обучения

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методические указания и контрольные задания по дисциплине «история» для студентов заочной формы обучения»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Мурманской области

«МОНЧЕГОРСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

(ГАПОУ МО «МонПК»)










МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ»

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ




















Мончегорск,

2016




Составитель – Юдина Екатерина Викторовна, преподаватель общих гуманитарных дисциплин ГАПОУ МО «МонПК»




Краткая аннотация:

В методических указаниях представлен учебно-методический комплекс по истории России в мире в XX – XXI вв. Он включает в себя задания для выполнения контрольных работ, рекомендуемую литературу к ним. Задания, представленные в пособии, ориентированы на самостоятельную работу студентов. Методические указания и контрольные задания предназначены для студентов заочного отделения ГАПОУ МО «МонПК».





Рассмотрены на заседании цикловой комиссии общих гуманитарных дисциплин

полное наименование цикловой комиссии

Протокол № 6 от 14.01.2016 г.


Председатель ЦК _____________ И. И. Яковлева




Рецензент – И.А.Кулдыркаева



Согласовано

Заместитель директора по УМР О.В. Першина


















СОДЕРЖАНИЕ

Введение ……………………………………………………………………………………4

1. Цели и общие методические указания по выполнению контрольной работы ………5

2. Основные требования к оформлению и содержанию контрольной работы…………5

2.1.  Основные требования к оформлению контрольной работы……………………….5

2.2.  Основные требования к содержанию контрольной работы………………………..7

3. Требования к выбору варианта контрольной работы………………………………...8

4. Варианты заданий контрольной работы и указания по их выполнению…………….9

5. Общие критерии оценки контрольной работы………………………………………..17

Заключение………………………………………………………………………………….18

Список источников…………………………………………………………………………19



ВВЕДЕНИЕ

Федеральным государственным образовательным стандартом для специальностей 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта и 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) предусмотрено изучение Истории как обязательной дисциплины. Рабочим учебном планом на заочном отделении отведено для этого 72 часа: 4 часа – обязательная аудиторная нагрузка и 68 часов - самостоятельная работа обучающегося, в том числе выполнение одной домашней контрольной работы в письменной форме.

Особенностью данного методического пособия является то, что в нем объединены темы по истории России и истории зарубежных стран, что позволит студентам сформировать представления об особенностях развития современной России и мира на основе осмысления важнейших событий и проблем российской и мировой истории XX – н. XXI вв.

Контрольная работа как одна из форм проверки и оценки усвоенных знаний, уровня самостоятельности и активности студентов в учебном процессе предусматривает выявление знаний по определенной теме (разделу) и понимание сущности изучаемых предметов и явлений, их закономерностей, умения самостоятельно делать выводы и обобщения. Методическое пособие обеспечивает доступ к современному учебному материалу через ссылки и адреса Интернет-ресурсов.

Методические указания включают в себя общие методические рекомендации по выполнению домашней контрольной работы, приведены варианты заданий, описана структура и подробно объяснено оформление контрольной работы. Кроме того, в пособии даны критерии ее оценки. В методических указаниях дан список рекомендуемой литературы, перечислены Интернет-ресурсы.

Выполнение всех указаний методического пособия поможет студенту-заочнику выполнить успешно контрольную работу и содействовать формированию общих компетенций: осуществление поиска и использования информации, необходимой для эффективного проявления профессиональных задач, профессионального и личностного развития, организация собственной деятельности, самообразование, владение информационной культурой, анализ и оценка информации с использованием информационно-коммуникационных технологий.

В условиях отсутствия учебно-методического обеспечения реализации дисциплины «История» согласно ФГОС третьего поколения данное методическое пособие может быть полезно для преподавателей истории.

  1. Цели и общие методические указания по выполнению контрольной работы

Основная цель данных методических указаний – помочь студентам заочной формы самостоятельно выполнить домашнюю контрольную работу по Истории, предусмотренную рабочим учебным планом специальности согласно ФГОС, что поможет освоить программу дисциплины «История» для формирования представлений об особенностях развития современной России на основе осмысления важнейших событий и проблем российской и мировой истории XX – начала XXI вв.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;

- выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально- экономических, политических и культурных проблем.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

- основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.);

- сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI в.;

- основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;

- назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;

- о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;

- содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения.

2.  Основные требования к оформлению и содержанию контрольной работы


2.1.  Основные требования к оформлению контрольной работы

1. Объем работы зависит от содержания первоисточников, от уровня теоретической и методической подготовки студентов.

В среднем объем контрольной работы должен составлять 15-20 страниц машинописного текста (14 шрифт, через 1,5 интервала, выравнивание по ширине, абзацный отступ, используется  шрифт Times New Roman, текст печатается черным цветом). Работа может быть выполнена и в рукописном варианте, но с соответствующим увеличением объема и обязательно разборчивым почерком, т. е. должна быть легко читаема.

Необходимо обратить внимание на типичные ошибки, встречающиеся в контрольных работах: много цитат, искажение цитируемого материала, неумение выделить главное, увязать теоретические положения современностью. Студент вправе дополнить список литературы, изменить план, дать иную точку зрения на определенный вопрос.

2. Титульный лист является первым листом контрольной работы и оформляется по соответствующей форме, где указываются фамилия, имя, отчество, шифр студенческого билета. На второй странице текста – номер контрольной работы и перечень заданий.

3. Текст контрольной работы располагается на одной стороне каждого листа белой бумаги формата А4 (210*297 мм) с соблюдением следующих размеров полей:

·  верхнее и нижнее – 20 мм;

·  левое – 25 мм;

·  правое – 15 мм.

4. Каждая структурная часть контрольной работы начинается с нового листа. Названия структурных частей располагаются на отдельных строках, пишутся симметрично основному тексту и отделяются от него 2-3 межстрочными интервалами. Заголовки не подчеркиваются, точка в конце названия не ставится. Работа должна быть выполнена аккуратно, в той же последовательности, в какой приведены вопросы плана. Перед каждым ответом на вопрос плана следует писать номер задания и его полную формулировку.

5. Страницы нумеруются арабскими цифрами в правом нижнем углу. На титульном листе и содержании номер страницы не ставится, но включается в общую нумерацию.

6. Таблицы, рисунки, диаграммы должны иметь название, ссылку на источник, из которого заимствовалась информация, и сквозную нумерацию.

7. В конце контрольной работы дается список использованной литературы, который идет по алфавиту и ссылки на интернет-ресурсы. Литература, изученная автором работы в должна располагаться в такой последовательности:

-  Законы РФ

-  Указы и распоряжения Президента РФ

-  Постановления Думы Правительства РФ

-  Официальные материалы Министерств и ведомств РФ

-  Монографии, научные статьи, учебники, учебные пособия, периодические издания и др. литература.

-  В списке указывается фамилия, инициалы автора, наименования работы, место издания, издательство, год издания и страницы материала, относящиеся к теме исследования.

8. Цитаты из произведений даются в кавычках, в подстрочных примечаниях указывается их источник.

9. Допустимо в тексте контрольной работы применять общепринятые сокращения – ПСС – вместо Пол. СОБР. Соч., РСДРП, СССР, СНК, СНГ и др.

10. На каждую контрольную работу преподаватель дает письменное заключение (рецензию) и выставляет оценки «зачтено» или «незачтено». Незачтенная работа возвращается студенту с подробной рецензией, содержащей рекомендации по устранению недостатков. При получении проверенной контрольной работы студент должен внимательно ознакомиться с исправлениями, прочитать заключение преподавателя, сделать работу над ошибками и повторить недостаточно усвоенный материал в соответствии с рекомендациями преподавателя. После этого студент выполняет работу повторно и отсылает вместе с первой на проверку.

2.2.  Основные требования к содержанию контрольной работы

Контрольные работы по истории выполняются студентами на основе самостоятельного изучения обязательной литературы и литературы, рекомендованной к каждому заданию. Содержание работы должно отражать сущность избранной темы и носить логически завершенный характер, т.е. в ней необходимо осветить все вопросы, предусмотренные планом, после каждого вопроса целесообразно сделать вывод.

Теоретические положения необходимо подкреплять примерами и фактами из жизни общества. По темам, которые этого требуют, возможно использование местного материала. Успешное выполнение контрольных заданий зависит от самостоятельного изучения рекомендованных первоисточников. Контрольные работы, написанные только на основе какого-то одного пособия без привлечения первоисточников, не зачитываются.

При изучении первоисточников рекомендуются:

1. Прежде чем приступить к изучению того или иного произведения прочитать о нем в учебной литературе, лекции. Это позволит составить общее представление о назначении и содержании источников.

2. Обратить внимание на полное название и подзаголовок книги, ознакомиться с ее оглавлением, предисловием, в котором обычно дается характеристика работы в целом, а также с заключением, где содержаться выводы.

3. Внимательно прочесть работу с начала до конца, в процессе чтения желательно на отдельных листах сформулировать излагаемые вопросы. Выяснить по справочной литературе смысл иностранных слов, терминов.

4. Углубленно прочесть работу еще раз и записать содержание прочитанного. Существует несколько видов записей: тезисы, цитаты, конспекты.

Структура контрольной работы в общем виде включает:

- титульный лист

- содержание

- ответы на вопросы

- список литературы и интернет-ресурсов.

К тексту контрольной работы предъявляются следующие требования:

1 . Изложение должно быть научным. Научность изложения - это:

- строгое соответствие научным фактам, понятиям, явлениям;

- стилистическое единообразие: работа пишется в соответствии с нормами научного стиля.

2. Изложение должно быть точным. Это значит, что речь должна ясно и однозначно выражать мысль автора. Для этого необходимо хорошее знание того, о чем пишешь, т. е. предмета исследования, и хорошее знание общенаучных и специальных понятий, терминологии.

3. Изложение должно быть логичным. Логично излагать - это значит:

- излагать свои мысли последовательно;

- не смешивать родовые и видовые понятия;

- правильно подбирать аргументы для доказательства.

4. Изложение материала должно быть правильным, т. е. соответствовать нормам литературного языка: орфографическим, пунктуационным, стилистическим.

При возникновении трудностей при выполнении контрольной работы студент может обратиться за помощью к преподавателю для разъяснения сложных вопросов, получив письменные или устные консультации.

3.Требования к выбору варианта контрольной работы

Контрольная работа составлена в 15 вариантах. Номер варианта определяется по порядковому номеру студента в учебном журнале.


4. Варианты контрольной работы и указания по их выполнению


Вариант 1

1.В начале XX в. священнику Георгию Гапону властями было разрешено создать рабочую организацию "Собрание русских фабричных и заводских рабочих Санкт-Петербурга", которому надлежало руководить мирным развитием рабочего движения с опорой на христианство как источник гуманизма и справедливости. Однако эффект получился обратный: результаты деятельности гапоновского общества послужили одним из поводов к революции. Почему так вышло? Ответ аргументируйте.


2. Внешняя политика начала XX в.

2.1. Назовите основные направления внешней политики России в начале ХХ в.

2.2. Какие внутренние факторы определяли внешнюю политику России в этот период?

2.3. Что привело к сближению России с Францией и Англией? Насколько оно было выгодно России?

2.4 Почему Россия, выступая за статус-кво в Европе, стремилась к завоеваниям на Дальнем Востоке?

Каковы были причины русско-японской войны? Чем, по-вашему, было вызвано негативное отношение русской общественности к русско-японской войне? Каковы причины военных поражений России в русско-японской войне? Назовите основные условия Портсмутского мира.


3. И. В. Сталин в ближайшем кругу как-то заявил, что хотел бы видеть А. А. Кузнецова своим преемником на посту Генерального Секретаря ЦК ВКП(б), а Н. А. Вознесенского - на посту Генерального секретаря ЦК ВКП (б), Н. А. Вознесенского – на посту Председателя Совета Министров. Вскоре же эти лица были обвинены как участники «Ленинградского дела» и приговорены к смертной казни. Как объяснить такую метаморфозу? Ответ аргументируйте.


Вариант 2

1.Министр внутренних дел России В. К. Плеве накануне русско-японских событий 1904 г. заявил: "Чтобы удержать революцию, нам нужна маленькая победоносная война". Русско-японская война (1904 г.) обернулась поражением для России. Принесла ли война желанный результат, действительно отвлекла от революционных мыслей население страны? Ответ аргументируйте.


2. Многие пишут и говорят о "военном коммунизме" как о вредном предприятии большевиков. Но ведь именно тогда был введен бесплатный проезд на транспорте, отменена плата за почтово - телеграфные операции с учреждений, стали бесплатными пользование телефоном, водопроводом, газом, электричеством, топливом, жильем. Были приняты декреты об отмене платы за лекарства и даже за предметы широкого потребления. Так чем же был плох "военный коммунизм"? Ответ аргументируйте.


3.Общественно-политическое движение нач. XX в..

3.1. Вспомните основные партии, существовавшие в России в начале ХХ в., и их лидеров.

3.2. Почему в России начала ХХ в. растут оппозиционные настроения?

    1. Почему марксизм получил столь широкое распространение в России?

    2. В странах Западной Европы сначала формировались буржуазно-либеральные партии, а уже потом социал-демократические. В России происходит наоборот. Чем это можно объяснить?



Вариант 3

1.Считалось, что наиболее развитой капиталистической страной является та, где в наибольшей мере проявляется концентрация рабочей силы. Российская промышленность на рубеже XIX-XX вв. имела самую высокую в мире степень концентрации рабочей силы - на 5 процентах всех предприятий работало 54 процента всех промышленных рабочих. Но Россия не являлась самой мощной державой мира. В чем смысл противоречия? Или оно только кажущееся?

2. В. И. Ленин до победы Октябрьской революции решительно выступал против федеративного устройства России: "Но, пока и поскольку разные нации составляют единое государство, марксисты ни в каком случае не будут проповедовать ни федеративного принципа, ни децентрализации", - отмечал он в "Критических заметках по национальному вопросу". А после победы революции в России идея о необходимости и целесообразности федеративной формы государственного устройства была и доказана, и реализована на деле. Как это понимать?

3. В поисках путей подъема сельского хозяйства в СССР ЦК КПСС и правительство использовали, причем неоднократно, и такую меру, как повышение закупочных и заготовительных цен на сельскохозяйственную продукцию. Так, в 1953-1955 гг. цены на заготовляемые скот и птицу были повышены в 5,5 раза, на молоко и масло - 2 раза, на картофель - в 2,5 раза, на овощи в среднем на 25-40 процентов. Одновременно с колхозов была снята задолженность по обязательным поставкам государству продуктов животноводства и растениеводства и ликвидированы недоимки по сельскохозяйственному налогу прошлых лет. Однако коренных изменений к лучшему в решении продовольственной проблемы не произошло. Почему? Ответ аргументируйте.

4. Что общего и в чем различия политики Ф. Д. Рузвельта (Новый курс) и других мировых держав в 20-30 гг. X в. по выходу из МЭКа 1929 года? Результаты занесите в таблицу.


США

Мировые державы

Общее



Различия




Вариант 4

1.6 августа 1905 г. издается высочайший манифест об учреждении Государственной Думы - первого парламента в России. Шаг, казалось бы, явно прогрессивный. Однако значительная часть сторонников либерального и революционного лагеря высказалась за бойкот этой Думы. Почему?

2. Октябрьская революция (1917 г.) нанесла огромный ущерб западным предпринимателям, имевшим "свое" дело в России, в результате аннулирования большевиками почти всех долгов и финансовых договоров с западными государствами и отдельными лицам". Тем не менее, бизнесмены этих стран вскоре вновь начали искать связи с Советской республикой. Почему, ведь они на этой стране уже "обожглись" однажды?

3.В 1956 г. Н. С. Хрущев, с целью урегулирования отношений с Японией, предложил своеобразный размен: передать два из четырех Курильских островов Японии в обмен на заключение мирного договора. Однако после заключения японо-американского договора безопасности советское руководство отказалось от своего же варианта решения проблемы. Почему? Ответ аргументировать

4. Социально-экономическое развитие в 1907–1914 гг.

4.1. Какую программу выхода из революции 1905 г. предлагал П. А. Столыпин? Каковы были цели аграрной реформы Столыпина?

4.2. Какова была роль крестьянской общины в России? Почему Столыпин предлагал разрушить общину?

Что такое отруба и хутора?

4.3. Столыпинские реформы подвергались критике и справа и слева. Большинство политических партий выступили против них. Почему?

4.4. Как крестьянство отнеслось к столыпинской аграрной реформе?

4.5. Укажите положительные и отрицательные последствия столыпинских реформ. Почему планы Столыпина не удалось реализовать до конца?


Вариант 5

1. О нежелательности для России большой войны (имеется ввиду Первая мировая война 1914-1918 гг. ) предостерегали многие деятели страны, в том числе занимающие верхние ступени правительственной лестницы. Так, С. Витте говорил, что война кончится крахом для самодержавия. П. Столыпин провозгласил лозунг: "Мир во что бы то ни стало". Однако, первая мировая война втянула в бойню и Россию. Почему? Ответ аргументируйте.

2.Перечислите причины возникновения и распространения фашистской идеологии в Германии и Италии. Почему подъем фашистского движения в Италии и Германии пришёлся на 1920-1930-е гг.?

3.Падение монархии

3.1. Назовите причины Февральской революции? Почему на этот раз армия оказалась на стороне восставших?

3.2. Чем руководствовался Николай II, отрекаясь от престола?

3.3. Почему Россия сразу не была провозглашена республикой? Что такое двоевластие?

3.4. Почему деятельность Временного правительства оказалась неудачной? Какие были допущены ошибки?

3.5. Назовите причины корниловского выступления. В чем его значение? Почему оно потерпело поражение? Каковы были последствия этого поражения? Как вы думаете, что было бы, если бы Корнилов одержал победу?

3.6. Какие были возможные альтернативы развития российского общества в 1917 г.? Какая вам кажется наиболее предпочтительной?


Вариант 6

1.В ходе столыпинской аграрной реформы многие крестьяне сопротивлялись ее проведению, даже зажиточные крестьяне не торопились выйти из общины. Почему? Ведь община связывала каждого крестьянина, что называется, по рукам и ногам? Почему в начале 90-х гг. XX в. в условиях предоставленной возможности каждому крестьянину стать фермером-хозяином большинство селян не торопятся расстаться с колхозами и совхозами? Ответ аргументируйте.

2. Миллионы русских людей вынуждены были покинуть большевистскую Россию. Более всего из числа тех, кто не мог мириться с диктатурой, кому угрожала опасность террора. Казалось бы, оказавшись за границей, эти люди должны были объединиться в стремлении борьбы с Советами. Почему этого не произошло. Ответ аргументируйте.

3.Назовите мероприятия советского руководства по отражению агрессии в первые недели Великой Отечественной войны. Какое место в них заняли репрессивные меры? Приведите аргументы.

4. Внешняя политика СССР. Начало "холодной войны"

4.1. Какие изменения в международном положении СССР произошли после Второй мировой войны? Как изменилась международная обстановка в целом?

4.2. Что такое «холодная война»? Периодизация холодной войны.

4.3. Причины холодной войны.

4.4. Какими хотел видеть Сталин политические режимы стран Восточной Европы?

4.5. «План Маршалла». Почему советское руководство негативно отнеслось к этому плану?


Вариант 7

1.С началом первой мировой войны массовое сознание россиян находилось на высочайшем уровне: в столице 96 процентов подлежащих призыву явились на призывные пункты; в армии не хватало вакансий, и офицеры - добровольцы зачислялись рядовыми и т.д. Почему ? Ведь на Россию никто не нападал, война велась на чужих территориях. Когда же война перекинулась на земли Российской империи, возникла антивоенная кампания, которая вскоре набрала полные обороты: шли забастовки; проводились демонстрации; нарастал политический кризис и т.д. Почему? Ведь именно в этих условиях россияне должны были бы проникнуться потребностью освободить свои земли от врага.

2. За годы, предшествовавшие культу личности, И. В. Сталин не менее пяти раз мог быть освобожден с этого поста, причем трижды по личной просьбе (на совещаниях делегаций XIII съезда РКП(б); на пленумах ЦК 2 июня 1924 г., 1 января 1926 г., 19 декабря 1927 г.; расширенном заседании членов Политбюро и Оргбюро ЦК в I924 г.). Но всякий раз он оставался на этом посту. Почему? Ответ аргументируйте.

3.Какое значение придавали фашисты захвату Москвы? Каково было соотношение сил накануне битвы? Охарактеризуйте значение победы Советских войск под Москвой. Можно ли назвать эту победу чудом? Как вы думаете, почему Берлин в 1945 г. не стал для Германии тем, чем стала для нашей страны Москва в 1941 г.?

4. Социально-экономическое развитие СССР в 60-е годы XX в.

4.1. Почему в середине 1960-х гг. решено было провести экономические реформы? В чем суть этих реформ?

4.2. Каковы были причины относительного улучшения жизни советских граждан? Что изменилось по сравнению с 1950-ми гг.?

4.3. В чем причины усиления отставания советской экономики от экономики западных стран?

4.4. Какие советские технические достижения этого периода вы считаете наиболее значительными? Почему?


Вариант 8

1. В Советском Союзе индустриализация началась с ускоренного развития основных отраслей тяжелой промышленности, хотя в то время имелся достаточный опыт индустриализации в капиталистических странах, где вначале развивалась легкая, а затем тяжелая промышленность. Почему СССР не пошел по пути, что называется, гарантированной индустриализации, который уже тогда вывел США, Англию, Францию, Германию в число передовых промышленных держав ? Ответ аргументируйте.

2. Историки спорят о количестве людских потерь в годы Великой Отечественной войны. Количество погибших граждан определяется в 27 млн. жизней. Потери же Германии оцениваются в 10 миллионов. С чем связана такая колоссальная разница в потерях противоборствующих сторон? Почему советский народ понёс такие огромные, ни с чем не сопоставимые потери?

3. Социально-экономическое развитие страны в 40-50 гг. XX в.

3.1. Каково было состояние советской экономики после войны?

3.2. Каковы были альтернативы развития народного хозяйства в послевоенные годы? Почему руководство вернулось к довоенной модели экономического развития?

3.3. Каковы были причины бедственного положения в сельском хозяйстве?

3.4. Дайте оценку снижения цен на основные товары после войны.

3.5. Назовите основные причины быстрого восстановления экономики страны после войны.

3.6. Какие достижения науки и техники относятся к послевоенному периоду?

3.7. Как изменяется быт советских людей в послевоенные годы?



Вариант 9

1.Многие известные люди России связывали деятельность Г. Распутина с неудачами в мировой войне и сложным положением в стране. В декабре 1916 г. Распутин был убит, однако это не спасло монархию, не остановило войну. Получается, что Распутин не играл такой уж большой роли, которую ему часто приписывали и приписывают в том числе и некоторые историки? Выскажите свою точку зрения и ответ аргументируйте.

2. В 1931 г. И. В. Сталин заявил: "История старой России состояла, между прочим, в том, что ее непрерывно били за отсталость. Били монгольские ханы. Били турецкие беки. Били шведские феодалы. Били польско-литовские паны. Били англо-французские капиталисты. Били японские бароны. Били все - за отсталость. За отсталость военную, за отсталость культурную, за отсталость государственную, за отсталость промышленную, за отсталость сельскохозяйственную ...Мы отстали от передовых стран на 50-100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в десять лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут". Война началась ровно через десять лет. Нас не побили, хотя изрядно помяли. Значит ли это, что мы пятидесяти - столетнее расстояние как предрекал Сталин, "пробежали" за десять лет? Ответ аргументируйте.

3.Сделайте вывод об особенностях второй мировой войны по сравнению с войнами XIX века и первой мировой войной по критериям и занесите результаты в таблицу.


Критерии

Войны XIX в и Первая мировая война

Вторая мировая война

Причины



Цели



Характер и способы ведения войны



Цена для человечества




Вариант 10

1.Г. В. Плеханов был свидетелем двух войн, в которых участвовала Россия. Обе войны носили примерно одинаковый характер. Позицию своей страны в Русско-японской войне (1904 г.), начатую Россией, он безоговорочно осуждал. Россию же в первой мировой войне (нач. в 1914 г.) он поддержал. Почему оценки Плеханова двум сходным войнам оказались столь полярными?

2. По данным некоторых историков, от голода зимой 1932- 1933 гг. в стране умерло 3-4 млн. человек. Пусть цифра может быть и преувеличена, но голод был и люди от него умирали. И это в то время, когда заготовки зерна были довольно высокими, его продажа за рубеж только в 1930 г. в сравнении с 1928 г. возросла почти в 50 раз. В чем причина голода ?

3. Изменения в политической системе в 50 г. XX в.

3.1. Расскажите о расстановке сил в окружении Сталина после его смерти. Какие альтернативы политического развития государства существовали в марте 1953 г.?

3.2. В чем проявились поиски новых подходов во внутренней политике в начальный период деятельности Н.С. Хрущева?

3.3. В чем историческое значение ХХ съезда КПСС? Почему Маленков и Хрущев сосредоточили усилия на критике культа личности Сталина?

3.4. Что свидетельствует о непоследовательности и ограниченности политических преобразований хрущевского периода? Как и почему менялось отношение к реформам Хрущева разных слоев населения? Были ли, на ваш взгляд, реформы Хрущева «революцией сверху»? Какие из них вы считаете наиболее значительными?

3.5. Чем можно объяснить быстрое и относительно безболезненное отстранение Хрущева от власти?


Вариант 11

1.По свидетельству генерала А. А. Брусилова, "к февралю 1917 г. вся армия... была подготовлена к революции". Как могло произойти, что армия, которая по приказу самодержавия десять лет назад практически без колебаний подавила первую революцию в России, теперь уже стала враждебной царю силой?

2. В конце июня 1940 г. У. Черчиль прислал И. Сталину письмо, предупреждая его о готовящейся германской экспансии. Но Сталин не только не ответил на это письмо, но передал его содержание через Молотова... А. Гитлеру. Почему он так поступил? Ответ аргументируйте

3. Внешняя политика Советского Союза

3.1. Почему после смерти Сталина в советском руководстве существовали разные точки зрения на внешнюю политику страны? Какое влияние оказали решения ХХ съезда на внешнюю политику СССР?

3.2. Каковы были последствия десталинизации для взаимоотношений СССР со странами социалистического лагеря?

3.3. Когда был подписан Варшавский договор? Что такое Организация Варшавского договора?

3.4. Дайте оценку действий советского руководства в ходе венгерского кризиса 1956 г.

3.5. Расскажите о Карибском кризисе 1962 г. Можно ли сказать, что роль сдерживающего фактора в нем сыграло ядерное оружие? Почему в этот период Запад так и не откликнулся на советские предложения о разоружении?

3.6. Дайте общую оценку внешней политики СССР хрущевского периода: успехи и просчеты внешней политики этого периода.


Вариант 12

1.Идеалом С. Ю. Витте была ограниченная конституционная монархия, "единая и неделимая Россия". Он считал, что "все революции происходят оттого, что правительства вовремя не удовлетворяют назревшие народные потребности... остаются глухими к народным нуждам". Исходя из позиции Витте, события в России можно проследить и оценить так: царское правительство недостаточно заботилось о народе; на этой основе произошли Февральская, а затем и Октябрьская Революции; революций могло бы и не быть, если бы народ не был доведен до отчаяния, а Россия - до разрухи. Что вы на основе такой логики ответите тем, кто утверждает, что Октябрьская революция носила случайный характер?

2. Специалисты утверждают, что никогда ни одно государство в истории войн не знало, благодаря своей разведке, столько о планах врага и его силе, сколько Россия о Германии в 1941 г. Почему же Сталин, его окружение так мало сделали для готовности к отражению возможной агрессии?

3. Предпосылки и начало «перестройки»

3.1. Как вы думаете, могли ли советские люди в начале 1980-х гг. предполагать, что через десять лет они будут жить совсем в другой стране? Если да, то что могло указывать на развитие событий с таким исходом?

3.2. Какие явления в экономике и политике начала 1980-х гг. свидетельствовали о необходимости перемен?

3.3. В чем, с вашей точки зрения, главный результат пребывания у власти Ю. В. Андропова?

3.4. Каковы причины проведения антиалкогольной кампании 1985 г.? Почему она провалилась?

3.5. В чем М. С. Горбачев видел главное направление задуманных им перемен? За счет чего он предполагал достичь намеченных целей?


Вариант 13

1.Так, революционные ситуации в России имели место в 1859- 1861 гг., 1879-1880 гг., в 1905 г., в феврале и октябре 1917 г. В первых двух случаях революций не было вообще, в третьем - революция была, но не победила, и только в 1917 г. революции свершились. Почему при неоднократном наличии революционных ситуаций в России революции победили лишь в 1917 г.?

2. В годы второй мировой войны фашистская Германия подчинила целям ведения войны против СССР экономический потенциал всех оккупированных ею стран Европы. И все же Советский Союз сумел превзойти Германию по темпам роста, масштабам производства и качеству выпускаемой техники и вооружения. Благодаря усилиям тыла Красная Армия к началу зимней кампании 1945 г. превосходила противника в орудиях и минометах почти в 4 раза, танках - более чем в 3 раза, боевых самолетов - в 8 раз. В чем причины такого поразительного успеха СССР?

3. Экономические реформы: от плановой экономики – к рыночной

3.1. Расскажите о Программе «500 дней». Почему она так и не была принята?

3.2. Выделите основные этапы экономического реформирования в годы «перестройки». Почему реформы оказались неудачными?

3.3. Укажите основные трудности и проблемы советской экономики? Каковы их причины? Как, по-вашему, была ли неизбежна полная смена модели экономического развития страны?


Вариант 14

1.В годы первой революции в России В. И. Ленин писал: "Кто хочет идти к социализму по другой дороге, помимо демократизма политического, тот неминуемо приходит к нелепым и реакционным, как в экономическом, так и в политическом смысле, выводам". Сказано хорошо. Однако после революции в октябре 1917 г. политическим демократизмом почти не пахло, зато диктатура, террор шли вширь и вглубь. Получается, что Ленин изменил своему же учению или что-то другое заставило его пойти на "реакционные выводы"?

2. Вторая мировая война нанесла огромный ущерб Советскому Союзу. Немецкие оккупанты полностью или частично разрушили 1 710 городов, около 70 тысяч сел и деревень, почти 32 тысячи промышленных предприятий, 65 тысяч километров железнодорожных путей. Общий ущерб, нанесенный народному хозяйству страны составил 2,5 триллионов рублей (в довоенных ценах). СССР потерял в войне треть своего национального богатства, погибло 27 млн. советских граждан. Зарубежные политики и экономисты рассчитывали, что понесенные потери надолго затормозят развитие нашей страны. "Промежуток в 25 лет, - заявил бывший гитлеровский генерал Штюльпнагель, - это такой срок, который потребуется России, чтобы восстановить разрушенное нами". А Советский Союз восстановил свой экономический потенциал за три года. Чем это объяснить?

3. Революция сверху в экономике 90-х гг. XX в.

3.1. Каковы основные направления перехода экономики России к рынку, провозглашенные в 1992 г.?

3.2. Что такое приватизация?

3.3. Что такое либерализация цен? К каким последствиям она привела?

3.4. С какими проблемами столкнулась экономическая реформа? Что мешало ее проведению?

3.5. Чем можно объяснить отсутствие серьезных инвестиций в экономику в начале 1990-х гг.?

3.6. Какие новые социальные проблемы вызвала экономическая реформа?

3.7. Какую роль в проведении реформы играли кредиты МВФ и помощь западных стран?

3.8. Каковы итоги экономических реформ? В чем, на ваш взгляд, главный их плюс и главный минус?


Вариант 15

1.Большевики не были уверены в победе при выборах в Учредительное собрание. В. И. Ленин незадолго до революции писал, что Учредительное собрание "будет не с нами". Однако официально большевики шли в революцию под лозунгом ускорения созыва Учредительного собрания. Почему?

2.После войны И. В. Сталин опять начал опасаться усиления военных. Военные "слишком высоко задрали хвост", - говорил он. Более всего, пожалуй, он опасался популярности и авторитета Г. К. Жукова. Однако, когда Л. П. Берия стал фабриковать обвинение о "военном заговоре" во главе с Жуковым, и Сталину представилась прекрасная возможность разделаться с полководцем чужими руками, повторив процесс Тухачевского, он, тем не менее, в обиду Жукова не дал. Почему?

3.Кем, с какой целью была создана ООН? Что ее отличало от Лиги Наций? Определите цели и принципы деятельности этой организации. Охарактеризуйте роль ООН в решении международных проблем

4. Национальная политика и межнациональные отношения. Распад СССР

4.1. Каковы, на ваш взгляд, причины распада СССР?

4.2. Вспомните события августа 1991 г. Как вы думаете, почему ГКЧП не достиг своих целей?

4.3. Что послужило причиной всплеска национальных движений во 2-й половине 1980-х гг.? Какой регион СССР стал зоной самых острых межнациональных конфликтов?

4.4. Был ли неизбежен распад СССР? Почему?



  1. Общие критерии оценки контрольной работы

·  умение изложить содержание контрольной работы самостоятельно на основе творческого осмысления изученных источников и литературы

·  соответствие основным требованиям к внешнему оформлению контрольной работы (объем, оформление

текста, титульный лист, ссылки, библиографическое описание источников, литературы и т. д.); если работа представлена в рукописном варианте, она должна быть легко читаема

·  соответствие содержания работы теме и целевой установке

·  полнота и качество разработки темы, изложение рассматриваемых вопросов на высоком теоретическом уровне, обоснованность выводов

·  умение работать с разнообразными информационными источниками (анализировать, систематизировать, делать научные и практические выводы)

·  логичность, систематичность и грамотность изложения, умение текстуально оформлять результаты своей работы.

Контрольная работа, признанная рецензентом удовлетворительной, оценивается словом «зачтено». Работа может быть признана неудовлетворительной в следующих случаях:

  • если будет установлено, что контрольная работа выполнялась несамостоятельно (даже, если все сделано верно);

  • работа выполнена небрежно, неразборчивым почерком, а также не по заданному варианту;

  • студент обнаруживает незнание большей части предложенных вопросов плана, содержание темы контрольной работы не раскрыто;

  • оформление работы не соответствует установленным требованиям.

Работа, выполненная на недостаточном уровне, возвращается студенту с подробной рецензией для дальнейшей работы над учебным материалом.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В соответствии с учебным планом все студенты заочного отделения в межсессионный период должны самостоятельно изучить программный материал по Истории и выполнить контрольную работу.

Данные методические указания по выполнению контрольной работы предназначены для выполнения контрольной работы студентами заочной формы обучения средних профессиональных учебных заведений по специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта и 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) по курсу «История».

Данные методические указания позволяют студентам-заочникам без особых затруднений самостоятельно выполнить контрольную работу в рамках программы по истории.

Методические указания и самостоятельная работа над темой позволят студентам сформировать представления об особенностях развития современной России и мира на основе осмысления важнейших событий и проблем российской и мировой истории XX – начала XXI вв.

Методическое пособие «Методические указания и контрольные задания по дисциплине «История» для студентов заочной формы обучения» может быть полезно и для преподавателей, ведущих данную дисциплину.























Список источников

Основные источники:

  1. Загладин Н.В. История России и мира в XX веке. 11 класс. – 4-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2005. – 480с.: ил.

  2. Загладин Н. В. Всемирная история: XX век: Учебник для 11 класса общеобразовательных учебных заведений. – 7-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2005. – 400 с.: ил.

  3. Загладин Н. В.(отв. редактор), Козленко С. И., Минаков С. Т., Петров Ю. А. История Отечества.XX – начало XXI века: Учебник для 11 класса средних общеобразовательных учебных заведений. – 3-е изд. – М.: «ТИД «Русское слово - РС», 2005 . – 480 с.: ил.

  4. Жарова Л. Н., Кредер А. А., Мишина И. А. Россия и мир в XX веке: часть I и II: Учебник для 9 класса основной школы. – М.: ЦГО, 2001.


Дополнительные источники:

  1. Аврех А.Я. Царизм накануне свержения / А.Я. Аврех. М., 1989.

  2. Бадак А.Н. Всемирная история. В 24 тт. Т.18. Канун Первой мировой войны / А.Н. Бадак, И.Е. Войниг, Н.М. Волчек и др. Минск, 1999.

  3. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма / Н.А. Бердяев. М., 1990

  4. Боффа Дж. История Советского Союза. Т.1: От революции до второй мировой войны. Ленин и Сталин / Дж. Боффа. М., 1994.

  5. Витте С.Ю. Избранные воспоминания, 1849-1911 / С.Ю. Витте. М., 1991.

  6. Загладин Н. В. Новейшая история зарубежных стран. XX век. Учебник для школ 9 класс. – М.: ООО «Торгово-издательский дом «Русское слово - РС», 1999. – 352 с.: ил.

  7. Искандеров А.А. Первые шаги Советской власти / А.А. Искандеров // Вопросы истории. 2006. N 2.

  8. Кара-Мурза С.М. Советская цивилизация: от революции до великой победы / С.М. Кара-Мурза. М., 2004.

  9. Катков В.М. Февральская революция / Г.М. Катков. М., 2005.\

  10. Майский И.М. Воспоминания советского дипломата, 1925-1045 гг. / И.М. Майский. М., 1987.

  11. Новиков С.В., Маныкин А. С., Дмитриева О. В. Всеобщая история. Справочник студента. – М.: Филологическое общество «СЛОВО», ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. – 640 с.

  12. Павлюченков С. А. Военный коммунизм в России: власть и массы / С.А. Павлюченков. М., 1997.

  13. Всемирная история в 24 томах. А. Н. Бадак, И. Е. Войнич, Н. М. Волчек и др. – н.: Харвест, М.: АСТ, 2000.

  14. . Великая Отечественная война, 1941-1945: Воен.-ист. очерки: в 4 кн. М., 1999

  15. История России: учеб. пособие / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. М., 2006.

  16. История России с позиций разных идеологий: учеб. пособие / под ред. Б.В. Личмана. Ростов н/Д., 2007.

  17. История России: учеб. пособие / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. М., 2006.

  18. История России. XX век / А. Н. Боханов, М. М. Горинов, В. П. Дмитриенко и др. – М.: ООО «Издательство АСТ - ЛТД», 1998 – 608 с.: ил.

  19. Курс лекций по новой и новейшей истории. Бобров И. В. – Тюмень.: ТГУ. - 1999. – 111 с.

  20. Новейшая история стран Европы и Америки. XX век: учебник для студ. высш. учеб. заведений. В 2-х ч. / под ред. А.М. Родригеса и М.В. Пономарева. М., 2004.

  21. Отечественная история: курс лекций / под ред. Н.А. Душковой. Воронеж, 2013 (электронная версия).

  22. Отечественная история. Конспект лекций / В. А. Потатуров. – М.; МИЭМП.; 2004. – 92 с.

  23. Отечественная история в схемах и таблицах / Кириллов В. В. – М. : Эксмо, 2009. – 320 с.

  24. Россия в контексте мировой истории: учеб. пособие / под ред. Н. А. Душковой. Воронеж, 2000.


Интернет-ресурсы:

  1. http://fictionbook.ru/author/a_f_shishkin/yekonomicheskaya_teoriya_uchebnik_dlya_vuzov_tom_1/read_online.html?page=6

  2. http://kabmir.com/psihologija/10_izobretenii_kotorye_sokratili_rasstoyaniya_i_izmenili_mir.html

  3. http://fe.miem.edu.ru/downloads/files/oi-ideo.pdf

  4. http://www.0ve.ru/teoriya_gosudarstva_i_prava_2/totalitarizm_sushhnost_forma_konkretnye.html

  5. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/zagl_vsemist/14.php

  1. http://www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=2033

  1. http://infdeyatchel.narod.ru/inf_ob.htm

  2. http://www.coolreferat.com/Концепция_постиндустриализма_Д._Белла._Плюсы_и_минусы

  3. http://www.webstarstudio.com/train/tr119.htm

  1. http://esdek.narod.ru/8/militarev1.htm

  2. http://do.gendocs.ru/docs/index-46776.html?page=17

  3. http://www.alleng.ru/d/hist_vm/hist112.htm

  4. http://www.oldru.com/kulagina/107.htm

  5. http://www.telenir.net/istorija/otechestvennaja_istorija_konspekt_lekcii/p20.php

  6. http://www.prosv.ru/umk/istoriya/3.html

  7. http://www.telenir.net/istorija/otechestvennaja_istorija_konspekt_lekcii/p21.php

  8. http://www.webkursovik.ru/kartgotrab.asp?id=-28925

  9. http://www.bibliotekar.ru/mihail-gorbachev/74.htm

  10. http://www.scienceforum.ru/2013/80/1974

  11. http://www.coolreferat.com/Плюсы_и_минусы_монополизации_экономики_часть=2

  12. http://www.protown.ru/information/hide/6590.html




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!