Методические указания и рекомендации
для обучающихся
по освоению дисциплины
«Основы сценического движения в театрализованных представлениях и праздниках»
Пояснительная записка
Учебная дисциплина «Основы сценического движения в театрализованных представлениях и праздниках» относится к дисциплинам профессионального цикла и входит в вариативную часть учебного плана направления подготовки: 51.03.05 «Режиссура театрализованных представлений и праздников». Ее изучение способствует процессу профессиональной подготовки будущих бакалавров режиссеров эстрады, театрализованных представлений и праздников.
Тематика учебного материала строится по принципу «от простого к сложному». В каждом семестре предусмотрена самостоятельная работа студентов по сочинению этюдов, номеров и эпизодов театрализованных представлений, а также репетиционная деятельность студента с исполнителями.
Настоящие методические рекомендации адресованыстудентам. Целью методических рекомендаций по изучению учебной дисциплины является обеспечение студентов оперативной и опережающей личностно-ориентированной методической поддержкой и помощью в обучении. А также служит ориентиром для самостоятельной работы.
Цель дисциплины – формирование представления о закономерностях образно-пластического, музыкально-танцевального решения различных видов театрализованных представлений и освоение методики и практики применения полученных умений и навыков в творческой режиссерской деятельности.
Задачи дисциплины:
Развитие общекультурных компетенций:
ОК-7 способности использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности.
Формирование и развитие общепрофессиональных компетенций:
ОПК-10 готовности к пониманию того, что режиссерское искусство театрализованного представления и праздника связано с другими видами искусства и соотносится с соответствующими дисциплинами в гуманитарных, социальных, естественных и физических науках, активно влияет на все аспекты человеческой деятельности;
Формирование и развитие профессиональных компетенций:
ПК-7 быть способным и готовым применять полученные знания, навыки и личный творческий опыт в процессе творческой постановочной деятельности, готовность к постоянной и систематической работе, направленной на совершенствование своего профессионального мастерства.
Принципы построения занятий:
сознательность и активность;
систематичность и последовательность;
доступность и индивидуальный подход в обучении;
повторение и закрепление пройденного материала.
Особое внимание уделяется здоровьесберегающим технологиям и опирается н следующие принципы здоровьесберегающей педагогии:
приоритета действенной заботы о здоровье;
соответствия содержания организации обучения возрастным особенностям и гендерным различиям;
приоритет позитивных воздействий;
формирования ответственности за свое здоровье.
Контроль знаний по дисциплине «Основы сценического движения в театрализованных представлениях и праздниках» включает в себя: текущий контроль, который является допуском к промежуточному контролю в форме зачета и экзамена. Задания к зачетам и экзаменам по всему курсу определяются преподавателем в процессе освоения программного материала. Оценка знаний учащихся проводится в конце каждого семестра (зачет, экзамен) в виде показа на учебной сценической площадке или в аудитории.
Выполнение курсовых работ не предусмотрено. Приобретенные знания, умения и навыки, в результате изучения рассматриваемой дисциплины, студент реализует на производственной и преддипломной практике.
При реализации дисциплины «Основы сценического движения в театрализованных представлениях и праздниках» используются образовательные технологии, направленные на формирование компетенций обучающихся:
традиционные образовательные технологии:
технологии личностно-ориентированного обучения и воспитания:
репродуктивный метод;
проблемное изложение материала;
обучение в сотрудничестве;
разноуровневое обучение;
исследовательский;
образный метод (творческое самовыражение);
интегральная
интерактивные технологии обучения:
работа в парах и малых группах;
урок с использованием мультимедийных средств;
творческое задание;
тренинг;
обсуждение видеофильмов;
исследовательский метод;
показ.
В современном театре существуют разные жанры: драматический, музыкальный, пластический, эстрадная клоунада, пантомима и др. Но все жанры объединяют главное: режиссёр, актёр, действие.
В теоретическом наследии Станиславского нет специальных работ, посвященных проблемам режиссерского искусства и вопросам воспитания, развитие режиссерских способностей. Об этом говорится всегда в контексте разработок школы актерского творчества. Да и В.И. Немирович-Данченко только коснулся этой проблемы. Поэтому овладевая актерским мастерством, осваивая внутренние «механизмы» актерского творчества, будущие режиссеры многое постигают в собственно режиссерском искусстве. Но необходимо учитывать специфические особенности режиссерской профессии, которые, безусловно, имеют отличия от профессии актерской.
Следовательно, студенты режиссерской специализации должны, так же, как и будущие актеры, упорно тренировать элементы своей режиссерской техники, развивать творческие способности, необходимые в режиссерской деятельности.
Выразительным средством актерского искусства является действие – психофизический процесс, в котором оба начала – психическое и физическое – существуют в неразрывной связи. Очевидно, что совершенствование возможностей актерского аппарата не может быть ограничено только задачами физического развития.
Студенты, особенно первого года обучения, находятся на разных уровнях физической и психологической подготовки. На этом этапе особенно важно поверить в свои силы, приобрести уверенность в себе. Это возможно только при систематичной работе каждого студента. Необходимо сразу даже в самых простых упражнениях добиваться точности исполнения заданий, не допускать приблизительности, поверхностного освоения материала. Каждый элемент упражнения, выполняемый обучающимися, должен носить творческий характер, актерское игровое начало, нести ассоциации.
Общий уровень подготовленности, а значит, и способность к восприятию могут быть неравноценными. Для более эффективного построения учебного процесса возможен вариативный подход к разделам программы. Это не относится к тренинговым разделам, которые проводятся на протяжении всего периода обучения. О назначении и значимости сценического движения К.С.Станиславский писал: «…артист нашего толка должен гораздо больше, чем в других направлениях искусства позаботиться не только о внутреннем аппарате, создающем процесс переживания, но и о внешнем телесном аппарате, верно передающем результаты творческой работы чувства, - его внешнюю форму воплощения».
Акробатический раздел предусматривает значительное повышение требований дисциплины, ответственности преподавателя и обучающегося. Поэтому первое и необходимое требование – техника безопасности. Многие сложные упражнения выполняются под контролем преподавателя. Особое внимание уделяется подготовительным упражнениям. Повторять, закреплять, совершенствовать изученные элементы необходимо на каждом занятии. Требование точности выполнения движения должно сопровождаться объяснением целесообразности выполнения задачи. Учебные схемы, предлагаемые преподавателем, должны исполняться точно и осмысленно. Процесс освоения акробатических элементов должен происходить постепенно. При работе над этим разделом следует сконцентрировать внимание на соблюдение надежной страховки, создание верного психологического настроя у обучающихся.
Заключительный этап обучения включает в себя этюдно-постановочную работу на конкретном драматургическом материале.
Музыка играет очень важную роль в воспитании актера, ей необходимо уделить особое внимание. Следует строго подходить к качеству музыкального сопровождения, воспитывая вкус обучающихся. Музыка должна помогать находить органичный ритм движения. Желательно привлекать к работе концертмейстера. Живая музыка на занятиях – это важный компонент в процессе обучения. Здесь нужно учитывать, что музыкальное сопровождение является не просто музыкальным фоном, музыка – равноправный партнер.
Самостоятельная работа осуществляется при условии обеспечения полной безопасности для здоровья. Строго запрещается выполнять сложные элементы вне занятия. Это такие разделы, как сценическая акробатика, сценический бой, специальные сценические навыки. В самостоятельную работу студентов входит составление индивидуального тренинга, работа с предметами. Полезен и, подчас, необходим просмотр видеозаписей по рекомендации преподавателя. Это могут быть записи пластических и танцевальных спектаклей, номеров. Индивидуальный тренинг может состоять из: растягивающих и вытягивающих упражнений; упражнений вращательных; упражнений на развитие координации; упражнений на чувство баланса; упражнений на развитие прыгучести.
Предмет "Основы сценического движения" предполагает понимание и освоение движения как структуры; его терминология основана не только на театральной лексике, но и на понятиях точных наук (ОПК-10): центр тяжести, статика, динамика, инерция, импульс, энергия, амплитуда, скорость и т. д. Однако, результаты творческих опытов могут быть зафиксированы лишь впечатлениями, ощущениями, эмоциональной и мышечной памятью, то есть чувствами, а не какими-то универсальными знаками. Поэтому обучающемуся каждый раз необходимо делать усилие, наполняя свою мышечную память новыми впечатлениями, полученными от хорошо знакомых упражнений, таким образом воспитывая в себе чувство движения.
Вот принципиально важные темы предмета "Сценическое движение", объединенные проблемой и темой чувства движения по мнению Н. Карпова:
Чувство баланса - умение сохранять устойчивую позицию на различных видах конструкций, зависящее от способности актера управлять центром тяжести, удерживая равновесие в непривычных для тела положениях.
Чувство координации - умение координировать движения в заданном рисунке и, прежде всего, управлять периферией тела, включая мышцы лица.
Чувство скорости - умение управлять скоростью движения, играть скоростями, способность к взрывной реакции, рождающей активное движение.
Чувство инерции- умение мягко и быстро тормозить и управлять процессом изменения действия.
Чувство напряжения - умение управлять своим актерским напряжением и играть напряжением персонажа.
Предлагаемая схема иллюстрирует взаимодействие слагаемых общего баланса (внешнего и внутреннего, т. е. физического и психологического)
Работа над собой.
Упражнения актерского тренинга многие десятки лет используются театральной педагогикой, но еще далеко не в той мере, в какой следовало бы. Станиславский верил, что тренинг – это способ овладения актерской техникой, и призывал относиться к упражнениям так, как танцор, музыкант, певец относятся к обязательным своим ежедневным экзерсисам и гаммам – гарантии сохранения себя в творческой "форме".
Для этого у студентадолжна появиться потребность в самовоспитании – в сознательной, планомерной работе над собой.А это - самовоспитание, когда личность подготовлена к нему, когда человек задумывается над своим будущим, проявляет известную самостоятельность в практической жизни. Особенно в коллективе, когда необходимо корректировать свое поведение с его требованиями.
Самовоспитание – это самодеятельность, являющаяся средством его самовыражения на уровне определенных мировоззренческих установок, которое осуществляется в различных сферах развития личности – нравственной, физической, эмоционально-волевой, эстетической и интеллектуальной. Предпосылками организации самовоспитания являются уровень развития личности, самосознание, способности к ее анализу при сознательном сопоставлении своих поступков с поступками других людей,отношение человека к своим потенциальным возможностям, правильность самооценки, умение видеть свои недостатки.
Самовоспитание – процесс, сопровождающийся противоречиями, в частности, осознанием разрыва между внешними требованиями и своими возможностями их выполнения (хочу – могу – надо).
Структура самовоспитания:
1) анализ собственной личности с помощью самонаблюдения, сравнение себя с другими и самооценка;
2) выделение своих положительных качеств и определение того, что необходимо преодолеть;
3) оценка окружающей среды в плане отношения окружающих;
4) постановка конкретных целей самовоспитания;
5) самокоррекция (внесение изменений в свои качества с помощью волевых усилий над собой);
6) самоанализ и самоконтроль.
Необходимо помнить, что началу самовоспитания могут помешать:
неблагоприятный морально-психологический климат в группе (круговая порука, равнодушие к успехам или неудачам окружающих);
наличие устойчивых группировок по принципу взаимных интересов с отрицательной направленностью (разный материальный статус, наличие «заступников»);
некоторое равнодушие педагогов к результатам учебной деятельности студентов.
В творческой профессии необходимо взращивать хорошие, добрые отношения в коллективе/группе и сохранять благоприятный климат для совместной творческой деятельности и помнить, что движущие силы процесса самовоспитания – это совет, доверие, поощрение и поддержка, своевременное и совместное осуждение неправильных действий.
Принципы самовоспитания:
1) самопознание;
2) потребность в совершенствовании;
3) умение управлять собой;
4) своевременная и объективная самооценка;
5) самоанализ;
6) самоотчет.
Основные методы самовоспитания:
1) самоубеждение (это дискуссия с самим собой, выдвижение доводов за и против, отвержение болезненного самолюбия);
2) самовнушение (внушение самому себе представлений, мыслей, чувств);
3) самоупражнение (сознательное многократное выполнение запланированных действий в целях выработки определенных качеств, черт характера, навыков и умений).
Саморазвитие – это сознательная деятельность, направленная на полную самореализацию.
А самовоспитание есть неотъемлемая и важнейшая часть саморазвития.
Саморазвитие включает в себя развитие творческих, личностных и профессиональных качеств. Эти качества условно можно разделить на несколько групп.
Первая группа – коммуникативные качества – это способность располагать к себе людей, вызывать у них чувство доверия; способность к быстрому установлению контактов с новыми людьми; умение быстро найти нужный тон и целесообразную форму общения в зависимости от психологического состояния и индивидуальных особенностей собеседника; умение дать объективную оценку действиям других людей; умение отстаивать свою точку зрения.
Вторая группа – интеллектуальные качества – это умение выбрать из большого количества информации ту, которая необходима для решения конкретной задачи; способность рассмотреть проблему с нескольких различных точек зрения; способность «схватить» суть проблемы.
В следующую группу можно объединить особенности памяти – оперативная память на внешность и поведение человека; способность передать один раз услышанное.
Свойства внимания и наблюдательности – умение подмечать малозаметные изменения. Волевые качества – способность брать на себя ответственность в сложных ситуациях. Эмоциональная устойчивость при принятии ответственных решений также является элементом саморазвития. Это качество формируется с опытом.
Первое звено в процессе саморазвития студентов – это познание тех специфических требований, которые предъявляет к нему его деятельность, оценка своих знаний, умений и качеств, определение степени соответствия требованиям профессии.
Второе звено – осознание тех изменений, которые необходимо произвести в своей личности и разработка программы действий для этого.
Третье звено – реальная саморазвивающая деятельность, сознательные и преднамеренные действия студентов, рассчитанные на самоизменение. При этом главное – освоение способов самовоздействия.
Профессиональное саморазвитие это так же самоутверждение, самосовершенствование и самоактуализация.Оно происходит по разным мотивам: стремление соответствовать некоторому образу героя, выдающегося режиссера; быть не хуже других; быть на уровне требований руководства; зависть к другим, так называемым «любимчикам», и др. Эти мотивы могут стимулировать работу над собой, но чаще всего удовлетворяются посредством использования различных манипулятивных техник.
Типичными трудностями самопознания и саморазвития являются: несформированность мотивационной основы, способов и приемов самопознания и саморазвития, механизмов; неадекватные самооценки, порождающие неуверенность или самоуверенность, что обусловливает сложности в постановке жизненных целей, нежелание заниматься самовоспитанием и др.
Работа с партнером(Н. Карпов)
Понять актера лучше всех и помочь ему может только его партнер.
Конечно, заставить актера любить своего партнера невозможно, но научиться понимать партнера и чувствовать его -обязанность профессионала. И начинается эта профессиональная работа с освоения упражнений на парное взаимодействие в подготовительном парном тренинге, и продолжается освоением элементов трюковой пластики в сценической акробатике и сценическом бою. А затем способность чувствовать партнера совершенствуется на уроках сценического фехтования, и на сцене мы уже ждем от актера искусства в сценическом бою, когда, не боясь за его жизнь и не стесняясь его неумелости, с наслаждением будем наблюдать иллюзию реального боя и думать о коварстве короля Клавдия, а не о беспомощности актера, играющего роль Лаэрта.
Упражнения парного тренинга на уроках сценического движения следует разделить на несколько групп, в зависимости от задач, которые в этих упражнениях решаются.
Парные упражнения, связанные с балансом, требующие гораздо большего напряжения, чем индивидуальные упражнения в равновесии, развивают как выносливость, так и способность делить напряжение вместе с партнером.
Специальные парные упражнения пластического тренинга предполагают развитие фантазии и воображения, так как построены на свободном выборе рисунка движений.
Упражнения в сценической акробатике активно развивают координацию движений двух партнеров, а также контактное физическое ощущение партнера, когда действовать приходится, не всегда имея возможность реально видеть движения друг друга.
Упражнения в сценической борьбе и драке, начиная с простого толчка партнера в плечо и заканчивая пощечиной, которая дается ногой, - это не только освоение определенной техники сценической драки, но и работа над точностью и чистотой жеста и чувством ракурса как по отношению к партнеру, так и по отношению к зрителю, который должен получить максимальный зрительный эффект от этого действия.
В сценической борьбе, где используются приемы, заимствованные из различных видов единоборств, развивается понимание логики взаимодействия партнеров, где главное - не результат поединка, а его процесс, который должен быть понятным и интересным как для актера, так и для зрителя.
В парный тренинг включается и работа с предметом, где решается задача играть с предметом как с партнером.
Парный тренинг, как никакой другой индивидуальный, предполагает переход от движения к целенаправленному действию. Именно через эту призму нужно рассматривать весь парный тренинг. Тогда становится важным не количество освоенных парных упражнений, а качество новых ощущений. Все эти упражнения воспитывают ответственность за партнера, бережное отношение к нему, его индивидуальным особенностям, от которых зависит успех игры вдвоем.
Методика развития равновесия и баланса.
Чувство баланса - центральная тема предмета "Сценическое движение", объединяющая вопросы координации, инерции, напряжения, чувства движения на всех возможных уровнях - от физического до психического, и во всех творческих аспектах -начиная с работы в тренинге и заканчивая взаимоотношениями актера и персонажа в процессе репетиции и игры.Острее ощутить и понять меру гармонии в движениях можно только через упражнения в балансе. Удержание баланса активизирует работу как крупных, так и мелких мышц, задействует практически всю мышечную массу. Для этого необходимо знать, что такое центр тяжести.
Упражнение выполняется всеми участниками.
Попробуйте определить, где у человека центр тяжести. Подвигайтесь, сядьте, встаньте. Найдите центр тяжести тела кошки (т.е. подвигайтесь, как кошка). Где чувствуете центр тяжести? Где центр тяжести тела обезьяны? Петуха? Рыбы? Воробья, прыгающего по земле? Выполняя движения и действия, характерные для этих животных, попробуйте "на себе" все это. Животные и маленькие дети - самый лучший пример отсутствия мышечных зажимов".
Упражнения на развитие равновесия и баланса:
индивидуально;
в паре;
в группе.
Стоя на одной ноге, выполнить наклоны туловищем в разных направлениях. Можно балансировать с помощью предметов: шест, веера и т.п. Упражнения усложняются координированием рук и свободной ноги, распределением веса переносом на носок ноги, на пятку, выполнение упражнения в приседе, в седе и др. Меняем ногу и тп.
Далее выполняем упражнения на сохранение равновесия, распределения веса во время движения.
Рождение и развитие движения от импульса:
индивидуально;
в паре;
в группе.
Обратное движение – «давление».
Импульсы в разных модальностях: физической, эмоциональной, образной. Они неразрывны и взаимно обуславливают друг друга. Это большая и постоянная работа над собой.
В развитие равновесия и баланса, рассмотрим физический импульс, который рождается микронапряжениями в разных частях тела. Это небольшие потягивания, сжатия, сокращения, непроизвольный перенос веса и тп.
Для того, чтобы остаться в контакте с физическим импульсом необходимо постоянно «сканировать» тело, чувствовать, ощущать его.
Начинаем с одного импульса, а потом его множим (много импульсов, например, в каждой части тела и т.д.). Эмоциональные и образные импульсы, также рождающие движение, рассмотрим позднее.
«Точки опоры»:
индивидуально;
в паре;
в малой группе.
Сохранение равновесия (конструирование множества позиций, когда точкой опоры, поддерживающей равновесие тела, могут стать: обе ноги, одна нога, одно плечо, одна рука, палец руки, пятка или любая другая точка тела).
Например,
4 точки опоры: правая кисть, левая стопа, затылок и правое колено и тп.;
3 точки опоры: левая лопатка, правая пятка, правый локоть и тп.;
2 точки опоры: левое предплечье и правое бедро и тп.;
1 точка опоры: левая ягодица и тп.
Выход из позиции (при помощи «отказа», раскачивания или прыжка, выйти из положения с опорой из 4-; 3-; 2-; 1- точек).
Элементы контактной импровизации:
исследование детских паттернов;
принципы ведения и следования;
связь конечностей с центром;
взаимодействие с партнером на разных уровнях;
bodywork;
перекатывание точки.
Некоторые принципы контактной импровизации:
Движение следует за смещением точки контакта между телами партнеров. Преобладают движения, связанные с прикосновением двух тел, с поиском пространственных траекторий при взаимодействии с весом тела партнера. Ощущения партнеров, их намерение сохранить физический контакт и продолжить поиск взаимной опоры.
Чувствовать кожей. Почти постоянный физический контакт между партнерами направлен на использование всей поверхности тела для поддержки собственного веса и веса партнера.
Перетекание. Внимание направлено на сегменты тела и на движение одновременно в нескольких направлениях. Последовательное включение частей тела в сочетании с их посылом в нескольких различных направлениях. Постоянное смещение веса на соседние сегменты расширяет возможности импровизации и смягчает падения и перекаты. Сегментация тела и множественность направлений создают эффект «суставчатости» движения. Часто используется свободный поток инерции без жесткого контроля.
Ощущение движения изнутри. Внимание сосредоточено на внутреннем пространстве тела. Вторичное внимание – на форме тела в пространстве. В контактебольшую часть времени проводим, концентрируя внимание внутри с целью восприятия тончайших изменений веса и обеспечения безопасности себя и партнера.
Использование сферического пространства (360 градусов). Подъем по дуге требует меньше мышечных усилий, а падение по дуге смягчает удар (спираль).
Следование за инерцией, весом и потоком движения. Свободный, набирающий силу поток движения в сочетании с попеременным активным и пассивным использованием веса. Важность непрерывности движения.
Подразумеваемое присутствие зрителей. Приближенность к аудитории, сидящей обычно в кругу, без формально обозначенной сцены.
Участник – обычный человек. Принятие поведенческого или естественного положения вещей; участники, как правило, избегают движений, напоминающих традиционные техники танца, и не делают различий между повседневными и танцевальными движениями, не смотрят на зрителей.
Непрерывное физическое взаимодействие участников. Такие элементы, как организация пространства, выбор темы движения, использование драматических жестов, очень редко используются намеренно. Но хореографические формы все же рождаются из динамики смены участников и спонтанно возникающих настроений и состояний в процессе импровизации.
Каждый одинаково важен. Отсутствие внешних знаков различия между участниками – таких, как порядок выхода, продолжительность, костюм.
Методика развития координации.
Методика развития скорости и инерции.
Напряжение.
Методика изучений сценических падений.
Изучение модуля «Сценические падения» целесообразно начинать с подготовительных упражнений.
Подготовительные упражнения к падению на руки,для развития силы рук и мышц брюшного пресса
Упр. 1
И.п. – упор, стоя на коленях.
1-2 согнуть руки, выпрямив колени – вдох,
3-4 вернуться в исходное положение – выдох.
Методическое указание: руки сгибать одновременно с выпрямлением ног, перед началом выполнения сделать выдох и выдержать третью фазу дыхания (пауза).
Подготовительные упражнения к падению на руки,для развития силы рук и мышц спины
Упр. 2
И.п. – упор, стоя на коленях.
1-2 согнуть руки, правую ногу выпрямить вверх – вдох,
3-4 вернуться в и.п. – выдох.
То же другой ногой.
Методическое указание: приближение кистей к коленям усложняет упражнение. Упражнение следует выполнять не спеша.
Упр.4
И.п. – упор лежа.
1-2 согнуть руки, прямую правую ногу отвести назад – вдох,
3-4 вернуться в и.п. – выдох.
То же с другой ноги.
Упр.5
И.п. – упор лежа, руки согнуты.
1-2 выпрямить руки, правую ногу отвести назад – вверх, выполнить вдох,
3-4 вернуться в и.п. – выдох.
То же другой ногой.
Подготовительные упражнения к падению на руки,для развития силы рук
Упр. 3
И.п. – упор лежа.
1-2 согнуть руки – вдох,
3-4 выпрямить руки – выдох.
Методическое указание: тело держать выпрямленным или слегка выгнутым в поясничном отделе. Выполнять не спеша.
Упр.6
И.п. – упор присев.
1 – толчком ног подбросить таз и «взбрыкнуть» ногами назад-вверх,
2 – вернуться в и.п.
Упр.7
И.п. – упор присев.
1 – оторвав руки от пола, броском вперед перейти в упор лежа, одновременно выставив одну ногу вперед так, чтобы нога способствовала уменьшению удара о пол, но не принимала на себя всю тяжесть тела,
2-3-4 пауза,
5-6-7-8 передвигая руки назад, вернуться в и.п.
Упр. 8
И.п. – упор лежа.
Прыжок на руках с хлопком в ладони.
Методическое указание: перед толчком руками прогнуться и, не фиксируя этого положения, сейчас же рывком одновременно с толчком рук поднять таз вверх.
Упр. 9
И.п. – упор присев.
1-4 четырьмя прыжками на двух руках перейти в упор лежа,
5-8 вернуться в исходное положение прыжками или «шагами» на руках.
Методическое указание: корпус держать прямо, не прогибаться. Дыхание произвольное.
Упр.10
И.п. – упор согнувшись.
1 – не сгибая ног, броском тела вперед, перейти в упор лежа,
2-3-4 пряжками или «шагами» на руках вернуться в и.п.
Падение на руки
Вариант I
И.п. – основная стойка.
1 – слегка присесть и наклониться вперед,
2 – броском перейти в упор лежа на согнутых руках (сгибание рук начинать вслед за касанием руками пола),
3-4 пауза,
5-8 «шагая» на руках вернуться в и.п.
Вариант II
И.п. – основная стойка.
1-немного согнуться в тазобедренных суставах,
2-падение вперед в упор лежа на согнутых руках,
3-4 пауза,
5-8 «шагами» на руках вернуться в и.п.
Методическое указание: сгибание рук начинать вслед за касанием пола руками. Для увеличения нагрузки на руки, переходя в упор, отвести ногу назад.
Вариант III
И.п. – основная стойка.
1-слегка присесть,
2-броском перейти в упор лежа согнувшись на прямых руках,
3-4 пауза,
5-8 «шагами» на руках вернуться в и.п.
Методическое указание: переходя в упор, голову назад не отводить.
Вариант IV
И.п.- основная стойка.
Падение прямым телом в упор лежа на согнутых руках.
Методическое указание: выставление рук вперед производить в самый последний момент.
Вариант V
И.п.- основная стойка.
Падение прямым телом в упор лежа на прямых руках. Большого прогиба не допускать.
Перекат с поворотом – «Звездный перекат».
Исполнение: из седа ноги врозь взяться руками под колени снаружи, ложась на бок, перекатиться через спину на другой бок и сесть в и.п. лицом в другую сторону.
Ошибки: потеря направления переката, недостаточно разведены ноги.
1-лечь на правый бок,
2-перекат с поворотом влево в сед в и.п.,
3-лечь на левый бок,
4-перекат с поворотом вправо в сед в и.п.
Подготовительные упражнения к сценическим падениям и для мышц брюшного пресса
И.п. – лежа на спине, руки вверх.
1-группировка лежа – выдох,
2-4 выпрямляя руки и ноги, вернуться в и.п. – вдох.
Темп средний.
И.п.- лежа на животе, руки вытянуты вперед.
1-поворот кругом вправо,
2-сед в группировке – выдох,
3-4 вернуться в и.п., выполняя поворот влево – вдох.
То же в другую сторону. Темп чередуется (медленный и быстрый).
Подготовительные упражнения к сценическим падениям – перекат в сторону в седе на пятках
И.п. – стойка на коленях, сед на пятках, руки согнуты, предплечья на полу, грудь касается колен.
1-перекат через спину вправо,
2-и.п.
3-перекат через спину влево,
4-и.п.
Подготовительные упражнения к сценическим пассивным падениям
И.п. – сед на полу.
1-2 как бы оседая вниз, расслабить мышцы спины, плеч, рук, шеи,
3-4 свободно упасть вправо,
5-6 пауза – проверка расслабления,
7-8 вернуться в и.п.
И.п.- стоя на коленях.
1-2 последовательно расслабить мышцы бедер, спины, плеч, рук, шеи,
3-4 упасть вправо,
5-6 пауза – проверка расслабления,
7-8 вернуться в и.п.
То же, но падение в левую сторону.
И.п.- стоя на коленях.
1-расслабить все мышцы одновременно и упасть на бок,
2-3-4 пауза – проверка расслабления,
5-8 вернуться в и.п.
То же, но падение влево.
И.п.- стоя на коленях.
1-2 потянуться всем корпусом вверх,
3-мгновенное расслабление и падение на правый бок,
4-пауза – проверка расслабления,
5-8 вернуться в и.п.
То же, но падение влево.
Сценическое пассивное падение вперед
И.п.- правая нога впереди.
1-4 последовательное расслабление ног, спины, плеч, шеи,
5-падение на правый бок с разворотом на живот,
6-8 пауза – проверка расслабления,
1-8 последовательно собираясь, вернуться в и.п.
Исполнение: ноги сгибаются в коленях, правая ступня подвертывается внутрь, падение идет на голень, бедро, бок с разворотом на живот.
Сценическое активное падение вперед на руки
И.п.- основная стойка.
Исполнение: падение прямым телом вперед в упор - лежа на согнутые руки, после касания пола телом, руки выпрямить в стороны и расслабиться.
Сценическое пассивное падение на бок
И.п.- правая нога немного впереди.
1-4 последовательное расслабление ног, спины, плеч, шеи,
5-падение на правый бок,
6-8 пауза – проверка расслабления.
1-8 последовательно собираясь, вернуться в и.п.
Сделать то же, но с фиксацией удара в живот и мгновенное падение.
Сценическое пассивное падение назад
И.п.- правая нога немного сзади.
Исполнение: фиксация удара в спину, приподняться на носки, правая ступня подворачивается вовнутрь. Падение идет на голень, бедро, бок, спину.
Сценическое пассивное падение назад «скручиванием»
И.п.- правая нога немного впереди.
Исполнение: фиксация удара в спину, приподняться на носки и сгибая колени поворот на носках влево, правая ступня подворачивается вовнутрь, падение идет на голень, бедро, спину.
Подготовительные упражнения к сценическим активным падениям
Перекат в сторону из положения, стоя на коленях.
И.п.- стоя на коленях.
1-перекат вправо,
2-принять и.п.,
3-перекат влево,
4-принять и.п.
Исполнение: согнуть руки, приблизив плечи к полу, убрать правую руку локтем вовнутрь и сделать перекат в правую сторону, касаясь пола сначала плечом, затем спиной.
Падение с колен с упором на руки.
И.п.- стоя на коленях.
1- опустить голову,
2-расслабить плечевой пояс и немного наклониться вперед, руки поставить ладонями на пол,
3-касаясь пола сначала плечом, а затем спиной сделать перекат вправо и остаться лежать на спине,
4-пауза – расслабление,
5-8 поднимая левое плечо вверх, вернуться в и.п.
Перекат вправо из положения стоя.
И.п.- основная стойка.
1-выпад вперед-вправо, упор на руки,
2- перекат вправо, касаясь пола сначала плечом,
3-4 встать в и.п.
То же с шагом влево.
Падение назад с прямым туловищем
И.п.- основная стойка.
Исполнение: сначала касаться пола руками, а затем лопатками, поднимая таз вверх. Основная сила должна прийти на руки так, чтобы при касании лопатками, удар был минимальным, мышцы спины держать напряженными.
Сценическое активное падение с разворотом на спину
И.п.- правая нога сзади.
Исполнение: фиксация удара в живот, корпус падает вперед, в последний момент правая нога идет вперед, приход в упор на согнутые руки (три точки опоры), перекат вправо на спину.
Методические рекомендации по работе с литературой.
Важной составляющей самостоятельной внеаудиторной подготовки является работа с методической и специальной литературой ко всем видам занятий: лекционным и практическим. Умение работать с литературой означает научиться осмысленно пользоваться источниками. Прежде чем приступить к освоению научной литературы, рекомендуется чтение учебников и учебных пособий. Существует несколько методов работы с литературой.
Один из них – самый известный – метод повторения: прочитанный текст можно заучить наизусть. Простое повторение воздействует на память механически и поверхностно. Полученные таким путем сведения легко забываются.
Наиболее эффективный метод – метод кодирования: прочитанный текст нужно подвергнуть большей, чем простое заучивание, обработке. Чтобы основательно обработать информацию и закодировать ее для хранения, важно произвести целый ряд мыслительных операций: прокомментировать новые данные; оценить их значение; поставить вопросы; сопоставить полученные сведения с ранее известными.
Для улучшения обработки информации очень важно устанавливать осмысленные связи, структурировать новые сведения. Изучение научной, учебной и иной литературы требует ведения рабочих записей. Форма записей может быть весьма разнообразной: простой или развернутый план, тезисы, цитаты, конспект.
План – первооснова, каркас какой-либо письменной работы, определяющие последовательность изложения материала. План является наиболее краткой и потому самой доступной и распространенной формой записей содержания исходного источника информации. По существу, это перечень основных вопросов, рассматриваемых в источнике. План может быть простым и развернутым. Их отличие состоит в степени детализации содержания и, соответственно, в объеме. Преимущество плана состоит в следующем. Во-первых, план позволяет наилучшим образом уяснить логику мысли автора, упрощает понимание главных моментов произведения. Во-вторых, план позволяет быстро и глубоко проникнуть в сущность построения произведения и, следовательно, гораздо легче ориентироваться в его содержании. В-третьих, план позволяет – при последующем возвращении к нему – быстрее обычного вспомнить прочитанное.
В-четвертых, с помощью плана гораздо удобнее отыскивать в источнике нужные места, факты, цитаты и т. д.
Выписки – небольшие фрагменты текста (неполные и полные предложения, отдельные абзацы, а также дословные и близкие к дословной записи об излагаемых в нем фактах), содержащие в цитаты, заимствованные из текста. Тезисы – сжатое изложение содержания изученного материала в утвердительной (реже опровергающей) форме.
Отличие тезисов от обычных выписок состоит в следующем. Во-первых, тезисам присуща значительно более высокая степень концентрации материала. Во-вторых, в тезисах отмечается преобладание выводов над общими рассуждениями. В-третьих, чаще всего тезисы записываются близко к оригинальному тексту, т. е. без использования прямого цитирования.
Исходя из сказанного, нетрудно выявить основное преимущество тезисов: они незаменимы для подготовки глубокой и всесторонней аргументации письменной работы, а также для подготовки выступлений и пр.Конспект – сложная запись содержания исходного текста, включающая в себя заимствования (цитаты) наиболее примечательных мест в сочетании с планом источника, а также сжатый анализ записанного материала и выводы по нему. Для работы над конспектом следует: определить структуру конспектируемого материала, чему в значительной мере способствует письменное ведение плана по ходу изучения оригинального текста; в соответствии со структурой конспекта произвести отбор и последующую запись наиболее существенного содержания оригинального текста в форме цитат или в изложении, близком к оригиналу;
выполнить анализ записей и на его основе – дополнение записей собственными замечаниями, соображениями, "фактурой", заимствованной из других источников и т. п. (располагать все это следует на полях тетради для записей или на отдельных листах-вкладках); завершить формулирование и запись выводов по каждой из частей оригинального текста, а также общих выводов.
Систематизация изученных источников позволяет повысить эффективность их анализа и обобщения. Итогом этой работы должна стать логически выстроенная система сведений по существу исследуемого вопроса. Необходимо из всего материала выделить существующие точки зрения на проблему, проанализировать их, сравнить, дать им оценку.
Для студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут, который может включать:
1. Предоставление особых условий, в частности, изменение в сторону увеличения сроков сдачи, формы выполнения задания, его организации, способов представления результатов.
2. При необходимости увеличивается время на выполнение тестовых заданий; снижаются требования, предъявляемых к уровню знаний студентов; изменяются способы подачи информации (в зависимости от особенностей).
3. Изменяются методические приемы и технологии: – применение модифицированных методик предъявления учебных заданий, предполагающих акцентирование внимания на их содержании, четкое разъяснение (часто повторяющееся, с выделением этапов выполнения); – предоставление инструкций как в устной, так и в письменной форме; – изменение дистанции по отношению к студентам во время объяснения задания, демонстрации результата.
4. Оценочная деятельность предполагает не оценку результатов учебной работы студента, а оценку качества самой работы, т.е. основополагающим для оценки является критерий относительной успешности.
5.Ситуативность учебного процесса предполагает искусственное создание ситуации успеха - побуждение студента с ОВЗ и инвалидов к самостоятельному поиску путей овладения профессией; предупреждение ситуаций, которые студент с ОВЗ и инвалидов не может самостоятельно преодолеть.