СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические указания к практическим работам по теме "Эксплуатация звукового процессора Dolby СР-650"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практические работы помогут изучить звуковой процессор, получить навыки его настройки и эксплуатации. 

Просмотр содержимого документа
«Методические указания к практическим работам по теме "Эксплуатация звукового процессора Dolby СР-650"»


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ

И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ


Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Воронежской области

«Воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж»







Методические указания


к практическим работам по теме

"Эксплуатация звукового процессора Dolby СР-650"



по МДК 02.01

«Методика измерения и регулировки параметров и характеристик аудиовизуальных устройств и комплексов»


для студентов специальности 11.02.05 (210403)

«Аудиовизуальная техника»

очной формы обучения











Воронеж

2017




Практическая работа № 1-1


ИЗУЧЕНИЕ РАБОТЫ ЗВУКОВОГО КИНОПРОЦЕССОРА

Dolby СР-650


Цель работы: Изучить порядок работы с процессором Dolby СР-650.

Ознакомиться с настройками процессора



В результате практической работы обучающиеся:

1. Научатся:

- включать/выключать звуковой процессор, выбирать нужный формат;

2. Будут знать:

- содержание меню звукового процессора;

- назначение всех элементов панели управления кинопроцессором;

- назначение всех разъемов на задней панели кинопроцессора;



3. Получат практический опыт:

- подключения звукового процессора;

- эксплуатации кинопроцессора.




Оборудование и принадлежности: киноустановка с кинопроцессором СР-650

Порядок выполнения работы.

  1. Ознакомиться с теоретической частью практической работы.

  2. Изучить назначение всех элементов панели управления кинопроцессором СР-650.

  3. Изучить назначение всех разъемов задней панели кинопроцессора.

  4. Изучить порядок работы с кинопроцессором СР-650.














Практическая работа № 1-2


ВЫПОЛНЕНИЕ НАСТРОЕК ЗВУКОВОГО КИНОПРОЦЕССОРА

Dolby СР-650


Цель работы: Выполнить настройки звукового процессора


В результате практической работы обучающиеся:

1. Научатся:

- выполнять настройки звукового процессора;



2. Будут знать:

- алгоритмы выполнения настроек;



3. Получат практический опыт:

- эксплуатации кинопроцессора .




Оборудование и принадлежности: киноустановка с кинопроцессором СР-650

Порядок выполнения работы.

  1. Ознакомиться с теоретической частью практической работы.

  2. Изучить порядок настройки процессора СР-650.

  3. Ознакомиться и неисправностями звукового процессора и способами их устранения.





Отчет должен содержать:

  1. Перечень элементов управления звуковым процессором;

  2. Перечень входных и выходных разъемов процессора;

  3. Алгоритмы настройки процессора;

  4. Таблицу «Неисправности звукового процессора и способы устранения»

  5. Ответ на вопрос: назначение и функциональные возможности звуковых процессоров Dolby СР-750 и Dolby СР-850.









Основные теоретические положения


Звуковые кинопроцессоры (сinema sound processor) используются как в студии записи, фактически, в «эталонном кинозале» при сведении звуковой дорожки кинофильма, так и в каждом зале кинотеатра. Дело в том, что и при микшировании, и при воспроизведении используется один и тот же процессор, и решает он, главным образом, одну и ту же задачу. При сведении в студии прибор подключается к микшерному пульту в разрыв (insert) канала прослушивания, а в кинотеатре – между звуковой головкой в кинопроекторе или киносервером и усилителями. Принципиальные различия кинопроцессоров в большей степени связаны с системой звукопредачи (форматом), на которую они рассчитаны. Независимо от системы пространственной звукопередачи, для которой разработан кинопроцессор, его важнейшими задачами являются осуществление частотной коррекции стационарной системы звуковоспроизведения кинозала с учетом его акустических параметров, и обеспечение требуемого уровня сигнала в каждом из каналов системы звуковоспроизведения.

В кинотеатре кинопроцессор является сердцем звуковой системы. Все звуковые источники подключаются к процессору. С аналоговых и цифровых звукоблоков аналоговый сигнал и цифровой поток поступают на кинопроцессор, который соответствующим образом обрабатывает сигналы и подает их на усилители мощности.

Процессор выполняет частотную обработку сигналов, их задержку для каналов окружения (чтобы звук всех каналов в кинозале доходил до зрителя одновременно).

В кинопроцессорах предусмотрена возможность регулировки уровня громкости звука по каждому из каналов и общего в зрительном зале.

Кинопроцессор Dolby CP650 прост в установке и эксплуатации, в нем предусмотрены возможности для сетевого управления. Программное обеспечение (ПО) обеспечивает:

-цифровое преобразование сигналов Dolby A и Dolby SR и частотную коррекцию сигнала, подаваемого на три фронтальных канала, три канала окружения и на канал сабвуфера (цифровой параметрический фильтр);

-диагностику и проверку рабочих характеристик всей звуковоспроизводящей системы кинотеатра.

Процессор разработан с учетом возможностей его модернизации в будущем, а специальные слоты расширения обеспечивают самый простой способ модернизации до Dolby Digital Surround EX и далее.


ЖК-дисплей с хорошей разборчивостью и простая передняя панель с кнопками значительно облегчают работу с процессором.


Задняя панель устройства содержит разъемы для подключения CP 650 к источнику питания, осуществления синхронной работы устройства с кинопроектором, подключения источников аудиосигнала (считывающих головок кинопроекторов, микрофона, CD-проигрывателя и т.д,) к сети Ethernet, для подключения усилителей, пульта дистанционного управления и т.д.


Звуковой процессор (без верхней крышки)





Передняя панель процессора СР-650





Задняя панель процессора СР-650


К входным разъемам можно отнести:

1. OPTICAL IN1, OPTICAL IN2 – симметричные аналоговые входы SVA для двух проекторов с оптическими стереофотоячейками (рисунок 1, позиция 16).

2. READER 1, READER 2 – 25-контактные разъемы D-типа – входы считывающего устройства Dolby Digital для двух проекторов (рисунок 1, позиции 8,9).

3. 6-CH AUDIO INPUT – 25-контактный разъем D-типа – шестиканальный аналоговый вход для внешнего цифрового процессора или вспомогательного источника, шесть входов (L, C, R, Ls, Rs, SW), входной уровень 300 мВ (рисунок 1, позиция 5).

4. OPTION CARD I/O – 25-контактный разъем D-типа (110 Ом 20% балансный) – цифровой вход AEC/EBU – стереовходы для РСМ-формата. Кроме того, с этого разъема подключается часть сигналов при установке дополнительных плат. Например, при установке платы EX здесь подключается выход на усилители для каналов сурраунда – левого, правого и двух тыловых (рисунок 1, позиция 6).

5. NONSYNC IN 1, NONSYNC IN 2 – два стереовхода Non Sync (разъемы RCA «тюльпан») для стереофонических несинхронизируемых источников. Входное сопротивление 21 кОм, входная чувствительность 200 мВ 4 В (NS1) 60 мВ 1,5 В (NS2) (рисунок 1, позиции 10, 11).

6. Симметричный микрофонный вход для PA или внутренней системы RTA (рисунок 1, позиция 15).

7. REMOTES AND AUD. FADER – разъем пульта ДУ (Сat. № 779) и дистанционного регулятора громкости (Сat. № 771) (рисунок 1, позиция 2).


Выходные разъемы:

1. MAIN AUDIO INPUT – основной 8-канальный выходной разъем: симметричное выходное сопротивление 100 Ом. Допустимая нагрузка не менее 600 Ом. Максимальное значение выходного сигнала +26 dBu – на симметричной нагрузке и +20 dBu – на несимметричной нагрузке. Типовой рабочий уровень -10 dBu.

Допустимы уровни от 20 mV до 0.78 V (рисунок 1, позиция 4).

2. SERIAL DATA – RS-232C – 9-контактный разъем D-типа для подключения компьютера при настройке (рисунок 1, позиция 12).

3. H/I INPUT – для подключения дополнительной системы озвучания для людей с повреждениями слуха: взвешенная относительно центрального канала сумма Левого, Центрального, Правого каналов. Выходное сопротивление 47 Ом. Выходной уровень 200 мВ (фиксированный), несимметричный типа RCA (рисунок 1, позиция 3).

4. AUTOMATION – автоматика: разъем для управления переключением форматов и регулировки громкости. Интерфейс подобен модели СР65 (рисунок 1, позиция 7).

5. MOTOR START – разъем для осуществления синхронной работы устройства с кинопроектором (рисунок 1, позиция 13).



Порядок работы с кинопроцессором


  1. Включение питания.

Каждый раз при включении питания процессора он автоматически устанавливается в выбранное состояние "пробуждения":

 Projector 1 или 2 (проектор 1 или 2), выбирается техником по установке.

 Если выбран front-panel fader (фейдер передней панели), при запуске системы восстанавливается последняя установка фейдера, которая действовала в момент выключения питания. Если выбран auditorium fader (фейдер аудитории- дистанционный пульт управления, установленный в зале), система считывает установку ручки аудитории.

 Формат звука на кинопленке, который был активным при выключении питания, как формат, выбираемый при включении питания.

Если питание процессора было отключено на период более трех недель, его состояние "пробуждения" будет следующим:

 Главный фейдер передней панели активирован и установлен на значение 7.0.

 Format 10, Dolby Digital.

 Формат при включении питания устанавливается в соответствии с последним форматом, который действовал перед выключением питания.

При первом включении питания появляется экран с сообщением, что программное обеспечение загружается в память СР-650, и отображается дата программного обеспечения. Затем автоматически начинается краткое автотестирование внутренних схем. В заключении появляется рабочий экран.






  1. Настройка для автоматического выбора формата Dolby Digital Format –Цифровой формат Dolby.


Кинопроцессоры CP650, рассчитанные на воспроизведение кинопленок Dolby Digital, могут быть установлены в режим, позволяющий определять наличие на кинопленке Dolby Digital и автоматически переключаться на формат Dolby Digital из любого другого формата.

Порядок включения функции автоматического обнаружения цифрового сигнала:

  1. Нажмите левую кнопку Меню.

  2. Появится экран выбора функции Auto Dolby Digital (Автоматическое обнаружение цифрового формата).

  3. Поверните ручку фейдера на передней панели, чтобы появилась надпись "enabled" (включено).

  4. Нажмите кнопку «ОК» Меню для сохранения изменения.

  5. Нажмите подсвечиваемую кнопку "format" (формат) для возврата к обычному режиму работы.


  1. Назначение форматов кнопками U1, U2 и NS

Кнопки U1 и U2 (формат пользователя 1 и 2) и кнопка NS (nonsync - "несинхронный источник") можно назначить для любого имеющегося формата. Затем нажатием этой кнопки производится прямой выбор назначенного формата.  

Порядок назначения форматов кнопками.

  1. Нажмите несколько раз левую кнопку Меню для последовательного просмотра пунктов меню до появления надписи User Format 1 (Формат пользователя 1). Или нажав левую кнопку меню и, удерживая ее, вращать ручку фейдера на передней панели по часовой стрелке для последовательного просмотра пунктов меню.

  2. Поверните ручку фейдера для выбора одного из многих имеющихся вариантов форматов, например формата Format13, Dolby Digital Surround EХ.

  3. Нажмите кнопку «ОК» Меню для сохранения этого назначения для кнопки "User 1".

  4. Нажмите один раз левую кнопку Меню для перехода к меню User Format 2 (Формат пользователя 2).

  5. Вращая ручку фейдера, выберите желаемый формат, например Format 65, сигналя микрофонных усилителей мощности направляются на левый и правый громкоговорители окружающего звука.

  6. Нажмите кнопку «ОК» Меню для сохранения этого назначения для кнопки "User 2".

  7. Нажмите один раз левую кнопку Меню для перехода к меню Nonsync Format (Несинхронный формат).

  8. Поверните ручку фейдера для установки желаемого формата, который должен выбираться при нажатии кнопки NS, например Format 60, сигнал несинхронного источника, подаваемый на вход задней панели.

  9. Нажмите кнопку «ОК» Меню для сохранения этого назначения для кнопки "NS".

  10. Нажмите подсвечиваемую кнопку "format" (формат) для возврата к обычному режиму работы.


  1. Функция Mute (Отключение звука)

Используется эта функция в паузе между музыкой в антракте и моментом пуска проектора для предотвращения прослушивания в зале неприятного глухого шума и щелчков от ракорда в начале киносеанса. Она также полезна при работе проектора, когда кинопленка рвется или сильно изношена. Данная функция позволяет подавлять очень громкий сигнал, возникающий, когда начальный или конечный ракорды проходит через проектор.

При нажатии кнопки Mute звук автоматически блокируется во всех каналах. Кнопка мигает, указывая, что выходы процессора блокированы. При повторном нажатии этой кнопки или выборе нового формата громкость автоматически увеличивается до уровня, установленного фейдером.

Время вывода и ввода сигнала можно устанавливать в пределах от 0,2 до 5 секунд, используя нижеописанную процедуру.  

Порядок установки времени плавного ввода-вывода сигнала для функции «Отключение звука».



  1. Установка контрастности дисплея на передней панели

Контрастность изображения на ЖК-дисплее можно регулировать для достижения наилучшей разборчивости текста.  



Возможные неисправности и их устранение

Кроме Dolby CP650, звуковая система кинотеатра содержит ряд других критичных к настройке звуковых компонентов. Поэтому если возникает какая-то проблема со звуком, первое, что необходимо сделать - это найти источник проблемы. Если не удастся самостоятельно решить эту проблему, использую приведенную ниже информацию, следует обратиться к помощи технического специалиста в сервис-центр. В данном разделе также может оказаться полезной "Таблица возможных неисправностей и рекомендации по их устранению", приведенная ниже.

Если звук с кинопленки отсутствует
  1. Проверьте правильность выбора (свечение) кнопки формата на передней панели CP650 и проектора (Р1 или Р2).

  2. Убедитесь, что лампы и светодиоды в считывающих устройствах аналогового канала и цифрового канала (если они имеются) включены.

  3. Убедитесь, что лампа отключения звука не мигает, а фейдер установлен в положение 4.0 или выше. Если в системе используется дистанционный фейдер аудитории, следует проверить установку этого фейдера.

  4. Переключите CP650 на режим "обхода" нажатием кнопки Power (Питание) на передней панели. Если звук восстановится, воспроизведение продолжается в режиме моно, то можно продолжить демонстрацию фильма с одновременным поиском причины неисправности.

  5. Если после этой процедуры звук с кинопленки не восстанавливается, снова нажмите кнопку питания на передней панели. Когда CP650 закончит самотестирование, нажмите кнопку NS (Несинхронный источник) на передней панели и включите звуковой источник для музыкальной паузы. Если система в этом формате работает верно, неисправность в оборудовании, следующем за кинопроцессором (усилителях мощности и громкоговорителях), отсутствует. Неисправность может быть в проекторе (или проекторах). Проверьте оба проектора и, если возможно, продолжите демонстрацию кинофильма, используя другой проектор.

Если звук в одном канале отсутствует или искажен
  1. Переключите процессор на режим "Обход" нажатием кнопки Power (Питание) на передней панели. На все три экранных канала подается моносигнал. Если проблема в одном канале сохраняется, то, вероятно, неисправен усилитель мощности или громкоговоритель этого канала. Если проблема не в центральном канале, следует выключить неисправный усилитель (нужна уверенность, что он связан с центральным каналом) и завершить демонстрацию кинофильма в режиме "Обхода".

  2. Если демонстрируется кинофильм с монофонической фонограммой, и вышел из строя центральный канал (или в нем имеются искажения), следует переключить CP650 на режим "Обхода" (Bypass), чтобы моносигнал подавался на работающие левый и правый каналы. Выключить усилитель мощности центрального канала.


Если переключение на Bypass (Обход) не восстанавливает звук
  1. Проверить светодиоды считывающего устройства или лампы возбудителя, установку фейдера и кнопку Mute (Отключение звука). Убедиться, что электропитание от сети переменного тока подается на все компоненты, включая усилители мощности.

  2. Если работает резервный блок питания режима "Обход" (кнопка включения питания на передней панели горит красным светом), необходимо открыть дверцу на передней панели и проверить, мигают ли световые индикаторы наличия сигнала. Если они мигают, но звук в то же время отсутствует, следует проверить, не имеется ли обрыв в цепи подключения усилителей мощности к сети питания переменного тока.

  3. Если индикаторы наличия сигнала не мигают, то, возможно, неисправна плата "Кат. №772". Следует обратиться к инженеру по техническому обслуживанию.


Если слышен посторонний шум при воспроизведении кинопленки с цифровой фонограммой

  1. Нажать кнопку Format 05 на передней панели для воспроизведения фонограммы в аналоговом формате Dolby SR.

  2. Если шум сохраняется, переключить CP650 на режим Bypass (Обход) нажатием кнопи Power (Питание) на передней панели.

Если шум все равно сохраняется, следует проверить усилители мощности, поскольку маловероятно, что одновременно возникла неисправность и в цифровой, и в аналоговой частях системы.







Разработчик: преподаватель ВГПГК Н.А.Позднякова