СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Методические указания для выполнения практических занятий составлены в соответствии с требованиями рабочей программы учебной дисциплины Учебно-исследовательское проектирования, для специальности 46.02.01. Документационное обеспечение управления и архивоведение.
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Иркутской области
«Черемховский техникум промышленной индустрии и сервиса»
УТВЕРЖДАЮ: Зам. директора по УР ГБПОУ ИО ЧТПрИС ______Е.Э. Полякова «28» июня 2022 г.
|
Методические указания
для выполнения
практических занятий
по УД.18 Учебно-исследовательское проектирование
по специальности среднего профессионального образования
46.02.01. Документационное обеспечение управления и архивоведение
Черемхово, 2022 г.
Методические указания для выполнения практических занятий составлены в соответствии с требованиями рабочей программы учебной дисциплины Учебно-исследовательское проектирования, для специальности 46.02.01. Документационное обеспечение управления и архивоведение.
Разработчик:
Кузьменко Елена Игоревна, преподаватель
Рассмотрены и одобрены на заседании методической комиссии преподавателей общеобразовательных дисциплин Протокол № 10 от «24» июня 2022 г. Председатель МК _________________Н.С. Именных |
Содержание
Перечень практических занятий 4
Критерии оценки практических занятий 5
Практическое занятие №1: 6
Практическое занятие № 2: 6
Практическое занятие № 3: 7
Практическое занятие № 4: 9
Практическое занятие № 5 : 10
Практическое занятие № 6: 14
Практическое занятие № 7: 22
Практическое занятие № 8: 23
Практическая работа № 9: 24
Практическая работа № 10: 27
Практическая работа № 11: 29
Практическая работа № 12: 30
Практическая работа № 13 33
по учебной дисциплине Учебно-исследовательское проектирование
Социально-экономический профиль. Группа: ДОУ-22
№ п/п | Содержание практических работ обучающихся | Кол-во часов |
1 | Практическое занятие № 1. Определение типа проекта | 1 |
2 | Практическое занятие № 2. Определение темы проекта | 1 |
3 | Практическое занятие № 3. Формулировка цели и задач проекта | 1 |
4 | Практическое занятие № 4. Составление плана и графика работы над проектом | 1 |
5 | Практическое занятие № 5. Поиск информации по теме проекта в сети Интернет и ее сравнительный анализ | 1 |
6 | Практическое занятие № 6. Составление Анкеты. Проведение интервью | 1 |
7 | Практическое занятие № 7. Творческая проектная мастерская | 1 |
8 | Практическое занятие № 8. Составление Введения к проектно-исследовательской работе. | 1 |
9 | Практическое занятие № 9. Подготовка и окончательное оформление списка литературы | 1 |
10 | Практическое занятие № 10. Оформление титульного листа. Назначение и основные составляющие титульного листа, образцы и варианты правильного оформления | 1 |
11 | Практическое занятие № 11. Анализ текстов учебно-исследовательских проектов на соответствие требованиям | 1 |
12 | Практическое занятие № 12. Создание мультимедийного сопровождения публичного выступления. Методика разработки презентаций, основные программы по разработке презентаций. Требования к презентации | 1 |
13 | Практическое занятие № 13. Составление доклада к выступлению на научно-практической конференции | 1 |
Итого | 13 |
Оценка «5» – ориентация в учебной информации при изменении контекста. Творческое репродуцирование нового задания. Ориентация в учебной информации как системе. Умение анализировать, сравнивать, обобщать, систематизировать. Самостоятельное преобразование практической задачи в познавательную. Умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников.
Оценка «4» – умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников. Ориентация в причинно – следственных связях явлений, процессов, событий.
Оценка «3» – общая ориентация студента в учебной информации. Передача, пересказ информации.
Оценка «2» – студент не ориентируется в учебной информации.
Практическое занятие 1: Определение типа проекта
Цель: сформировать представления о типах проектов
Порядок работы:
1. Изучите теоретичекую часть.
2. Продумайте таблицу и распределите название проектов по их типу
3. Выполните задания в тетради
Теоретическая часть
Проекты бывают: исследовательские, информационные, практико-ориентированные (социальные), творческие, ролевые, прикладные и прочие проекты.
Темы проектов:
Слова-паразиты в речи учителей и учащихся
Моя книжная полка
Приложения математики в экономике
Разработка компьютеров будущего
Дрофа, как представитель Красной книги
Иван Грозный – исторический портрет
Здоровый образ жизни
Подвиг российского солдата
Топонимы моего микрорайона
Русская народная игрушка из ткани
Растения в государственной символике стран
Леса планеты: проблемы и пути их решения в XXI в
Влияние регулярных занятий физическими упражнениями на здоровье человека
Светильник из пластмассы
Влияние человеческого фактора на возникновение ЧС техногенного характера
Вклад учёных – химиков в военную промышленность
Компьютер внутри нас
Практическое занятие 2: Определение темы проекта
Цель: научить формулировать тему проекта из своих предпочтений
Порядок работы:
1. Запишите тему практического занятия в тетрадь.
2. Изучите теоретичекую часть.
3. Выполните задания в тетради.
Теоретическая часть
Проблематизация.
«Витязь на распутье», или как выбрать тему проекта
В ыбор темы проекта очень важен и не прост. Вот почему вы видите перед собой картину В.М. Васнецова «Витязь на распутье», как символ этого нелегкого выбора. Выбор темы нужно начать с проблематизации. Проблематизация является первым этапом работы над проектом – необходимо оценить имеющиеся обстоятельства и сформулировать проблему.
Задание 1.
Напишите, как будет звучать тема проекта: «Часы» для каждого конкретного типа
Образец: Тема "Грибы":
информационный проект - "Виды грибов";
исследовательский проект - "Что такое грибы: растения, животные или отдельная группа организмов?";
прикладной проект - "Коллекция грибов нашей местности";
творческий проект - сочинение сказки "Путешествия гриба по природным зонам".
Информационный:______________________________________________
Исследовательский:______________________________________________
Прикладной:____________________________________________________
Творческий:____________________________________________________
Задание 2.
Для успешного выбора проблемы проекта, постарайтесь как можно полнее ответить на следующие вопросы:
1. Что меня интересует больше всего в жизни?
2. Чем я хочу заниматься в будущем? (профессия, общественные дела, бизнес и т.п.)
3. Чем я увлекаюсь в свободное время? (спорт, рыбалка, рисование и т.п.)
4. Какие учебные дисциплины нравятся мне больше других? Почему? (история, физика и т.д.)
Теперь попробуйте сформулировать и записать тему своего проекта, и определите его тип.
Практическое занятие 3: Формулировка цели и задач проекта
Цель: научиться формулировать цель и задачи проекта
Порядок работы:
1. Запишите тему практического занятия в тетрадь.
2. Выполните задание в тетради
Формулируя цель и задачи проекта, следует исходить из типологии проекта. Следует принять во внимание, что большинство проектов являются смешанными по типу.
Задание. Пользуясь таблицей, подберите опорные слова, соответствующие типу вашего проекта, сформулируйте его цель и задачи Цель___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
| исследовательский | информационный | Творческий, ролевой | практико-ориентированный |
цель | - узнать как… - что будет, если … - выяснить, определить, как зависит… - экспериментально доказать… - сравнить… - изучить, как влияет…
| - собрать и обобщить сведения о…. - собрать и проанализировать информацию по…. - подготовить обзор литературных (или др.) источников по вопросу… - изучить хронологию (правления, наиболее важных событий, научных открытий и т.д.) | - разработать и провести … - поставить спектакль…. - организовать выставку… - подготовить и провести праздник … - подготовить к изданию школьный альманах… - организовать ярмарку… - провести конкурс… | - разработать и создать модель, макет, словарь… - подготовить компьютерную презентацию к уроку - создать дидактическое пособие к уроку… - создать |
Задачи | 1.Изучить имеющиеся литературные источники по данному вопросу. | 1. Определить источники информации 2. Выбрать из различных источников необходимые сведения | 1.Определить участников проекта, распределить обязанности, наметить сроки. | 1. Определить вид и форму конечного результата (макет, модель, книга, стенд, клумба и т.д.) |
| 2. Провести исследования…. 3. Обработать и проанализировать полученные результаты… 4. Представить результаты исследований в виде (таблиц, схем, …) 5. Сделать выводы (отвечающие поставленной цели) 6. Подготовить проект к защите… | 3. определить форму представления полученной информации (таблицы, словарь, доклад, тезисы, компьютерная презентация) 4. Оформить собранную информацию в соответствующем видео- информационном виде | 2. Изучить имеющиеся литературные источники по данному вопросу. 3. Определить место проведения мероприятия и необходимое оборудование 4. Разработать сценарий. 5. Провести необходимую организационную работу 6. Провести репетиции 7. Подготовить декорации, костюмы 8.Провести мероприятие | 2. Изучить имеющиеся литературные источники по данному вопросу 3. Определить необходимый материал для выполнения проекта. 4. Если проект групповой – распределить обязанности. 5. Наметить план, последовательность деятельности (составить чертеж, подготовить детали, найти информацию, подготовить схему-рисунок, подготовить, высадить рассаду, собрать модель….) 6. Провести испытание (презентацию, уроки с использованием …) |
Практическое занятие 4: Составление плана и графика работы над проектом
Цель: научиться составлять план и распределять время на его выполнение
Порядок работы:
1. Запишите тему практического занятия в тетрадь.
2. Выполните задание в тетради.
Задание. Для успешного выполнения проекта, у вас должен быть четкий план. Запишите в первую колонку, сформулированные вами ранее, задачи проекта, и ответьте на вопросы по каждой из них
Задачи проекта Что необходимо сделать, чтобы достичь цели проекта? | Как ты будешь решать эти задачи? | Что у тебя уже есть для выполнения предстоящей работы, что ты уже умеешь делать? (информация, оборудование и прочее для проведения исследований, материалы для изготовления продукта | Чего у тебя пока нет, чего ты еще не умеешь делать, чему предстоит научиться? | Когда ты будешь осуществлять все необходимое? |
1 | | | | |
2 | | | | |
3 | | | | |
4 | | | | |
5 | | | | |
6 | | | | |
… | | | | |
Практическое занятие 5 : Поиск информации по теме проекта в сети Интернет и ее сравнительный анализ
Цель:
Порядок работы:
1. Запишите тему практического занятия в тетрадь.
2. Изучите теоретичекую часть.
3. Выполните задания в тетради.
Теоретическая часть: «В поисках сокровищ», где и как найти информацию по теме проекта?
Итак, в этой главе мы рассмотрим различные способы поиска информации для эффективной и быстрой работы в Интернете. Во всемирной паутине существует очень много информации на всевозможные темы.
По этой причине поиск может усложняться. При использовании определённых способов его можно облегчить. По каким правилам составлять запрос? Как вносить в строку поиска именно то словосочетание, которое выдаст вам наиболее точную информацию?
Иногда поисковая система вообще не находит никакой информации. Рассмотрим простые правила для успешного информационного поиска.
Когда поисковая система выдаёт большое количество ссылок на ресурсы, нужно написать свой запрос более детально и расширенно. При огромном количестве вариантов результатов поиска это поможет выделить именно то, что нужно Вам.
Если в результатах поиска вообще не были найдены совпадения, то упростите начальную поисковую фразу. Хотя на практике бывает проблематично подобрать правильный способ поиска информации.
Можно выделить 2 типа поиска информации в Интернет.
1. Поиск информации единственного числа
Например, сюда можно отнести запрос такого вида: "Какой город является столицей Португалии?" Чтобы получить ответ на него, вводим в своем браузере запрос: столица Португалии (для поисковика не имеет значения, заглавную или прописную букву Вы введете в слове - Португалия, что Вы можете при желании легко проверить). Нажимаем на клавишу Enter, получаем ответ. Результаты поиска могут у Вас отличаться в зависимости от выбранного Вами поисковика и браузера.
Или так: "Как звали писателя Чехова?" Для получения ответа можно немного изменить запрос, например, вводим в браузере: имя отчество писателя Чехова, после чего поисковик выдает ответы.
Ещё один вариант: "В каком году были проведены первые Олимпийские Игры?" Можно упростить и ввести в браузере такой запрос: дата первых олимпийских игр.
В таком случае мы находим какую-либо конкретную информацию. Например, она может быть в виде названия, даты или цифры.
2. Поиск информации множественного числа
Примером такого способа поиска информации может служить запрос следующего вида: "Какие магазины спортивного питания находятся в городе Минске?". При желании его можно упростить и ввести следующий запрос: магазины спортивного питания Минск. Как мы видим, в предложенном варианте нам уже нужно найти не одну единицу информации, а несколько (2 и более магазинов спортивного питания).
Эти способы отличаются тем, что в первом из них результат поиска будет расположен на конкретной странице одного веб-сайта, а во втором – на разных страницах нескольких веб-сайтов.
Разберём конкретные примеры.
Сначала рассмотрим случай поиска информации единственного числа.
Например, вам нужно узнать место и дату рождения Пушкина. Какую фразу нужно ввести в поисковое поле системы Яндекса или Гугла? Скорее всего, что те пользователи, которые мало знакомы с эффективными способами поиска информации в Internet, введут следующий вариант: "Место и дата рождения Пушкина". В итоге мы получаем, что на одной веб-странице мы узнаем только место его рождения, а на другой – дату.
Первый способ поиска информации множественного числа
Но наша цель – нахождение полной информации на одной единственной веб-странице. Перефразируем нашу поисковую фразу в другой вариант: "Пушкин родился". В первых же ссылках поиска мы узнаём, когда и где родился этот величайший русский поэт. Даже не нужно делать переходы по ссылкам на другие сайты. Информация, которая нам нужна, будет находиться на главной веб-странице поисковой системы.
Результаты поиска могут у Вас отличаться в зависимости от выбранного Вами поисковика и браузера.
Подобный способ поиска информации не только сэкономит ваше время, но и Интернет-трафик. Благодаря такому свойству поисковых систем, как релевантность, в результатах поиска выводятся самые близкие на данную тему документы, что упрощает поиск и экономит время интернет-пользователя.
2-ой способ поиска информации множественного числа
Чтобы использовать такой способ, нужно понимать, что начальные данные могут приходиться на разные области. Чтобы найти более точный вариант, введите в поисковой фразе как можно больше наименований по ним. Для этого используются отдельные слова или словосочетания.
Например, введём следующий запрос: "Покупка, стиральная машина, LG, белый цвет, Пермь". Таким образом, будет найдена информация о покупке стиральной машины марки LG белого цвета в городе Пермь. Можно заметить, что все поисковые слова этого запроса в единственном числе и именительном падеже. Это необходимо для того, чтобы в результатах поиска выводилось именно то, что нужно.
Можно использовать и другие падежи, склонения и числа русского языка, но в таком случае можно заключить поисковые слова в кавычки. Такой приём приведёт к тому, что результаты поиска будут конкретными, то есть именно в такой форме, в которой были указаны в кавычках.
Запрос, заключенный в кавычки, является для поисковой системы сигналом, что надо искать точное соответствие этому запросу, то есть, максимально релевантный.
Итак, мы познакомились с 3-я способами поиска информации:
поиск информации единственного числа,
поиск информации множественного числа,
использование кавычек.
А чтобы эта теоретическая информация принесла Вам пользу, конечно, следует применить ее на практике. Для этого прямо сейчас выполните практическое задание
Задание.
Используя поисковые машины google.ru, yandex.ru. rambler.ru, aport.ru, найдите краткие ответы на вопросы, и оформите их в таблице в колонке «Ответ» с указанием адреса, где была найдена информация в колонке «Адрес страницы».
№ | Вопрос | Ответ | Адрес страницы, на которой получен ответ |
| На мемориальной доске первой лаборатории этого ученого записано «1857 - брожение; 1860 -самопроизвольное зарождение; 1865 -болезни вина и пива; 1863 - болезни шелковичных червей; 1881 - зараза и вакцина; 1885 - предохранение от бешенства». Назовите имя этого ученого. | | |
| Известно, что олимпийские игры зародились в 776 году до н. э. Кто стоял у истоков возрождения современных Олимпийских игр, и когда это произошло? | | |
| На море скорость измеряют в морских узлах. Чему равен морской узел? | | |
| Что такое компьютерный вирус и когда он впервые появился? | | |
| Какое животное самое большое на свете из живущих в настоящее время на земле. Какой длины может достигать его тело и каков может быть его вес? | | |
| Когда и где состоялась первая демонстрация кинофильма? | | |
| Когда Аляска стала Американским штатом? | | |
| Кем и когда написана знаменитая картина «Девочка на шаре»? | | |
Практическое занятие 6: Составление Анкеты. Проведение интервью
Цель: научить составлять анкету и проводить интервью
Порядок работы:
1. Запишите тему практического занятия в тетрадь.
2. Изучите теоретичекую часть.
3. Выполните задания в тетради.
Теоретическая часть:
Как провести самостоятельное исследование?
Учимся составлять анкету и проводить интервью
Если вы выбрали исследовательский или информационный проект, то вам необходимо выбрать методы исследования - это способы достижения цели исследовательской работы.
Методы эмпирического уровня:
- наблюдение
- интервью
- анкетирование
- опрос
- собеседование
- тестирование
- фотографирование
- счет
- измерение
- сравнение
С помощью этих методов исследовательской работы изучаются конкретные явления, на основе которых формируются гипотезы.
Методы экспериментально-теоретического уровня:
- эксперимент
- лабораторный опыт
- анализ
- моделирование
Эти методы исследования помогают не только собрать факты, но проверить их, систематизировать, выявить неслучайные зависимости и определить причины и следствия.
Методы теоретического уровня:
изучение и обобщение
абстрагирование
идеализация
формализация
анализ и синтез
индукция и дедукция
Эти методы исследования позволяют производить логическое исследование собранных фактов, вырабатывать понятия и суждения, делать умозаключения и теоретические обобщения.
Примеры записи методов исследования:
Пример 1.
Методы исследования: наблюдение, интервью, анализ статистики, изучение СМИ, литературы.
Пример 2.
Методы исследования:
1. теоретический: теоретический анализ литературных источников, газет;
2. эмпирический: интервью, социологический опрос-анкетирование.
Пример 3.
Методы исследования: теоретический анализ и обобщение научной литературы, периодических изданий об истории города из архивов и фондов музеев, библиотек, экскурсии в окрестностях, где происходили исторические события.
Пример 4.
Методы исследования:
1. библиографический анализ литературы и материалов сети Internet;
2. проведение замеров температуры;
3. системный анализ;
4. выделение и синтез главных компонентов.
Пример 5.
Методы исследования:
- изучение и анализ литературы;
- опрос школьников;
- проведение замеров массы рюкзака;
- анализ полученных данных.
Пример 6.
Методы исследования:
1) Для начала мы составим вопросы и проведем анкетирование. Затем, зная энергетическую ценность пищевых продуктов, подсчитаем количество белков, жиров и углеводов, потребляемых каждым учеником.
2) Результаты проведенного нами анкетирования обработаем при помощи компьютерной программы. Исходя из полученных данных, можно будет пронаблюдать динамику изменения доли риска заболеваний печени и ЖКТ.
Одним из методов исследования является анкетирование
От того, как составлена ваша анкета, напрямую зависит результат исследования. Так, непонятная для респондентов анкета с неверно выстроенной логикой уменьшит количество заполнений и не принесет желаемого результата. Как создать анкету, которая удовлетворит всем требованиям?
Правила составления анкеты для опроса
• Определитесь с задачами предстоящего исследования. Именно их решению должны служить вопросы, последовательно задаваемые в вашей анкете.
Пример: если перед вами стоит цель – узнать отношение покупателей к сотовым телефонам Samsung, задавайте вопросы об интерфейсе, технических характеристиках моделей, потребительских свойствах и пр. В данном случае вас не должно интересовать, в какое время вашему покупателю удобнее прийти за покупкой в салон N. У вас есть четкая цель – выяснить отношение к марке и вы должны ей следовать на протяжении всей анкеты.
• Составляйте грамотные, короткие и понятные вопросы для опроса. Давайте короткие и понятные варианты ответов к ним.
Избегайте двойственности в вопросах – вас могут не так понять, это исказит результаты.
Старайтесь предложить все возможные варианты ответа на вопрос и при необходимости поле «другое» для свободного ответа.
Не допускайте орфографических ошибок. Грамотная анкета всегда говорит о серьезности компании, вызывает доверие к ней и уважение.
Пример: Неправильный вопрос – «Вы предпочитаете телефоны Samsung другим маркам из-за их удобного интерфейса или широкого набора приложений?». Правильный вопрос – «Дайте оценку потребительским свойствам телефонов Samsung(модель N)по 5-балльной шкале».
• Поприветствуйте респондентов во вступлении к анкете, кратко опишите, с какой целью проводится опрос, при необходимости проинструктируйте, как нужно заполнять вашу анкету. По завершении анкетирования не забудьте поблагодарить опрошенного за потраченное время.
• Составляйте грамотные, короткие и понятные вопросы для опроса. Давайте короткие и понятные варианты ответов к ним.
Избегайте двойственности в вопросах – вас могут не так понять, это исказит результаты.
Старайтесь предложить все возможные варианты ответа на вопрос и при необходимости поле «другое» для свободного ответа.
При создании анкеты не допускайте орфографических ошибок. Грамотная анкета всегда говорит о серьезности компании, вызывает доверие к ней и уважение.
Пример: Неправильный вопрос – «Вы предпочитаете телефоны Samsung другим маркам из-за их удобного интерфейса или широкого набора приложений?». Правильный вопрос – «Дайте оценку потребительским свойствам телефонов Samsung(модель N)по 5-балльной шкале».
• Используйте минимум специальных терминов. Ваша анкета должна быть понятна максимальному кругу участников опроса. Нужно понимать, что эти люди не являются специалистами в вашей области. Если при составлении анкеты вы используете термины, поясняйте их. А лучше из вообще избегать. Чем более доступна анкета для понимания респондента, тем более охотно он на нее отвечает.
• Не делайте больше 3-х вопросов на одной странице. Это просто удобно для восприятия и располагает участника опроса к дальнейшему заполнению анкеты.
Общее количество вопросов в анкете может быть самым разным – все зависит от задач и глубины проводимого исследования. Однако если при создании анкета получилась слишком большой, не забывайте вознаграждать респондентов за уделенное вам время – дарите фирменные сувениры, бонусные карты, просто оплачивайте им участие в вашем исследовании. Поверьте, это повысит лояльность к вашей компании.
• Обязательно следуйте логике при составлении анкеты. Правильная логика не вызовет недоумения и желания бросить заполнение вашей анкеты на полпути.
Пример:
Когда составляешь анкету запросто запутаться с логикой. Будьте внимательны, задавая ветвления для вопросов. Обратите внимание, что ветвление направляется на страницу, поэтому вопрос, для которого задается ветвление, должен быть на странице один-единственный.
• Следите за порядком вопросов. Расположенные в разной последовательности одни и те же вопросы могут давать различную информацию и даже искажать результаты исследования. Поэтому социологи и психологи при ответе на вопрос, как составить анкету правильно, советуют составлять вопросы от простых к сложным.
• Обязательно оставляйте для респондентов поля, дающие возможность высказать свое мнение: «Ваши пожелания по улучшению работы магазина», «Как Вы считаете..», «Выскажите Ваше мнение по поводу…».
• Будьте аккуратны в выражениях и вежливы. Ничто в анкете не должно оскорблять, смущать или вызывать неприязнь.
• Протестируйте опрос. После составления анкеты просмотрите ее еще раз, уберите все лишние слова, «засоряющие» вопросы. Добейтесь четкости формулировок. Дайте заполнить анкету своим знакомым, коллегам, друзьям. Если они найдут в ней неточности, сбитую логику, скорректируйте анкету согласно рекомендациям.
Как видите, составить анкету непросто. Но и особых сложностей, особенно при наличии практики, создание правильной анкеты вам не составит.
Удачных вам опросов!
Задание 1. Попробуйте составить анкету из 4 вопросов по теме вашего проекта
Если ваша тема подразумевает работу по сбору информации, то одним из методов работы может стать интервью
Интервью – это очень популярный жанр журналистского творчества. Ни одна газета или журнал, выпуск новостей или документальный фильм не обходятся без него. Казалось бы, что может быть проще: интервьюер задает вопросы, а собеседник легко и непринужденно на них отвечает. На самом же деле содержательное интервью требует серьезной подготовки, определенных знаний и умений. Наш материал – это пошаговая инструкция о том, как провести интересное интервью.
Как подготовиться к проведению интервью
Шаг 1. Определяемся с целью
Чем более конкретно будет обозначена цель интервью, тем более качественным будет его результат. Да и потенциальный собеседник будет рад предварительно узнать о цели разговора, чтобы более тщательно к нему подготовиться.
• Что послужило поводом для проведения интервью с этим человеком?
• Почему читателей интересует этот человек?
• Какие новые факты про него вы хотите раскрыть в интервью?
• Какой результат вы рассчитываете получить после знакомства читателей с готовым материалом?
Если четко ответить на эти вопросы не получается, интервью рискует превратиться в малоинтересную беседу, лишенную смысла.
Шаг 2. Собираем максимум информации о собеседнике
На подготовительном этапе очень важно собрать всю возможную информацию, которая касается человека или предмета разговора (ведь целью интервью может быть не только знакомство с личностью, но и беседа о деятельности человека, значимом событии и т.д.). Перед проведением интервью узнайте об интересных фактах из биографии собеседника, о его последних достижениях и новостях.
Сделаете анализ предыдущих интервью (если таковые имеются). Это позволит вам не повторять вопросы, на которые он отвечал уже не один раз, а также не затрагивать темы, которые человеку не очень приятны. Высокая информированность и владение темой разговора – лучшие спутники автора интервью.
Важно! Интервью – это не анкета, построенная по принципу «вопрос-ответ».
Нередко в этом случае даже из хороших вопросов и интересных ответов получается очень скучный материал только потому, что связь между автором вопросов и собеседником отсутствует. Хорошее интервью - это живая беседа, по ходу которой могут возникать новые вопросы, вытекающие из предыдущих ответов. Интервьюеру будет очень сложно ее поддержать, если он плохо подготовился.
Шаг 3. Определяемся со временем и местом проведения интервью
Решая вопрос о проведении интервью, важно помнить, что собеседник вам ничего не должен! Он имеет полное право отказаться от беседы, и к такому повороту событий тоже нужно быть готовым. Длительные уговоры или упрашивания, на которые в итоге человек поддается, как правило, приводят к вялому и неинтересному разговору.
Опытные мастера пера отмечают, что официальный термин «интервью» нередко настораживает или вовсе отпугивает потенциального собеседника. Поэтому лучше его не употреблять, а использовать такие словосочетания: «хотелось бы узнать, что вы думаете по этому поводу…», «предлагаю поговорить на тему…», «наши читатели интересуются…».
Еще одно негласное правило: место и время для проведения интервью назначаются собеседником. Если времени для разговора окажется мало, то ответы будут скомканными, а материал, скорее всего, получится сжатым и не очень удачным. Идеальный вариант, когда отвлекающие моменты в виде телефонных звонков, неожиданных приходов посторонних людей сведены к минимуму. Не забудьте предварительно согласовать с собеседником возможность записи разговора на диктофон и проведение фотосъемки.
Шаг 4. Составляем план вопросов
Перед тем как взять интервью, нужно немало потрудиться над подготовкой вопросов. Они бывают нескольких видов:
• прямой вопрос (Назовите ваши увлечения)
• непрямой вопрос (Как Вы проводите свободное время?)
• открытый вопрос (Почему Вы решили заниматься дайвингом?)
• закрытый вопрос (Дайвинг – это Ваше увлечение или профессия?)
Прямой вопрос задают для получения конкретного ответа, непрямой вопрос используют, предполагая, что прямо собеседник не захочет отвечать. На открытые вопросы отвечают развернуто, на закрытые – более лаконично.
Важно! Постарайтесь не задавать глупые и банальные вопросы (к примеру, про существование жизни на других планетах или из разряда «расскажите о себе»), а также те, на которые человек отвечал уже несколько раз. Избегайте вопросов, предполагающих односложные ответы. Вопросы должны быть максимально корректными. Лучше всего подготовить несколько тематических вопросных блоков: о профессиональной деятельности, о личной жизни, о планах и перспективах. Имейте в запасе несколько вопросов на случай внезапно возникшей паузы в разговоре.
Шаг 5. Собираемся на интервью
Интервьюеру при себе необходимо иметь диктофон, комплект запасных батареек или аккумуляторов, при необходимости – фотоаппарат. Вам не обойтись без блокнота и ручки для записи фамилий, дат, фактов и названий. Если среди них встретятся сложные или иностранные имена, названия, можно попросить собеседника проверить их написание, чтобы потом не пришлось краснеть за ошибки в собственном материале. Не забудьте про подготовленный план вопросов для интервью!
Час X: как проводить интервью
Шаг 6. Встречаем и приветствуем собеседника
Надеемся, что вам не нужно объяснять, почему опоздание на интервью недопустимо! Сразу перейдем к приветствию. От выбранного приветственного стиля может зависеть то, насколько успешным будет весь разговор. Есть несколько вариантов обращения к собеседнику:
• официальное обращение: «Здравствуйте, Иван Иванович!»
• полуофициальное обращение: «Здравствуйте, Иван!»
• неофициальное обращение: «Здравствуй, Иван!»
• фамильярное обращение: «Здравствуй, Ваня!»
На выбор конкретной формы приветствия влияет возраст собеседника, его социальный статус, степень вашего знакомства.
Шаг 6. Начинаем интервью. Разминаемся
В начале беседы важно установить контакт с человеком, создать атмосферу доверия. Для этого повремените с важными и серьезными вопросами. Неторопливо расспросив собеседника о его увлечениях и интересах, вы позволите ему расслабиться и отвечать на дальнейшие вопросы более уверенно.
Уместный комплимент (не путать с лестью!) человеку, восхищение его деятельностью, открытием, произведением также могут иметь место в самом начале беседы. Умеренный и осторожный юмор приветствуется. При этом помните: одной неудачной шутки достаточно, чтобы испортить весь разговор.
Расскажите собеседнику, чем вы занимаетесь, еще раз обозначьте тему и актуальность предстоящего разговора. Не исключено, что он предложит, не теряя времени, перейти к делу. Прекрасно! Воспользуйтесь этим предложением!
Шаг 7. Переходим к основным вопросам
Этот этап проведения интервью является основным, именно сейчас можно задавать вопросы, которые были подготовлены заранее. Их последовательность вы можете определить самостоятельно в зависимости от темы разговора. Можно следовать хронологическому, логическому или импровизационному принципу последовательности вопросов.
Если в разговоре возникла пауза, задавайте другой вопрос, не ждите ответа больше минуты. При этом не забывайте, что нередко пауза нужна человеку, чтобы сказать нечто крайне важное для него. Помните, что ваша заинтересованность и внимание – лучший стимул для собеседника к тому, чтобы интересно рассказывать и много вспоминать.
Шаг 8. Завершаем интервью
Не затягивайте разговор! Интервью должно завершиться в означенное собеседником время на приятной для него ноте. Не забудьте спросить его о том, хочет ли он что-либо добавить к сказанному, а также поблагодарить за разговор и пожелать всего наилучшего.
Вам остается обработать и оформить информацию, которую вы получили в ходе интервью. Помните о журналистской этике! Никогда не искажайте факты и слова собеседника, передавайте их читателям максимально точно и достоверно. Ведь человек, согласившийся на откровенный разговор, доверил вам часть своей личной или профессиональной жизни.
Надеемся, что наша статья приоткрыла небольшую завесу тайны над тем, как проводить интервью. Желаем вам много интересных встреч и содержательных бесед!
И еще несколько советов с частицей НЕ:
- не используйте вопросы, на которые могут следовать односложные ответы «да», «нет»;
- не принимайте закрытые позы: скрестив ноги, сложив руки перед грудью. Этим вы не расположите к себе собеседника. Руки вовсе стоит держать открытыми, лучше – положив на стол;
- не используйте в вашем интервью те реплики собеседника, которые прозвучали после выключение диктофона, только если герой даст свое согласие;
- не опаздывайте на интервью, а лучше – придите заранее!
Это отнюдь не все советы, которыми я могу поделиться с начинающими журналистами. Возможно, ваше первое интервью определит частично ваш путь в журналистике. Проведите беседу достойно! Успехов!
Задание 2. Попробуйте составить вопросы для интервью на следующие темы:
Задача 1. Вам нужно взять интервью у преподавателя на тему «Хочу, чтобы меня понимали»
Задача 2. Вам нужно взять интервью у известного и успешного человека на тему «Как угадать свое призвание?»
Задача 3. Вам нужно взять интервью у депутата на тему «Молодежь начала 21 века »
Задача 4. Вам нужно взять интервью у преподавателя литературы на тему «Роль книги в нашей жизни».
Практическое занятие 7: Творческая проектная мастерская
Цель: научить решать кейсы для написания проекта
Порядок работы:
1. Выполните задания в тетради, ответив на вопросы.
Задание 1.
Практико-ориентированный кейс
А.С. Макаренко констатировал, что в школе доминирует мораль, утверждающая, чего не надо делать, дисциплина воздержания или торможения: «не кричи, не кури» и др. Если ученик не нарушает этих правил, то он считается благополучным и никакой воспитательной работы не требует.
С
огласны ли вы с точкой зрения советского педагога? Обоснуйте свой ответ.
Какой образовательной проблеме посвящен кейс?
Исходя из кейса, сформулируйте тему научной статьи, проекта (при учете того, кто будет выполнять проект) и напишите его план. Вид проекта. Возраст учеников. Актуальность (1–2 предложения). Цель. Задачи. Этапы реализации проекта. Благодаря решению данного кейса я понял(а), что…
Среди затруднений в процессе решения кейса я могу назвать следующие…
Задание 2.
Практико-ориентированный кейс
Б.М. Неменский, народный художник России считает: «Будущее человечества сидит сейчас за партой, оно еще очень наивно, доверчиво, чистосердечно. Оно целиком в наших взрослых руках. Какими мы сформируем наших детей — такими они и будут. Таким будет и общество через 30–40 лет, построенное ими по тем представлениям, которое мы у них создадим».
Согласны ли вы с мнением автора?
На какие размышления наталкивает вас как будущего учителя точка зрения Б.М. Неменского?
Исходя из кейса, сформулируйте тему для своего исследовательского проекта, сформулируйте его актуальность, цель, задачи и этапы реализации.
В процессе решения данного кейса у меня возникли вопросы…
Среди затруднений в процессе решения кейса я могу назвать следующие…
Практическое занятие 8: Составление Введения к проектно-исследовательской работе
Цель: научить составлять введение
Порядок работы:
1. Запишите тему практического занятия в тетрадь.
2. Изучите теоретичекую часть.
3. Выполните задание в тетради.
Теоретическая часть:
Как написать введение?
Шаблон оформления введения к учебно - исследовательскому проекту
Тема работы и обоснование выбора темы
Предлагаемая вниманию читателя исследовательская работа посвящена …
Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, почему …?
Я обратил внимание на … / задумался над этим вопросом, когда …
Мне всегда было интересно, почему …
Желание узнать … появилось у меня еще в детстве. Меня заинтересовало …
Тема нашей работы: «…». Я выбрал именно эту тему для исследования, потому что …
В будущем я хотел бы связать свою жизнь с … поэтому уже сейчас интересуюсь … и выбрал … в качестве темы своего исследования.
Я заинтересовался … после того, как однажды …
Когда я … меня поразило / мне стало интересно …
Актуальность
Актуальность темы нашей работы определяется тем, что в настоящее время …
В современном мире … имеет большое значение, так как …
В последние годы мы часто слышим и употребляем слово …
Многие интересуются/ увлекаются/ задумываются …
Сегодня проблема … является одной из самых актуальных, потому что …
Вопрос … в последние годы оказывается в фокусе исследовательского внимания …
Тема…….. является предметом оживленных дискуссий. Объясняется это тем, что … влияет на наше здоровье / настроение / успешность
Проблема … привлекает к себе пристальное внимание учёных и общественности из-за того, что …
В последнее время появилось … и люди стали все чаще задумываться над тем …
Наверное, каждый человек хотя бы один раз в жизни задумывался над тем …
… всегда вызывало у людей множество вопросов …
Новизна
На сегодняшний день существует два противоположных взгляда на данную проблему …
Сегодня ведутся споры / нет единого мнения по данному вопросу …
На сегодняшний день существуют работы, посвященные … вообще.
Однако мы решили изучить эту тему на примере своего класса/ и в этом заключается новизна нашего исследования.
Цель проекта
Цель работы — выяснить, почему Основная цель работы — ответить на вопрос … / доказать, что …, разработать…, создать……
Задачи
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
Для достижения этой цели мы ставим перед собой следующие задачи:
Задачи работы:
К задачам работы относятся:
Изучить литературу по теме
Выяснить значение терминов …
Найти примеры … в … / собрать материал … / изучить состав … / измерить уровень …Провести опрос / эксперимент / наблюдение
Сравнить/ сопоставить /проанализировать полученные результаты
Сделать выводы о
Методы исследования
В качестве методов исследования использовались : анкетирование, изучение источников и литературы, интервью, эксперимент, наблюдение, методы ТРИЗ и т.д.
Задание. Попробуйте написать введение к своей работе по предложенному шаблону.
Практическое занятие 9: Подготовка и окончательное оформление списка литературы
Цель: научиться формировать и оформлять сисок литературы
Порядок работы:
1. Запишите тему практического занятия в тетрадь.
2. Изучите теоретичекую часть.
3. Выполните задание в тетради.
Теоретическая часть:
Как составить список литературы
Библиографический аппарат должен оформляться в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1.84 «Библиографическое описание документа».
Приведем образцы оформления списка литературы как приложения к проекту, реферату, курсовой, диплому.
Ссылки на монографии, учебники или учебные пособия одного или нескольких авторов
Дмитриев А. В. Конфликтология. – М.: Гардарики, 2000. – 320 с.
Турсунов А. Основания космологии: Критич. очерки. – М.: Мысль, 1979. – 237 с.
История социологии в Западной Европе и США: Учебник /Отв. ред. Г. В. Осипов. – М.: Норма – Инфра, 1999. – 576 с.
Социология. Основы общей теории: Учебное пособие / Г.В. Осипов, Л.Н. Москевич,
А.В. Кабыща и др./ Под ред. Г.В. Осипова, Л.Н. Москевича. – М.: Аспект Пресс, 1996. –
461 с.
Ссылки на статьи из журналов и газет
Калугин В. В. Царь Иван Грозный как писатель // Литературная учеба. – 1993. № 3. – С. 32-45.
Райцын Н. В окопах торговых войн // Деловой мир. – 1995. – 7 окт.
Ссылки на статьи из энциклопедий и словарей
Бирюков Б. В., Гастев Ю. А., Геллер Е. С. Моделирование // БСЭ. − 3-е изд. М., 1974. − Т. 16. − С. 393-395.
Диссертация // Советский энциклопедический словарь. М., 1958. − С. 358.
Ссылки на материалы конференций, съездов.
Проблемы вузовского учебника: Тез. докл. Третья Всесоюз. науч. конф. − М.: МИСИ, 1998. – 185 с.
Ссылки на сборники
Сборник одного автора
Философские проблемы современной науки / Сост. В. Н. Иващенко. – Киев: Радуга, 1985. − 258 с.
Сборник с коллективным автором
Непрерывное образование как педагогическая система: Сб. науч. тр. / НИИ высшего образования / Отв. ред. Н.Н. Нечаев. – М.: НИИВО, 1958. − 156 с.
Продолжающие издания
Сафронов Г. Л. Итоги, задачи и перспективы развития внижной торговли // Кн. торговля. Опыт, пробл., исслед. − 1981. − Вып. 8. − С. 5−12.
Ссылки на статьи из ежегодника
Народное образование и культура СССР в цифрах в 1974 г. М., 1975. С. 241–258.
Ссылки на иностранную литературу
Paradiso C. Lippincott’s Review Series Pharmacology. – Philadelphia, 1998. – 636 р.
Lillmann H. Three generic resourcebased strategies // Les Cahiers du Management Technologique. – 1985. − Vol. 8. − Р. 28–35.
Craig C., Stitzel R. Modern pharmacology with clinical applications // Craig C., Stitzel R. Textbook of therapeutics: drug and disease management. − London, 1958. − P. 158–185.
Ссылки на диссертации и авторефераты диссертаций
Киреева. Ж. И. . Изучение отечественной историографии в дореволюционной России с середины XIX в. до 1917 г.: Дисс. … канд. истор. наук. Новочеркасск, 1989. – 146 с.
Родионов И. Н. Государственная молодежная политика (Сущность, этапы, основные тенденции): 1980-1988 гг.: Автореф. дис. … канд. социол. наук. М., 1994. – 20 с.
Ссылки на архивные источники
Государственный архив Российской Федерации. Ф. 9412, оп. 2, д. 255, л. 25
Текущий архив Управления народного образования Свердловской области. Ф. 12, оп. 4, д. 4, л. 8.
Ссылки на электронный ресурс
Принято употреблять аббревиатуру URL (унифицированный указатель ресурса), после которой указывают интернет-адрес страницы:
Уваров П. Ю. Франция XVI века. Опыт реконструкции по нотариальным актам. – URL: http://www.orbis-medievalis.nm.ru/library/ouvarov.html Дата обращения: 01.09.2009.
Особенности оформления ссылок в тексте
В целом в любом проекте, реферате, курсовой или дипломной должно присутствовать некоторое количество ссылок. Библиографическая ссылка — это совокупность библиографических сведений о цитируемом, рассматриваемом или упоминаемом документе, необходимых для его идентификации и поиска. Ссылки также имеют правила оформления, которых необходимо придерживаться в ходе написания.
При оформлении ссылок допустимы некоторые отклонения от общих правил, которые были приведены выше. Так, если ссылка включена в текст, то на нее распространяются правила оформления текста, а не библиографического списка. Например, в тексте названия книг даются в кавычках, а в списке литературы — без кавычек, инициалы автора в ссылке должны идти перед фамилией, а в списке — вслед за фамилией.
Задание. Из предложенного списка литературы, оформить его по правилам.
1. Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? / М. А. Ступницкая. – М.: первое сентября, 2010.
2. Мирецкая Е.А. Проектный навигатор/ 2016 г.
3. Гладкий Ю.Н., Николина В.В. География: учебник. – М., Просвещение 2012.
4. Максаковский В.П. География: учебник. — М., Просвещение, 2015.
5. Константинов В.М., Челидзе Ю.Б. Экологические основы природопользования. – М.: 2016
6. Тупикин Е.И. Общая биология с основами экологии, 2003
7. Константинов В.М., Челидзе Ю.Б. Экологические основы природопользования. – М.: 2012
8. http://ecologysite.ru/ - каталог экологических сайтов
http://www.ecoculture.ru/ - сайт экологического просвещения
9. http://www.ecocommunity.ru/ - информационный сайт, освещающий проблемы экологии России
10. http://байкалурок.рф/- экологические уроки
11. Гражданское право. В 4 т. Том 1: Учебник. 3-е издание, переработанное и дополненное./ Под ред. Е.А.Суханова. – М.: Волтерс Клувер, 2008. – 570с.
12. Ермолина Г.К. Личность, равенство, свобода. – Ярославль : Верхне-Волжское книжное изд-во, 1990. – 156с.
13. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: Питер, 1999. – 656с.
14. Белозеров, И.В. Религиозная политика Золотой Орды на Руси в XIII-XIV вв. [Текст]: дис…..канд. ист. наук: 07.00.02: защищена 22.01.02: утв. 15.07.02 / Белозеров Иван Валентинович. – Москва, 2002. – 215 с.
15. Ипатова А.С. Российская Духовная Миссия в Китае: век двадцатый // История Российской Духовной Миссии в Китае. Сборник статей / Под ред. Тихвинского С.Л. М.: Свято-Владимирское братство, 1997. – с.281–317
16. Вислогузов В. Регионы просят налогов / Вадим Вислогузов // Коммерсант. – 2005. – 19 сент. – С. 14
17. Романенко Т.В. К вопросу об истории изучения христианства в Китае / Т.В. Романенко // Культура и цивилизация. – 2016, – № 5. – С. 189–196.
18. Белох Н.В. Доходы, предложение и цены – проблема сбалансированности [Текст] / Н.В. Белох, Н.Я. Петраков, В.П. Русаков // ИзвестияАН СССР. Сер. экономическая. – 1982. – № 2. – С. 71-77.
Практическое занятие 10: Оформление титульного листа. Назначение и основные составляющие титульного листа, образцы и варианты правильного оформления
Цель: научиться оформлять титульный лист в соответствии с требованиями
Порядок работы:
1. Запишите тему практического занятия в тетрадь.
2. Изучите теоретичекую часть.
3. Выполните задание.
Теоретическая часть:
Структура текста проектной работы
После того, как вы выполнили все поставленные перед собой задачи, изготовили или разработали проектный продукт, необходимо оформить текстовую часть проекта.
Текст учебно – исследовательской работы представляется в печатном и электронном виде в формате А4 с полями: слева – 3 см, справа – 1,5 см, сверху и снизу – 2 см в текстовом редакторе Word ,шрифтом №12 Times New Roman, межстрочным интервалом 1,5.
Структурными элементами работы являются:
титульный лист;
содержание (план);
введение (актуальность темы, цель, задачи, методы исследования)
теоретическая часть (главы, параграфы, разделы)
практическая часть; (главы, параграфы, разделы)
заключение (выводы и предложения);
список использованной литературы;
приложения (если имеются).
Образец титульного листа
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Иркутской области
«Черемховский техникум промышленной индустрии и сервиса»
Йод в продуктах питания
и его влияние на организм человека
Исследовательский проект по дисциплине ОУД.16 География
Выполнил обучающийся 1 курса группы ДОУ-22
Иванов Сергей
Руководитель: ФИО полностью
Черемхово, 2023 г.
Задание. Выполнить титульный лист своей проектной работы по всем требованиям оформления.
Практическое занятие 11: Анализ текста учебно-исследовательских
проекта на соответствие требованиям
Цель: научиться анализировать текст на соответствие требованиям
Порядок работы:
1. Запишите тему практического занятия в тетрадь.
2. Изучите теоретичекую часть.
3. Выполните задание в тетради.
Теоретическая часть:
В процессе обучения студентам приходится писать много учебных работ: рефераты, статьи, доклады, курсовые работы и проекты. Чтобы успешно выполнять собственные исследования, им предстоит научиться анализировать статьи и научные труды других авторов.
Что такое анализ и зачем он нужен?
Анализ работы — это объективная оценка проведенного исследования по определенным критериям. Она включает изложение своих мыслей относительно труда, написанного другими авторами.
Анализ проекта или другой работы необходим, чтобы оценить ее теоретическую и практическую значимость. Умение правильно анализировать пригодится студенту при написании собственного проекта, поскольку для создания новых экспериментов в рамках проекта обязательно используется анализ ранее проведенных исследований. Анализ публикации может представлять как отдельную работу, так и составляющую часть реферата. Кроме того, он является эффективным видом учебной деятельности. Этот навык поможет студенту:
Разобраться, как выбирать в огромном массиве информации те исследования, которые имеют реальную ценность.
Научиться проверять источники, данные, факты которые приводит автор.
Познакомиться с требованиями редакций научных изданий.
Составить основу для своих будущих работ.
Изучение образцов чужих исследований способствует развитию критичности мышления, а также выработке собственного стиля изложения мысли, который пригодится студенту в будущем для успешного написания первого научного труда.
Методы анализа в научной работе
Для грамотной оценки проекта используются несколько методов анализа:
Критический. Исследовательская работа оценивается на основании ряда критериев.
Стилистический. Проверяется текст документа на соответствие установленным требованиям: читаемость, уместность специальной терминологии, проверка цитат и их соответствие теме, структура и связанность отдельных элементов, весомость и качество приведенных доказательств.
Факторный. Метод отвечает за оценку репрезентативности фактов, устанавливает, насколько они точны и объективны.
Практическое занятие 12: Создание мультимедийного сопровождения публичного выступления. Методика разработки презентаций, основные программы по разработке презентаций. Требования к презентации
Цель: научиться создавать презентации для представления и выступления с ней на
Порядок работы:
1. Запишите тему практического занятия в тетрадь.
2. Изучите теоретичекую часть.
3. Выполните задание.
Теоретическая часть:
Создаем презентацию и сопровождающие
материалы к презентации проекта
Презентация – это наглядное представление, дополнение (не замена!) доклада на научно-практической конференции
Советы по созданию презентации для НПК
Подготовка к созданию презентации
Перед тем, как создать презентацию, надо составить детальный план доклада.
Затем по каждому пункту и подпункту плана создать слайд, иллюстрирующий содержание данного подпункта/пункта.
Структура презентации
Обычно для 10-минутной презентации достаточно 8–12 слайдов, которые располагаются примерно следующим образом:
«титульный лист», на котором указываются название работы, авторы, руководители, название учебного заведения;
цель и задачи работы;
возможно указание актуальности выбранной темы;
возможно указание гипотезы исследования;
описание методов и методик исследования;
основные результаты и их объяснение;
выводы;
возможное практическое применение результатов или перспективы дальнейшей работы по этой теме.
Стиль
Соблюдайте единый деловой стиль оформления.
Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации.
Фон и цвет
Для фона выбирайте более холодные тона.
На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовков, один для текста.
Для фона и текста слайда выбирайте контрастные цвета.
Текст должен быть контрастным, обязательно темным на светлом фоне.
Лучше, если все поле будет светлым, в центральной части, где расположен материал — светло-серым или палевым, а внизу — более темным.
Анимационные эффекты
Используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде, но слишком не увлекайтесь анимациями, так как большое их количество отвлекает внимание от содержания на слайде.
Излишняя анимация - не самое лучшее дополнение к научному докладу.
Оптимальной настройкой эффектов анимации является появление в первую очередь заголовка слайда, а затем - текста по абзацам. При этом если несколько слайдов имеют одинаковое название, то заголовок слайда должен постоянно оставаться на экране.
Движение букв не должно утомлять глаза читающего.
Анимация не должна задерживать ход выступления загрузкой содержимого.
Должен быть единый стиль анимации.
Представление информации
Содержание информации
Презентация должна содержать тот наглядный материал, который невозможно выразить словами (схемы, таблицы, графики, фотографии и так далее).
Презентация предназначена для демонстрации схем, графиков, чертежей, диаграмм, рисунков, анимации, а текст в ней должен
содержать только основные идеи. Не нужно переполнять презентацию текстом (вы его можете рассказать устно), в презентации должен отражаться только план.
Не повторять на слайдах то, о чем рассказывает докладчик.
Можно несколько кадров отвести для текста, когда это становится совершенно необходимым.
Лучше всего, если на слайде будет написана подробная информация (определения, теоремы, формулы), а словами будет рассказываться их содержательный смысл.
Информация на слайде может быть более формальной и строго изложенной, чем в речи.
Лучше всего, если на слайде будет написана подробная информация (определения, теоремы, формулы), а словами будет рассказываться их содержательный смысл.
Информация на слайде может быть более формальной и строго изложенной, чем в речи.
Слайды должны содержать больше технических подробностей: формулы, схемы, таблицы, графики.
Подписи к фотографиям, схемам, рисункам, а также тезисы должны быть краткими, отражать самое важное.
Соблюдайте правила орфографии, пунктуации, сокращений.
Точки в названиях, подписях под картинками не ставятся.
Каждый слайд должен иметь заголовок.
Заголовки должны быть информативными и привлекать внимание аудитории.
Содержание каждой части текстовой информации должно быть логически завершенным.
Расположение информации на слайде
Предпочтительно горизонтальное расположение информации.
Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.
Если на слайде картинка, надпись должна располагаться под ней.
Текст теряется на фотографиях, картинках, поэтому, если вы располагаете текст перед ними, то делайте так, что бы он был отчётливо заметен.
Оптимальное число строк на слайде — от 6 до 11.
Желательно форматировать текст по ширине; не допускать "рваных" краев текста.
Шрифты
Нельзя смешивать различные типы шрифтов в одной презентации.
Соблюдать размер шрифта для различных составляющих слайда:
заголовок – 22-28 pt;
подзаголовок – 20 -24 pt;
текст – 18 - 22 pt;
подписи данных в диаграммах – 18 - 22 pt;
информация в таблицах – 18 -22 pt
Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание.
Объем информации
Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации.
Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде.
Количество слов на слайде не должно превышать 40.
Настройки
Настройка презентации по щелчку облегчает показ слайдов при условии, что показывает презентацию другой человек.
Автоматическая настройка презентации дает возможность показа самим выступающим, но может вызвать сложности рассказа (задержка или спешка в смене слайдов).
Музыку целесообразно накладывать, если презентация идет без словесного сопровождения. Музыка также подбирается в соответствии с темой презентации, дополняя ее, создавая определенный эмоциональный настрой.
Оптимальная скорость переключения — один слайд за 1–2 минуты. Для кратких выступлений допустимо два слайда в минуту, но не быстрее. Слушатели должны успеть воспринять информацию и со слайда, и на слух.
Задание. Изучив советы по созданию презентации, выполните свою презентацию, в соответветствии с требованиями.
Практическое занятие 13: Составление доклада к выступлению
на научно-практической конференции
Цель: научиться готовить доклад в соответствии с требованиями и временным регламентом.
Порядок работы:
1. Запишите тему практического занятия в тетрадь.
2. Изучите теоретичекую часть.
3. Выполните задание.
Теоретическая часть:
Готовимся к выступлению. Полезные советы
При подготовке защитного слова для презентации проекта
следует учесть, что:
Выступление должно быть понятным для слушателей, лаконичным и законченным.
Высказывания в ходе выступления типа «Я решил», «Я сделал» не подходят для исследовательской работы. Речь идет о совместной работе (в группе со взрослыми). В научных кругах принято говорить: «Мы решили», «Мы сделали».
Доклады не читают по тексту, а рассказывают. Поэтому необходимо подготовить конспект, тезисы или план выступления.
Текст доклада не должен на 100% совпадать с текстом на слайдах презентации. Речь и слайды не должны совпадать, тогда презентация станет более «объёмной».
Читать слайды дословно не допустимо. В своём выступлении к слайдам можно обращаться по ходу изложения, но при этом не надо останавливаться на объяснении всех нюансов.
Презентация должна идти синхронно с текстом доклада. Ваша речь должна пояснять иллюстрации, представленные в презентации.
Чтобы говорить без «бумажки» не стоит заучивать текст выступления наизусть.
При подготовке к защите работы, помните, что Ваш доклад должен отвечать на следующие вопросы в следующей последовательности:
Зачем проводилось исследование? (Цель и задачи исследования).
Что известно из литературы по теме Вашего исследования? (Очень коротко).
Где и когда проводились исследования?
Какие методы сбора материала использовались и почему?
В каких условиях проводился сбор материала?
Сколько материала собрано?
Какие результаты (в сроках и цифрах) получены?
Чем объясняется получение таких результатов?
Какие выводы сделаны?
Помните: не нужно пересказывать всю свою работу, присланную на конкурс от начала до конца.
а) Как контролировать и удерживать внимание аудитории во время выступления?
В ходе выступления вы должны видеть всех и каждого. Важно поддерживать «глазной» контакт с аудиторией. Нельзя во время выступления фокусировать свой взгляд на неодушевленных предметах или вообще не смотреть на аудиторию. Допустимо сосредоточение взгляда на одном человеке.
Для регулирования громкости выступления нужно ориентироваться на самых дальних людей в аудитории – они должны находиться на пределе хорошей слышимости.
В случае разговоров в аудитории во время вашего выступления, нужно по возможности, не прерывая выступления (например, просто повысить голос), поставить в неудобное положение нарушителей тишины.
Главный способ контролировать внимание аудитории – варьирование формами подачи материала.
Как соблюсти регламент выступления? Обязательное условие успешного выступления – это соблюдение регламента. Чаще всего регламент выступления на конференции составляет 5- 7 минут либо 7-10 минут.
Нужно заранее просчитать время выступления и самому контролировать его.
Не надо выпрашивать дополнительных минут для выступления и затягивать его.
Нельзя игнорировать замечания ведущего на дефицит времени.
Нельзя использовать следующую фразу: «К сожалению, из-за недостатка времени я не успел рассказать о наиболее существенных деталях моей работы».
Не стоит переживать, если не удалось сказать всё! После доклада будут задаваться вопросы, отвечая на которые, вы можете дополнить свой доклад.
Требования к наглядно-иллюстративному материалу (диаграммы, графики, схемы, таблицы, фрагменты текста, которые демонстрируют исследовательскую методику и результаты и т.п.):
Во время выступления наглядно-иллюстративный материал должен использоваться. Если речь идет о цифрах, показанных в таблице или проиллюстрированных графиком, то нужно обращаться к соответствующей таблице или графику.
При демонстрации наглядно-иллюстративного материала следует использовать указку, авторучку, карандаш. При этом нужно повернуться к слушателям лицом.
Все наглядно-иллюстративные материалы, используемые Вами при выступлении, должны быть легко читаемыми сидящими в зале и понятными без дополнительных объяснений. Поэтому они должны быть подписанными и иметь расшифровку условных обозначений.
Иллюстративный материал может быть предъявлен всей аудитории на крупных листах бумаги, слайдах, в виде буклетов, брошюр, баннеров, макетов, фотоотчётов, которые раздаются непосредственно перед докладом всем членам жюри и слушателям.
После вашего выступления у членов жюри и у всех слушателей должно сложиться четкое представление о том, какую проблему вы пытались решить, какие результаты были получены и к каким выводам в итоге Вы пришли.
Как подготовиться выступающему к ответам на
вопросы?
После основного выступления докладчику в устной форме могут задаваться любые вопросы, связанные с темой проведенного исследования. Вопросы могут быть разными и по содержанию и по форме: уточняющие, проверяющие, развивающие и др. Докладчик должен быть готов, прежде всего, психологически к такому разнообразию вопросов.
Надо предугадать, какие вопросы могут быть заданы после вашего доклада.
Поставьте себя на место слушателей и определитесь, какие вопросы вы бы задали автору?
Определившись с тем, какие вопросы вам могут задать слушатели, заранее сформулируйте ответы на них.
Если вам нужно время (при ответе на вопрос), чтобы собраться с мыслями, то, наличие заранее подготовленных карт, схем, диаграмм, фотографий и прочего - поможет вам выиграть драгоценное время для формулировки ответа, а иногда и даст готовый ответ.
Заучите заранее значение всех терминов, которые употребляются в докладе.
Не бойтесь аудитории — ваши слушатели дружески настроены. Вопросы задаются не для того, что бы «засыпать» вас. Обычно это делается для того, чтобы лучше понять суть работы, определить уровень владения материалом. Наличие вопросов свидетельствует о том, что сказанное заинтересовало слушателей.
Во время ответа докладчик должен проявлять тактичность к оппоненту. Прежде чем отвечать на вопрос, необходимо внимательно выслушать и при необходимости уточнить вопрос.
Докладчику надо учитывать, что краткий, четкий и хорошо аргументированный ответ на предыдущий вопрос может исключить малосущественные дополнительные вопросы.
Если при ответе возможны ссылки на текст исследовательской работы, то их рекомендуется делать. Это придает ответам наибольшую убедительность и одновременно позволяет подчеркнуть достоверность результатов проведенного исследования.
Чаще всего задают вопросы следующего плана:
Почему ты выбрал для изучения именно эту тему?
Чем эта тема актуальна, интересна лично вам?
Сколько времени было затрачено на проведение данного исследования?
С какими трудностями ты столкнулся при выполнении данной работы?
На каком основании был сделан тот или иной вывод?
Спрашивают так же об основных понятиях, терминах (которые встречаются в работе) и просят дать их чёткие формулировки, определения.
Также спрашивают о том, как и откуда была получена та или иная информация?
Почему были выбраны именно эти методы исследования?
Что именно в работе предложено (разработано, сделано) лично самим автором?
В чём автор видит значимость своей работы?
Кто помогал автору при выполнении данной работы?
Будет ли автор продолжать исследования по данной теме?
Что дали (изменили) автору (в его жизни) результаты, полученные в ходе выполнения работы?
Задание. Изучив теоретическую часть практической работы, подготовьте защитное слово для защиты своего проекта на НПК.
44