СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ к выполнению практических работ по дисциплине «Русский язык и культур речи» для студентов специальности 38.02.01 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЁТ (по отраслям)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине "Русский язык и культура речи" разработаны на основе положения о практической работе обучающихся по специальностям среднего профессионального образования (базовой подготовки) технического и социально-экономического профилей.

           

Просмотр содержимого документа
«МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ к выполнению практических работ по дисциплине «Русский язык и культур речи» для студентов специальности 38.02.01 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЁТ (по отраслям)»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СЕВЕРО – КАВКАЗСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

ГУМАНИТАРНО – ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»

СРЕДНЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ



Н.В.Мартюшова







МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

к выполнению практических работ

по дисциплине «Русский язык и культур речи»

для студентов специальности 38.02.01

ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЁТ (по отраслям)












Черкесск

2018




Учебно-методическое пособие рассмотрено на заседании цикловой комиссии «Общегуманитарные дисциплины».

Протокол № 4 от 26.12.2017г.

Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом СевКавГГТА.

Протокол № от 12.2017г.


Рецензенты: Тхагапсова Ю.А.


Мартюшова Н.В. Методические указания к выполнению практических работ по русскому языку и культуре речи для студентов специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям) / Мартюшова Н.В. – Черкесск; БИЦ СевКавГГТА, 2018. – 20с.



Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине "Русский язык и культура речи" разработаны на основе положения о практической работе обучающихся по специальностям среднего профессионального образования (базовой подготовки) технического и социально-экономического профилей.

























СОДЕРЖАНИЕ

Введение 4

Правила выполнения практических работ 5


п/п

Тема

Кол-во

часов

Особенности русского словесного ударения

2

Исправление лексических ошибок и ошибок в употреблении фразеологизмов

2

Выявление ошибок на употребление форм слова

2

Синтаксический разбор предложений.

Речевые ошибки в тексте.

2

Трудные случаи орфографии.

Трудные случаи пунктуации

2

Лингвистический анализ текста

2

Итого

12
















Введение


Методические указания разрабатываются для студентов как инструктивные материалы по выполнению практических занятий. В этом качестве они реализуют функцию управления познавательной деятельностью студентов, так как организуют в строгой логической последовательности предстоящие студентам мыслительные операции и практические действия.

При разработке методических указаний должен соблюдаться принцип самостоятельности и управляемости самостоятельной работой. Следуя этому принципу, необходимо в указания включать только самую необходимую основополагающую информацию, чтобы студент учился работать с книгой, справочниками, документами.

Методические рекомендации по планированию и проведению практических занятий раскрывают основные требования к методике их проведения, дидактические цели, формы организации обучающихся на практических занятиях: фронтальную, групповую, индивидуальную, а также репродуктивный, частично-поисковый, поисковый характер практических занятий.

Выполнение студентами практических занятий направлено на:

  • обобщение, систематизацию, углубление, закрепление полученных теоретических знаний по конкретным темам дисциплин общего естественно - научного, общепрофессионального циклов;

  • формирование умений применять полученные знания на практике;

  • выработку при решении поставленных задач таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива.

Ведущей дидактической целью практических занятий является формирование практических умений - профессиональных (умений выполнять определенные действия, операции, необходимые в последующем в профессиональной деятельности) или учебных, необходимых в последующей учебной деятельности по общепрофессиональным и специальным дисциплинам; практические занятия занимают преимущественное место при изучении общепрофессиональных и специальных дисциплин.

Наряду с формированием умений и навыков в процессе практических занятий обобщаются, систематизируются, углубляются и конкретизируются теоретические знания, вырабатывается способность и готовность использовать теоретические знания на практике, развиваются интеллектуальные умения.

Методические рекомендации предназначены для оказания методической помощи обучающимся и студентам СПК СевКавГГТА при подготовке практических занятий.

Правила выполнения практических работ


Практическое занятие должно проводиться в учебных кабинетах или специально оборудованных помещениях (мастерских, полигонах и т.п.). Продолжительность занятия не менее двух академических часов. Необходимыми структурными элементами практического занятия, помимо самостоятельной деятельности студентов, являются инструктаж, проводимый преподавателем, а также анализ и оценка выполненных работ и степени овладения студентами запланированными умениями.

Практические занятия могут носит репродуктивный, частично-поисковый и поисковый характер.

Работы, носящие репродуктивный характер, отличаются тем, что при их проведении студенты пользуются подробными инструкциями, в которых указаны: цель работы, пояснения (теория, основные характеристики), оборудование, аппаратура, материалы и их характеристики, порядок выполнения работы, таблицы, выводы (без формулировки), контрольные вопросы, учебная и специальная литература.

Работы, носящие частично-поисковый характер, отличаются тем, что при их проведении студенты не пользуются подробными инструкциями, им не дан порядок выполнения необходимых действий, и требуют от студентов самостоятельного подбора оборудования, выбора способов выполнения работы в инструктивной и справочной литературе и др.

Работы, носящие поисковый характер, характеризуются тем, что студенты должны решить новую для них проблему, опираясь на имеющиеся у них теоретические знания.

Формы организации студентов на практических занятиях: фронтальная, групповая и индивидуальная.

При фронтальной форме организации занятий все студенты выполняют одновременно одну и ту же работу.

При групповой форме организации занятий одна и та же работа выполняется подруппами по 2 - 5 человек.

При индивидуальной форме организации занятий каждый студент выполняет индивидуальное задание.

Для повышения эффективности проведения практических занятий рекомендуется:

  • разработка сборников задач, заданий и упражнений, сопровождающихся методическими указаниями, применительно к конкретным специальностям;

  • разработка заданий для автоматизированного тестового контроля за подготовленностью студентов к лабораторным работам или практическим занятиям;

  • подчинение методики проведения лабораторных работ и практических занятий ведущим дидактическим целям с соответствующими установками для студентов;

  • использование в практике преподавания поисковых лабораторных работ, построенных на проблемной основе;

  • применение коллективных и групповых форм работы, максимальное использование индивидуальных форм с целью повышения ответственности каждого студента за самостоятельное выполнение полного объема работ;

  • проведение лабораторных работ и практических занятий на повышенном уровне трудности с включением в них заданий, связанных с выбором студентами условий выполнения работы, конкретизацией целей, самостоятельным отбором необходимого оборудования;

  • подбор дополнительных задач и заданий для студентов, работающих в более быстром темпе, для эффективного использования времени, отводимого на лабораторные работы и практические занятия.


Для более эффективного выполнения практических заданий студенты должны строго выполнять весь объем домашней подготовки, указанный в задании по каждому практическому занятию.

Перед выполнением практической работы студент обязан предоставить приготовленные материалы и ответить на вопросы преподавателя, тем самым показать свою готовность к выполнению работ.

Перед выполнением практической работы студент обязан изучить методические рекомендации по выполнению практической работы и правила техники безопасности по работе с компьютером.

После выполнения каждой работы студент должен представить отчет, о проделанной работе с обсуждением полученных результатов - выводов. Небрежное оформление отчета и исправление уже написанного текста в отчете недопустимо.

В конце занятия преподаватель ставит оценку, которая складывается из результатов наблюдения за выполнением практической части работы, проверки отчета, беседы в ходе работы или после нее.

Отчет по практической работе должен быть выполнен и защищен в сроки, определяемые календарным планом преподавателя.














Практическая работа № 1

«Особенности русского словесного ударения»


Теоретический материал.


В речевом потоке различается ударение фразовое, тактовое и словесное.

Словесным ударением называется выделение при произношении одного из слогов двусложного или многосложного слова. Словесное ударение является одним из основных внешних признаков самостоятельного слова. Служебные слова и частицы обычно не имеют ударения и примыкают к самостоятельным словам, составляя с ними одно фонетическое слово: [под-горой], [на-стороне], [вот-те-раз].

Русскому языку свойственно силовое (динамическое) ударение, при котором ударный слог выделяется по сравнению с неударными большей напряженностью артикуляции, в особенности гласного звука. Ударный гласный всегда является более долгим, чем соответствующий ему безударный звук. Русское ударение разноместное: оно может падать на любой слог (выход, выходит, выходить). Разноместность ударения используется в русском языке для различения омографов и их грамматических форм (орган - орган) и отдельных форм различных слов (мою - мою), а в некоторых случаях служит средством лексической дифференциации слова (хаос - хаос) или придает слову стилистическую окраску (молодец - молодец). Подвижность и неподвижность ударения служит дополнительным средством при образовании форм одного и того же слова: ударение или остается на одном и том же месте слова (огород, -а, -у, -ом, -е, -ы, -ов и т.д.), или переходит с одной части слова на другую (город, -а, -у, -ом, -е; -а, -ов и т.д.). Подвижность ударения обеспечивает различение грамматических форм (купите - купите, ноги - ноги и т.п.).

В отдельных случаях различие в месте словесного ударения теряет всякое значение: ср.: творог и творог, иначе и иначе, обух и обух и т.п.

Слова могут быть безударными и слабоударяемыми. Обычно лишены ударения служебные слова и частицы, однако они иногда принимают на себя ударение, так что предлог со следующим за ним самостоятельным словом имеет одно ударение: [на-зиму], [за-город], [под-вечер].

Слабоударяемыми могут быть двусложные и трехсложные предлоги и союзы, простые числительные в сочетании с существительными, связки быть и стать, некоторые из вводных слов.

Некоторые категории слов имеют помимо основного добавочное, побочное ударение, которое обычно находится на первом месте, а основное - на втором, например: дрêвнерусский. К таким словам относятся слова:

многосложные, а также сложные по составу (самолётостроение), сложносокращенные (гôстелецентр), слова с приставками после-, сверх-, архи-, транс-, анти- и др. (трâнсатлантический, послеоктябрьский),

некоторые иноязычные слова (пôстскриптум, пôстфактум).

Тактовым ударением называется выделение в произношении более важного в смысловом отношении слова в пределах речевого такта. Например: Брожу ли я | вдоль улиц шумных, | вхожу ль | во многолюдный храм, | сижу ль | меж юношей безумных, | я предаюсь | моим мечтам (П.).

  Фразовым ударением называется выделение в произношении наиболее важного в смысловом отношении слова в пределах высказывания (фразы); таким ударением является одно из тактовых. В приведенном выше примере фразовое ударение падает на слово мечтам. Тактовое и фразовое ударение называют также логическим.


Задание 1. Расставьте ударение в словах.

Анатом, алфавит, блага, бомбардировать, воспринятый, валовой, духовник, догмат, еретик, жалюзи, знамение, звонит, исковые (заявления), инсульт, комбайнер, красивее, маркетинг, мозаичный, намерение, откупоривать, родился, соболезнование, склады, танцовщица, тотчас, упрочение, умерший, факсимиле, ходатайство, цыган, эксперт.


Задание 2. Отметьте особенности в произношении данных слов. Запишите их транскрипцию по образцу: [г]астроном; ску[шн]о; о[п’э]ка, О[д’э] сса.

Богатый, снег, пятого.

Горчичник, алчный, прачечная.

Голол…дица, ист…кший год, ман…вры.

Одеколон, тезис, музей.


Практическая работа № 2

«Исправление лексических ошибок и ошибок в употреблении фразеологизмов»


Теоретический материал.


 

Вид ошибки

Пример

1.

В употреблении рода и числа существительных

Он ударился о край бордюры
Начались подготовки к выпускным экзаменам. 

2.

В образовании форм прилагательных. 

Ещё более интереснее обратиться к примерам из истории. 

3.

В употреблении формы местоимения. 

В автобиографических воспоминаниях Горький писал о его тяжёлом детстве. 

4.

В употреблении форм числительных. 

На обоих сторонах листа был напечатан текст. 

5.

В употреблении форм глаголов. 

Девочка игралась с плюшевым с плюшевым медведем. Он залазит на крышу дома. 

6.

В употреблении причастий и отглагольных прилагательных. 

С детства будущий учёный отличался выдающими способностями.Закатившее солнце оставило на небе алый след. 

7.

В употреблении деепричастий. 

На деревьях сидели птички, весело поя песни. 


Ошибки в употреблении предлогов


 

Вид ошибки

Пример

1.

Смешение предлогов
из и с (со)
в и на
от и с
через и из-за 

Когда он приехал с деревни в город, то многому удивился.
Вернувшись со школы, он сразу сел за уроки.
Солдаты, принимавшие участие на войне, вернулись к мирной жизни.
Настоящий героизм проявился при боях за Москву.
От утра до вечера он трудился в своей редакции.
Он чуть не погиб через предательство друга. 

2.

Отсутствие предлога. 

Нельзя не приклоняться его героизмом

3.

Наличие ненужного предлога. 

Автор описывает о событиях послевоенного времени. 



 

Вид ошибки

Пример

1.

Падежная форма управляемого существительного. 

Ветераны выступали перед нами с воспоминаниями событий Великой Отечественной войны. 

2.

Общее зависимое слово при однородных сказуемых. 

Как коренной москвич он любил и гордился столицей. 

3.

При одном главном в роли управляемых слова разных частей речи. 

Автор призывает к гуманности и не мириться с равнодушием и чёрствостью. 


Ошибки, связанные с нарушением порядка слов в простом предложении


 

Вид ошибки

Пример

1.

Подлежащее занимает место, не соответствующее закреплённому общепринятому порядку. 

О проблемах гуманизма и милосердия в своей статье рассуждает автор. 

2.

Дополнение находится в отрыве от слова, которое им управляет. 

Мы не можем согласиться в его отношении к проблеме с автором. 

3.

Определение находится в отрыве от определяемого слова. 

Величественное и красивое его поразило здание театра, расположенного справа. 

4.

Обстоятельство занимает место, не соответствующее общепринятому порядку. 

В Ленинград он возвратился позже, после войны, из госпиталя. 

5.

Ошибочное местоположение предлога. 

Через часа два спор закончился (часа через два) 

6.

Ошибочное местоположение составного союза. 

Так как вчера и сегодня эта проблема остаётся важной. 

7.

Ошибочное местоположение частицы бы. 

Он хотел полететь бы в космос или бы стать путешественником. 


Задание № 1.

Согласуйте определения с географическими названиями.

1. Красив... Сочи (город). 
2. Мелководн... Сочи (река). 
3. Живописи... Сухуми. 
4. Высок... Арарат. 
5. Знойн... Гоби. 
6. Далек... Капри.


Задание №2.

Согласуйте в формах рода определения и сказуемые с несклоняемыми существительными, обозначающими людей.

1. Устал... кули присел... отдохнуть. 
2. Импресарио опоздал... на представление. 
3. Мо... визави всю дорогу спал... 
4. Мне нравится тво... протеже, на экзамене Вера получила пятерку! 
5. Светило блестяще прове... хирургическую операцию. 
6. Владимир Красное Солнышко пирова... в своем тереме. 
7. Ваня — неисправим... кривляка. 
8. На этот раз Виктор, всегда так... скромненьк... тихоня, возмутился и закричал. 
9. Кюре суме... всех утешить после похорон бедного фермера. 
10. Извести... всему миру контральто сегодня вечером был... не в голосе.


Практическая работа № 3

«Выявление ошибок на употребление форм слова»


Теоретический материал.


Самой распространенной синтаксической  ошибкой  является нарушение норм управления, например: взвесил о том... закон предусматривает о том... утверждает о том... понимает о том... показывая в нескольких словах о том... мы уже обсуждали об этом... и т. д. Правильно следует говорить: взвесил (что?) все "за" и "против"... утверждает, что... понимает, что нужно людям... показывая, как это происходило... мы уже обсуждали (что?) эту тему... и т. д. Распространенную  ошибку  допускают журналисты, употребляя  существительное  в родительном падеже с предлогами "согласно" и "благодаря": согласно приказа, согласно договора, благодаря хорошей погоды. Правильно: согласно приказу, согласно договору, благодаря хорошей погоде.  Имя   существительное  в сочетании с предлогами "благодаря" и "согласно" употребляется в дательном падеже.

Ошибки  такого рода объясняются нарушениями правил образования различных  форм  слова. Самое большое количество речевых погрешностей встречается при  употреблении   имени  числительного. В приведенных далее примерах  ошибки  объясняются именно незнанием особенностей склонения слов этой части речи.

Рассмотрим несколько примеров.

«Вчера еще здесь (в Североморске) было около четыреста камер» (правильно: «около четырехсот»). «Операции будут проводиться пятидесятью процентами акций холдинга» (правильно: «с пятьюдесятью процентами» ). «Более восемьсот тысяч пенсионеров могут жить теперь достойно» (правильно: «более восьмисот тысяч пенсионеров» ).

    Несклонение или неполное склонение сложных и составных числительных является нарушением литературной нормы. Редко склоняют журналисты числительное «полтора». В течение полтора суток город опустел» (правильно: «полутора суток»).

     Нередки  ошибки  и в выборе падежной  формы  составного числительного, оканчивающегося на «два», «три», «четыре» в сочетании с одушевленным  существительным . В таких конструкциях независимо от категории одушевленности винительный падеж сохраняет  форму  именительного, например: «Всего за этот месяц в госпиталь доставили тридцать два раненых» (а не «тридцать двух раненых»).

      Не соответствует литературной норме и такое предложение: «Строительство комплекса должно быть завершено к двум тысячам третьему году» (правильно: «... к две тысячи третьему году»), так как в составном порядковом числительном склоняется только последнее слово).

Встречаются  ошибки  и такого рода: «Правительство обещает выплатить пенсии к десятому сентябрю» (правильно: «...к десятому сентября»).

     По-прежнему нередки погрешности и при  употреблении  собирательных числительных. Их использование в сочетании с  существительными , относящимися к официально-деловой лексике, в литературном языке не рекомендуется (тем более в информационных программах). Например: «Не случайно оказались в этом регионе сразу двое сенаторов» (правильно: «...два сенатора...»).

      Не всегда верно употребляются и числительные «оба» (муж. р.) и «обе» (жен. р.), например: «Введение другой валюты (кроме рубля) пагубно для обоих стран» (правильно: «... для обеих стран» ).

Речевой ошибкой считается образование  существительных   форм  мужского рода в именительном падеже во множественном числе:

инспектора (вместо инспекторы)

почерка (вместо почерки)

слесаря (вместо слесари)

снайпера (вместо снайперы)

фельдшера (вместо фельдшеры)

    Случаются  ошибки  в эфире и при образовании родительного падежа  существительных  множественного числа. Нормативными считаются такие образования:

баржи - барж (не «баржей»)

будни - будней (не «буден»)

дыни - дынь (не «дыней»)

плечи - плеч (не «плечей»)

полотенца - полотенец

простыни - простынь (не «простыней»)

сумерки - сумерек

ясли - яслей

     Напоминаем, что  форма  единственного числа слова «туфли» - «туфля» (а не «туфель»), а слова «тапки» - «тапка» (а не «тапок»).

Ошибаются журналисты при склонении  существительных , обозначающих названия некоторых национальностей. В частности, нередки  ошибки  при  употреблении   форм  родительного падежа множественного числа, например:

башкиры - башкир (не «башкиров»),

буряты - бурят (не «бурятов»)


Задание № 1.

Согласуйте с выделенными существительными в роде и числе определения и сказуемые, объясняя их значения и выбор грамматической формы .

Образец выполнения: Дано предложение: В Багдаде я учился в больш… медресе у знаменитых учёных.

Медресе - высшая духовная школа мусульман. Родовое понятие «школа» - существительное женского рода – следовательно: В Багдаде я учился в большой медресе у знаменитых учёных..

1. Мо… импресарио настаива…, чтобы для концерта привезли нов… рояль. 2. Своей внешностью она производила впечатление типичн… инженю. 3.У входа девушка оставила сво… маленьк… сабо. 4. С рекламы улыбалась красавица, весь наряд которой составлял… ярк… бикини. 5. Густ… контральто ее звучал… ровно и уверенно.


Практическая работа № 4

«Синтаксический разбор предложений. Речевые ошибки в тексте»


Теоретический материал.


План синтаксического разбора предложения:

1. Охарактеризовать предложение по цели высказывания: повествовательное, вопросительное или побудительное.

2.По эмоциональной окраске: восклицательное или невосклицательное.

3.По наличию грамматических основ: простое или сложное.

4.Затем, в зависимости от того, простое предложение или сложное: Если простое:

5. Охарактеризовать предложение по наличию главных членов предложения: двусоставное или односоставное, указать, какой главный член предложения, если оно односоставное (подлежащее или сказуемое).

6. Охарактеризовать по наличию второстепенных членов предложения: распространённое или нераспространённое.

7. Указать, осложнено ли чем-либо предложение (однородными членами, обращением, вводными словами) или не осложнено.

8. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи.

9. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть.

Если предложение сложное:

1. Указать, какая связь в предложении: союзная или бессоюзная.

2. Указать, что является средством связи в предложении: интонация, сочинительные союзы или подчинительные союзы.

3. Сделать вывод, какое это предложение: бессоюзное (БСП), сложносочинённое (ССП) сложноподчинённое (СПП).

4. Разобрать каждую часть сложного предложения, как простое, начиная с пункта №5 соседнего столбца.

5. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи.

6. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть.  


Пример синтаксического разбора простого предложения.

Устный разбор: Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа: ученики и ученицы учатся, распространённое, осложнено однородными подлежащими.

Письменный разбор: Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа ученики и ученицы учатся, распространенное, осложненное однородными подлежащими.   Пример разбора сложного предложения Устный разбор: Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, связь союзная, средство связи подчинительный союз потому что, сложноподчинённое предложение. Первое простое предложение: односоставное, с главным членом – сказуемым не задали, распространённое, не осложнено. Второе простое предложение: двусоставное, грамматическая основа мы с классом поехали, распространённое, не осложнено. Письменный: Повествовательное, невосклицательное, сложное, связь союзная, средство связи подчинительный союз потому что, СПП. 1-е ПП: односоставное, с главным членом – сказуемым не задали, распространенное, не осложнено. 2-е ПП: двусоставное, грамматическая основа – мы с классом поехали, распраненное, не осложнено. Пример схемы (предложение, после него схема)

Задания:

Выполнение упражнения (устный синтаксический разбор предложений).


Практическая работа № 5

«Трудные случаи орфографии. Трудные случаи пунктуации».


Теоретический материал.


Написание букв на месте безударных гласных устанавливается путем проверки другими словами и формами, где в той же значимой части слова (в том же корне, в той же приставке, суффиксе, окончании) проверяемый гласный находится под ударением, например: гора  (горы, горный), набрать  (набранный), земляной  (овсяный), в доме   (в столе).

Безударные гласные в корнях, проверяемые ударением

В соответствии с общим правилом написание букв на месте безударных гласных в корнях устанавливается путем проверки словами и формами с тем же корнем, в которых проверяемый гласный находится под ударением, например: вода  (воды, водный), сады  (сад, садик), свинья  (свиньи), яйцо  (яйца ), говорить  (говор, разговор), молодой  (молод, молодость, молоденький), жара  (жар, жаркий), шалун  (шалость).

В некоторых случаях такой прием проверки нельзя использовать, так как разное написание однокоренных слов объясняется их отнесенностью к разным языкам. Так, безударные неполногласные сочетания ра, ла (врата, сократить, бразды, глава, облако, влачить и подобные) всегда пишутся с буквой а - это старославянские по происхождению слова; в русских корнях таким сочетаниям соответствуют полногласные оро, оло (ворота, короткий, борозды, голова, волочить).

Нельзя проверять безударную гласную о в корнях глаголов совершенного вида формами несовершенного вида. В словах затопить, опоздать, проглотить, раздвоить, затоптать и других гласная о проверяется однокоренными словами поздно, глотка, двое, топчет, хотя есть глаголы затапливать, опаздывать, проглатывать, раздваивать.

Данное правило не распространяется на иноязычные слова, так как в них проверяемая и проверочная гласные могут относиться к морфемам разного происхождения. Так, в слове аккомпанемент суффикс -емент французского происхождения, а в глаголе аккомпанировать суффикс -ирова- - немецкий. Сравните: абонемент - абонировать, ангажемент - ангажировать; слова интеллигенция и интеллект в латинском языке образованы от разных основ одного корня.

Перечень корней с чередованием и условий выбора гласной в них

Выбор гласной в корне в зависимости от согласной

лаг — лож

излагать — изложение, возлагать — возложение

раст (ращ) — рос

подрастать — подросли, приращение — приросли

Слова-исключения: Ростов, Ростислав, росток, ростовщик, но отрасль.

скак — скоч

прискакать — подскочил, обскакал — проскочил


Слова-исключения: скачок, скачу.

Выбор гласной зависит от ударения

га́р — гор (без ударение о, под ударением а)

зага́р — загорать, га́рь — горелка

зар — зо́р (без ударения а, под ударением о или а)

заря — зо́ри, зарница — зо́рька

Слово-исключение: зоревать.

клан — клон (без ударения о, под ударением о или а)

приклони́ть — кла́няться, склоне́ние — покло́н

Выбор гласной зависит от наличия суффикса -а-

бира — бер

убирать — уберу, собирать — соберу

дира — дер

выдирать — выдернуть, раздирать — раздеру

пира — пер

запирать — запереть, упираться — упереться

тира — тер

вытирать — вытерли, затирать — затереть

мира — мер

умирать — умереть, замирать — замереть

блиста — блест

блистать — блестеть, заблистать — заблестеть

стила — стел

подстилать — подстелить, перестилать — перестелить

В корнях плав — плов всегда пишется плав: плавить, плавать, поплавок, выплавка.

Корень плов пишется в словах-исключениях: пловец, пловчиха, пловцы.

Примечание.
В корнях твар — твор всегда пишется твор: творить, творец, творение.

Корень твар пишется в словах-исключениях: тварь и утварь.


Пунктуация — совокупность правил расстановки знаков препинания. Знаки препинания являются важным средством оформления письменной речи, указывают на ее смысловое членение.

При помощи знаков препинания написанному придаются различные смысловые оттенки. Знание пунктуации обеспечивает читающему правильное понимание смысла.

В русской пунктуации употребляются следующие знаки препинания: точка, восклицательный знак, вопросительный знак, запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, многоточие, скобки, кавычки.

По роли, которую играют знаки препинания, их можно разделить на отделяющие и выделяющие.

Отделяющие знаки препинания служат для отделения одной части текста от другой. К ним относятся одиночные знаки: точка, вопросительный и восклицательный знаки, запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, многоточие.

Выделяющие знаки препинания служат для выделения частей текста. К ним относятся парные знаки: две запятые, два тире, скобки, кавычки.

Точка ставится:

1) в конце повествовательного, а также побудительного предложения, произнесенного без восклицания:

Даль чиста и нежна. (Кире.) Не беспокойся. Сделаем. Пиши сейчас заявление. (Лавр.);

2) в конце развернутой рубрики при перечислении, например: Форма акта:

1. Наименование документа.2. Место составления. 3. Дата составления. 4. Должности, фамилии, инициалы, подписи лиц, составивших акт. 5. Текст. 6. Перечень приложений к акту;

3) на месте сокращения слов: 1982 г.; т. е.; ж. д.

Запятая ставится:

1) между однородными членами предложения:

а) не соединенными союзами: Лаврецкий глядел на пробегавшие веером загоны полей, на медленно мелькающие ракеты, на глупых ворон и грачей... (Т.);

б) соединенными противительными союзами: Заснуть он не мог, но погрузился в дремотное дорожное онемение. (Т.) Лиза не оборачивалась к нему, а смотрела на воду. (Т.);

в) соединенными повторяющимися союзами: То ли человек шуршит, то ли рысь. (Луг.);

г) соединенными двойными союзами: Этот привычный шум не только не мешал, но даже помогал ему.(Пауст.);

2) для выделения вводных слов и предложений, обращений, уточняющих членов предложения и междометий: Водоросли не увядали, а, наоборот, качали на дне свои свежие густые леса. (Пауст.) Спой мне песню, маленькая птица, спой мне песню утра, соловей! (Гриб.) У Спасского, в тургеневском лесу, деревья пьют июньскую красу. (Я. X.) Ах, эта осень! (Ес.);

3) для обособления второстепенных членов предложения: И, запахом всю комнату заполнив, отряхивали крылья тополя. (Дуд.) Где-то, невидимая, журчала вода. (Нагиб.) Я успеваю разглядеть только два-три вихря, промчавшихся по просеке в поле. (Бун.) Все ближе мой город, отчизна моя. (Тушн.) Несмотря на сумерки, решили немедля ехать в лес. (Бун.);

4) при сравнительных оборотах: Во дворе, словно лес в ветреную погоду, густо шумел сад. (Сол.) А облака колышутся, как льны. (Цыб.)

Восклицательный знак ставится:

1) в конце восклицательного предложения: Снега! Снега! Меха! Меха! Снежинок блеск! Пушинок свет! (Кирс.);

2) после обращения и междометий: Поэты Грузии! Я нынче вспомнил вас. (Ес.) «А-а!» — расхохотался он, вставая. (Верес.)

Вопросительный знак ставится:

1) в конце простого вопросительного предложения:

Неужели снег уже растаял? Неужели это снова март? (Шес.);

2) в конце сложного предложения, если во всех его частях содержится вопрос: Как узнать, чего ты в жизни стоишь? Как почуять, что такое риск? (Р. Р.)

Точка с запятой ставится:

1) между частями сложного предложения, если они отделены друг от друга по смыслу или значительно распространены и имеют внутри себя запятые: Погасло дневное светило; на море синее вечерний пал туман.(П.) Все окна раскрыты настежь, и теплая ночь смотрит в них из сада, залитого лунным светом; среки слабо доносятся женский смех и крики, плеск воды. (Верес.);

2) в конце рубрик при перечислении. Например. После суффиксов -ушк- (-юшк-), -ишк-(-ышк-) в именительном падеже единственного числа пишется:

а) в существительных женского рода окончание -а: головушка;

б) в существительных среднего рода окончание -о: полюшко;

в) в существительных мужского рода, обозначающих одушевленные предметы, окончание -а: сынишка;

г) в существительных мужского рода, обозначающих неодушевленные предметы, окончание -о: домишко.

Двоеточие ставится:

1) перед однородными членами после обобщающих слов: Река! Все отразилось в ней: сиянье трепетных берез, и ржавчина ракит, зарницы юношеских грез, и горький дым обид. (Полт.);

2) в бессоюзном предложении, если вторая часть указывает на причину, дополняет или уточняет содержание первой части: Маяк не горел: зимою он был не нужен. (Пауст.) Родная страна! Признаю, понимаю: есть много других, кроме этого края. (Твард.) Но сложен памяти закон: все жизни лучшие дары она как будто под замком приберегает до поры. (Гриб.);

3) после слов автора перед прямой речью: Сказал я, холодком задет: «Звоните». (Гриб.)

Тире ставится:

1) между подлежащим и сказуемым на месте пропущенной связки: Поэт — мой слух, поэт — мой голос. (Вик.);

2) после однородных членов перед обобщающими словами: Река, оба берега, зеленые и умытые, деревья и поле — все было залито ярким утренним светом. (Ч.);

Задания:

Выполнение упражнения


Практическая работа № 6.

«Лингвостилистический анализ текста».


Теоретический материал.


Основная задача лингвистического анализа – выявление общей художественной идеи текста, то есть того обобщающего эмоционального смысла, который лежит в основе произведения и доминантой которого является авторская точка зрения по отношению к описываемой действительности. В процессе анализа рассматриваются разные уровни текста: лексический (изучение тематических полей слов и особенностей отдельного слова), синтаксический (принцип сочетания слов, предложений, особенности структуры сложного синтаксического целого) , композиционно синтаксический (определение типа повествования, взаимодействия речевых структур, пространственно-временная и субъективная организация текста абзаца) . Кроме того, особое внимание уделяется выявлению имплицитных «элементов» текста. Порядок рассмотрения названных уровней свободен и задаётся спецификой конкретного произведения. Важно иметь в виду, что объектом анализа является художественный текст, а не художественное произведение «Текст – один из компонентов художественного произведения, конечно, крайне существенный компонент, без которого существование художественного произведения невозможно» [Лингвистический анализ художественного текста очень важен, перед читателем ставится узкая задача внимательного прочтения извлечения максимальной художественной информации из самого текста. Характеристика литературной, общественной жизни эпохи, изучение биографии автора и обстоятельность создания данного произведения, безусловно, расширяет представление читателя о конкретном тексте, однако, это задача литературоведческого анализа. Существует такое понятие как интерпретация текста.

Художественный текст сложен и многослоен. Задача его интерпретации – извлечь максимум заложенных в него мыслей и чувств художника. Замысел художника воплощён в произведении и только из него может быть реконструирован.

Интерпретация текста, таким образом, - это освоение идейно-эстетической, смысловой и эмоциональной информации художественного произведения, осуществляемое путём воссоздания авторского видения и познания действительности лингвистики.

План лингвостилистического анализа:

1.Тема.

2.Идея.

3.Форма:

а) стиль текста;

б) тип текста;

в) композиция;

г) лексические средства выразительности;

д) стилистические фигуры речи;

е) синтаксический строй (способ связи предложений в тексте, преобладание сложных или простых предложений и др.)

Вопросы для закрепления:

1.Что такое текст?

2.Что такое тема текста?

3.Чем отличается тема от идеи?

4.Сколько стилей речи в русском языке?

5.Сколько типов речи в русском языке?

Методические рекомендации:

1. Внимательно прочитайте текст.

2.Определите, к какому стилю речи относится текст.

3. Назвать лексические средства выразительности;

4. Назвать стилистические фигуры речи;


Закружился в диком танце осени, спрятал под листвой дороги, перепутал всё на свете листопад. Хорошо бродить, утопая в листве. Хорошо набирать её полные руки, заставлять кружиться вновь и вновь, осыпая голову, плечи…  — Скажи что-нибудь грустное.  — Осенние листья.  — А грустнее?  — Осенние звёзды.  — Грустнее осенних звёзд бывает?  — Осенние птицы.  — Дедушка, есть осенние люди?  Его давно нет на свете, моего деда, а как прижмёт, защемит, — забываю, что нет. Мой добрый, мой умный дедушка живёт во мне. Он мой остров, мой материк, моя Земля.  — Дедушка, есть второе дыхание, а любовь бывает вторая? Ответь, дед, мне это очень нужно.  — Если ты мне скажешь: первая звезда, — я пойму. Это начало счёта, это надежда на звёздное небо.  — Дед, ну причём здесь звёздное небо? Ты прямо ответь, бывает или нет?  — Если ты скажешь: первое блюдо, я пойму – хочешь кушать и надеешься на второе и третье. Но когда говорят: первая любовь, — я не понимаю, что это? Начало счёта или надежда на вторую и третью?  — Дед, я, наверное, старею, мне хочется быть счастливым.  — Глупый ты ещё. Пойми, внук. Маму, Родину, Любимую не нумеруют.  — Дед, она не любит меня.  — А ты сам как к себе относишься?  — Плохо, дедушка, совсем плохо.  — А летать ты пробовал?  — Дед, средний я, серый, какие там полёты.  — Объясни, такого не понимаю.  — Дедушка, ты не представляешь, как трудно быть средним. Чувствовать себя щенком перед слонами и понимать – они это знают. Сознавать себя собакой перед мышами и знать: они этого никогда не поймут. Я ненавижу себя, иногда хочу стать мышью – их не обижают, они маленькие. Шмыгаю я, дед.  — Она тебя замечает?  — Никто я для неё. Моя жизнь – ожидание кости. Иногда меня гладят, а я не знаю, что делать: лаять или лизать руку, которая гладит, а может ударить.  — К себе не подпускай, вешай объявления на столбах.  — Шутишь, дед, какие объявления?  — Продаётся собачья шкура.  — А если придут за шкурой?  — На вырученные деньги купишь скрипку.  — Зачем мне скрипка, дед?  — Станешь играть любимой.  У меня нет родной деревни – мне некуда ехать, у меня нет отчего дома. Моя отчизна – мой дедушка, его слова, его мысли. Он учил меня любить, видеть, думать, хотел научить летать, но не успел.  Мы ходили с ним среди сосен и смотрели в небо. Дед говорил о каждой звезде, а ещё мой дедушка был влюблён в луну. Он знал о ней всё.  Как-то сказал:  — Одни учёные утверждают: лунные кратеры – остатки потухших вулканов, другие доказывают – следы метеоритов. Я уверен, лунные кратеры – застывшие взгляды великих. Вот очи Пушкина, а здесь глаза Блока, дальше – взор Бунина, а прямо перед тобой — Маяковского. Луна – музей любви человека. Но чтобы попасть в этот музей, нужно любить так, чтобы сгорать, как метеорит, с ума сходить, как вулкан!  — Не получается у меня, дед.  — Что не получается?  — Ничего не понимаю, во всём запутался. Дедушка, а кто они такие — осенние люди? Может, я и есть осенний?  — Нельзя мне все вопросы решать за тебя, есть такие, на которые ответишь только сам.  — Ой, дед, завидую я тебе.  — Это не так уж и плохо, я интересно жил.  — Дедушка, а как дальше мне, что делать?  Засыпая, я вновь услышал его голос:  — Внук, так хочется, чтобы ты знал: дед твой жив! Жив твой дед!  Я встал, открыл форточку и заорал на всю улицу, во всю ночь:  — Люди, жив мой дед! Мой умный, добрый, осенний дед! Мой остров! Моя Земля! 


Задания:

Выполнение упражнения.









Список использованных источников.

Основные источники:

1.А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. – изд.: «Просвещение», 2010 г.

2.Е.С.Антонова, Т.М. Воителева. «Русский язык и культура речи» - Изд.: «Академия, 2008 г.

3.«Русский язык и культура речи» под ред. профессора В.Д.Черняк, 2005 г.

4.В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А. Чешко. «Пособие для занятий по русскому языку» – Изд.: «Просвещение», 2009 г.

5.Н.А.Герасименко «Русский язык» - Изд.: «Академия» -М: 2010 г.


Дополнительные источники:

1.А.А. Акишина. Н.И. Формановская. «Этикет русского языка» - Изд.: «Ленанд», 2008 г.,

2.«Все правила русского языка» - Изд.: АСТ, Астрель, 2008 г.

3.А.Б. Шапиро «Современный русский язык. Пунктуация» - Изд.: КомКнига, 2006 г.,

4.Л. Успенский «Слово о словах» - Изд.: АСТ, Зебра Е, 2009 г.,

5.Ю.А. Бельчаков «Практическая стилистика современного русского языка» - Изд.: АСТ-ПрессКнига, 2008 г,

6.«Современная русская речь. Состояние и функционирование» - Изд.: Эксмо, 2008 г.,

7.Н.С. Ашукина. «Крылатые слова. Литературные цитаты. Образные выражения» - М.: 1998 г.,

8.И.Б. Голуб, Д.Э.Розенталь «Секреты хорошей речи». – М.: 1993 г.


Интернет – источники:

1.Сайт Министерства образования и науки РФ http://mon.gov.ru/

2.Российский образовательный портал www.edu.ru

3.Сайт ФГОУ Федеральный институт развития образования http://www.firo.ru/

4. Сайт Федерального агентства по образованию РФ www.ed.gov.ru

5.Сайт Департамента образования Тверской области www.edu.tver.ru

6.Сайт Тверского областного института усовершенствования учителей www.tiuu.ru

7.Грамота.Ру: справочно-информационный портал «Русский язык»

http://www.gramota.ru

8.Культура письменной речи http://www.gramma.ru

9. Национальный корпус русского языка: информационно-справочная

Ссистемаhttp://www.ruscorpora.ru

10. Владимир Даль. Электронное издание собрания сочинений

http://www.philolog.ru/dahl/

11.Российское общество преподавателей русского языка и литературы:

портал «Русское слово» http://www.ropryal.ru

12.Русская грамматика: академическая грамматика Института русского языка

РАН http://rusgram.narod.ru

13.Справочная служба русского языка http://spravka.gramota.ru

14.Тесты по русскому языку http://likbez.spb.ru


15.Центр развития русского языка http://www.ruscenter.ru

16. Электронные пособия по русскому языку для школьников

http://learning-russian.gramota.ru














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!