МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНЖЕНЕРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
Методические указания по организации самостоятельной работы
для студентов специальности
09.02.05 «Прикладная информатика (в экономике)»
по дисциплине МДК 03.01 «Сопровождение и продвижение программного обеспечения отраслевой направленности»
Набережные Челны - 2021
Содержание
Общие сведения 3
Самостоятельная работа №1. (34 часа) 6
Самостоятельная работа №2. (34 часа) 6
Самостоятельная работа №3. (26 часа) 7
Самостоятельная работа №4. (20 часа) 7
Самостоятельная работа №5. (6 часа) 8
Самостоятельная работа №6. (40 часа) 8
Самостоятельная работа №7. (30 часа) 9
Самостоятельная работа №8. (13часа) 9
Список используемой литературы 10
Общие сведения
1. Место профессионального модуля в системе подготовки специалистов среднего звена
Программа профессионального модуля (далее – программа ПМ) - является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности 09.02.05 «Прикладная информатика (в экономике)» укрупненной группы направлений подготовки и специальностей 09.00.00 «Информатика и вычислительная техника».
2. Цели и задачи профессионального модуля (требования к результатам освоения профессионального модуля)
С целью овладения видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
обеспечения содержания проектных операций;
определения сроков и стоимости проектных операций;
определения качества проектных операций;
определения ресурсов проектных операций;
определение рисков проектных операций;
уметь:
выполнять деятельность по проекту в пределах зоны ответственности;
описывать свою деятельность в рамках проекта;
сопоставлять цель своей деятельности с целью проекта;
определять ограничения и допущения своей деятельности в рамках проекта;
работать в виртуальных проектных средах;
определять состав операций в рамках своей зоны ответственности;
использовать шаблоны операций;
определять стоимость проектных операций в рамках своей деятельности;
определять длительность операций на основании статистических данных;
осуществлять подготовку отчета об исполнении операции;
определять изменения стоимости операций;
определять факторы, оказывающие влияние на качество результата проектных операций;
документировать результаты оценки качества;
выполнять корректирующие действия по качеству проектных операций;
определять ресурсные потребности проектных операций;
определять комплектность поставок ресурсов;
определять и анализировать риски проектных операций;
использовать методы сбора информации о рисках проектных операций;
составлять список потенциальных действий по реагированию на риски проектных операций;
применять методы снижения рисков применительно к проектным операциям;
проводить анкетирование;
собирать исходную документацию;
использовать навык решения проблем;
выявлять и решать проблемы своевременно;
собирать и анализировать информацию;
разрабатывать альтернативные решения, выбирать наиболее подходящий вариант и принимать необходимое решение;
знать:
правила постановки целей и задач проекта;
основы планирования;
активы организационного процесса;
шаблоны, формы, стандарты содержания проекта;
процедуры верификации и приемки результатов проекта;
теорию и модели жизненного цикла проекта;
классификацию проектов;
этапы проекта;
внешние факторы своей деятельности;
список контрольных событий проекта;
текущую стоимость ресурсов, необходимых для выполнения своей деятельности;
расписание проекта;
стандарты качества проектных операций;
критерии приемки проектных операций;
стандарты документирования оценки качества;
список процедур контроля качества;
перечень корректирующих действий по контролю качества проектных операций;
схемы поощрения и взыскания;
дерево проектных операций;
спецификации, технические требования к ресурсам;
объемно-календарные сроки поставки ресурсов;
методы определения ресурсных потребностей проекта;
классификацию проектных рисков;
методы отображения рисков с помощью диаграмм;
методы сбора информации о рисках проекта;
методы снижения рисков;
устройство и функционирование современных ИС;
языки современных бизнес-приложений;
программные средства и платформы инфраструктуры информационных технологий организаций.
Требования к результатам освоения профессионального модуля:
Шифр компетенции | Расшифровка приобретаемой компетенции |
ОК 1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
ОК 2 | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество |
ОК 3 | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность |
ОК 4 | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития |
ОК 5 | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности |
ОК 6 | Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями |
ОК 7 | Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий |
ОК 8 | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самоообразованием, осознанно планировать повышение квалификации |
ОК 9 | Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности |
ПК 4.1 | Обеспечивать содержание проектных операций. |
ПК 4.2 | Определять сроки и стоимость проектных операций. |
ПК 4.3 | Определять качество проектных операций. |
ПК 4.4 | Определять ресурсы проектных операций. |
ПК 4.5 | Определять риски проектных операций. |
Самостоятельная работа №1. (34 часа)
Тема 1. Основы планирования. Правила постановки целей и задач проекта. Шаблоны, формы, стандарты содержания проекта.
Цель: изучить и закрепить основные понятия основ планирования.
Ключевые слова: веха, диаграмма Ганта, задачи, фазы, сетевой график.
Задания:
Подготовить отчет (доклад) по теме «Планирование проекта».
Количество слайдов не менее 15, титульник в количество страниц не входит.
Ответить на контрольные вопросы. (Матвеева Л. Г. Управление ИТ–проектами [Электронный ресурс]: учебное пособие / Л. Г. Матвеева, А. Ю. Никитаева – Ростов-на-Дону: Южный федеральный университет, 2016. – 12 стр.)
Подготовить глоссарий основам планирования проекта. (Матвеева Л. Г. Управление ИТ–проектами [Электронный ресурс]: учебное пособие / Л. Г. Матвеева, А. Ю. Никитаева – Ростов-на-Дону:Южный федеральный университет, 2016. – с 6 по 10 стр.)
Перечень терминов: веха, диаграмма Ганта, задачи, фазы, сетевой график и т.д.
Выполнить проектное задание. (Матвеева Л. Г. Управление ИТ–проектами [Электронный ресурс]: учебное пособие / Л. Г. Матвеева, А. Ю. Никитаева – Ростов-на-Дону: Южный федеральный университет, 2016. – 37 стр.)
Самостоятельная работа №2. (34 часа)
Тема 2. Активы организационного процесса. Процедуры верификации и приемки результатов проекта. Внешние факторы проектной деятельности.
Цель: изучить окружение и активы проекта.
Ключевые слова: верификация, активы процесса, факторы проектной деятельности, окружение проекта.
Задания:
Составление выводов на основе проведенной верификации, оценка участников проекта.
Подготовка доклада по теме «Окружение проекта» и добавить в глоссарий термины: Внешнее окружение проекта, внутреннее окружение проекта. (Беликова И. П. Управление проектами [Электронный ресурс]: учебное пособие (краткий курс лекций) / И. П. Беликова. – Ставропольскийгос. аграрный ун–т. – Ставрополь, 2016. – 29 с.)
Ответить на контрольные вопросы. (Матвеева Л. Г. Управление ИТ–проектами [Электронный ресурс]: учебное пособие / Л. Г. Матвеева, А. Ю. Никитаева – Ростов-на-Дону: Южный федеральный университет, 2016. – 219 стр.)
Самостоятельная работа №3. (26 часа)
Тема 3. Теория и модели жизненного цикла проекта. Классификацию проектов. Этапы проекта. Список контрольных событий проекта.
Цель: изучить и закрепить теорию и модели жизненного цикла.
Ключевые слова: жизненный цикл проекта, контрольные точки проекта, веха, контрольное событие проекта.
Задания:
1.Выполнить проектное задание. ( Матвеева Л. Г. Управление ИТ–проектами [Электронный ресурс]: учебное пособие / Л. Г. Матвеева, А. Ю. Никитаева – Ростов-на-Дону: Южный федеральный университет, 2016. – 55 стр.)
Самостоятельная работа №4. (20 часа)
Тема 4. Спецификации, технические требования к ресурсам. Объемно-календарные сроки поставки ресурсов. Методы определения ресурсных потребностей проекта. Текущая стоимость ресурсов, необходимых для выполнения своей деятельности.
Цель: изучить понятия ресурсов, определить потребности проекта.
Ключевые слова: ресурсы, потребности проекта, стоимость проекта, стоимость ресурсов.
Задания:
Выполнить проектное задание. (Матвеева Л. Г. Управление ИТ–проектами [Электронный ресурс]: учебное пособие / Л. Г. Матвеева, А. Ю. Никитаева – Ростов-на-Дону: Южный федеральный университет, 2016. – 90 стр.)
Подготовить глоссарий по основным терминам обеспечения проекта. Матвеева Л. Г. Управление ИТ–проектами [Электронный ресурс]: учебное пособие / Л. Г. Матвеева, А. Ю. Никитаева – Ростов-на-Дону: Южный федеральный университет, 2016. – с 93 по 123 стр.
Самостоятельная работа №5. (6 часа)
Тема 5. Дерево проектных операций. Расписание проекта.
Цель: уметь формировать дерево проектных операций.
Ключевые слова: график проекта, календарный график, фазы проекта.
Задания:
Ответить на контрольные вопросы. (Матвеева Л. Г. Управление ИТ–проектами [Электронный ресурс]: учебное пособие / Л. Г. Матвеева, А. Ю. Никитаева – Ростов-на-Дону: Южный федеральный университет, 2016. – 171 стр.)
Самостоятельная работа №6. (40 часа)
Тема 5. Стандарты качества проектных операций. Список процедур контроля качества. Стандарты документирования оценки качества. Перечень корректирующих действий по контролю качества проектных операций. Схемы поощрения и взыскания.
Цель: изучить стандарты качества проектных операций, рассмотреть схемы поощрения и взыскания.
Ключевые слова: качество проекта, оценка качества, контроль качества.
Задания:
Лабораторная работа №1. Ввод модели проекта. (Светлов Н.М., Светлова Г.Н. Информационные технологии управления проектами [Электронный ресурс]: учебное пособие / Н.М. Светлов, Г.Н. Светлова. – 2–e изд., перераб. и доп. – Москва : НИЦ Инфра–М, 2015. – 90 с.)
Лабораторная работа №2. Разработка плана на основе модели проекта. (Светлов Н.М., Светлова Г.Н. Информационные технологии управления проектами [Электронный ресурс]: учебное пособие / Н.М. Светлов, Г.Н. Светлова. – 2–e изд., перераб. и доп. – Москва : НИЦ Инфра–М, 2015. – 93 с.)
Лабораторная работа №3. Мониторинг проекта. (Светлов Н.М., Светлова Г.Н. Информационные технологии управления проектами [Электронный ресурс]: учебное пособие / Н.М. Светлов, Г.Н. Светлова. – 2–e изд., перераб. и доп. – Москва : НИЦ Инфра–М, 2015. – 96 с.)
Лабораторная работа №4. Выявление резервов совершенствования проекта. (Светлов Н.М., Светлова Г.Н. Информационные технологии управления проектами [Электронный ресурс]: учебное пособие / Н.М. Светлов, Г.Н. Светлова. – 2–e изд., перераб. и доп. – Москва : НИЦ Инфра–М, 2015. – 98 с.)
Составить доклад по выполненным лабораторным работам.
Самостоятельная работа №7. (30 часа)
Тема 5. Классификацию проектных рисков. Методы отображения рисков с помощью диаграмм. Методы сбора информации о рисках проекта. Методы снижения рисков
Цель: выявление рисков при помощи диаграмм.
Ключевые слова: риски проекта сбор информации методы снижения рисков.
Задания:
Выполнить проектное задание. (Матвеева Л. Г. Управление ИТ–проектами [Электронный ресурс]: учебное пособие / Л. Г. Матвеева, А. Ю. Никитаева – Ростов-на-Дону: Южный федеральный университет, 2016. – 197 стр.)
Самостоятельная работа №8. (13часа)
Тема 5. Языки современных бизнес-приложений. Устройство и функционирование современных ИС. Программные средства и платформы инфраструктуры информационных технологий организаций.
Цель: рассмотреть альтернативные решения функционирования информационных систем.
Ключевые слова: бизнес-приложения, современные информационные системы, платформа инфраструктуры, информационные технологии.
Задания:
1.Подготовить доклад по альтернативным решениям. Рассмотреть программные средства и платформы инфраструктуры информационных технологий организаций.
Список используемой литературы
Основная литература
1. Гвоздева В.А. Основы построения автоматизированных информационных систем [Электронный ресурс]: учебник / В.А. Гвоздева, И.Ю. Лаврентьева. – Москва: ФОРУМ: ИНФРА–М, 2019. – 318 с. – (Среднее профессиональное образование). – ISBN 978–5–16–107194–6.– Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/989678
2. Матвеева Л. Г. Управление ИТ–проектами [Электронный ресурс]: учебное пособие / Л. Г. Матвеева, А. Ю. Никитаева – Ростов-на-Дону: Южный федеральный университет, 2016. – 228 с. – ISBN 978–5–9275–2239–2. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/991956
3. Беликова И. П. Управление проектами [Электронный ресурс]: учебное пособие (краткий курс лекций) / И. П. Беликова. – Ставропольскийгос. аграрный ун–т. – Ставрополь, 2014. – 80 с. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=514993
Дополнительная литература
1. Светлов Н.М., Светлова Г.Н. Информационные технологии управления проектами [Электронный ресурс]: учебное пособие / Н.М. Светлов, Г.Н. Светлова. – 2–e изд., перераб. и доп. – Москва : НИЦ Инфра–М, 2015. – 232 с. – (Высшее образование). ISBN 978–5–16–004472–9. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/429103
2. Тихомирова О. Г. Управление проектом: комплексный подход и системный анализ [Электронный ресурс]: монография / О. Г. Тихомирова. – Москва : ИНФРА–М, 2019.– 300 с. – (Научная мысль). – ISBN978-5-16-100077-9. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1023234
Составил преподаватель: А.М. Тахауова.