министерство образования и науки Амурской области
государственное профессионально образовательное автономное учреждение Амурской области
«Амурский колледж сервиса и торговли»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ПРОХОЖДЕНИЮ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
(по профилю специальности)
ПМ 04. СОСТАВЛЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ
38.02.01 Экономика, бухгалтерский учет (по отраслям)
(базовый уровень подготовки)
Белогорск 2018
Методические рекомендации по прохождению производственной практики по профессиональному модулю ПМ 04. Составление и использование бухгалтерской отчетности составлены в соответствии с ФГОС по специальности СПО 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет(по отраслям), утвержденного приказом министерства образования и науки РФ № 832 от 28.07.2014.
УТВЕРЖДЕНО
научно-методическим советом отделения №4
Протокол № ____ от «____» ___________ 20___ г.
Председатель _____________Л.В. Немова
Рассмотрена на заседании ПЦК __________________________
Протокол № ____ от «____» ___________ 20__ г.
Председатель ПЦК ______________ Т.Е. Дуракова
Разработчик: Т.И. Илларионова, преподаватель первой квалификационной категории
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методические указания по прохождению производственной практики по профессиональному модулю ПМ 04. Составление и использование бухгалтерской отчетности составлены в соответствии с ФГОС СПО по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), утвержденного приказом министерства образования и науки РФ № 832 от 28.07.2014 г.
Целью прохождения производственной практики является подготовка обучающихся к осознанному и углубленному освоению основного вида профессиональной деятельности (ВПД) Составление и использование бухгалтерской отчетности, а также закрепление умений и приобретение практического опыта.
Задачи практики:
формирование у обучающихся практических профессиональных умений по составлению и использованию бухгалтерской отчетности;
приобретение первоначального практического опыта, реализующихся в рамках профессионального модуля.
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
составления бухгалтерской отчетности и использования ее для анализа финансового состояния организации;
составления налоговых деклараций, отчетов по страховым взносам во внебюджетные фонды и формы статистической отчетности, входящие в бухгалтерскую отчетность, в установленные законодательством сроки;
участия в счетной проверке бухгалтерской отчетности;
анализа информации о финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности;
уметь:
отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации;
определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период;
закрывать учетные бухгалтерские регистры и заполнять формы бухгалтерской отчетности в установленные законодательством сроки;
устанавливать идентичность показателей бухгалтерских отчетов;
осваивать новые формы бухгалтерской отчетности, выполнять поручения по перерегистрации организации в государственных органах;
Сроки прохождения практики устанавливаются в соответствии с графиком учебного процесса.
Обучающиеся должны иметь направление на практику, аттестационный лист, бланк характеристик, методические указания по прохождению практики.
Преподаватель, совместно с прикрепленным специалистом от предприятия распределяет студентов по рабочим местам структурных подразделений, проводит консультации по темам практического обучения, осуществляет контроль за выполнением обучающимися видов работ и заданий.
В период прохождения производственной практики обучающимися составляется отчет по практике (титульный лист см. в приложение А).
Результаты освоения обучающимися вида профессиональной деятельности отражаются в аттестационном листе (приложение Б), характеристике с места прохождения практики (приложения В), табеле учета рабочего времени (приложение Г), которые обучающийся должен предоставить руководителю практики от образовательного учреждения по окончании практики.
В период прохождения практики обучающийся должен вести Дневник практики (приложение Д). Дневник практики заполняется лично обучающимся, записи о выполненных работах производятся ежедневно. Дневник практики сдается одновременно с отчетом о практике.
Практика завершается дифференцированным зачетом при условии положительных аттестационных листов об уровне освоения профессиональных компетенций; наличия положительных характеристик по освоению общих компетенций в период прохождения практики; полноты и своевременности представления отчета по производственной практике.
Объем отчета не менее 10 - 15 страниц.
Отчет в обязательном порядке должен содержать:
титульный лист
характеристику
аттестационный лист
табель выхода на практику
содержание (в соответствии с тематическим планом практики)
основную часть
Критерии оценки производственной практики:
Отлично | На практике отработаны все виды работ, все задания выполнены без замечаний работодателя, продемонстрированы умения и практический опыт. Работа выполнена уверенно, без ошибок и неточностей. Отчет по практике составлен в соответствии с требованиями, сделаны обобщающие выводы. |
Хорошо | На практике отработаны все темы. Все задания выполнены с незначительными замечаниями работодателя или преподавателя, продемонстрированы умения и практический опыт. Работа выполнена с неточностями, которые исправлены обучающимся самостоятельно. Отчет по практике составлен в соответствии с требованиями, сделаны выводы. |
Удовлетворительно | На практике отработаны все темы. Практические задания выполнены с замечаниями работодателя. Допущены ошибки, отчет по практике составлен с нарушениями требований. |
1.ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРАКТИКИ
№ п/п | Темы и виды работ | Кол-во часов |
МДК 04.01 Технология составления бухгалтерской отчетности |
1 | Общие положения по бухгалтерской отчётности | 7 |
2 | Основные принципы формирования бухгалтерской отчётности | 7 |
3 | Этапы составления бухгалтерской отчётности | 7 |
4 | Процедуры, предшествующие заполнению форм бухгалтерской отчётности | 7 |
5 | Бухгалтерский баланс | 8 |
| Отчет о финансовых результатах | 7 |
6 | Сводная, консолидированная и сегментарная отчётность организации | 7 |
МДК 04.02 Основы анализа бухгалтерской отчетности |
7 | Сущность и назначение анализа финансовой отчётности Предприятия | 7 |
8 | Анализ формы № 1 «Бухгалтерский баланс» | 7 |
9 | Анализ формы № 2 «Отчёт о финансовых результатах» | 8 |
10 | Анализ формы № 3 «Отчёт об изменении капитала» | 7 |
11 | Анализ формы № 4 «Отчёт о движении денежных средств» | 7 |
12 | Анализ пояснений к бухгалтерской отчетности | 7 |
| Особенности анализа консолидированной отчётности | 7 |
| Налоговая отчетность организаций | 8 |
| Итого | 108 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
Темы практики и виды работ, выполненные обучающимися во время практики | Виды работ и заданий | Материал для отчета |
МДК 04.01Технология составления бухгалтерской отчетности |
Общие положения по бухгалтерской отчётности | 1. Изучить нормативно-правовое обоснование для формирования бухгалтерской отчетности организации. 2. Определить основные положения локальных нормативных актов, регламентирующих порядок формирования и предоставления отчетности организации. | Копии или выписки из них: 1. Устав рганизации. 2. Выписки из ЕГРЮЛ. 3. Письмо о присвоении кодов из Госкомстата. 4. Приказы, положения и прочие документы об организации бухгалтерского учета в организации |
Основные принципы формирования бухгалтерской отчётности | 1. Изучить состав бухгалтерской отчетности организации. 2. Изучить общий порядок формирования бухгалтерской отчетности в организации. 3. Ознакомится с работой финансовой службы и обязанностями её работников | Копии или выписки из них: 1. Учетная политика организации по бухгалтерскому учету. 2. Учетная политика организации по налогообложению. 3. Должностные инструкции работников финансовой службы. 4. График документооборота в организации |
Этапы составления бухгалтерской отчётности | 1. Изучить отражение на счетах результатов хозяйственной деятельности 2. Изучить порядок распределения затрат между видами продукции. 3. Изучить порядок формирования финансового результата от основного и прочих видов деятельности | Копии или выписки из них: 1. Оборотно-сальдовые ведомости по счетам 20,40,43,90,91,99. 2. Положения учетной политики в области списания и распределения затрат. |
Процедуры, предшествующие заполнению форм бухгалтерской отчётности | 1. Изучить порядок проведения инвентаризации в организации. 2. Изучить порядок отражения показателей, по которым отсутствует первичная документация | Копии или выписки из них: 1. Инвентаризационные описи. 2. Сличительные ведомости 3. Бухгалтерские справки. |
Формы бухгалтерской отчётности | 1. Изучить состав отчетности организации и её соответствие системе налогообложения 2. Изучить порядок заполнения каждой формы бухгалтерской отчетности. 3. Изучить особенности отражения статей отдельных форм отчетности | Копии или выписки из них: 1. Форма № 1 Бухгалтерский баланс 2. Форма № 2 Отчет о финансовых результатах. 3. Форма № 3 Отчет об изменении капитала 4. Форма № 4 Отчет о движении денежных средств 5. Пояснения к бухгалтерской отчетности с расшифровками 6. Форма № 6 Отчет о целевом финансировании ( при наличии) |
Сводная, консолидированная и сегментарная отчётность организации. | 1. Изучить основание и возможность трансформации отчетности организации в соответствии с МСФО 2. Описать порядок составления сводной и консолидированной отчетности | Копии или выписки из них: 1. Комплект консолидированной отчетности составленной в соответствии с РПБУ и МСФО. 2. Таблица сравнений отчетности составленной в соответствии с РПБУ и МСФО. |
МДК 04.02 Основы анализа бухгалтерской отчетности |
Сущность и назначение анализа финансовой отчётности предприятия | 1. Определить основные способы анализа финансового состояния для организации | |
Анализ формы № 1 «Бухгалтерский баланс» | 2. Провести анализ ликвидности бухгалтерского баланса. Расчет показателей ликвидности 3. Провести анализ платёжеспособности предприятия. Расчет показателей платежеспособности 4. Провести анализ показателей финансовой устойчивости предприятия. Расчет показателей финансовой устойчивости 5. Провести общую оценку деловой активности организации. 6. Провести расчёт и анализ финансового цикла. | 1. Аналитические таблицы с расчетом показателей ликвидности 2. Аналитические таблицы с расчетом показателей платежеспособности 3. Аналитические таблицы с расчетом показателей финансовой устойчивости. 4. Аналитические таблицы с расчетом и анализом финансового цикла. |
Анализ формы № 2 «Отчёт о финансовых результатах» | 1. Провести анализ уровня и динамики финансовых результатов по данным отчётности. 2. Провести анализ затрат, произведённых организацией. 3. Провести анализ влияния факторов на прибыль. Анализ динамики прибыли. 4. Провести факторный анализ рентабельности организации. 5. Провести анализ рентабельности: 6. Провести расчет коэффициентов прибыли | 1. Аналитические таблицы с анализом затрат, с разбивкой на постоянные и переменные. 2. Аналитические таблицы с расчетом показателей рентабельности 2. Аналитические таблицы с расчетом факторного анализа рентабельности 3. Аналитические таблицы с расчетом коэффициентов прибыли. |
Анализ формы № 3 «Отчёт об изменении капитала» и анализ формы № 4 «Отчёт о движении денежных средств» | 1. Изучить источники финансирования активов 2. Провести анализ состава и движения собственного капитала в динамике. 3. Провести анализ и оценку чистых активов. 4. Провести анализ движения денежных средств, прямым и косвенным методом | 1. Аналитические таблицы с проведенным анализом собственного капитала. 2. Аналитические таблицы с анализом движения денежных средств. 3. Платежный календарь организации. |
Анализ пояснений к бухгалтерской отчетности | 1. Изучить заёмных средств как источников капитальных вложений. 2. Провести расчета показателей оценки кредитоспособности 3. Анализ дебиторской и кредиторской задолженности. 4. Провести расчета показателей движения и использования основных средств. 5. Провести анализ амортизируемого имущества. 6. Провести расчет показателей потребности в основных средствах. 7. Провести анализ движения средств финансирования долгосрочных инвестиций и финансовых вложений. 8. Определить роль пояснений в раскрытии информации. | 1. Аналитические таблицы с проведенным анализом показателей каждого раздела, входящего в состав пояснительной записки. |
Особенности анализа консолидированной отчётности | 1. Изучить методы консолидации. 2. Провести анализ консолидированной отчетности (при наличии консолидированной отчетности) 3. Определить пути финансового оздоровления | 1. Аналитические таблицы с проведенным анализом консолидированной отчетности. |
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Перечень нормативно-правовых актов и регламентирующих документов
1. Конституция РФ Федерации (принята 12.12.1993, с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ от 30.12.2008 № 7-ФКЗ)// СПС «Консультант Плюс» 2011.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ; (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ; (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ. (ред.от 04.10.2010)// СПС «Консультант Плюс».2011.
3. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 2 декабря 1990г. № 395-1 ФЗ (ред. от 15.11.2010, с изм. 07.02.2011)// СПС «Консультант Плюс».2011.
4. Федеральный закон «О центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10 июля 2002г. № 86-ФЗ// СПС «Консультант Плюс».2011.
5. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06. 12. 2011г. № 402-ФЗ. (с изм. и доп.)// СПС «Консультант Плюс» 2011.
6. Федеральный закон от 03.06.2009г. № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (с изм. и доп.)// СПС «Консультант Плюс» 2011.
7. Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» от 22.05.2003 № 54-ФЗ (с изм. и доп.)// СПС «Консультант Плюс» 2011.
8. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденное Министерством финансов РФ от 29.07.1998 № 34н //СПС «Гарант».2011.
9. Постановление Госкомстата РФ от 18.08.1998 № 88 (ред. от 03.05.2000) «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации» // СПС «Консультант Плюс» 2011г
10. Указание ЦБР от 27.08.2008г. № 2060-У «О кассовом обслуживании в учреждениях Банка России кредитных организаций и иных юридических лиц» (с изм. и доп.)// СПС «Консультант Плюс» 2011.
11. Положение ЦБ РФ №14-П «О правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ»// СПС «Консультант Плюс» 2011.
12. Альбом новых унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденной Постановлением Госкомстата РФ от 30.10.1997 № 71а (ред. от 21.01.2003) «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве» // СПС «Консультант Плюс» 2011г
Основная литература:
Основная учебная литература:
Будасова С.А. Финансы, денежное обращение и кредит. - Ростов н/Д Феникс, 2008г.
Гусева Т.М., Шеина Т.Н., Нурмухамедова Х.Ш. Бухгалтерский учет: Учебно-практическое пособие. – М.: Проспект, 2008
Денежное обращение и банки: Учеб. пособие / Под ред. Г.Н. Белоглазовой, Г.В. Толоконцевой. - М.: Финансы и статистика, 2007г.
Кондраков Н.П. Бухгалтерский (финансовый, управленческий) учет: Учебник. – М.: ТК Велби, Проспект, 2008.
Климович В.П. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник.- М.: ФОРУМ:ИНФРА-М, 2008г.
Ларионов А.Д. и др. Бухгалтерский учет. – М.: ГРОССБУХ, 2006.
Матюшенкова Н.Г. Основы денежного обращения и финансы. –М.: «ACADEMIA»,2008г.
Самохвалова Ю.Н. Бухгалтерский учет: Практикум: учебное пособие. – М.: Форум, 2009. – 240с. – (профессиональное образование).
Чалдаева Л.А.Финансы, денежное обращение и кредит: учебник. –М.: Юрайт, 2010г.
Щеголева Н.Г., Васильева А.И.Деньги и денежное обращение: учеб. пособие. –М.: Маркет ДС 2010г.
Дополнительные источники:
Василевская Т.И., Вуколова Т.И., Жук И.Н., Зайцева М.А., Заяц Н.Е. Финансы предприятий. –М.: Издатель: Высшая школа, 2008 г.
Волнин В.А. Экономика и финансы предприятия. Учебник. –М.: Маркет ДС, 2010 г.
Жуков Е.Ф. Банки и небанковские кредитные организации и их операции: Учебник / -М.: Изд. «Вузовский учебник», 2009г.
Дополнительная учебная литература
Журнал «Российский налоговый курьер» // СПС «Консультант Плюс» 2014г
Журнал «Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения» // СПС «Консультант Плюс» 2014г
Журнал «Налоговый вестник» // СПС «Консультант Плюс» 2014г
Журнал «Главбух» // СПС «Консультант Плюс» 2014г
Интернет – ресурсы СПС «Консультант Плюс» (http://www.consultant.ru)
сайта Минфина РФ (www. minfin.ru)
сайт Банка России (www.cbr.ru )
ПРИЛОЖЕНИЕ А
министерство образования и науки Амурской области
государственное профессиональное образовательное автономное
учреждение Амурской области
«Амурский колледж сервиса и торговли»
ОТЧЕТ
ПО ПРОХОЖДЕНИЮ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
(по профилю специальности)
ПМ.04 СОСТАВЛЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ
обучающегося группы ___________ _________________________________
номер группы И.О.Фамилия
специальность38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Место прохождения практики_________________________________________
(название организации)
Сроки прохождения практики с ______________по_____________ 20______г.
(дата начала и окончания практики)
Руководитель практики от колледжа ___________________________________
должность, И.О.Фамилия
Руководитель практики от предприятия________________________________
должность, И.О.Фамилия
МП
Оценка практики обучающегося_______________________________________
(отлично, хорошо, удовлетворительно)
Белогорск 2020
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
АТТЕСТАЦИОННЫЙ ЛИСТ
__________________________________________________________________
ФИО
обучающейся (егося) на______курсе по специальности СПО 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) успешно прошла(ел) производственную практику по профессиональному модулю ПМ. 04. Составление и использование бухгалтерской отчетности
объеме 108 часов с «____»______20__г. по «____»_______20___г.
в организации ____________________________________________________
наименование организации, юридический адрес
_________________________________________________________________
ВИДЫ И КАЧЕСТВО ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ
№ п/п | Виды работ | Качество выполнения работ |
1. | Отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации, определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период. | |
2. | Составлять формы бухгалтерской отчетности в установленные законодательством сроки. | |
3. | Составлять налоговые декларации по налогам и сборам в бюджет и формы статистической отчетности в установленные законодательством сроки. | |
4. | Проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности. | |
Дата «____»___________20___г.
Подпись руководителя практики
__________________________________________________/ФИО, должность/
подпись ответственного лица организации (базы практики)
________________________________________________/ФИО, должность/
М.П.
ПРИЛОЖЕНИЕ В
ХАРАКТЕРИСТИКА
__________________________________________________________________ФИО обучающегося
обучающейся (егося) на______курсе по специальности СПО 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) успешно прошла(ел) производственную практику по профессиональному модулю ПМ. 04. Составление и использование бухгалтерской отчетности в объеме 108 часов с «____»______20__г. по «____»_______20___г.
в организации ____________________________________________________
наименование организации, юридический адрес
проявил способности, сформировал следующие общие компетенции:
отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации | Высокая степень Средняя степень Низкая степень |
определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период | Высокая степень Средняя степень Низкая степень |
закрывать учетные бухгалтерские регистры и заполнять формы бухгалтерской отчетности в установленные законодательством сроки | Высокая степень Средняя степень Низкая степень |
устанавливать идентичность показателей бухгалтерских отчетов; | Высокая степень Средняя степень Низкая степень |
осваивать новые формы бухгалтерской отчетности, выполнять поручения по перерегистрации организации в государственных органах | Высокая степень Средняя степень Низкая степень |
Оценка практики_____________
Дата «____»__________20___г.
__________________________________________________/ФИО, должность/
подпись руководителя практики от организации МП
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
ТАБЕЛЬ ВЫХОДА НА ПРАКТИКУ
| Месяц |
Число | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Количество часов | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
ИТОГО | 108 |
Дата «_____»___________________20___ г.
__________________________________________/ ФИО, должность/
Подпись руководителя практики от организации
М.П.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д
Д Н Е В Н И К практики
Даты прохождения практики
1. Прибыл на место практики ______________________________ 20_____г.
2. Прошел инструктаж по технике безопасности ________________20____г.
Записи о работах, выполненных обучающимся на практике
Число, месяц, год | Краткое содержание выполненных работ по вопросам раздела (темы), программы практики |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
Студент ________________________ ( ________________________)
(подпись) (Ф.И.О.)
15