СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Методические указания по выполнению лабораторных работ при прохождении практики по компьютерным технологиям (Word)
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ФГОУ СПО «Борисоглебский сельскохозяйственный техникум»
Методические указания
по выполнению лабораторных работ
при прохождении практики по компьютерным технологиям
для студентов специальности 080501
«Менеджмент по отраслям» очной формы обучения
Автор: Г.В. Якшева,
преподаватель информатики
и информационных технологий
2010
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании предметно- зам.директора по УР
цикловой комиссии ФГОУ СПО «Борисоглебский
математических и общих сельскохозяйственный техникум»
естественнонаучных дисциплин ____________ Т.Г.Овсянкина
Протокол №____ «___» _________20___г.
от «___» ________20___г.
Председатель ________В.В.Цыплакова
Методист ___________Н.В.Кувшинова
Рецензенты: С.Ф.Петенко, начальник отдела ИТ ЗАО «БСС»
А.А.Михайлов, руководитель ИТ ФГОУ СПО «Борисоглебский сельскохозяйственный техникум»
Методические указания предназначены для студентов второго курса специальности 080501 «Менеджмент по отраслям» при прохождении практики по компьютерным технологиям.
Оглавление
Введение 4
Описание рабочего места студента для выполнения лабораторных работ 5
Лабораторные работы 6
Заключение 33
Литература 34
Введение
Основная задача практики по компьютерным технологиям для специальности 080501 «Менеджмент (по отраслям)» состоит в совершенствовании практических знаний студентов в области информатики, приобретении навыков работы с вычислительной техникой для дальнейшего использования ее в профессиональной деятельности, формирования информационной культуру студента.
В результате прохождения учебной практики на компьютере студенты должны:
освоить новые средства обработки информации;
уметь организовать поиск информации, необходимой для решения поставленной задачи;
уметь профессионально пользоваться текстовыми редакторами;
уметь использовать электронные таблицы в своей профессиональной деятельности.
Основной целью данных методических указаний является оказание помощи студентам при выполнении лабораторных работ. Каждая работа содержит пояснение, в которое включен теоретический материал по теме данной работы и указания по ходу выполнения заданий.
Рабочая программа практики рассчитана на 36 часов. Для проведения практики группа делится на подгруппы. В идеальном варианте: каждому студенту отводится свое рабочее место.
Итоговой частью работы по практике является подготовленный в соответствии с программой пакет документов с заданной информацией. Выполненные лабораторные работы студент сдает на проверку на внешнем носителе информации. Для облегчения задачи пользователя – студента ему предоставляются образцы выполнения лабораторных работ.
Успешное выполнение программы практики играет большую роль в становлении специалиста (по окончании техникума студенты данного отделения получают рабочую профессию – оператор ПК) и является серьезной подготовкой к изучению предмета «Информационные технологии в профессиональной деятельности» на третьем курсе.
Описание рабочего места студента для выполнения лабораторных работ.
Персональный компьютер.
Инструкционная карта для выполнения лабораторных работ.
Локальная сеть.
Принтер.
Сканер.
Мультимедиапроектор.
Инструкция по охране труда в кабинете информатики.
Лабораторные работы.
Лабораторная работа №1
Тема: «ОПЕРАЦИИ С ДИСКАМИ, ПАПКАМИ, ФАЙЛАМИ В ПРИЛОЖЕНИИ ПРОВОДНИК»
Цель работы: закрепить навыки работы с различными объектами в Проводнике.
П ояснение к работе:
В операционной системе Windows различные операции с объектами (папками, документами, файлами, ярлыками) удобно выполнять в окне Проводник, которое имеет стандартную структуру.
Окно Проводник разделено на две части в вертикальном направлении разделителем. Левая часть окна содержит дерево папок – наименование папок и их иерархическое дерево, причем иерархия может отображаться с разной степенью детальности. На дереве показаны папки локальных дисков, дисководов, устройств чтения компакт-дисков, системных папок и сетевых ресурсов. Эта структура обеспечивает доступ к любому объекту компьютера. Правая часть служит для отображения содержимого папки, которая выделена в левой области окна. Левая часть окна облегчает переход между папками, позволят просмотреть структуру папок, дает возможность перемещать и копировать папки и документы, перетаскивая их из правой области в левую. Папки, входящие в дерево папок, могут быть открытые и закрытые. В текущий момент может быть открыта только одна папка.
О
ткрытая папка изображается значком- , закрытая -
Чтобы открыть папку, нужно щелкнуть на ее названии или значке. Папка, содержащая внутри себя другие папки, может быть изображена двумя способами:
развернутая папка – видны все вложенные в нее папки, расположенные в иерархическом порядке; у развернутой папки есть индикатор « - », находящийся слева от значка папки;
сжатая папка – вложенные папки не отображаются в дереве папок, сжатая папка имеет индикатор « + », расположенный слева от значка папки.
Папка без индикатора не включает в себя других папок.
Дерево папок позволяет легко переходить от одной папки к другой. Чтобы перейти к другой папке, следует щелкнуть на значке папки или ее названии. Такая папка станет текущей (открытой), а ее содержимое появиться в правой области окна. Чтобы развернуть сжатую папку, нужно щелкнуть по индикатору папки «+», при этом на дереве будут показаны все вложенные в него папки и индикатор сменится на противоположенный. Свернуть развернутую папку можно щелчком по индикатору « - », который сменится на противоположенный.
Чтобы открыть папку одновременно развернуть (свернуть) соответствующий элемент структуры, следует сделать двойной щелчок на значке папки или ее названии. Папка станет текущей, ее содержимое появится в правой части окна и одновременно изменится степень детализации структуры в левой части окна.
Студент должен уметь в результате выполнения работы: работать с окном Проводник, создавать папки, создавать файлы, копировать и перемещать папки и файлы, удалять файлы и папки, сохранять файлы в папки, в том числе на внешние носители.
Порядок выполнения:
Запустить Проводник (двойной щелчок на значке Мой компьютер)
Задать в правом окне Проводника содержимое диска D, для чего щелкнуть по его имени в левом окне Проводника в списке с объектами
Задать вид отображения папок и файлов в окне Проводника в виде таблицы, для чего в меню Вид выбрать опцию Таблица
Упорядочить размещение значков папок и файлов по дате последнего изменения, для чего щелкнуть в правой части окна Проводника на заголовке графы Изменен
Упорядочить размещение значков папок и файлов по алфавиту имен, для чего щелкнуть в правой части окна Проводника на заголовке графы Имя
Создать в корневой директории диска D папку с именем 1111:
задать в правом окне Проводника отображение диска D
установить курсор в окне диска D (в данном случае в правом окне)
вызвать контекстное меню и выбрать команду Создать
в раскрывшемся списке выбрать Папку и задать имя созданной папки 1111, нажать Enter
Создать в папке 1111 текстовый файл Пример 1:
открыть папку 1111
в окне папки вызвать контекстное меню и выбрать тип создаваемого файла –документ Microsoft Word
задать имя файла Пример 1
Создать папку 2222 в корневой директории диска D и скопировать в нее файл Пример 1 из папки 1111:
создать папку 2222 на диске D (пункт 6)
перейти в папку 1111, установить курсор на файл Пример 1, вызвать контекстное меню, выбрать команду Копировать
перейти в папку 2222 и в контекстном меню выбрать команду Вставить
Переименовать файл Пример 1 в папке 2222 на диске D в файл Пример 2
указать файл Пример 2 в папке 2222 на диске D
вызвать контекстное меню и выбрать команду Переименовать, изменить имя и нажать Enter
Удалить файл Пример 2 в папке 2222 на диске D
указать файл Пример 2, вызвать контекстное меню, выбрать команду Удалить, в диалоговом окне подтвердить удаление выбрав Да
Удалить папку 2222 с диска D, для чего выйти в корневой каталог диска D, указать папку 2222, вызвать контекстное меню, выбрать команду Удалить, в диалоговом окне подтвердить удаление, щелкнув кнопку Да
Создать в папке Мои документы папку, имя которой будет содержать вашу фамилию, имя , номер группы:
в левом окне Проводника выберите папку Мои документы
в окне папки Мои документы (правой части Проводника) вызовите контекстное меню и выберите команду Создать
далее выберите папку, введите имя папки
В папке 1111 создайте документ Microsoft Word с именем «не забуду никогда»
Откройте созданный документ и введите в нем следующий текст:
Каждую выполненную мной лабораторную работу буду сохранять. Сохранять буду сначала в папку Мои документы во вложенную папку со своим именем, затем буду копировать лабораторную работы на Диск 3,5А. Имя каждой лабораторной работы будет не абы-каким, а будет содержать Мою фамилию и номер. ТЫ ЗАПОМНИЛ?
Отформатируйте введенный текст, так чтобы он занимал всю страницу и был красного цвета.; закройте документ, на вопрос сохранения ответив да
Скопируйте файл «не забуду никогда» в свою папку в папке Мои документы:
откройте свою папку 1111
в правой части Проводника для файла вызовите контекстное меню и выберите команду Копировать
откройте свою папку в папке Мои документы
в окне открытой папки вызовите контекстное меню и выберите команду Вставить
17. Удалить папку 1111 (пункт 11)
18. Сохраните созданный файл на Диск 3,5А
1й способ:
открыть документ
выполнить Файл/Сохранить как
в окне сохранения документа во строке Папка выбрать Диск 3,5А (щелчок по кнопке 6 в этой строке)
выполнить Сохранить
закрыть все окна
2й способ:
открыть папку Мои документы, затем папку со своим именем
выделить в правой части Проводника файл
вызвать контекстное меню и выбрать Отправить/Диск 3,5А (или без вызова контекстного меню Файл/Отправить/Диск 3,5А
закрыть все окна
19. Проверить наличие файла на Диске 3,5А:
открыть Проводник
обратиться к Диску 3,5А (в левом окне)
в правом окне отобразится содержимое Диска 3,5А, в том числе файл «не забуду никогда»
Закрыть все окна.
Содержание отчета: созданные папки и файлы на внешнем носителе информации.
Контрольные вопросы:
Для чего служит окно Проводник?
Какие операции с объектами можно выполнять в окне Проводник?
Как выполнить сохранение документа?
Литература:
1 Черноскутова И.А. «Информатика» стр73-75.
2 Сергованцев В.Т. "Компьютеризация сельскохозяйственного производства" стр73-75.
Лабораторная работа № 2.
Тема: «Создание и редактирование таблиц»
Цель работы: получить навыки использования таблиц в текстовом документе.
Пояснение к работе:
С помощью Word можно создавать документы, в которых часть данных помещается в таблицу. Таблица в Word – это некоторое число строк и столбцов, на пересечении которых находятся ячейки. При построении таблицы следует помнить, что сначала создается пустая таблица, содержащая нужное количество строк т столбцов, а затем в таблицу вносятся данные. При желании таблица может быть отформатирована.
Для создания таблицы можно использовать любой из двух способов:
1-й способ: 1) в панели инструментов Стандартная щелкнуть по кнопке Вставить таблицу;
2) протащить курсор через нужное количество строк и столбцов.
2-й способ: 1) в меню выбрать пункт Таблица, затем Вставить, затем Таблица;
2) в открывшемся окне указать количество и столбцов.
В результате этих действий таблица будет вставлена в документ. Для заполнения ее нужно установить точку ввода в первую из заполняемых ячеек и набрать текст. При достижении правого края ячейки программа переносит текст на следующую строку, увеличивая размер по вертикали.
Внутри таблицы могут быть выполнены следующие действия:
переход к следующей ячейке таблицы – клавиша Tab;
переход к предыдущей ячейке – Shift + Tab
добавить строку – выделить строку, перед которой (после которой) нужно добавить новую, далее в пункте меню Таблица выбрать команду Добавить строку выше (ниже);
добавить столбец – выделить столбец, перед которым (после которого) будет вставлен новый столбец, далее в пункте меню Таблица выбрать команду Добавить столбец слева (справа);
удалить строку (столбец) – выделить строку (столбец) и в меню таблица выбрать команду Удалить строку (столбец);
изменить ширину столбца (строки) – подвести указатель мыши к границе столбца (строки), указатель будет иметь вид двунаправленной стрелки, с помощью этой стрелки перетащить границу на нужный размер;
объединить смежные ячейки – выделить эти смежные ячейки, далее в меню Таблица выбрать команду Объединить ячейки.
В Word можно отформатировать содержимое строки или столбца, или нескольких строк и столбцов одновременно. С этой целью следует выделить область форматирования и, используя обычные средства форматирования, внести изменения в выделенные ячейки.
Можно отформатировать таблицу целиком, для этого нужно выполнить Таблица, Автоформат таблицы. В открывшемся диалоговом окне выбрать нужный формат и в поле Образец оценить все производимые изменения. Закончив выбор, нужно щелкнуть на кнопке ОК.
Порядок выполнения:
Загрузите табличный процессор WORD.
Создайте таблицу по образцу:
| понедельник | вторник | среда | четверг | пятница |
1 | Математика | Чтение | Математика | Русский язык | Физкультура |
2 | Труд | Музыка | Чтение | Этика | Математика |
3 | Чтение | Русский язык | Русский язык | Математика | Чтение |
4 | Физкультура | Математика | Труд | ОБЖ | ИЗО |
Для этого:
установить Отступ слева и Отступ первой строки-0
выберите кнопку Добавить таблицу в панели инструментов Форматирование
в открывшемся окне с помощью мыши установите числостолбцов-6, число строк-5
введите в ячейки таблицы соответствующий текст.
Отредактируйте таблицу:
уменьшите ширину первого столбца (переместить указатель на горизонтальной линейке)
выделите столбцы с 2 по 6(установите курсор над вторым столбцом так, чтобы он принял форму черной стрелки, направленной вниз, и перетащите до 6 столбца)
выровняйте ширину выделенных столбцов Таблица/Автоподбор/Выровнять ширину столбцов
выделите всю таблицу: Таблица/Выделить/Таблица
отцентрируйте текст в таблице
для первого столбца и строки установите шрифт Полужирный и Заливку
основной текст таблицы отформатируйте Курсивом.
В режиме предварительного просмотра сравните полученный документ с образцом
Удалите последний столбец таблицы:
выделите столбец
выполните Таблица/Удалить/Столбцы
Вставьте строку в таблицу:
выделите вторую строку ( щелчок мыши на полях слева от строки)
выполните Таблица/Вставить/Строки выше
Вставьте столбец в таблицу:
выделите последний столбец таблицы
выполните Таблица/Вставить/Столбцы слева
Измените ширину нового столбца и новой строки
выделите столбец
выполните Таблица/Свойства таблицы
выберите закладку Столбец
установить ширину 2 см
выделите строку
выполните Таблица/Свойства таблицы
выберите закладку Строка
установите высоту 2 см
Установите для таблицы одинаковую ширину строк и одинаковую высоту столбцов (самостоятельно).
Заполните пустые строки и столбцы в таблице.
Оформите таблицу, используя режим автоформатирования, для этого:
выделите всю таблицу
выполните Таблица/Автоформат таблицы
в списке выбрать любой вариант и подтвердить ОК
Начать работу на следующем листе документа.
Создать таблицу по образцу:
№ п/п | Фамилия и имя студента | Успеваемость | |||||
Зачет 1 | Зачет 2 | Зачет 3 | Зачет 4 | Зачет 5 | Итог | ||
1 | Абраменков Евгений |
|
|
|
|
|
|
2 | Вавилов Семен |
|
|
|
|
|
|
3 | Смирнов Алексей |
|
|
|
|
|
|
4 | Григорьев Андрей |
|
|
|
|
|
|
5 | Арбузов Павел |
|
|
|
|
|
|
6 | Григорьева Светлана |
|
|
|
|
|
|
7 | Королева Наталья |
|
|
|
|
|
|
8 | Холодова Ольга |
|
|
|
|
|
|
9 | Яковлева Нина |
|
|
|
|
|
|
10 | Захаров Олег |
|
|
|
|
|
|
Для этого:
добавьте таблицу из 3 столбцов и 11 строк
уменьшите ширину первого столбца
выровнять ширину второго и третьего столбца
выделите третий столбец
выполните Таблица/Разбить ячейки
установите число столбцов-6, количество строк-11, ОК
выделите 6 ячеек (сверху, справа)
выполните Таблица/Объединить ячейки
Введите в таблицу текст, оформив первый столбец как нумерованный список
В пустые ячейки (кроме последнего столбца ) введите произвольные числовые значения
В каждую ячейку последнего столбца введите формулы для расчета средней оценки, для этого:
установите курсор в пустую ячейку
выберите Таблица/Формула
в поле Формула введите =AVERAGE(LEFT)
подтвердите ОК
Измените ориентацию текста в ячейках, для этого:
выделите ячейки, содержащие слово Зачет
выберите Формат/Направление текста
выберите вариант ориентации и нажмите ОК
Отсортируйте фамилии по алфавиту, для этого:
выделите ячейки, содержащие фамилии
выберите Таблица/Сортировка
установите режим по возрастанию и подтвердите ОК
Просмотрите результат в режиме предварительного просмотра
Отмените границы для таблицы, для этого:
выделите таблицу
выполните Формат/Границы и заливка
выберите закладку Границы и назначьте тип границ Нет
Назначьте границы (рамка или сетка) для нескольких ячеек таблицы (самостоятельно)
Документ сохранить в свою папку и скопировать на диск
Содержание отчета: текстовый документ из 2-х листов с созданными таблицами согласно образцу.
Контрольные вопросы:
Какие действия нужно выполнить для создания таблицы?
Как осуществляется ввод данных в таблицу?
Как таблица редактируется?
Как вставить столбцы и строки в таблицу?
Как удалить строки и столбцы из таблицы?
Литература:
1 Черноскутова И.А. «Информатика» стр73-75.
2 Сергованцев В.Т. "Компьютеризация сельскохозяйственного производства" стр175-177.
Лабораторная работа 3.
Часть 1
Тема: «Вставка рисунков из файлов»
Цель работы: получить навыки использования рисунков, графических объектов в текстовом документе.
Пояснение к работе:
В программе WORD графические объекты можно создавать собственными графическими средствами или импортировать из файлов, либо создавать в других программных приложениях (графических редакторах). Кроме этого в объекты и текст в документе могут оформляться не только обычным форматированием, но и с применением специальных приемов. При задании команды Вставка/Надпись на экране появляется рамка, в которую можно вставить любой текст виде надписи или графический объект и оформить их. Это выполняется с помощью диалогового окна Формат рисунка (меню Формат/Рисунок или через контекстное меню). При вставке любого графического объекта в документ, особенно если он помещается в документ с текстом, необходимо обратить внимание на обтекание объекта. Обтекание объекта задается в диалоговом окне Формат рисунка, закладка Положение. Обычно для удобного расположения объекта в тексте используется обтекание Вокруг рамки. После этого объект будет легко расположить относительно других элементов документа, не затрагивая их.
Все объекты вставляются из меню Вставка:
для ввода символов –Вставка/Символ
для ввода автофигур – Вставка/Рисунок/Автофигуры
для ввода рисунка - Вставка/Рисунок/Картинки
для оформления фигурного текста - Вставка/Рисунок/Объект WordArt.
Во всех случаях в открывающемся окне надо выбрать нужный символ, автофигуру или рисунок и дать подтверждающую команду. Форматирование вставленных объектов производится аналогично форматированию надписи.
Порядок выполнения:
Загрузите текстовый процессор WORD.
Введите следующий текст
ВСТАВКА РИСУНКОВ ИЗ ФАЙЛА
Скопируйте текст 6 раз.
Вставьте в документ рисунок из файла, для этого:
выберите Вставка/Рисунок /Из файла
в появившемся диалоговом окне откройте любую папку
выберите любой файл из списка и вставьте его в документ, щелкнув по нему мышью, рисунок будет вставлен
Измените размер и расположение рисунка
выделите рисунок (одинарный щелчок по рисунку)
установите курсор на один из маркеров выделяющей рамки(курсор будет в виде двухсторонней стрелки) и переместите мышку
переместите рисунок на текст, для чего установите мышь на рисунок, нажмите левую кнопку мыши, и не отпуская, перенесите рисунок на текст
просмотрите результат
Переместите рисунок в объект Надпись, для этого:
на панели Рисование выберите кнопку Надпись
расположите курсор (в форме крестика) в месте размещения одного из краев надписи
нажмите кнопку мыши и протащите указатель мыши до получения размера как у рисунка
выделите рисунок и вырежьте его
курсор установите внутри надписи, выполните вставку из буфера
перенесите рисунок на текст, просмотрите результат
Создайте обтекание рисунка текстом, для этого:
выделите Надпись
выберите Формат/Надпись
выберите закладку Положение
назначьте режим Вокруг рамки, ОК
Удалите свой текст и надпись (выделить и Delete)
Создайте следующий документ по образцу
для этого:
1) вставьте надпись установите в ней курсор и вставьте рисунок из файла(на выбор)
вставьте еще две надписи и введите в них соответствующий текст
в нижней части документа вставьте надпись и вставьте в нее рисунок
для каждого созданного объекта на ваше усмотрение либо уберите границы
Формат/Надпись/Цвета и линии/Линии/Цвет/Нет линий
либо установите границы(можно выбрать различный цвет линии и толщину)
Формат/Надпись/Цвета и линии/Линии/Цвет/Тип/Толщина
Создать рамку для всего объекта
выполнить Формат/Границы и заливка
выбрать закладку Страница
выбрать рамка, тип, цвет, ширину, применить ко всему документу, ОК
В режиме предварительного просмотра просмотреть документ
Тема: «СОЗДАНИЕ ТЕКСТОВЫХ ЭФФЕКТОВ»
Цель работы: получить навыки использования объекта WordArt
Порядок выполнения:
З агрузите текстовый процессор WORD.
2 Разговорный язык и письмо Индивидуально и в группах Опыт работы
123-45-67
. Выберите Вид/Панели инструментов/ WordArt3. Создать документ по образцу, для этого:
1) на панели WordArt выбрать кнопку Добавить объект WordArt
2) выбрать подходящий вариант, ОК
3) удалите ТЕКСТ НАДПИСИ
4) введите АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК, ОК
5) при необходимости измените размер вставленного объекта (выделить и растащить или сузить за маркеры на границе)
6) при необходимости измените расположение его на странице:
выделить, через контекстное меню выбрать Формат объекта WordArt/Положение/Вокруг рамки
после выполнения предыдущего пункта, курсор мыши навести на границу объекта и переместить в нужное место
вставьте надпись (Вставка/Надпись) и введите в нее маркированный список
затем объект выделить щелчком мыши и выполнить Формат/Надпись
в закладке Положение выбрать Перед текстом , в закладке Цвета и линии выполните Линия/Цвет/Нет линий
аналогичным образом, вставьте еще надпись и введите в нее символ телефона и номер(используя пункты 7) и 8))
поочередно переместить созданные надписи в нужное место (выделить щелчком мыши, поставить указатель на границу (указатель станет крестиком)), нажать левую клавишу мыши и переместить надпись в нужное место
В режиме предварительного просмотра сравните созданный документ с образцом.
Используя панель WordArt, измените объект по своему усмотрению.
Добавьте в документ следующее объявление:
ТЕЛ.
60171
Сохранить в свою папку под именем ЛР 3, скопировать на диск 3,5А
Содержание отчета: текстовый документ из 2-х листов с созданными графическими объектами согласно образцу.
Контрольные вопросы
Расскажите последовательность вставки рисунка в текстовый документ.
Как изменить расположение и размер рисунка?
Для чего создается обтекание рисунка текстом? Как это выполнить?
Как добавить или убрать границы у объекта?
Как получить в текстовом документе объект WordArt?
Литература:
1 Черноскутова И.А. «Информатика» стр173-175.
2 Сергованцев В.Т. «Компьютеризация сельскохозяйственного производства» стр156-157.
3. Е.В.Михеева «Информационные технологии в профессиональной деятельности» стр114-117
Лабораторная работа № 4
Тема: «ПОЗДРАВИТЕЛЬНЫЙ АДРЕС»
Цель работы: подготовка прикладных материалов
Пояснение к работе:
В лабораторной работе № 4 используются те же приемы работы, что и в предыдущей лабораторной работе. Новым в создаваемом документе является использование Буквицы.
Иногда документ нужно разбить на разделы (или части текста) не имеющие собственных заголовков. В этом случае удобно применять Буквицу. Буквица – это большая прописная буква (или слово, целиком состоящее из больших прописных букв).
Для создания буквицы необходимо сначала установить точку ввода в любое место предложения, а затем выполнить меню Формат, команда Буквица. В появившемся диалоговом окне Буквица нужно выбрать то назначение, которое подходит.
Порядок выполнения:
Загрузите текстовый процессор WORD.
Создайте поздравительный адрес по образцу
У
&
&
Василий Петрович!
Пр
70
70
имите искренние и сердечные поздравления в связи с знаменательным юбилеем! Желаем Вам всегда быть таким же вдумчивым и целеустремленным, заботливым и внимательным к людям.Ваш высокий профессионализм достоин подражания. Внутренняя интеллигентность и тактичность, отзывчивость и готовность вовремя прийти на помощь товарищам снискали глубокое уважение к Вам.
Дорогой
Василий Петрович!
В день Вашего 70-летия мы желаем Вам новых успехов в труде на благо России, большого счастья, здоровья и благополучия в жизни.
Коллекти в ЗАО
«
&
&
для этого:
выберите Файл/Параметры страницы
закладка Поля –поля по 2 см каждое, закладка Размер бумаги – А4:210х297
Введите текст адреса
Отформатируйте текст:
строки обращений - Полужирный курсив, Размер 30, Выравнивание По центру, Интервал разряженный 7пт
основной текст – Times New Roman, Полужирный, Размер 23, Выравнивание По ширине
Начальные буквы каждого из трех абзацев основного текста поочередно выделите и оформите в виде буквицы:
выберите Формат/Буквица
положение в тексте, высота в строках-2, расстояние до текста-0,2
Поочередно выделите фразы «знаменательным юбилеем», «Главстройреммонтаж», «Коллектив ЗАО», отмените полужирное начертание и установите Курсивное
Вставьте четыре Надписи (Вставка/Надпись), расположив их по углам адреса (для перемещения рамки с надписью, добиться вида курсора в форме крестика на рамке надписи и нажав левую клавишу мыши, переместить надпись)
В каждую из Надписей вставьте Символ & и задайте ему размер 28
Выделите поочередно каждую из надписей и выполните следующую последовательность действий:
выберите Формат/Надпись, закладка Цвета и линии
для Линии в списке Цвет выбрать Нет линий
Создайте изображение цифры 70 в основном тексте, для этого:
установите текстовый курсор ниже основного текста (например, на следующей странице)
выполните Вставка/Надпись, введите 70, отформатируйте введенную надпись: размер шрифта -400, цвет светло-серый, Полужирный курсив
измените размеры надписи так, чтобы текст полностью отображался
используя панель Рисование, расположите надпись за текстом, для этого:
выделите надпись, цвет линий – Нет линий
выберите Действия/Порядок/Поместить за текстом
переместите надпись за основной текст с помощью мыши (после выполнения перемещения второй лист, на котором была создана надпись, исчезнет)
Создайте прямоугольную рамку вокруг полученного текста (может быть использована либо панель Рисование, либо Формат/Границы и заливка)
Сравните полученный документ образцом
Сохраните в свою папку и на диск под именем ЛР№4.
Содержание отчета: текстовый документ с созданным поздравительным адресом согласно образцу.
Контрольные вопросы:
Для чего служит диалоговое окно Параметры страницы.
Как создать рамку для всего документа?
Как выполнить совмещение основного текста и объекта, помещенного в рамку Надпись?
Литература:
1 Сергованцев В.Т. «Компьютеризация сельскохозяйственного производства» стр147.
2 Е.В.Михеева «Информационные технологии в профессиональной деятельности» стр120.
Лабораторная работа №5
Тема: «ЗАПИСЬ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ФОРМУЛ»
Цель работы: получить навыки записи математических формул
Пояснение к работе:
В состав Word входит Редактор формул, который позволяет набирать формулы полиграфического качества. Формулы вставляются в текст как объект. Эти формулы предназначены для чтения, но не для вычислений. Средствами Word нельзя редактировать формулы, созданные Редактором формул, но можно изменить их месторасположение и размеры (так же как это делается с графическими объектами). Для запуска Редактора формул нужно выполнить меню Вставка/Объект/Тип объекта Microsoft Equation 3.0/ОК. При вызове редактора формул происходит частичная замена пунктов меню, кроме этого на экране дополнительно появляются панель инструментов Формула и рамка с маркерами. Внутри рамки находится графический объект, называемый слотом, с мигающим курсором ввода. Слот- это место, в которое помещается часть формулы. Число слотов зависит от структуры формулы. Например, в обыкновенной дроби два слота слот числителя и слот знаменателя.
Панель инструментов Формула состоит из двух рядов кнопок, каждая из которых открывает палитру – набор доступных для написания математических символов.
Верхний ряд содержит палитру символов, нижний палитры шаблонов формул. Шаблон – это готовая структура, состоящая из нескольких символов и слотов. Чтобы увидеть палитру, нужно щелкнуть на соответствующей кнопке в панели Формула.
Построение формулы представляет собой последовательный набор шаблонов и символов из палитр и вставку их в слоты уже набранной формулы. Некоторые элементы формул, например, имена переменных, вводят вручную с клавиатуры. Ввод всегда осуществляется в слот, в котором стоит курсор ввода. Курсор ввода перемещается из слота в слот либо с помощью мыши, либо с помощью кнопки Tab.
Завершается работа с Редактором формул щелчком мыши вне рамки с формулой. При этом происходит вставка формулы в документ. Для изменения месторасположения формулы или размеров формулы следует щелкнуть на формуле и после появления рамки вокруг формулы выполнить требуемые действия.
П орядок выполнения:
Загрузите текстовый процессор Word.
Создайте следующий фрагмент формулы, для этого:
поместите курсор в точку вставки формулы и выполните Вставка/Объект, закладка Создание
в поле Тип объекта выберите Microsoft Equation 3.0, OK (произошло открытие редактора формул)
в появившейся Панели инструментов выберите Шаблон сумм
выберите Шаблон суммы с верхним и нижним пределами(крайний правый шаблон в верхнем ряду), появится объект содержащий три слота (слот-место введения символов в выражении)
введите нужный символ, число или выражение в каждый из слотов, предварительно помещая туда курсор либо с помощью щелчка мыши, либо с помощью клавиш управления курсором.
завершите запись формулы (щелчок за пределами рамки или Esc)
3 Создайте формулу остатка ряда Тейлора, для этого:
1) поместите курсор в точку вставки формулы, откройте
редактор формул
2) в слоте ввода введите R
3) выберите Шаблоны верхних нижних индексов, выберите соответствующий шаблон(второй в верхней строке) и введите n
4) поместите курсор в конец введенной формулы и введите =
5) выберите Шаблоны дробей и радикалов и выберите соответствующий шаблон(слева сверху)
6) в слот числителя введите ƒ(ξ) (греческую букву выберите на панели инструментов)
7) установите курсор справа от f, выберите Шаблоны верхних нижних индексов и соответствующий шаблон (сверху слева), введите (n+1)
8) в слот знаменателя введите (n+1)!
9) установите курсор в конец введенной формулы и введите оставшуюся часть формулы аналогичным способом
10) завершите запись формулы
4 Измените формат для каждой из формул:
1) выделите формулу(одинарный щелчок)
2) выберите Формат/Объект, закладка Положение, выбрать Вокруг рамки
3) увеличьте размеры формулы и переместите формулу так , чтобы они не перекрывали друг друга
5 Создайте формулу с фигурными скобками по образцу:
1) откройте редактор формул, в слоте ввода введите y=
2) выберите Шаблоны скобок и нажмите соответствующую скобку
3) поместите курсор в слот и выберите Шаблоны матриц, выберите шаблон (второй в верхней строке), в верхний и нижний слоты введите соответствующие выражения
4) завершите запись формулы
6 Создайте матричную формулу по образцу
1) откройте редактор формул
2) введите левую часть формулы (греческие прописные буквы)
3) выберите Шаблоны матриц, и нажмите шаблон справа внизу
4) в открывшемся диалоговом окне задайте
число строк 3, число столбцов 3
выравнивание столбцов по центру, выравнивание строк по опорной линии
щелчком слева и справа от образца установите тип линии матрицы, подтвердите ОК
в первый слот первой строки введите а, выберите Шаблоны верхних нижних индексов, нажмите шаблон, устанавливающий нижний индекс справа и введите 1
аналогичным способом заполните остальные слоты, завершите запись формулы.
Сохранить работу в свою папку и на диск род именем ЛР5.
Содержание отчета: текстовый документ, содержащий формулы согласно образцу.
Контрольные вопросы:
Для чего служит Редактор формул?
Из чего состоит Панель инструментов в редакторе формул?
Что такое слот?
Каким образом меняются размеры и перемещаются готовые формулы?
Литература:
1 Черноскутова И.А. «Информатика» стр177-178.
2 Сергованцев В.Т. «Компьютеризация сельскохозяйственного производства» стр155-156.
Лабораторная работа №6
Тема: «БЛАНК ТОВАРНОГО СЧЕТА»
Цель работы: подготовка прикладных документов
Пояснение к работе:
При выполнении работы обратите внимание на создание рамки у частей текста. Создание обрамления (рамки) выполняется либо через панель инструментов Таблицы и границы, либо через диалоговое окно Границы и заливка в пункте меню Формат. Для выполнения обрамления необходимо поместить точку выделить ту часть текста, которую предполагается взять в рамку, выполнить меню Формат/Границы и заливка. В открывшемся окне произвести нужные назначения: задать тип рамки, тип линии обрамления, ширину.
Для создания таблицы используются уже ранее разобранные приемы в лабораторной работе №2
Порядок выполнения:
Загрузите текстовый процессор WORD.
Измените параметры страницы (Файл/Параметры страницы)
Формат страницыА4
Поля: верхнее и нижнее-2см, левое-3см, правое-1см
Введите и отформатируйте текстовую часть бланка
Поставщик: ЗАО «Стройинвест»
Банк поставщика: Адмиралтейский филиал АО ПСБ г.С-Петербург к/с 751911209
Р/с 511160046676 МФО 1116044, 4400300742 ИНН 780400 4533
Получатель: ТОО «Тяпляпстрой»
Банк получателя
Наряд
Заказ СЧЕТ№ 18.12.2019
Дополнения транзит
№ | Наименование | Ед. изм | Кол-во | Цена | Сумма |
1 |
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
|
| Итого: | 0 | |||
НДС(20%) | 0,0 | ||||
ВСЕГО: | 0 |
Поочередно выделите строки «Поставщик», «Бланк получателя», «Наряд», «Заказ», «Счет №», «Дополнения» и для каждой из них, выбрав Границы и заливка, и установите Рамка и в списке Применить к выберите значение тексту
.Дату, размещенную справа от строки «Счет №», вставьте как поле:
установите курсор в место вставки, выберите Вставка/Дата время
выберите формат даты и установите флажок Обновлять автоматически, ОК
Создайте табличную часть бланка:
установите курсор в место вставки таблицы
выполните Вставить таблицу, задайте 6 столбцов, 12 строк
выделите всю таблицу и задайте выравнивание по центру
настройте ширину столбцов и высоту строк, перемещая мышью границы
выделите ячейки последних трех строк и объедините их (Таблица/Объединить ячейки)
Введите и отформатируйте текст в верхней строке, левом столбце и нижних трех строках таблицы
Установите курсор в третью снизу ячейку крайнего правого столбца и введите формулу, для этого:
выберите Таблица/Формула
в открывшемся окне введите =SUM(ABOVE) и нажмите OK
В ячейку ниже вставьте формулу =PRODUCT(F10;0,2)
В нижнюю ячейку крайнего правого столбца вставьте формулу =SUM(F10:F11)
Сравните полученный документ с образцом
Примечание при задании формулы диапазон ячеек должен соответствовать числу строк в бланке, при изменении содержимого ячеек с данными для формулы перерасчет производится по команде F9
12.Сохранить документ в свою папку и на диск под именем ЛР6.
Содержание отчета: текстовый документ, содержащий бланк товарного счета по образцу.
Контрольные вопросы:
Какие клавиши должны быть использованы для установки расстояний между словами?
Как задать отступ для отдельных строк документа?
Каким образом выполняется обрамление для текста? На что нужно обратить внимание при выполнении этой операции?
Литература:
1 Черноскутова И.А. «Информатика» стр73-75.
2 Сергованцев В.Т. "Компьютеризация сельскохозяйственного производства" стр175-177, 149-150.
Лабораторная работа №7
Тема: «ВЕРСТКА ГАЗЕТНОЙ ПОЛОСЫ»
Цель работы: подготовка прикладных документов
Пояснение к работе:
В данном документе используется текст, разбитый на колонки. Отформатировать в колонки можно текст, содержащийся в разделе. Перед подачей команды следует поместить точку ввода внутрь форматируемого раздела и далее выполнить действия: меню Формат/Колонки. В диалоговом окне Колонки можно задать число колонок, установить разделитель между колонками, отрегулировать ширину колонок
Порядок выполнения:
Загрузите текстовый процессор WORD
Выберите Формат/Колонки, задайте число столбцов 3, установите флажок колонки одинаковой ширины и разделитель, ОК
В первом абзаце первой колонки:
введите имя и фамилию автора статьи
задайте выравнивание абзаца по центру, шрифт Arial, начертание полужирное
задайте границы сверху и снизу(Формат/Границы заливка)
Наберите основной текст статьи
Установите курсор в первую строку первого абзаца и задайте Буквицу
Формат/Буквица
выберите положение В тексте
высота в строках-2
расстояние до текста -0, ОК
Установите курсор непосредственно после текста статьи
Для обеспечения равномерного распределения текста по всем трем колонкам выполните Вставка/разрыв, Новый раздел на текущей странице, ОК
Создайте заголовок на две колонки, для этого выполните Вставка/Надпись
Внутри рамки наберите текст заголовка и отформатируйте его (размер 20, полужирный курсив, интервал разряженный 2пт)
Введите текст подзаголовка и отформатируйте его ( размер 12, начертание полужирное )
Выделите надпись и настройте ее размеры и положение:
выберите Формат/Надпись
на вкладке Положение выберите Вокруг рамки
на вкладке Надпись задайте нулевой просвет по всем сторонам рамки надписи
на вкладке Цвета и линии для Линии в списке Цвет выберите Нет линий
Переместить Надпись в нужное место
Сравнить с образцом
Т
Купание желтого жирафа
Спасательную операцию чрезвычайной сложности
пришлось проделать сотрудникам столичного зоопарка
в минувшие выходные
атьяна ФедоткинаЖирафиха попала в бассейн, что называется по собственной дурости: разыгравшись, она разогналась и не сумела затормозить на краю. Животное влетело в воду грудью, и хорошо еще, копыта заскользили по дну. Жирафиха, не приученная к водным процедурам, искупавшись, окончательно потеряла голову.
Прибежавшие ей на помощь, зоотехники, вызванные по рации, сразу же бросились вылавливать жирафиху из воды. Работа эта заняла несколько часов. Жирафиха начала отчаянно лягаться и чуть не задела одного из своих спасателей. Когда ее, наконец, удалось вытащить из бассейна, страдалицу тут обступили со всех сторон сочувствующие собратья, а ее ближайшая подружка, утешая бедняжку, нежно поцеловала горе-пловчиху в губы.
Тема: «ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА»
Цель выполнения: подготовка прикладных документов
Пояснение к работе:
При выполнении лабораторной работы обратить внимание на следующие моменты. Перед тиражированием визитной карточки, нужно сгруппировать объект Надпись в котором создавалась сама карточка и горизонтальную разделительную линию внутри визитной карточки. Для этого нужно выполнить поочередное выделение обоих объектов при нажатой клавише Shift, и затем выполнить на панели Рисование Рисование/Группировать).
Для тиражирования использовать буфер обмена(операции Копировать и Встав выделить поочередно при нажатой Shift, на панели Рисование Рисование/Группировать)
Порядок выполнения:
В созданном документе перейдите на начало новой страницы (Ctrl/Enter)
Задайте отображение панелей Рисование и Настройка отображения(Вид/Панели инструментов)
Используя панель инструментов Рисование создайте Надпись
На панели Настройка изображения выберите Формат надписи
Выберите закладку Размер и установите Высоту-5см и Ширину 9см,ОК
Введите текст визитной карточки
ИВАНОВ
Алексей Петрович
программист
(администрирование баз данных)
С-Петербург, т.123-45-67
Попов, 21/32
Отформатируйте текст:
первая строка – шрифт Times New Roman, размер 14, начертание Полужирное, Прописные буквы, текст Разряженный- 4пт.
вторая строка – то же, начертание Курсив
для двух последующих строк – шрифт Arial, размер11 пт и 10 пт, начертание Полужирное и курсив соответственно
Используя кнопку Линия на панели Рисование, создайте разделительную линию
Для остального текста задайте:
шрифт Times New Roman, размер 12, начертание Обычное
разгонку текста в пятой строке выполните с помощью кнопки Tab
Все строки (кроме последней) отцентрируйте
Распределите строки по вертикали:
для первой строки выполните Формат/Абзац, закладка Отступы и интервалы, интервал перед и после 12 пт
для третьей строки выполните Формат/Абзац, закладка Отступы и интервалы, интервал перед и после 6 пт
четвертую и пятую строки отделите с помощью знака абзаца(Enter)
Сравните полученный документ с образцом
Выполните тиражирование визитной карточки:
сгруппируйте объект Надпись и разделительную линию(выделить поочередно при нажатой Shift, на панели Рисование Рисование/Группировать)
разместите визитную карточку в левом верхнем углу страницы
для размещения копий визитной карточки повторите нужное число раз следующие действия
выделите карточку
нажмите Ctrl и перетащите копию карточки в свободное место страницы
Сохраните документ в свою папку и на диск под именем ЛР 7
Содержание отчета: текстовый документ, содержащий два листа, 1-й лист газетная полоса,2-й лист растиражированные визитные карточки.
Контрольные вопросы:
Как расположить текст в документе в колонки? Чем отличается такой текст от обычного документа?
Как обеспечивается равномерное распределение текста в колонки на страницах?
Какую роль играет выполнение разрыва раздела при создании документе?
Как расположить строки по вертикали на разном расстоянии?
Как сгруппировать два графических объекта?
Как выполнить тиражирование визитной карточки?
Литература:
1 Сергованцев В.Т. "Компьютеризация сельскохозяйственного производства" стр 151.
2 Е.В.Михеева «Информационные технологии в профессиональной деятельности» стр119.
Лабораторная работа №8
Тема: «ВЕРСТКА КНИГИ»
Цель работы: подготовка прикладных документов
Пояснение к работе:
Пользователи часто работают с документами определенного типа, например с отчетами, деловыми письмами, календарями, приглашениями и т.д. Документы одного типа обычно имеют сходные элементы (например, одинаковые фрагменты текста), сходные стили оформления и т.п. Существуют два типа стиля оформления:
стиль абзаца, определяющий основные параметры формата (шрифт, стиль шрифта, размер, способ выравнивания строк, межстрочное расстояние и др.;
стиль символов, определяющий шрифт, начертание, размер шрифта.
Список имеющихся стилей оформления можно получить двумя способами: либо щелкнув по кнопке раскрывающегося списка Стиль в панели инструментов Форматирование, либо выполнив меню Формат/Стили и форматирование (справа в окне откроется окно Стили и форматирование). В этом списке названия стилей абзаца набраны полужирным шрифтом, а названия стилей символов – обычным.
Что можно сделать с этим списком?
Можно применить определенный стиль к некоторому элементу документа. Например, установив текстовый курсор в каком-то абзаце и выбрав в списке стилей «Заголовок 2», присвоить этому абзацу статус заголовка второго уровня.
Можно модифицировать существующий стиль (например, для оформления названия раздела), либо создать новый стиль. Для этого нужно открыть окно Стили и форматирование и используя кнопку Создать стиль внести в открывшееся диалоговое окно Создание стиля нужные вам изменения.
Иногда при создании больших документов необходимо вставить дополнительную информацию в верхнюю или нижнюю часть страницы. Этой информацией могут быть заголовок раздела, номер страницы или дата. Информацию, помещенную в верхнюю часть страницы, называют верхним колонтитулом, а в нижнюю – нижним колонтитулом. Колонтитулы связывают страницы документа визуально. Форматирование содержимого колонтитулов осуществляется так же, как и форматирование основного текста документа.
Чтобы создать колонтитул нужно выполнить меню Вид/Колонтитулы, появиться рамка и панель инструментов Колонтитулы, кроме этого программа автоматически переключается в режим Разметки страницы, так как колонтитулы в обычном режиме не отображаются. При этом основной текст на экране станет «бледным», чтобы можно было сосредоточить свое внимание на верхнем колонтитуле (или нижнем).
Колонтитулы могут быть использованы для вставки нумерации страниц. Номер страницы автоматически изменяется для каждой последующей страницы. Для нумерации страниц следует выполнить действия: установить точку ввода, в том месте, где нужно разместить номер страницы и в панели инструментов Колонтитулы щелкнуть по кнопке Вставка номера страницы. Титульный лист и первая страница не содержат колонтитулов.
П
А.ДМИТРИЕВ
Загрузите текстовый процессор Word
О формите титульный лист
установите курсор в верхней части страницы и
введите фамилию автора, после этого
перейдите в конец страницы и введите три нижние строки
2) выполните Вставка/Рисунок/Объект Word
Art
выберите подходящий стиль надписи, и нажмите ОК
у далите имеющуюся заготовку и введите Microsoft Word(в два абзаца)
5
Москва
Издательство «Просвещение»
2005
) для созданного объекта выполните Формат/Объект / Word Art, измените размер, выберите положение Вокруг рамки, расположите объект в соответствии с образцом6) создайте второй объект учебное пособие (аналогично)
Для всех созданных объектов титульного листа с помощью мыши или символов конца абзаца уточните размещение друг относительно друга
Установите курсор в конец последней строки и вставьте вынужденный конец страницы Ctrl/Enter
Выполните настройку стилей книги, для этого:
выберите Формат/Стили и форматирование, в открывшемся окне справа укажите стиль Обычный, щелкните по стрелке вниз, выберите Изменить
задайте Стиль следующего абзаца - Обычный
нажмите кнопку Формат, выберите Абзац, выберите Выравнивание – По ширине, Отступ – Отступ первой строки, Интервалы – Одинарный межстрочный интервал
на вкладке Положение на странице установите Запрет висячих строк, и сбросьте все остальные флажки, ОК, ОК.
в поле Стили и форматирование настройте стиль Заголовок 1, для этого:
укажите Заголовок 1, щелкните по стрелке вниз около названия Заголовок 1
выберите Изменить, в открывшемся окне выберите кнопку Формат:
выберите Шрифт, основан на стиле Обычный, шрифт Arial, размер 18 пт, полужирный, все прописные, кернинг от 18 пт, ОК
выберите кнопку Формат, выберите Абзац
отступ первой строки – 0 см
для Интервала: перед-12 пт, после 3пт
на вкладке Положение на странице установить Не отрывать от следующего
в поле Стили и форматирование выберите Заголовок 2 и задайте параметры, как в стиле Заголовок 1 с некоторыми отличиями: размер шрифта 14 пт, снимите флажок Все прописные и кернинг от 18 пт, ОК, ОК.
в окне Стили и форматирование нажмите кнопку Закрыть
Примечание: параметры используемых для оформления книги стилей можно перенастроить на любом этапе работы
Введите следующий текст
Выполните настройку стилей для введенного текста, для этого:
выделите первую строку, выполните Формат/Стили и форматирование, выберите стиль Заголовок 1
выполните действия для 5, 9, и 13 строк.
выделяя последовательно строки с 2 по 4, с 6 по 8, с 10 по 12, с 14 по 16, настройте их на стиль Заголовок 2
Нижеследующие действия повторить для каждой строки с текстом «Практическая работа»:
установить курсор в конец строки нажать Enter
выполнить Вставка/Файл
в открывшемся окне выбрать свою папку, установить Тип файлов Документ Word
выбрать любой свой файл и выполнить Вставить
Выполните нумерацию заголовков:
установите курсор поочередно в строки, оформленные стилем Заголовок 1 или Заголовок 2
выполните Формат/список/многоуровневый
выберите подходящий вариант нумерации, ОК.
Создайте колонтитулы с номерами страниц, для этого:
настройте стиль колонтитулов:
выберите Формат/Стили и форматирование, укажите в списке стиль Верхний колонтитул, нажмите кнопку Изменить
нажмите кнопку Формат, выберите Шрифт, задайте размер 12 пт, начертание полужирное, ОК
нажмите кнопку Формат, выберите Границы, в поле Тип, выберите двойную линию, в поле Образец установите линию границы снизу, ОК, ОК.
в поле Стили и форматирование выберите из списка Номера страницы и выполните настройку аналогичным образом
разбейте книгу на 4 раздела:
установите курсор начало строки, оформленной как Заголовок 1
выполните Вставка/Разрыв/со следующей страницы, ОК
повторите предыдущие команды для остальных строк, для которых установлен стиль Заголовок 1
выполните Вставка/Номера страниц, положение внизу страницы, уберите флажок Номер на первой странице, ОК
нижеследующие действия повторить для каждого раздела книги:
установить курсор на первую страницу раздела
выполнить Вид/Колонтитулы
выберите Верхний колонтитул и отожмите кнопку Как в предыдущем разделе( для первого раздела не выполнять)
введите текст, соответствующий названию раздела
нажмите Закрыть
Постройте оглавление книги:
установите курсор в конец книги, нажмите Ctrl/Enter(вынужденный переход на следующую страницу)
введите текст «Оглавление», отформатируйте его, перейдите на следующий абзац
выполните Вставка/Ссылка/Оглавление и указатели, вкладка Оглавление
в списке Форматы выберите Из шаблона, снимите флажок гиперссылки вместо номеров, ок
Просмотрите результат работы в режиме предварительного просмотра
Сохраните выполненную работу в свою папку и на диск под именем ЛР№8
Содержание отчета: текстовый документ, содержащий книгу, состоящую из листов с разделами, оформленными колонтитулами и содержанием.
Контрольные вопросы:
Для чего служит окно Стили и форматирование?
Как создать свой стиль для форматирования?
Для чего служат колонтитулы? Как их создать?
Как вставить нумерацию для страниц документа?
Повлияло ли создание разрывов разделов на выполнение верстки книги?
Литература:
1 В.Т.Сергованцев "Компьютеризация сельскохозяйственного производства" стр 150-153.
2 Г.С.Гохберг «Информационные технологии» стр 34-35.
Заключение
После выполнения лабораторных работ студент должен предоставить отчет в виде пакета документов с заданной информацией в соответствии с образцами.
В результате прохождения учебной практики по компьютерным технологиям студенты должны уметь:
выполнять операции с дисками, папками, файлами в программе Проводник (создание, перемещение, копирование, удаление);
создавать, редактировать, использовать, форматировать таблицы в текстовом редакторе;
создавать деловую документацию в соответствии с государственными стандартами по делопроизводству;
использовать, форматировать рисунки, графические объекты в текстовом редакторе;
создавать и использовать прикладные материалы в текстовом редакторе;
записывать математические формулы;
использовать различные способы оформления документов, в том числе создавать собственные стили для форматирования;
создавать, редактировать, форматировать документы в табличном редакторе;
использовать формулы для вычислений;
использовать мастер функций, встроенные логические, текстовые функции и функции дата;
строить диаграммы, использовать мастер диаграмм;
редактировать и форматировать диаграммы;
выполнять сортировку и фильтрацию данных;
выполнять экспорт, импорт данных, работать с буфером обмена;
использовать режимы просмотра, изменения параметра страницы, печати текстовых документов, таблиц, диаграмм.
строить аналитические таблицы с помощью Microsoft Excel;
Литература
1 Сергованцев В.Т. Компьютеризация сельскохозяйственного производства.-М.: «Колос», 2001.
2 Гохберг Г.С. Информационные технологии.-М.: «Академия», 2004.
3 Информатика./ Под.общ.ред.И.А.Черноскутовой.-СПб.: «Питер»,2005.
4 Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности.-М: «Академия», 2006.
5 Михеева Е.В. Практикум по информатике.-М: «Академия», 2008.
Рецензия
На методические указания по выполнению лабораторных работ по дисциплине Практика по компьютерным технологиям для студентов специальности 080501 «Менеджмент по отраслям» очной формы обучения, разработанные Якшевой Г.В., преподавателем информатики и информационных технологий ФГОУ СПО «Борисоглебский сельскохозяйственный техникум».
Методические указания будут являться хорошей поддержкой при работе студентов на практике, так как содержат подробный теоретический материал по каждой теме, комментарии автора, подробные инструкционные карты для выполнения заданий, контрольные вопросы для проверки полученных знаний и навыков.
Содержание методических указаний соответствует названию работы и соответствует содержанию рабочей программы практики по компьютерным технологиям.
Методические указания состоят из следующих частей: ведение, описание рабочего места студента для выполнения лабораторных работ, лабораторные работы, заключение, литература.
Материал в работе излагается доступно, грамотно, для наглядности используются иллюстрации.
Пользуясь данным материалом студент может более качественно и с большей пользой для себя выполнить программу практики.
Рекомендовано автору подумать о создании методических указаний для других нерассмотренных разделов при изучении информационных технологий по специальности.
Вывод: Данные методические указания по выполнению лабораторных работ по дисциплине Практика по компьютерным технологиям для студентов специальности 080501 «Менеджмент по отраслям» очной формы обучения, разработанные Якшевой Г.В., преподавателем информатики и информационных технологий ФГОУ СПО «Борисоглебский сельскохозяйственный техникум» могут быть использованы в учебном процессе.
Рецензию составил ____________ Начальник отдела ИТ ЗАО «БСС» Петенко С.Ф.
25