КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«РЫЛЬСКИЙ АГРАРНЫЙ ТЕХНИКУМ»
Методические указания
по выполнению обучающимися самостоятельной работы по дисциплине
ОП.06 «Информационные технологии в профессиональной деятельности»
ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ: 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»
Рыльск, 2021г.
Оглавление
Пояснительная записка 3
Планирование самостоятельной работы 5
Общие рекомендации обучающемуся по выполнению заданий самостоятельной работы 7
Задания самостоятельной работы 8
Перечень учебно-методического и информационного обеспечения 19
Пояснительная записка
Методические указания к выполнению обучающимися самостоятельной работы по дисциплине ОП.06 «Информационные технологии в профессиональной деятельности» предназначены для студентов по программе подготовки специалистов среднего звена 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»
Цель методических указаний: оказание помощи обучающимся в выполнении самостоятельной работы по дисциплине ОП.06 «Информационные технологии в профессиональной деятельности».
Местодисциплинывструктуреосновнойпрофессиональнойобразовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл и относится к профессиональным дисциплинам.
Цели и задачи дисциплины–требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- применять программное обеспечение, компьютерные и телекоммуникационные средства в профессиональной деятельности;
- отображать информацию с помощью принтеров, плоттеров и средств мультимедиа;
- устанавливать пакеты прикладных программ.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности;
- основные этапы решения задач с помощью электронно-вычислительных машин;
- перечень периферийных устройств, необходимых для реализации автоматизированного рабочего места на базе персонального компьютера;
- технологию поиска информации;
- технологию освоения пакетов прикладных программ.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития. Заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности
ПК 1.2. Разрабатывать архитектурно-строительные чертежи с использованием информационных технологий.
ПК 1.3. Выполнять несложные расчеты и конструирование строительных конструкций.
ПК 1.4. Участвовать в разработке проекта производства работ с применением информационных технологий.
ПК 2.3. Проводить оперативный учет объемов выполняемых работ и расхода материальных ресурсов.
ПК 3.1. Осуществлять оперативное планирование деятельности структурных подразделений при проведении строительно-монтажных работ, текущего содержания и реконструкции строительных объектов.
ПК 3.2. Обеспечивать работу структурных подразделений при выполнении производственных задач.
ПК 3.3. Контролировать и оценивать деятельность структурных подразделений.
ПК 3.4. Обеспечивать соблюдения требований охраны труда, безопасности жизнедеятельности и защиту окружающей среды при выполнении строительно-монтажных и ремонтных работ и работ по реконструкции строительных объектов.
Рекомендуемоеколичествочасовнаосвоениепрограммыдисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 99 часов,
в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 66 часов;
самостоятельнойработы обучающегося-33 часа.
Планирование самостоятельной работы
Наименование разделов и тем | Содержание самостоятельной работы обучающихся | Количество часов, отведенных на самостоятельную работу | Форма представления результатов |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Основы информационных технологий | Составление схемы «Характерные черты информационного общества» Составление таблицы «Этапы развития информационных технологий» Подготовка к практическим работам Поиск информации в Интернете на тему: «Характеристика АРМ строителя» | 6 | Схема «Характерные черты информационного общества» Таблица «Этапы развития информационных технологий» Отчет «Характеристика АРМ строителя» Заготовка отчета к практическим работам |
Раздел 2. Технология обработки текстовой информации | Составление глоссария «Текстовый процессор» Составление схемы «Объекты текстового процессора MSWord и их свойства» Подготовка к практическим работам | 4 | Глоссарий «Текстовый процессор» Схема «Объекты текстового процессора MSWord и их свойства» Заготовка отчета к практическим работам |
Раздел 3. Технология обработки числовой информации | Решение ситуационных задач Составление кроссворда «Табличный процессор» Подготовка к практическим работам | 8 | Решение ситуационных задач Кроссворд «Табличный процессор» Заготовка отчета к практическим работам |
Раздел 4. Обработка экономической информации в табличном процессоре MSExcel | Решение ситуационных задач Подготовка к практическим работам | 4 | Решение ситуационных задач Заготовка отчета к практическим работам |
Раздел 5. Мультимедийные технологии обработки и представления информации | Составление таблицы «Классификация мультимедиа устройств и их основные функции» | 2 | Таблица «Классификация мультимедиа устройств и их основные функции» |
Раздел 6. Основы проектирования в САПР Компас 3D-LT | Решение ситуационных задач Подготовка к практическим работам | 4 | Решение ситуационных задач Заготовка отчета к практическим работам |
Раздел 7. Телекоммуникационные технологии | Составление глоссария «Службы Интернета» Оформление схемы «Разработка сайта от А до Я» | 4 | Глоссарий «Службы Интернета» Схема«Разработка сайта от А до Я» |
Раздел 8.Основы информационной и компьютерной безопасности | Составление таблицы «Правовые методы защиты информации» | 1 | Таблица «Правовые методы защиты информации» |
Общие рекомендации обучающемуся по выполнению заданий самостоятельной работы
Внимательно прочитайте название темы, цели и задачи самостоятельной работы.
Внимательно изучите методические указания по выполнению самостоятельной работы.
Ознакомьтесь со списком литературы и источников по заданной теме самостоятельной работы.
Повторите весь теоретический материал по конспектам и другим источникам, относящийся к теме самостоятельной работы, ответьте на контрольные вопросы по изученному материалу.
Подготовьте все необходимое для выполнения задания, рационально организуйте рабочее место.
Продумайте ход выполнения работы.
Если ваша работа связана с использованием ИКТ, проверьте наличие и работоспособность программного обеспечения, необходимого для выполнения задания.
Если при выполнении самостоятельной работы применяется групповое или коллективное выполнение задания, старайтесь поддерживать в коллективе нормальный психологический климат, грамотно распределить роли и обязанности.
При выполнении самостоятельного практического задания соблюдайте правила техники безопасности и охраны труда.
По окончании выполнения самостоятельной работы составьте письменный или устный отчет в соответствии с теми методическими указаниями по оформлению отчета, которые вы получили от преподавателя или в методических указаниях.
Сдайте готовую работу преподавателю для проверки точно в срок.
Участвуйте в обсуждении полученных результатов самостоятельной работы.
Задания самостоятельной работы
Вид самостоятельной работы: Составление кроссвордов
Методические указания
1. Ознакомьтесь со списком рекомендуемой литературы и источников.
2. Повторите теоретический материал, соответствующий теме кроссворда, воспользовавшись конспектом лекции, материалом учебника, справочной литературой.
3. Продумайте вопросы по вертикали и горизонтали, соблюдая правила составления кроссвордов.
4. Составьте сетку-эталон кроссворда, сразу вписывая в сетку слова-ответы; составление кроссворда начинают с самых длинных слов; слова должны быть в именительном падеже и единственном числе, кроме слов, которые не имеют единственного числа.
5. Запишите определения к словам по горизонтали и вертикали.
6. Проведите анализ и самоконтроль составленного кроссворда, проверьте орфографию.
7. Оформите второй вариант кроссворда с пустой сеткой.
Критерии оценки кроссворда
Критерии оценки | Работа выполнена | Работа выполнена неполностью | Работа невыполнена |
Грамотность вопределениях терминов | Термины и определения написаны грамотно, допускается1ошибка | Есть незначительное количество грамматических ошибок (2-3) | Обучающийся работу не выполнил вовсе. Значительное количество грамматических ошибок (более 5) В содержании кроссворда используется много (более 2/3) терминов не по изучаемой теме; Определение терминов не точны либо пространны, либо слишком кратки. Определения содержат явную подсказку термина. Отчет выполнен и оформлен небрежно, без соблюдения установленных требований. |
Уровеньсложностисоставленныхвопросов | В содержании кроссворда используются термины по изучаемой теме; определение терминов не вызывает у обучающегося затруднений | В содержании кроссворда используется несколько терминов не по изучаемой теме; Определение терминов вызывает у обучающегося некоторые затруднения |
Правильностьоформленияотчета | Кроссворд оформлен аккуратно и точно в соответствии с правилами оформления. Объем отчета соответствует регламенту. | Кроссворд оформлен недостаточно аккуратно. Объем отчета превышает регламент. |
Творческийподход коформлению | Кроссворд оформлен иллюстрациями Сетка кроссворда имеет заливку, красочно оформлена При оформлении кроссворда использовано специальное программное обеспечение | Кроссворд оформлен иллюстрациями, но некоторые из них не соответствуют теме кроссворда При оформлении кроссворда не использовалось специальное программное обеспечение |
Вид самостоятельной работы: Работа с таблицами
Методические указания
1. Ознакомьтесь со списком рекомендуемой литературы и источников.
2. Повторите лекционный материал и учебный материал, касающийся выбранной темы.
3. Внимательно изучите разделы таблицы, названия строк и столбцов.
4. Продумайте ход заполнения таблицы.
5. Заполните ячейки таблицы.
a. Заголовки столбцов и строк таблицы следует писать с прописной буквы в единственном числе, а подзаголовки столбцов – со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение.
b. В конце заголовков и подзаголовков столбцов и строк точки не ставят.
c. Разделять заголовки и подзаголовки боковых столбцов диагональными линиями не допускается.
d. Заголовки столбцов, как правило, записывают параллельно строкам таблицы, но при необходимости допускается их перпендикулярное расположение.
6. Оформите таблицу в соответствии с требованиями к оформлению таблиц.
7. Проведите самоконтроль результатов заполнения таблицы
Критерии оценки работы с таблицами
Критерии оценки | Работа выполнена | Работа выполнена неполностью | Работа невыполнена |
Соответствиепредставленнойвтаблице информациизаданнойтеме | Содержание таблицы полностью соответствует заданной теме | Содержание материала в таблице соответствует заданной теме, но есть недочеты и Незначительные ошибки. | Обучающийся работу не выполнил вовсе. Содержание ячеек таблицы не соответствует заданной теме. Имеются незаполненные ячейки или серьезные множественные ошибки. Отчет выполнен и оформлен небрежно, без соблюдения установленных требований |
Лаконичностьи четкостьизложенияматериала втаблице | Материал в таблице излагается четко и лаконично, без лишнего текста и пояснений. | Ячейки таблицы заполнены материалом, подходящим по смыслу, но представляет собой пространные пояснения и многословный текст |
Правильностьоформления | Оформление таблицы полностью соответствует требованиям. | В оформлении таблицы имеются незначительные Недочеты и небольшая небрежность. |
Вид самостоятельной работы: Подготовка к практическим работам
Методические указания
1. Ознакомьтесь с темой практического занятия, его целями и задачами.
2. Изучите перечень знаний и умений, которыми должен овладеть обучающийся в ходе практического занятия.
3. Ознакомьтесь со списком литературы и источников.
4. Изучите рекомендации к практической работе.
5. Прочитайте лекционный материал по теме занятия в конспекте.
6. Прочитайте материал по теме практической работы в рекомендованных источниках.
7. Ответьте на контрольные вопросы.
8. Выпишите формулы, другую необходимую информацию из справочной литературы.
9. Сделайте заготовку отчета.
Повторите правила организации и охраны труда при выполнении данной практической работы.
Вид самостоятельной работы: Составление схем
Методические указания
1. Ознакомьтесь со списком рекомендуемой литературы и источников, изучите рекомендации.
2. Повторите лекционный и учебный материал по выбранной теме.
3. Изучите разделы текста основного источника, установите логические связи между ними.
4. Подберите факты для составления схемы внутри каждого раздела, выделите среди них основные понятия и определите ключевые слова, фразы, помогающие раскрыть суть каждого основного понятия.
5. Сгруппируйте основные понятия в логической последовательности и дайте название выделенным группам.
6. Начертите схему, используя плоскостные геометрические фигуры (многоугольники, прямоугольники, круги) с надписями и линиями связи.
7. Заполните схему данными.
8. Оформите схему в соответствии с требованиями к оформлению схем.
9. Проведите анализ и самоконтроль подготовленной схемы.
Критерии оценки работы по составлению схем
Критерии оценки | Работа выполнена | Работа выполнена неполностью | Работа невыполнена |
Соответствие представленной в схеме информации заданной теме | Содержание схемы полностью соответствует заданной теме | Содержание материала в схеме соответствует заданной теме, но есть недочеты и незначительные ошибки. | Обучающийся работу не выполнил вовсе. Содержание блоков схемы не соответствует заданной теме. Имеются множественные логические ошибки в связях между блоками схемы. Отчет выполнен и оформлен небрежно, без соблюдения установленных требований |
Читаемость, логичность, лаконичность схемы | Материал в схеме излагается четко и лаконично, схема читается легко, связи между блоками определяются логикой изложения материала. | Материал в схеме излагается недостаточно четко и лаконично, кое-где нарушены логические связи между блоками схемы. |
Правильность оформления | Оформление схемы полностью соответствует требованиям. | В оформлении схемы имеются незначительные недочеты и небольшая небрежность. |
Вид самостоятельной работы: Составление глоссария
Глоссарий – словарь определенных понятий или терминов в какой-либо отрасли знаний с толкованием, иногда переводом на другой язык, комментариями и примерами.
Методические указания
1. Определите вид глоссария, который вам предстоит составить, и его назначение.
2. Ознакомьтесь со списком рекомендуемой литературы и источников.
3. Найдите в тексте термины и понятия, требующие объяснения. Составьте из них список.
4. Для каждого термина, понятия подберите объяснение его значения в двух-трех источниках (словарях, энциклопедиях, учебной литературе, сети Интернет).
5. Составьте статью глоссария из двух частей:
- точная формулировка термина (понятия) в именительном падеже;
- содержательная часть, раскрывающая смысл данного термина.
6. В глоссарий можно включать отдельные термины (понятия), целые фразы.
7. При составлении глоссария для реферата (сообщения) его размещают в конце работы (перед списком литературы).
8. При составлении тематического глоссария воспользуйтесь предложенной формой оформления.
9. Оформить глоссарий можно в рукописном варианте (в рабочей тетради) или пользуясь текстовым процессором, используя предложенную форму
Критерии оценки работы по составлению глоссария
Критерииоценки | Работа выполнена | Работа выполнена неполностью | Работа не выполнена |
Соответствие термина и объяснения его значения-6 баллов Соблюдение структуры статьи глоссария– 4 балла | Подобранное определения термина соответствует его значению полностью -6 баллов Выдержаны все требования к структуре и оформлению глоссария-6 баллов | Глоссарий составлен с небольшими неточностями –минус 1 балл При составлении статей допущены незначительные ошибки, есть несоответствие при оформлении глоссария –минус2 балла. | Обучающийся работу не выполнил вовсе–минус12 баллов. при составлении глоссария допущены грубые ошибки минус12 баллов. |
Четкость и аккуратностьприоформлении-2балла | | Глоссарий выполнен и оформлен небрежно, без соблюдения установленных требований–минус3 баллов | |
12баллов | 12баллов | Минус6 баллов | Минус12 баллов |
Максимальное количество баллов -12 Отметка«2»-менее 6 баллов Отметка «3»-6 – 8 баллов Отметка«4»- 9-10 баллов Отметка«5»-11-12 баллов |
Вид самостоятельной работы: Поиск информации в Интернете
Методические указания
1. Внимательно изучите тему и формулировку задания;
2. Выпишите ключевые слова, чтобы определить объект поиска, сформулировать, какую информацию необходимо найти. Правильно будет дать в запрос одно или два ключевых слова, связанных с искомой темой;
3. Откройте браузер и воспользуйтесь наиболее распространенными поисковыми машинами (Яндекс, Google, Rambler, Mail);
4. Введите запрос и проверьте орфографию запроса;
5. Выберите в результатах поиска тот документ, содержание которого ближе к искомой теме, чем остальные, и нажмите на ссылку «найти похожие документы»;
6. Изучите несколько (до 10-ти) документов, соответствующих запросу, критически осмысливая, сравнивая и анализируя найденную информацию;
7. Заполните форму отчета (можно копировать фрагменты информации с сайтов);
8. Обязательно скопируйте адреса сайтов, информацией которых воспользовались, чтобы дать ссылку на авторство в своем отчете.
Критерии оценки поиска информации в Интернете
Критерии оценки | Работа выполнена | Работа выполнена неполностью | Работа невыполнена |
Соответствие представленной информации заданной теме | Содержание найденной информации полностью соответствует заданной теме, тема задания раскрыта полностью | Содержание найденной информации соответствует заданной теме, но в тексте есть отклонения от темы задания или тема задания раскрыта не полностью. Слишком краткий (неполный) либо слишком пространный текст Найденной информации. | Обучающийся работу не выполнил вовсе. Содержание найденной информации не соответствует заданной теме, тема не раскрыта. Информационный материал имеет значительные отклонения от требований по структуре, в изложении материала значительно нарушена логика; Содержание информационного материала по изучаемой теме представлено не в полном объеме; Отсутствует список использованных интернет-источников Текст материала оформлен неаккуратно. Оформление не соответствует требованиям. Объем текста информационного материала не соответствует регламенту (в меньшую или большуюсторону). |
Структура, логичность, полнота представления материала, Достаточность объема списка используемых интернет-источников | Информационный материал структурирован согласно требованиям, изложен логично; Содержание информационного материала по изучаемой теме представлено в полном объеме; Список использованных интернет-источников содержит не менее 5ссылок | Информационный материал структурирован с небольшими отклонениями от требований, в изложении материала незначительно нарушена логика; Содержание информационного материала по изучаемой теме представлено в недостаточно полном объеме; Список использованных интернет-источников Содержит менее 5ссылок |
Правильность оформления | Текст сообщенияоформлен аккуратно иточно в соответствии справилами оформленияитребованиями. Объем текста найденного материаласоответствуетрегламенту. | Текст сообщения оформлен недостаточно аккуратно. Присутствуют неточности в оформлении и незначительные отступления от требований. Объем текста сообщения не соответствует регламенту (в меньшую или большую) сторону). |
Вид самостоятельной работы: Решение ситуационных задач
Методические указания
Внимательно прочитайте содержание ситуационной задачи.
Определите тему, к которой эта задача относится.
Изучите материалы, относящиеся к данной теме.
Проанализируйте представленную ситуацию, используя изученную информацию.
Определите вариант решения ситуационной задачи.
Подберите аргументы в защиту предложенного решения, обоснуйте.
Изложите (письменно или устно) последовательность решения задачи.
оценка «отлично»: ответ на вопрос задачи дан правильный. Объяснение хода ее решения подробное, последовательное, грамотное, с теоретическими обоснованиями, с правильным и свободным владением терминологией; ответы на дополнительные вопросы верные, четкие.
оценка «хорошо»: ответ на вопрос задачи дан правильный. Объяснение хода ее решения подробное, но недостаточно логичное, с единичными ошибками в деталях, некоторыми затруднениями в теоретическом обосновании, ответы на дополнительные вопросы верные, но недостаточно четкие.
оценка «удовлетворительно»: ответ на вопрос задачи дан правильный. Объяснение хода ее решения недостаточно полное, непоследовательное, с ошибками, слабым теоретическим обоснованием, ответы на дополнительные вопросы недостаточно четкие, с ошибками в деталях.
оценка «неудовлетворительно»: ответ на вопрос задачи дан не правильный. Объяснение хода ее решения дано неполное, непоследовательное, с грубыми ошибками, без теоретического обоснования, ответы на дополнительные вопросы неправильные или отсутствуют.
Перечень учебно-методического и информационного обеспечения
Основные источники:
Михеева. Е. В. Информационные технологии в профессиональной деятельности Серия: Среднее профессиональное образование – М.:: Академия. 2009
Федотова Е. Л.. Информационные технологии в профессиональной деятельности Серия: Профессиональное образование – М,: Форум, Инфра-М. 2009.
Филимонова Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности. - Ростов на Дону: Феникс:, 2010 г.
Дополнительные источники:
Бастриков М.В., Пономарёв О.П. Информационные технологии управления: Учебное пособие. - Калининград: Изд-во Ин-та "КВШУ", 2009г.
Гергенов А.С. Информационные технологии в управлении. Учебное пособие. - Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2009.
Гришин В.Н., Панфилова Е.Е.; Информационные технологии в профессиональной деятельности – М.: Инфра-М; 2009.;
Елинова Г.Г. Информационные технологии в профессиональной деятельности: Краткий курс лекций. - Оренбург: ГОУ ОГУ, 2009.
Саак А.Э., Пахомов Е.В., Тюшняков В.Н. Информационные технологии управления Изд. 2-е СПб.: Питер, 2009.
Интернет-ресурсы:
http://www.curator.ru/physics/it_school.html - информационные ресурсы в среднем профильном образовании
http://www.library.ispu.ru/knigi/resursy-internet/informacionno- obrazovatelnye-resursy -информационно-образовательные ресурсы: библиотека ИГЭУ
http://sch1106.mosuzedu.ru/edresurs.html - образовательные ресурсы сети Интернет
http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00058193_0.html - Методы проведения урока с применением ИТ и информационных ресурсов сети Интернет
http://www.intuit.ru/catalog/ - Университет Информационных Технологий