СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические указания по выполнению обучающимися самостоятельной работы по дисциплине ОП.06 «Информационные технологии в профессиональной деятельности» ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ: 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические указания к выполнению обучающимися самостоятельной работы по дисциплине ОП.06 «Информационные технологии в профессиональной деятельности» предназначены для студентов  по программе подготовки специалистов среднего звена 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений».

Просмотр содержимого документа
«Методические указания по выполнению обучающимися самостоятельной работы по дисциплине ОП.06 «Информационные технологии в профессиональной деятельности» ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ: 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»»

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«РЫЛЬСКИЙ АГРАРНЫЙ ТЕХНИКУМ»















Методические указания

по выполнению обучающимися самостоятельной работы по дисциплине

ОП.06 «Информационные технологии в профессиональной деятельности»




ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ: 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»






















Рыльск, 2021г.

Оглавление


  1. Пояснительная записка 3

  2. Планирование самостоятельной работы 5

  3. Общие рекомендации обучающемуся по выполнению заданий самостоятельной работы 7

  4. Задания самостоятельной работы 8

  5. Перечень учебно-методического и информационного обеспечения 19




Пояснительная записка


Методические указания к выполнению обучающимися самостоятельной работы по дисциплине ОП.06 «Информационные технологии в профессиональной деятельности» предназначены для студентов по программе подготовки специалистов среднего звена 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»

Цель методических указаний: оказание помощи обучающимся в выполнении самостоятельной работы по дисциплине ОП.06 «Информационные технологии в профессиональной деятельности».

Местодисциплинывструктуреосновнойпрофессиональнойобразовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл и относится к профессиональным дисциплинам.

Цели и задачи дисциплины–требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- применять программное обеспечение, компьютерные и телекоммуникационные средства в профессиональной деятельности;

- отображать информацию с помощью принтеров, плоттеров и средств мультимедиа;

- устанавливать пакеты прикладных программ.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности;

- основные этапы решения задач с помощью электронно-вычислительных машин;

- перечень периферийных устройств, необходимых для реализации автоматизированного рабочего места на базе персонального компьютера;

- технологию поиска информации;

- технологию освоения пакетов прикладных программ.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития. Заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности

ПК 1.2. Разрабатывать архитектурно-строительные чертежи с использованием информационных технологий.

ПК 1.3. Выполнять несложные расчеты и конструирование строительных конструкций.

ПК 1.4. Участвовать в разработке проекта производства работ с применением информационных технологий.

ПК 2.3. Проводить оперативный учет объемов выполняемых работ и расхода материальных ресурсов.

ПК 3.1. Осуществлять оперативное планирование деятельности структурных подразделений при проведении строительно-монтажных работ, текущего содержания и реконструкции строительных объектов.

ПК 3.2. Обеспечивать работу структурных подразделений при выполнении производственных задач.

ПК 3.3. Контролировать и оценивать деятельность структурных подразделений.

ПК 3.4. Обеспечивать соблюдения требований охраны труда, безопасности жизнедеятельности и защиту окружающей среды при выполнении строительно-монтажных и ремонтных работ и работ по реконструкции строительных объектов.

Рекомендуемоеколичествочасовнаосвоениепрограммыдисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося - 99 часов,

в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 66 часов;

самостоятельнойработы обучающегося-33 часа.


Планирование самостоятельной работы


Наименование

разделов и тем

Содержание самостоятельной работы обучающихся

Количество часов, отведенных на самостоятельную работу

Форма

представления

результатов

1

2

3

4

Раздел 1. Основы информационных технологий

Составление схемы «Характерные черты информационного общества»

Составление таблицы «Этапы развития информационных технологий»

Подготовка к практическим работам

Поиск информации в Интернете на тему: «Характеристика АРМ строителя»

6

Схема «Характерные черты информационного общества»

Таблица «Этапы развития информационных технологий»

Отчет «Характеристика АРМ строителя»

Заготовка отчета к практическим работам

Раздел 2. Технология обработки текстовой информации

Составление глоссария «Текстовый процессор»

Составление схемы «Объекты текстового процессора MSWord и их свойства»

Подготовка к практическим работам

4

Глоссарий «Текстовый процессор»

Схема «Объекты текстового процессора MSWord и их свойства»

Заготовка отчета к практическим работам

Раздел 3. Технология обработки числовой информации

Решение ситуационных задач

Составление кроссворда «Табличный процессор»

Подготовка к практическим работам

8

Решение ситуационных задач

Кроссворд «Табличный процессор»

Заготовка отчета к практическим работам

Раздел 4. Обработка экономической информации в табличном процессоре MSExcel

Решение ситуационных задач

Подготовка к практическим работам

4

Решение ситуационных задач

Заготовка отчета к практическим работам

Раздел 5. Мультимедийные технологии обработки и представления информации

Составление таблицы «Классификация мультимедиа устройств и их основные функции»

2

Таблица «Классификация мультимедиа устройств и их основные функции»

Раздел 6. Основы проектирования в САПР Компас 3D-LT

Решение ситуационных задач

Подготовка к практическим работам

4

Решение ситуационных задач

Заготовка отчета к практическим работам

Раздел 7. Телекоммуникационные технологии

Составление глоссария «Службы Интернета»

Оформление схемы «Разработка сайта от А до Я»

4

Глоссарий «Службы Интернета»

Схема«Разработка сайта от А до Я»

Раздел 8.Основы информационной и компьютерной безопасности

Составление таблицы «Правовые методы защиты информации»

1

Таблица «Правовые методы защиты информации»


Общие рекомендации обучающемуся по выполнению заданий самостоятельной работы


  1. Внимательно прочитайте название темы, цели и задачи самостоятельной работы.

  2. Внимательно изучите методические указания по выполнению самостоятельной работы.

  3. Ознакомьтесь со списком литературы и источников по заданной теме самостоятельной работы.

  4. Повторите весь теоретический материал по конспектам и другим источникам, относящийся к теме самостоятельной работы, ответьте на контрольные вопросы по изученному материалу.

  5. Подготовьте все необходимое для выполнения задания, рационально организуйте рабочее место.

  6. Продумайте ход выполнения работы.

  7. Если ваша работа связана с использованием ИКТ, проверьте наличие и работоспособность программного обеспечения, необходимого для выполнения задания.

  8. Если при выполнении самостоятельной работы применяется групповое или коллективное выполнение задания, старайтесь поддерживать в коллективе нормальный психологический климат, грамотно распределить роли и обязанности.

  9. При выполнении самостоятельного практического задания соблюдайте правила техники безопасности и охраны труда.

  10. По окончании выполнения самостоятельной работы составьте письменный или устный отчет в соответствии с теми методическими указаниями по оформлению отчета, которые вы получили от преподавателя или в методических указаниях.

  11. Сдайте готовую работу преподавателю для проверки точно в срок.

  12. Участвуйте в обсуждении полученных результатов самостоятельной работы.


Задания самостоятельной работы


Вид самостоятельной работы: Составление кроссвордов

Методические указания

1. Ознакомьтесь со списком рекомендуемой литературы и источников.

2. Повторите теоретический материал, соответствующий теме кроссворда, воспользовавшись конспектом лекции, материалом учебника, справочной литературой.

3. Продумайте вопросы по вертикали и горизонтали, соблюдая правила составления кроссвордов.

4. Составьте сетку-эталон кроссворда, сразу вписывая в сетку слова-ответы; составление кроссворда начинают с самых длинных слов; слова должны быть в именительном падеже и единственном числе, кроме слов, которые не имеют единственного числа.

5. Запишите определения к словам по горизонтали и вертикали.

6. Проведите анализ и самоконтроль составленного кроссворда, проверьте орфографию.

7. Оформите второй вариант кроссворда с пустой сеткой.

Критерии оценки кроссворда

Критерии

оценки

Работа выполнена

Работа выполнена

неполностью

Работа

невыполнена

Грамотность вопределениях

терминов

Термины и определения написаны грамотно,

допускается1ошибка

Есть незначительное количество грамматических

ошибок (2-3)

Обучающийся работу не выполнил вовсе.

Значительное количество грамматических ошибок (более 5) В содержании кроссворда

используется много (более 2/3) терминов не по изучаемой теме; Определение терминов не точны либо пространны,

либо слишком кратки. Определения содержат явную подсказку термина.

Отчет выполнен и оформлен небрежно, без соблюдения установленных требований.

Уровеньсложностисоставленныхвопросов

В содержании кроссворда используются термины по изучаемой теме; определение терминов не

вызывает у обучающегося затруднений

В содержании кроссворда используется несколько терминов не по изучаемой теме;

Определение терминов вызывает у обучающегося некоторые затруднения

Правильностьоформленияотчета

Кроссворд оформлен аккуратно и точно в соответствии с правилами оформления. Объем отчета соответствует регламенту.

Кроссворд оформлен недостаточно аккуратно.

Объем отчета превышает регламент.

Творческийподход коформлению

Кроссворд оформлен иллюстрациями

Сетка кроссворда имеет заливку, красочно оформлена

При оформлении кроссворда использовано специальное программное обеспечение

Кроссворд оформлен иллюстрациями, но некоторые из них не соответствуют теме кроссворда

При оформлении кроссворда не использовалось специальное программное обеспечение



Вид самостоятельной работы: Работа с таблицами


Методические указания

1. Ознакомьтесь со списком рекомендуемой литературы и источников.

2. Повторите лекционный материал и учебный материал, касающийся выбранной темы.

3. Внимательно изучите разделы таблицы, названия строк и столбцов.

4. Продумайте ход заполнения таблицы.

5. Заполните ячейки таблицы.

a. Заголовки столбцов и строк таблицы следует писать с прописной буквы в единственном числе, а подзаголовки столбцов – со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение.

b. В конце заголовков и подзаголовков столбцов и строк точки не ставят.

c. Разделять заголовки и подзаголовки боковых столбцов диагональными линиями не допускается.

d. Заголовки столбцов, как правило, записывают параллельно строкам таблицы, но при необходимости допускается их перпендикулярное расположение.

6. Оформите таблицу в соответствии с требованиями к оформлению таблиц.

7. Проведите самоконтроль результатов заполнения таблицы

Критерии оценки работы с таблицами

Критерии

оценки

Работа выполнена

Работа выполнена

неполностью

Работа

невыполнена

Соответствиепредставленнойвтаблице

информациизаданнойтеме

Содержание таблицы полностью соответствует заданной теме

Содержание материала в таблице соответствует заданной теме, но есть недочеты и

Незначительные ошибки.

Обучающийся работу не выполнил вовсе.

Содержание ячеек таблицы не соответствует заданной теме.

Имеются незаполненные ячейки или серьезные множественные ошибки. Отчет выполнен и оформлен небрежно, без соблюдения установленных требований

Лаконичностьи четкостьизложенияматериала втаблице

Материал в таблице излагается четко и лаконично, без лишнего текста и пояснений.

Ячейки таблицы заполнены материалом, подходящим по смыслу, но представляет собой пространные пояснения и многословный текст

Правильностьоформления

Оформление таблицы полностью соответствует требованиям.

В оформлении таблицы имеются незначительные

Недочеты и небольшая небрежность.


Вид самостоятельной работы: Подготовка к практическим работам


Методические указания

1. Ознакомьтесь с темой практического занятия, его целями и задачами.

2. Изучите перечень знаний и умений, которыми должен овладеть обучающийся в ходе практического занятия.

3. Ознакомьтесь со списком литературы и источников.

4. Изучите рекомендации к практической работе.

5. Прочитайте лекционный материал по теме занятия в конспекте.

6. Прочитайте материал по теме практической работы в рекомендованных источниках.

7. Ответьте на контрольные вопросы.

8. Выпишите формулы, другую необходимую информацию из справочной литературы.

9. Сделайте заготовку отчета.

Повторите правила организации и охраны труда при выполнении данной практической работы.





Вид самостоятельной работы: Составление схем


Методические указания

1. Ознакомьтесь со списком рекомендуемой литературы и источников, изучите рекомендации.

2. Повторите лекционный и учебный материал по выбранной теме.

3. Изучите разделы текста основного источника, установите логические связи между ними.

4. Подберите факты для составления схемы внутри каждого раздела, выделите среди них основные понятия и определите ключевые слова, фразы, помогающие раскрыть суть каждого основного понятия.

5. Сгруппируйте основные понятия в логической последовательности и дайте название выделенным группам.

6. Начертите схему, используя плоскостные геометрические фигуры (многоугольники, прямоугольники, круги) с надписями и линиями связи.

7. Заполните схему данными.

8. Оформите схему в соответствии с требованиями к оформлению схем.

9. Проведите анализ и самоконтроль подготовленной схемы.

Критерии оценки работы по составлению схем

Критерии

оценки

Работа выполнена

Работа выполнена

неполностью

Работа

невыполнена

Соответствие представленной в схеме информации заданной теме

Содержание схемы полностью соответствует заданной теме

Содержание материала в схеме соответствует

заданной теме, но есть недочеты и незначительные ошибки.

Обучающийся работу не выполнил вовсе.

Содержание блоков схемы не соответствует заданной теме.

Имеются множественные логические ошибки в связях между блоками схемы.

Отчет выполнен и оформлен небрежно, без соблюдения установленных требований

Читаемость, логичность, лаконичность схемы

Материал в схеме излагается четко и лаконично, схема читается легко, связи между блоками

определяются логикой изложения материала.

Материал в схеме излагается недостаточно четко и лаконично, кое-где нарушены логические связи между блоками схемы.

Правильность оформления

Оформление схемы полностью соответствует требованиям.

В оформлении схемы имеются незначительные недочеты и небольшая небрежность.

Вид самостоятельной работы: Составление глоссария


Глоссарий – словарь определенных понятий или терминов в какой-либо отрасли знаний с толкованием, иногда переводом на другой язык, комментариями и примерами.

Методические указания

1. Определите вид глоссария, который вам предстоит составить, и его назначение.

2. Ознакомьтесь со списком рекомендуемой литературы и источников.

3. Найдите в тексте термины и понятия, требующие объяснения. Составьте из них список.

4. Для каждого термина, понятия подберите объяснение его значения в двух-трех источниках (словарях, энциклопедиях, учебной литературе, сети Интернет).

5. Составьте статью глоссария из двух частей:

- точная формулировка термина (понятия) в именительном падеже;

- содержательная часть, раскрывающая смысл данного термина.

6. В глоссарий можно включать отдельные термины (понятия), целые фразы.

7. При составлении глоссария для реферата (сообщения) его размещают в конце работы (перед списком литературы).

8. При составлении тематического глоссария воспользуйтесь предложенной формой оформления.

9. Оформить глоссарий можно в рукописном варианте (в рабочей тетради) или пользуясь текстовым процессором, используя предложенную форму


Критерии оценки работы по составлению глоссария

Критерииоценки

Работа выполнена

Работа выполнена

неполностью

Работа

не выполнена

Соответствие термина и объяснения его значения-6 баллов


Соблюдение структуры статьи глоссария–

4 балла

Подобранное определения термина соответствует его значению полностью

-6 баллов

Выдержаны все требования к структуре и оформлению глоссария-6 баллов

Глоссарий составлен с небольшими неточностями –минус 1 балл


При составлении статей

допущены незначительные ошибки,

есть несоответствие при оформлении глоссария –минус2 балла.

Обучающийся работу не выполнил вовсе–минус12 баллов.


при составлении глоссария допущены грубые ошибки минус12 баллов.

Четкость и аккуратностьприоформлении-2балла



Глоссарий выполнен и оформлен небрежно, без

соблюдения установленных требований–минус3 баллов


12баллов

12баллов

Минус6 баллов

Минус12 баллов

Максимальное количество баллов -12

Отметка«2»-менее 6 баллов Отметка «3»-6 – 8 баллов

Отметка«4»- 9-10 баллов Отметка«5»-11-12 баллов



Вид самостоятельной работы: Поиск информации в Интернете

Методические указания

1. Внимательно изучите тему и формулировку задания;

2. Выпишите ключевые слова, чтобы определить объект поиска, сформулировать, какую информацию необходимо найти. Правильно будет дать в запрос одно или два ключевых слова, связанных с искомой темой;

3. Откройте браузер и воспользуйтесь наиболее распространенными поисковыми машинами (Яндекс, Google, Rambler, Mail);

4. Введите запрос и проверьте орфографию запроса;

5. Выберите в результатах поиска тот документ, содержание которого ближе к искомой теме, чем остальные, и нажмите на ссылку «найти похожие документы»;

6. Изучите несколько (до 10-ти) документов, соответствующих запросу, критически осмысливая, сравнивая и анализируя найденную информацию;

7. Заполните форму отчета (можно копировать фрагменты информации с сайтов);

8. Обязательно скопируйте адреса сайтов, информацией которых воспользовались, чтобы дать ссылку на авторство в своем отчете.

Критерии оценки поиска информации в Интернете

Критерии оценки

Работа выполнена

Работа выполнена неполностью

Работа

невыполнена

Соответствие представленной информации

заданной теме

Содержание найденной информации полностью соответствует заданной теме, тема задания раскрыта полностью

Содержание найденной информации соответствует заданной теме, но в тексте есть отклонения от темы задания или тема задания раскрыта не полностью.

Слишком краткий (неполный) либо слишком пространный текст

Найденной информации.

Обучающийся работу не выполнил вовсе.

Содержание найденной информации не

соответствует заданной теме, тема не раскрыта.

Информационный материал имеет

значительные отклонения от требований по

структуре, в изложении материала значительно нарушена логика; Содержание информационного

материала по изучаемой теме представлено не в полном объеме; Отсутствует список использованных интернет-источников

Текст материала оформлен неаккуратно.

Оформление не соответствует требованиям.

Объем текста информационного материала не

соответствует регламенту (в меньшую или большуюсторону).

Структура, логичность, полнота представления материала,

Достаточность объема списка используемых интернет-источников

Информационный материал

структурирован согласно требованиям, изложен логично;

Содержание информационного

материала по изучаемой теме представлено в полном объеме;

Список использованных интернет-источников

содержит не менее 5ссылок

Информационный материал структурирован с небольшими отклонениями от требований, в изложении материала незначительно нарушена логика;

Содержание информационного

материала по изучаемой теме представлено в недостаточно полном объеме;

Список использованных интернет-источников

Содержит менее 5ссылок

Правильность оформления

Текст сообщенияоформлен аккуратно иточно в соответствии справилами оформленияитребованиями.

Объем текста

найденного материаласоответствуетрегламенту.

Текст сообщения оформлен недостаточно аккуратно.

Присутствуют неточности в оформлении и

незначительные отступления от требований. Объем текста сообщения не соответствует регламенту (в меньшую или большую)

сторону).


Вид самостоятельной работы: Решение ситуационных задач

Методические указания

  1. Внимательно прочитайте содержание ситуационной задачи.

  2. Определите тему, к которой эта задача относится.

  3. Изучите материалы, относящиеся к данной теме.

  4. Проанализируйте представленную ситуацию, используя изученную информацию.

  5. Определите вариант решения ситуационной задачи.

  6. Подберите аргументы в защиту предложенного решения, обоснуйте.

  7. Изложите (письменно или устно) последовательность решения задачи.



оценка «отлично»: ответ на вопрос задачи дан правильный. Объяснение хода ее решения подробное, последовательное, грамотное, с теоретическими обоснованиями, с правильным и свободным владением терминологией; ответы на дополнительные вопросы верные, четкие.

оценка «хорошо»: ответ на вопрос задачи дан правильный. Объяснение хода ее решения подробное, но недостаточно логичное, с единичными ошибками в деталях, некоторыми затруднениями в теоретическом обосновании, ответы на дополнительные вопросы верные, но недостаточно четкие.

оценка «удовлетворительно»: ответ на вопрос задачи дан правильный. Объяснение хода ее решения недостаточно полное, непоследовательное, с ошибками, слабым теоретическим обоснованием, ответы на дополнительные вопросы недостаточно четкие, с ошибками в деталях.

оценка «неудовлетворительно»: ответ на вопрос задачи дан не правильный. Объяснение хода ее решения дано неполное, непоследовательное, с грубыми ошибками, без теоретического обоснования, ответы на дополнительные вопросы неправильные или отсутствуют.



Перечень учебно-методического и информационного обеспечения


Основные источники:

  1. Михеева. Е. В. Информационные технологии в профессиональной деятельности Серия: Среднее профессиональное образование – М.:: Академия. 2009

  2. Федотова Е. Л.. Информационные технологии в профессиональной деятельности Серия: Профессиональное образование – М,: Форум, Инфра-М. 2009.

  3. Филимонова Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности. - Ростов на Дону: Феникс:, 2010 г.

Дополнительные источники:

    1. Бастриков М.В., Пономарёв О.П. Информационные технологии управления: Учебное пособие. - Калининград: Изд-во Ин-та "КВШУ", 2009г.

    2. Гергенов А.С. Информационные технологии в управлении. Учебное пособие. - Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2009.

    3. Гришин В.Н., Панфилова Е.Е.; Информационные технологии в профессиональной деятельности – М.: Инфра-М; 2009.;

    4. Елинова Г.Г. Информационные технологии в профессиональной деятельности: Краткий курс лекций. - Оренбург: ГОУ ОГУ, 2009.

    5. Саак А.Э., Пахомов Е.В., Тюшняков В.Н. Информационные технологии управления Изд. 2-е СПб.: Питер, 2009.

Интернет-ресурсы:

  1. http://www.curator.ru/physics/it_school.html - информационные ресурсы в среднем профильном образовании

  2. http://www.library.ispu.ru/knigi/resursy-internet/informacionno- obrazovatelnye-resursy -информационно-образовательные ресурсы: библиотека ИГЭУ

  3. http://sch1106.mosuzedu.ru/edresurs.html - образовательные ресурсы сети Интернет

  4. http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00058193_0.html - Методы проведения урока с применением ИТ и информационных ресурсов сети Интернет

  5. http://www.intuit.ru/catalog/ - Университет Информационных Технологий